Вы здесь

Национальные отношения и государственное устройство России. Тема 1 «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ» КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА (Д. Н. Порфирьев, 2012)

Тема 1 «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ» КАК НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ДИСЦИПЛИНА

1. Предмет и методы курса

2. Место курса в системе общественных наук

Основные понятия и термины: национальные отношения, государство, государственное строительство, предмет курса, объект, метод.

В рамках курса «Национальные отношения и государственное устройство России» рассматриваются теоретические и практические аспекты государственного строительства, организации административно-территориального устройства, разработки и осуществления основных направлений национальной и региональной политики. Отдельные аспекты обозначенных проблем уже достаточно долгое время плодотворно разрабатываются в рамках других научных дисциплин, однако отсутствие комплексного подхода к их рассмотрению имеет и свои недостатки: так, зачастую тесно связанные друг с другом вопросы исследуются независимо, разрозненно, что, соответственно, не позволяет получить целостной картины изучаемого объекта или явления. Преодоление данного препятствия возможно с помощью междисциплинарных связей. По сути, междисциплинарным является и сам курс национальных и государственных отношений.

Предметная область курса расположена на стыке целого ряда общественных наук:

– этнографии и этнологии (происхождение и развитие этнических общностей);

– антропологии, культурологии и религиоведения (развитие культуры в различных человеческих обществах);

– психологии, конфликтологии и этнополитологии (изучение национального характера, менталитета; межнациональное общение, этнополитические конфликты);

– социологии и демографии (социально-экономические аспекты развития наций);

– политологии, теории и истории государства и права (государствоведение, анализ различных политических систем, форм административно-территориального устройства).

Особенностью курса является его ориентированность не только на теоретические стороны изучаемых проблем, но и на их практическую реализацию, в том числе в повседневной работе соответствующих органов государственной власти. Поэтому вполне уместно говорить о научно-практическом характере рассматриваемой дисциплины.

Предметная область курса включает в себя ряд проблем. Наиболее актуальной из них является проблема соотношения прав человека и прав этничности, прав индивида и групповых прав. Если в моноэтничных государствах эти права совпадают, то в полиэтничных государствах они могут расходиться. Среди других проблем можно выделить проблему самоопределения этничности, изучение современных этнических (национальных) движений, выявление причин межэтнических конфликтов, механизмы управления этими конфликтами, теоретическое обоснование проблем этничности в целом, истоки федерализма и государственности.

Объектом исследования является этничность в политической сфере общественной жизни. При этом выделяется несколько уровней этого предмета: личность как носитель определенной этничности, этническая общность и всевозможные этнополитические институты. На каждом уровне имеются свои особые экономические, социальные и политические интересы. Трансформация одних интересов, как правило, означает и обуславливает трансформацию других.

В целом для курса характерны большинство методов, применяемых при исследованиях политических процессов: сравнительно-исторические, эмпирические и системные. К сравнительно-историческим методам относятся историческое описание, анализ, сравнение, периодизация, ретроспективный и прогностический подходы. Все они дают возможность изучать общественные явления в контексте той исторической обстановки, в которой они возникли, характер их изменений в процессе развития, делать прогностические оценки на перспективу. Задача эмпирических методов: изучение политического поведения различных этничностей, их политической культуры, влияния этнических факторов на политический процесс в целом. Для этого используются подходы, заимствованные из этносоциологии. При культурологическом подходе изучается поведение людей, объясняется через господствующие в этнической культуре ценности и стереотипы мышления и поведения; при коллективистском – факты рассматриваются в контексте социальной деятельности этнических сообществ; при психологическом – политическое поведение этничностей объясняется через их потребность в позитивной этнической идеентичности. Системный подход позволяет изучать этническую политику государства в целом как комплексный процесс, выявляя на общем фоне развития различных этнополитологических явлений определенные элементы, прослеживая их взаимосвязь и взаимную обусловленность. Определите основные категории предмета.

Темы рефератов

1. Значение курса «Национальные отношения и государственное устройство России» в современных условиях.

2. Предмет и объект исследования курса «Национальные отношения и государственное устройство России» в современных условиях.

Контрольные вопросы

1. Определите предмет научного исследования курса «Национальные отношения…», его проблематику и методологическую основу.

2. Какими категориями оперирует данная дисциплина?

3. Какие методы используются при изучении предмета?

4. Выясните междисциплинарные связи и место национальных и федеративных отношений в системе общественных наук.

5. Раскройте практические аспекты курса национальных отношений и их связь с профессиональной деятельностью современных специалистов.

6. Какое значение национальные отношения имеют как научно-практическая дисциплина?

Литература: 3, 5, 9, 20, 26, 32.