Изабелла Юрьева
«Родилась я в Ростове-на-Дону, – рассказывает Изабелла Даниловна. – Было нас четверо сестричек, веемы страстно любили с самого детства музыку, песни. Без устали пела я целыми днями… Как-то пришел к нам сосед-скрипач и говорит: уж больно хорошо поет ваша младшая дочь. И уговорил меня выступить в любительском концерте. Так в Ростове-на-Дону и состоялся мой первый выход на сцену.
Когда мне было 17 лет, мы с мамой приехали в Ленинград, к моей сестре Анне, которая уже училась в консерватории по классу фортепиано. Сестра привела меня к профессору по классу вокала – профессор послушал, сказал, что голос прекрасный, поставлен от природы и лучше сразу пойти на эстраду. В Ленинграде жил тогда А.В. Таскин, концертмейстер знаменитой певицы Анастасии Вяльцевой. Робея, прихожу к нему. Маэстро доброжелательно принял меня, послушал и велел прийти, когда исполнится 18 лет. Голос установится окончательно, тогда и займемся подготовкой к сцене.
Вскоре я переехала в Москву и там тоже заинтересовались моим голосом и предложили петь в театре сада «Эрмитаж».»
Ее задушевность, искренность, простота пения, необыкновенная обаятельность быстро привлекли московскую публику. Юрьева поет современные лирические песни, старинные романсы, а когда запела и из цыганского репертуара, певицу стали даже называть «белая цыганка».
Изабелла Юрьева
Слух о молодой певице с прекрасным голосом потихоньку дошел и до Ленинграда. Приезжает в Москву ленинградский представитель концертного объединения и заключает с ней контракт.
«Приезжаю я в Ленинград. Был тогда там «Свободный театр», выступали в этом театре все знаменитости: Виктор Хенкин, Утесов, Алексеев, Смирнов-Сокольский… Когда я пришла, меня не хотели и брать. Кто это? Что за девчонка? Такой контракт, а тут – незнамо кто. Я прямо не понимала, что делать; раз меня не принимают, надо ехать домой, в Москву. Тогда один из директоров говорит: «Знаете, давайте возьмем ее на один концерт и там послушаем, что она из себя представляет.» Вышла я на сцену, спела. Вижу – все заулыбались, потом один говорит: «Давайте я ее возьму», – а другой: «Позвольте, я схожу за кулисы и поговорю с ней». Пришел ко мне красивый, молодой человек и говорит: «Вы прекрасная певица, красивая женщина». И с тех пор говорил он мне эти слова сорок шесть лет нашей счастливой совместной жизни. Он много писал для меня стихов, песен, романсов. Особенно имел успех романс «Если можешь – прости».
Из Ленинграда мы с мужем поехали в Париж по делам его службы. Прожили мы там около года. В Париже родилась у нас дочь.»
Прекрасный голос певицы, ее красота привлекли французских кинематографистов. Ей предлагали сниматься в главной роли одного франко-испанского фильма. Но Изабелла Юрьева не могла сниматься в чужом городе. Тоска по родным, по Родине не давала ей покоя. Недаром, приехав в Москву и выступая в концертном зале Дома Союзов, она запела романс «Журавли» – о человеке, поздно осознавшем, что значит потерять родину.
Долгие годы работая на эстраде, Изабелла Юрьева всегда имела большой успех. Ее любила публика всех рангов. Например, певица вспоминала: «В двадцатые годы выступала я как-то на открытой сцене сада «Эрмитаж». Закончился мой концерт поздно вечером. Идем мы с мужем по темной, слабо освещенной улице и слышим за нами чьи-то шаги. Я испугалась, муж мне говорит: «Заинька, не бойся, я с тобой.» Поравнялась с нами ватага беспризорников, подходит вожак и говорит: «Дяденька, вы нас не бойтесь, мы твою тетеньку не тронем. Уж больно хорошо она поет, так и за душу берет. Мы вас даже до самого дома проводим». Вот, какие у меня почитатели.»
6 февраля 1982 года в Ленинградском дворце работников искусств состоялся вечер мастеров эстрады 20–30 годов. Были на этом вечере Ефрем Флакс, Стронгилла Шеббетаевна Иртлач, Константин Тарасович Сокольский, и звучал незабываемый голос Изабеллы Юрьевой…
Изабелла Юрьева, Константин Сокольский на вечере мастеров Эстрады. Ленинград, 1982 г.