Алишер Усманов как символ и знамя
Статья опубликована 13.04.2017
на сайте «Политсовет»17
После затянувшегося молчания власти все-таки не выдержали и принялись реагировать. Не успели все обсудить эпическое выступление Д. А. Медведева про чушь и компот, как на сцену вышел Алишер Усманов.
Упомянутый в фильме ФБК в числе прочих участников всевозможных схем, Усманов оказался пока единственным, кто решил судиться с Навальным. Очевидно, что это не частная инициатива обиженного человека, а часть большого наступления на Навального. Во всяком случае, вокруг Усманова и его иска уже началась консолидация всех борцов с Навальным: мол, вот сейчас-то правдивый и честный Алишер Бурханович выведет на чистую воду этого авантюриста Алексея Анатольевича – говорят одни, в то время как другие утверждают, что суд Усманова с Навальным отвлечет, наконец, внимание публики от Медведева.
Бросаются в глаза очевидные несуразности всей ситуации. Прежде всего, Алишер Усманов вовсе не выглядит воплощением добра, чистоты и справедливости в том виде, в котором они представляются большинству населения России. Узбекский миллиардер не самой обаятельной внешности – это так себе потенциальный кумир миллионов. Как бы плохо ни относились к Навальному некоторые обыватели, трудно себе представить тех, кто искренне готов был бы проникнуться обидой и болью человека, владеющего космических размеров и стоимости яхтами и дворцами на Рублевке.
Объяснения Усманова про то, кому и для чего он передал дом на Рублевке, только усиливают ощущение неловкости от всего происходящего. Поставленный фильмом ФБК вопрос о том, почему благотворительные фонды занимаются не помощью нуждающимся, а вовлечены в какие-то сложные цепочки обмена элитной недвижимости, не только не получил ответа, но и зазвучал с новой силой. Поменяй Усманов один дом на Рублевке на другой, это никого бы особо не заинтересовало и, скорее всего, никогда бы не стало достоянием широкой общественности – если бы во всем этом не принимали участия структуры, связанные с близким окружением председателя правительства России.
Обращает внимание и то, что на борьбу с Навальным в этот раз брошены не пачкуны из НОДа, не ряженые казачки и дешевые агитаторы, а целый настоящий миллиардер из списка «Форбс». Нравится это или нет гонителям Навального, но это признание его заслуг. По логике развития сюжета, на следующем витке прямое столкновение с Путиным уже неизбежно.
На самом деле выход Усманова в первые ряды охранителей и защитников существующего строя – вполне логичное явление. Во многих смыслах Алишер Усманов – живой символ той экономической и политической системы, которая сложилась в нашей стране за последние полтора десятка лет. И символ, и один из главных благоприобретателей российской экономики. Словно в гротескной карикатуре на олигарха, здесь всё как на подбор – и советские судимости по малопочтенным статьям, и экзотическое для большинства населения России происхождение, и баснословное богатство родом из «лихих 90-х», и близость к высшей власти, и демонстративная роскошь, и швейцарское налоговое резидентство. Такой человек мог стать тем, кем он стал, только в условиях сложившегося в России режима, и не удивительно, что он готов бороться за его нерушимость – потому что только его дальнейшее существование может гарантировать Усманову сохранение его несметных богатств.
Если вдуматься, сам факт наличия в близком круге верховной власти России такого человека – идеологический компромат. Вспомните, как в 90-е годы присмиревшие ныне коммунисты кидались на «семибанкирщину»! Чисто технологически, Усманов – самый подходящий персонаж для успешных атак на «зажравшуюся олигархию» и инсинуаций про то, кто кому и как продал Россию. Но коммунисты нынче уже не те, поэтому в 2017 году наличие рядом с властью узбекского олигарха, платящего налоги в Швейцарии, не только не кажется Кремлю неловким и опасным, но и наоборот – Усманова с гордостью выдвигают в первый ряд, делают символом консолидации всех близких режиму сил в их противостоянии Навальному, который ни разу не олигарх и вообще во всем противоположен Усманову: возрастом, состоянием, внешним видом и, что уж греха таить, национальностью.
После всех чудес, явленных российским правосудием, сложно надеяться на то, что Усманов может не выиграть. Близкие к власти олигархи в наших судах могут только выигрывать – это давно не новость. Но что бы ни было написано в решении суда, делая Усманова знаменем сопротивления атакам Навального, власть в любом случае проигрывает стратегически: олигарх может быть своим для Кремля, но для миллионов обычных граждан он и все то, что он олицетворяет, никогда не станет близким.