1. Прихожая
В любом доме, как бы мал он не был, обязательно есть прихожая. В древнегреческом доме, структуру которого мы можем понять только из литературных источников того времени, прихожая называлась протироном и была небольшой, но через нее входящий попадал во внутренний двор, который, в свою очередь, и вел в дом. Древние римляне переняли обычаи греков и по части обустройства жилища. В древнеримском домусе прихожая именовалась вестибулумом. Над ним в более поздние времена воздвигали портик. А вот привычное нам слово «вестибюль» – французского происхождения. Оно обозначает большое помещение между входом и внутренним пространством в общественных зданиях. Вестибюль, как правило, обставлялся соответствующей мебелью и украшался зеркалами и цветами. Здесь так же размещался гардероб.
Советская прихожая выполняла очень много функций и была и холлом, и гардеробной, а иногда и частью гостиной. В ее гигиенические функции входила защита квартиры от холода, грязи и шума с улицы. Здесь так же хранилась верхняя одежда и обувь всех сезонов, спортивный инвентарь и все то, что не поместилось в квартире. Как правило, такая прихожая была не велика, освещалась крайне слабо, а главным предметов в ней была вешалка для верхней одежды. Единственным украшением такой прихожей был светильник, рассчитанный на одну лампу накаливания.
Сегодня дизайнеры уже убедили нас, что в доме нет второстепенных комнат. Теперь прихожая – витрина нашего жилища. Для нее мы покупаем арт-объекты и хиты дизайна. Здесь входящий с первых шагов погружается в концептуальный образ нашего дома.
3 В этой прихожей возле зеркала стоит рокайльное кресло с китайскими мотивами на обивке, производит Bizzotto (Италия). Это и удобно, и сразу задается тон на аристократическую беспечность. Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».
Объемно-пространственная композиция
Композиция квартиры или дома должна начинаться от входной двери.
Открытые и закрытые архитектурные пространства, объемы и ограждающие поверхности конструкций – это главные художественные средства архитектора. Он может спроектировать эти пространства сообщающимися или изолированными, освещенными или затемненными, спокойными или динамичными. Архитектурные объемы – тяжелыми или легкими, простыми или сложными. А элементы ограждающих поверхностей сделать плоскими или рельефными, глухими или ажурными, однотонными или красочными, и тем самым выделить их или сделать незаметными.
4 Тяжелые по цвету объемы мягкой мебели поворачивают входящего к лестнице. Перегородка из тюля – условна. Коллекция тканей Kosmos бренда Etamine (Франция). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».
Основная задача архитектора состоит в строгой организации в интерьере всех пространственных объемов и их элементов. Архитектурная композиция может развиваться по условной прямой или с поворотами пространственной оси, которая будет иметь главные и дополнительные направления. И надо помнить, что каждому большому архитектурному стилю соответствует своя композиция, свои приемы развития в пространстве.
Одни интерьеры, например, классицистические, имеют симметричную композицию – одинаковое, спокойное, расположение элементов относительно оси симметрии, которая отмечает центр композиции. Такие композиции построены на гармонии. Другие композиции построены на контрасте. Например, развитие пространства в интерьерах в стиле модерн имеет асимметричную композицию. И тогда в помещении или всей постройке соединяются контрастные по форме, цвету и материалу объемы, что рождает динамичный архитектурный образ. Прием симметрии и асимметрии используется и при расстановке в интерьере колонн, окон, лестниц, дверей, мебели, светильников.
5 Симметричная композиция из двух классицистических кресел-бержер Gala, гламурного кофейного столика, зеркал, консолей и барочного камина по центру. Производит Coleccion Alexandra (Испания).
И сегодня уже можно сказать, что в наше время появился новый тип композиции – композиция, построенная на диссонансе, на эпатаже. Примером могут служить интерьеры направления «трэш» и «трэш-гламур», когда дизайнер совершенно сознательно искажает и утрирует форму и сам материал, намеренно выделяя цветом или светом элементы композиции, главная цель которой – поразить зрителя, шокировать его.
Мы должны помнить об этом, и сразу наметить ось движения зрителей от входа. На что мы входим? На открытое пространство или упираемся в стену, поворачиваем и только тогда проходим в другие помещения? Ось движения развивается по прямой или имеет дополнительные направления? Будет ли это симметричная классицистическая композиция или композиция дома уже в прихожей разделится на дополнительные оси движения? Архитектурные объемы (шкафы и перегородки) будут визуально легкими или тяжелыми? Двери, выходящие в прихожую, будут акцентными или едва заметными? А рисунок пола в прихожей пройдет через все помещения дома или уже у входа поделится на несколько второстепенных тем? Мы должны не просто укомплектовать прихожую поместившейся туда мебелью, но и решить все эти вопросы.
Хорошо, если в жилище мы входим на открытое пространство – это и свет, и психологическая легкость. Если же входящий упирается в стену, то тут нас выручит зеркало – большое, от пола и до потолка, или среднее, в модной барочной раме, повешенное над какой-либо низкой мебелью. Зеркало даст нам то пространство, с которым наша неудачная по планировке прихожая сразу преобразится. Оно же высветлит прихожую, умножив ее освещение.
6 Плетеная мебель в прихожей коттеджа особенно уместна. Зеркало небольшое, ведь дневного света здесь достаточно. Коллекция тканей Kosmos бренда Etamine (Франция). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».
Зеркало в прихожей просто необходимо. К тому же этот предмет позволяет зрительно замаскировать громоздкие шкафы, визуализировать несуществующий проем (иногда это делают, чтобы поддержать симметричную композицию). Но надо сказать, что пик популярности зеркальных дверей шкафов-купе миновал, уступив место коже и стеклу. Но зеркало, тем не менее, царит в прихожей – или навесное, или вклеенное прямо на стену минималистичное, или отдельно стоящее классицистическое зеркало-псише.
Просторная прихожая – порой несбыточная мечта владельца квартиры. В домах массовых типовых серий под это помещение обычно отводят 3-4 кв. м. В этом случае можно попытаться исправить недостатки прихожей путем рациональной расстановки мебели. И не надо пытаться втиснуть сюда громоздкую мебель. Помните: первое помещение нашего дома должно олицетворять пространство и свет. Но если без шкафа в прихожей все же не обойтись, пусть он будет как можно миниатюрнее и занимает такое место, где глубина его незаметна. Одно время всем полюбились шкафы-купе. Теперь маятник предпочтений качнулся в другую сторону, и мы вновь осваиваем классицистические гардеробы, нередко с антресолью.
Удачный тип прихожей – прихожая-холл. Тут граница между прихожей и холлом определяется только сменой напольного покрытия или одной-тремя ступеньками (что почти не встречается – уж очень травматично). Такая прихожая может обставляться диванчиков, парой кресел и даже шкафами-витринами. Для верхней одежды предусматривается шкаф-купе или гардеробная комната.
7 Эта барочная рама ядерно-розового цвета станет центром композиции вашей прихожей. Коллекция аксессуаров Baroque, производит Vismara Design (Италия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».
8 Но обычно в квартирах-лофт пространство открыто обозрению, а зонирование пола условно. Коллекция мебели бренда Marchi Cucine (Италия). Фото предоставлено «Интерьерным Салоном № 1».
В квартирах-студиях прихожая от гостиной отделяется перегородкой лишь по желанию хозяев. Кто-то, войдя в квартиру, любит сразу видеть все ее внутреннее пространство, кто-то, наоборот, считает, что «личные покои» нельзя выставлять на всеобщее обозрение. Интересным планировочный приемом считается, когда приватная зона отделена от прихожей лишь узкой стелой-перегородкой (например, под телевизор, который относится уже к зоне гостиной) – это и эстетично и утилитарно одновременно. Такое пространство считается открытым, но самое важное – диван, с сидящими на нем обитателями дома, закрыт от взоров вновь вошедших.