Вы здесь

Наш 17-й год. Статьи и колонки. Приговор верующим людям в России (Фёдор Крашенинников)

Приговор верующим людям в России

Статья опубликована 11.05.2017

на сайте «Политсовет»21

Приговор, вынесенный судьей по делу блогера Соколовского – это приговор не только молодому человеку, жизнь которого уже много месяцев ломает клерикальное лобби, но и прежде всего самим верующим людям, от имени которых и в чьих интересах якобы происходило всё это странное и абсурдное мероприятие. Причем без разницы, как они сами себя ощущают и во что верят – казакуют ли с хоругвями или тихо молятся дома.

Почему? Потому что приговор суда создает ситуацию, в которой верующий гражданин России как бы приравнивается к психически нездоровому и потому потенциально опасному для окружающих человеку – в том смысле, что с ним нельзя спорить, ему нельзя противоречить. Точнее, все это делать можно, но на свой страх и риск: он ведь может впасть в истерику, если кто-то говорит или делает что-либо неприемлемое для него, и его право на такую истерику защищено государством. Не хочешь проблем? Не противоречь верующему, а то будет хуже: ему-то ничего не будет, даже если он разгромит выставку вашего творчества, ему неугодного, а вот вы из-за не вовремя сказанного слова можете срок схлопотать от судьи Шопоняк.

Суд над Соколовским как бы говорит нам: встретил верующего – или перейди на другую сторону или, если от разговора нельзя увернуться, кивай ему и соглашайся с ним, а иначе проблем не оберешься: у него настолько хрупкая и ранимая психика, что любое слово, сказанное в запале, может стать поводом для обращения в суд. Особенно это касается мусульман: в суде над Соколовским именно принадлежащие к этой религии граждане выглядят наиболее обидчивыми и опасными для окружающих – это они угрожали Соколовскому расправой за его слова, при том, что в итоге виновным признан он, а не те, кто ему угрожал и продолжает угрожать.

Суд над Соколовским постановил: верующему человеку можно все. Как тому самому человеку со справкой в кармане. Он может ругать всех, не согласных с ним, последними словами, а особо неприятных ему людей обвинять в «оскорблении чувств» и потом месяцами наслаждаться тем, как их топчет и ломает вся карательная система российского государства.

Особенно это право на расправу угрожает атеистам. Атеистов вообще можно ругать последними словами, это никак не наказуемо – делается ли это в соцсетях или на волнах православных каналов и радиостанций. Не важно, рядовой ли вы верующий, активист или высокопоставленный чин патриархии – вы имеете полное право обзывать атеистов животными и нелюдями и вам ничего за это не будет. И то понятно: атеист же не начнет биться в истерике и совершать теракты, а некоторые верующие на такое способны – поэтому лучше их вообще не трогать. От греха подальше, а если это непонятно – то тогда суд и приговор.

Естественно, что и православные церкви по решению суда (впрочем, это было очевидным еще после дела Pussy Riot) приравниваются к местам, опасным для посещения. Прежде чем войти в церковь, стоит многократно взвесить все риски. А рисков сейчас много: одно неловкое движение телефоном, смешок, улыбка, неловко сказанное слово – и вы уже потенциальный уголовник, если рядом окажется какой-то особенно бдительный верующий в добро и сострадание человек, который не поленится добежать до силовых органов и написать заявление на вас.

Да что там входить в церковь! В наше время лучше вообще к ней не приближаться, не фотографироваться на ее фоне и не снимать роликов: вдруг пошутите неудачно – а там в это время шло богослужение, и ваша шутка на фоне песнопений будет трактоваться как оскорбление чувств и поругание святыни.

У меня только один вопрос к верующим людям: как вам самим живется под руководством таких вот пастырей, которые сначала показывают своим прихожанам ролики, а потом предлагают им писать доносы и ходить в суд, давая показания? Как вам живется в статусе неприкасаемых, с которыми лучше не связываться от греха подальше? Вам комфортно, вам хорошо?

Многие верующие ответят: так мы ни при чем, это все прокуратура и суд, и многие верующие люди даже пришли защищать Соколовского. К тем добрым христианам, которые пришли показать свою приверженность идеалам милосердия и всепрощения, нет и не может быть никаких вопросов. Вопрос к официозной православной иерархии, которая своим молчанием благословляет всякий суд и всякую расправу – вы правда считаете, что вот такими вот топтаниями молодых судеб вы привлекаете на свою сторону молодое поколение?

Решая свои сиюминутные тактические задачи, мелочно карая и разделываясь с раздражающими блогерами, РПЦ уничтожает не их, а свою репутации в будущем. Огораживая себя частоколом страха и ненависти, вы обрекаете себе на самоизоляцию, из которой нет выхода. Если в 2017 году на Пасху в церковь пришло всего 3 процента населения, то сколько людей придет в церковь через 20 лет? 1 процент? Не удивлюсь, если будет именно так, если не хуже.