Глава 5. Дорогу осилит идущий
Каждый медик знает: неработающий орган атрофируется. Любому механику известно то же самое. Всякому человеку не хочется, чтобы это произошло с душой. Жалко, всё-таки полезный орган.
Продолжим путь. Ведь мы с вами отправились в длительное и, смею надеяться, увлекательное путешествие. Давайте возьмём за правило: не спешить и не останавливаться. Вспомним римского императора Цезаря Августа, весьма заметного военачальника, с его «Спеши медленно». Или русскую поговорку: «Тише едешь – дальше будешь». Мой Учитель говорил: «Не торопись – впереди вся жизнь». Латиняне, славяне, тибетцы… А правило одно, и его можно возвести в закон.
Перейдём к методике освоения закона. Теоретически всё понятно. Да и практически известна масса упражнений для тренировки душевных мышц. Но… в какую школу пойти и к кому? Любой человек, приступающий к учёбе, к обретению мастерства, хочет знать, на что способен Учитель, и возможности его школы.
Приведу пример. Допустим, вы желаете научиться плавать. Один учитель бросает вас с лодки в воду. Глубина большая, и вы тонете, а лодка уже у берега, и учитель, не оборачиваясь, удаляется вверх по склону. Единственный вариант выжить – попробовать плыть. Вы вспоминаете, что нужно махать руками или каким-то образом разводить их в стороны под водой. Очень быстро вы поймёте, что ещё можно как-нибудь двигать ногами. При всём этом желательно вдыхать воздух, а не воду, поэтому нужно как-то держать голову. Рано или поздно до вас дойдёт, что надо проталкивать себя ближе к берегу. Вероятнее всего, вы добарахтаетесь до места, где можно стать на дно. Оно обычно недалеко – метров десять от первоначальной точки погружения… Учитель милосерден.
Так начнётся ваше обучение. Потом можно наблюдать за теми, кто плавает хорошо, копировать их движения, спрашивать совета у более опытных, упорно не вылезать из воды, пока не получится задуманное… Короче, экспериментировать и тренироваться.
Другой учитель действует по иной методике. Он предлагает не спеша подойти к воде, погрузить в неё ступню, потом медленно зайти по колено, по пояс, по грудь. И тут, на безопасной глубине, вытворять описанное выше. При этом учитель находится рядом и показывает КАК и ЧТО… Многообразие школ и различные подходы связаны, прежде всего, с банальной истиной – все люди разные. Значит, каждому ученику нужен свой учитель. Об этом уже позаботилось Провидение (если вы в него верите): «Ученик созрел – Учитель придёт».
Любое обучение – процесс зарождения и развития новых умений и привычек. Когда процесс сдвинулся с места, в вашей нервной системе возникают неведомые ранее взаимодействия. Упражняйтесь регулярно до достижения автоматизма выполнения. Тогда часть духовной энергии высвободится для более высокого уровня эмоциональной выразительности.
Великолепная техника пианиста позволяет ему не думать о движении пальцев, о том, как правильно держать руки, как «снимать» кисть… У него есть навык, умение, он – мастер. Это достигается регулярным тренингом. И больше ничем! Мой Учитель говорил: «Постоянно, постоянно, постоянно (не оттуда ли знаменитое ленинское: „Учиться, учиться и учиться!“) упражняйся».
Подведу итог сказанному. Тренинг обязателен, и он должен быть регулярным. Тренировки, которые необходимо выполнять всю жизнь, можно разделить на два этапа: сначала приобретаются навыки, умения и их исполнение доводят до автоматизма. Потом учатся ВИДЕТЬ и ПОНИМАТЬ. Таков путь. И, если вы не трусливы, то – «за мной, читатель!». Именно вам предстоит идти. Именно вам, лично. И хотя путешествие сложнее всего, что может представить ваше воображение, вы не должны бояться и ждать, на кого бы опереться. Всё делайте сами. Помните наставления моего Учителя: «Услышал – забыл. Увидел – запомнил. Сделал – понял».
Гаммы, которые пианист исполняет для развития техники, хорошо известны. Упражнения для освоения более сложных приёмов тоже знакомы музыкантам. Это, скажем, произведения Иоганнеса Брамса. Аналогичные упражнения в области развития чувств менее известны. Поэтому мои инструкции уникальны. Но будьте бесстрашны: основанные на наставлениях моего Учителя и личном опыте, они могут служить лишь указанием направления, а не костылями, которые берут в путь слабые.
Итак, сначала освободим дорогу чувству, и для этого потесним разум.