Вы здесь

Начала веры. Глава 2. ЧЕЛОВЕК ПАДШИЙ (Святой праведный Иоанн Кронштадтский, 2009)

Глава 2

ЧЕЛОВЕК ПАДШИЙ

I. Исторический факт падения человека

Причины падения

Человек, сотворенный по образу и по подобию Божию, с бессмертной, разумной и свободной душой, и возвеличенный безмерно над всеми неразумными тварями, вместе с тем предназначенный к вечному блаженству, за соблюдение заповеди Божией и подчинение своей несовершенной, ограниченной воли – бесконечно совершенной, премудрой и небесной воле Божией, – по невниманию, самолюбию и неблагодарности пал в грех непослушания, гордости, своеволия, прельстившись запрещенным плодом. С того времени человечество впало в плен первого богоотступника – диавола, который отклонил мысли и сердца людей от Единого Виновника бытия и всех благ – от Бога, обратил помышления и сердца к земным тленным благам, от Бога же созданным в пользу и наслаждение человека, и всеял в сердца их лукавство, неверие, неблагодарность, злобу, зависть, стремление к земному и тленному. Душа человеческая духовна и проста. Она не может работать двум гос подам: Богу и миру, нетлению и тлению, добру и злу; если любит мир, то враждует на Бога: ибо любовь к миру сему есть вражда против Бога (ср.: Иак. 4, 4). Чтобы отвратить человека от любви к Богу, к святыне и правде, враг коварно и насильственно устремляет мысли и сердца человека малосмыслящего и страстного к миру – к любви земной, нечистой, к земному блеску, к земной, особенно женской, сласти, к земной красоте. Поэтому желающие искренно служить и угодить Богу должны презирать мирские наслаждения, мирское богатство, мирские украшения и все сердце обратить к небесным, горним наслаждениям, к небесной нетленной красоте, к свету невечернему.

Безмерно драгоценна душа человеческая, как созданная по образу и подобию Божию, с неотъемлемым даром разума, свободы и бессмертия, долженствовавшая достигать свободного, твердого стремления к добру и Источнику всякого добра, истины и правды – Богу, совершенной Ему преданности и блаженства нескончаемого. Но она не соблюла в целости образа Божия, исказила его и утратила подобие Божие через прелесть греха, самоволие и неповиновение Богу и предалась змею-обольстителю, обезобразившему ее и уподобившему себе. Человек глубоко пал и стал чуждым Богу – Творцу своему, впал в идолопоклонство и во всякие страсти плоти и духа, слился с миром, стал рабом тления и греха, отвратив взоры от неба, для которого предназначен, навел на себя проклятие, всякие болезни, беды, скорби и, в конце концов, смерть временную и вечную.

Господь, создавшей человека по образу и подобию Своему святым, безгрешным, хотел, чтобы он своим послушанием Творцу и верности в малом укрепился в добром произволении, и достиг совершенства и твердости непоколебимой, и стал непреклонным ко греху. Но диавол, возгордившийся против Бога и возмечтавший против Творца своего, сделал участником своей гордости и злобы человеческий род и старается озлобить его и сделать его скверным в помыслах, чувствах, словах и делах, отторгнуть от Бога навеки.

1. Диавол как главная причина падения. Соблазны врага и осквернение им всей человеческой природы

Диавол преследует нас с настойчивостью, постоянством, с насилием, всяким видом грехов и помыслами скверными, лукавыми и хульными, – и гордостью, и надмением, и озлоблением, и ненавистью к ближнему, или презорством и гнушением, лукавством, злорадством, завистью, жестокосердием, скупостью и сребролюбием, невоздержанием, пьянством и воровством, подобострастием, потворством и поблажкой грехам, леностью, унынием, неверием, маловерием, ропотом, отчаянием, неверностью, вероломством, изменою, клеветою и лжесвидетельством, поношением и ругательством, сквернословием кощунством, издевательством. Сколько христианину должно бороться со всеми грехами, возненавидеть их и стараться возлюбить Бога, Которому стал чуждым через повторение грехов, и возлюбить добродетель, которою прежде пренебрегал, презирал и делающих добро осмеивал! Уклонись от зла и со твори благо.

Все намерения супостата клонятся к тому, чтобы растлить естество человеческое различными похотями и страстями, осквернить, удалить от Бога – Источника жизни, умертвить и сделать вечной добычей ада, как и сам сделался его первым всельником. Так, заметьте, враг растлил человечество еще вначале, перед потопом, всяким блудом, всякими грехами, и Бог навел потоп на землю, чтобы избавить будущее потомство от большего разлияния блуда и всякого греха. Так и ныне диавол растлевает людей преимущест венно блудом всяческим.

Святые Божии человеки, отвергшись мира и всякого пристрастия, через то поругались миру и миродержцу диаволу, царствующему в сердцах людей, преданных плоти многострастной и миру прелюбодейному и грешному; ибо люди совратились с пути, ведущего к Царствию вечному, – через страсти. Аще кто восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4), – говорит апостол. Во время самой молитвы нашей часто враг низлагает людей помыслами и пожеланиями денег, сластей или почестей мира сего, разбивает молитву и ругается над человеком и Богом.

Диавол старается непрестанно хулить в наших помыслах и в грешных вожделениях все дела Божии, всю жизнь нашу из вратить, ниспровергнуть, поставить, так сказать, вверх дном, и все спасительные намерения Божии касательно нас не допустить до исполнения, и вообще всю жизнь нашу растлить, уничижить и сделать бездельною, скверною, достойною не Творца Бога, а диавола. Какое старание человек должен прилагать о себе и о заповедях Божиих на всякий день и час, чтобы низлагать ухищрения змия-человекоубийцы, чтобы усердно творить волю Божию и достигать своего великого назначения – соединения с Богом через правду и святыню и вечного блаженства! Потому тесен путь, вводящий в живот и мало тех, кто обретает его; и напротив, пространен путь и широки врата, вводящие в пагубу (см.: Mф. 7, 13–14). И кто о том из разумных и смысленных не восплачет и не окает жизнь свою? Сколько на земле неправды, жестокосердия, немилосердия, корыстолюбия, гордости, честолюбия, роскоши, тщеславия, презорства, несочувствия к горю, нужде, болезни, несчастию; сколько лукавства, подыскивания под ближнего, чтобы его стереть, уничтожить и стать самим на его место; сколько невоздержания, пьянства, измены семейной, блуда, лихоимства, лукавства, безверия, маловерия, ропота, отчаяния, крайней нищеты и бедности, самоубийств, убийства, хищения, татьбы, междоусобий и всякого греха! Земная жизнь иногда представляется адом. Вот что сделал и делает грех; как пакостят в мире диавол и повинующиеся ему! Царствие Божие силою берется, и усильные искатели только приобретают его (см.: Мф. 11, 12). Ищите же этих усильных искателей! Как их мало, мало!

Лукавый супостат наш ужасно извратил нашу природу через грех, дав человеку свой нечистый ум, нечистое сердце, и желания нечистые, и волю лукавую, злую, и очи лукавые, и слух лукавый, и все чувства, и всю душу одел своей нечистой, смрадной одеждой греха. Сколько нужно человеку труда над собою, внимания к себе постоянного, непрестанной молитвы, слез и рыданий самых искренних, и воздыханий из глубины души, и воплей пламенных, чтобы избавиться от такого состояния душевного! А между тем враг всячески старается затмить, ослепить зеницы душевные у человека, чтобы он не видел своего ужасного, плачевного состояния и продолжал беспечно творить всякое беззаконие, в котором человек грешный часто и умирает без покаяния, делаясь, таким образом, добычей врага и вечного огня.

Свойство греха (по намерению диавола) все извращать, понимать, представлять, воображать, предпринимать, говорить и делать превратно, вообще извращать по возможности нравственный порядок, или установленные Богом и Всетворцом законы. Так диавол извратил у людей понятие о Боге и научил их нелепому идолопоклонству, которое доселе еще существует у многих народов; так он ухитрился через лукавых и гордых людей извратить Богооткровенную веру Христову, породив многие ереси и расколы, разделив христиан на многие несогласные лагери, ненавидящие истинную в мире веру христианскую, православную, да и между самими православными произвел и производит маловерие, безверие, расколы и нелепые учения, вроде толстовщины, пашковщины, штунды, или холодность к вере и Церкви. Он, диавол, извратил понятие о назначении и цели жизни, отвратил взоры многих христиан от неба и вечной жизни и приковал взоры и сердца только к временной, испытательной, приготовительной жизни, которую многие считают единственной, а будущую как бы не существующей; а отсюда привязал взоры и сердца людей к временным благам – тленным и скоропреходящим – к пище, питию, одежде, к земным отличиям, к богатству тленному, к красоте вещественной, телесной; извратил в человеке назначение и цель пяти чувств телесных: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; научил смотреть соблазнительно на органы и члены тела и на чувства: извратил зрение – блазненно и прелюбодейно смотреть на многое; вкус научил чрезмерному лакомству и пьянству или бессмысленному, вредному курению табака; осязание сделал страстным, нечистым; слух приучил нежиться легкими светскими музыкальными звуками, расслабляющими душу; извратил отношения людей друг к другу, сделав многих скупыми относительно ближних, корыстолюбивыми, жестокосердыми, блудными, злыми, лукавыми, недоброжелательными, злорадными. А отсюда долг святой всякого христианина внимать непрестан но своим помыслам, чувствам или – обуздывать непрестанно свои суетные и грешные мысли, желания, намерения, обуздывать слух, осязание, вкус, зрение, обоняние, свои страсти и употреблять все свои чувства во славу Божию и во благо себе.

Чем только, каким созданием бесплотный враг наш и Божий не старается блазнить нас и представлять все твари Божии – чистые и прекрасные – в виде извращенном, нечистом и нелепом! Даже солнцу ясному, всерадостному, всеоживотворящему ругается; святых Божиих, сущих на небеси, хулит, как говорится в Апокалипсисе, и мысли человеческие извращает нередко до уродливости и безобразия – как, например, в Льве Толстом, извратившем совершенно смысл Евангелия; всякому животному ругается: птице, рыбе, четвероногим, насекомым, пресмыкающимся, всяким растениям, небу и земле. А как ругается одушевленному храму Божию – человеку, его душе и телу, в бесчисленных похотях и прихотях, особенно в бывающих тайно, о них же срамно есть глаголати! Как он ругается в помыслах, в чувствах, в вожделениях, в воспоминаниях, в воображении, в нелепых словоизвержениях и всяких нелепых и глупых поступках, в растлении всяческом, в убийстве и самоубийстве! И после всего этого вы грешите, вы шутите грехом, любите грех, предаетесь ему всем существом! Смотрите, как грех извратил весь смысл нашей жизни, цель всех вещей на свете, средства обратив в цели, естественные побуждения и стремления в цель! Каков же грех! Сколь безобразен, нелеп, смертоносен; как же его не возненавидеть и не омерзить и не отвращаться его всеми силами души и тела, – как не возлюбить и не исполнять всем сердцем закон Божий, все слово Божие, и стараться до йоты исполнять его во всей точности и умирать за него в случае нужды, как и делали мученики и все святые!

Бесплотные враги непрестанно научают людей растлению греховному, чтобы сквернить непрестанно душу и тело, – делают все то, что удаляет нас от Бога, от неба, от небесных благ и вечной жизни. Святые угодники, будучи мудры, прозорливы и внимательны к учению Господню, презрели страсти плоти своей и все плотское земное мудрование, все плотские страсти, и все внимание, созерцание устремили к Богу и к небесным, вечным благам, – и ум и сердце и волю свою сделали небесными, и тело свое заставили служить вполне душе разумной и бессмертной и Богу – Создателю своему. Чтобы взять в плен греха душу человеческую, диавол употребляет средством к тому прелесть, блазнение, мечтание греховное, сильное влечение, насилие ко греху. Человек должен взирать к Богу Спасителю, каяться, молиться и одолевать влечения, с первого же приражения греха к сердцу.

Нет нелепости, мерзости, гнусного безобразия, безумства, непотребства, хулы, из вращения естественного порядка, коих не вложил бы сатана в ум и сердце человека, чтобы его смутить, осквернить, устрашить, поразить унынием и отчаянием или побудить сделать всякий грех, самый нелепый и убийственный. Многие принуждены плакать от его хулений, назойливо лезущих в ум и в сердце. Понимающий, в чем дело, – дует и плюет на духов лукавых, внушающих ему нелепости, и победит их именем Иисусовым и силою Креста!

Нет ничего в мысли человеческой, в сердце и в воле или произволении человека столь нечистого, скверного, лукавого, безобразного, несмысленного, глупого, злого, завистливого, гордого, дерзкого, убийственного для души, чего не внушил и не вложил бы обезумевший от злобы, гордости, лукавства диавол; нет ничего самого святого, чего он не похулил бы, нет ни одного члена в теле человеческом, над которым он не поругался бы, не внушил бы о нем самых нелепых, скверных, хульных мыслей; нет предмета, животного, растения, ткани, металла или минерала, к которым он не породил бы пристрастия, самого нелепого, чтобы только отвлечь, отчуждить, удалить мысль и сердце человека от Бога и привлечь к себе – осквернить, растлить душу и тело человека! Примером тому служит древнее и новое идолопоклонство и идолопоклонствующее различно современное христианство, с его зрелищами, изящными искусствами, в которых нагота человеческая, особенно женская, пластическая, играет первую роль, – и чем богаче, выше, знатнее человек стоит в гражданском отношении, тем он больше ставит перед глазами своими и своих товарищей, друзей и домашних слуг этих идолов изящного и поклоняется им. О, блудное человечество, употребляющее изящество, красоту и совершенство творения Божия в повод к удовлет ворению своих страстей, а не во славу Бо жию! Увы, близорукость человеческая, не видящая дальше своего носа ничего! Ибо что сделается не сегодня, так завтра с этой кра со той человеческого тела? Она делается смрадным, безобразным трупом и пищею червей, землею и прахом. А где душа, служившая прелести, осквернившаяся прелестью?

Ничто ведь скверное и нечистое и не внидет в Царствие Божие.

Какими грехами не растлил, не обесчестил, не осквернил враг рода человеческого природы нашей, созданной по образу Божию, святой, прекрасной, целесообразной, чистой, неблазненной, достойной всякого удивления? И вот он продолжает доселе растлевать, обезображивать, искажать ее всякими грехами, скверными помыслами, невоздержанием, пьянством, блудом, заражать болезнями бесчисленными и делать наши души и тела орудиями своей нечистоты, мерзости, злобы, зависти, издевательства! Блажен, кто познал козни врага над собою и всячески противится ему, борясь со всеми страстями и побеждая их благодатью Божией!

Вместо любви взаимной враг посеял в людях неприязнь, ненависть, злобу, зависть, злорадство, злопамятство, или вместо чистой любви поселил в людях нечистую, плотскую любовь, страстную, растленную, богопротивную; все чувства сделал орудием греха, а не правды, зла, а не добра, лукавства, а не простоты и истины, а потому все мы долж ны стараться уподобляться благо му Богу, а не злому противнику Его и нашему.

Бесплотный враг в своих пагубных действиях на людей старается лукаво подражать Господу и заменить Его действия и блага своими мнимыми; так, вместо сладости Божией благодати он измыслил свои сласти – сласти плотские в самом усиленном виде, – или пресыщение житейскими сластями; вместо божественной, сладчайшей, нетленной, духовной любви измыслил плотскую, нечистую, растлевающую душу и тело и от Бога разлучающую, к Богу охлаждающую, какова блудная страсть, – так в бесконечность извратил все, чтобы во всем противиться Богу и держать людей в постоянной своей прелести и тьме.

Враг-губитель, пленив человека плотским вожделением, вожделением чрева и божеского знания, насадил в его душе и теле бесчисленные семена страстей, пленив сердце человека пристрастием к видимому миру, отвратив его сердечные очи от Бога и от созерцания красоты невидимого мира и разных добродетелей, так что человек как бы привязан к здешнему миру тысячами крепких вервей, или цепей, разорвать которые не может без особенного содействия благодати Божией, которая приобретается покаянием, молитвой веры и многими слезами.

Бесплотный злодей, лукавнейший, скверный и злосмрадный сатана, все вещи в мире – человека, всех животных, птиц, рыб, насекомых и пресмыкающихся – старается представить в извращенном виде, блазненном, искусительном, хульном, мерзком, отвратительном, между тем как все творение совершенно, чисто, прекрасно, целесообразно, безукоризненно.

Злоба дьявольская крайне хитра, придирчива и изобретает бесчисленные, ложные, несмысленные предлоги к ненависти ближнего. Тут все служит предлогом: и неблагообразие лица, и в частности носа, щек или подбородка, или кривота глаз; или выговор языка (картавость), например, неправильный выговор некоторых букв – «р», «л» и других или произношение в нос; или бедность и частое прошение о помощи; неправильный тон голоса; или национальность, например еврейская; вообще враг изобретает множество предлогов, которые все не могут служить действительной причиной к ненависти, а только мнимою, мечтательной. О, как нелеп и богопротивен грех, как возмутителен, гибелен! Избави мя, Господи, от всякия злобы бесовския и даруй мне любить нелицеприятно, богоугодно, нестрастно!

Как хитро, незаметно для весьма многих, постоянно и насильственно, гибельно действует в нас диавол, увлекая в различные страсти, прикрывая свой хобот и свой хвост нашим самолюбием, сластолюбием, саможалением, самобережением, обеспечением в будущем, бережливостью на черный день, на семейство, на старость, на немощи и разные случайности! Так, видим некрасивого, или больного, или грубо одетого человека – и отворачиваемся от него; или видим хорошо одетого, красивого, молодого, с правильными, изящными чертами человека – и увлекаемся им, располагаемся к нему. Что это такое, как не обман себя, как не вопиющая неправда наша относительно ближнего, душа которого одинаково равночестна с нашей душой по сотворению, искуплению, по образу Божию, начертанному в ней Творцом? Или видим бедного, нищего, голодного, нагого, нуждающегося в месте службы, и проходим мимо него, холодно относимся к его бедности, лишениям, скорбям и печалям, имея возможность материально помочь ему, или устроить на место службы, – и не помогаем ему жалеем для него и денег, и пищи, и одежды, и платы за помещение? Нормально ли, справедливо ли это? Если мы одно тело Христово, а порознь члены тела Христова, то как не сочувствуем друг другу, а жалеем материальных средств, которые ничто в сравнении с самим человеком!

Надобно всем нам уразуметь умыслы против нас врагов бесплотных, мудрых на зло и прельщение ко греху. Эти умыслы и вся цель непрестанных над нами козней вражьих таковы: осквернить человека, растлить душу и тело, охладить к Богу и ближнему или отчуждить от Бога и друг от друга, отвратить от любви святой и всякой добродетели, возмутить душу, связать ее и взять в плен; восстановить против Бога и Церкви, уподобить себе и навеки вринуть в ад, на вечное мучение, уготованное ему и аггелам его. Знают ли и помнят ли это христиане?

Крайне хитры и тонки козни всегубительных духов злобы и лукавства. Они всеми силами и хитростно прежде всего стараются разрушить в нас любовь и уважение к ближним, внушая нам лукавые и недостойные, презорливые и хульные мысли касательно ближних наших, с коими мы имеем так или иначе общение, представляют в ближнем какой-либо внешний или внутренний, духовный, недостаток и на основании его внушают к нему чувство нерасположения или отвращения, а если лицо, с коим мы имеем речь или дело, женское, молодое, красивое, то возбуждают к нему плотскую похоть и низводят его на степень лакомой вещи, которою можно насладиться, внушают замечать в ближних низших – сослуживцах – всякие неисправности и крайнюю к ним строгость и придирчивость; а к высшим и сильным внушают ласкательство и пресмыкательство. Избави, Господи, всех нас от прелести вражьей и научи победить все козни врагов бесплотных.

Сколько поводов мнимых или действительных представляет враг бесплотный в помыслах наших к неприязни против ближнего – нет числа, и всячески с нахальной неотвязностью нудит к огорчению, озлоблению и ненависти; все в мрачном и ненавистном виде старается представить в ином ближнем – и голос, и походку, и выражение лица, и недостатки физические. Любовь христианская все покрывает, на все смотрит снисходительно, с добрым расположением сердца, а вражда и гордость ко всему придирается, все извращает в человеке и представляет в отвратительном виде.

На грешниках, преданных различным страстям, очень заметно старание и усилие врага – диавола низвести их в глубину зол так, чтобы потом крайне трудно было им выйти из этой глубины на свет Божий. И всякий из нас, согрешая, замечал, что и нас враг усиливается ввергнуть в самую глубину зла; а пучина злобы беспредельно велика. Диавол ввергнул в пропасть злобы апостола Христова Иуду, одного из двенадцати. Какова же хитрость, лукавство и злоба врага! Так и ныне он ввергает тысячи людей во всех сословиях во всякое зло. Блюдите, како опасно ходите (Еф. 5, 15).

Ни на что так не нападает диавол, ничего так не хулит, не сквернит, ни над чем так не ругается, как над детородными членами мужчины и женщины; для этого существуют на языке человеческом особенные, скверные, поносные, непечатные имена, коими поносятся эти члены; для этого всякие скверные, лукавые, нечистые помыслы, вожделения, наг лые, лукавые, нечистые взгляды; для этого романы и всякие легкие чтения; для этого соблазнительные картины, статуи, представляющие обнаженных женщин; для этого театр, балет, для этого танцы с декольтированной грудью.

О, святейший закон чадородия, проявляющий безмерную премудрость и благость Божию! Сколь ты досточтим и достоин благоговения, удивления, благодарения и строгого к себе отношения! А между тем враг, растливший вначале род человеческий через вкушение запрещенного плода, усиливается с самой юности, едва не с младенчества, растлить нас именно через члены чадородные, и сколько несчастных, вкусивших этого греха в самой ранней юности и страдающих через всю жизнь, погибает от него!

Маленькое деревцо легко вырвать из земли, а большое трудно. Диавол в одном бесноватом, при изгнании его, кричал: «Не могу выйти, я вырос, большой стал», – однако же при усиленных молитвах вышел. Видите, и злые духи, вселившиеся в человека, от времени и навыка растут и укрепляются.

2. Мир и плоть как орудия диавола к соблазну и порабощению человека.
А). Мир: пристрастие к суетному и тленному миру

Чтобы искоренить из сердца человеческого любовь к Богу и чаяние будущей блаженной и бесконечной жизни, враг старается непрестанно уязвлять сердце на ше любовью к миру и его прелестям, особенно к сласти чресл, к сластям чрева, к земным сокровищам, к земному блеску, или лю бовью к своей плоти, к саможалению, самощадению, самоугождению – так-то всячес ки попирается людьми любовь к Богу, Который един достоин всей любви нашей. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею силою твоею… Так возлюбили Его святые угодники, отвергши всякую любовь мирскую, грешную, вещную, плотскую, скоропреходящую, растлевающую душу и тело.

Бог влечет души наши горе, а враг – долу, к земле; все сласти и страсти человеческие, все влечения греховные устремлены к земле; и по страстным стремлениям души к земным так называемым благам или по равнодушию к ним легко узнать, к Богу или к зем ле душа наша привязана, к добру или к злу. Так, например, театр при всем его восхвалении людьми светскими есть земное и греховное удовольствие, языческое, потому что предметом и целью имеет чисто земные удовольствия и к Богу никого не приводит, разве отрицательно, через сознание всей суетности театральных представлений и лицедейств. Святая Церковь есть учреждение Бо жие на земле, для неба и небесное. Все светские писатели имеют предметом своим только удовлетворение земным чувствам и влечениям и редко имеют предметом христианскую мораль, христианское учение – это для них чуждая область; они, как актеры и актрисы, от мира глаголют, и мир их слушает. Вся прелесть греха, прелесть диавола, заключается в том, чтобы отвлечь умы и сердца христиан от неба и небесного отечества, от святости и нетления уготованных нам благ и привязать, приковать к земле и земным радостям и развлечениям, к земной любви, к тлену зем ному.

О, безрассудная и слепая привязанность людей к временной жизни и пренебрежение к вечной! Страстной привязанностью души к здешней жизни нарушается целость, мир, свобода, здравие души, которая естественно стремится к своему Первоначалу – Богу, причиняются скорби, печали, раны, душа впадает в бесконечную суету и отпадает от Бога. Любовь мира сего есть вражда на Бога (ср.: Иак. 4, 4). Аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем (1 Ин. 2, 15). Вся ми леть суть, но да не аз обладан буду от чего (1 Кор. 6, 12).

Твердо помни, что любовь мира сего есть вражда, крепкая вражда против Бога, ибо эта любовь нечистая, прелюбодейная, страстная, ложная, диавольская, разлучающая от Бога и присвояющая врагу – лукавому духу. Одно мгновение привязанности мирской к кому-либо и к чему-либо – и душа пленяется и разлучается от Бога. Вот как опасно страстно привязываться к кому-либо и к чему-либо, даже на минуту. Как должен быть осмотрителен человек-христианин! И справедливо: ибо чем обязан христианин Христу Богу? Всем, всеми благами, величайшими, неоцененными, вечными и временными; вечным искуплением от греха, проклятия и смерти, вечным бла женством.

Соломон, испытавший все земные удовольствия здравия, красоты, власти, богатства, роскоши, блеска земного, сладострастия, пришел наконец к убеждению, что все на земле суета: юность, красота, богатство, величие и слава – и что в богобоязненности и хранении заповедей Божиих заключается все благо человека.

Лишь только в душе начинается пристрастие к земным благам или, вернее сказать, к блестящему или красивому тлению – будет ли это красивое женское лицо, блестящий металл, минерал, блестящая одежда или головное украшение, – происходит тайное отпадение от Бога, Источника жизни начинается охлаждение, равнодушие к Нему, уничижение и оскорбление, и душа начинает ощущать смятение, скорбь, тесноту, смерть; а коль скоро искренно и глубоко сознает она свое безумство в этом пристрастии и тленность всякой земной красоты, всякого блеска, всякой славы земной и убедится, что живот наш в едином Боге, что Он есть единственно верное благо, что к Нему единому должно устремлять все сердечное желание и всю любовь, как к вечному благу жизненному, как к первой и неувядающей, вечной, святой красоте, – тогда она оживится, почувствует в себе мир, свободу, дерзновение и полное удовлетворение духовное. Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? Исчезе сердце мое и плоть моя: Боже сердца моего, и часть моя Боже во век (Пс. 72, 25–26).

Сколько бывает искушений из-за пристрастия к красоте женской, к деньгам, к ценным одеждам, головным украшениям, ко всяким лицам и вещам, к коим привязывается сердце! Но ничто тленное в мире не дает покоя и жизни сердцу! Только один Господь есть жизнь наша и покой наш, блаженство наше, свобода и пространство наше, сила наша, свет наш, дерзновение наше, заступление и избавление наше.

Слава Тебе, Господи!

Отчего мы часто прельщаемся земными вещами? Оттого, что очень любим плоть и мир и нерадим о душе бессмертной; оттого, что любим сладко есть, пить, изящно одеваться, а богомыслием и созерцанием духовным не занимаемся.

Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает (Лк. 11, 23). Ты читаешь романы, газеты и в них прочитываешь немало пустых речей. С Богом ли ты бываешь в это время или нет? Конечно, не с Богом, ибо Бог не бывает в суете земной; значит, ты против Бога, а это грех. Собираешь ли ты благодать Божию, читая пустое разглагольствие в книгах легкого чтения? Нет – а ра с точаешь благодать, которую ты приобрел, если только приобрел в молитве, в богомыслии, или в чтении слова Божия и книг душеспасительных, или в благочестивой беседе, или в добрых делах. А это грех. За всякое слово праздное, еже аще рекут еловецы, воздадят о нем слово в день судный (Мф. 12, 36).

Сердечная энергия человека должна быть направлена вся к Богу, к любви Его, к исполнению святых заповедей, к борьбе со злом или грехами всякого рода, к сохранению душевного мира, кротости, смирения, свободы духа, сочувствия человечеству в его немощах, заблуждениях, потерях, неудачах, скорбях и болезнях, а не к самолюбию, не к сребролюбию и сладострастию, к чревоугодиям и неумеренным удовольствиям, к играм, спектаклям, к конским ристалищам, к катанию на велосипедах. Между тем враг усиливается всю энергию сердца и воли нашей устремить к суете, к страстям плоти и духа, к люблению мира и всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (1 Ин. 2, 16) и таким образом постоянно крадет самое дорогое благо человека – спасение души. Один Бог достоин всей нашей любви, всецелой покорности Его святым и животворящим заповедям. Тысячекратно, без числа обманывает нас грех, ввергая в нелепые грехи и в погибель, – а мы, как пленники бессильные, постоянно работаем ему через плотское сладострастие и пристрастие к миру. Смотри на святых, как они жили и угождали Богу и спасали души!

Нехорошо, неразумно я поступаю, отыскивая долго какую-нибудь вещь, положенную куда-либо и забытую, и скорбя сердцем о ее потере или ненахождении ее налицо, и в то же время оставляя Господа мыслью и сердцем. Потерянная и необретаемая вещь делается на время идолом сердца, предметом пристрастия и жалости. Все в мире суета и крушение духа; едино есть на потребу: это Бог и все святое. Один Господь живот, даяние наше; Ему – слава и честь и держава.

Ныне нужны сильные и пламенные духом Златоусты, Григории, Василии, а то слово мирское, плевельное взяло большую силу в печати, ибо кто теперь не пишет, не печатает и не читает. Все грамотные, образованные, буквально – целое море слов изливается на бумагу, а вдобавок и иллюстрируется картинками, да иногда какими! Иной читатель заглядится, а другой отвернется или раздерет иной лист.

Б). Плоть: невольное рабство падшего человека перед греховным законом многострастной плоти

Отчего мы не исправляемся, отчего лжем перед собою и перед Богом? От греховного самолюбия, и особенно из-за любви к своей многострастной плоти, из пристрастия к видимому, осязаемому, тленному, временному и от неверия в невидимое. Отчего враг одолевает людей, делая их рабами безумных похотей? От пристрастия к той же плоти, от маловерия и неумения молиться.

У плоти нашей многострастной свой закон греховный, нелепый, гибельный, диавольский, она хочет и старается исполнять все, что противно духу, Богу, правде, разуму, истине, – дух требует служения Богу и ближним в духе истины и правды, плоть требует служения ей самой, ее самолюбию, ее похотям, лености, чревоугодию, корыстолюбию, сладострастию или блуду, гордости, честолюбию, тщеславию и проч., между тем как нужно исполнять дела добродетели, служить бескорыстно больным, сообщать их с Богом через причащение Святых Таин или через молитву за них Богу. Надо одухотворяться и меньше угождать плоти, меньше есть, пить, не скупиться расточать имение на дела благотворения, богатеть в Бога, а не себе собирать (см.: Лк. 12, 21).

Все грехи наши происходят главным образом от самолюбия, гордости, саможаления, самоугодия, плотоугодия, во плоти гнездится причина всех зол, как и произошла она в первых человеках. А потому, чтобы начать и продолжать самовоспитание для Бога, надо прежде всего самоотвержение, нужно распятие плоти со страстьми и похотьми. Так и делали все наши преподобные отцы, они прежде всего обучали себя воздержанию, бдению, молитве, послушанию, трудам, кротости, смирению, мученики не пощадили себя даже до смерти за Христа.

Дщи моя зле беснуется (Mф. 15, 22). Плоть наша беснуется бесчисленными страстями: блудом, пьянством, злобою, завистью, своеволием, упрямством, вольнодумством, самодурством, леностью, корыстью, caмoмнением, гордостью, подобострастием, малодушием, жестокосердием.

Псы – это мы, лающие на своего Господа, на Церковь Божию своим ропотом хулами различными, как раскольники, толстые, пашковцы и тому подобные.

Замечаю ежедневно, что плоть или ветхий человек во мне очень силен и живуч в крайний ущерб душе моей, порабощаемой плотью. Я ежедневно и ежечасно склонен к саможалению, самоласканию, лености, сну, лакомству, чревоугодию и объедению, лукавству, гордости, презорству ближних, гнушению больных и неблагообразных, кривых, слепых, хромых, лишайных и прыщеватых, уродливых, грубых, безумных; склонен к огорчению, озлоблению, раздражению, злости, злопамятству, мстительности, злорадству, зложелательству, к блуду тайному и явному, к блудным помыслам и вожделениям, к нелепым и хульным помыслам блазненным, лукавым, к зависти и недоброжелательству, к ропоту, нетерпению, непослушанию, непокорности, своенравию, алчности, скупости, унынию, малодушию, боязни, отчаянию, осуждению других. Надо распинать ежедневно плоть со страстьми и похотьми и упражнять душу, созданную по образу Божию. Как же надо восстановлять, очищать и украшать ее, просвещать, укреплять ее в добродетели?

Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии и в сладострастии и любовещности нашей плоти, нашего ветхого человека; потому Евангелие учит нас распинать свою плоть со страстьми и похотьми и презирать плоть как преходящую, а прилежать о душе бессмертной. Если бы знали и помнили люди, как нудится и спешит враг наш диавол погубить нас на всякое время, они не стали бы дремать и лениться и нерадеть о своем исправлении и спасении, а на всякий час бодрствовали бы, молились, каялись и спешили делать добрые дела.

Сильнейшее препятствие человеку к любви Божией заключается в нашем самолюбии и в сладострастии и любовещности нашей плоти, нашего ветхого человека; потому апостолы учат нас распинать свою плоть со страстьми и похотьми (см.: Гал. 5, 24), презирать плоть как преходящую, а прилежать о душе – вещи бессмертной, как это делали святые подвижники, например преподобный Алексий, человек Божий, Иоанн Кущник, Павел Фивейский и все мученики, преподобные, Христа ради юродивые.

Человек страстный до плотских наслаждений ищет повода к удовлетворению себя ими зрением, осязанием, слухом, обонянием, вкусом, воспоминанием, воображением; вся душа, все сердце его отдается земному, плотскому, грубому, растлевающему наслаждению, и он совершенно отступает от Бога, охладевает к Нему, презирает, ни во что ставит Его, святость Его, правду, мир, простор и живот сердечный, весь отдаваясь обаянию прелести, всецело исполняя волю врага – диавола, сплетаясь с ним, делаясь одним духом с ним. Он теряет тогда характер разумного существа – человека-христианина и делается скотоподобным, неразумным, нецелесообразным, одичалым, извратившим свою природу из словесной в бессловесную, из разумной в неразумную. Так вредно и противно Богу, здравому смыслу и христианской истине и правде пристрастие к земным наслаждениям! Избави, Боже, всякого человека от такого образа жизни!

Во-первых, человек, сотворенный по образу Божию, унижает себя и другого черезвычайно, делая другого человека целью сладострастия, как вещь бездушную, и себя – тем же; во-вторых, эта любовь нелепая, потому что страстная и бездельная, безжизненная, извращенная, противная намерениям Творца; в третьих, она эгоистичная, узкая и слепая, ибо касается одного известного лица, и то низшей части его существа – тела, между тем как бессмертная душа презирается и ее истинная цель бытия – славить всячески Господа в правде и святости – извращается; она исключает всякую правильную любовь – любовь к Богу и человечеству, особенно к человеку бедствующему – больному, скорбному, нуждающемуся в нашем сочувствии, в нашей любви, помощи. Далее – она всегда сопровождается скорбью и теснотой, а нередко и смертью.

Через пристрастие к видимой плотской, вещественной красоте и сладости, возбуждаемое врагом в наших умах и сердцах, он усиливается ежедневно лишать нас вечной, нетленной святой красоты и сладости Божией и общения со всеми святыми в будущей жизни. А потому да оставляет здесь человек плотское сладострастие и даже зрение с наслаждением на плотскую красоту, которая развратила сердца многих и свела с ума, поставив всю жизнь вверх дном.

Там, где начинается плотская любовь, кончается истинная духовная любовь и начинается действительная вражда на Бога и людей, даже самых близких; муж, полюбивший другую женщину, делается врагом и неприятелем своей семьи, да и преступницу любит только по-скотски, ради наслаждения гнусного.

Чревоугодие и сластолюбие производят горькие корни неприязни, гордости и презорства ко всем тем, которые не способствуют или противятся нашему сластолюбию, лишают его, от которых нет пользы, выгоды или которые не привлекают к себе благообразием и красотой, которые болеют язвами и ранами или смердят ими, которые кривы или хромы или которые доставляют нам труд, а вознаграждения не дают; чревоугодник хотел бы всех и все превратить в орудия, средства и цель своего сластолюбия.

От чего крайне развратились и одичали, забыли Бога допотопные люди и жители городов Содома и Гоморры? От излишества в пище и питии. От чего нынешние люди развращаются, нравственно дичают и отпадают от Бога и Церкви? От излишества в пище и питии, от чревного и чресленного бешенства. Не упивайтесь вином, в нем же есть блуд (Еф. 5, 18).

Всякое излишество в пище и питии сопровождается расслаблением души и нравственным упадком ее сил, охлаждением к Богу, к молитве, ко всякому доброму делу, упадком любви к ближнему, лишением кротости, смирения, сочувствия к людям, жестокосердием, грубым отношением к бедным, склонностью ко сну, к блуду и т. д. Много надо труда молитвенного, воздыханий, слез, чтобы восстановить добрые отношения к Богу и ближним и сделать опять душу нежной, чувствительной к Богу и ближнему. Так падает душа от невоздержания. О, сколь необходимо воздержание на всякое время христианину! Сколь вредно невоздержание!

Господство чрева, которому человек привык приносить ежедневно тучные жертвы, заметно во всех действиях человека, и везде ему перечит чрево: в добрых делах, благочестивых упражнениях, нередко в молитвах, в посещениях ближних; все и всё, кто и что не служит чреву, для человека, преданного чреву, противно; а кто и что удовлетворяет ему – приятно. Таково извращение жизни, происходящее от притязаний ненасытного чрева.

Неумеренно и не вовремя употребляемое вино делает душу бессильной в борьбе с внутренними искушениями; душа бывает легко подвержена возмущению, страху бесовскому – там, где нет страха; стыдится, где нет стыда.

II. Cущность падения

как извращения через грех

человеческой природы

1. Падшая человеческая природа и ее свойства.

Падшая природа наша чаще всего расположена согрешать самолюбием, корыстолюбием, чревоугодием, нетерпением, раздражением, озлоблением, непокорностью, своенравием, гордостью, презрением, блудом, унынием, малодушием. Каждый внимай себе и непрестанно держи на узде свои помыслы, чувства, стремления и поверяй с Евангелием Господа Бога внутреннюю и внешнюю жизнь свою.

Знаете ли, каковы вы на самом деле? Не знаете. Вот что говорит о вас и о всех нас испытующий сердца и утробы Господь: Не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг (Откр. 3, 17).

Ветхий наш человек совершенно противоположен новому: у ветхого свое зрение лукавое, свой слух лукавый, осязание лукавое и нечистое, обоняние и вкус нечистые, воображение и память лукавы и нечисты; ум нечист, сердце нечистое и воля нечистая; намерения и предприятия нечисты, вся деятельность богопротивная, потому что полна самолюбия, самоугодия, своекорыстия.

Не идет ли к нашему времени и к современным нам людям описание апостолом Павлом нравов живших в его время людей? Он писал о тогдашних людях вот что: они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, ненависти, зависти убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы (Рим. 1, 29–31).

Все дела Божии в мире носят печать неподражаемой мудрости, совершенства, красоты, особенно – венец творения Божия – человек, мужской пол и женский. Всякому художнику, отличающемуся высоким стилем своего художества, бывает крайне жаль и обидно, когда его произведения пренебрегаются от других, ему подобных, особенно когда они искажаются, обезображиваются, принимают совсем нежелательный вид и окраску. Каково же высочайшему, единственному, неподражаемому Художнику – Богу – видеть Свое лучшее создание – человека – обезображенным, искаженным, оскверненным, растленным по душе и по телу! Какое негодование, какой гнев праведный заслуживают те люди, которые сами себя обезображивают грехами и страстями! Чем выше, благодатнее, премудрее цель и значение, указанные Творцом человеку, тем преступнее человек тем он достойнее праведного и великого наказания от Бога, всем и всему даровавшего Свои законы и правила, через которые должна быть достигаема тварями цель, указанная Творцом и Промыслителем. Посему человек, созданный по образу Божию и предназначенный к уподоблению Творцу и к вечной блаженной жизни, должен достигать совершенства в разуме и в знании, исполняя заповеди Божии, и, так как он существо, волей падшее, должен непременно каяться в своих грехопадениях и исправляться, с Божией помощью, при своем тщании и усердии при делании добрых дел. Диавол, зная хорошо назначение человека и красоту богообразной души и тела человека, всемерно противится намерению Божию о человеке и его назначению и старается осквернить, обезобразить, растлить его всякими грехами, особенно блудом и невоздержанием, неверием, вольнодумством, неправоверием, лукавством, всякими пристрастиями житейскими, вообще привязанностью к тленным вещам, завистью, роскошью, любостяжанием, жестокосердием и окамененным нечувствием! А потому каждый разумей содевать свое спасение со страхом и трепетом! Бог бо есть действуяй в вас и еже хотети и еже деяти о благоволении, по благой воле Божией (Флп. 2, 13).

Грешники несмысленные погасили светильники свои, данные им от Бога, – разум и совесть, попрали, как бессловесные, все дары природы, все богатство благодати Божией.

Во всяких лишениях земных и плотских люди скорбят, иногда безмерно, а ког да лишаются явно благодати Божией через грехи свои, тогда мало кто скорбит, и час то ни во что вменяют лишение ее. Крайняя сле пота и заблуждение падшего человека! Что важнее: душа или тело, плотское или душевное лишение? Лишение ли праха или лишение вечной жизни, лишение душев ного мира, правды, света, свободы, милости Божией? О буйи и слепии человецы, по безумию и несмыслию своему теряющие единое на потребу из-за безумного пристрастия к плоти и к миру! Образумьтесь когда-либо и бросьте пристрастие к миру – ведь мир скоро оставит вас, если вы его не оставите. Прилепитесь ко Господу всем сердцем, и Он никогда вас не оставит. Вечная истина и непреложная: Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет. Аще хощет душу свою спасти, погубит ю, а иже погубит душу свою Мене ради и Евангелия, той спасет ю (Мк. 8, 34–35).

Меня поражает, с одной стороны, величие даров Божиих человечеству в обессмертвовании, очищении, освящении, обновлении и обожении его природы; с другой стороны, лукавство человека, гордость, неверие, неблагодарность перед Богом, легкомыслие, намеренное религиозное невежество, кощунство над верою и чудесами; погружение в чувственность, пьянство, блудную нечистоту; злоба, зависть, непокорность родителям и властям, непочтение и презрение к старшим. Нужно решительное изменение, возрождение, обновление, иной образ мысли, верований, чувств, дел.

Есть ли какой помысл, самый нелепый, глупый, безумный, нечистый, дикий, есть ли какое самое нелепое, безумное, нечестное, лукавое, растленное чувство и нелепое, безрассудное, вредное и пагубное стремление воли, которых бы не была причастна наша падшая душа, хотя бы на минуту или на мгновение? Всякие духовные ветры, бури, смрады испытала душа наша по причине господствующего в сердцах наших природного растления и от влияния злых, нечистых, нелепых лукавых духов. И святые отцы горько сокрушались и болезновали в своей жизни и в своих писаниях об испытанных ими в жизни наваждениях, наводнениях всяких скверных, лукавых и хульных помыслов и о бурях бесовских, ибо демонам за грехи наши попущено всячески искушать нас, чтобы открылись действительные расположения и стремления душ наших, явилась и образовалась в нас крепкая надежда на Бога и утверждение в нас всякой добродетели.

Божественное начало в человеке – душа совершенно подавляется в преданном страстям, например пьянству, блуду, гордости, зависти, ненависти, корысти, лености, унынию, отчаянию, тщеславию, честолюбию, лукавству, лжи.

О, грешная душа, слепая, растленная, оскверненная! Как ты лукава, неправедна и блудлива! Ты засматриваешься на красоту лица и вожделеваешь сладострастно, не обращая внимания на образ Божий, коим украшена душа и коим красив и лик человека, и через то ругаешься Богу – Первообразу нашему. Ты видишь кривого, слепого, хромого, или больного, или некрасивого лицом – и отвращаешься его, презираешь, не любишь его. О, ученица диавола! Зачем волю сего прелестника и человекоубийцы творишь? Зачем образу Божию ругаешься? Смотри не на внешность, а на внутреннее, на душу бессмертную, и равно чти всякого человека, безотносительно к твоей алчной, сладострастной плоти, как повелено тебе Богом. Всякая душа, как образ Божий, прекрасна; а тело тленное получает всякие уродства в наказание, или урок, или во спасение души.

Ты – величавое и гордое существо, дымящееся своим умом и разными дарованиями, или своею красотой и силой, искусствами, знаниями, предприятиями и важными делами; размысли, из чего состоит твое тело бренное: из земли, воды, воздуха, огня и малого количества света и из бесчисленного множества малых червей и инфузорий; в самом деле ты – червь и весь состоишь из червей которых, если хочешь, можешь усмотреть и простым глазом, и вооруженным, через увеличивающее стекло; а по смерти ты делаешься весь в своем теле добычей червей. Вот твоя физическая сторона, которую ты так ласкаешь, бережешь сверх меры, лелеешь, холишь, удовлетворяешь в ее прихотях. Перестань гордиться, смирись перед нетленным вечным Творцом и не прельщайся видимым, но стремись умом и сердцем и всем существом к нетленному, невидимому, вечному и благоговей перед Создавшим тебя в двойственном существе, духовном и вещественном, нетленном и тленном, и прилежи о душе бессмертной, а тело, то есть его прихоти, отсекай.

2. Грех, его сущность и происхождение

Грех есть чудовище нелепое, безумное, льстящее, увлекающее, богопротивное, позорящее и убивающее душу. Всякий христианин должен знать твердо его качества и бороться с ним, отвращаться от него, не поддаваться ему. Несть наша брань к плоти и крови, но к началом и ко властем, и к миродержителем тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным. Облецытеся убо во вся оружия Божия, да возможете противитися в день лют, и вся содеявше стати (Еф. 6, 12–13).

Тля тлит (Mф. 6, 19). Под тлею разумеется грех, пристрастие к видимым благам: красоте, сладости, славе, богатству, роскоши. Да не прилепимся к твари вместо Твор ца. Видимое временно, невидимое вечно (2 Кор. 4, 18).

Грех есть беззаконие, мятеж против Бога, непокорение Ему и от Бога разлучение; грех есть бессмыслие, безумие, нелепость, безобразие, мрак, растление и расслабление души и тела, сласть обманчивая, смрад демонский, бешенство, непотребство, срамота, позор, смятение, буря вражеская, хлад, приводящий в оцепенение душу; волна диавольская, насилие бесовское; узы, связывающие душу, плен вражий, омрачение демонское, мука душевная, смерть временная и вечная. Если столь нелеп и бессмыслен, смертоносен грех, то почему мы не гнушаемся им, не перестаем слушаться его, творить волю его? По причине прелести его великой, по обаянию его, обману непрестанному, по причине временной сласти и временного удовлетворения самолюбия человека грешного, по причине омрачения, напускаемого грехом. Так есть прелесть гордости, прелесть злобы, прелесть пьянственная, прелесть чревная, прелесть чресл или блудная, прелесть лености и бездействия, прелесть сонная, прелесть своенравия и непослушания, прелесть сребролюбия и златолюбия, прелесть жестокосердия, прелесть тщеславия, роскоши, прелесть конских ристалищ, прелесть зрелищная, прелесть художественная, особенно жанровая, когда выставляет напоказ наготу одного из полов человеческого рода. С такой многообразной прелестью греха требуется христианской верой всегдашняя, неотложная, неослабная борьба и – для победы над нею – особенная благодатная помощь Божия, призываемая искушающимся; а чтобы получить эту помощь от Бога, нужна крепкая вера в Него, в Его скорую, всесильную помощь; только в Нем можно победить всякую греховную прелесть; а после победы над грехом душа приемлет мир от Бога, чувство внутреннего удовлетворения и исполняется благодарностью Богу за победу и за стояние в правде Его.

Конец ознакомительного фрагмента.