Вы здесь

Неизбежность Пасхи. Великопостные письма. Вторая седмица (архимандрит Савва (Мажуко), 2018)

Вторая седмица

Хроническая аскеза. Острая форма

Если вы пережили первую седмицу поста без потерь, могу вас поздравить. Это была непростая неделя. Во-первых, Покаянный канон – серьезнейший текст, требующий особого внимания и просто сил. Во-вторых, все готовились к Причастию, и многие причастились, подготовившись к Исповеди, прочитав положенные молитвенные правила, выстояв длинные и многолюдные службы. Это большой труд, и я не постесняюсь сказать: вы – молодцы! Вы – труженики! Вы сделали хорошее дело!

Не смущайтесь похвалой. Мы ведь с вами знаем, что гордость – это грех, а значит, и нос задирать не будем. Однако и не станем отрицать того, что поститься – дело трудное, если не сказать изнурительное. Окончание первой седмицы обычно «выбрасывает» из поста большую часть верующих. Скажут:

– А как иначе? Самое важное уже совершилось: первую седмицу провели как положено, выпостились, вымолились. Отговели. Имеем законное право «выдохнуть». Ведь что там впереди? Постное однообразие. Да, будут родительские субботы, Крестопоклонная очень важна, обязательно придем на Мариино стояние на пятой неделе и Субботу Акафиста – вот и все. До Вербного воскресенья ничего значительного.

Все верно. Ничего значительного. Почему? Архитектура поста дает нам подсказку: теперь внимание должно быть переключено вовнутрь. Наступает, может быть, самое интересное и увлекательное время поста – время духовных упражнений. Мы уже вошли в строй этих упражнений, но они не завершаются с окончанием первой недели. Сейчас, когда все «выдохнули», можно вплотную подступить к кропотливой и долгосрочной работе.

Духовными упражнениями называются систематические усилия по воспитанию себя как духовного существа. Примем пока такое определение. Апостол Павел четко различал три состояния: человек бывает духовным, душевным и плотским. Интуитивно мы понимаем, о чем говорит апостол, но, чтобы разобраться в этом как следует, потребуются время и силы. А перед нами стоит не просто задача разобраться, но и самим вырастить из себя духовного человека, как бы вызывающе это ни звучало.

В церковном словаре есть некрасивое слово «аскеза», которое несведущие товарищи принимают за название болезни. Некоторые даже думают, что это что-то кожное. Аскеза – не болезнь, а лечение. Слово греческое. Заимствовано из лексикона спортсменов. Глагол «аскео» имеет значение «упражняться в чем-либо». Например, атлет упражняется в беге. Он упражняет тело. Путем долгих и проверенных упражнений подчиняет тело себе, заставляет его быть покорным и закрепляет эту покорность выработкой долгосрочного навыка.

Конец ознакомительного фрагмента.