Вы здесь

Неволя и Сибирь. Артели декабристов. Как они жили-были? (Виктор Балдоржиев, 2018)

Артели декабристов. Как они жили-были?


Чем живём и занимаемся мы, как поддерживаем друг друга, к чему стремимся? В XXI веке, на свободе… И как жили-были декабристы?

Без сравнения нельзя ничего познать, а без познания невозможно жить.


Забайкалье – край зеков. Семейками чифирят. Поделки разные делают. Ножи выкидные, бижутерию разную, вырезают из металла, камня, дерева, некоторые настоящие сады в миниатюре разводят. Есть непревзойденные мастера – живописцы, краснодеревщики, графики… Многим занимаются зеки в лагерях. Кому-то произведения нравятся, кому-то нет.

Простите, но лично мне ни одно произведение не пришлось и, думаю, никогда не придётся по душе. Наши лагеря – только зримый и отчётливый слепок общества. Не более. Наши зеки выйдут из неволи и будут жить с нами. Зона и разруха, в первую очередь, в голове человека. Эта часть истории мне неинтересна, зачастую отвратительна.


Декабристы, конечно, – невольники, но другие. О них нельзя говорить: выше или ниже по культуре или образованию. Они – другие. Вот почему во мгле истории невольничества нам светят их образы. Все остальные образы были темнотой, слились и сольются с темнотой. Останутся – другие.

Чем же жили-были они?

После нашей непонятной, наверное, многим преамбулы пора рассказать об артелях декабристов. Я рассказывал своим землякам об этих артелях во времена, когда казалось, что сосед душит соседа. В России такие «эпохи» могут случиться в любое время…


Одни люди в неволе организовываются и подавляют остальных. Другие поддерживают друг друга и вдохновляют буквально всех. Декабристы, например, с первых дней неволи организовали артели.

Большую артель декабристов можно назвать первым в истории России потребительским кооперативом. Создана она была в Читинском остроге в 1827 году. Устав Большой артели был принят уже в Петровском заводе, 2 марта 1831 года. Разработкой устава занимались А. И. Одоевский, И. И. Пущин, Е. П. Оболенский, А. П. Муханов, М. Ф. Митьков, Д. И. Завалишин, А. В. Поджио.

Казённое питание в неволе никогда не было сытным. Поначалу организовали «Общий котел», далее организация переросла в артель, давшей начало большому делу. В Уставе было 106 параграфов, в которых отразились жизненные принципы всех членов артели. Обязательный принцип добровольности, паевого взноса, равноправия, демократического управления, тайного голосования. Неукоснительной была отчётность правления и ревизионной комиссии артели перед всеми пайщиками.

Информация о деятельности артели была максимально прозрачной.

Люди совести и высокой культуры они не могли противоречить своим убеждениям, а потому каждое их дело служило и может служить примером для всего общества независимо от исторического периода.

Известно также, что главный охранник декабристов в неволе Станислав Романович Лепарский вносил в артель тайные пожертвования, о которых несомненного узнавали узники.

Первоначальной целью Большой артели стали потребительские интересы декабристов: питание, одежда, быт. Руководителями были выбраны Н. В. Басаргин, А. Н. Сутгоф, И. С. Повало-Швейковский, И. И. Горбачевский.

Большая артель была создана с началом каторжных сроков декабристов и распалась с окончанием этих сроков. С началом периода поселения, который начался с 1834, была создана Малая артель.

Организация декабристов не оставляла своих товарищей ни при каких обстоятельствах. Малая артель – своеобразная касса взаимопомощи, созданная для декабристов, выходящих на поселения. Вместе с тем, артель была и ссудосберегательным банком.

И третьей артелью декабристов была – Газетно-журнальная артель, которая занималась подпиской и сбором книг и периодических изданий.

Интересно, что потребительская кооперация России считает датой своего основания 2 марта 1831 года, то есть день, когда был принят Устав Большой артели декабристов.


На станции Петровский Завод некоторые пассажирские поезда стоят 15 и даже 30 минут. Много раз я выбегал из вагона, чтобы посмотреть на памятник декабристам. За памятником стоит немного грустный Владимир Ильич Ленин. Куда же мы от него денемся…

Дальше будет – моё Забайкалье, в разных местах которого жили на поселении члены созданных ими артелей, давших России понятия бескорыстия, коллективизма и сплочённости.