Вы здесь

На пути к блаженству. Глава 9. Детским взглядом (Леонид Улановский)

Глава 9. Детским взглядом

По существующему мнению, младенцев нельзя укачивать – от этого они якобы тупеют. На самом деле укачивать их просто необходимо: при этом вестибулярный аппарат тренируется, мозжечок, отвечающий за движение и пространственную координацию, лучше развивается, и, что немаловажно для окружающих, младенцы быстрее засыпают. Кроме того, стоит вспомнить: совсем недавно они долгих девять месяцев качались в материнской утробе. А резко менять привычки…


К сожалению, мы привыкли жить по стереотипам. Мыслим шаблонно и так же поступаем. И не всегда понимаем, что в этом случае нами легко управлять, манипулировать. А вот в случае нестандартного поведения… «Трудно понять логику непрофессионала», – говорил Мюллер в известном фильме

Но как нешаблонно смотреть на мир? Да и зачем? Может, лучше следовать общепринятым нормам поведения, подражать авторитетам? Возможно. Но тогда традиционное поставит барьер творчеству, которое видит необычное в обыкновенном, а значит, улучшает понимание вещей, делает жизнь насыщенней и интересней, совершенствует в человеке мощный эмоциональный инструмент восприятия радости. Ради чего, собственно, и живём.

Для начала необходимо понять, что логическое мышление, к которому мы так привыкли, – не единственный способ мыслить. Существует ещё и нешаблонное мышление. Логическое и нешаблонное дополняют друг друга. Главные инструменты логического мышления и убеждения – слова «да» и «нет».

Понять, что такое нешаблонное мышление, поможет одна из историй моего Учителя.

«Однажды к мудрецу пришли два спорящих.

– Коза этого человека съела всю капусту на моём огороде, – сказал один из них. – И я забрал его козу себе. Я прав?

– Ты прав, – ответил мудрец.

– Да, но моя коза намного дороже всей его капусты. Я отобрал козу. Я прав?

– Ты прав, – произнёс мудрец.

– Простите, – изумлённо спросил некто, присутствующий при разговоре, – и этот прав, и тот прав?

– И ты прав, – ответил мудрец.»

Умение нешаблонно мыслить приходит не сразу. Но мозг – хороший ученик, и если его тренировать, то, понимая, что так можно, он начинает работать в этом направлении. И непривычный угол зрения постепенно становится частью вашего «я», а значит, перед вами раскрывается возможность по-новому воспринимать действительность.

Очевидно, что нельзя изменить направление взгляда, глядя в одну сторону. Меняйте точки зрения! Тогда предмет обзора будет восприниматься более полно. Естественно, после совмещения всех точек зрения.

Для начала усомнитесь в истинности прописных истин. И скажите себе: «Попробую-ка я посмотреть на это дело иначе». Гарантирую, что вы получите удовольствие, как от хорошего анекдота. Вспомните собственные ощущения, когда наиболее ожидаемый ход вдруг сменялся новым, неожиданным.

Очевидно, что обладая нешаблонным мышлением, вы никогда не потеряете способность удивляться. Учитесь этому у детей. Они любопытны просто так, без попытки объяснить то, что видят. Попробуйте поступать так же. Смотрите на мир, не придавая ему никакого значения. Он существует – и всё. Ощущайте его: на то вам и даны органы чувств, которые вы должны тренировать. Не думайте о важности увиденного. Оно обязательно сработает когда-нибудь позже. Мозговой склад безмерен…

Предупреждаю: разум будет активно сопротивляться. Он привык действовать по определениям и понятиям. Я не призываю вас отказаться от этого, но хочу, чтобы вы поняли: такие действия разума односторонни, как флюс (вспомним Козьму Пруткова!), и желательно его научить ещё чему-нибудь полезному.

Возьмите обычные карманные часы с крышкой и спросите в какой-нибудь компании: «Что это?» Ответ шаблонно мыслящих людей известен. Но человек, обладающий нешаблонным мышлением, назовёт вам массу вещей, которые он видит в этом предмете: грузило, пепельница… Этот опыт очень простой. В текстах старинных авторов вы найдёте более сложные упражнения.

В одном из своих гимнов слепой Гомер обратился к мальчикам-рыбакам: «Рыбаки-аркадцы, какой улов?» И они ответили: «Всё, что выловили, бросили, а то, что не выловили, уносим». Попробуйте понять это, используя логическое мышление! Однако смысл проявится, если вы примените нешаблонное толкование. Ответ к вам просто придёт.

О тайных смыслах и знаках, скрытых образах в театре, кино, рекламе и пр., поговорим позже. Как они действуют на наше сознание и что делать, чтобы защититься от их воздействия?