Глава 11
Все, свадьба отгуляна. Начинаются серые будни. И начаты они с полировки пиритов.
Отдать справедливость Сафару: сделаны кубики почти безупречно. Почти – это ввиду того, что небольшие, меньше миллиметра участочки оказались отколоты. Я ведь предупреждал, что пирит хрупкий. Но для начала и этого хватит. А впрочем… надо спросить у Сарата.
Хорошо быть женатым на маге жизни! Я сам такого опыта, правда, не имею (и не могу иметь), но по виду Сарата можно уверенно сказать: ни малейших следов похмелья. Новобрачный румян и свеж до неприличия.
– Слушай, Сарат, мне тут на рынке сделали предложение: купить оптовую партию кристаллов пирита, не менее двадцати, со скидкой. Вопрос: нужно ли тебе столько?
Зависание… Нет, все же лучше: полная загрузка процессора и оперативной памяти, активная подгрузка с жесткого диска, не говоря уж о поиске. Все это на фоне дефрагментации, которая никогда не производилась. Наконец пошел ответ:
– И да, и нет. Я вот тут подсчитал: по минимуму три, по максимуму пять вариантов загрузки, на каждый по три варианта мощности магосигнала. Всего выходит пятнадцать. Но тут есть тонкость: если, избави Пресветлые, в кристаллах есть дефекты, то опыт придется воспроизводить. И еще соображение: очень уж хотел бы я попробовать эти кристаллы на реальном устройстве. Если бы зависело только от меня – я бы купил как можно больше.
– Все ясно, остальное моя забота. Куплю. Но и у тебя работа будет: ты пойдешь к купцу Морад-ару. Задача: выслушать его пожелания относительно амулета с нашим кристаллом. Лучше всего подойдет бесцветный кварц.
– Это почему? Хотя знаю: он ведь наверняка запросит несколько заклинаний, да из разных школ…
– Вот именно. Сколько всего можно в наш кристалл втиснуть?
– Зависит от типа… скажем, шесть с гарантией, семь – под вопросом. Но это для кристалла в дюйм.
– У нас есть такие заготовки. И еще: на оправу амулетов идет серебро, верно?
– Золото годится тоже, а вот медь хуже.
– Значит, серебро. Да, и вот еще проблема: сколько такой амулет прослужит? Ты говорил, с год.
– Даже больше, если не высокорасходные заклинания. Скажем, «Молния» или там «Красная сеть»…
– Значит, продумаешь, на какой срок давать гарантию. И обязательно запиши все пожелания.
– Да я и так запомню.
– Нет уж, запиши. Мне обдумать бы их надо.
– Будет сделано.
– И вот еще проблема: мне нужна книга, где описывается роль оправы амулета, как не маг может управлять кристаллами и всякое такое…
– А, понятно. Есть такая, по приезде я тебе дам.
А мне закупать пирит, проверить состояние дел с крепкими напитками и закинуть удочку в части этикеток.
И мы поехали в город. Всю дорогу я давал инструкции Сарату относительно переговоров, касающихся амулета.
Сцена, которую я видеть никак не мог
– Доброго вам дня, уважаемый Морад-ар.
– И вам. Надо полагать, вы тот самый маг, о визите которого меня предупреждали?
– Совершенно верно. Сарат-ир, к вашим услугам. Итак, я внимательно слушаю ваши пожелания. И, если позволите, я их запишу.
– Первое, что я хотел бы получить: защита памяти…
– Осмелюсь предположить, защита от считывания памяти, а также защита от… определения правдивости, не так ли?
– Ваша проницательность, достопочтенный, не хуже, чем у вашего… компаньона.
– Вы мне льстите, уважаемый Морад-ар, я всего лишь его ученик. Если мне будет позволено предложить вам…
– Разумеется, я охотно выслушаю ваши предложения.
– …решать, конечно, будете вы… но я бы задействовал также проверку правдивости вашего собеседника.
– Весьма резонно. Но это не все. Я хотел бы также получить защиту от враждебных действий… прямого свойства.
– Могу предложить стандартный набор щитов. Сюда входят: щит от «Молнии», от «Воздушного кулака», от «Водяной стрелы». Можно еще щит от «Красной стрелы», хотя это редкое заклинание, его мало кто знает. Щит от «Ледяной плети» – это за отдельную плату, он весьма энергоемкий. Но я бы посоветовал – хотя, повторяю, решать вам – одно заклинание нападения. По моему скромному мнению, «Воздушный кулак» подходит вам больше всего, для него не нужно воды. «Молния» тоже действует неплохо, но от нее слишком легко защититься.
Пауза.
– Тогда беру защиту памяти, проверку правдивости, стандартный набор щитов, «Воздушный кулак». Это выполнимо?
– И даже более того. К тому, что вы перечислили, можно добавить «Телещит». Это предохранит от ударов кинжалом и мечом – одноручным и полутораручным, – а также от стрел, пущенных из лука. «Телещит» можно усилить, тогда он будет держать дополнительно удар топором и чеканом, но я бы не посоветовал. Это для воина в тяжелом вооружении. К тому же такой вариант потребует заметного ослабления стандартных щитов.
– Пожалуй, вы правы. И какова же ваша цена?
– За все вместе – я имею в виду кристалл, оправу и надлежащую зарядку – двадцать золотых.
Пауза.
– Мне кажется, цена чрезмерна.
– Примите во внимание, уважаемый, что наш амулет имеет гарантию на год. Исключением является лишь ситуация, когда «Кулак» применяется более четырех раз. В этом случае амулет разрядится быстрее. Но думаю, что это маловероятно. Гарантия заключается в следующем: если вдруг выявится преждевременная разрядка амулета (исключая чрезмерное применение «Кулака»), то мы производим зарядку амулета бесплатно. Разумеется, при этом также даем гарантию на год. В сумме гарантийных сроков может быть не более десяти. Но даже после этого гарантию вы можете получить, хотя и сокращенную – скажем, десять месяцев. Напомню, что даже такая превышает стандартный срок службы обычного амулета в десять раз.
– Я соглашаюсь на вашу цену, но при некоторых условиях…
– Я весь превратился во внимание.
– Защита разума должна противостоять попыткам… воздействия со стороны на уровне доктора магии. То же в части щитов.
– Первое возможно. А вот щиты от боевых заклинаний – гарантируем защиту от нападения, скажем, магистра. Вряд ли вы можете ожидать нападения со стороны доктора магии.
– А «Воздушные кулаки»?
– Тоже магистерского уровня, но большее и не требуется. Защиту от обычных амулетов наши «Кулаки» проломят.
– А как насчет управления? Щитами управлять не надо, их просто ставят. Но «Кулаки» нуждаются в таковом.
– Совершенно верно, мы учитываем необходимость управления. Оно встроено в амулет.
– Но ведь грамотное управление боевыми заклинаниями подобного сорта требует обучения, не так ли?
– Ну конечно же, при передаче готового амулета я покажу вам, как им пользоваться.
– Я представляю, что этого мало. Нужна практика.
– Согласен, что практика не повредит. Поэтому, если вы покупаете амулет за названную мною цену, то возможность практики – пять «Воздушных кулаков» – мы предоставим бесплатно. После этого амулет будет нуждаться в небольшой подзарядке, и это тоже будет сделано бесплатно. Сделка?
– Не совсем. В какой срок вы можете поставить этот амулет?
– Послезавтра. Оплата сразу по получении. Так как, сделка?
– Сделка.
Мне не хотелось таскаться с сумкой, полной кристаллов пирита, поэтому для начала я поехал к стеклодуву. У того все шло в соответствии с ожиданиями: маниакально-депрессивный взор, невнятная речь и прическа, которую дипломат охарактеризовал бы как «находящуюся не в полном порядке». Как планировалось, что ничего не получится без тщательной отладки технологии, так и вышло. Состояние дела мастер Нилар-ис описал как «уже гораздо лучше, но все еще плохо». Я поглядел на готовые изделия и согласился с высказыванием. Единственное, что мне пришло в голову в качестве идеи по улучшению, было предложение соблюдать равномерность охлаждения стекломассы. Это я и сказал мастеру. Ответом были рассеянное «ага» и приведение прически в еще больший беспорядок.
У механика меня ждал приятный сюрприз. Испытательная машина была почти готова, исключение составляли эталонные грузы.
– Отлить их задача не из трудных, трудно привести их вес к эталонным величинам, – объяснил Фарад-ир.
– А сколько потребуется времени на доведение машины до окончательного вида и на наладку?
– Если подрядчик не подведет – завтра будет готово, послезавтра доставлю.
Это порадовало. Но тут же в голову пришла нехорошая мысль.
– А где вы намерены закреплять испытываемые кристаллы?
– Вот здесь, в это гнездо. Эта пластина будет держать кристалл, а вот тут и тут она закрепляется винтами.
Мои подозрения обернулись уверенностью. Гнездо для закрепления кристалла пирита отличалось грубой поверхностью. При создании кристаллом нагрузки он мог расколоться от локальных напряжений. Нужна шлифованная поверхность, а лучше того – полированная. Но отполировать это место можно только вручную, да и то с трудом. Уж больно неудобная форма. Нет, так дело не пойдет.
Я изложил все эти соображения мастеру. Ему такие мысли в голову не приходили. Не удивляюсь: все же человек привык иметь дело с пластичным металлом.
– Но это можно исправить. Смотрите, вот здесь мы крепим пластину в размер гнезда, вот такой толщины, ее можно закрепить винтами…
А эту самую пластину уже можно отшлифовать на станке, и мастер об этом, вероятнее всего, догадается.
На базаре я подкатился к уже знакомому продавцу. Пришлось напустить тумана:
– Уважаемый, я получил полномочия на покупку двадцати восьми кристаллов пирита. Именно столько нужно для исследований.
– У меня есть такое количество, как я и говорил.
– Однако к этой сделке есть некоторые дополнения.
– Я вас внимательно слушаю.
– Предвидя возможные дефекты в кристаллах, я на свой страх и риск готов закупить дополнительные, а именно четыре штуки, за ту же цену, но с условием, что если они не понадобятся, то в течение, скажем, четырех дней я могу их вернуть.
Продавец ненадолго задумался.
– Согласен. Но имейте в виду, мои кристаллы все качественные.
– Мне трудно об этом судить. Я могу увидеть поверхностные трещины, но заметить внутренние дефекты мне не под силу. Это будет решать тот, кто в конечном счете станет с ними работать. Сделка?
– Сделка.
Вот теперь продавец пребудет в твердой уверенности, что сам я не маг, а лишь купец-посредник.
Теперь этикетки. Я уже совсем было подумал о том, чтоб начать разыскивать художника, но решил, что лучше это сделать через печатников. И направился разыскивать таковых.
В первой же печатной мастерской любезный приказчик разъяснил, что если речь идет о печати этикеток с рисунком, да еще цветным, то это делается через специалиста-художника, и даже дал несколько адресов.
– Я бы обратился к уважаемому Савор-ину. Мы с ним давно сотрудничаем, но на вашем месте я бы постарался его разыскать как можно быстрее.
– ?
– Он получил от нас заказ и, возможно, как раз его закончил. Вы не думайте, в процессе он себе не позволяет…
Все ясно. По случаю окончания заказа художник наверняка пускается во все тяжкие. Приказчик прав: надо поспешить.
Художник пребывал в стадии окончания работы. На нем был пятнистый (не в целях маскировки) балахон, над которым возвышались внушительная борода и неординарная прическа. На мольберте был лист, на котором довольно аккуратно изображено какое-то изукрашенное здание. Почему-то у меня сложилось впечатление, что маэстро не вполне трезв, хотя никакого запаха не было.
– Я в данный момент заканчиваю работу, – объявил он вместо приветствия.
– Ничего не значит, к моему заказу вы можете приступить, когда справитесь с этим.
– А что за работа?
– Лист для копирования, на нем должно быть вот что…
На заготовке было написано «Водка» местным шрифтом, но на русском. Фоном служило изображение стола с закусками.
– А что означает это слово?
– Напиток, вроде вина…
Ох, зря я такое сказал! Глаза мастера кисти загорелись прямо неземным вдохновением.
– Я должен получить о нем представление! Согласитесь, я не могу нарисовать то, что вовсе не представляю.
Я в темпе обдумывал ситуацию. Налить мне не жалко, но ведь тогда предыдущая работа встанет намертво. Именно эту мысль я озвучил.
– Вы что, думаете, мне не под силу работать быстро? Я закончу этот заказ в пять минут.
Тут мне пришла в голову интересная мысль.
– Вы не возражаете, если я погляжу на ваши работы?
У художника явно вертелся на языке вопрос: «А на кой вам это нужно?», но он справился с искушением.
Глядеть было почти не на что. Из тридцати работ законченный вид имели три. Одной был портрет немолодой женщины в одежде служанки, другая изображала молодого человека (судя по лицу – серьезно больного), а на третьей красовался резвящийся жеребенок. Вот к нему-то я прикипел взглядом. Радость детства была передана настолько ярко и точно, что от этого лошаденка глаз нельзя было отвести. Из потрясенного состояния меня вывел голос маэстро:
– Ну вот, готово. Так как насчет напитка?
– Сначала дело, с вашего позволения. Сколько вы хотите за мой заказ?
– Три сребреника.
– А сколько вам нужно времени?
С непоколебимой уверенностью в голосе:
– За день управлюсь.
Все ясно. День на работу, но перед тем попойка в честь окончания предыдущей.
– Тогда послезавтра я зайду. Но это не все. Кто написал картину с жеребенком?
– Я.
– Сколько вы за нее хотите?
Лицо художника отразило борьбу желания взять за кошелек богатого покупателя и страха упустить такового.
Конец ознакомительного фрагмента.