Вы здесь

На своем месте. 60 невыдуманных историй настоящих профессионалов, которые нашли любимое дело. Алексей Лазоренко (М. Шевченко)

Алексей Лазоренко

[битая ссылка] Интервью о том, почему важно заниматься тем, что интересно, даже работая наемным сотрудником, и как мимолетная идея на автобусной остановке превратилась в бизнес с миллионами клиентов.


Фотография из личного архива героя

«Если вы проходите через ад, продолжайте движение».

Уинстон Черчилль

Профессия и должность

Основатель проекта «Подорожники», руководитель BlaBlaCar в России


Образование

Киевский Национальный Университет им. Тараса Шевченко, механико-математический факультет


Семья

Отец – гражданский летчик, мама – главный агрономом областного Департамента сельского хозяйства


История

Ярким пятном в моей памяти остался атлас мира, в детстве я его до дыр зачитал. Там рассказывалось о нашей планете, космических кораблях и Солнечной системе – о том, к чему меня тянуло больше всего, об исследованиях. В школе и университете учился без троек: это было делом принципа, да и было несложно.

Я никогда не работал там, где мне неинтересно и где нечему научиться. Увлекся мобильными телефонами – поработал в салоне мобильной связи, в call-центре крупного банка научился работе в стрессовых ситуациях, работу с крупным ритейлом освоил в Samsung.

Пошел дальше – пригласили в компанию Intel аккаунт-менеджером, затем два года проработал в компании [битая ссылка] PEOPLEnet, отвечал за дата-сервисы, за все продукты, связанные с передачей данных. Именно там, на позиции продакт-менеджера, я понял, как формировать и упаковывать продукт, делать его простым и понятным для широкой аудитории.

Затем я представлял на Украине сразу два иностранных бизнеса, связанных с телеком-рынком, который неплохо знал.


Мое дело

Однажды ехал под дождем мимо толпы людей, собравшихся на автобусной остановке. Я захотел остановиться, предложить подвезти, но понял, что меня примут за маньяка, таксиста либо чудака. Именно в тот момент у меня словно лампочка над головой загорелась: я понял, что нужен цивилизованный инструмент, с помощью которого люди могли бы объединяться для совместных поездок, потому что это и веселее, и намного выгоднее, и рационально с точки зрения использования ресурсов автомобиля и дорожно-транспортной инфраструктуры в целом.


Фотография из личного архива героя


Я изложил идею своему другу-программисту, и месяца через три-четыре мы выкатили свою первую версию. Вскоре мы получили несколько тысяч пользователей, обратную связь, и поняли, как и что нужно доделывать. Довольно быстро к нам присоединился человек, который помог с дизайном, версткой сайта и SEO – у нас получилась сбалансированная команда, где каждый участник вносил свою лепту в формирование хорошего интернет-сервиса. А я все это координировал, генерировал идеи, продвигал и формировал продукт, то есть был продакт-, PR– и маркетинг-менеджером в одном лице.

Чуть позже, при поиске дополнительных инвестиций мы познакомились с европейским лидером райдшеринга BlaBlaCar. Могу привести такую аналогию – мы вспахивали огромное поле небольшой лопаткой, копали-копали, и тут подъезжает огромный трактор и говорит: «Давай вспашем вместе. Ты мне за это отдашь свою лопату, но результата добьемся вместе и быстрее». В общем, взвесив абсолютно все за и против, мы приняли решение об объединении с BlaBlaCar, и сегодня уже можно констатировать, что это был джек-пот для всех. Мы понимали, что такой шаг должен стать для нас ракетным топливом, которое в конечном итоге позволит воплотить идею-мечту в жизнь – на полную катушку развернуть историю совместных поездок в нашем регионе.

Проезд с помощью нашего сервиса в другой город, как правило, обходится в два-три раза дешевле для пассажира поездки на поезде, а водитель компенсирует свои расходы на топливо. При этом автомобильный ресурс используется на порядок более эффективно, это оказывает позитивное влияние и на общество (наши пользователи путешествуют чаще, становятся более мобильными) и на дорожно-транспортную систему (естественным образом снижается количество автомобилей) и экологию.


Обычный день

Работаю около десяти-двенадцати часов в сутки: переговоры, масса коммуникаций с центральным офисом, журналистами, партнерами (которых у нас уже десятки), контроль всех платежей и рекламных компаний.

На данный момент я бы, наверное, и не придумал более интересного занятия, разве что активное освоение космоса… Мне нравится проект, его философия, команда, условия, результаты. Мне все здесь очень нравится, поэтому все круто получается!


Бывает трудно

В «Подорожниках» было три человека, и все решения принимались после пяти минут дискуссий. Сейчас же процессы, касающиеся изменений в продукте, дизайне, стратегии, – в чем угодно, в любой сфере деятельности – стали несколько сложнее. И это не столько потому, что компания большая, а потому что сервисом пользуется уже более 20 миллионов пользователей, это накладывает определенную ответственность: нельзя все лихо и весело менять и экспериментировать. Все нюансы продумываются до мелочей, все тестируется, перепроверяется. Пользователю всегда должно быть комфортно, поэтому никаких резких движений!


Отдых? Отдых!

В выходные я стараюсь хотя бы на один день полностью отключаться от работы, по крайней мере, мысленно. Но для меня огромный плюс состоит в том, что грань между отдыхом и работой порой очень тонка: я не сильно устаю там, где интересно. Мне доставляет удовольствие в выходной позаниматься рабочими вопросами, потому что это часть моей жизни.


Фотография из личного архива героя


Свое место в жизни

В первую очередь нужно понять, что тебе по-настоящему интересно. А поняв это, можно начинать упорно и целенаправленно долбить в одну точку, пока не получишь результат и не окажешься там, где хочешь. Но ключевое условие – ты должен искренне любить свое дело, на мой взгляд, только так можно добиться выдающихся результатов. В общем-то, в моем случае так и происходило. Бывали моменты, когда опускались руки, когда я думал, что все зря и никому не нужно. От этого никуда не деться, с такими мыслями нужно научиться справляться, постоянно находить аргументы и где-то черпать вдохновение. И ни в коем случае нельзя сдаваться, даже если все плохо и ничего не получается. Ведь темнее всего перед рассветом.