Возвращение антисемитизма
(«Экспо/Монитор» №3, 1998)
– Зачем еврей заглядывает в пепельницу?
– Он ищет своих родственников.
Этот анекдот взят с интернет-сайта ProPatrias. Эту и еще около сорока подобных шуток можно найти в разделе «Юмор» или по тэгу «Еврей». На сайте есть и раздел «Негры» с соответствующим расистским содержанием. Пятнадцать лет назад публикация столь откровенной антисемитской пропаганды была просто немыслима. Ответственным редактором сразу бы заинтересовалась полиция, а потом последовали бы судебный процесс и обвинительный приговор. Но сегодня ситуация иная. Хотя вычислить ответственное лицо не составляет большого труда. Я задал этот вопрос Expo Research и спустя пару часов получил ответ: интернет-сайт принадлежит «Матсу», который раньше жил в Сольне. «Матс» уже не в первый раз фигурирует в аффилированных с нацизмом сайтах. Ранее он руководил сайтом «Gjallarhornet»[9].
То, что нацисты ненавидят евреев, никакая не новость. Классическая нацистская идеология строилась на антисемитизме. Но после Второй мировой войны и Холокоста люди не испытывали к ним ничего, кроме отвращения, и антисемитизм был забыт. Это не означает, что нацисты перестали ненавидеть евреев. Просто они старались не показывать свою ненависть – это могло помешать их политическим амбициям. Они исключили ее из официальной пропаганды и обсуждали еврейский вопрос только на внутренних встречах. В нацистской прессе слово «еврей» было заменено кодовыми словами «космополит», «интернационалист», а с 1960-х – сионист.
Ветераны нацизма и популярные идеологи, сеявшие расовую неприязнь задолго до войны (Пер Энгдаль – прекрасный пример), сменили пластинку и заговорили, что никогда не испытывали к евреям ненависти. Открыто выступить с антисемитскими взглядами было все равно, что признаться в психической ненормальности. Но сегодня все обстоит по-другому. Сайт Pro Patria в Интернете не единственный. И даже не самый ужасный. Он один из многих. Сегодня можно найти сайты, открыто ведущие пропаганду антисемитизма. И каждый день появляются все новые.
До сегодняшнего дня ни один ответственный редактор не осужден за разжигание межнациональной розни и расистские публикации в Интернете. Это может означать только одно – людям, пропагандирующим антисемитизм, в последние годы удалось раздвинуть границы общественной толерантности. Антисемитская пропаганда, которая была бы немыслимой пятнадцать лет назад, сегодня настолько привычна, что полиция и прокуратура не считают необходимым с ней бороться, а СМИ и политики утратили к ней всякий интерес. У Pro-Patria и других подобных организаций развязаны руки. Они чувствуют себя совершенно безнаказанными и готовы идти на любые преступления. Антисемитизм утратил популярность после войны, но не исчез из идеологий праворадикальных группировок. Все послевоенные годы он находился в подполье, и только самые бескомпромиссные нацисты – зачастую отморозки – отваживались открыто заявлять о своих взглядах. В политическом смысле они не играли никакой роли, но исполняли роль хранителя традиций.
Могу привести пример из пятидесятых. Эйнар Оберг привлек внимание листовками и памфлетами, возмутившими всю Европу. На примере Оберга особенно хорошо видно, что с тех пор ветер поменял направление и Европа наполнилась антисемитской пропагандой в форме нацистской музыки (музыки белой власти), газет, радиопрограмм и видеофильмов, на фоне которых листовки Оберга выглядят совсем безобидными. И сегодня общество, особенно культурная и политическая элиты, не так остро реагируют на антисемитскую пропаганду, как это было в случае с Обергом. Если бы Ахмед Рами устроил «Радио Ислам» в пятидесятые или «Нордланд» выпустил бы свой печально известный антисемитский памфлет о семействе Бонньер в пятидесятые, журналисты «Ле Монд» (Le Monde), «Таймс» (Times) и «Шпигель» (Der Spie– gel) не оставили бы Швецию в покое. Они, а также писатели, юристы и политики писали бы петиции шведскому правительству и требовали принятия мер по уничтожению источников нацистской пропаганды.
Отсутствие реакции со стороны интеллектуальной элиты сегодня вызвано тем, что пропаганда ненависти к евреям идет не от одиночных фанатиков, таких как Колин Джордан, Эйнар Оберг или Фрэнсис Паркер Йоки, которых легко выставить сумасшедшими, – а от огромных людских масс. Она не ограничивается писульками пары шариковых ручек. Практически в каждой европейской стране, включая скандинавские, действуют хорошо организованные антисемитские группы, в распоряжении которых внушительные финансовые ресурсы. Изменилось и отношение самих антисемитов к этой пропаганде. В послевоенные годы нацисты пытались дистанцироваться от антисемитизма. Немногие решались открыто заявить о своих взглядах. И стоило СМИ обратить внимание на таких людей, как они тут же уходили в подполье. Но сегодняшние антисемиты – от Ахмеда Рами до «Нордланда» и Национал-социалистического фронта – не стыдятся ненависти к евреям. Напротив, они с гордостью заявляют в своих выступлениях: «Гитлер был прав».
Ревизионизм и снятие напряжения
Нацистский ревизионизм – это ответвление антисемитизма, которое больше всего внимания уделяло евреям в послевоенные годы. Ревизионисты, в отличие от политических активистов, старались выставить себя «объективными» и «серьезными» исследователями. Их целью было не разжигать межнациональную рознь, а обелить репутацию Гитлера, придать мистический ореол его действиям и поставить под сомнения тот факт, что Холокост имел место в реальности. И они добились в этом определенных успехов.
Отчет CEIFO о том, как молодежь воспринимает демократию и расизм, опубликованный в IFJol, свидетельствует о том, что 17% шведских подростков сомневаются в том, что Холокост действительно был. В предыдущие годы таких исследований не проводилось, а жаль: было бы любопытно сравнить эти результаты с данными, например, семидесятых годов. Но я осмелюсь сделать предположение, что таких подростков было гораздо меньше, если они вообще существовали.
Двое усердно работали, чтобы укрепить идеи нацистского ревизионизма в Скандинавии. Их зовут Дитлиб Фельдерер и Ахмед Рами. Еще к ним причисляют Альфреда Ольсена в Норвегии. Это трио интересно тем, что они порвали с традиционными взглядами ревизионистов. В отличие от Роберта Фориссона[10], который старался дистанцироваться от антисемитизма, Фельдерер, Рами и Ольсен не скрывали своей ненависти к иудеям.
Когда в начале 1990-х Рами был осужден за разжигание межнациональной розни посредством передач на Радио Ислам, нацистское движение хранило молчание. Но когда он вышел на свободу, его встречали как героя.
Томми Руден, лидер Церкви креативистов, выступил на радио Ислам. А в 1993-м члены Риксфронтен выступили в роли телохранителей Рами во время визита Роберта Фориссона. В 1996 году «Нордланд» опубликовал длинное интервью с Рами, который стал глашатаем нацистского движения. Пропаганда антисемитизма перестала быть табу. Теперь нацисты могли выражаться открыто.
Нашествие антисемитизма
Если полистать нацистские журналы 70-х годов, в них редко встретишь слово «еврей». Иногда попадаются эвфемизмы «космополит» или «сионист», но откровенной пропаганды антисемитизма там не найдешь. Сегодня же антисемитизм – главная составляющая любой неонацистской газеты. И эта тенденция наблюдается не только в Скандинавии, но и во всей Европе.
В Швеции неонацисты начали открыто обсуждать евреев в конце восьмидесятых. Делали они это, например, на страницах «Белого мятежника» (Вит Ребель, Vit Rebell) – газеты, которую издавали Петер Меландер и Ёран Густавссон в Сёдертэлье. Постепенно на смену «Белому мятежнику» пришел «Шторм», бывший в течение какого-то времени рупором «Белого арийского сопротивления». «Шторм», в свою очередь, со временем превратился в журнал «Нордланд» – сегодня один из главных актеров на нацистской медийной сцене. Вместе с «Нордланд» выступает Национал-социалистический фронт (NSF), открыто пропагандирующий антисемитизм в Швеции. Это NSF перед «хрустальной ночью» 8 ноября в Стокгольме провел первую антиеврейскую демонстрацию в Швеции со времен окончания Второй мировой войны. Лозунги демонстрантов были следующими: «Уничтожим власть евреев» и «Уничтожим демократию». Даже пять-шесть лет назад эта демонстрация была бы невозможна. Но сегодня она нечто само собой разумеющееся. Евреи снова наш главный враг.
Распространение в обществе
В двадцатые-тридцатые годы антисемитизм был частью европейского культурного наследия. Большинству людей и в голову не приходило, что они национал-социалисты. Они просто привыкли относиться к евреям настороженно и даже враждебно. Антисемитизм крепко засел в сознании европейцев. Вот почему неудивительно, что в романах двадцатых годов, даже враждебных нацизму, евреи описывались ничуть не лучше, чем в пропаганде последних.
Культурный антисемитизм был одной из причин, почему и нацистский стал столь же популярен. И распространение его сегодня представляет собой серьезную опасность. В том, что его проповедуют Ахмед Рами и группы вроде «Норданд» и Национал-социалистического фронта, нет ничего удивительного. И в том, что активисты в этих группах сеют межнациональную рознь на своих сайтах, тоже нет ничего удивительного. Но в последние годы антисемитизм вышел за пределы неонацистских вооруженных группировок.
В первую очередь, в качестве примера можно привести «респектабельных расистов» в популистских и враждебно настроенных по отношению к иммигрантам организациях. Объединяет их респектабельность и желание представить себя «антирасистскими патриотами» или «разумными националистами». Они, разумеется, не за одну ночь стали открытыми антисемитами. Большинство из них скорее умрут, чем позволят обвинить себя в распространении антисемитских взглядов. Тем не менее, очевидно, что они не чувствуют тонкой грани между популизмом и нацизмом. И это объясняется тем, что их сторонники сами придерживаются антисемитских взглядов.
Тем не менее пока они стараются вести себя осторожно. Приведу несколько примеров. Расистская группа лоббистов «Фри информашун», возглавляемая бывшим членом партии «Модератерна»[11], имеет сайт, связанный ссылками с другими подозрительными сайтами. Одна из таких ссылок ведет к датскому «Glistrups», содержащему антисемитские и ревизионистские материалы самого низкопробного характера.
Другой пример – группа «Сине-желтые вопросы» (BGF), возглавляемая Яном Мильдом и Андерсом Сундхольмом.
Среди вопросов, которыми занимается BGF, в последние годы все чаще встречается Холокост. На днях они напечатали критику на книгу о Холокосте Стефана Брухфельда, изданную правительством массовым тиражом в образовательных целях. BGF критикует не содержание книги, они подвергают сомнению компетентность и профессионализм Брухфельда как писателя и ученого. Сайт «Exponeringen», весьма близкий по взглядам к BGF, недавно переехал, поскольку выяснилось, что он находился на домене, принадлежащем нацистской группе «Alt.medias». С него посетителей отсылают на норвежский сайт «Hvit Ungdom» (Белая молодежь) и так далее.
Вывод напрашивается следующий: антисемитизм набирает силу среди праворадикалов. Как быстро пойдет развитие, пока неизвестно. Вопрос же заключается в том, как скоро первый член правительства одной из солидных партий сможет открыто заявить о необходимости «ограничить власть евреев» в Швеции.