Вы здесь

Начало. В путь! (Илья Светозаров, 2010)

В путь!

Да, конечно, все это относится не только к священнику, но и к каждому человеку. Все мы в пожизненном залоге у собственной веры. Светлая часть нашей души – это священник для темной ее части. Наша скромная добродетель – пастырь для нашей неизмеримой греховности. И если свет ведет за собой тьму, очищая и рассеивая ее, значит, мы на правильном пути. Если наоборот – нужно остановиться и задуматься. Основной недостаток существующих религий в том, что все они говорят, что нужно делать, очень невнятно объясняют почему, и совсем не объясняют, как это сделать. Давайте спокойно и непредвзято рассмотрим всем известные правила честной жизни. Правила, соблюдение которых и должно привести нас к настоящей, а значит, безусловной вере. Они, эти простые формулы душевного спокойствия, известны нам как библейские заповеди. Почему именно библейские? Ведь мы могли бы взять правила из других священных источников. Например, из буддистских. Или из Торы и Корана. Веды, Упанишады тоже дают немало указаний к праведной жизни. Но мы ведь с вами славяне, а значит, будем отталкиваться от того, что ближе нашей культуре, понятнее нашему менталитету. К тому же, забегая вперед, скажу то, что наверняка давно уже очевидно для многих из вас. Все существующие правила, все заповеди, не важно из какой религии, всегда говорят об одном и том же. Мало того, независимо от их количества, а в некоторых священных текстах они исчисляются сотнями, все их можно свести к одному единственному правилу: "Относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе". Можно сказать и более широко: "Жизнь относится к тебе так же, как ты относишься к ней". В первом случае речь идет об отношении к людям. Это правильно, мы реализуемся в нашей жизни исключительно через отношения с другими людьми. Чтобы мы ни делали, чем бы ни занимались, критерий нашей полезности и ориентированности на высшие законы всегда один: насколько то или иное наше действие полезно людям. Других критериев нет и быть не может. Именно по плодам нашей деятельности становится ясно, что мы представляем собой и чего стоим на самом деле. Слова всегда остаются только словами. Пустые слова – это бездействие в духовном плане. Бездействие разрушает сначала человека, после чего – тех, с кем этот человек встречается на жизненном пути. Верное, не пустое слово, зовущее вперед, это уже действие, уже поступок. А верным и правильным слово может стать только в одном случае – если оно в свою очередь начнется и закончится конкретным делом. Более того, сколько бы заповедей ни предлагала та или иная религия, да и вообще, любая мировоззренческая система, всегда существует еще одно правило. Нельзя следовать одним истинам, пренебрегая другими. Если ты исполняешь хотя бы одну заповедь, значит, ты неизбежно подчиняешься и другим. Именно поэтому количество этих жизненных правил, выраженных словами и отраженных на бумаге, абсолютно не имеет значения. Что одна заповедь, что тысяча – все это проекции единой силы, одной истины, находящейся в иных духовных пространствах. Любые списки правильных действий, любые скрижали духовных истин – всего лишь частичное и одновременно полное отражение великой силы по имени Бог. Глубокое небо, яркое солнце, неизмеримый океан, травинка в лесу, глаза любимого человека, глаза незнакомца – все это уже содержит и несет в себе в полной мере всю Божественную Мудрость, все существующие заповеди. А прочесть и понять их все равно сможет только тот, кто готов к этому, независимо от того, где, на чем и как они записаны. Символами на книжных страницах или звездами в ночном небе. Черным по белому или белым по черному. Разницы никакой.

Тем не менее, вот они, эти знакомые всем заповеди. Я позволил себе перевести их на более современный язык. Давайте посмотрим на них внимательно и постараемся понять их суть. По ходу разберемся, в чем же их сила, постараемся выяснить, почему именно они стали правилами, которым необходимо следовать. Итак, десять заповедей, заимствованных из христианской Библии.

1. Я твой Бог и нет у тебя других богов, кроме меня.

2. Не сотвори себе кумира. Ни в небесах, ни на земле.

3. Не произноси имя Бога твоего всуе.

4. Шесть дней трудись, а на седьмой отдыхай и посвяти его Богу.

5. Чти отца и мать, и будут твои годы земные долгими.

6. Не убей.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не укради.

9. Не лжесвидетельствуй.

10. Не желай того, что тебе не принадлежит.

Теперь – по очереди.

Заповедь первая.

Я твой Бог и нет у тебя других богов, кроме меня.

Помните, в книге "Отражение" мы говорили об инициации. Перед нами именно такая инициация. Любой христианин должен понять – только его Бог свят, только Он существует. Других богов нет, и не может быть. Но Библия – чудесная книга. Она гораздо мудрее тех, в чьих руках находится. И даже тех, кто когда-то написал ее. Разве в первой заповеди упоминается хоть какое-нибудь имя? Нет, не упоминается. Почему? Да потому что настоящие священные тексты потому и священны, что подходят для любого человека, для любого истинно верующего. Мы знаем: наш единственный Бог – наше Высшее Я. Именно Ему мы молимся и служим. И нет у нас других богов, кроме нашего единственного Бога.

Нет, я не собираюсь согласовывать собственные воззрения с христианским миропониманием. В этом нет никакой необходимости. Нет нужды соотносить то, что не нуждается ни в каком соотнесении, так как на самом деле является единой истиной, выраженной по-разному. Эзотерика относится к любой религии гораздо терпимее, чем любая религия относится к эзотерике. Христианство же, на словах призывая к терпимости, любое отклонение в любую сторону от своих канонов тут же называет ересью. Ну и Бог с ним, с христианством! Мы же спокойно следуем дальше.

Заповедь вторая.

Не сотвори себе кумира. Ни в небесах, ни на земле.

Кроме обычного, видимого всем и сразу смысла, это правило также говорит о следующем. Скажем своим языком, далеким от церковной терминологии и слащавой елейности. Нет никакого смысла привязываться к какому-либо эгрегору, каким бы привлекательным он ни казался на определенном этапе нашего духовного развития. Почему? А потому что любой эгрегор постоянен, мы же в течение одной жизни изменяемся намного быстрее, чем этот или другой энергетический центр. Привязавшись к нему, можем не отвязаться до самой смерти. А после смерти – долгое время будем его частью. Попав в зону его притяжения еще на земле, с огромнейшим трудом будем пытаться от него освободиться за ее пределами. И снова Библия демонстрирует свое Божественное происхождение. "Не сотвори себе кумира". И никаких исключений, никаких "кроме". Значит, и христианский Бог не желает быть кумиром. Даже для христиан. В первую очередь для христиан. Он же – христианский Бог, у Него же есть избранный Им народ. А для чего избранный – это уже другой вопрос. Что же этот народ сделал со своим Богом? Это известно всем. А что христиане делают сейчас? Следуют ли они данной заповеди? Посмотрите на папу римского, посмотрите на наших иерархов. Посмотрите на толпы выживших из ума религиозных фанатиков, называющих себя духовными паломниками. Да, они ломают не только собственные души, но и веру, которую сами же провозгласили святой. Посмотрите и увидите. Увидите и все поймете.

С этой же заповедью связаны бесконечные споры среди различных христианских церквей по поводу икон. По поводу священных текстов и церковных символов. Вся церковная атрибутика – дело рук человеческих. Все это – сотворено не Богом, но во имя Бога. Так соблюдается ли эта заповедь? Решайте сами.

Третья заповедь.

Не произноси имя Бога твоего всуе.

Какого Бога – не сказано. Какое имя – тоже неизвестно. Мы знаем – у Бога множество имен. Бесконечное множество. Само слово "Бог" – тоже Его имя. Как же нам жить, не произнося Его имени? Ответ глубже – живи и произноси. Хоть каждый день, хоть каждый миг. Беспрестанно и безостановочно.

Но прежде – вырвись из суеты. Сделай свою жизнь частью Божественной реальности. Соедини свою жизнь с жизнью своего Бога. Живи с Ним одной жизнью. Ты же не произносишь постоянно своего собственного имени? Так почему же ты постоянно вспоминаешь о своем Боге? Да просто потому, что ты далек от Него! Мы всегда вспоминаем только о том, чего нет рядом с нами. Мы произносим имена тех, с кем мы находимся в разлуке. Чем дольше эта разлука, чем дальше мы находимся от тех, кто нам дорог, тем чаще произносим их имена.

Заповедь четвертая.

Шесть дней трудись, а на седьмой отдыхай и посвяти его Богу.

Конечно, все зависит от того, с какого дня начинать отсчет. Кто-то празднует субботу. Кто-то воскресенье. Кто-то начинает неделю с отдыха. Кто-то – отдыхом заканчивает. Кто-то вообще ничего и никого не празднует. Другие же кроме празднований больше ничем и не занимаются. Праздник. От слова "праздный". Неглубокий взгляд в сторону этимологии – и смысл христианских праздников раскрывается по-новому. Именно так, в праздном состоянии большинство из нас идут к Богу. Шесть дней мы трудимся, а на седьмой – расслабляемся. И это расслабление посвящаем Богу. Вместо того чтобы посвятить Ему шесть дней нашего труда! Интересная получается заповедь. Здесь уже чувствуется не только Божественная мудрость. Честно говоря, ею здесь и не пахнет. А пахнет другим – грубым и неумелым вмешательством в священные правила. Неудачной попыткой вставить и свое словцо между словами действительно Божественного происхождения. И что характерно – как только в священный текст вмешивается человек, тут же возникает путаница и появляются разночтения!

Такие "заповеди" – следы грубого вмешательства какого-нибудь духовного канониста, жившего тысячу лет назад, засохшего на почве религиозного безумия, считавшего себя святым и ненавидевшего всех остальных "за отступление от веры". Вот он – сидит, склонившись над святым текстом, и длинными скрюченными пальцами расставляет круглые и квадратные скобки, удовлетворенно поглаживая жиденькую каноническую бороденку. Одно из двух: изменить весь мир или уничтожить его – вот его тайное желание. А о том, чтобы измениться самому у такого "святителя" и мысли быть не может.

Вывод напрашивается сам собой. Все разногласия, лежащие в основе церковных расколов, имеют под собой один корень – попытку безграмотного, тщеславного, глупого, дерзкого, гордого, неверующего человека встать на один уровень с Богом. Встать рядом, чтобы затем подвинуть Его и занять Его место!

Пятая заповедь.

Чти отца и мать, и будут твои годы земные долгими.

Долгие земные годы. Это что, награда? По-моему, это сущее наказание. Мечтать о долголетии может лишь тот, кто думает, что земная жизнь – это жизнь настоящая. На самом же деле – земная жизнь это духовная смерть. Родиться на земле – значит умереть на небесах. Умереть на земле – значит вернуться домой. Какой же здравомыслящий человек будет мечтать о долгой духовной смерти? Только тот, кто не верит в духовную жизнь! А значит – не верит в Бога.

Так что там нужно для долгой духовной смерти? Чтить отца и мать? А если отец и не отец вовсе. Если он ни единой секунды не был отцом. За что его чтить? А если мать бросила своего ребенка, разве она достойна какого-то почитания? Конечно, нет! Такой отец – не отец! Такая мать – не мать! Чтить их не за что! Они не достойны даже уважения. Их задача была каким-то образом поучаствовать в появлении на свет нового тела. Каждый из них, помимо своей воли, сделал минимум из того, что отвела им природа. Почета и уважения достойны лишь те родители, которые желали, любили и продолжают любить своих детей, несмотря ни на что. Родители, не желавшие своих детей, не думавшие об их рождении, не знавшие об их скором появлении, не являются настоящими родителями. Дети, рожденные без любви, освобождаются от исполнения этой заповеди! Твои родители – те, кто родил тебя для духовной жизни. Мать и отец, любящие своих детей, дарят им Бога. Дети, получившие от родителей Бога, возвращают Его своей ответной любовью.

Взаимная любовь родителей и детей открывает более глубокий смысл этой заповеди: Бог – твой духовный отец. Вера в Бога – твоя небесная мать. Эти слова должны согреть не только любимых детей, но и вернуть надежду сиротам, оставшимся без родительской ласки.

Шестая заповедь.

Не убей.

Здесь и обсуждать нечего. Лишить жизни имеет право лишь Тот, кто ее подарил. Тем более странно, что во многих странах по сей день существует смертная казнь. Те же американцы, больше всех кричащие о Боге и рассуждающие о правах человека, для собственных граждан придумали не один способ насильственного умерщвления. Мало того, специальный священник исповедует приговоренного к смерти. После чего стоит этот "падре" в стороночке и бесстрастно наблюдает за тем, как нарушается, пожалуй, самая главная и действительно Божественная заповедь.

В то же время заповедь "Не убей" имеет в виду не только убийство человека. Ты вообще не имеешь права на какое-либо убийство! Не должен убивать себя. Не должен убивать животных. Не должен убивать растения. Жизнь в любом ее проявлении. Не должен убивать добро, справедливость, любовь. Не должен убивать мечту и надежду. Ты вообще не должен убивать! Вот о чем говорит эта заповедь.

Заповедь седьмая.

Не прелюбодействуй.

Не зря эта заповедь стоит под такой красивой цифрой. Да, любовь – основа всего. Смысл существования человека. Суть веры в Бога. Любовь это и есть сам Бог. Это Его любимое имя. Именно поэтому, предавая Любовь, ты предаешь Бога, идешь против Его воли, бросаешь Ему вызов. Ты что – глупец, бросать вызов Богу? А если Он бросит тебе ответный вызов? Бросит так, что не поймаешь! А поймаешь – мало не покажется! Не думал над этим? Тогда подумай, пока еще есть время!

После "Не убей", "Не прелюбодействуй" – вторая по значимости заповедь. Нельзя ее нарушать. На самом же деле эти две заповеди представляют собой одно целое. Изменяя кому-то, ты убиваешь Любовь. Вступая в связь без любви, ты предаешь Бога. Отказываешься от самого щедрого Его дара – от Любви. Участвуешь в рождении еще одной духовной смерти. И эта смерть начинается с твоей собственной гибели. В тот момент, когда ты делишь свое ложе с Сатаной, тем самым изгоняя Бога.

Восьмая заповедь.

Не укради.

Не кажется ли тебе, что это уже было? Не укради чужую жизнь. Не воруй чужую любовь. Не обкрадывай сам себя. Вор всегда ворует только у себя. Жертва любого воровства – только вор. Тот, у которого украли, всегда приобретет больше. Укравший потеряет гораздо более того, что им украдено. Как видим, это не только земной закон. Это – один из небесных законов.

Кроме того, он говорит еще об одном: если ты действительно веришь в Бога или для начала – в себя самого, ты должен понять – у тебя уже есть все необходимое для твоей жизни. Все, что тебе нужно, твой Бог всегда тебе даст. Если тебе что-то не дается, значит, ты сам не готов это принять. Хочешь получить – сначала отдай. Отдал? Теперь забудь о том, что отдал. Не жалей и не жди возмещения. Пока ты будешь ждать награды и компенсации, ничего не дождешься. Будешь только терять и терять. Во всех смыслах. Если же научишься отдавать даром, ничего не требуя и не прося взамен, вот только тогда начнешь приобретать. Опять же, во всех смыслах: и в духовном, и в материальном. Во сто крат будет награжден тот, кто жертвует безвозмездно, а значит, прежде всего – анонимно.

На более глубоком уровне восприятия эта же заповедь обозначает следующее. Любая форма, включая человека, представляет собой мощное и многоуровневое энергетическое образование с центром в Боге. А это значит, что стремиться к взаимодействию с другими формами, не желающими такого взаимодействия, нерационально и нелогично. Бог, находящийся в самом сердце любой из существующих форм, сам решит с кем и как тебе взаимодействовать. Положись на Его волю, доверься Его плану – и ты получишь намного больше, чем мог бы предположить.

Заповедь девятая.

Не лжесвидетельствуй.

Не обвиняй другого в том, в чем он не виноват. Не становись на сторону лжи. Оказавшись на этой стороне, вернуться назад очень сложно. Когда мы становимся на сторону лжи? Только тогда, когда сами чего-то боимся. А когда мы боимся? Когда совершили какой-то грех сознательно. Совершили и не покаялись. А значит – продолжаем его совершать. Открываем себя для новых грехов. Укореняемся во зле. Укореняемся во лжи. Знаем, что так нельзя, но продолжаем лгать сами себе, пытаясь заглушить голос нашей совести, голос нашего Бога. Мы лжем другим, потому что лжем себе! Любая ложь – продолжение лжи самому себе. Перестань лгать себе и у тебя отпадет необходимость лгать другим!

Будь честен. Живи в соответствии с тем, что говорит тебе твой Бог. Слушай Его и верь Ему! Он не обманет тебя, независимо от того будешь ты Ему верить или нет. Он не предаст тебя, даже тогда, когда ты будешь предавать Его. Он верит в тебя, даже тогда, когда ты не веришь в Него. Бога обмануть нельзя. Пока ты пытаешься обмануть Его, ты обманываешь только себя.

Что такое ложь? Когда и как она рождается. Давайте разберемся. Какое-либо утверждение может быть ложным только по отношению к другому, безусловно истинному утверждению. Чтобы появилась ложь, где-то рядом должна быть правда. И правда эта должна быть известна тому, кто хочет солгать. Значит, ложь – это сознательный отказ от правды. Зная правду, мы избегаем ее и выбираем ложь. Мы не верим в то, что сказав правду, ничего не потеряем. Мы боимся что-то потерять, сказав правду. Что можно потерять, сказав правду? Наверное, ничего хорошего. Скорее всего – что-то плохое. А что может быть хуже лжи? Ничего. Значит, мы лжем тогда, когда боимся потерять другую ложь. Не глупо ли это? Не проще ли говорить правду, чтобы сохранить другую правду? Конечно же, намного проще! Попробуй один раз, и тебе понравится!

Честное слово, я тебя не обманываю!

Десятая заповедь.

Не желай того, что тебе не принадлежит.

Как видим, опять то же самое. Стоит лишь чуть глубже рассмотреть любую из заповедей, как мы понимаем – перед нами одна единственная истина, сформулированная по-разному, в зависимости от угла зрения. В зависимости от акцента, от той или иной сферы человеческой жизни, поставленной во главу угла. Что же это за универсальная истина, широкая, глубокая, большая, чем любая из заповедей, но, тем не менее, скрытая от поверхностного взгляда?

Верь в Бога! Живи с Богом! Будь в Боге и тогда Бог всегда будет в тебе и во всех твоих делах!

Позаботься только об одном – о том, чтобы Бог вошел в твою жизнь.

Об остальном Он позаботится сам.