Вы здесь

На все времена. Статьи о творчестве Владимира Бояринова. Есть еще Бояны в России! ( Сборник статей, 2013)

Есть еще Бояны в России!

Семён ЗАСЛАВСКИЙ, член СП России


(О книгах Владимира Бояринова «Любимая моя, святая», М, РИПОЛ классик, 2006 г. и «Открываешь ставень райский», М, ТБ «Звёздный час», 2006 г.)


Расхожее мнение об универсальности истинного таланта становится неким клише современной литературной критики. У обсуждаемого автора стараются найти – и находят! – массу способностей как в смежных, так и в абсолютно не связанных с основным творчеством областях, в которых, однако, креативные успехи не столь очевидны. Связано это, по-моему, с несомненным снижением общего уровня современной литературы, с желанием как-то выделить автора из безликой однородной массы.

Но нет закономерностей без исключений: именно сейчас среди нас живёт и плодотворно работает небольшая горстка авторов высочайшего таланта, которых – и это, к сожалению, в новых «рыночных» условиях главное – никто не рекламирует, или по-современному – не «пиарит», и чьи замечательные произведения, издаваемые позорно малыми тиражами, тонут в потоке многотиражного и красочно воспеваемого со всех масс– медиа поверхностей и экранов гламурно-криминального чтива.

Я всегда считал, что настоящий литератор – это триединство генетически предопределённого ТАЛАНТА от рождения, огромного благоприобретённого ТРУДОЛЮБИЯ и беспощадно-исповедальной ИСКРЕННОСТИ.

«Сорвётся стылая звезда,

Сорвётся лист, сорвётся слово —

Всё будет завтра, как всегда,

И послезавтра будет снова…»

Какая пронзительная, блоковская по глубине и красоте строфа нашего современника, не нуждающегося в привлечении дополнительных «умений», настоящего ПОЭТА Владимира Бояринова!

В его стихах пульсирует живая, горячая кровь великой русской поэзии, заставляющая быстрее биться наши сердца. В них боль за наше смутное время, в котором

«Пропали Бояны родимой земли,

А Несторы глухи и немы.

Не скажет ни камень, ни крест, где легли

Геройские русские темы…»

Новые книги Владимира Бояринова «Открываешь ставень райский» и «Любимая моя, святая» содержат удивительные, полные искренних чувств и переживаний, юмора и мудрости стихи:

«Я печали этой жизни

Схоронил под глыбой тяжкой.

Я под клятвою отчизне

Расписался жгучей шашкой!

Расписался жгучей кровью

И поклялся клятвой жуткой;

И теперь живу любовью

И нечаянною шуткой…»

Он чётко и ясно представляет своё предназначение в этой непростой, непредсказуемой жизни:

«Неведомо в который из часов

Подвижничество дедов и отцов

В сомненьях и порывах повторится

И для меня. Но ясно лишь одно:

И смертному над бездною дано,

Расправив крылья, вскинуться, как птица;

Терновым или лавровым венцом

Не тешиться, витая в звёздных высях;

Дано от предка – в бытность кузнецом

Он первым искру вдохновенья высек,

Чтоб колыбель земного ремесла

Ни хмелем, ни быльём не поросла!»

И хотя Владимир Бояринов с грустью отмечает, что ему

«…По ступенькам прошлых лет

Не взойти под величальный,

Под восторженный привет.

Полуночные метели

Замели мои следы,

И забыть меня успели,

И горчат мои меды…»

А также

«А друзья наших книг не читают

И пророками нас не считают», —

согласно библейской сентенции о «пророках в своём отечестве», ему не следует сетовать на судьбу, ибо ВРЕМЯ – главный оценщик всех наших достижений – всегда всё расставляет по своим местам.

Массовая дебилизация населения, планомерно и целенаправленно проводимая в России последние двадцать лет, когда образование, наполненное глубоким гуманитарным содержанием, заменяется выхолощенной, бездуховной «образованщиной», а погоня за элементарным прожиточным минимумом не оставляет времени для духовного (ибо взрыв показушной клерикальной духовности всех конфессий не в счёт – это вечные метания России между крайностями материализма и религиозности в поисках главной общенациональной ИДЕИ), безусловно, закончится – если достижения юной демократии («власти народа»?!) устоят под напором коррупции и фатальной разобщённости нашего общества!

Лишь повышение общего благосостояния, стабильность и вера в будущее, основанные на возрастании интереса каждого гражданина к делам своей страны и желанием непосредственно участвовать в них, позволят людям «остановиться и оглянуться» (Л.Жуховицкий). И тогда станут необходимыми все виды искусства – музыка и живопись, театр и кино, и, самое главное – настоящая литература. Я имею в виду именно ИСКУССТВО, а не попсово-тусовочный суррогат, принципиально несовместимый с коренными интеллектуально-чувственными традициями нашей культуры, единственным «оправданием» которого является его намеренно вздутая товарная стоимость, дающая государству существенную налоговую отдачу.

А Владимир Бояринов уже сегодня даёт нам возможность ощутить магию современной истинно русской поэзии:

«Осенние дожди давно отморосили.

Деревья, и дома, и дальний плёс в снегу.

Красиво ты живёшь.

Живи ещё красивей!…»

И ещё:

«Лучи под южным небосводом

Сжигают в пепел и слепят,

Они тебя гречишным мёдом

Облили с головы до пят…»

Какой зоркий и своеобычный взгляд на обыденные и привычные события и окружающие нас картины:

«На знобящем осеннем ветру,

На туманной заре поутру,

Возмущённый воскрыльями воздух

Зашумел, зазвенел тетивой.

Лысый месяц качнул головой

И осыпался иней на звёздах.

Это лебеди скрылись вдали,

Словно белые храмы земли,

Напряжённые вытянув выи,

То ли клик, то ль малиновый звон

Расплескав. И таинственный сон

Отразился в озёрах России…»

Или о зное в степи:

«Седеет, и сохнет, и чахнет ковыль —

Он солнцу в глаза посмотрел по оплошке;

И никнут овсы, в невесомую пыль

Роняя свои золотые серёжки…»

А как вдохновенно и сильно, по-человечески страстно и нежно воспевает Владимир Бояринов главное земное чувство:

«Тот в пасынках у Бога,

Кто знать не знал любви.

Кто счастьем не светился

Уже на склоне лет,

Тот вовсе не родился,

Того на свете нет…»

Ибо всю жизнь рядом – и это счастье

«Твоя золотая княжна

О прошлом не плача напрасно,

В полуночных ласках нежна,

В полуденном свете прекрасна…»

А когда чувства так глубоки

«Просыпается ночью залётная боль

И пронзает меня поперёк и повдоль,

И над ложем мой ангел-хранитель летает.

Мне тебя не хватает,

Тебя не хватает!…»

Владимир Бояринов мастерски использует в своём творчестве народные песенные, фольклорные и даже частушечные мотивы:

«Занавешено рябиной

Заповедное окно.

Постучусь-ка я к любимой.

Или спит уже давно?:…»

или

«Я пошлю тебе письмо

В голубом конверте:

«…позабыть тебя не смог

И люблю до смерти…»

Несмотря на широкое использование различных поэтических форм и приёмов, после прочтения книг Владимира Бояринова остаётся уверенность в обязательном узнавании удивительно светлого, неповторимо – самобытного почерка автора. Он поразительно искренен в своих стихах. Но это не «душевный стриптиз», часто переходящий в крайности эксгибиционизма, наполняющий «произведения» современных рекламно-эпатажных авторов «новых направлений». Это совершенно другое – искренность Владимира Бояринова сродни удивлённому, восторженному и ожидающему доброго чуда восприятию ребёнком окружающего его прекрасного и многоцветного мира:

«Но почему? Но почему?

И по какому кочану

«Купанье красного коня»

Волнует, страстного, меня?…»

И отсюда чёткое понимание:

«Там стихи не живут,

Где быки не ревут,

Где не ржут жеребцы,

Не звенят бубенцы,

Где огонь не раздут,

Где тебя не зовут:

«Сынка, родненький мой,

Возвращайся домой!…»

Отдельного внимательного рассмотрения заслуживает ещё одна грань литературного Таланта Владимира Бояринова – чрезвычайно плодотворная и высококачественная переводческая деятельность, вносящая весомый вклад в укрепление толерантности российских этносов.

И, наконец, хочется закончить эту спонтанно написанную статью мудрыми, выстраданными строками Бояринова – советом, в котором ясно видна жизненная позиция автора:

«Не дрожите мелкой дрожью,

Не тряситесь скотским страхом, —

Все уйдём по бездорожью,

Все мы, все мы станем прахом.

Не травите, не терзайте

Ни сердца свои, ни души.

Открывайте, отверзайте

И глаза свои, и уши…»