Новое народное движение
(«Экспо» №3/4, 1999)
Взрывы весной в Лондоне потрясли мир. Бомбы были начинены мелкими металлическими деталями – гвоздями и болтами, чтобы причинить как можно больше вреда невинным жертвам. Целью террористов стал район Лондона, в котором преимущественно проживали иммигранты, и бар, посещаемый гомосексуалистами. Полиция активно искала преступника, и быстро вышла на след двадцатилетнего Дэвида Коупленда. Услышав заявление полиции о том, что Коупленд – сумасшедший, действовавший в одиночку, и чудовищное преступление не имеет политической подоплеки, лондонцы вздохнули спокойно.
Но, к сожалению, это неправда. Скотланд-Ярд ошибся. Дэвид Коупленд уже несколько лет является активистом правых экстремистских организаций. Он член нацистской партии – Британской национальной партии (British National Party, BNP) и приближенный к ее лидеру Джону Тиндаллу – тому самому нацисту Тиндаллу из группы «Спирхед» (Spearhead), которого еще в 60-е осудили за ряд атак на синагоги. Но не в интересах властей было обнародовать правду о правых экстремистских террористах. Им гораздо проще представить их как психически ненормальных. Это касается как Великобритании, так и Швеции. Людям по-прежнему не хочется верить, что нацисты всерьез попытаются уничтожить демократическое общество. И этому есть простое объяснение: псих-одиночка представляет меньшую угрозу для общества. Его поступок объяснить людям проще, чем рассказать, что нацисты ведут организованную террористическую деятельность на разных континентах.
К несчастью, именно так и обстоят дела в реальности. Расстояние от Швеции до других стран не такое уж и большое. У террористов из США и Англии есть последователи. Шведские правоэкстремисты нанесли дружеский визит Тиндаллу. «Террористы-одиночки» Бен Смит и Бафорд Фарроу из США были членами нацистской группировки «Церковь Создателя», у которой есть шведский филиал – «Церковь креационистов». Бен Уильямс связан с «Арийскими нациями» и так называемым движением «Идентичное христианство»[1] – учение, провозглашающее духовные идеалы Белой арийской расы, стоящее на почве нордической, – организацией, которая старается упрочить свои позиции в Швеции. Нацизм на протяжении своей истории всегда использовал терроризм как метод борьбы. В послевоенное время он был представлен небольшими изолированными сектами, пытавшимися приглушить призывы к насилию. Это вполне естественная реакция на ужасы войны. Неудивительно, что нацисты затаились. Но они никуда не исчезли.
Стратегия напряженности
Затишье кончилось в шестидесятые, когда в Италии произошел ряд кровавых терактов. В результате первого из них в Милане в 1969 году погибли два десятка человек. Бомба была заложена рядом с Аграрным банком. Но самым кровавым стал теракт на железнодорожной станции в Болонье в 1980 году, когда погибло около сотни человек. Итальянские террористы в своих действиях руководствовались так называемой теорией стратегии напряженности[2] фашистской группы «Новый строй» (Ordine Nuovo). Путем слепого террора организация хотела вызывать хаос в стране и совершить государственный переворот.
Фашистские активисты внедрялись в левые группы или создавали собственные «анархистские ячейки», которые брали на себя ответственность за теракты. Во внутренних документах террористы четко заявляли свою цель: «Первое, что нам нужно сделать, это вызывать хаос в государственном аппарате и разрушить властные структуры… С помощью суда и церкви мы должны влиять на общественное мнение, указывая на недостатки законодательной и исполнительной властей в стране. Таким образом, мы будем единственными, кто сможет предложить обществу социальные и политические решения его проблем». Несколько сотен человек погибли в результате терактов и попытки государственного переворота в Италии. После трагедии в Болонье полиция и спецслужбы объявили охоту на террористов. Группа фашистов во главе с Роберто Фиоре ушла в подполье. Многие покинули страну. Фиоре со своей шайкой всплыл через несколько лет в Англии, где нашел помощь и поддержку у тайной нацистской организации «Легион святого Георгия». Постепенно шайка – их было человек двадцать – попала на скамью подсудимых в Англии. Италия потребовала их выдачи, но ей было отказано. Фиоре и его компаньоны долго потом выступали в роли консультантов Национального фронта[3]. Итальянцы сочли англичан «мягкотелыми любителями», но согласились помочь сделать из них настоящих революционеров.
Молодые лидеры Национального фронта внимали каждому их слову. Одним из этих британцев был Дерек Холланд. В середине восьмидесятых он сочинил памфлет «Политический солдат», который перевели на шведский. Сделала это группа «Сохраним Швецию шведской» (Bevara Sverige Svenskt, BSS). Его можно купить до сих пор. В памфлете Холланд требует, чтобы члены его движения из обычных активистов превратились в отчаянных солдат.
Дневники Тёрнера
В середине восьмидесятых европейские экстремисты начали черпать вдохновение из американской идеологической пропаганды в виде книг «по теории и практике расовой войны». Библией этой войны стали «Дневники Тёрнера», написанные в конце 70-х Уильямом Пирсом, лидером нацистской организации Национальный альянс (National Alliance). Речь в романе Пирса идет о подпольной партизанской войне против евреев и «предателей расы» – американского правительства. «Дневники Тёрнера» стали практическим руководством для начинающих террористов. Книга была бестселлером у нацистов всех мастей и переиздавалась бесконечное количество раз. Одним из поклонников этого романа был Тимоти Маквей, подорвавший федеральное здание в Оклахома-сити в 1995 году. В результате взрыва погибло 170 человек. Он использовал бомбу, идентичную описанной в «Дневниках Тёрнера».
Антисемитизм и конспирология
Террористы последовательно развивали свою идеологию в течение последних двадцати лет. В Италии они приняли понятие «третья позиция» – не коммунизм и не капитализм, а фашизм. Третья позиция – идеология, подчеркивающая свое неприятие коммунистической и капиталистической системы. Итальянские фашисты больше интересовались вопросами власти и государственности, чем теорией расового превосходства. Но в Северной Европе расизм представлял основной интерес для нацистов.
Особенно этому способствовал Британский национальный фронт. Американцы добавили к расизму антисемитизм и конспирологию. В «Дневниках Тёрнера» утверждается, что евреи управляют западноевропейским миром. Правительство – не важно, Билл это Клинтон в США или Ёран Перссон в Швеции – для него всегда ZOG, что расшифровывается как «сионистское оккупационное правительство». Целью всех западноевропейских правительств является уничтожение арийской расы. Фашисты утверждают, что единственный способ победить ZOG – это развязать RAHOWA, что расшифровывается как Расовая священная война (Racial Holy War). Сегодня враги нацистов – не отдельные евреи или эмигранты, а сама государственная власть, сам демократический государственный строй в США и странах Западной Европы. Вот почему террористы выбрали своей мишенью федеральное здание в Оклахома-сити и вот почему шведские нацисты призывают убивать полицейских. В США в начале 80-х был создан подпольный вооруженный террористический отряд, известный как «Орден», в задачи в которого входило развязать расовую войну. «Орден» насчитывал около 200 членов, и их настольной книгой стали «Дневники Тёрнера». Деньги на оружие добывали, грабя банки. Они составили черный список агентов ZOG, которых нужно уничтожить. Самой известной их жертвой стал еврейский диктор Алан Берг, расстрелянный перед своим домом в Денвере, штат Колорадо, в 1984 году. Полиция вышла на след убийц – Брюса Кэррола Пирса и Дэвида Лейна, которых приговорили к пожизненным срокам.
«Орден» распался в середине восьмидесятых. Его лидер Роберт Мэтьюз погиб в перестрелке с агентами ФБР. Бафорд Фарроу, стрелявший в детей в еврейских яслях в Лос-Анджелесе, был женат на вдове Роберта Мэтьюза. В Швеции в начале девяностых появились последователи «Ордена» в виде организации «Белое арийское сопротивление» (Vitt Ariskt Motstеn, VAM). Они, подобно своим американским собратьям, грабили банки и склады с оружием, готовясь к «расовой священной войне».
Борьба без лидера
«Белое арийское сопротивление», подобно американскому «Ордену», потерпело неудачу. Ряд активистов были схвачены и приговорены к тюремным срокам. Но если в США это было от сорока до девяноста лет, то в Швеции – от пары месяцев до пары лет. Разумеется, нацисты извлекли из случившегося выводы. Цель была правильной, но государство – точнее, полиция – оказалось сильнее, чем они подозревали. Одной партизанской войной его не возьмешь.
Следующим подпольным революционером стал Луис Бим, один из лидеров расистской организации ку-клукс-клан в США. Бим сформулировал концепцию, которую сам назвал «leaderless resistan– ce» – бескомандное сопротивление, то есть борьба без лидера. Бим проповедовал спонтанный терроризм – дело рук преданных и убежденных в своей правоте политических солдат. К терроризму он относил все акты насилия – взрывы зданий суда и полицейских участков, письма с взрывчаткой политикам, убийство «предателей расы». К последним он относил таких журналистов, как Петер Карлссон и Катарина Ларссон.
Преимущество этого метода борьбы, по словам его приверженцев, заключается в том, что не существует никакой группы организаторов во главе с формальным лидером. Таким образом, агентам ZOG – полиции – будет сложно выйти на след организаторов и исполнителей. Теракт сохранит анонимность, станет народным поступком, вызывающим страх у всех и каждого.
С этой концепцией принято связывать так называемого лазермана Йона Аусониуса (John Auso-nius), стрелявшего десять раз в иммигрантов и убившего одного в середине девяностых. Здесь следует добавить, что так называемые «одинокие волки» (террористы-одиночки), вроде Бафорда Фарроу и других, зачастую оказываются членами группировок, исповедующих бескомандное сопротивление.
В Швеции тоже есть свои философы терроризма. К 1993 году террористы расстались с идеей белого арийского сопротивления, и возник вопрос финансирования дальнейшей борьбы. Грабить банки становилось все труднее и труднее, и это уже не могло стать основным источником дохода. Полицейские научились складывать мозаику из улик, и много борцов за чистоту расы оказались за решеткой.
Но террористы очень быстро нашли решение. В 1993-м на авансцену вышла нацистская музыка, или, как ее называют, музыка власти белых. Продажа дисков начала приносить неплохой доход, и несколько террористических группировок превратились в звукозаписывающие компании. Несколько организаций, связанных с VAM и журналом «Шторм», превратились в «Нордланд» с цветной печатью и новым продуманным дизайном.
Еще одна подобная компания называется «Рагнарёк Рекордз» в Хельсингборге. Она является одним из самых главных источников нацистской музыки и разжигания национальной розни в Европе. Бренд «Рагнарёк Рекордз» объединяет десяток различных предприятий, выпускающих все – от видеофильмов до книг про Гитлера, от руководств для террористов до ножей. За ним стоит политическая группа «Кровь и честь» (Blood & Honour), возникшая в 1980-е в Англии как группа скинхедов, но быстро превратившаяся в террористическую группировку «Combat 18», где цифры 1 и 8 соответствуют буквам A и H, то есть инициалам Адольфа Гитлера. «Combat 18» пропагандировал организованный терроризм и бескомандное сопротивление.
Пик популярности группировки пришелся на середину девяностых, но дальше начались проблемы с властями. Лидер ее Чарли Сарджент был приговорен к пожизненному заключению за убийство. Его сменил Уилл Браунинг, сторонник терактов с использованием бомб. Активисты «Combat 18» совершили целый ряд нападений на антирасистов и представителей других оппозиционных нацистам движений. Именно они стоят за отправкой писем с взрывчатыми и отравляющими веществами. Под давлением полиции количество членов группировки сократилось: сегодня их около двадцати человек в Лондоне. В последние годы они активно занимались переведением своей деятельности за границу, главным образом в Хельсингборг (в «Рагнарёк Рекордз») и датскую видеозаписывающую компанию NS88. Сегодня это и есть политический и организационный центр нацистской деятельности в Европе.
Blue pigs
Несложно представить, какой именно политикой занимается «Кровь и честь». В статьях, речах и публикациях в Интернете члены этой организации призывают к бескомандному сопротивлению и вооруженной борьбе против демократии. В июне этого года за несколько дней до взрывов в Накке и Мальмё датские полицейские вторглись в дом в Лангеланде – место тайных встреч членов «Крови и чести». Они арестовали несколько человек, включая одного из лидеров – Эрика Блэхера. Он обвинил полицию в превышении власти.
На сайте формулировки выглядели куда жестче. Под рубрикой «Red scum and blue pigs» («Красная пена и синие свиньи») они красочно живописали своего главного врага. Это были демонстранты, выступавшие против расизма, и полицейские – свиньи в синем, вторгшиеся в их штаб-квартиру. Группировка «Кровь и честь» не боится идти и на прямые угрозы власти. Вот как они описывают поведение полиции во время облавы: «Синяя мафия ZOG коварно напала на нас. Они оскорбляли нас и унижали. Рубен (вокалист шведской группы «Hets mot Folkgrupp» («Ненависть к народу»)) был жестоко избит, но нам удалось снять на фото свинью в синем мундире, и я надеюсь, что однажды арийская справедливость восторжествует».
Двойное убийство полицейских в Малександре они восхваляли следующим образом: «Ожесточенная схватка между национал-социалистами, освободившими банковские фонды, и отрядами ZOG – это справедливая месть полиции за убийство патриота Мартина Круселя в Мальмё в 1991 году». Неделей позже нацисты совершили акт вандализма на месте убийства в Малександре – спреем изобразили фашистский крест. «Кровь и честь» делала заявления и о взрыве в машине Петера Карлссона и Катарины Ларссон в Накке. «Взрыв машины журналиста был… в целях самозащиты…»