Вы здесь

Начальные люди Томской губернии. Исторические портреты 1804-1917. *** (А. И. Кобелев, 2014)

ФРОЛОВ Петр Козьмич

– начальник Колывано-Воскресенских заводов (январь 1817 года – апрель 1830 года) и

томский гражданский губернатор (июнь 1822 года – апрель 1830 года), обер-берггауптман IV класса и кавалер.

История горнозаводского дела в Сибири знает десятки славных имен начальников, горных инженеров, изобретателей и новаторов, но среди них особое место занимает Петр Козьмич Фролов. О нем много писали в прежние времена, пишут и сейчас. Его деятельность и новаторство анализируются разными по профессии людьми, с разных точек зрения, но каждый находит значительные заслуги в истории Сибири. И не удивительно – он был самородком крупной величины. Чтоб стал губернатором, генералом, а потом и обитать в высших эшелонах власти государства, внуку крепостного надо было обладать необычайно ярким, блестящим умом и талантом. Его имя окружено многими легендами.

Петр родился на Алтае, точнее – в Змеиногорской крепости. Родина его родителя Козьмы Дмитриевича – Урал. Там он учился в Екатеринбургской горнозаводской школе, строил конные водоподъемники. Изобрел самую производительную золотопромывальную машину. В конце 1762 года переведен на Змеиногорский рудник для строительства рудообогатительной фабрики, проявил себя выдающимся изобретателем-гидротехником. Он создал грандиозный гидросиловой каскад подземных сооружений, позволивший механизировать откачку воды, подъем грузов из рудников и другие трудоемкие процессы. Его сооружения не имели себе равных ни в России, ни за рубежом. В 1769 году Козьма Дмитриевич изобрел первую пожарную машину, схематический чертеж которой долгое время экспонировался в советские годы на Выставке достижений народного хозяйства Алтайского края. Специалисты полагали, что это было первое в мире подобное изобретение. С 1781 года он управлял Змеиногорским рудником, а через девять лет был определен начальником конторы всех Колывано-Воскресенских заводов и рудников.

В декабре 1784 года Козьма Дмитриевич был направлен в столицу империи для сопровождения каравана с серебром, а с собою он взял двух сыновей – Петра и Павла. Петру вот-вот должно было исполниться девять лет – он родился 16 января 1775 года. Оба сына тогда поступили в Горное училище, преобразованное позже в Горный кадетский корпус, затем в институт.

Училище Петр Фролов окончил в 1793 году и вернулся на Алтай горным офицером. Служил на Змеиногорском руднике, заведовал Гольцовским, Семеновским, Лазурьевским и № 8 рудниками. В 1797 году переведен на Сузунский завод, там состоял «при заводской части у усмотрении надворных работ, также у приема привозимых руд и угля». Через год отряжен в Нерчинские заводы и занимался отправкой свинца для нужд Алтайских заводов. Вернулся в 1801 году, когда отца уже не было в живых. Он умер в 1800 году и был похоронен на Нагорном кладбище города Барнаула.

Сын на надгробном памятнике отцу выбил замечательную эпитафию: «Здесь погребен берггауптман и кавалер Козьма Дмитриевич Фролов, родившийся 29 июня 1728 года и скончавшийся 9 марта 1800 года». «Не вечно все! Прохожий сам тому свидетель. Нетленны лишь одни заслуги, добродетель. В знак сыновнего почтения соорудил сей памятник бергмейстер Фролов 1800 года».

Фролов-младший в заслугах и добродетели, пожалуй, превзошел своего отца.

Вернувшись из поездки в Забайкалье, Петр Фролов ведал Главной чертежной и именно в то время он создал надежные, грузоподъемные речные суда, изменил на большом отрезке фарватер реки Иртыш и открыл там навигацию. Вынашивал проект постройки комбинированных рельсовых и водных путей из Змеиногорского края в Барнаул, но средств на их строительство не нашлось. И все же в 1809 году ему удалось построить по собственному проекту чугунно-рельсовую дорогу на конной тяге между Змеиногорским рудником и местным сереброплавильным заводом длиною 1,8 километра – первую в России. Она действовала почти 90 лет, значительно облегчая труд казенных рабочих.

В сентябре 1811 года Петр Козьмич был перемещен в Департамент горных и соляных дел, определен начальником чертежной (в современном понимании – конструкторское бюро). Выезжал в устье реки Камы «для обозрения места, назначенного под постройку запасных соляных магазинов», исследовал пути перевозки соли с «Елтонского» озера к реке Волге (стоял выбор устройства судоходного канала или «устроения чугунной дороги»), на Старорусские солеваренные заводы. «Все сии поручения, требовавшие отличных познаний, выполнил с таким успехом и совершенством, коих только ожидать можно от чиновника отлично усердного и сведущего».

Когда встал вопрос о замене начальника Колывано-Воскресенских заводов И.И. Эллерса, то Александр I остановился на Петре Фролове. 26 января 1817 года Высочайшее повеление было подписано, в тот же день он был произведен в обер-берггауптманы V класса (горный чин между полковником и генерал-майором). Петру Козьмичу предстояло не только восстановить «склоняющиеся к разстройству и замешательству» заводы, но и приумножить былое.

23 июня 1822 года в рамках административной реформы в Сибири Петр Козьмич Фролов был назначен томским гражданским губернатором «с оставлением при прежней должности начальника Колывано-Воскресенских заводов». Начались десятилетия, когда губернией управляли генералы горного ведомства – люди образованные, ответственные, дисциплинированные, умеющие вести хозяйственные дела, но перегруженные обязанностями.

Петр Козьмич – человек деятельный и справедливый, сумел сплотить вокруг себя преданных делу и профессионально подготовленных людей. В годы его правления проведена значительная работа по механизации ряда рудников и заводов, увеличилась выплавка железа, чугуна, свинца, чеканка медной монеты на Сузунском монетном дворе была доведена до 250 тысяч рублей в год. В 1828 году открыта первая золотая россыпь в Алтайских горах. Построены первые в Западной Сибири бумажная фабрика и типография, основаны метеорологическая и магнитная станции, шлифовальная фабрика с рисовальной школой при ней. По его инициативе в Барнауле началось строительство нового каменного госпиталя, училища с сиротским приютом, богадельни с церковью при ней, обелиска в честь 100-летия горного дела на Алтае. Совместно с Ф.В. Геблером в 1823 году основал первый в Сибири краеведческий музей, много сделал для развития библиотеки, придавал значимость озеленению города. В Томске учреждена дирекция народных училищ, открыты уездные училища в Томске, Кузнецке и Каинске. В 1827 году упразднен город Чарыш, окружные учреждения его присоединены к городу Бийску.

По вступлению в должность он повел решительную и непримиримую борьбу с взяточничеством, казнокрадством и служебными злоупотреблениями. Он часто проводил внезапные проверки местных властей, во время его правления к ответственности привлекались чиновники различного ранга, независимо от времени содеянного. Для него срока давности не существовало. Под судом оказались семь земских управителей, председатель Салаирской комиссии военного суда, многие чиновники меньшего уровня. Про него тогда говорили: «Не боюсь ни огня, ни меча, а боюсь Петра Козьмича».

С 11 января 1824 года Фролов десять месяцев выполнял обязанности председателя совета Главного управления Западной Сибири по случаю «отбытия генерал-губернатора в С.-Петербург», «наблюдал по губерниям Томской, Тобольской и области Омской».

В 1828 году уставом «О заводах и промыслах Колыванских» Барнаулу был подтвержден статус горного города. Вскоре после того Петр Козьмич задумал сформировать подразделение горных казаков по аналогии уральских. Там они несли полицейскую службу еще с 1805 года. На Урале он бывал – в 1819 году занимался «ревизией оных заводов, управляя в то же время Колыванскими», и видел казачьи формирования. Направил письмо берг-инспектору А.Т. Булгакову, чтоб выяснить из каких людей формируются казачьи команды, каковы их обязанности, жалование, вооружение, амуниция, каков срок службы… Он все рассчитал и продумал, все подготовил, но горные казаки на Алтае появились уже после него.

Интересы Петра Козьмича были разносторонними. Он много занимался историей, увлекался археологией и этнографией. В 1817 году перед отъездом на Алтай, Петербургская библиотека приобрела у Петра Фролова 208 старинных рукописных книг и свитков, начинающихся с XI века, преимущественно на русском и славянском языках, и 214 названий книг на различных языках, а также карты, планы и предметы материальной культуры азиатских народов. Его современник А.Н. Оленин подчеркивал, что Фролов обладает «отличными сведениями в древней русской библиографии». Он собирал картинную галерею. Занимался градостроительством и добился того, что Барнаул в его времена обрел прямоугольную форму, расширил улицы. Его дом, построенный в 1829 году (в нем сейчас размещается городская администрация), до сих пор украшает центральную улицу города – проспект им. В.И. Ленина.

Петр Козьмич Фролов был женат на штаб-офицерской дочери Марье Ивановне. Ни формулярный список Фролова, составленный 1 сентября 1829 года, ни другие документы не дали ответа о детях супругов. Старший брат его Павел, с которым он уезжал учиться в Петербург, тоже окончил Горное училище, служил на Алтае, на Урале, после смерти отца – вновь в Змеиногорске. В таланте и трудолюбии не уступал Петру, будущее виделось перспективное, но в 34 года его разбил паралич. Он прожил всего лишь 45 лет.

За свой долгий труд в горном ведомстве, «в воздаяние ревностной и усердной службы», «за попечение к улучшению во всех частях Колывано-Воскресенских заводов», «за особенное попечение о пользах казны» Петр Козьмич Фролов много раз поощрялся и награждался императором. Еще в 1801 году «Высочайшим имянным указом» он был награжден «пенсионом по смерть его по 280 рублей в год». Потом получал два перстня – один украшенный бриллиантами, второй – бриллиантами «с вензловым имянем Его Императорского Величества». До отставки с постов губернатора и начальника горных заводов был пожалован орденами Св. Анны I и II степеней, Св. Владимира II, III и IV степеней, в Сибири же удостоен горного чина, соответствующего армейскому генерал-майору.

Петр Козьмич Фролов оставил Колывано-Воскресенский округ весной 1830 года в связи с передачей заводов в аренду Министерству финансов империи. Переехал в столицу, занимал различные должности в правительственном аппарате, был членом Временного совета по управлению вновь учрежденного Министерства государственных имуществ, которым некоторое время руководил непосредственно Николай I, получил чин тайного советника (приравнен к генерал-лейтенанту). Был сенатором, состоял членом различных комиссий.

Скончался Петр Козьмич в Петербурге и был погребен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. Надпись на надгробии указывает, что смертный час его настал 10 декабря 1839 года – он не прожил и 64 лет.

Одна из улиц города Барнаула названа в память Козьмы и Петра Фроловых.