I. ЧАСТЬ. ПОДГОТОВКА ТЯЖЕЛОАТЛЕТА
В связи с тенденцией к омоложению тяжелоатлетического спорта, когда стали возможным занятия с 10 летнего возраста, этапы предварительной и начальной тяжелоатлетической подготовки становятся обязательным условием организации учебно-тренировочного процесса работы с юными спортсменами.
Практика показывает, что сила спортсмена не ограничивается физиологией мышечного сокращения, не менее важна и сила духа. Поэтому в подготовке юного спортсмена наряду с практической тренировкой предусматривается и теоретическая подготовка.
1.1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Тяжелоатлету на теоретическую подготовку на этапе предварительной и начальной тяжелоатлетической подготовки отводится 60-80 часов.
1.1.1. Ведущие специалисты, спортсмены и их труды по тяжелой атлетике конца XIX и начала XX века
Выдающиеся достижения отечественных тяжелоатлетов не могли произойти без огромной творческой и исследовательской работы сотен специалистов-тренеров, ученых и энтузиастов.
Первые методически хорошо обоснованные труды по тяжелой атлетике появились в конце XIX века.
В своей книге "Тяжелая атлетика" И.В. Лебедев пишет: "Если доктор В.Ф. Краевский – был "отцом русской атлетики", то граф Г. И. Рибопьер был ее "кормильцем".
Родился в Варшаве в 1841 году. Окончил медицинский факультет в Варшавском и Берлинском университетах. Переезжает в Петербург, где работает врачом.
В период 1896–1899 гг. В.Ф. Краевский пишет две работы "Катехизис здоровья. Правила для занимающихся спортом" и "Развитие физической силы без гирь и при помощи гирь". Первая сохранилась в виде рукописи, вторая издана в 1900 г. и трижды переиздавалась после смерти автора в 1902, 1909, 1916 гг.
В 1897 году опубликовал в Петербурге статью «О влиянии тяжестей на человеческий организм». В ней раскрывалась, разработанная им для своих учеников, методика развития силы. Она не устарела и по сей день.
В.Ф. Краевский был первым человеком, который назвал поднимание тяжестей «тяжелой атлетикой». Он это аргументировал: «Физические упражнения с тяжестями составляют одну из самых трудных и важных отраслей спорта, так как они больше остальных развивают мышцы всего тела. Это объясняется степенью большого мышечного напряжения, всегда пропорционального весу тяжести, с которой упражняемся. Вес тяжести подчас бывает очень значителен. По этим двум причинам поднимание тяжестей – в буквальном и в переносном смысле слова – составляет «тяжелую атлетику».
Много полезного и доброго на благо своей родины, русского спорта мог сделать этот человек. Но … трагическая случайность оборвала его жизнь. В октябре 1990г В.Ф. Краевский, переходя Аничков мост, упал, сломал ногу и, переболев осень и зиму, 1 марта 1901 г. скончался от апоплексического удара.
Его ученик – Г. Гаккеншмидт в своей книге "Путь к силе и здоровью" посвящает своему учителю специальную главу, где характеризует его как благородного человека, выдающегося врача и педагога.
Родился в Царском Селе в 1854 году. Детские годы прошли в Италии. С двенадцати лет начал заниматься в Флорентийском Гимнастическом Обществе, а с четырнадцати лет увлекся цирком и продолжал тренировки в цирке "Гелием". Вскоре, вместе с другими молодыми энтузиастами цирка, организует собственный любительский цирк и выступает на манеже. Он освоил многие цирковые жанры: был партерным гимнастом, воздушным гимнастом, наездником, акробатом-прыгуном. На трамплине освоил двойное сальто. В цирке выступал зимой, а летом уходил с отцом в горы.
В 1870 году вместе с родителями он вернулся в Россию и начал учёбу в частном пансионе Соколова, попутно снискав известность одного из лучших конькобежцев Петербурга. В 1873-м Рибопьер поступил рядовым на правах вольноопределяющегося в Кавалергардский полк, а затем в лейб-гвардии Гусарский Его Величества полк. В чине поручика он принимал участие в Русско-турецкой войне 1877 – 1878 годов и проявил многочисленные «примеры дерзкой храбрости». Так, однажды, когда под графим ранили лошадь, турки хотели взять живым. Чтобы избежать плена, граф поднес к губам перстень с ядом, но в это время один из подбежавших сзади турок ударил его. Получить удар и не отдать его невозможно, – заговорила душа спортсмена и вместо самоубийства, граф ответил противнику ударом нагайки. Началась схватка, и в эту минуту лошадь поднялась на ноги, граф вскочил в седло и ускакал.
Во время падения с лошади граф получил серьезную травму и вернувшись в Петербург, уже не смог заниматься гимнастикой, но бросить спорт вообще не мог.
Собираясь воплотить в жизнь свою мечту об открытии атлетического обществ, узнает о существовании в Петрограде Кружка доктора Краевского.
Он знакомится с Краевским и его знаменитым кабинетом и временно отказывается от мысли основать задуманное им общество, не желая огорчать этим доброго «старика».
Граф стал посещать кружок Краевского и показывал хорошие результаты. Так, например, он брал с пола на ладони двухпудовую гирю, вытягивал перед собой руку и фиксировал горизонтальное положение руки с гирей. И так три раза подряд. Сдружись со всеми членам Кружка, он принимал деятельное участие во всех спортивных мероприятиях.
В 1896 году открылось Петроградское Атлетическое Общество, президентом которого был избран граф Георгий Иванович Рибопьер.
Граф Рибопьер устраивал ежегодные всероссийские чемпионаты.
Первый чемпионат открылся в 1897 году. На свои деньги он приглашал знаменитых профессиональных атлетов. Граф лично во многом помог Гаккеншмидту, Поддубному, Пытлясинскому и ряду других атлетов.
Аристократические связи Г.И. Рибопьера и его тесное знакомство с европейской системой физического воспитания предопределили его деятельное участие в международном олимпийском движении. Основатель современных олимпиад барон Пьер де Кубертен в 1900 году сделал русскому графу предложение войти в состав МОК. Рибопьер сменил в олимпийском комитете генерала Алексея Бутовского, первого русского энтузиаста Олимпиад.
Георгий Иванович состоял в МОК 13 лет, и именно он на свои средства организовал первую в истории поездку российских спортсменов на игры. В 1908 году в Лондоне борцы Николай Орлов и Александр Петров получили серебряные медали.
Когда в 1912-м на следующую Олимпиаду в Стокгольм отправилось уже более 200 российских спортсменов, официальное покровительство олимпийцам уже оказывали высшие власти империи. К тому времени при участии Г.И.Рибопьера было организовано более десяти всероссийских союзов по различным видам спорта, причём в большинстве из них он был или председателем, или почётным членом.
Все 13 лет своего членства в МОК Георгий Иванович активно переписывался с Кубертеном, пытаясь включить борьбу и тяжёлую атлетику в список постоянных олимпийских дисциплин. Он обсуждал с бароном проблемы необъективного судейства и протестовал против политического решения олимпийского комитета разрешить Финляндии, бывшей тогда частью Российской империи, выступать на олимпиадах самостоятельной командой. Ушёл Рибопьер из МОК как подобает аристократу: в 1913 году он попросил у Кубертена отставку, сославшись на собственное желание заняться горячо любимым коневодством.
Отойдя от спортивных дел в 1913-м, граф уединённо прожил ещё три года. Его смерть стала для его знакомых полнейшей неожиданностью. По словам Бутовича, «граф сильно простудился и к вечеру того же дня слёг в кровать. Его домашний доктор, человек ограниченный и даже тупой, не пригласил никого из знаменитых профессоров и лечил графа лёгкими домашними средствами. К концу второго дня Рибопьер стал задыхаться, сердце почти перестало биться, и растерявшийся доктор сам помчался за профессором Поповым. Тот приехал, поглядел на графа, а затем, уйдя в кабинет, сказал, что лечение бесполезно, время упущено и больному осталось жить несколько часов. Под утро граф Георгий Иванович Рибопьер тихо скончался, оплакиваемый женой и единственной дочерью…».
В современном Олимпийском комитете России решается вопрос об установке достойного надгробия на его могиле. Во Франции живёт его внучка Тамара Арчиловна Вачнадзе. После десятилетий незаслуженного забвения имя этого яркого человека возвращается к нам.
В кружке Лебедев проявлял незаурядные педагогические и организаторские способности, стал помощником Краевского.
Кружок в ту пору посещали многие тогдашние выдающиеся атлеты: Г.Гаккеншмидт, С.Елисеев, Г.Лурих, Г.Мейер. Тренируясь с ними, Лебедев изучал их данные, метод работы, образ жизни. Все это пригодилось ему в дальнейшей педагогической работе.
Во время учебы на юридическом факультете Петербургского университета (1901-1905 гг.) он организовал спортивные курсы, затем открыл школу физического развития, в программу которой входили атлетика, борьба, бокс и фехтование. В школу принимались все желающие, независимо от сословия и физического развития.
Некоторые ученики Лебедева в дальнейшем открывали свои атлетические кабинеты. В этот период Лебедев увлекся и театром, стал драматическим актером.
Летом 1905 года Петербург украсили броские цветные афиши: "25 июня 1905 года в саду 'Фарс' член атлетического кружка студент Лебедев организовывает международный чемпионат французской борьбы на звание чемпиона мира. Победители получают большие и малые золотые и серебряные медали…" Этот турнир произвел фурор среди публики.В 1912 году в Петербурге неугомонный Лебедев стал издавать двухнедельный иллюстрированный спортивный журнал "Геркулес", девиз которого был: "Каждый человек может и должен быть сильным".
Из подсчетов, проведенных в 1912 году, выяснилось, что за пятнадцать лет у Лебедева перебывало. десять тысяч учеников! Из одних ему удалось сделать подлинных атлетов, другим он только помог нарастить мускулатуру. Но частицу своей души он вложил в каждого. В последние годы "дядя Ваня" Лебедев жил за Уралом, в Свердловске. До преклонных лет работал – тренером, читал лекции по физическому развитию. Умер Иван Владимирович в 1950 году.
Лебедеву принадлежит и несколько книг по атлетизму: система физического развития "Сила и здоровье" (1912 г.), "Тяжелая атлетика" (1916 г.), сборник рассказов "Гладиаторы наших дней" (1915 г.), "Французская борьба" (1925 г.), издал одно из первых в России учебных пособий по гиревому спорту «Руководство, как развивать свою силу, упражняясь тяжелыми гирями», "История профессиональной борьбы" (1928 г.), в 1930 г. опубликовал книгу «Гантельная гимнастика».
Невероятно одаренный от природы, Гаккеншмидт выделялся среди своих соратников потрясающим воображение телосложением, феноменальными силовыми рекордами и мастерским владением приемами французской борьбы. Однако это не все: как это ни удивительно, Георг Гаккеншмидт был довольно известным…философом.
Вот как вспоминает о первом появлении Гаккеншмидта в Петербурге И. Лебедев: " В один из зимних вечеров 1898 года занималось нас несколько человек: братья Прохоровы, Цехановский, Гвидо Мейер, я и др. в атлетическом кабинете Краевского.
Вдруг отворяется дверь из гостиной и "старик-доктор"вводит за руку какого-то широкоплечего юношу в сером потрепанном пиджаке со словами: "Господа, рекомендую: Гаккеншмидт из Юрьева, так сказать, Звезда Эстляндии!" Надо признаться, что встретили мы гостя не особенно дружелюбно: уж очень ревниво тогда относились к иногородним атлетам. К тому же, мы слышали, что Гаккеншмидт выжимает одной рукой 6 пудов, а в других движениях слаб. Когда он стал раздеваться, мы втайне рассчитывали, что вот-вот "всыпем" юрьевскому атлету. Но только Гаккеншмидт снял пиджак и рубашку, мы так и ахнули: такой мускулатуры ни у одного атлета нам не приходилось видеть! Совершенно без жира, весь рельефный, с бицепсами 44-45 см, с феноменально широкой спиной, покрытой комками мышц "новичок" еще не подходя к штанге одной своей фигурой побил нас всех в пух и прах. Он начал выжимание одной рукой с 200 фунтов ( 1 фунт составлял примерно 400 граммов) – штанги пошли вверх как легкие тросточки…220, 240 и 260 -то же самое! Это был всероссийский рекорд! Трудно описать, что творилось в кружке: Гаккеншмидту кричали "браво", "ура", его качали и т.д. Мы уже не завидовали, прямо осознав, что "новичок" головой выше нас всех. В один из следующих дней Гаккеншмидт выжал одной рукой 282 фунта, побив на 2 фунта рекорд Е.Сандова, считавшийся тогда всемирным…"
Оставив большой спорт, Г. Гаккеншмидт не на шутку увлекся философией и одна из газет того времени задавалась вопросом: "Не затмит ли Гаккеншмидт- философ славу Гаккеншмидта-атлета. Еще в 1908 году вышла первая работа Гаккеншмидта "Как жить", а в 1909 году увидела свет книга "Полное учение о борьбе" (в немецком варианте – "Путь к силе"), позднее изданная на русском языке. В 1911 году опубликовал книгу «Путь к силе и здовью».
В 1929 году в английской печати появляется сенсационное сообщение о том, что Гаккеншмидт бросает вызов знаменитому писаи6елю и драматургу Б. Шоу встретиться на арене… философии. О самом матче ничего не известно, а вот то, что соперники стали добрыми друзьями – да. В середине 30-х годов Гаккеншмидт публикует: "Сознание и характер", "Три вида памяти и забывчивость" и выступает со своими лекциями в университетах Англии, Америки, Германии.
Георг Гаккеншмидт прожил долгую жизнь – девяносто лет, и до самой смерти сохранял как ясность ума, так и физическую бодрость. Известно, что в возрасте 82 лет он мог перепрыгнуть через веревку на высоте спинок стульев. О нем писали: "Его физические способности для мужчины, который перевалил за 80 лет, в известном смысле достойны такого же восхищения, как и его неимоверная сила, развитие и достижения в бытность чемпионом мира среди атлетов."
Конечно, у Александра Засса была огромная природная сила, чем вообще отличались его предки. Однажды он в родном Саранске побывал с отцом в цирке. Мальчику особенно понравился могучий силач, разрывавший цепи, гнущий подковы, который в конце своего выступления, как было принято, обратился к публике, приглашая повторить его трюки.
Отец Александра, Иван Петрович Засс, поднялся со своего места и вышел на арену. Силач протянул отцу подкову.
К удивлению публики, подкова в руках Засса-старшего стала разгибаться. Затем Иван Петрович оторвал от помоста огромную штангу и поднял ее выше колен. Публика аплодировала как сумасшедшая. Цирковой силач был смущен, но подозвал к себе униформиста, который принес серебряный рубль. Артист поднял руку с рублем и произнес: «А вот это тебе за подвиг и на выпивку!». Отец взял рубль, затем пошарил в кармане, вытащил трешку, и вместе с рублем протянул атлету, сказав: «Я не пью! А вот ты возьми, но пей только чай!».
С тех пор его сын жил только цирком. Он убедил отца выписать из Москвы книги по физическому развитию. И вскоре пришла книга знаменитого в то время атлета Евгения Сандова «Сила и как сделаться сильным».
И он начинал заниматься по системе Сандова – своего кумира. Но вскоре почувствовал, что одни упражнения с гантелями не могут развить силу, которая необходима профессиональному силачу. Он обращается за помощью к знаменитым атлетам Петру Крылову и Дмитриеву-Морро, которые не оставили без внимания просьбу юноши, и вскоре Засс получил методические рекомендации от этих атлетов. Крылов рекомендовал упражнения с гирями, а Дмитриев – со штангой.
В 1914 году грянула мировая война. Александра Засса призвали в 180-й Виндавский кавалерийский полк. Однажды произошел случай, поразивший даже тех, кто хорошо знал о необычайной силе Александра. Возвращался как-то он из очередной разведки, и вдруг, уже вблизи от русских позиций, его заметили и открыли огонь. Пуля прострелила ногу лошади. Австрийские солдаты, увидев, что лошадь и всадник упали, не стали преследовать кавалериста и повернули назад. Засс, убедившись, что опасность миновала, не пожелал оставлять раненую лошадь. До его полка оставалось еще полкилометра, но это его не смутило. Взвалив на плечи лошадь, Засс так и принес ее в свой лагерь. Пройдет время, он вспомнит этот эпизод и будет включать в репертуар ношение лошади на плечах.
В одном из боев Засс был тяжело ранен в обе ноги и попал в плен. Австрийский хирург начал было ампутацию, но Засс взмолился не делать этого, поскольку верил в свой могучий организм и лечебную гимнастику, которую разработал для себя. И он выздоровел!
Затем он совершил несколько неудачных побегов, был наказан, но сила его и воля не были сломлены. Он совершил очередной побег, разорвав цепь, соединяющую наручники, и выломав решетку. В дальнейшем вся жизнь его была связана с цирком.
Александр Иванович Засс (Самсон) оставил нам в наследство свою оригинальную систему статических упражнений с цепями, эпиграфом к которой были слова автора: «Мускулы сами по себе не удержат тянущих в разные стороны лошадей, а сухожилия удержат, но их нужно тренировать, их нужно развивать, и способ их укрепления существует».
Он считал, что для развития атлетической силы, необходимой профессиональному силачу, поднимать пуды железа вовсе недостаточно. Нужно добавить и нечто другое. Если, например, попытаться согнуть толстый металлический прут или порвать цепь, то эти попытки при многократных повторениях окажутся очень эффективными для развития крепости сухожилий и силы мышц.
Продолжительность изометрических упражнений зависит от степени мышечного напряжения и тренированности. Максимальное мышечное усилие должно длиться 2-3 секунды. По мере тренированности его можно доводить до 6-8 секунд. Каждое упражнение следует повторять 2-5 раз.
Тренировка не должна превышать 15 минут.
Среди разработок А.Засса можно выделить:
1. Дыхание. Засс подобно йогам и бойцам восточных школ уделял огромное внимание постановке дыхания и даже выработал собственный комплекс дыхательных упражнений. Не случайно англичане, очень щепетильные и измеряющие все до миллиметра отметили, что экскурсия грудной клетки (разница окружности в состоянии вдоха и выдоха) равна 23 сантиметрам. Владение собственным дыханием позволяло ему выполнять трюки, которые мастерам восточных единоборств даже не снились. Например, во время выступлений в Англии он предлагал 25 фунтов стерлингов (огромные деньги) любому желающему, кто ударом кулака в живот сумеет сдвинуть его с места. В дальнейшем Засс даже усовершенствовал трюк – предлагал бить желающим уже ногой.
2. Изометрические упражнения. Засс одним из первых ввел в силовой тренинг, так называемые изометрические упражнения, при которых сила прикладывается либо к неподвижному, либо почти к неподвижному предмету. В построении силы он первостепенным он считал развитие сухожилий, при помощи которых мышцы прикрепляются к костям: «Я не верю в большие мускулы, если рядом с ними нет настоящей большой силы сухожилий. Можно видеть энтузиастов физической культуры, обладающих довольно большими мускулами. Но какой от них прок, если отсутствует мощная основа – развитые сухожилия». К примеру, бицепс у самого Засса по меркам нынешних культуристов и штангистов был весьма скромным – всего 41 сантиметр.
3. Комплексный подход. Развивая силу, Засс вместе с тем, гораздо больше, чем его современники и нынешние спортсмены работал головой. За годы тренировок он великолепно изучил строение человеческого организма, биомеханику и физиологию, что позволило ему выработать комплексный подход, обеспечивающий максимальные результаты. Сочетание дыхательных, изометрических и динамических упражнений, режим питания, сна и отдыха позволяют организму восстанавливаться в короткие сроки. Благодаря этому Засс тренировался с полной отдачей, загружая все группы мышц, минимум два раза в день, что до сих пор поражает спортсменов, поскольку считается, что человеку для полного восстановления необходимо от 24 до 48 часов.
За свою жизнь Александр Засс опубликовал несколько работ по развитию человеческого организма и изобрёл кистевой динамометр.
В юности Сандова поразили ловкие и мускулистые тела цирковых гимнастов, что частенько проезжали через его родной город. К негодованию родных, видевших в мальчике будущего юриста, Сандов однажды ушел из дома с цирком, гастролировавшим в Кенигсберге. Он стал акробатом, исполнителем треков. В Брюсселе цирк внезапно обанкротился и Сандов оказался на улице. Но ему повезло: его выступление увидел профессиональный силач и один из первых пропагандистов физической культуры Луис Аттила.
Он разглядел в Евгении великого, перспективного атлета и взял молодого человека к себе» продолжив его силовую подготовку и обучая основам шоу-безнеса. Два силача разъезжали из города в город, демонстрируя троки и зарабатывая на жизнь выступлениями в мюзик-холлах. В 1888 г. их пути разошлись. Луис осел в Лондоне, а его молодой протеже метался по Европе. Но связь поддерживали в письмах. В одном из писем Аттила просил Сандова приехать в Лондон. В то время в Англии выступали два атлета-профессионала, Сэмпсон и Циклоп, не особенно сильные, но с эффектной программой. Лидер этой пары постоянно «заводил» публику, обещая 500 фунтов стерлингов каждому, кто повторит любой из их треков. И Аттила решил наказать их за браваду. На одном из представлений молодой атлет выпрыгнул на сцену на вызов Сэмпсона и превзошел этого атлета в одном из его троков. Это и стало началом его головокружительной карьеры.
Юджин продемонстрировал, что можно быть сильным, оставаясь поджарым и имея великолепные пропорции. Англичане были очарованы привлекательным молодым немцем, что определило его особый успех, особенно у женской половины зрителей.
За четыре года выступлений на Британских островах Сандов выработал свой собственный стиль, многое в котором напоминало современное культуристическое позирование – демонстрацию качества развития мускулатуры.
В 1893 году Сандов попытал счастья за океаном. Но первоначально он встретил довольно вялый приём у американского зрителя. Однажды в театр пришел молодой человек по имени Флоренц Зигфельд. Сандов произвел на него неизгладимое впечатление. Решено било вместе отправиться в Чикаго, где открывалась Всемирная выставка. Зигфельд решил, что именно там Сандов должен выступать в одном из временных театров «трокадеро».
Публика привыкла здесь к полным и неуклюжим силачам: выполнявшим простенькие трюки и сомнительные силовые номера. Когда же на сцену вышел Сандов, зрители вместо груды мяса, задрапированного в метры леопардовой кожи, увидели отлично сложенного мускулистого атлета в скромном костюме. Сандов имел ошеломляющий успех, а Зигфельд – денеги. Сандов и его импресарио основали передвижной атлетический театр "Трокадеро Водевиль", с которым объездили весь континент. И все же карьера артиста не очень устраивала Сандова. Ему хотелось большой настоящей работы. Идея такой работы давно зрела в голове атлета, но для реализации её пришлось вернуться в Лондон. Здесь он открывает институт физической культуры, где знакомит желающих с секретами приобретения силы и строительства тела. Залы института сразу стали популярными и изменили воззрения широких масс на здоровье и способы его получения- тренировку. Сандов открыл школы во многих городах всего Английского королевства. Он заложил фундамент «империи» здоровья, показал людям, чего можно достичь при регулярных занятиях. Начался настоящий бум культуризма.
В 1897 году Сандов выпустил книгу "Сила и как её добиться". А год спустя вышел первый номер спортивного журнала. Это издание дало толчок появлению множества других подобных журналов, в том числе и в России.
А в 1904 году появилась ещё одна книга, давши название новому виду спорта – "Бодибилдинг или мужчина в развитии". Все издания Сандова пользовались бешеным успехом. Их читали целые поколения атлетов и тех, кто желал исправить собственное сложение и укрепить здоровье. Со временем Сандова больше стала интересовать профилактическая сторона физической культуры. Казалось, у него есть идеи по любому спектру здоровья и тренировки. Он был одним из первых пропагандистов обязательного физического воспитания в общественных шкалах, ибо, понимая, что слабый или больной ребенок просто не может как следует учиться. Он усовершенствовал упражнения для беременных женщин. Сандов настаивал также на том, чтобы работодатели отводили время для ежедневных упражнений своих подчиненных. Сандов упорно работал и над совершенствованием оборудования для тренировок.
Огромным успехом пользовались у покупателей пристанные аппараты с рукоятками и резиновыми лентами – прообраз современных эспандерных устройств. Состоящие из двух половинок с пружинами гантелями – тоже его изобретение. Сандов заложил и основы современного бизнеса в области здоровья.
Так еще в 1899 году он рассылал по почте курсы упражнений для физического развития. В 1911 году ему било поручено разработать специальные инструкции пофизическойкультуре для короля Англии. И в том же году король Англии Георг V присвоил ему звание профессора физического развития.
Систематическими, а главное продуманными занятиями с тяжестями Сандов сумел достичь физического совершенства. Наряду с рекордными достижениями он стал обладателем античной фигуры, которая до сих пор служит образцом красоты и гармонии.
Вершиной славы Сандов в служении физической культуры стал 1901 год, когда он организовал большое соревнование культуристов в Лондонском королевском «Альберт-холле». Интерес к ним был столь велик, что многие довольствовались стоячими местами в проходах, а тысячи других вовсе не сумели войти в зал. Выступало 156 атлетов из 52-х графств. Судейство соревнований осуществлялось тремя знаменитыми людьми той эпохи: сером Чарзлом Лоузом – выдающимся скульптором, известным писателем Артуром Конан-Долем и самим Евгением Сандовым. Победителю – Вильяму Миррею, была вручена золотая статуэтка Е. Сандова, за 2-3 места статуэтки из серебра и бронзы.
Сандов погиб в автомобильной катастрофе в 1925 году. По прихоти судьбы могила его осталась неизвестной. Однако наследие, которое оставил Евгений Сандов, не суждено было кануть в забвение. Не случайно.
Крылов родился в Москве в 1871 году в семье служащего. Отец его был большим поклонником спорта. В детской висели кольца, на которых Федот Крылов выполнял довольно сложные упражнения. Маленький Петр старался во всем подражать отцу, а тот всячески поощрял увлечение сына спортом. Как и все его сверстники, Петр любил играть в подвижные игры, лазал по деревьям, запускал змея, боролся, с упоением читал Фенимора Купера, Майна Рида, Жюля Верна. Мечтал стать путешественником. Учась в гимназии, все вечера проводил в цирке, где с восторгом следил за выступлением силачей и борцов.
Петр попадает в Петербург, где заканчивает мореходное училище, и потом в качестве штурмана совершает путешествие в Индию, Китай, Японию, Англию. Все это время он упорно тренировался с гирями, которые возил с собой. Во всех портах, куда заходил корабль, Крылов посещал атлетические клубы, где боролся с местными борцами. Часто на палубе устраивал представления: жал двойники (двухпудовые гири), разводил их в стороны, жонглировал ими, крестился двухпудовкой. После трехлетнего плавания он едет в Москву за новым назначением. Но любовь к цирку взяла верх, и Крылов решает стать профессиональным атлетом. Первое время тренируется в атлетическом кабинете Сергея Ивановича Дмитриева–Морро.
Вскоре и Крылов соорудил спортзал у себя в подвале. Купил штангу, гири и продолжал тренировки уже самостоятельно. Почувствовав себя подготовленным, Петр отправился устраиваться на работу. Вот как он писал об этом периоде: Колебался я недолго, и 25 апреля 1895 года уже стоял в балагане Лихачева на Девичьем поле и показывал директору мои бицепсы объемом в 41 сантиметр. Пощупал меня со всех сторон Лихачев и произнес, почесывая в затылке: 65 целковых в месяц, мусью, и чтобы ежеден несколько раз работать. Пожал я руку этому моему Барнуму в сером пиджаке, лакированных сапогах и красном галстуке бабочкой, – и наше соглашение состоялось. Поехали мы с ним в провинцию – по мелким ярмаркам и по садам.
Вскоре имя Крылова становится известным, и его начинают приглашать многие владельцы балаганов. Два года проработал в балаганах Петр Крылов. За это время он освоил много трюков, которые пользовались большой популярностью у зрителей: рвал цепи, из полосового железа завязывал галстуки и браслеты, поднимал лошадь со всадником, стоявших на платформе, выжимал штангу, в полых шарах которой помещалось по человеку, ломал подковы, гнул монеты, делал растяжку с четырьмя лошадьми.
Особенно хорошо Крылов управлялся с гирями, ни один атлет того времени не мог сравниться с ним в демонстрации трюков с этим классическим спортивным инвентарем русских силачей.
Тренировался по собственной системе.
В журнале Геркулес за 1914 год опубликована статья Крылова с описанием его тренировок:
П. Крылов обладал редкой по рельефу и объему мускулатурой.
Он установил несколько мировых рекордов по тяжелой атлетике. Личные рекорды Петра Крылова: жим левой рукой – 114,6 кг, жим левой рукой двухпудовой гири в солдатской стойке – 86 раз, стоя на борцовском мосту, выжимал двумя руками восьмипудовую штангу, разводил прямые руки в стороны, держа в каждой гирю весом в 41 кг.
Последние выступления его были в возрасте 60 лет.
Природа не наделила Юри (так его звали земляки) богатырским телосложением, но сила воли у юноши была исключительная. Стать сильным он решил, учась в реальном училище. Упорно занимается с гирями и добивается хороших результатов.
Пятнадцатилетний Лурих спорил, что взяв в каждую руку по двухфунтовой гантели, поднимая их синхронно, выжмет без остановок не менее 3000 раз. Раскраснелся паренек, волосы потемнели от пота, зато и выжал гантели 4000 раз! По окончании реального училища Лурих выбирает профессию атлета и борца, для того времени это не было чем–то особенным.
С мыслью стать первым он едет к В.Ф. Краевскому в Петербург. У Краевского занимались многие выдающиеся атлеты того времени: Г. Гаккеншмидт, А.Аберг, В.Пытлясинский и многие другие. Лурих в течение года добивается превосходных результатов. Некоторые достижения Луриха в тяжелоатлетических упражнениях превышали мировые рекорды. Вскоре он становится профессиональным атлетом и борцом. Выигрывает звание чемпиона по французской борьбе, устанавливает несколько мировых рекордов по поднятию тяжестей. 1896 – 1897 гг. принесли ему сначала звание "первый борец России", "Атлет – чемпион России", затем и "Чемпион мира по поднятию тяжестей одной рукой". Рост его за 10 лет со 150 см увеличился до 177см, вес с 50 кг до 90 килограммов.
В 1910 году у Луриха было 20 рекордов. Наиболее любопытен рекорд в "доношении": Лурих поднимал правой рукой штангу весом 105 кг и, удерживая ее вверху, брал с пола гирю в 34 кг и тоже поднимал вверх. Из цирковых трюков наиболее известные – растяжка с двумя верблюдами и удерживание на поднятой вверх руке пяти человек. Во многих странах демонстрировал свое мастерство Георг Лурих и везде пользовался огромной популярностью. В некоторых городах Европы были основаны атлетические клубы имени Луриха.
В 1901 году в Гамбурге, на соревнованиях сильнейших борцов (62 участника) Лурих получил первый приз в 12 000 марок и звание чемпиона мира. В 1902 году в Риге – 1– й приз и звание чемпиона мира. В 1912 году в Гамбурге на международном турнире завоевывает 1–й приз. Осенью 1912 года едет на гастроли в Америку, знакомится с вольноамериканской борьбой и одерживает победы над известными борцами Роджерсом и Збышко–Цыганевичем. В Лондоне в 1904 году был заснят на киноленту показательный матч Луриха с немцем Зигфридом. В 1908 году в Петербурге был заснят матч Луриха с турком Кара Мустафой.
Лурих – один из сильнейших в мире борцов и атлетов подтверждал важность гармонической подготовки своим примером. Он в те времена был классным гимнастом, катался на коньках, любил плавать, занимался бегом, уделял много внимания акробатике, ездил на велосипеде. В своих статьях и лекциях Лурих предстает перед нами не только, как великий спортсмен и пропагандист спорта, но и как большой патриот, вдумчивый мыслитель. Он пишет: "Атлетом способен сделаться любой – еще тогда, когда человек лежит в колыбели, природа вручает ему удостоверение в том, что он может стать таким же сильным, как например, я".
"Подлинный спортсмен – борец является своего рода пионером, способствующим искоренению бытующего у нас глупого предрассудка, будто бы физический труд унизителен для человека, а физическая сила никому не нужна."
"Напрасно иные родители расстраиваются по поводу того, что их сын, занявшись вопреки их запрету спортом, слишком быстро вырастает из своей одежды, которую отец и мать приобрели с таким большим трудом, – ибо должны же мы признать, что одежду можно приобрести новую, а здоровье и силу не купишь ни за какие деньги".
Наверно еще неимоверно много полезного и важного мог сделать этот неординарный атлет, человек и мыслитель для чести и славы Росии. Однако 22 января 1920 года он скоропостижно скончался в Армавире от сыпного тифа… похоронен на кладбище в Вяйке-Маарья, Эстония.
Пусть всегда и везде, для того, кто соприкасается с атлетизмом (да и не только), как память, звучат слова Георга Луриха: "Долг каждого человека – всячески заботиться о том, чтобы не стать бессильным, немощным и слабовольным, следить за тем, чтобы его тело было достойно его духа!"
Шутя, на удивление товарищам по работе, усердно крестились братья двухпудовыми гирями, разводили с ними руки в стороны, лихо и искусно жонглировали. Сергей к тому же очень любил борьбу. И однажды волею случая приобрел более широкую известность.
Ежегодно в окрестностях Уфы проводился национальный праздник сабантуй. На него собирались сильнейшие батыры города, ближних и дальних аулов померяться силой, ловкостью, лихой скачкой на коне. Особой популярностью пользовалась башкирская народная борьба на поясах – курэш.
Несколько лет подряд победителем уфимского сабантуя по курэшу становился Габдрахман Салихов. Он с поразительной легкостью, как бы играя, делал несколько мягких переступающих шагов, примеряясь к очередному сопернику, внезапно, словно железными тисками сдавливал ему ребра и, резко откинувшись назад, молниеносным броском переворачивал в воздухе и бросал на землю. Расправившись с шестым по счету противником, Габдрахман без малейшего признака усталости стоял в кругу зрителей. И столько силы и уверенности было в его фигуре, что он казался непобедимым. Казалось, не будет больше смельчаков, способных решиться на поединок с прославленным батыром, когда, раздвинув тесный круг зрителей, к Габдрахмачу подошел среднего роста юноша и протянул соединенные кушаком руки для обхвата соперника. Снисходительно улыбнувшись намерению очередного претендента, прославленный батыр принял вызов, не сомневаясь в исходе поединка. И тут произошло неожиданное.
Так Сергей Елисеев одержал свою первую большую победу. На другой день к дому Елисеевых привезли трех баранов от Габдрахмана Салихова и его поклонников. Это был великодушный акт признания превосходства Сергея, уважения его как сильнейшего борца.
В апреле 1898 года предстоял чемпионат России в Петербурге. Сергей волей случая получил приглашение на него. Это известие очень обрадовало его. В упорном труде, постоянных, порой изнурительных, на пределе человеческих возможностей, тренировках проходили дни и месяцы до назначенного чемпионата.
Для развития мышц ног он набил на подошвы ботинок свинцовые пластины, в которых набегал не один десяток километров по прилегающим к дому холмам. Выполнял несчетное количество разнообразных упражнений с самодельной штангой, гирями, гантелями. С точки зрения современных методов тренировки, он самостоятельно без научного руководства сумел предугадать ключевые моменты тренировки ведущих атлетовсовременности.Вравнойстепениэтоможноотнестикрежимупитания, быта, личной дисциплинированности примером которой он всегда служил для представителей спортивного мира того времени.
Появление Сергея Елисеева в Петербурге у доктора Краевского не прошло незамеченным. – Господа! Представляю вам новое пополнение в нашу богатырскую. Сергей Иванович Елисеев из Уфы. Прошу любить и жаловать. Первым подошел к Сергею Гаккеншмидт. За ним подошли и остальные атлеты, составлявшие атлетическую элиту России того времени.
На прошедшем в апреле 1898 года в Петербурге чемпионате России по атлетике Сергей Елисеев был в центре внимания знатоков и публики. Стройный, с прекрасно развитой мускулатурой, он являл собой идеал человеческого телосложения. Сергей нервничал, и это, естественно, сказалось на результатах. Ему пришлось довольствоваться вторым местом и большой серебряной медалью. Первенство завоевал Георг Гаккеншмидт. Несколько успокоившись, он выполнил ряд уникальных трюков, за которые получил две золотые медали. Об одном из них, особо выдающемся, писали "Петербургские новости: "Как выдающееся достижение с гирями, Сергей Елисеев показал следующее: он взял гирю в виде шара с ручкой весом 152,5 фунта (62,45 кг), поднял ее правой рукой за головой и на вытянутой руке медленно опустил сбоку, причем подержал некоторое время руку в горизонтальном положении. Рекорд этот считается мировым. Даже из атлетов–профессионалов никто не делал этого более чем с 120 фунтами (49,1 кг)".
В феврале 1899 года Елисеев едет в Милан.
Итальянский город живет напряженным ожиданием небывалого в стране спортивного события. Уже несколько недель красочные афиши извещают: вскоре здесь соберутся самые сильные люди земного шара, чтобы поспорить, кто же достоин звания сильнейшего. Помост установлен на сцене всемирно известного оперного театра "Ла Скала". Интерес к этому событию возрастал по мере того, как в Милан прибывали участники турнира.
Претенденты на титул чемпиона мира и не думали, что этот русский парень может оказаться серьезным конкурентом, поскольку в мировой "табели о рангах" прошлого чемпионата в Вене он не значился. Там фигурировал, конечно, представитель России, но это был знаменитый Георг Гаккеншмидт, или, как его называли, "русский лев". Во время парада участников публика, заполнившая театр до предела, с искренним сочувствием, даже недоумением смотрела на белокурого россиянина, терявшегося среди рослых массивных атлетов.
Молодой российский атлет был самым легким из участников. Совсем немного, если учесть, что весовых категорий тогда не существовало, и, по общепринятому мнению, тем, кто "тянул" меньше 100 килограммов, в атлетике вообще делать было нечего. Но, как известно, победу тяжелоатлетам приносит не собственный вес, а тот, что они поднимают. Уже в первом упражнении – рывке одной рукой – русский силач поднял больше, чем кто–либо. Стало ясно, что русский атлет обладает феноменальной силой и блестящей техникой. Он побеждал именитых соперников одного за другим, превзойдя их как в отдельных упражнениях, так и в сумме поднятого веса. Первый приз – большую золотую медаль – за победу в чемпионате по праву присудили Елисееву. Кроме того, за установление в ходе турнира мирового рекорда в выжимании одной рукой его наградили еще и специальным призом – малой золотой медалью.
В 23 года Сергей Елисеев, простой рабочий парень из далекой захолустной Уфы стал чемпионом и рекордсменом мира. В России известие о блестящем выступлении Елисеева вызвало широкий общественный резонанс. Сам главнонаблюдающий за физическим развитием народонаселения (существовала такая должность в царском кабинете) сочинил на имя царя реляцию о награде жителя города Уфы С. Елисеева за примерное служение царю и Отечеству. Дважды в 1899 и 1900 годах он завоевывал титул чемпиона России, показав поразительные результаты по тому времени. В жиме двумя руками он поднял 145 кг и толкнул 160,2кг. В 1903 году Сергей Елисеев выехал в Париж для участия в чемпионате мира. И вновь он прославил Россию.
Это были последние соревнования на атлетических помостах России и мира, где ему всегда сопутствовали блестящий успех и мировая слава.
В России назревали революционные события 1905 года. Сергей Елисеев был активным революционером, о чем знала царская охранка. Он проходил под кличкой "Атлет". В июне 1905 года он вез листовки. Толпа черносотенцев кинулась к нему, Елисееву пробили голову и пятьдесят дней он находился между жизнью и смертью. Когда он выздоровел был отправлен в тюрьму, а затем сослан в Якутию.
После революции у него была трудная и полная драматизма жизнь, но он никогда не бросал тренировок. 1925 год застал его в сибирском городе Томске. Судьба распорядилась так, что Иван Лебедев свел на борцовском ковре Елисеева с великим и непобедимым Иваном Поддубным. В назначенный день и время сошлись два мировых чемпиона: один по гиревому спорту и атлетике, другой по борьбе.
Трудно сказать, что произошло бы на ковре… когда Иван Максимович приготовился провести один из самых испытанных и результативных приемов, не выдержал у запястья ремень, соединявший руки Елисеева. Запасного ремня не было!
Схватка была объявлена ничейной. Поддубный промолвил: "Крепкий ты, оказывается, орешек, Сергей Елисеев!" На память он подарил ему золотую заколку в виде штанги с драгоценным камнем со словами "есть, оказывается, в России достойный соперник Ивану Поддубному".
Советская наука интересовалась здоровьем спортсмена. За Сергеем Елисеевым в возрасте 56–62 лет велось специальное врачебное наблюдение. Елисеев в этом возрасте являлся практически здоровым человеком. И в эти годы он продолжал заниматься атлетическим спортом с гигиенической целью. Результаты динамического медицинского обследования показывали, что у С. Елисеева, достигшего пожилого возраста, не были выявлены какие–либо признаки неблагоприятного воздействия атлетического спорта, а наоборот, правильный режим и систематическая тренировка в этом виде спорта помогли ему сохранить хорошее здоровье, высокую работоспособность и спортивное долголетие.
Умер Сергей Елисеев в 1939 году. Мы сегодня, исполняясь благодарности, снимаем шапку перед всеми пионерами нашей атлетики. Это они, несмотря на трудности, сумели вызвать у нас здоровый интерес к тренировкам со штангой, гантелями и гирями, к спорту атлетов. Одним из выдающихся представителей этих людей останется навсегда Сергей Елисеев.
Из стен Гродненской гимназии вышло немало талантливых воспитанников, которые впоследствии сыграли заметную роль в науке, литературе, искусстве, здравоохранении и военном деле. Одним из воспитанников Гродненской гимназии был также Яков Авраамович Чеховской, который вошел в историю спорта и атлетизма под именем Якубы. Здесь, в городе над Неманом, он и родился в декабре 1879 года.
Гимназии, где учился юный Чеховской, повезло, гимнастику в ней преподавал поручик Николай Семенович Ерофеев. В прошлом выпускник Виленского юнкерского училища, он проходил службу в одном из пехотных полков, расквартированных в Гродно.
Будучи в старших гимназических классах, Чеховской увлекся цирком. Желая стать такими же, как и его любимцы – цирковые геркулесы, гимназист Чеховской тоже решил развивать в себе силу, присмотрел обыкновенные гири, которыми пользовались рыночные торговцы.
И стал придумывать всевозможные упражнения, желая «накачивать» силу. Каким-то непонятным образом об увлечении своего подопечного узнал поручик Ерофеев. Он одобрил начинания Якубы и заодно дал почитать небольшую книжицу в сером переплете. Ее название было многообещающим – «Упражнение с гирями». Надолго запомнились юноше слова, начертанные на первой странице: «Пусть же наша маленькая книжечка, посвященная гимнастике с гирями, получит широкое распространение и содействует здоровой, свежей и бодрой жизни».
Регулярные занятия с гирями дали возможность юному Чеховскому развить изрядную силу. Слухи о достижениях гимназиста Чеховского разошлись по городу, узнали о них и его родители.
Гимназический курс заканчивался, и он определяется в Гродненский гусарский полк вольноопределяющимся! Для вступления в полк Чеховскому пришлось отправиться в Варшаву. В бывшей царской армии разница между простым солдатом и вольноопределяющимся заключалась лишь в небольших послаблениях для последнего. Да еще в том, что офицеры и младшие чины унтер-офицерского звания величали их на «вы». Но кроме чисто солдатских занятий гусара Чеховского, было нечто такое, что его отличало от бравой кавалерийской братии. Каждую свободную минуту использовал он для спортивных тренировок. На том же плацу, где проходили строевые занятия, Якуба выполнял гимнастические упражнения на турнике, брусьях, кольцах, прыгал через так называемую «кобылу». Но особенно налегал на упражнения с гирями. Он поднимал их, а то и подбрасывал вверх. Это, утверждал он, не только хорошо развивает силу, но и дает возможность чувствовать тяжесть.
У гродненских гусар был свой полковой праздник, который отмечался ежегодно. Припадал он на 11 июля, так называемый Ольгин день. Буквально на первом полковом празднике всех удивил вольноопределяющийся Чеховской. Произошло это после торжественной церемонии, когда начались спортивные соревнования. Чеховскому по его просьбе подвели коня. Он скинул парадный мундир, подлез под брюхо скакуна, взял его себе на плечи и встал. Гул одобрения прокатился по всему плацу. Но силач не торопился поставить живой груз обратно на землю, а медленно прохаживался с ним по площадке. Несколько позже коня взвесили. Вес потянул на целых 400 килограммов. Наблюдавший за всем этим командир полка подозвал к себе Чеховского и дал разрешение ему посещать Варшавский фехтовально-гимнастический зал. Но то, что увидел там Якуба, его сразу же разочаровало. Ему нужны были не гимнастические упражнения и фехтование, а силовая атлетика. Но она пребывала в ту пору в основном в стенах цирков. Именно там выращивали атлетов. Но в цирк, за кулисы, на манеж военным вход был закрыт.
Помог его величество случай. В начале прошлого века владельцем цирка в Варшаве был Александр Чинизелли. Он дорожил высокой репутацией своего заведения, а потому цирковые программы отличались высоким классом. Главной приманкой для зрителя являлась так называемая французская борьба. Это было, конечно же, захватывающее зрелище. О борьбе, например, писали такие знаменитые авторы, как Александр Куприн, Валентин Катаев, Юрий Олеша. А вот в Варшавском цирке аренную борьбу разнообразили еще всевозможными выдумками. Одну из них пропагандировала афиша такого содержания: «Каждый выстоявший пять минут против чемпиона получит приз – 300 злотых».
Нечто подобное прочитал на одной из варшавских улиц Чеховской и загорелся желанием в этом деле поучаствовать. Переодевшись в дешевый костюмчик из лодзинского сукна, он вместе с товарищем отправился в цирк. А тут как раз арбитр, выходя на середину сцены, во весь голос прокричал: «Кто выстоит против нашего чемпиона, получит указанный на афише приз – 300 злотых!» У нас, дескать, без обмана.
Помериться силой с цирковым авторитетом вышел никому не известный молодой человек атлетического телосложения по фамилии Чеховской. Началась схватка, которая продолжалась менее трех минут. Новичок сгреб в охапку профессионала-чемпиона и припечатал на обе лопаткЧит.о тут началось – можно было узнать из утренних варшавских газет. Публика первых рядов и лож на некоторое время превратилась в одну ревущую, беснующуюся от восторга сплошную массу.
Весть о «железном» гродненском гусаре быстро разнеслась по Варшаве. Вскоре о ней узнали и во всей Российской империи. И в первую очередь – в ее цирках.
Вполне естественно, что после такого громкого, неожиданного всплеска известности гусару Чеховскому антрепренеры предложили стать профессиональным борцом. Если лицевая сторона борцовской жизни была яркой и притягательной, то об обратной ее стороне такого сказать нельзя. Она состояла из сплошной цепи скитаний. Из города в город. Из цирка в цирк. Демонстрируя упражнения с гирями и другими тяжестями с «мертвым» и «живым» весом, он приводил публику в восторг.
Впоследствии еще не раз и не два Якуба приводил в восторг публику. О его фантастической силе, номерах ходили легенды. Он удостаивался многих почестей, наград. Чеховскому довелось пожить и в советское время. Он продолжал свои выступления на сценах Москвы и Ленинграда.
Прославленный атлет умер 31 июля 1941 года 61 года от роду.
И.Лебедев писал: «Гвидо Мейеръ, -или как его все называли „Гвидоша", – до появления Гаккеншмидта на Петроградском атлетическом горизонте, был сильнейшим по рекордам из русских любителей. Каким чудом не пошел он в профессионалы, – уж не знаю. Разве только то обстоятельство и удержало Мейера в рядах любителей, что он был вполне обеспеченным человекомъ. А иначе к плеяде тогдашних профессионалов, -колоссов по фигуре, -прибавился бы еще один и оказался бы он не из последних. Большого роста (2 аршина 10 вершков), семипудового веса, „Гвидоша" выглядел, -со своим чисто „профессиональным капулем" на голову, типичным цирковым геркулесом.
В течение 1895, 96 и 97 гг. он, так сказать, „царил в семье Петроградских атлетов. Особенно напирал „Гвидоша" на выжимание двумя руками. Помню, как раз в первый мой приход в Кружок д-ра Краевского он выжал 2 руками 280 фунтов. Это и теперь – большой рекорд», а тогда.
Ого, тогда это считалось колоссальным и о выжимании в России такого веса никто даже не мечтал. Жал после Мейера максимальный вес художник Кравченко, -250 фунтов. была большая разница: Кравченко жал почти в солдатской стойке, а „Гвидоша" гнулся и очень сильно. Когда в 1897 году весною состоялся первый Всероссийский любительский чемпионат», устроенный графом Г. И. Рибопьеромь в его манеже, Мейерь легко взял звание чемпионата, побив на рекордах рижан толстяка Лааса и великолепного темповика Эдельмана. Эта пора была зенитом гиревой славы „Гвидоши". Но наступила осень 1897 года, и появился Гаккеншмидт, который начал бессовестно колотить все наши рекорды в первый же свой приход, он выкрутил одной рукой 270 фунтов, побив рекорд „Гвидоши" на 10 фунтов. Дальше -больше: рекорды Гаккеншмидт пек, точно блины. Затем появился Сергей Елисеев со своей точеной мускулатурой и феноменальными темпами. „Гвидоша", который не отличался ловкостью и к темпам относился с чисто медвежьим презрением, -насел исключительно на выжимание, и в один из дней 2-го Всероссийского чемпионата поставил новый рекорд выжимания – 300 фунтов, за что получил золотую медаль. Как-никак, но на гирях первое место было утрачено „Гвидошей", хотя он с большим успехом участвовал в Венском Юбилейном Атлетическом состязании и получил за выжимание серебряную медаль. Зато скоро Гвидо Мейерь нашел своё настоящее спортивное призвание, занявшись французским боксом под руководством Лустало. Громадный рост, длинные, могучие руки, злость хорошего английского бульдога, сделали „Гвидошу" чудовищным для всех остальных боксеров любителей. Я помню, когда он бился на Каменно-островском Велодроме с англичанином Лиази. Бой шел по английским правилам (без ножных ударов), – на Мази било грустно смотреть: таких ударов надавал ему колосс -противник. Не помню, в течение 4 или 5 лет брал „Гвидоша" звание чемпиона по боксу. Но только никем из любителей побить он не был и ушел не развенчанным чемпионом. Теперь, когда любителя бьются английским боксом и до кнокь-уата, кто-нибудь я все-таки сомневаюсь, чтобы из них выстоял против Мейера: рост, колоссальный для боксера вес, гигантская сила и пудовые кулаки. Надо правду сказать, что окончательно забросить гири Гвидо Мейерь никогда не мог и в конце концов выжал 2-мя руками 325 фунт, на штанге и 150-(-150 бульдогами. Как товарищ „Гвидоша" быль очень хороший и отличался крайне веселым характером, при чем всегда проявлял добродушие большого медведя, но там, где дело не касалось боксерских перчаток. А одев боксерские перчатки, он, как я уже сказал, не уступал темпераментом и английскому бульдогу и от его „нижних" очень многие растягивались во всю длину.
Время летит быстрее всякого аэроплана, когда теперь встречаюсь я с Гвидо Мейером с удивлением замечаю седину в его висках и думаю „что за чёрт! разве так много времени пробежало, с тех пор, как мы ночами, бывало, после тренировки в Кружке провожали друг друга до дому?.. Кстати, было, это занимательно: по чувству спортивного чин-чина-почитания (тогда он был несравненно выше меня рекордами) сначала идем с ним до Поварского переулка, где находился дом его родителей: потом повернемся, и он провожает меня до угла Литейной и Пантелеймонской где я жиль; потом повернемся, и я провожаю его до Поварского; потом он меня; потом я его; так провожаем, бывало, друг дружку раз по 10, пока чуть не засыпаем, стоя на улице.. А что, пожалуй, действительно, много времени прошло с тех пор: 1896 – 1915… Гвидоша, Гвидоша, сколько воды-то утекло! Скольких из нашего Кружка жизнь порасшвыряла во все стороны! А ты мало изменился, – только засеребрилась голова, и стал ты еще грузнее и колоссальнее. Старая марка!»
Тяжелая атлетика становится спортом в истинном значении этого слова, и для достижения результатов мирового класса уже требуется многолетняя, в высшей степени целенаправленная, с максимальной отдачей сил подготовка, начиная с детского возраста. Для организации подготовки требуется научный подход. К сожалению, после Октябрьской революции на долгие годы (до 80-х годов) было запрещено по идеологическим соображениям (считался буржуазным спортом, несовместимым с социалистической идеологией воспитания человека – строителя коммунизма) атлетическое направление тяжёлой атлетики. Тем самым мы сознательно отказались от части нашей истории и приоритета в этой области. Но отдадим должное автору книги «Бодибилдинг» вышла в Лондоне в 1930 г. Е. Сандову. Она стала фундаментом для развития этого вида спорта. Именно в те годы распространение этого вида спорта связывают с именем Джона Гримера, который стал первым выдающимся культуристом Америки и был членом сборной команды тяжелоатлетов на протяжении ряда лет.
Но возвращаясь к ставшей уже классической тяжёлой атлетике, продолжая традиции А.В. Бухаров.
Вопросы:
1. Роль В.Краевского и Рибопьер в истории создания тяжелоатлетического спорта России.
2. Граф Рибопьер, его общественная деятельность.
3. И.Лебедев, атлет, ученый, спортивный организатор.
4. Г.Гаккеншмидт, его система тренировок.
5. А.Засс. Знаменитые трюки и отличительные черты его системы тренировки.
6. Е. Сандов, спортивная карьера. Общая характеристика его системы подготовки.
7. Сильнейшие атлеты конца XIX и начала XX.
1.2. Ведущие специалисты, спортсмены и их вклад в развитие тяжелой атлетике середины и конца XX века
Александр Васильевич Бухаров (1892 – 1952) – российский и советский тяжелоатлет и спортивный организатор. Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный мастер спорта СССР (1934 – первый ЗМС по тяжёлой атлетике). Выступал за Москву за клубы: ОЛЛС (Общество любителей лыжного спорта), «Санитас», «Динамо». 8-кратный чемпион России и СССР (1915 – 1926), многократный рекордсмен России, СССР и мира. Выступал в легчайшем весе: до 60 кг (другое название – «вес пера»), после изменения границ весовых категорий в 1926 году – до 62 кг. Более 30 лет возглавлял отдел тяжёлой атлетики Всесоюзного спорткомитета. В 1939 г. издает пособие «Гиревой спорт».
Александр Божко – Один из сильнейших тяжелоатлетов СССР и мира 30 – 40-х годов. Заслуженный мастер спорта, Заслуженный тренер СССР. Серебряный призер чемпионата Европы 1947 в полусреднем весе (355 кг). Чемпион СССР 1940, 1943 в среднем весе. Двадцать один раз устанавливал рекорды СССР, из которых 5 превышали рекорды мира. Награжден орденами Красной Звезды и «Знак Почета», автор целого ряда методических пособий по гиревому спорту и тяжелой атлетике.
В послевоенные годы большой вклад в развитие теории и методики тяжелоатлетического спорта внесли такие выдающиеся специалисты, как:
Роман Павлович Мороз – заслуженный тренер РСФСР, доцент, автор ряда книг и методических пособий по тяжелой атлетике и атлетической гимнастике – вместе с Г.П. Тэнно стоял у истоков советской школы атлетической гимнастики. Последние годы возглавлял Всесоюзную комиссию по атлетической гимнастике и гиревому спорту и фактически подготовил создание Всесоюзной федерации атлетизма. Автор целого ряда учебных пособий по тяжелой атлетике (1956, 1957 годы).
Участник Великой отечественной войны, награжден орденом Красной Звезды.
Предложил оригинальную систему подсчета тренировочной нагрузки тяжелоатлетов в кг/м, автор методических пособий.
В конце 40-х годов Н.И. Лучкин предложил использовать в качестве критерия для оценки объёма нагрузки в отдельных упражнениях сумму поднятых килограммов.
Леонид Соколов – автор первых научных трудов по технике классических упражнений (1960).
«Он получил всё, что хотел иметь. Он хотел бы избавить себя и от изнурительных спортивных хлопот, жить в своё удовольствие, но освободиться от штанги, которую он по-настоящему так и не полюбил, означало вернуться на круги своя, стать одним из многих, а на это он решиться уже не мог.
Жизнь Ломакина разломилась надвое, словно торпедированный корабль. Он не любил штангу, но она была неразделима с ним, словно тень. Эта любовь-ненависть, когда штанга то одаривала Трофима своими щедротами, то заставляла тяготиться собой, внесла в его жизнь непрекращающийся разлад. Ломакин стал всё чаще выпивать… .» http://www.peoples.ru/sport/heavy_atlete/trofim_lomakin/.
Из Бессарабии перебросили в Румынию, затем в Болгарию, где и закончилась для него война.
В 1946 году вернулся в свой флотский экипаж и начал работать водолазом в одесском порту.
А.Н. Воробьёв пишет: «Многих удивляет, что в тяжёлой атлетике мне удалось кое-чего достичь. Да, действительно, я здорово засиделся на старте. По нынешним временам в 21 год пора заявлять о себе на первенствах страны и мира, а не ходить в новичках. Я же в этом возрасте только впервые увидел настоящую штангу».Со специализацией он запоздал, до флота ни одного тренера не видел в глаза. Но вместо штанги баловался пудовичком как бог на душу положит. Вывод: силовая тренировка – это мост, ведущий в спорт, мост, перекинутый через хилость, физическую неразвитость, неуверенность в себе.
Выступал в полусреднем весе – в категории до 75 килограммов. Боялся, что после предстартовых волнений подъёмы "не пойдут". Этот, выражаясь языком спортсменов, "мандраж" произвёл на него очень сильное впечатление, но он ещё не знал что предстоит пережить в будущем…
Но всё обошлось благополучно: выжал 85 килограммов, вырвал 90, толкнул 115 и с суммой 290 килограммов (на 15 килограммов больше своего лучшего тренировочного результата) стал абсолютным чемпионом Черноморского флота.
В 1950 году впервые стал чемпионом страны и в составе сборной СССР отправился на первенство мира в Париж.
Всё было словно в первый раз и как у малого ребёнка постоянно вертелись на языке слова "зачем?" и "почему?". Американцы почти не разминались. Почему? Перед выходом на помост они мазались каким-то остро пахнувшим составом. Зачем? Основным противником тогда был Стенли Станчик, американец польского происхождения, ровесник Воробьёва. Но, если учитывать стаж занятий спортом, Воробьёв по сравнению с ним, был зелёным новичком. Но дебют оказался успешным и с 420 килограммами, Воробьёв стал серебряным призёром, уступив первенство американцу по собственному весу.
А затем А.Н.Воробьёв «… кое чего достиг..», а именно: двукратный олимпийский чемпион, многократный чемпион Мира, Европы и СССР в полутяжёлой весовой категории, ЗМС, заслуженный тренер СССР, доктор медицинских наук, профессор.
Воробьев – автор многочисленных научных публикаций, более 200 газетных и журнальных материалов, 5-и монографий, 3-х художественных произведений, выпущенных в издательствах "Молодая гвардия" и Свердловском книжном издательстве. Кроме этого, он соавтор 4 учебников для студентов институтов физической культуры. Действительный член Международной академии наук. Почетный гражданин города Люберцы.
Награжден орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны II степени, Дружбы народов, "Знак Почета", медалями "За отвагу", "За заслуги перед Отечеством" и другими.
А.С. Медведев автор ряда книг (от 500 до 600, Систем многолетней тренировки тяжелоатлетов), учебных пособий и монографий.
Алексей Фаламеев и Михаил Лукьянов – авторы первого учебного пособия по тяжелой атлетике для юношей (1959).
Роберт Анцевич Роман, автор пособий:
– в соавторстве с Шакирзяновым М.С. Рывок, толчок. (Изд. 2-е. М., «Физкультура и спорт». 1978. -111 с.). В ней знакомит с осмосами техники классических упражнений со штангой, с техникой рывка и толчка сильнейших атлетов мира (описание дается на основе анализа представленных кинограмм);
– Тренировка тяжелоатлета в двоеборье. (М., «Физкультура и спорт», 1974. -152с). Пособие предназначено для преподавателей, тренеров и спортсменов. В нем отражены современные взгляды на технику и методику тренировки начинающих, спортсменов младших разрядов и квалифицированных атлетов.
– Тренировка тяжелоатлета.( М.: ФиС, 1986. -176с). В книге представлены данные планирования тренировки, полученные в результате многолетних исследований, которые были апробированы в практической работе.
Из наиболее известных изданий:
– Юный тяжелоатлет. (М.: Физкультура и спорт, 1982. – 160 с., ил.). Книга— результат обобщения передового опыта тренировки юных тяжелоатлетов. Автор последовательно раскрывает педагогические и анатомофизиологические аспекты подготовки юных тяжелоатлетов в связи с системой подготовки спортсменов высокого класса.
– Тяжелая атлетика. Учебник для вузов (М. : Советский спорт, 2005. – 600 с.);
– Силовые единоборства. Методика тренировки в культуризме, бодибилдинге, пауэрлифтинге (М.: Советский спорт, 2006).
– Подготовка юного тяжелоатлета. Учебное пособие (М.: Советский спорт, 2006. – 396 с). Рассматриваются вопросы влияния занятий тяжелой атлетикой на возрастное развитие юных спортсменов, развития физических качеств, многолетнего планирования тренировочного процесса, воспитания морально-волевых качеств, отбора и врачебно-педагогического контроля.
Как отмечают многие исследователи, значительных успехов в спорте добиваются лишь те атлеты, которые сочетают в себе высокие физические и морально-волевые качества.
Современный тяжелоатлетический спорт развивается весьма динамично и следующий шаг в его развитии был сделан в 1984 году, когда Международная федерация тяжелой атлетики (ИВФ) разрешила женщинам участвовать в официальных соревнованиях по тяжелой атлетике. В настоящее время мировые и европейские соревнования проводятся для тяжелоатлетов (юношей, юниоров, молодежи, взрослых и ветеранов) различного возраста и пола, это позволяет многим спортсменам сохранять долголетие в этом виде спорта, полнее реализовывать свои возможности.
Вопросы:
1. Ведущие специалисты-тяжелоатлеты довоенных лет.
2. Н. Саксонов и Н. Лучкин, их научное наследие.
3. А. Воробьёв, его роль в становлении теории и методики тяжелоатлетического спорта.
4. А.Медведев, его система многолетней тренировки тяжелоатлетов.
5. Л.Дворкин, значение его работ для юношеского тяжелоатлетического спорта.
Список литературы:
1. Воробьев А.Н. Медико-биологическае основы тяжелоатлетического спорта.: Автореф. Дис. … докт. мед. наук. – Москва, 1970. – 32 с.
2. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт. Очерки по физиологии и спортивной тренировке. 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1977. – 253 с.
3. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития // Тяжелая атлетика: Ежегодник. М.: Физкультура и спорт, 1981. С. 117-131.
4. Воробьев А.Н. Тяжелая атлетика: Учеб. для ИФК. -М.: Физкультура и спорт, 1981. – 240 с.
5. Воробьев А.Н. Тренировка, работоспособность, реабилитация. – М.: Физкультура и спорт, 1989. – 272 с.
6. Дворкин Л.С. Юный тяжелоатлет. М.: Физкультура и спорт, 1982. 160 с.
7. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика и возраст. Свердловск: УГУ, 1989. 200 с.
8. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: Дис. … д-ра пед. наук. М., 1990. 453 с.
9. Дворкин Л.С., Младинов Н.И. Силовая подготовка юных атлетов. Екатеринбург: УГУ, 1992. 80 с.
10. Дворкин Л.С. Научно-педагогические основы системы многолетней подготовки тяжелоатлетов: Автореф. дис. … доктора пед. наук. – М., 1992. – 28 с.
11. Дворкин Л.С. Спортивно-педагогические проблемы занятий тяжелой атлетикой с раннего подросткового возраста // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 12. С. 36-40.
12. Дворкин Л.С. Силовые виды единоборств (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовое троеборье). Краснодар: КГУ, 1997. 365 с.
13. Дворкин Л.С., Воробьев С.В., Хабаров А.А. Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997. № 4. С. 33-40.
14. Дворкин Л.С., Воробьев С.В., Хабаров А.А. Физическая подготовка школьников 4-6-х классов на основе занятий борьбой самбо // Физ. культура: воспитание, образование, тренировка. 1998. № 2. С. 21-27.
15. Дворкин Л.С. Влияние занятий тяжелой атлетикой на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы подростков // Тр. НИИ проблем физ. культуры и спорта КубГАФК. 2000. Т. 3. С. 147-151.
16. Роман Р.А. Пространственная точность движений тяжелоатлетов, ее совершенствование и значение двигательного анализатора: Автореф. дис… канд. пед. наук. – М., 1965. – 16 с.
17. Роман Р.А. Рывок, толчок. – М.: ФиС, 1978. – 111 с.
18. Роман Р.А. Тренировка тяжелоатлета. – М.: ФиС, 1986. – 174 с.
19. Тяжелая атлетика: Учеб. для ИФК //Под ред. А.Н. Воробьева. – М.: ФиС, 1988. – 240 с.