Вы здесь

Неклассическая и современная философия. История учений в конспективном изложении. ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ (И. С. Качай)

ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Уолт Уитмен Ростоу

1916 – 2003


«Стадии экономического роста», «Процесс экономического роста», «Теоретики экономического роста»

Пять стадий экономического роста человечества:

1. традиционное общество – аграрное иерархичное общество;

2. переходное общество – централизованное государство с развитым сельским хозяйством;

3. общество стадии сдвига – эпоха промышленной революции;

4. общество стадии зрелости – индустриальное общество;

5. общество эры высокого массового потребления – доминирование сферы услуг.

Экономика есть результат субъективного принятия решений и выбора. Место классового деления общества занимает профессиональное разделение труда. Социализм и коммунизм есть болезнь, исчезающая в эру высокого массового потребления.

Дэниэл Белл

1919 – 2011

«Конец идеологии», «К 2000 году», «Грядущее постиндустриальное общество», «Противоречия капитализма в сфере культуры»

Три эпохи истории человечества:

1. аграрное общество – добывающее общество, основанное на добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, рыболовстве и заготовке леса;

2. индустриальное общество — производящее общество, основанное на производстве энергии и машинной технологии для изготовления товаров;

3. постиндустриальное (информационное) общество — обрабатывающее общество, основанное на информационной технологии.

Бурное развитие науки и техники устраняет социальные революции, поэтому индустриальное общество сменится постиндустриальным, характеризующимся распространением компьютеров, экономикой обслуживания, технократией, меритократией и вниманием к человеческим ценностям.

*Технократия – власть учёных.

*Меритократия – власть талантливых людей.

Три сферы общества:

1. экономика – управляется принципом эффективности;

2. политика – управляется принципом равенства;

3. культура – управляется принципом самореализации.

Кризис западного общества состоит в утрате единства экономики и культуры, преодолеваемой религиозным возрождением.

Олвин Тоффлер

1928 – 2016


«Футурошок», «Экоспазм», «Будущее потрясение», «Третья волна»

История есть непрерывное волновое движение. Современный мир стоит на пороге глобальных социальных изменений, сопоставимых с переходом человечества от варварства к цивилизации. Чем быстрее люди осознают необходимость перехода к новому историческому повороту, тем менее жестоким он будет.

Три волны развития цивилизации;

1. аграрное общество – оседлое земледелие;

2. индустриальное общество – промышленное производство;

3. постиндустриальное (информационное) общество – общество знания.

Индустриальное общество породило экологический и энергетический кризис. В информационном обществе принуждение и богатство заменяются знанием, т.к. на смену пролетариату приходит когнитариат, а на смену конфликту производителя и потребителя – произтребитель.

*Когнитариат – наёмные работники умственного труда.

Основой информационного общества является распространение компьютеров, потребительская экономика, минимизация труда, что порождает кратковременные отношения, разнородные ценности, усиление дифференциации общества и появление субкультур, что ведёт к одиночеству и утрате смысла жизни, чем пользуются секты и культы, компенсируя эти утраты, но полностью подчиняя людей, зачастую толкая их на путь терроризма и экстремизма.

*Субкультура – культура социальной группы, отличающаяся от господствующей культуры.

*Контркультура – культура социальной группы, враждебная господствующей культуре.

*Экстремизм – крайнее проявление крайних взглядов.

Три сферы общества:

1. техносфера – энергетика, производство и распределение;

2. социосфера – социально-политические институты, система ценностей и структура власти;

3. инфосфера – система социальной коммуникации и информации.

N.B. О. Тоффлер именовал свою теорию практиутопией.

*Практиутопия – практическая утопия.

Фрэнсис Фукуяма

р. 1952


«Конец истории и последний человек», «Великий разрыв»

Современные развитые страны находятся в состоянии великого разрыва между утратой старых норм и отсутствием новых, что порождает отсутствие доверия, распад семьи, падение рождаемости, потерю смысла жизни, рост преступности, одиночества и аномии, источником которых является чрезмерная индивидуализация людей, преодолеваемая возвращением к религиозности.

*Аномия – неустойчивость социальных и моральных норм.

История линейно прогрессирует в политике и экономике и циклично развивается в обществе. Человечество приближается к концу истории, т.е. победе либеральной демократии и капитализма над коммунизмом, что означает не конец событий, а конец революций и войн, искусства и философии.

*Либерализм – защита прав и свобод личности от диктата власти путём социальных реформ.

*Коммунизм – попытка построения идеального общества, основанного на социальном равенстве и отрицании частной собственности и тяжёлого труда.