Вы здесь

Начни действовать. Часть 1. Глава 2 (Г. Г. Айказуни)

Глава 2

03 мая 1931 год.

Москва. «Авиационный Институт».

Прошли 4 месяца с момента, как Александр приступил к проектированию авиационного двигателя. Он сидел в приемной директора Авиационного Института и ждал, когда его примут. От нечего делать, Александр начал анализировать прошедшие месяцы.

– Я не думал, что будет так трудно создавать ареол талантливого мальчика – инженера, что бы громко заявить о себе. Основной проблемой оказалась ограниченный выбор материалов, для конструирования нового двигателя. Несмотря на то, что в стране работают, масса научно-исследовательских организаций, по этому направлению, отставание от западных стран огромное, даже на уровне теоретических наработок.

Мне удалось найти сплавы с подходящими параметрами, для своего двигателя, только у западных производителей. Было смешно, когда я обратился к директору института Стали и Сплавов с просьбой организовать эксперименты по получению аналогов зарубежных материалов, на их экспериментальной производственной базе. Для них было откровение, когда я представил все теоретическое обоснование и описание технических и технологических процессов, для получения этих сплавов. В целях конспираций мне пришлось брать уроки английского и немецкого языков, в частном порядке и переводить научные материалы, имеющиеся в технических библиотеках. Эти переводы я приложил к своим предложениям, в виде источников информаций. Мои предложения настолько заинтересовали руководство Института Стали и Сплавов, что мне предложили перейти к ним на постоянную работу, даже предложили какую-то руководящую должность. Я вежливо отказался, но согласился активно сотрудничать с ними, по созданию новых материалов. В итоге за последние три месяца, институт разработал промышленную технологию производства новых материалов, и включил их в ГОСТ, а у меня появилась возможность начать проектирование нового двигателя. Поскольку, авиадвигатель М-15 удачно прошел государственные испытания, и начался его серийное производство, я решил разработать двигатель, который станет его прямым конкурентом.

– Гринев, проходите, Матвей Васильевич освободился.

– Здравствуйте, Матвей Васильевич.

– Здравствуйте, Александр! Я в курсе, что Вы досрочно сдали все зачеты и экзамены за второй семестр первого курса и за второй курс. Мы рассматривали Ваше обращение, по разрешению параллельного обучения на двух факультетах и думаю, что такое разрешение Вы получите.

– Спасибо, но я по другому вопросу. Я закончил разработку нового авиационного двигателя и не знаю, как действовать дальше.

– Руководитель лаборатории докладывал, что вы занимайтесь, в свободное от основной работы время, проектированием нового двигателя. Вы сказали, что завершили разработку, а можно ознакомиться с ней.

– Я принес весь комплект документации.

После предварительного ознакомления с представленным материалом, вспоминая историю с нагнетателем, директор института постарался не потерять самообладание, единственная мысль, которая кружилось в голов – такое не возможно.

Количество оригинальных конструкторских решений и заявленные характеристики двигателя, для 1931 года были невообразимыми. Для сравнения при параметрах: габаритный диаметр – 1350 мм; вес – 450 кг; удельный расход топлива – 280—300 г/л.с.ч., мощность двигателя М-15 составляла 550 л.с., а у предложенного Александром двигателя при габаритном диаметре 900 мм, весе 330 кг, удельном расходе топлива – 190—225 г/л.с.ч. мощность составляло 600 л.с.

– Александр, все это я изучу подробно, а после поговорим. – Сказал Матвей Васильевич и с нетерпением ждал его ухода.

После ухода Александра, Матвей Васильевич срочно собрал ученый совет, по двигателестроению.

– Товарищи, небезызвестный Александр Гринев, после истории с нагнетателем, который отлично работает на двигателе М-15, что помогло его запустить в серию, на мой вопрос, чем собирается заниматься, ответил, что хочет сконструировать новый двигатель. Я тогда подумал, что у него головокружение от успеха. Но сегодня он представил мне проект – полный комплект чертежей, расчетов и прочей документации, с технологическими картами производства, на все детали двигателя. Я не знаю, будет ли работать этот двигатель, или нет, но объем работы, выполненный за 4 месяца, одним человеком, колоссальный. Это заслуживает уважения и нашего внимательного отношения к работе Гринева.

Предупреждаю, объявленные характеристики и конструкторские решения, лично для меня, невообразимые. Диаметр цилиндров 105 мм, с укороченным 105 мм ходом поршня. Цилиндры мотора расположены в два ряда (двумя звездами), в шахматном порядке по семь цилиндров в каждом ряду. Такая конструкция позволяет получить существенно уменьшенный габаритный диаметр мотора – 900 мм. Малый удельный лоб и удлиненный носок картера позволит обеспечить хорошее капотирование мотора, при его установке на самолете и снизить аэродинамическое сопротивление двигательной установки.

Обратите внимание на приводной, двухступенчатый, центробежный нагнетатель и безпоплавковый карбюратор оригинальных конструкций. Он расчетами обосновал такие характеристики, как частота вращения коленчатого вала 2900 об/мин, степень сжатия 7,0., ресурс двигателя 200 ч. Вы понимайте товарищи, что трудно поверить во все это, не говоря о мощности, расходе топлива и весе двигателя.

Ученый совет длился до поздней ночи. По решению Матвей Васильевича, в течение 10 дней, каждый из участников совещания, должен был проверить определенную часть материалов, на правильность расчетов и чертежей.

Через 10 дней, практический у всех участников совещания, был один вердикт, двигатель может получиться. Сомнения были только, по отношению к параметрам по топливу, смазочным материалам и по ресурсу двигателя. Что касается конструкции, были только восхищенные отзывы. Долго совещались, как организовать производство опытного образца, искали источники финансирования и пришли к выводу, что силами института с этой задачей они не справятся.

После совещания Матвей Васильевич долго думал, как поступить. Ему очень хотелось, что бы двигатель разработанный студентом и сотрудником института получился, престиж института и симпатия к молодому дарованию, были положительными аргументами, но хватало и отрицательных, при неудаче, возникнет столько проблем, что представить страшно. Думал он еще 10 дней и когда был готов отказаться от идеи помочь, в продвижении проекта двигателя, он вспомнил свои слова, сказанные в конструкторском бюро, – «мое инженерное чутье мне подсказывает, что нагнетатель будет работать». А что подсказывает чутье сейчас, оно кричит, что двигатель будет работать.

На следующий день, после предварительного согласования, он поехал в наркомат обороны. Увидев параметры двигателя, первая реакция у военных была, – «Это невозможно, негде в мире нет двигателя с такими параметрами». – На это Матвей Васильевич представил заключение ученого совета института, что на основании расчетов, проект двигателя является реальным. После согласования с руководством управления ВВС, было принято решение провести дополнительную экспертизу проекта.

У Александра появилось свободное время, и он решил заняться своим любимым делом. Он подходил к Центральному аэродрому, который располагался на Ходынском поле. С первых лет обучения студенты авиационного института в обязательном порядке, проходили летную практику. Впереди, в том же направлении шла молодая девушка, и когда взор Александра направился в ее сторону, он подумал.

– Ее неторопливый и размеренный шаг, тонкий стан, прямая осанка, чуть наклоненная вперед голова, создают ощущение, что она, скорее, плывет, чем ходит. Это явление неизменно привлекает к себе внимание, нет желания и сил перестать смотреть…

Он ускорился, сравнялся с ней, и направил свой взгляд на лицо девушки.

– Она прекрасна!!! Что со мной? Неужели гормоны и молодой организм сильнее моей воли.

Неожиданно для себя Александр заговорил.

– Здравствуйте, меня зовут Александр.

– Здравствуйте. – Ответила девушка, изящно повернув свою прекрасную голову в сторону Александра. Ее взгляд выражал удивление и заинтригованность.

Александр заворожено смотрел на незнакомку. – «Этот взгляд очаровывает, способен превратить меня в ее вечного раба, я сейчас растворюсь… Что я творю, мне нельзя влюбляться, я еще не знаю, как сложится моя жизнь здесь. Это опасно!!!»

– Увидев вас, я пожалел, что выбрал не ту профессию, надо было стать скульптором. Такое совершенство должно быть увековечено, хотя не один, даже самый гениальный скульптор, не способен передать ту красоту, на создание которой способна только природа. – «Что за банальности я несу, что я творю?» – Подумал Александр.

– Вы так вычурно шутите? – Спросила незнакомка. Тон, с которым был задан вопрос, выдавал удивление столь неожиданной попыткой завязать знакомство.

– До этой минуты я не был способен произносить такие слова. – Ответил Александр, не зная как вести себя дальше. Единственное что он был способен осознать, это непреодолимое желание находиться рядом с прекрасным созданием.

– Вы продолжаете в том же духе?

– Извините, если мои слова произвели такое впечатление. Я скуп на эпитеты и сам удивлен. Я хочу описать то ощущение, которое чувствую, находясь рядом с Вами. Не знаю, какими словами описывается счастье, но я счастлив и никогда не думал, что счастья может быть так много.

– Я смотрю, вы не исправимы, вы случайно не поэт?

– Я учусь на авиаинженера, если мое поведение имеет поэтический оттенок, этому есть объяснение, без музы не бывает поэзии, и я счастлив, что нашел свою музу.

– И что вы делаете на аэродроме. – Спросила девушка, заинтересованным тоном.

– Учусь летать, хотя в данный момент я уже лечу. Прошу Вас не дайте мне разбиться. Мне страшно, ведь моим полетом управляете Вы.

– Вообще-то я пилот, мне приходилось бывать в роли инструктора, но управлять чужим полетом не приходилось.

– Вы просто этого не замечали! Только человек полностью лишенный органов чувств, может не ощущать чувство полета рядом с вами. А управлять моим полетом просто, разрешите быть рядом с вами и не старайтесь меня приземлять.

Так неожиданно для себя Александр в первый раз в своих обеих жизней почувствовал, что такое настоящая сильная страсть, или любовь. Бушующие гормоны, молодой организм и эстетическое восприятие женской красоты 55 летнего мужчины, сыграли с ним злую шутку. В любовь он не верил давно. Во взаимоотношениях с женщинами, он руководствовался двумя параметрами – страсть и взаимоуважение.

Он всяческий старался быть разумным, не подвергать себя и девушку опасности. Но при каждой встрече, он терял самоконтроль и поступал, как мальчишка, а никак взрослый мужчина. При первом же самостоятельном полете, на цельнометаллическом спортивном самолете, который был истребитель И-4, только без вооружения, он продемонстрировал такой уровень воздушной акробатики, что после полета на него с восхищением смотрела не только та, ради которой он поступил так опрометчиво, но и все присутствующие на летном поле.

Прекрасное создание звали Анной Смирновой. Они с Александром были ровесниками, она тоже была сиротой. Отца потеряла во время революций. Мать, учительница русского языка и литературы, скончалась год назад, от сердечного приступа. С детства мечтала стать пилотом, и после окончания школы, занималась в аэроклубе ОСОАВИАХИМА. Она имела отличные летные данные и активно занималась авиационным спортом. К моменту встречи с Анной, Александр в течение двух месяцев, по воскресениям, занимался на том же аэродроме. За короткий период показал очень хорошие способности к пилотированию и уже получил разрешения перейти в группу подготовки авиационных спортсменов. Их встреча состоялась в тот день, когда у Александра должно было начаться обучение спортивному пилотированию, в группе, где занималась Анна. С момента их встречи, общение с Анной, украсило его новую жизнь, и Александр не упускал малейшей возможности быть рядом с ней. Как бы Анна вначале не старалась показывать свое безразличие, она не смогла не заинтересоваться необычным молодым человеком. А после того, как Александр продемонстрировал свое пилотажное мастерство, упали все искусственно возводимые заслоны. Они тянулись друг к другу, со стороны, их взаимоотношения, вызывали умиление, и их одноклубники часто подшучивали, что их пару соединило небо.

До 1-ого июля 1931 года у Александра было время, как-то взять под контроль свои чувства и свой молодой организм. Взаимоотношения с Анной складывались прекрасно. Они встречались через день на аэродроме. Руководство авиаклуба оценило летные навыки Александра, и разрешило ему заниматься по индивидуальной программе. Это давало ему возможность тренировать моторику и реакции нового тела.

Самое главное, он летал и летал много. Спортсмены готовились к всесоюзным соревнованиям. Александр, после многократной демонстрации великолепных летных навыков и исполнения фигур высшего пилотажа собственного изобретения, в виде исключения, был включен в команду спортсменов, участвующих в всесоюзном чемпионате по спортивному пилотированию.

С 15 ого по 18 июня состоялся чемпионат СССР по воздушной акробатике, где Александр занял первое место. Портреты Александра появились в газетах. О нем писали стати, а его феноменальных летных способностях заговорили профессиональные летчики. А когда, в день окончания соревнований, на показательном полете, Александр выполнил фигуру высшего пилотажа «Колокол», его зачислили в когорту ведающихся пилотов страны. Образ выходца из простого народа, комсомольца, недавнего воспитанника детского дома, студента-отличника Авиационного Института и победителя всесоюзных соревнований, хорошо подходил для пропаганды. За год Александру удалось укрепить свой организм с помощью ежедневных занятий физкультурой и продолжающейся работой грузчиком. Правильному питанию он уделял особое внимание. Основной заработок, от работы грузчиком, уходил на питание. Белобрысый, голубоглазый молодой человек, с правильными чертами лица, с обаятельной улыбкой, спортивного телосложения, с ростом 185 см и весом 80 кг в летном комбинезоне, смотрелся на фотографиях как плакатный герой. Сам Александр, когда увидел свою фотографию, задумался.

– По-моему, это перебор, с такой внешностью надо в кино сниматься, а не самолеты и двигатели проектировать. Такая популярность поможет в реализации моих планов. Нужно из этой популярности получить максимальную пользу.

Прошло больше 1,5 месяцев, с момента представления моей разработки. Пока тишина, директор института говорит, что идет экспертиза проекта. Пока есть время. Нужно закончить разработку программы формирования моей будущей команды и все конспиративные мероприятия довести до логического завершения.

Соскучился по Анне, поеду к ней. Мог ли я подумать, что я поверью в любовь и буду как настоящий влюбленный мальчишка, считать минуты, до встречи с любимой. После этих статей она кажется, заревновала. Так как смотрят на меня молодые девушки, кого хочешь, заставит ревновать. Нужно придумать отвлекающий маневр. Кажется, придумал, помогу ей стать лучшей женщиной пилотом страны. У нее прекрасные способности, только не хватает навыков и опыта. Стоп, если она станет популярной, и начнут ее портреты печатать в газетах, то с ее внешними данными, на нее будут смотреть влюбленными глазами кучу мужчин. Тогда мне придется бороться с собственной ревностью. Ну и что, она же не моя собственность, я всего лишь не могу без нее дышать. От любви я потерял всякую способность адекватно думать. Где мои 55 лет? Почему я стал таким легкомысленным?

1 июля 1931 года Александр был приглашен в Народный Комиссариат обороны. Его принял начальник управления ВВС РККА, Алкснис Яков Иванович.

– Здравствуйте Александр Владимирович. Я недавно был назначен на должность Начальника Управления, но уже наслышан, а Вас. Ваши достижения в авиационном спорте впечатляющие, до сих пор идут споры, а ваших феноменальных способностях пилота.

– Здравствуйте Яков Иванович. Не думаю, что обладаю феноменальными способностями пилота. Большого секрета в моих способностях пилота нет. Я, всего лишь хорошо изучил летные и технические характеристики истребителя И-4 и постарался их продемонстрировать.

– А как объяснить Ваши навыки пилота? Согласитесь, за 4 месяца обучения и мене 100 летных часов практики, трудно получить такие навыки.

– Я много времени потратил на изучение всех существующих инструкций по пилотированию самолетов. На земле, в кабине самолета я провел более 300 часов, многократно отрабатывая все манипуляций и их очередность, изложенные в инструкциях. Только, после достижения автоматизма на земле, я отшлифовывал полученые навыки в условиях реального полета.

– Интересный подход. А как объясните Ваше авторство, новых фигур высшего пилотажа.

– Я стараюсь максимально использовать возможности самолета. Можно придумать и другие фигуры высшего пилотажа, но для этого нужны боле современные самолеты.

– Вы считайте, что наши самолеты не современные?

– Что касается наших самолетов, то они пока, или на уровне, или уступают зарубежным образцам, но я уверен, что очень скоро, у нас появятся боле совершенные самолеты.

– Я пригласил Вас, по поводу вашей разработки нового авиационного двигателя. Вы уверенны, что Вашу разработку можно воплотить в жизнь?

– Я не оперирую понятиями, уверен, не уверен. В документации предоставлены все расчеты, которые основаны на существующей теоретической базе. Если теория не врет, то не вижу основание сомневаться, по поводу воплощения в жизнь этого двигателя. Насколько я в курсе, претензий к теоретическому обоснованию не имеются.

– Вы правы, многочисленные экспертизы подтверждают, глубокую теоретическую проработку, вашей конструкции. Скажите, для многих специалистов не понятно, на основание каких примеров Вы разработали так много оригинальных решений в конструкции.

– Не вижу там особенно много оригинальных решений. Всего лишь эволюция существующих конструкторских решений, с использованием возможностей новых материалов.

– Я в курсе, что Вы принимали активное участие в создании новых материалов, совместно с Институтом Стали и Сплавов, которые и предлагаете использовать для производства вашего двигателя. Как можете объяснить, столь широкие познания в этой области.

– Очень просто, в институте нам преподают курс материаловедения и сопротивления материалов. Вся теоретическая база моих познаний получено во время обучения. Что касается новых материалов, то там нет, не одного нового материала. Я выступал в роли переводчика. Мне нужны были материалы с определенными характеристиками, для конструирования нового двигателя. Я изучал все существующие сплавы, как у нас в стране, так и за рубежом. Те сплавы, которые меня заинтересовали, в основном производились за рубежом. Я начал искать теоретическую и технологическую информацию, по этим сплавам. Все, что нашел, перевел и с этими материалами обратился к руководству Института Стали и Сплавов. Они заинтересовались, собранной мною информацией, провели свои эксперименты и разработали технологию производства. В этих работах, я не принимал никакого участия, поскольку не специалист.

– После, каждого Вашего объяснения, все получается логичным. Но согласитесь, обычный воспитанник детского дома, вдруг становиться талантливым инженером-конструктором и одним из выдающихся пилотов страны. Все это происходит в течение года, во время которого, вы успевайте сдать зачеты и экзамены за два курса обучения, работать на двух работах, учиться летать. Как то слишком много, для одного человека…

– Год назад, я со своим приятелем собирался идти на обучение в автошколу и становиться водителем. Но я заболел и по славам врача, у меня не было особых шансов выжить. Мне повезло, лечение помогло и как видите, живой и здоровий. Я тогда задал себе простой вопрос. – Если я должен был умереть, но выжил, значит, у меня есть предназначение? – Думаю, что судьба предоставила шанс прожить свою жизнь с максимальной отдачей. Я благодарен ей, и постараюсь своей жизнью доказать, что она не ошиблась. Я решил посветить свою жизнь, служению своей родине. Я сирота, кроме любви к родине, у меня не было возможности любить своих родителей и родственников. Служить родине, значит принести ей максимальную пользу. Я постоянно учусь и много работаю, стараюсь достичь высоких результатов в том, чем я занимаюсь.

– Вы комсомолец и говорите о судьбе?

– Я не говорю о боге. У каждого человека своя судьба, которую можно изменить, для этого, нам природой дан разум. Если мне повезло выжить, так почему не быть благодарным судьбе за это. Дальнейшую свою судьбу я определяю сам и не вижу никаких противоречий, с материалистическим учением.

– С вами интересно общаться. Но пора переходить к делам. 1 июля 1931 года, вышло постановление СНК, о формировании конструкторского бюро, по разработке поршневого двигателя воздушного охлаждения М-23, под руководством Главного конструктора Гринева А. В.

– У меня нет никакого опыта руководства коллективом.

– Сомневаетесь, что справитесь с возложенной ответственностью?

– Как я могу сомневаться, если я не имею соответствующего опыта? Я просто не знаю, что из этого получится.

– У Вас будет опытный заместитель, и Вы можете рассчитывать на его помощь.

– Перед тем, как согласиться с кандидатурой заместителя, я хотел бы ознакомиться с его личным делом и с ним лично.

– Вы уже ставите свои условия.

– Конечно, мне же отвечать за результаты работы конструкторского бюро.

– Справедливо, после нашей встречи Вы познакомитесь с Вашим заместителем.

– Сначала я должен ознакомиться с личным делом кандидата, потом провести встречу и только после этого, я дам свое согласие или отказ по кандидатуре.

– Заместитель Главного Конструктора назначается вышестоящим руководством.

– После согласования с Главным конструктором.

– Это не обязательно.

– Если хотите иметь дело с ответственным Главным конструктором, то обязательно. Я не собираюсь, с самого начала, заложить неправильные основы управления конструкторским бюро.

– А не много Вы на себя берете, молодой человек.

– Именно, потому, что я молодой человек и принято решение, несмотря на это, назначить меня на должность Главного конструктора я не могу допустить, чтобы конструкторское бюро не было в состоянии выполнить поставленную перед ним задачу.

– Базовым предприятием, для КБ определен Московский Завод №24 им. М. В. Фрунзе. Там выделаны помещения, для КБ. На заводе нужно организовать производство 2 опытных образцов Ваших двигателей. Поезжайте туда, начинайте обустраиваться. Сообщите моему помощнику, как можно с Вами связаться.

– Я еще не дал свое согласие на занятие этой должности.

– Что Вам мешает, дать это согласие сейчас.

– Вы не ответили, на поставленный вопрос, об условии согласования со мной, кандидатуры заместителя. Еще, я хотел бы, в рамках выделенного бюджета, сформировать штатное расписание, по своему усмотрению.

– Я сообщу Вам дополнительно о нашем решении. Информацию передадим через директора вашего Института. До свидания Александр Владимирович.

– До встречи Яков Иванович.

После ухода Александра начальник управления поднял трубку правительственной связи.

– Здравствуйте товарищ Сталин, Вы поручили мне докладывать о ходе создания авиадвигателя М-23. У меня состоялась встреча с Александром Владимировичем Гриневым.

– Товарищ Алкснис, Вы решили оторвать меня от работы, что бы сообщить о встрече с Гриневым?

– Он отказывается от должности Главного Конструктора, если не будут выполнены его условия.

– Подождите, речь идет о 18 летнем молодом человеке или о маститом инженере, который может попросить о дополнительных условиях, опираясь на свои заслуги.

– Я говорю, о 18 летнем молодом человеке, который в категорической форме потребовал согласовать с ним кандидатуру заместителя, и выразил желание самостоятельно формировать штатное расписание, в рамках утвержденного бюджета.

– Это все или есть другие условия?

– Только эти, я думаю, он не созрел для такой должности.

– Он как то мотивировал свои условия.

– По его словам, если мы решились назначить столь неопытного молодого человека на эту должность, он не может позволить с самого начала, допускать ошибку, при назначении его заместителя. Если он становиться Главным конструктором, он и должен отвечать за результаты претворения в жизнь поставленных задач. В этом и состоит ответственный подход руководителя.

– Интересно. Я жду Вас к 22 часам, с подробным докладом о встрече.

22 часа 20 минут. Кабинет Сталина.

– Товарищ Алкснис, Вы ничего не пропустили в описании встречи.

– Товарищ Сталин, я описал всю встречу, как она проходила.

– Какое у Вас сложилось впечатление, об этом молодом человеке.

– До момента обсуждения его назначения Главным конструктором, общение с ним было деловым и интересным. Он достаточно скромно оценивал свои успехи в летном мастерстве. Я сам летчик и знаю, какой опасности он подвергается при выполнении фигур высшего пилотажа, особенно «Колокола», автором которого он является. А когда началось обсуждение его назначения Главным конструктором, общение перестало быть приятным. Он разговаривал так же спокойно, тем же тоном, как и до этого. Но с каждым высказыванием, он показывал, что не собирается менять свою точку зрения. Я сначала подумал, что это реакция на неожиданное назначение. Он решил показать, что он взрослый и ответственный мужчина. После разговора с Вами, я еще раз прочел результаты расследования, которое проводилось, по отношению к нему. После передачи разработки нового двигателя в наше управление, была назначена экспертиза. Ее проводили ведущие специалисты нашей страны. В заключении указывалось, что разработчик является выдающимся конструктором. В проекте двигателя они насчитали до сотни новых изобретении и оригинальных конструкторских решений.

Трудно было поверить, что 18-летный студент, является автором этого двигателя. Было назначено расследование, которое, как ни странно, подтвердило его авторство. В расследовании неоднократно описывалась характеристика Гринева со стороны всех, кто с ним общался, как очень ответственного и обязательного человека. Я поспешил, когда в телефонном разговоре высказал мнение, что он не подходит на эту должность.

– Расскажите подробно о результатах расследования.

– Проверка нечего подозрительного не обнаружила. Только большой талант, огромную работоспособность и организованность. Во всех технических библиотеках Москвы Гринев является постоянным посетителем.

Частным порядком он учился английскому и немецкому языкам. Преподаватели отмечают отличные способности к изучению иностранных языков. Институтские преподаватели заявляют, что с ним они общаются как с коллегой, который обладает огромным багажом знаний в различных областях науки: математики; физики; материаловедения; сопротивления материалов; теоретической механики.

Последние два месяца он самостоятельно изучает материалы по органической химии, особенно по нефтехимии, психологии и управлению.

Через Авиационный Институт он оформил пропуск в Ленинскую библиотеку, где активно изучает книги и журналы на английском и немецком языках. Круг интересов огромный. Сейчас он начал изучать все, что связанно с самолетостроением. Гринев получил разрешение параллельного обучения, на факультетах моторостроения и авиастроения. До начала занятий еще два месяца, но он умудрился заинтересовать преподавателей и начал активное обучение, в индивидуальном порядке. Преподаватели с удовольствием занимаются с ним, и в кулуарных разговорах, очень часто высказываются, что это еще вопрос, кто кого обучает. По словам преподавателей обоих факультетов, Гринев обладает фундаментальными знаниями в авиастроении и авиационном двигателестроении. У него огромный круг общения. Его с удовольствием консультируют, многие ведущие ученые, по авиастроению, двигателестроению, нефтехимии, материаловедению, станкостроению, психологии, философии.

– Выясняли, по каким темам он консультируется.

– У материаловедов, по созданию новых сплавов с широким использованием легирующих элементов. Со станкостроителями обсуждает различные металлообрабатывающие станки высокой точности, станки по производству литых деталей под давлением, штамповочные станки, оборудование по дополнительной обработке материалов и готовых деталей различными способами. С металлургами консультировался по электрическим вакуумным печам различных конструкций. С нефтехимиками подробно обсуждал процессы термообработки различных фракций нефти, под различными дополнительными воздействиями, давление, гидролиз, катализаторы.

Активно занимается переводами из зарубежных изданий на эту тематику, но особое внимание обращает к исследованиям наших ученых. С философами и психологами основные темы консультации, связанны с психодиагностикой и с психологическим и профессиональным тестированием, градациями типов мышления, организационным управлением, стимулированием индивидуального роста, принципами организаций саморегулирующихся систем, методами эффективного обучения и развития различных способностей.

– Вы не стесняйтесь, спокойно смотрите на Ваши записи. Неужели у него такой большой кругозор знаний.

– Специалисты, занимающиеся расследованием, его называют, человеком-оркестром. Но отмечают, что фундаментальные знания у него только по его основным специальностям, авиастроению и двигателестроению. По остальным направлениям у него хорошая научная эрудиция. Он начал конструировать цельнометаллический самолет. По параметрам – истребитель, со своим двигателем. Но в расчетах заложил другие параметры мощности двигателя. Вместо заявленных 600 л.с., он заложил 750 л.с., хотя параметры по весу и диаметру не изменил.

– Что скажите о его способностях пилота.

– Мы обсуждали его навыки с ведущими пилотами нашей страны. Не смотря на то, что он уделяет большое внимание предварительной подготовке и тренировкам, все пришли к мнению, что у него феноменальные способности.

Были проведены эксперименты. По его методике лучшие пилоты проводили подготовку к выполнению тех фигур высшего пилотажа, которые он продемонстрировал впервые. Ни одному из участников эксперимента, не удалось повторить эти фигуры. Только после долгих тренировок и попыток, некоторым пилотам, удается выполнить эти фигуры высшего пилотажа. При этом все пилоты в один голос говорят, что это больше похоже на осознанное самоубийство, чем на спортивное пилотирование. Эти фигуры можно выполнить на грани физических возможностей пилота и технических возможностей самолета.

– Какие еще особенности были выявлены у нашего феномена.

– Было выявлено, что все чертежи и расчеты, он делал на бумаге и расходными материалами, купленными за свой счет. Оформление проекта, он тоже оплатил в машбюро из своего кармана. Для покрытия этих расходов, он по ночам разгружал вагоны. Еще мы узнали про историю с нагнетателем, для М-15. Почему-то в КБ не афишировали факт разработки Гриневым центробежного нагнетателя. Нагнетатель получился, на редкость удачным и рекомендован для установки на вновь создаваемых и модернизирующихся двигателях. Проверка показала, что разработка была полностью самостоятельной, там он тоже на бумагу и расходные материалы тратился из своего кармана.

– Товарищ Алкснис, кроме того факта, что Гринев обладает феноменальными способностями, высокой самоорганизацией и работоспособностью есть еще что-то, что резко выделяет его от других.

– Отсутствие честолюбия и чинопочитания. Большое личное обаяние и скромность, при общении с другими.

– На основании чего были сделаны такие выводы.

– Отсутствие честолюбия и скромность проявляется всегда, когда его собеседники выражают восхищение по его достижениям. Он спокойно реагирует и аргументировано объясняет, что в том, что он делает, нет нечего особенного – нужно всего лишь, много учиться и работать на достижение конкретно поставленной цели. Личное обаяние проявляется в уважительном отношении к своему собеседнику, в умении слушать и понять, что ему хотят сказать. Он мало говорит, высказывает свое мнение, только тогда, когда ему задают конкретный вопрос. При этом не настаивает на своем, если не идет речь о деле, которым он занимается. Отсутствие чинопочитания проявляется в одинаково ровном и уважительном отношении ко всем собеседникам, независимо от должности и социального положения.

– Интересный молодой человек. Думаю нужно удовлетворить требования товарища Гринева. Если он запросит дополнительное финансирование, для проектирования своего самолета, нужно будет удовлетворить его запрос. Я отправлю к Вам кандидата на должность заместителя Главного конструктора. А Вы подготовьте предложения, еще по трем специалистам, и личные дела по всем кандидатам передайте ему. Посмотрим, кого он выберет.

3 июля 1931 года Александр был приглашен в управление ВВС. Помощник начальника передал ему личные дела по 4 кандидатам на должность заместителя Главного конструктора. После ознакомления с делами он анализировал предоставленную информацию.

– Из четырех, только у одного кандидата имеется инженерное образование. Остальные три, больше подходят на должность политического работника с соответствующим опытом работы и образованием или его отсутствием. Личное дело кандидата с инженерным образованием слишком правильно оформлено, явная фальшивка. Пока меня не воспринимают слишком серьезно. Нужно заставить относиться ко мне, боле серьезно. Попросим организовать встречу с этим кандидатом.

– Скажите, как можно организовать мою встречу с кандидатом. – Обратился Александр, к помощнику начальника управления.

– С кем конкретно Вы решили встретиться.

– Румянцев Кирилл Алексеевич.

– Через час, подойдите в приемную, за это время я постараюсь организовать встречу.

Через час Александра предложили пройтись в специально выделенную комнату, для проведения собеседования. В комнате его ждал 35 летный мужчина, среднего роста, плотного телосложения, с прямым носом и массивным подбородком. Он внимательным и оценивающим взглядом смотрел на Александра.

– Румянцев Кирилл Алексеевич? – спросил Александр протягивая руку, для рукопожатия и мысленно оценивая кандидата.

– «Типичный сотрудник компетентных органов. Профессиональная деформация слишком явно отражается во взгляде».

– Здравствуйте, Александр Владимирович.

– Кирилл Алексеевич, меня не так сильно интересуют Ваши познания по техническим наукам. Скажите, готовы ли Вы работать, по своей основной специальности? В конструкторском бюро, необходимо организовать сильную службу безопасности.

– О какой основной специальности идет речь.

– У меня не сформировалось высокое мнение, о Ваших коллегах, которые так непрофессионально сфабриковали личное дело. Думаю, нет смысла продолжать эту комедию. Я задал конкретный вопрос и хочу получить ответ на него.

– Какие функций должна выполнять служба безопасности.

– Я не разбираюсь в конкретике этой работы, но точно знаю, что засекречиванию информации по разработкам конструкторского бюро необходимо уделять серьезное внимание.

– Кроме работы, по безопасности, какие обязанности Вы собирайтесь возложить на заместителя.

– Кирилл Алексеевич, хочу предупредить, что я не имею опыта и навыков руководителя и мое несоответствие должности Главного конструктора меня беспокоит. Считаю, что профессионализм нужен во всем, особенно в управлении конструкторским бюро. Мне нужна помощь, особенно на начальном этапе. Надеюсь, со временем наберусь опыта и буду принимать активное участие в процессе управления.

– Александр Владимирович, я понимаю ситуацию, постараюсь быть полезным в работе. Я имею реальное инженерное образование, которого хватило для понимания, что двигатель с такими параметрами нужен нашей стране. Если я займу должность Вашего заместителя, сделаю все возможное, что бы он получился. Вопросам безопасности и секретности я уделю особое внимание.

– Хорошо. Ваша заинтересованность меня вполне устраивает. Предупреждаю, не старайтесь делать преждевременных выводов, пока не увидите конкретные результаты работы конструкторского бюро. Пойдемте к Начальнику управления, сообщим о моем согласии, по Вашему назначению, на должность заместителя.

– Здравствуйте Яков Иванович. Мы, с Кириллом Алексеевичем хотим выяснить, о принципах формирования штатного расписания.

– Здравствуйте Александр Владимирович. Я так понимаю, что Вы согласны с назначением товарища Румянцева на должность Вашего заместителя.

– Мы еще не согласовали с Вами, принцип формирования штатного расписания.

– Вы хотите, чтобы конструкторское бюро дополнительно занималось разработкой нового истребителя?

– Я не против выделения дополнительных ресурсов на создание истребителя. Но разработку проекта я закончу через месяц, не раньше.

– Он будет таким же подробным и обоснованным, как проект авиадвигателя?

– Разумеется.

– Не могли бы Вы озвучить предполагаемые характеристики вашего истребителя.

– Могу, но не буду. Они слишком сильно отличаются, от характеристик, существующих и проектируемых истребителей. Через месяц, я представлю полный комплект документации по проекту, где теоретически обосную все заявленные характеристики нового истребителя.

– Принято решение разрешить Вам самостоятельно разработать штатное расписание конструкторского бюро. После его согласования и утверждения, можете начинать набор сотрудников. Если нужно дополнительное финансирование для завершения проекта истребителя, сообщите нам.

– Пока не нужно, просто сообщите приблизительную сумму общего финансирования разработки нового истребителя. Мы включим ее в перспективное планирование.

– Вы так уверены, что Ваша разработка получит поддержку?

– Я уверен только в том, что делаю я сам. В перспективном планировании финансирование нового истребителя будет рассматриваться всего лишь, как один из вариантов развития деятельности конструкторского бюро.

– Александр Владимирович, Кирилл Алексеевич начинайте обустраиваться и сообщите, как с вами связываться. Ждем предложения по штатному расписанию. До встречи товарищи.