Вы здесь

Наши детки. Несколько игр для родителей, или весёлое воспитание. Характер (Стэфани Маккейн, 2013)

Характер

Когда родители умны,

И добродетельно скромны,

То благонравны и сыны.

Себастьян Брант

Как показывают наблюдения за детьми, мы не в силах повлиять на характер ребёнка, мы не в силах изменить его, сделать мягче или наоборот, тверже. Характер такой, каков он есть. Если мы подчас не способны изменить сами себя, к примеру, из застенчивого превратиться в смельчака, или из медлительного в дюже расторопного, как же мы можем изменить детей? Конечно, здесь существует иллюзия, что пока ребёнок маленький, из него можно что-то слепить, можно выработать характер, развить какие-то черты. Но всё это лишь иллюзия. Мы ничего не слепим из ребёнка, ровно так же как наши родители ничего не лепили из нас. Характер у ребёнка такой, какой сформировался в результате многих факторов, никак от нас независящих. Можно сказать, что характер даётся, и мы не в силах его изменить. Но в наших силах уменьшить проявление одних сторон характера, скажем негативных, и увеличить проявление других. В этом и есть цель воспитания. Кажется, что у новорождённого нет пока характера, он будет только формироваться. Однако и это одно из наших заблуждений. У него уже есть характер, просто он его пока не демонстрирует столь ярко. А вот проявлению каких качеств характера будут родители способствовать, это уже зависит от них. Но опять, же сами родители не в состоянии поспособствовать развитию тех черт характера, которые не имеют сами. Поэтому формировать в ребёнке то, чего пока не сформировал в себе занятие бесполезное. Конечно, у каждого родителя присутствует чувство личного авторства в судьбе ребёнка. Я не знаю, это хорошо или плохо, это просто есть. Мы все мним себя авторами. Когда ребенок вырастает и становится достойным членом общества, то родителям часто говорят «достойно воспитали». Если же ничего путного из ребёнка не вырастает, то в лучшем случае говорят «родители не доглядели». Но характер складывается из стольких мельчайших психоэмоциональных волокон, рост которых никак от нас не зависит, что было бы ошибочным возлагать на родителей так много в плане формирования характера ребёнка. Здесь мы бессильны. Это настолько огромный механизм взаимоотношений растущего организма с внешним миром, что проконтролировать каждую возникающую эмоцию, просто нереально, равно как и выработать их набор. Истории известно немало случаев, когда родители пытались окружать ребёнка только позитивным вещами и ограждали от всего негативного, но несмотря на это формировалась жестокая, беспринципная личность. Равно как и в целях воспитания диктаторов, старались с детства прививать жестокость, но как будто наперекор всем будущий диктатор становился мягкосердечным и сострадающим. Характер таков, каков он есть, и было бы ошибочным стараться как-то его изменить.

В связи с этим может возникнуть и ошибочное представление о самом воспитании. Раз мы ничего не можем поделать, и совсем не является авторами в построении личности ребёнка, то тогда и говорить на тему воспитания не стоит. Зачем все эти книги, советы, рассуждения? Ну, во-первых, огромной империи психологов, нужно чем-то заниматься. Они разрабатывают тесты, изучают строение личности, нашего «Я», эго, супер-эго, подсознания. Всё это, безусловно, интересно и полезно особенно, для родителей, кто прежде всего в силу своего собственного характера, сталкивается с трудностями в общении с детьми. Всё это надо и детям, которые по ряду причин испытывают прессинг и дискомфорт в общении с родителями. Не все мы рождаемся умными, зрелыми, мудрыми. Все совершают ошибки. Особенно болезненны ошибки в отношении детей. Ведь они не могут противостоять нам, взрослым, нашему террору, нашим желаниям что-то из них слепить. Не могут пока ещё себя защитить, не научились этого делать. Потому что это ДЕТИ. Также есть вероятность того, что эти же самые ошибки они будут повторять на своих детях.

Поэтому если родители в силу своего незнания всячески принижали ребёнка, вконец занизив его самооценку, то помощь психолога может быть очень даже кстати.

Если у родителей не получается построить гармоничных отношений с ребёнком, в силу собственной агрессивности или желания превалировать, опять же методики психологов, вполне могут оказать ощутимую поддержку семье. Но первый шаг навстречу этим отношениям все– таки за взрослыми. Не стоит ждать от ребёнка изменений, взросления, понимания. Иначе вы рискуете прождать этого всю жизнь и в итоге так и не дождаться. В общении с нашими детьми дорог каждый день, каждый миг. Время бесследно уходит, мы тратим его на выяснение отношений, на наши желания, на что угодно, только не на общение с детьми. Под общением я имею виду не просто слова «есть будешь» и «как дела в школе», а отношения я человек – ты человек, то есть равные, дружеские, открытые, партнёрские взаимоотношения людей, строящих вместе счастливую, радостную жизнь, в которую если и придет невзгода, то всегда будет поддержка, ведь это Семья. Утверждение, что характер не построить, не переделать и не изменить, вовсе не означает, что отпадает и необходимость воспитания как такового. Да, я больше чем уверена, что мы бессильны, что-либо сделать с характером, как с нашим, так и ещё с чьи-то. Но воспитание, как элемент формирования привычек, этикета, культуры поведения должны присутствовать в наших отношениях с детьми.

Очень часто родители, особенно папы, когда заходит разговор об их сыне говорят: «Вот мои родители никаких книжек не читали и ничего, вырос. И я сына выращу». В этом нет никаких сомнений, сына вырастит и возможно ничуть не хуже, папы-педагога, однако в наш загруженный технологиями век, в век нервозности и истеричности, нехватки времени и погони за заработком, полагаться на авось не стоит. Ещё веком раньше дети больше питались энергией природы. Они, как впрочем, и сами родители были более спокойны, уравновешенны, гармоничны. Люди были более близки ко всему натуральному. Они не испытывали таких стрессов какие испытывает сегодня современный человек, а следовательно и меньше раздражались на собственных детей. Дети имели больше свободы, так как дать ребёнку свободу не означало подвергнуть его опасности, как это стало означать в наше время. Возможно, поэтому в последнее время и стали так много внимание уделять вопросам воспитания. Как уберечь ебёнка от опасности, но в тоже время не ограничивать его свободы? Как воспитать доброту, когда в телевизоре сплошная жестокость? Как на ребёнка не кричать, когда на работе такая нервотрёпка? Так что перед современными воспитателями и психологами стоит нелегкая задача в поисках ответов на все эти вопросы.