«Немудрено жить, когда хорошо; умей жить, когда худо»
Слова заголовка принадлежат Ивану Ивановичу Пущину. Надо осмысливать? Об артелях декабристов я рассказал, подробнее можно найти в интернете. Теперь – быт, культура, занятия, просвещение, связь с населением.
Многие исследователи справедливо приходят к мысли, что узники создали настоящую Академию. В связи с этим меня так и подмывает задать встречный вопрос: что создали мы?
Как нам известно, места, куда прибывали декабристы, по устоявшейся российской расхлябанности, никогда не были готовы к приёму узников. В Чите даже тюрьма не была готова. В Петровском Заводе здание тюрьмы было ещё сырым, но самое интересное – совершенно без окон. Это было похоже на подземную темницу, откуда вообще не видно выхода. Темница разделена на камеры. Двор – болотистый.
Что ж, надо обустраиваться, бороться за то, чтобы остаться людьми и в таких условиях, амнистий и поблажек ждать не приходится. Спасибо прибывшим жёнам, они обеспечивают связь с внешним миром.
Именно женщины первыми изучили существующие строгие инструкции по частям и сумели изменить их в лучшую сторону. Непросто изменить тюремные законы! В первую очередь жёны поселились вместе с мужьями в камерах, а во-вторых написали об условиях содержания просвещённых узников куда только было возможно в те времена. Естественно, у жён и мужей было столько влиятельных родственников, которые тоже стали изучать тюремные инструкции. В конце концов Станислав Романович Лепарский написал императору подробный рапорт с просьбой прорубить в каземате окна.
Само слово каземат означает ослеплённость, непроницаемость. Но окна, пусть и не такие большие, были прорублены. Это случилось в первый же год жизни декабристов в Петровском Заводе.
Вероятно, декабристы были первыми невольниками, которые дали пример изучения законов и обращения к общественности всем остальным узникам страны. Нельзя молчать и терпеть произвол.
Обустроив жильё, декабристы взялись ухаживать за землей, на которой им довелось жить: во дворах тюрьмы возникло настоящее хозяйство, появился огород и выбранный узниками огородник.
Предмет и матчасть надо знать. В трудные 1990-е годы я покинул город и удивлял деревню: сажал 4 мешка картофеля, а вытаскивал от 100 до 125 мешков. Учился по книгам голландцев и на примере китайцев. С абсолютной уверенностью могу предполагать, что огород декабристы содержали по всем правилам агрономической науки, а урожаи у них были намного выше, чем в огородах центральной части России, не говоря уже о Сибири и Забайкалье.
Опыт подсказывает, всякий материал любит свою погоду и соответствующее к нему отношение. Во дворе тюрьмы декабристы устроили настоящие мастерские. Конечно, у них не было навыков и опыта рабочего люда, но ремёслами они овладели очень быстро.
Очень скоро мастерские заработали, декабристы стали шить одежду, обувь, чинить их, а также изготавливать предметы первой необходимости. Мастерами-ремесленниками стали Д. П. Мозган, А. П. Арбузов, А. Ф. Фролов, Е. П. Оболенский, Н. А. Загорецкий, профессиональным закройщиком стал П, С. Бобрищев-Пушкин, ремонтировал сапоги В. К. Кюхельбекер, головные уборы шил Н. А. Бестужев. Они становились искусными земледельцами, мастеровыми, слесарями, токарями, переплётчиками. Самое главное – преуспевали во всём. Доныне в Сибири помнят бестужевки (телега) и прочие предметы, которые облегчали жизнь крестьянина.
Жизнь в Сибири предстояла долгая, а для некоторых Сибирь становилась Родиной. Навыки и умение, приобретённые в Петровском Заводе, помогли декабристам жить и после тюрьмы на поселении.
Декабристы, не имевшие детей, жили с жёнами в камерах, а жёны тех, у которых были дети, навещали мужей в камерах. Всего в Петровском Заводе находилось 11 жён и 71 отправленных сюда декабристов.
Куда девать знания, переполнявшие мысли? Они делились друг с другом тем, что успели познать и познавали, каждый занимался самообразованием, потом появилась своя Академия. Полагаю, что объём лекций был университетским, люди были компетентные во многих науках. П. С. Бобрищев-Пушкин – курс математики, А. И. Одоевский – русская литература, Е. П. Оболенский – философия, Н. А. Бестужев – история российского флота, М. М. Спиридов – история Средних веков. Списка всех курсов я не нашёл, но полагаю, что каждый из них мог бы читать курс по какому-нибудь предмету.
В Петровском Заводе многие из них овладели по несколько языков. Известен пример Д. И. Завалишина, который к началу восстания знал 6 языков, к окончанию Сибирского периода жизни он владел уж уже четырнадцатью языками. (Мой товарищ прожил 8 лет в Германии. Немецкого языка не знает).
Научные и литературные труды, живопись, музыка и другие занятия были всегда с ними, как и должны быть со всяким культурными человеком на протяжении всей его жизни, а не время от времени, в перерывах между бездельем или каким-то бесполезным делом. Литературные вечера и концерты были непременной частью их жизни.
Если в XVIII веке члены российской Академии наук изучали Сибирь для правительства с целью последующей эксплуатации территорий, то в XIX веке декабристы исследовали и просвещали Сибирь, находясь за высокими заборами и в камерах тюрьмы. Их интересовала местная флора и фауна, метеорология.
Они пошли дальше собственных интересов и открыли в тюрьме «казематскую школу» для детей окрестных сёл и Петровского Завода. (Сегодня многие школы Забайкалья на грани закрытия!) Как они смогли добиться этого?
Умнейшие люди России и Европы обучали в глухом таёжном крае детей и взрослых грамоте, музыке, ремёслам (!), науке. Восемь лет, до окончания срока заключенных, работала казематская школа. Добавлю к этому, что школа была бесплатной, более того – декабристы помогали ученикам одеждой, питанием, литературой. По воспоминаниям Д. И. Завалишина, в казематской школе обучалось около 90 учеников. (В 1828 году в Тобольской гимназии училось 40 человек, в Иркутской – 57, первая музыкальная школы открылась в Сибири только в 1893 году).
Я забыл сказать о маленькой детали: кроме этих занятий и наук, они отбывали сроки наказания и два раза в день выходили на работы. Наверное, они не умели отлынивать и плохо работать. Разве возможны такие качества у нормального и здорового человека в любых условиях и в любом месте?
Петровский Завод они покидали поодиночке и группами.
Девять долгих лет большая группа просвещённых людей жила одной большой семьёй в Петровском Заводе. Некоторых из них отправили на поселение в 1831 году. Последним покинул тюрьму В. Н. Соловьёв в 1840 году.
Декабрист И. И. Горбачевский, оставив каземат, поселился жить в Петровском Заводе. Похоронен там же.
Станислав Романович Лепарский, главный охранник декабристов, умер в Петровском Заводе в 1837 году. Там же и похоронен. Бог отпустил ему 83 года жизни, 10 из которых он прожил с декабристами, которые и собрали деньги ему на памятник.
В 1866 году тюрьма в Петровском Заводе сгорела.