Вы здесь

На страже тишины и спокойствия: из истории внутренних войск России (1811-1917). ГЛАВА 1. Создание и становление внутренней стражи. Деятельность генерала Е.Ф. Комаровского (1811 – 1828 гг.) (С. М. Штутман)

ГЛАВА 1

Создание и становление внутренней стражи. Деятельность генерала Е.Ф. Комаровского (1811 – 1828 гг.)

I. Новшества александровской эпохи

История первой четверти XIX в. началась, как известно, с дворцового переворота, происшедшего в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., в результате которого император Павел I был задушен (по официальной версии скончался от апоплексического удара), а на престол вступил его сын Александр. На него при воцарении возлагали большие надежды передовые слои русского общества. Любимый внук просвещенной монархини Екатерины II, получивший блестящее образование, владевший несколькими европейскими языками, 23-летний государь начал свою деятельность с того, что повелел вернуть казаков, отправленных завоевывать Индию. Была ликвидирована тайная экспедиция, освобождены из ссылки и тюрем ее жертвы1, амнистированы беглые крестьяне и преступники (кроме убийц), снят запрет на ввоз товаров и иностранных книг, разрешен свободный выезд российских подданных за границу. При нем образовался «негласный комитет», состоящий в основном из молодых, умных, энергичных приближенных-друзей (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, А. Чарторыйский). На годы его царствования пришлась деятельность таких известных людей как М.М. Сперанский, Н.С. Мордвинов, в это время жил и творил Н.М. Карамзин. В ряду близких царю людей стояла мрачная фигура А.А. Аракчеева, которого пугались и не очень чтили современники, но стали уважать в нынешнее время. Государь попытался навести порядок в области государственного управления.

Вместо петровских коллегий в 1802 г. учреждается восемь министерств: военных сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, финансов, юстиции, коммерции, народного просвещения и внутренних дел. Последнее было совершенно новым ведомством, призванным обеспечить общественный порядок и выполнение государственных задач по управлению промышленностью и строительством. МВД возглавило систему полицейских органов. В 1810 г. из него выделилось Министерство полиции, но уже в 1819 г. оно было упразднено, а его функции снова переданы МВД. По идее, такая система централизованной административной власти должна была положить конец произволу, казнокрадству и взяточничеству на местах. Но этого не произошло. Александр понимал, что перед страной стоят две коренные проблемы: конституция и ликвидация крепостничества. Но сторонников того и другого среди правящей элиты было немного. Карамзин, например, считал, что 50 толковых губернаторов в России принесут больше пользы, чем любая конституция. Высшее дворянство и слушать не хотело о гражданских правах крестьян. И все же Александр издал указ о вольных хлебопашцах (20 февраля 1803 г.), разрешивший землевладельцам отпускать крепостных крестьян на волю в одиночку, семьями и целыми селениями и обязательно с земельными наделами. Указ сильно перепугал помещиков, почувствовавших в нем провозвестника всеобщего освобождения крестьян. Каждый акт освобождения утверждался государем. Всего за годы царствования Александра I было заключено 160 сделок, охвативших освобождение 47 153 душ мужского пола. Размер выкупа составлял 396 рублей с души ассигнациями (около 100 рублей серебром), но некоторые помещики отпускали крестьян безвозмездно. Помещики Лифляндской губернии, опасаясь развития освободительного движения, выступили с предложением освободить крестьян от крепостной зависимости. После победы над Наполеоном все остзейские крестьяне были освобождены (1816 – 1819 гг.), но без земли. Понемногу развивалась промышленность. Если в 1804 году число фабрик достигало 2423, то к концу царствования Александра I 5261 (рост в 2,13 раза), численность рабочих увеличилась с 95 202 до 210 568 (из них 114 515 человек вольных)2.

При Александре происходили завоевательные войны, приведшие к значительному приращению территории, хотя Россия в этом не нуждалась. Была Отечественная война 1812 года, во время которой проявились полководческий талант М.И. Кутузова и военное искусство других выдающихся военачальников, мужество и героизм Русской армии, патриотизм народа. Походы в Европу, влияние идей Французской революции, проникновение в Россию ранее запрещенной к ввозу литературы способствовали пробуждению и росту самосознания значительной части офицерской среды. Появились литературные кружки («Арзамас», «Зеленая лампа» и др.), распространились масонские ложи, возникли тайные общества («Союз спасения», преобразованный в «Союз благоденствия», а после его самороспуска – «Северное общество» и «Южное общество», куда влилось «Общество соединенных славян»). Масонские ложи государь в 1822 г. запретил. О существовании тайных обществ он знал, но, видимо, или не очень верил доносам, или не придавал серьезного значения тайным играм своих офицеров и генералов, не допуская мысли, что они носят характер антигосударственного заговора3.

Одной из главных забот нового императора была армия. Павловские нововведения, слепо копировавшие прусскую военную систему, отбросили состояние военного дела в России лет на пятьдесят назад. Опыт войн не изучался и не использовался, парады и муштра изводили солдат и офицеров, а то, что составляло гордость армии – исторические наименования полков, награды – предавалось забвению, так же как все, что было связано с именами великих полководцев П.А. Румянцева и А.В. Суворова. Конечно, это вызывало недовольство в армии. Не учитывать возникших настроений Александр не мог. Не случайно, спустя три месяца после восшествия на престол он своим указом от 24 июня 1801 г. создает Воинскую комиссию для рассмотрения положения и устройства войск под председательством великого князя Константина Павловича, в состав которой вошли: генералы от инфантерии М.И. Кутузов, А.А. Прозоровский, И.В. Ламб, Н.А. Татищев, Н.С. Свечин, генерал-интендант армии Д.П. Волконский, генерал-лейтенанты А.П. Тормасов и С.Н. Долгорукий. Военной комиссии поручалось рассмотреть множество вопросов военного строительства: численность и общее положение войск, их продовольствие, обмундирование, вооружение пехоты и кавалерии, расходы на содержание, пенсионное обеспечение военнослужащих и их вдов. «Сверх сих предметов, – говорилось в указе, – Мы предоставляем рассмотрению Комиссии все, что найдет она нужного и полезного к введению или отмене во внутреннем устройстве сухопутных войск, возлагая на нее по надлежащем всех частей соображений составить штат по всем отделениям и представить Нам на утверждение с показанием тех выгод, какие от сего положения для казны в сравнении с бывшими доселе издержками произойти могут»4.

При Петре I армия насчитывала в своих рядах около 200 тыс. человек, а к концу XVIII в. ее численность достигала полумиллиона5. Это было весьма обременительно для России. Усилия Александра I в области военного дела демонстрируют государственный подход.

Комиссия в течение 1801 – 1802 гг. выработала ряд предложений, реализация которых содействовала прогрессивным преобразованиям в Русской армии, улучшила ее организационную структуру. Правда, в вопросе о форме одежды в самой комиссии возникли разногласия, и победила консервативная позиция председателя, настоявшего на сохранении в армии неудобных треуголок и явно несуразных кос. Но все же усилия Воинской комиссии по переустройству армии для обеспечения «внешней обороны и внутренней тишины» в определенной мере увенчались успехом. Войска были перераспределены и, в известной степени, реорганизованы. Вводилась корпусная система. В 1809 г. началось перевооружение армии в связи с созданием 7-линейного кремневого ружья. В 1811 г. введен Воинский устав о пехотной службе.

2. Учреждение внутренней стражи

Среди военных преобразований эпохи Александра I немаловажное место занимает организация военно-охранительной системы, связанной с несением внутренней службы и выполнением карательных функций государства. Большое число бедного и зависимого населения, разбросанного на огромной территории – эти обстоятельства всегда были предметом беспокойства российских правителей. Феодально-крепостническая система хозяйства и потенциальная опасность крестьянских волнений, настоятельная необходимость в связи с этим постоянно заботиться об обеспечении внутренней безопасности державы требовали содержания, кроме армии, как защиты от вторжения извне или силы для осуществления завоевательных целей, еще и внутренних гарнизонов, предназначенных для караульной службы, подготовки рекрутов и, одновременно, выполнения полицейских функций. Поэтому должное внимание было уделено и такому виду вооруженных сил как гарнизонные войска.

Внутренние гарнизоны

Впервые гарнизонная система расположения войск была введена при Петре I, создавшем русскую регулярную армию на рубеже XVII-XVIII вв. Табель 1711 г. предусматривала организацию 43 пехотных гарнизонных полков, к которым позднее добавились еще и драгунские полки. В 1720 г. уже имелось 50 полков и один батальон пехоты, четыре полка и один батальон драгун, которые составляли гарнизонные войска. Формировались они первоначально из стрельцов, солдат и рейтаров, а также из неспособных к полевой службе и отсеянных из вновь созданных регулярных полков нижних чинов. Часть этих формирований составляли «остзейские гарнизонные полки» (21 полк), остальные назывались «внутренними гарнизонами». Они просуществовали до 1764 г., когда из гарнизонных пехотных полков было сформировано 84 батальона, из которых 65 считались пограничными и 19 внутренними. Драгунские полки были обращены в полевые6.

Общая штатная численность людей в гарнизонных батальонах при Екатерине II составляла 82 393 человека, фактически имелось чуть более 60 тыс. человек7. В 1796 г. при формировании дивизий в них влилась часть гарнизонных батальонов, а оставшиеся в следующем году снова были переформированы в полки, названные по местам их расквартирования. Но при Павле I полки стали называться по фамилии их высокопоставленных шефов. При Александре I им было возвращено наименование по месту расположения.

Гарнизонные части являлись резервом пополнения и формирования полевых войск. Именно через них осуществлялась подготовка запаса. И именно эти части высылались для подавления крестьянских волнений в разных местах России. Например, в 1803 – 1805 гг. подобные выступления происходили в прибалтийских губерниях, на Украине и Урале. Использовавшиеся для усмирения гарнизонные войска нельзя было ослаблять. Воинская комиссия 1801 г. предложила увеличить их на 20 батальонов, заботясь не только о сохранении тишины и спокойствия, но и о своевременном укомплектовании армии. Однако одновременно исполнять такие обязанности гарнизонные батальоны оказались не в состоянии. Пополнить их решили за счет так называемых инвалидных рот.

В 1803 г. по новым штатам полевые гарнизонные батальоны состояли из четырех рот, а внутренние – из пяти (одна из них – инвалидная). Согласно табели 1803 г. численность гарнизонных войск составляла 1727 офицеров и 72 780 нижних чинов. Это и был основной источник пополнения полевых войск в период военных действий в 1805 – 1809 гг.8 Но это же привело к тому, что сам источник почти иссяк. Пришлось искать новые пути для подготовки резервов для армии и решения проблем внутренней безопасности государства.

В 1801 – 1811 гг. шло формирование и переформирование гарнизонных батальонов, находящихся «на внутреннем положении» и «на полевом положении». Часть гарнизонных полков причисляется к пехотным дивизиям9.

Облегчить в определенной мере содержание армии и, вместе с тем, помочь в решении вопросов ее пополнения, и, одновременно, послужить в качестве оберегательной силы в целях внутренней безопасности ряда регионов должны были военные поселения1. Организационно и структурно они не относились непосредственно к охранительной системе, но могли исполнять и полицейские функции, хотя практика показала, что подчас они сами становились объектом военного подавления.

Военные инвалиды

Рассмотрим еще один вид военных формирований, получивший название инвалидных рот и команд. Военные инвалиды – это такая категория граждан, о которых государство обязано заботиться столь же внимательно, как и о своих вооруженных силах. В России еще со времен Василия Шуйского (1606 – 1610 гг.) за Троице-Сергиевой лаврой были построены дома и больницы для престарелых, увечных и раненых воинов. В 1665 г. царь Алексей Михайлович основал «Дом убогих». Царь Федор Алексеевич издал указ о строительстве в Москве двух «шпитален и богаделен». Исстари приют инвалидам предоставляли монастыри, это были первые учреждения церковного призрения, которые должны были безденежно поить, кормить и одевать раненых служилых людей. Но еще ранее, в царских грамотах, относящихся ко второй половине XVI в., можно встретить упоминания об обеспечении раненых и престарелых служилых людей. Позже Соборное уложение 1649 г. узаконило в виде «подмоги на прокорм» обеспечение старых и увечных солдат и рейтаров. 9 февраля 1710 г. издан петровский указ о рассылке престарелых, раненых и увечных офицеров и солдат по губерниям и привлечении их для обучения рекрутов, о помещении вовсе неспособных к службе в богадельни. Но монастыри постепенно перестают заниматься предоставлением крова и содержания инвалидам. В 1764 г. при Екатерине II монастыри окончательно освобождаются от этой обязанности и происходит коренное переустройство всего дела общественного призрения инвалидов. Их направляют на поселение в разные города (в Муром – служивших в гвардии, остальных размещали в 30 городах) с выдачей жалования от 10 до 120 рублей в год (в зависимости от чина). 9 декабря 1796 г. Павел I распорядился свести инвалидов в особые вновь формируемые при гарнизонных батальонах роты. Реформированием всего дела об инвалидах занялся Александр I. В 1803 г. он разделил инвалидов на три разряда: к первому причислены беспорочно прослужившие 20 лет или определенные в инвалидные роты (они получали жалование в размере 1/3 оклада), ко второму – прослужившие менее 20 лет (им оставлено содержание, установленное по указу 1764 г.), к третьему – инвалиды, уволенные со службы по суду (им назначалось 2/3 инвалидного содержания).

Еще по установленному при Павле I порядку, заведенные в губернских городах роты стали называться штатными, как и возникшие в других городах команды (в 1796 г. изданы штаты губернские, в которых перечислены города империи; не вошедшие в этот список города получили название заштатных). Всего было положено иметь 41 роту в губернских городах и 380 команд в уездах11.

Эти губернские роты и уездные команды исполняли полицейские функции и считались губернской стражей, подчиненной гражданской администрации. Состояние их было более чем плачевное. Таким образом, сосуществовали две параллельные структуры, подчиненные разным ведомствам и выполнявшие идентичные задачи: гарнизонные батальоны и полки, а также местные формирования – губернские роты и уездные команды. На последнее обратил внимание Е.Ф. Комаровский и вот, что он написал об этом в своих «Записках...»:

«....В проезд мой через разные города я видел гарнизонные роты, составленные из людей, по виду еще здоровых; сие подало мне мысль представить государю проект о сформировании из сих гарнизонных рот, в которых люди не исправляли ни малейшей службы, особливо в заштатных городах, – под названием земского войска, разделив оное на батальоны и команды, которые и подчинить отставным из военной службы начальникам. Тогда в губернских городах были драгунские команды и несколько пеших солдат, а в уездах штатные команды, состоящие в губернских городах под распоряжением губернаторов, а в уездных – городничих; но число людей в сих командах было весьма ограничено. Государю проект мой понравился, и, может быть, оный послужил основанием учреждения впоследствии внутренней стражи»12.

Очевидно, это происходило в 1802 г. До создания внутренней стражи оставалось девять лет. В эти годы у императора было немало забот о внешней и внутренней безопасности страны. Он сам интересовался вопросом о правильном использовании гарнизонных батальонов, инвалидных рот и команд, о лучшей постановке полицейской службы. Об этом свидетельствует серия высочайших указов, изданных в первое десятилетие его правления, решения Правительствующего Сената, разработки военного ведомства.

В частности, разработано Положение о гарнизонном батальоне (1803 г.), приняты указы об определении штаб-офицеров для присмотра за губернскими ротами и штатными командами (1808 г.), об обмундировании этих же подразделений и снабжении их крестьянским сукном (1808 г.), об укомплектовании их же нижними чинами (1809 г.), о состоянии инвалидных рот при полках лейб-гвардии (1809 г.) и др.13

Неоднократно в это же время выделялась воинская сила для усмирения крестьянских выступлений. Так, например, в 1805 г. направлен отряд из местного гарнизонного батальона для усмирения крестьян Княгининского округа, в конце того же года выделена команда для «приведения в повиновение» крестьян в Эстляндской губернии, в 1809 г. в карательных целях был направлен в один из уездов Нижегородской губернии батальон из Казани14.

Служба сопровождения арестантов

Но существовало еще одно обширное поле деятельности, относящееся к сфере внутренней службы. Речь идет об организации службы сопровождения арестантов. Арестантов в России хватало. А это значит, что нужны были и охрана и надзор. Не случайно внимание верховной власти было привлечено к проблеме этапирования арестантов, организации их размещения и содержания в Сибири.

Как известно, многие новшества и начинания в отечественной истории идут от эпохи Петра Великого. При нем был первый случай ссылки на каторгу в 1699 г., когда сослали 269 стрельцов15. Каторжан отправляли в Азов, затем на рудники, солеварни, фабрики и заводы Урала и Сибири. Артикул воинский от 30 марта 1716 г. предусматривал ссылку на галерные или каторжные работы в семи случаях. Каторжный труд – это способ утилизировать личность преступника в пользу государства. Вместо практиковавшегося ранее изгнания («выбытия из земли вон») после завоевания Сибири появляется возможность и необходимость ее колонизировать и использовать каторжный труд в государственных интересах. Таким способом достигались три цели: удаление преступника, его наказание и освоение новых обширных территорий империи. Особое значение приобрели рудники Нерчинского горного округа. С помощью каторжного труда осваивались и другие места Сибири. Долгое время отсутствовала всякая регламентация этого труда. Помещики по своему произволу могли отправлять своих крепостных на каторгу за те или иные проступки. Каторга, как самый тяжелый (после смертной казни) вид наказания, широко использовалась крепостническим режимом для расправы с восставшими крестьянами, бунтовавшими солдатами, казаками, инородцами. Подобных выступлений было, как известно, немало. Каторга становится суровой мерой наказания за государственные преступления (политическая каторга).

Первой попыткой правового регулирования каторжного труда, исчисления сроков наказания, определения видов преступлений, за которые преступников следовало направлять на каторжные работы, был разработанный М.М. Сперанским «Устав о ссыльных» (22 июля 1822 г.), согласно которому на каторжные работы можно было ссылать только по приговору суда, а после истечения срока надлежало оставлять каторжан на поселении в Сибири либо ссылать в другие отдаленные места. Спустя только два с лишним десятилетия (в 1845 г.) этот вид наказания дифференцирован на срочную и бессрочную каторгу, хотя последняя не являлась пожизненной. Формально все зависело от поведения осужденного, фактически – от произвола начальства. Долгие годы это наказание сопровождалось еще и клеймением16.

Помимо каторжных работ существовал и такой вид наказания как ссылка. Во времена царствования Анны Ивановны, «бироновщины», начались репрессии против русских дворян, недовольных засильем иноземцев при дворе и их бесчинствами. В литературе называется весьма внушительное число дворян, высланных за десятилетие этого правления в Сибирь, – 20 тыс. человек.

Разразившийся в стране в 1734 – 1735 гг. голод породил массу голодных бродяг и нищих из крестьян, горожан, работных людей. В 23 городах была учреждена полиция, которая толпами задерживала и отправляла в Сибирь этих потенциальных для властей бунтовщиков. Немало «поработал» в этом отношении царский указ от 13 декабря 1760 г., разрешавший помещикам ссылать непокорных крестьян на поселение в Сибирь. Во время царствования Елизаветы Петровны число высланных возросло до 80 тыс. человек17. Крестьянская война 1773 – 1775 гг., карательные экспедиции в период правления Екатерины II тоже сыграли свою роль в заселении Сибири. Полно было ссылок и при Павле I.

Во времена царствования Александра I в период с 1807 по 1823 гг. число сосланных в Сибирь достигает 45476 человек (в среднем по 2675 человек в год)18. В дальнейшем к этому виду наказания прибегают все чаще (табл. 1)19.


Таблица 1


По данным табл. 1 общее число сосланных в Сибирь с 1807 по 1898 гг. составляет, как нетрудно подсчитать, 864 823 человек20. Динамика применения этого вида наказания отражает рост или спад социального протеста в стране и деятельность карательного аппарата.

Каторжники используются как почти дармовая сила при разных сооружениях и постройках, начиная с XVIII в. В 1703 г. часть ссыльных переводится из Азова в новую столицу для строительства порта21. Каторжный труд применялся на Екатеринбургском и Нерчинском рудниках, в Иркутске он используется на местной суконной фабрике. Идет интенсивное заселение и освоение Сибири. Населению живется трудно и тревожно. Начальства много, а толку мало. К тому же оно больше печется о себе самом, его мало заботят местные дела. Например, иркутский губернатор И. Пестель (отец декабриста) позволял себе значительную часть года проживать не в Иркутске, а в северной столице, что породило анекдот о нем, как обладателе самого острого зрения, ибо он из Петербурга видит, что делается в Сибири...

Увеличившийся поток ссыльных и каторжан вызывал жалобы селян, которых заставляли не только выделять подводы для перевозки части этого люда, но и самих участвовать в его охране. Перемещение значительной части наиболее опасного для страны «порочного» контингента в Сибирь приобретало и иную, чем колонизация ее просторов, сторону, потребовав принятия определенных военно-полицейских мер для поддержания «тишины и спокойствия» и здесь, и в европейской России. Губернские учреждения Сибири ввиду их удаленности от центра требовали большего контроля, ибо местные чиновники использовали этот географический фактор в своих корыстных целях, а данное обстоятельство тоже беспокоило императорскую власть. Александр I не ошибся, назначив генерал-губернатором Тобольским, Томским и Иркутским сенатора И.О. Селифонтова. Это был умный и деятельный администратор22. Он понимал, что главная производительная сила Сибири – крестьяне, и потому выступил за облегчение их положения. С его именем связана ревизия состояния государственного управления Сибири, весьма существенно затронувшая вопрос об организации каторжных работ и конвоировании арестантов по сибирским трактам. Все эти проблемы оказались взаимосвязанными. Действительный тайный советник Селифонтов в своем докладе министру внутренних дел графу Кочубею высказался за освобождение крестьян от повинности, которую они несут в связи с сопровождением по сибирскому тракту ссыльных и поселенцев, прося «возложить оную на состоящие там гарнизоны». Изучив это дело, он информировал министра, что преступников, ссылаемых в Сибирь, сопровождают под «обывательским от селения до другого присмотром». Сначала они стекаются со всей империи к Казани, далее следуют по тракту, и «живущим по дороге обывателям причиняют великое отягощение, особенно в летнее время, отвлекая их от полевых работ».

И до Селифонтова поднимался этот вопрос. Еще 10 августа 1801г. Правительствующий Сенат поручил Казанскому военному губернатору рассмотреть возможность освободить поселян от этой повинности, применив в качестве прецедента указ Сената от 2 августа 1797 г., который ввел сопровождение денежной казны от губернии до губернии штатными командами. Именно такой принцип сопровождения и охраны граф Кочубей считал наиболее приемлемым. Он сам обследовал состояние дел в этой области. По «имянному указу» от 29 сентября 1801 г. он, выполняя поручение императора, проделал весь путь от Казани до Иркутска, осмотрел Иркутскую суконную фабрику, увидел, кстати, что там без надобности содержат целый батальон, хотя достаточно иметь «пристойное число казаков», и пришел к выводам, которые изложил государю. Своими соображениями, совпавшими с мнениями Тобольского и Иркутского генерал-губернатора И.О. Селифонтова, он 6 мая 1804 г. поделился с военным министром С.К. Вязьмитиновым, прося дать свое заключение, «дабы согласно общему нашему мнению можно было испросить Высочайшую о том волю и дать Сибирскому генерал-губернатору надлежащий отзыв». Кочубей сообщил при этом, что он сторонник освобождения сибирских крестьян от указанной повинности, «возложив оную на состоящие там гарнизоны». «Я имел счастье докладывать о сем Его Величеству, – писал далее министр, – и Государь Император Высочайше указать соизволил снестись мне с Вашим превосходительством...»

В своем обращении в МВД И.О. Селифонтов указал еще на одно важное обстоятельство. Он писал, что присмотр селян за колодниками и поселенцами – мера явно недостаточная, ибо последние, «имея за собой конвой, худо или вовсе не вооруженный, легко чинят побеги, делая в оных разные злодеяния: разбои, убийства, воровство и мошенничество». Автор предлагает, чтобы «впредь препровождение ссыльных колодников и поселенцев, начиная от Казани, возложить на воинские отряды гарнизонных полков и батальонов, ибо штатных городовых команд для сего будет недостаточно». И далее дается схема маршрута сопровождения: граница Тобольской губернии (прием от Пермской губернии и следование до Тобольска) – Тара – Тюмень – Красноярск – Нижнеудинск – Иркутск – Нерчинск (или места поселения). Во всех перечисленных пунктах имелись местные гарнизоны. Отправлять не чаще одной партии в месяц (или в два месяца), командируя обер– либо унтер-офицера с соответствующим числом солдат, конвойным выдавать наставления, списки, путевые деньги, расходные книги для отчета, прогонные суммы23.

В то время на границах и в самой Сибири службу несли казаки. В Казани находился Донской казачий полк, командированный по указу Павла I от 18 июня 1797 г. с Дона для несения службы разъездов от Казани до Царицына по обоим берегам Волги с целью поиска и поимки беглых крестьян. В самой Сибири находились линейные казачьи войска численностью около 6000 человек, разделенных на девять команд, и примерно 2000 человек в городских командах, состоявших в распоряжении гражданских властей (губернаторов) и несших караульную службу. Помимо этого имелось четыре «брацких полка» из иноверцев, численностью около 3000 человек, используемых, в основном, для охраны Китайской границы. Значительное число иррегулярных войск находилось в Пермской и Оренбургской губерниях, где они располагались по кантонам. Там же несли службу башкиры и мещеряки.

Переписка Кочубея с Вязьмитиновым ни к чему путному не привела. Военный министр увиливал от принятия позитивного решения, заявив, в конечном счете, что сие зависит от государя. Сам он был противником передачи всего дела этапирования арестантов по сибирским трактам гарнизонными батальонами, сославшись на то, что они комплектуются «почти всегда людьми, долговременно служившими и истощавшими уже крепость сил своих, которых посылать так далече не было бы удобности, ибо от Тары до Томска должно им сделать взад и вперед 1790, а от Иркутска до Нерчинска около 2000 верст». Естественно, тут был свой резон, к тому же военный министр не хотел перенимать головную боль за организацию всего этого дела от министра внутренних дел. Кочубей добивается решения о принятии расходов по препровождению арестантов за счет казны, однако освобождение селян от обременительной для них повинности затянулось на несколько лет. Начавшаяся война с французами, а затем и с турками, очевидно, отвлекла внимание императора от этой проблемы. В 1807 г. конвоирование арестантов возложили на башкиров и мещеряков. Но это было не лучшим решением вопроса. Лишь в 1810 г. службу передали казакам гражданского ведомства, что тоже не дало должного эффекта. Потребовалось более существенное реформирование всего пересыльного дела.

Таковы были обстоятельства, предшествовавшие назревшей реорганизации постановки всего дела по обеспечению внутренней безопасности империи. Реформе подверглись сама постановка внутренней службы, использование для этой цели ветеранов, организация рекрутских наборов и подготовки резервов для армии. Она осуществлялась постепенно по нескольким направлениям: централизация военного управления, военизация местных сил, предназначенных для полицейской службы, усиление самой полиции и карательной деятельности государства, создание внутренней стражи.

Возросшая непосредственная опасность для России ускорила эти процессы. Для осуществления реформы и реализации намеченных целей государство уже имело определенные резервы: гарнизонные батальоны, губернские роты и штатные команды, служащие инвалиды. Были приняты меры и по усилению охраны границ. В канцелярии Военного министерства образовалось целое дело, посвященное «устроению» на западной границе пограничной стражи24.

Шесть царских указов

Параллельно в недрах того же министерства накапливалось дело о переводе губернских рот и штатных команд из гражданского в военное ведомство25. 16 Генваря (как тогда называли первый месяц года) по представлению министра военных сухопутных сил Барклая-де-Толли Александр I издал указ о передаче губернских рот и штатных команд военному начальству с целью приведения их в «лучшее устройство»26. За предшествующие два года принимались меры по укомплектованию их нижними воинскими чинами. Эти подразделения выполняли полицейские функции в губерниях. Губернаторов устраивало то, что они непосредственно находились в их подчинении и имели определенную автономию по отношению к воинскому начальству, они часто использовали солдат как даровую рабочую силу на собственные нужды.

Обладание независимой от военного ведомства своей вооруженной силой удовлетворяло и министра полиции А.Д. Балашова. Однако из государственных соображений решено было покончить со сложившейся децентрализацией в управлении местными формированиями и подчинить их одному организующему центру в составе Военного министерства, осуществив одновременно ряд важных реорганизаций и преобразований. Но это был только первый шаг.

Интересно отметить, что процесс реорганизации местных сил шел одновременно с формированием армейских резервов, что соответствовало сложившейся обстановке и отражало заботу об усилении внешней и внутренней безопасности государства.

17 января по представлению военного министра издается указ о формировании новых полков на базе гарнизонных батальонов. В представленном Барклаем-де-Толли соображении на сей счет затрагивались именно две проблемы: пополнение полевых войск и укрепление внутренней безопасности, причем, и то и другое решалось во взаимосвязи и взаимодействии. Из 52 батальонов выделялось по три роты, укомплектованные наиболее физически крепким составом (156 рот), из которых сформировано 39 пехотных батальонов или 13 армейских полков. Оставшиеся 52 роты соединились с губернскими ротами в двухротные гарнизонные полубатальоны, предназначенные для несения внутренней службы, и были переданы в военное ведомство. «Сим образом, – говорилось в документе, – составленные двухротные внутренние полубатальоны, находясь в совершенном воинском ведении и порядке, будут отправлять все то служение, которое для охранения внутреннего спокойствия нужно, как-то: содержать при разных городах караулы, провожать и передавать одна другой рекрутов, водить колодников и действовать по требованиям гражданского начальства на поимку воров, истребление разбойников и восстановление нарушенного порядка в селениях». Далее разъяснялось к каким результатам приведет данная реорганизация: «Последствие сего устройства, коих пользу, при самом предположении его, предвидеть уже можно будет, следующее: 1-е. Действующая армия, без набора рекрутов, усилится13-ю новыми полками; 2-е. Внутренние губернии вместо ныне существующих губернских рот приобретут на охранение их порядка в лучшем виде устроенного войска 17-ти тысяч человек; 3-е. Действующая армия, не имея более нужды определять отряды для посылки в губернии за рекрутами, коих доставление отправляться будет внутренними полубатальонами, сохранит во всей целостности ту важную часть силы, которая на сие употребление доселе расточалась»27.

В связи с этим последовал указ «О формировании из гарнизонных батальонов 13 пехотных и егерских полков», который на основании высочайшего рескрипта на имя военного министра от 16 января и приказа от 17 января, адресованного генералам от инфантерии Голенищеву-Кутузову и Дохтурову, генерал-лейтенантам Эссену 1-му, Дюку де Ришелье, графу Витгенштейну и Штейнгелю, а также великому князю Константину Павловичу, определил порядок реализации решений, изложенных в упомянутых документах28:14 и 29 марта т. г. Военное министерство разработало проекты распределения внутренних гарнизонных полубатальонов по бригадам и округам. В апреле 1811 г. эти предложения были оформлены указом императора29. Принятие окружного построения системы управления – факт замечательный. В армии подобный способ был принят только через пятьдесят с лишним лет.

Следующим весьма важным решением был указ от 27 марта 1811г. «О устройстве инвалидных рот и команд и составлении из них подвижных инвалидных рот и служащих инвалидных команд»30. Все состоящие в ротах и командах инвалиды отныне назывались военными инвалидами, они разделялись на три рода: подвижные, служащие и неспособные. Первые составили 35 рот, из которых 18 распределись в армию для обслуживания госпиталей. Неспособные инвалиды содержатся по правилам, установленным в 1764 г., живут на обывательских квартирах, но в течение трех лет обязываются поселиться в отведенных им местах. На обзаведение они получают от казны 50 рублей единовременно, им выделяются земли под постройку дома и для огорода. Они распределяются по уездным городам. Из служащих инвалидов в тех же городах формировались команды в составе двух обер-офицеров (один из них командир), пяти унтер-офицеров, 40 рядовых и одного барабанщика. Они подчинялись командиру гарнизонного батальона, исполняя внутреннюю службу в уездах. Указ предусматривал механизм вовлечения инвалидных подразделений в процесс формирования гарнизонных батальонов.

1. Уездные штатные команды присоединялись к губернским ротам, составляя вместе с ними третьи гарнизонные роты при образовании гарнизонных батальонов. Формирование этих подразделений проводилось согласно подробно составленному документу: «Расписание губерниям, сколько какая имеет уездных городов, какие роты и команды поступают на сформирование в них третьих гарнизонных рот, в каких не назначается иметь гарнизонных губернских батальонов и почему и какие штатные команды входят в состав служащих инвалидов». Документ представляет собой большую таблицу, где перечислены 49 губерний с обозначением числа уездов в каждой (всего по нашим подсчетам 346) и указаны все или частично находящиеся в уездах штатные команды, которые поступают на формирование гарнизонных рот в губернских городах.

2. Инвалидные роты и команды распределялись по назначению согласно «Расписанию инвалидным ротам и командам, где какая должна оставаться или куда имеет следовать на составление подвижных и служащих инвалидных команд и губернских гарнизонных батальонов»31. По этому документу из 87 инвалидных рот составлялись 18 подвижных инвалидных рот и 23 команды, а остальные были употреблены на комплектование губернских гарнизонных батальонов. Подвижные инвалидные роты были укомплектованы и оставлены: при гвардейских полках – четыре роты, в Гатчине – две роты, в Павловске – одна рота, в Свеаборге – одна рота; при оружейных заводах: Сестрорецком – одна рота, Тульском – одна рота; на фабриках: Екатеринославской – одна рота, Александровской мануфактуре – четыре роты и др.

Конечно, по тому времени это был тщательно продуманный грандиозный проект. Перемещение такого количества рот и команд требовало большой организационной подготовки. Штатные команды выводились из уездных городов и присоединялись к губернским ротам в губернских городах, на их место в уезды направлялись сформированные инвалидные роты; губернские роты, составив вторые роты, соединялись с четвертыми ротами из бывших 52 гарнизонных батальонов (первые три роты которых пошли на формирование 13 полков для армии) для формирования сначала двухротных внутренних полубатальонов (их еще называли гарнизонными на внутреннем положении полубатальонами), наконец, штатные уездные команды, соединившись в губернских городах, составили третьи роты, которые вливались в полубатальоны, превращая их, тем самым, в трехротные батальоны.

Организацией всех этих мероприятий занимались военное ведомство, Министерство полиции и в определенном отношении МВД, губернаторы, генерал-губернаторы, Министерство финансов, Государственный совет.

Таким образом, указы от 16 и 17 января, 14, 27 и 29 марта, а также апрельский 1811 г. подготовили почву для радикального решения проблемы о новой постановке всего дела внутренней службы в империи. Разумеется, реализация императорских решений заняла определенное время, формирования и переформирования продолжались в течение 1811 и 1812 гг. Иногда при этом сталкивались, с одной стороны, не безграничные финансовые возможности государства, с другой, – стремление сохранить и даже усилить военную охрану производств, дворцов. Например, для охраны дворцов еще при Екатерине II была создана особая из отставных военнослужащих команда, под названием «Отряд дворцовых домов» в С.-Петербурге; в Москве для охраны Кремля содержалась особая рота, которую Павел I заменил инвалидной командой. Между тем, как видно из справки главноначальствующего кремлевской экспедицией д.т.с. сенатора Валуева от 4 мая 1811 г., для охраны Кремля требовалось 136 человек (46 постов)32.

Возник тогда же вопрос о необходимости охраны Павловской казенной суконной фабрики, поскольку было велено снять предназначенную для этой цели инвалидную роту. Возглавлявший кригс-комиссариат генерал Татищев обратился по этому поводу к военному министру 23 мая 1811 г. с письмом, в котором утверждал, что фабрика «должна быть оберегаема не иначе как посредством воинской команды, и притом положение самих фабричных и крестьян Павловской волости требует особого надзора»33Сокращение инвалидных рот всполошило многих. На имя Александра I поступили письма о необходимости сохранять караулы при Шлиссельбурге, Ораниенбауме, на Ижевском оружейном заводе. В связи с этим государь вынужден был издать повеление: сверх 35 подвижных инвалидных рот иметь еще пять: в Ораниенбауме, в Петергофе и Москве (для караулов при дворцовых строениях и садах), при 2-м кадетском корпусе («для прислуги дворянам военному искусству обучающимся»), при Павловской суконной фабрике и Ижевском оружейном заводе («как для караулов, так и для надзора за мастерами »)34.

Положение для внутренней стражи

Надо сказать, что во всех перечисленных указах и других документах термин «внутренняя стража» употреблен лишь один раз. Спустя полгода он появился в письме от 16 июня 1811 г. военного министра Барклая-де-Толли на имя М.М. Сперанского:

«Милостивый государь мой Михайла Михайлович. С обращением губернских рот и штатных команд в состав губернских батальонов нужно было составить такие правила, которые бы определительно доказывали обязанность сих батальонов в отношении к военному и гражданскому начальству. Правила сии теперь составлены и заключаются в особом положении о внутренней страже и инструкциях командиру губернского батальона, бригадному начальнику и окружному генералу, основанные на видах, предварительно одобренных Государем Императором. Его Императорское Величество, рассмотрев как положение сие, так и инструкции,нашел оные совершенно соответственными той цели, для коей предположено учреждение внутренней стражи, – но как учреждение сие, кроме некоторою (употребления) по части военной, имеет влияние и на часть гражданскую, то Его Императорскому Величеству благоугодно, чтобы положение сие было предварительно прочтено в первом собрании Государственного совета»35.

В создании внутренней стражи были заинтересованы три ведомства: Военное министерство, министерства полиции и внутренних дел. Первое имело все основания, чтобы управление всеми существующими и проектируемыми воинскими формированиями было сконцентрировано в его руках. В то время (да и в последующее) армия часто использовалась для обеспечения внутренней безопасности. Опыт в этом отношении накопился немалый. МВД, передавшее часть своих функций Министерству полиции, отнеслось к передаче губернских рот и штатных команд военному ведомству спокойно. Права губернатора и городничих по части вызова в случае необходимости воинских команд не ущемлялись. Иную позицию занимало Министерство полиции. Министр А.Д. Балашов хотел сохранить власть не только в отношении полицейских сил, но и предназначенных для выполнения полицейских задач воинских подразделений. Он высказал свое мнение на заседании Государственного совета, вступив даже поэтому поводу и дискуссию с императором.

Конец ознакомительного фрагмента.