Часть 1. Мой блог
«ПОКАЖИТЕ МНЕ РУССКОГО ЭКОНОМИСТА!»
Вместо википедии
Любозн. гендир – Послушай, поскольку я герой виртуальный, мою биографию ты можешь придумать любую, даже сделать меня можешь как мужчиной, так и женщиной. Но ты вот реальный, расскажи немного о себе? Дай автобиографическую справку, может я сподоблюсь и напишу про тебя в Википедию (поскольку я виртуальный, у меня наверняка есть свои полезные интернет-связи для этого)?
Автор – А что, хорошая идея! Раз к 63 годам в Википедию я не попал, самое пора восполнить этот пробел хотя бы в этой серии книг.
ПРО САМОГО СЕБЯ
Кратко
Родился в 1954 году (14 августа – информация для тех, кто верит в знаки Зодиака), в г. Павлово, тогда еще Горьковской области (сейчас Нижегородская). С 1955 года по настоящее время проживание в Горьком (Нижнем Новгороде).
В 1971 году закончил обычную общеобразовательную школу (сейчас это английская гимназия №13 Н. Новгорода).
В 1976 году получил диплом физического факультета ГГУ им. Н.И.Лобачевского (сейчас ННГУ).
Затем 16 лет работал в НИИ (позже НПП) «Салют», в 1989 году без отрыва от работы подготовил и защитил кандидатскую (кандидат технических наук) в сфере физики полупроводниковых структур, защищался в Зеленограде в МИЭТ.
А с 1992 года начал работать старшим преподавателем управленческих дисциплин. Сначала по годовому контракту работал в ВВКС на кафедре «Менеджмента и маркетинга», а по совместительству (не было полной ставки) – на кафедре экономики нижегородского иняза.
С 1993 года полностью перешел в иняз (НГЛУ) и проработал там (сначала старшим преподавателем, потом доцентом кафедры) до 2004 года: до 2000 года на кафедре экономики, а затем руководителем бизнес-курсов УИЦ НГЛУ.
С 1996 года занимаюсь управленческим консультированием (сначала по совместительству с работой преподавателя), с 2006 года наше незарегистрированное некоммерческое партнерство4 было преобразовано в ООО5, «Консультационный центр «Русский менеджмент», директором которого являюсь по настоящее время.
Вместо аннотации к 1 части
В 2010 году я завел свой блог в профессиональной социальной сети Е-хе «Сообщество менеджеров». А после закрытия там сервиса блогов, перевел свой блог на одну из страниц Фейсбука. По этой причине я иногда буду отмечать время (если не потерялась об этом информация) – когда именно был написан тот или иной пост в этом блоге.
01.04.2010 15:586
Мой первый блог (общение консультантов и руководителей бизнеса) давно себя перерос, и потому я открыл новый блог и новую тему.
Я хотел бы рассказать о себе, о своем отношении к менеджменту, о том, в чем я вижу проблемы современного управления.
И хотя есть возможность публиковать статьи, коих здесь вышло у меня уже немало, есть дискуссии, где можно познакомиться.
Есть даже пятничный менеджер, где можно приколоться.
Но поскольку я дневники в детстве не вел, вероятно самое время этим делом заняться – писать о сокровенном, вернее – про «менеджмент-сокровенное».
Но это пока тест, потому первый опус напишу чуть позже (правда он, зараза, уже превратился в моей голове в … «Прозу в миниатюре», так, кажется, называется тот прикол, которым я невольно и недавно попробовал заняться (мои Полстакана воды7).
Полстакана воды
Он налил полстакана воды и стал ждать, как в соответствии с нанотехнологиями, молекула за молекулой, из наполовину полного стакана получается наполовину пустой.
Он думал о том, что все девчонки – Мальвины. И пусть у них голубые волосы и прекрасные голубые глаза, не нужно обманываться – они очень любят учить: «Не пиши про то, пиши про это!» А если, не дай Бог, ты станешь послушным, исчезнет причина тебя воспитывать. И потому мужчины должны быть благоразумны и своевременно совать свой нос в противную чернильницу, чтобы услышать: «А ты вымыл руки?»
Он заснул, поскольку не догадывался, что наблюдение за тем, как вода испаряется по одной молекуле – это самое сильное лекарство, а в далеком будущем – единственное положительное дело рук госкорпорации «Роснано», которое будет практически использоваться в медицине, для борьбы с бессонницей.
…Утром, проснувшись и включив компьютер, он увидел, что ему пришло письмо от клиента, с которым велись безуспешные переговоры уже более полугода, в письме сообщалось: «Мы согласны с Вами работать, назначайте дату начала проекта».
Он криво усмехнулся и ненароком посмотрел на стакан воды – тот был до краев полон: «Ночью подлила Марта».
Пол-яблока
На тарелке лежали два яблока. Одно – большое красивое красное, так и хотелось впиться в него зубами, и пусть брызги во все стороны – наплевать! Но рядом лежало еще одно – с небольшой гнильцой. Она подумала: «Если съесть сначала яблоко похуже, то завтра красивое яблоко будет не такое вкусное. Но если начать с красного яблока – тогда завтра второе яблоко можно будет выкинуть».
Она так и не приняла решение, а лишь подумала о том, что в жизни тоже так – или нужно брать все только лучшее, но тогда скоро «можно остаться вообще без яблок». Или же не пропускать то, что пока вполне сносно, но тогда и завтра будет лишь сносно. А так хочется долго-долго есть только красивые красные яблоки…
Полселедки
От «ледового побоища», которое устроили вчера вечером друзья, на утро остались приличная по размеру краюшка черного и еще довольно мягкого хлеба, нетронутая пачка сливочного масла местной фабрики (так как никому в голову не пришло залезть в морозилку) и полселедки. Ну ничего, и не такое бывало.
Он решил провести эксперимент, чтобы подтвердить закон убывающей предельной полезности (он работал преподавателем педагогического института, где читал «экономическую теорию»; экономические исследования были его маленькой слабостью).
Полселедки были тщательно подготовлены для эксперимента. От полселедки были отрезаны три одинаковых куска, а четвертый – хвост – отошел голоднющей кошке Мурке: все равно не дала бы спокойно поесть. Да, еще был обжигающий черный чай и неограниченное количество сахара – он был сладкоежка.
Первый бутерброд (хлеб с маслом и кусок селедки) был проглочен. Собственно, настоящий эксперимент начинался со второго куска: по теории он должен был принести уже меньшее удовлетворение, чем первый.
Однако. Если первый кусок не оставил никаких ощущений, то именно во время неспешного поедания второго выяснилось: селедка очень даже вкусная, не пересоленная и замечательной жирности. Пожалуй, от второго куска удовольствие оказалось даже большим, чем от первого. Вся надежда была на третий кусок (иначе вся современная теория спроса, выведенная из закона убывающей предельной полезности, будет ужасным образом опорочена).
И вот, когда третий кусок должен был безоговорочно подтвердить теорию, в гостиную вбежала Мурка: она уже расправилась с хвостом и очень выразительно посмотрела на своего хозяина. Он был не из слабаков, но… не смог выдержать этого взгляда. Мурка на лету поймала третий кусок и утащила его на кухню.
От третьего куска селедки он почувствовал еще большую полезность, чем он первых двух вместе взятых: он помог совершенно бескорыстно Мурке – яркому представителю наших братьев меньших.
Он чувствовал себя почти героем: «Слабо западной микроэкономике против нашенской полселедки?..»
Полблондинки
(Брюнеткам посвящается)
Она была очень серьезная девушка, и уже достигла значительных высот в карьере – работала зам. директора по персоналу в весьма солидной компании. Она была очень-очень серьезная, пожалуй, с одной лишь странностью: ее ближайшая подруга Людка была непроходимая дура. Но при этом все советы Людки почему-то оказывались весьма полезными, и потому она ее бессовестно использовала.
Вот и сейчас она сидела в парикмахерской, где цирюльник превращал ее из обычной брюнетки в яркую блондинку – Людка посоветовала.
Пока цирюльник делал свою работу, она думала о своей: «Дурак наш начальник, и имя у него дурацкое – Иван Иванович, и зовут его все Ванванычем. Ну почему он такой тупой? Ввел систему строжайшей секретности величин заработных плат и премий. Это же грубейшее нарушение азов управления персоналом, нарушение теории справедливости, по которой у меня в университете была дипломная работа. Вон Венька – лучший программист в конторе, его уже три раза пытались сманить конкуренты. Неизвестность доходов коллег его просто бесит – не раз во время обеда пытался у меня выведать, кто сколько зарабатывает».
В этот момент она посмотрела в зеркало и сначала себя не узнала – оказывается, цирюльник уже закончил свою работу и ждал заслуженного вознаграждения: «Людка опять оказалась права!».
Пока она разглядывала результаты работы Сережи (так звали цирюльника), в голову полезли нехорошие мысли, характерные для блондинок: «Ванваныч недавно развелся, а мужчина он очень даже симпатичный. Надо будет сегодня предложить ему остаться после работы… обсудить теорию справедливости».
Из жизни начинающего препода
Русский менеджмент супротив американского. Мой блог8.
Любознательный генеральный директор (далее Любозн. гендир) —
– А мне позволительно по ходу твоего рассказа задавать тебе вопросы?
Автор – Задавай первый!
Любозн. гендир – Если ты физик, наверняка ты проходил экономическую переподготовку?
Автор – В качестве системной экономической переподготовки можно рассматривать, как я целый год готовился к кандидатским экзаменам по рыночной экономике вместе с двумя аспирантами (я был прикрепленный соискатель). Но реально любое обучение у преподавателя серьезной переподготовкой я не считаю. Но лучше обо всем по порядку.
МОЯ МАКРОЭКОНОМИКА
Из жизни начинающего препода.
1993—1997 гг.
Так получилось, что моя переподготовка (бывшего прикладного физика) за партой проходила по рыночной экономике (подготовка и сдача кандидатских экзаменов по специальности в 1992 г. по истории экономических учений и экономикс). Но преподавать я стал сначала менеджмент (затем маркетинг и близкие к ним предметы). И только через год (после перехода в нижегородский иняз с трудовой книжкой) моя переподготовка мне пригодилась – для нагрузки дали вести практику по экономической теории.
А поскольку в то время (думаю и сейчас также) преподы зарабатывали тем, что в основном еще и подрабатывали (в разных вузах), волею случая попал еще по совместительству в педагогический университет, где мне поручили (наряду с преподаванием менеджмента и маркетинга для спецфакультетов, у кого это было в программе) уже не только вести практику, но и читать лекции именно по экономической теории. Я уже знал – это не мое, но, думаю, делал свою работу не хуже других.
Когда я рассказываю о своем опыте преподавания экономической теории, это всегда вызывает смех. Дело в том, что мне поручили вести курс экономической теории старшекурсникам на факультете… физической культуры (для спортсменов). И всегда со смехом задают вопрос – им-то зачем нужна экономика? Это отдельный вопрос.
Но факт остается фактом – попал я на необычный факультет. И на необычный поток.
Дело в том, что кто-то придумал нововведение – увеличить обучение этим студентам на целых полгода (не очень разбирался – почему и зачем, по моему, им добавили вторую специальность). И поскольку я попал в первый год такого эксперимента, то деканат мне пояснил примерно так: «У нас у всех нагрузки хватает (а все кафедры всех вузов всегда ведут неустанную и непримиримую борьбу за нагрузку – В.Т.), потому в первый год мы решили дать побольше экономической теории» (к сожалению, менеджмента там в программе не было, лучше бы добавили его).
Самим студентам факультета физической культуры (подготовка тренеров и учителей физкультуры) я рассказал всю правду: «В Нижнем экономическую теорию преподают везде (в соответствии с образовательными стандартами). Но если не брать экономические факультеты, то количество учебных часов на экономику у вас – самое большое из всего, что я встречал в городе (ровно в 2 раза больше). Будем готовить из вас еще и экономистов».
Сейчас можно сделать выводы. Кстати, сами студенты, по моей оценке, были нисколько не слабее студентов других факультетов – так что легенда о том, что спортсмены слабенькие – неправда.
Для студентов
Несколько студентов (наверно много спорили на занятиях – поэтому я их запомнил, и они даже со мной немного подружились) затем встречал в качестве директоров (в частности, известной сети СпортМастер), т.е., они пошли по пути «практической экономики», жаль, что читал им не менеджмент, но экономика им также была полезна – после нее легче изучать и менеджмент и маркетинг самостоятельно.
Для меня (консультанта)
При анализе рынка (при разработке стратегии) приходится много чего анализировать, И выполнять анализ макроэкономического состояния рынка, в котором находится фирма, приходится тоже. Так что, без сомнения, когда я уже стал консультантом, я нисколько не жалел, что на пару лет жизнь меня бросила в сторону «не совсем по специальности».
Полезные выводы (которые постараюсь, при возможности, давать в конце очередного поста моего блога): если некоторое время вам придется заниматься «не совсем своим делом» – не беспокойтесь, увидите далее, что это окажется полезно именно для вашей основной профессии.
Время есть, но есть нечего
Русский менеджмент супротив американского. Мой блог
Я продолжаю свой блог, где мне помогает вспомнить прошедшее Любознательный генеральный директор (далее Любозн. гендир)
Любозн. гендир – А как ты стал преподавателем менеджмента?
Автор – я об этом уже рассказывал в предыдущей книге9, но с удовольствием повторю.
Время есть, но есть нечего
Я работал в одном и том же НИИ (оно входило в оборонный комплекс) 16 лет с окончания физфака вплоть до 1992 года. Но в 1991—1992 гг. из-за отсутствия реального финансирования военно-промышленного комплекса (ВПК) нам в течение более года практически перестали платить заработную плату – выдавали бумажки, где было написано, что нам начислено столько-то, а денег не было. Многие, в первую очередь специалисты рабочих профессий предприятий ВПК, ушли работать на базары продавцами – где получали реальные деньги.
Поскольку мы с женой работали на одном предприятии, отсутствие зарплаты сказалось весьма существенно. Мы съели все запасы, которые скопились в благоприятное время в погребе – вместо сахара подъели все засахарившееся варенье за много лет и соленья, которые хоть как-то скрашивали картошку (какие-то крохи нам иногда давали «на хлеб и воду»), а в летний период выручил нас и сад, где мы выращивали для себя огурцы и помидоры.
Но когда стало ясно, что просвета в ближайший период не будет, я пошел искать работу.
Работа в организованной нами на предприятии ВПК Школе научной организации труда10 (НОТ) сделала меня самонадеянным, и я решил попытать счастья – найти работу преподавателя. Но работу в вузе преподавателем физики я не нашел – физиков было как собак нерезаных. Провел урок в школе – но не взяли – или не понравился, или, что скорее всего, не было реальной надобности.
После сдачи кандидатских экзаменов по экономике стал искать место преподавателя экономической теории. Однако к моему удивлению – мест не было, как позже выяснилось – преподавателей политической экономии (что читалась при социализме) было с избытком, все они экстренным порядком переквалифицировались в рыночные экономисты.
Мне уже было все равно, кем работать (рабочей профессии у меня не было, да и не хотелось с кандидатской идти в рабочие). И вот в одном из вузов, отказав мне в очередной раз в работе преподавателя экономики, меня спросили: «А вы не возьметесь преподавать менеджмент?» Я не знал тогда толком что это такое, но сразу же согласился. Будучи физиком, я готов был преподавать хоть анатомию в медицинском институте, лишь бы платили зарплату. При этом я наивно полагал, что мои знания по управлению временем меня смогут выручить.
На всякий случай, в вузах, где мне уже отказали один раз, я повторно предложил «свои рабочие руки», но уже в качестве преподавателя менеджмента (провалюсь – так сразу в нескольких местах, кто не рискует …). И к моему удивлению получил вместе с первым местом, еще два привлекательных предложения.
Выбрав из них два наиболее перспективных, я начал работать в двух местах одновременно – на 1,5 ставки куда пригласили (Волго-Вятский Кадровый Центр), и на полставки – в другом вузе – на кафедре экономики в нижегородском инязе..
А для себя я решил, сначала проведу какое-то количество занятий по Тайм-менеджменту (тогда это называлось техника личной работы или самоменеджмент), которое было у меня в то время своеобразным хобби, а в это время успею прочитать о менеджменте в учебниках, которых, правда, в то время было крайне мало.
Так что – тайм-менеджмент меня выручил своеобразным образом – не дал умереть с голода.
«Покажите мне русского экономиста!»
Русский менеджмент супротив американского. Мой блог
Любозн. гендир – А как ты надумал стать консультантом по управлению, любопытно?
Автор – Это тоже самостоятельная история, которая началась довольно забавно.
Еще не консультант, но уже не совсем препод
История эта произошла в первые годы моей работы в нижегородском инязе.
Было на кафедре экономики нас тогда всего 3 штатных препода, включая заведующую. Двое вели занятия по экономической теории, а я по спец. дисциплинам управленческого направления. Ну и, конечно, более десятка пришлых преподов с других вузов (мы, в свою очередь, тоже подрабатывали – кто где в разных вузах и образовательных проектах).
И вот вдруг прибегает к нам на кафедру один из инициаторов экономического дополнительного образования в инязе – Некто. И говорит: «К нам в университет приехал с визитом ректор «Парижа-8» – французского университета с корпусом студентов в 20 000 человек. А еще первый проректор этого вуза, специализирующийся на экономических вопросах, в частности в банковской сфере, он-то и попросил «показать ему русского экономиста». А я же говорю, что штатных нас было всего трое, остальные редко заглядывали – бегали с вуза в вуз и поймать их было почти невозможно.
В этот день кроме зав. кабинетом и машинистки на кафедре из преподов был только я, опытные преподаватели экономической теории (те двое, каждый с почти двадцатилетним стажем педагогической работы) – отсутствовали.
И вот меня пошли, как слона, показывать французскому экономисту. При этом мне было строго настрого наказано: «Вам говорить ничего не нужно, мы сами все уладим».
Ну и начали свое общение – инициаторы организации в то время отделения международного бизнеса иняза и неразговорчивый «слон» под названием «настоящий живой русский экономист». Говорили они по английски (так как француз им хорошо владел).
Я сидел и слушал, ничего не понимал – так как английский только сейчас начал потихоньку изучать. Сижу и думаю – зачем меня позвали? И решил что-нибудь сказать. И говорю по русски: «А можно я господину Фабру задам вопрос» (его звали Рено Фабр).
Преподы иностранных языков со страхом на меня поглядели и с укоризной – мол, мы тебя же предупреждали – сиди молчи, когда в недавно закрытый город Горький приехали важные для международных контактов университета иностранцы.
А господин Фабр вдруг вспомнил, что он просил показать ему «живого русского экономиста» (а меня ему уже так и представили в начале разговора) и с удовольствием согласился выслушать мой вопрос.
«Господин Фабр, – произнес я на чистом русском языке (а на каком еще языке говорят „живые русские экономисты“), – Вас может интересовать тема конверсии оборонных предприятий?»
Мой вопрос быстренько перевели на французский (там был и переводчик (спец по французскому переводу с этого же переводческого факультета, где была «зафиксирована» наша кафедра экономики), но до этого момента он не требовался. Фабр сильно оживился, сказал, что эта тема его сильно интересует, так как во Франции также много предприятий работает на оборону и там тоже такая тема есть.
Через короткое время, весь разговор шел уже только по теме конверсии оборонки (где я проработал 16 лет) и уже только с «живым русским экономистом» (я себя чувствовал почти как открыватель Северного полюса – настоящий экономист и в России, да еще в такой глубинке!)
На следующий день чуть взволнованный декан (это был самый замечательный человек, с кем мне пришлось встретиться за 10 лет на переводческом факультете – Пронин В. Н.) мне сообщил, что господин Фабр желает продолжить со мной разговор по конверсии. Я ответил так: «Владимир Николаевич! Это похоже уже на настоящие серьезные международные переговоры. И потому мне нужен переводчик с французского и что полагается в таких случаях – чтобы можно было поговорить, попить кофе и пр. Декан сказал – уже все есть, время встречи такое-то.
Конец ознакомительного фрагмента.