Есть еще Бояны в России!
Семён ЗАСЛАВСКИЙ, член СП России
(О книгах Владимира Бояринова «Любимая моя, святая», М, РИПОЛ классик, 2006 г. и «Открываешь ставень райский», М, ТБ «Звёздный час», 2006 г.)
Расхожее мнение об универсальности истинного таланта становится неким клише современной литературной критики. У обсуждаемого автора стараются найти – и находят! – массу способностей как в смежных, так и в абсолютно не связанных с основным творчеством областях, в которых, однако, креативные успехи не столь очевидны. Связано это, по-моему, с несомненным снижением общего уровня современной литературы, с желанием как-то выделить автора из безликой однородной массы.
Но нет закономерностей без исключений: именно сейчас среди нас живёт и плодотворно работает небольшая горстка авторов высочайшего таланта, которых – и это, к сожалению, в новых «рыночных» условиях главное – никто не рекламирует, или по-современному – не «пиарит», и чьи замечательные произведения, издаваемые позорно малыми тиражами, тонут в потоке многотиражного и красочно воспеваемого со всех масс– медиа поверхностей и экранов гламурно-криминального чтива.
Я всегда считал, что настоящий литератор – это триединство генетически предопределённого ТАЛАНТА от рождения, огромного благоприобретённого ТРУДОЛЮБИЯ и беспощадно-исповедальной ИСКРЕННОСТИ.
«Сорвётся стылая звезда,
Сорвётся лист, сорвётся слово —
Всё будет завтра, как всегда,
И послезавтра будет снова…»
Какая пронзительная, блоковская по глубине и красоте строфа нашего современника, не нуждающегося в привлечении дополнительных «умений», настоящего ПОЭТА Владимира Бояринова!
В его стихах пульсирует живая, горячая кровь великой русской поэзии, заставляющая быстрее биться наши сердца. В них боль за наше смутное время, в котором
«Пропали Бояны родимой земли,
А Несторы глухи и немы.
Не скажет ни камень, ни крест, где легли
Геройские русские темы…»
Новые книги Владимира Бояринова «Открываешь ставень райский» и «Любимая моя, святая» содержат удивительные, полные искренних чувств и переживаний, юмора и мудрости стихи:
«Я печали этой жизни
Схоронил под глыбой тяжкой.
Я под клятвою отчизне
Расписался жгучей шашкой!
Расписался жгучей кровью
И поклялся клятвой жуткой;
И теперь живу любовью
И нечаянною шуткой…»
Он чётко и ясно представляет своё предназначение в этой непростой, непредсказуемой жизни:
«Неведомо в который из часов
Подвижничество дедов и отцов
В сомненьях и порывах повторится
И для меня. Но ясно лишь одно:
И смертному над бездною дано,
Расправив крылья, вскинуться, как птица;
Терновым или лавровым венцом
Не тешиться, витая в звёздных высях;
Дано от предка – в бытность кузнецом
Он первым искру вдохновенья высек,
Чтоб колыбель земного ремесла
Ни хмелем, ни быльём не поросла!»
И хотя Владимир Бояринов с грустью отмечает, что ему
«…По ступенькам прошлых лет
Не взойти под величальный,
Под восторженный привет.
Полуночные метели
Замели мои следы,
И забыть меня успели,
И горчат мои меды…»
А также
«А друзья наших книг не читают
И пророками нас не считают», —
согласно библейской сентенции о «пророках в своём отечестве», ему не следует сетовать на судьбу, ибо ВРЕМЯ – главный оценщик всех наших достижений – всегда всё расставляет по своим местам.
Массовая дебилизация населения, планомерно и целенаправленно проводимая в России последние двадцать лет, когда образование, наполненное глубоким гуманитарным содержанием, заменяется выхолощенной, бездуховной «образованщиной», а погоня за элементарным прожиточным минимумом не оставляет времени для духовного (ибо взрыв показушной клерикальной духовности всех конфессий не в счёт – это вечные метания России между крайностями материализма и религиозности в поисках главной общенациональной ИДЕИ), безусловно, закончится – если достижения юной демократии («власти народа»?!) устоят под напором коррупции и фатальной разобщённости нашего общества!
Лишь повышение общего благосостояния, стабильность и вера в будущее, основанные на возрастании интереса каждого гражданина к делам своей страны и желанием непосредственно участвовать в них, позволят людям «остановиться и оглянуться» (Л.Жуховицкий). И тогда станут необходимыми все виды искусства – музыка и живопись, театр и кино, и, самое главное – настоящая литература. Я имею в виду именно ИСКУССТВО, а не попсово-тусовочный суррогат, принципиально несовместимый с коренными интеллектуально-чувственными традициями нашей культуры, единственным «оправданием» которого является его намеренно вздутая товарная стоимость, дающая государству существенную налоговую отдачу.
А Владимир Бояринов уже сегодня даёт нам возможность ощутить магию современной истинно русской поэзии:
«Осенние дожди давно отморосили.
Деревья, и дома, и дальний плёс в снегу.
Красиво ты живёшь.
Живи ещё красивей!…»
И ещё:
«Лучи под южным небосводом
Сжигают в пепел и слепят,
Они тебя гречишным мёдом
Облили с головы до пят…»
Какой зоркий и своеобычный взгляд на обыденные и привычные события и окружающие нас картины:
«На знобящем осеннем ветру,
На туманной заре поутру,
Возмущённый воскрыльями воздух
Зашумел, зазвенел тетивой.
Лысый месяц качнул головой
И осыпался иней на звёздах.
Это лебеди скрылись вдали,
Словно белые храмы земли,
Напряжённые вытянув выи,
То ли клик, то ль малиновый звон
Расплескав. И таинственный сон
Отразился в озёрах России…»
Или о зное в степи:
«Седеет, и сохнет, и чахнет ковыль —
Он солнцу в глаза посмотрел по оплошке;
И никнут овсы, в невесомую пыль
Роняя свои золотые серёжки…»
А как вдохновенно и сильно, по-человечески страстно и нежно воспевает Владимир Бояринов главное земное чувство:
«Тот в пасынках у Бога,
Кто знать не знал любви.
Кто счастьем не светился
Уже на склоне лет,
Тот вовсе не родился,
Того на свете нет…»
Ибо всю жизнь рядом – и это счастье
«Твоя золотая княжна
О прошлом не плача напрасно,
В полуночных ласках нежна,
В полуденном свете прекрасна…»
А когда чувства так глубоки
«Просыпается ночью залётная боль
И пронзает меня поперёк и повдоль,
И над ложем мой ангел-хранитель летает.
Мне тебя не хватает,
Тебя не хватает!…»
Владимир Бояринов мастерски использует в своём творчестве народные песенные, фольклорные и даже частушечные мотивы:
«Занавешено рябиной
Заповедное окно.
Постучусь-ка я к любимой.
Или спит уже давно?:…»
или
«Я пошлю тебе письмо
В голубом конверте:
«…позабыть тебя не смог
И люблю до смерти…»
Несмотря на широкое использование различных поэтических форм и приёмов, после прочтения книг Владимира Бояринова остаётся уверенность в обязательном узнавании удивительно светлого, неповторимо – самобытного почерка автора. Он поразительно искренен в своих стихах. Но это не «душевный стриптиз», часто переходящий в крайности эксгибиционизма, наполняющий «произведения» современных рекламно-эпатажных авторов «новых направлений». Это совершенно другое – искренность Владимира Бояринова сродни удивлённому, восторженному и ожидающему доброго чуда восприятию ребёнком окружающего его прекрасного и многоцветного мира:
«Но почему? Но почему?
И по какому кочану
«Купанье красного коня»
Волнует, страстного, меня?…»
И отсюда чёткое понимание:
«Там стихи не живут,
Где быки не ревут,
Где не ржут жеребцы,
Не звенят бубенцы,
Где огонь не раздут,
Где тебя не зовут:
«Сынка, родненький мой,
Возвращайся домой!…»
Отдельного внимательного рассмотрения заслуживает ещё одна грань литературного Таланта Владимира Бояринова – чрезвычайно плодотворная и высококачественная переводческая деятельность, вносящая весомый вклад в укрепление толерантности российских этносов.
И, наконец, хочется закончить эту спонтанно написанную статью мудрыми, выстраданными строками Бояринова – советом, в котором ясно видна жизненная позиция автора:
«Не дрожите мелкой дрожью,
Не тряситесь скотским страхом, —
Все уйдём по бездорожью,
Все мы, все мы станем прахом.
Не травите, не терзайте
Ни сердца свои, ни души.
Открывайте, отверзайте
И глаза свои, и уши…»