ГЛАВА 4. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Уолт Уитмен Ростоу
1916 – 2003
«Стадии экономического роста», «Процесс экономического роста», «Теоретики экономического роста»
Пять стадий экономического роста человечества:
1. традиционное общество – аграрное иерархичное общество;
2. переходное общество – централизованное государство с развитым сельским хозяйством;
3. общество стадии сдвига – эпоха промышленной революции;
4. общество стадии зрелости – индустриальное общество;
5. общество эры высокого массового потребления – доминирование сферы услуг.
Экономика есть результат субъективного принятия решений и выбора. Место классового деления общества занимает профессиональное разделение труда. Социализм и коммунизм есть болезнь, исчезающая в эру высокого массового потребления.
Дэниэл Белл
1919 – 2011
«Конец идеологии», «К 2000 году», «Грядущее постиндустриальное общество», «Противоречия капитализма в сфере культуры»
Три эпохи истории человечества:
1. аграрное общество – добывающее общество, основанное на добыче полезных ископаемых, сельском хозяйстве, рыболовстве и заготовке леса;
2. индустриальное общество — производящее общество, основанное на производстве энергии и машинной технологии для изготовления товаров;
3. постиндустриальное (информационное) общество — обрабатывающее общество, основанное на информационной технологии.
Бурное развитие науки и техники устраняет социальные революции, поэтому индустриальное общество сменится постиндустриальным, характеризующимся распространением компьютеров, экономикой обслуживания, технократией, меритократией и вниманием к человеческим ценностям.
*Технократия – власть учёных.
*Меритократия – власть талантливых людей.
Три сферы общества:
1. экономика – управляется принципом эффективности;
2. политика – управляется принципом равенства;
3. культура – управляется принципом самореализации.
Кризис западного общества состоит в утрате единства экономики и культуры, преодолеваемой религиозным возрождением.
Олвин Тоффлер
1928 – 2016
«Футурошок», «Экоспазм», «Будущее потрясение», «Третья волна»
История есть непрерывное волновое движение. Современный мир стоит на пороге глобальных социальных изменений, сопоставимых с переходом человечества от варварства к цивилизации. Чем быстрее люди осознают необходимость перехода к новому историческому повороту, тем менее жестоким он будет.
Три волны развития цивилизации;
1. аграрное общество – оседлое земледелие;
2. индустриальное общество – промышленное производство;
3. постиндустриальное (информационное) общество – общество знания.
Индустриальное общество породило экологический и энергетический кризис. В информационном обществе принуждение и богатство заменяются знанием, т.к. на смену пролетариату приходит когнитариат, а на смену конфликту производителя и потребителя – произтребитель.
*Когнитариат – наёмные работники умственного труда.
Основой информационного общества является распространение компьютеров, потребительская экономика, минимизация труда, что порождает кратковременные отношения, разнородные ценности, усиление дифференциации общества и появление субкультур, что ведёт к одиночеству и утрате смысла жизни, чем пользуются секты и культы, компенсируя эти утраты, но полностью подчиняя людей, зачастую толкая их на путь терроризма и экстремизма.
*Субкультура – культура социальной группы, отличающаяся от господствующей культуры.
*Контркультура – культура социальной группы, враждебная господствующей культуре.
*Экстремизм – крайнее проявление крайних взглядов.
Три сферы общества:
1. техносфера – энергетика, производство и распределение;
2. социосфера – социально-политические институты, система ценностей и структура власти;
3. инфосфера – система социальной коммуникации и информации.
N.B. О. Тоффлер именовал свою теорию практиутопией.
*Практиутопия – практическая утопия.
Фрэнсис Фукуяма
р. 1952
«Конец истории и последний человек», «Великий разрыв»
Современные развитые страны находятся в состоянии великого разрыва между утратой старых норм и отсутствием новых, что порождает отсутствие доверия, распад семьи, падение рождаемости, потерю смысла жизни, рост преступности, одиночества и аномии, источником которых является чрезмерная индивидуализация людей, преодолеваемая возвращением к религиозности.
*Аномия – неустойчивость социальных и моральных норм.
История линейно прогрессирует в политике и экономике и циклично развивается в обществе. Человечество приближается к концу истории, т.е. победе либеральной демократии и капитализма над коммунизмом, что означает не конец событий, а конец революций и войн, искусства и философии.
*Либерализм – защита прав и свобод личности от диктата власти путём социальных реформ.
*Коммунизм – попытка построения идеального общества, основанного на социальном равенстве и отрицании частной собственности и тяжёлого труда.