Вы здесь

Научные труды ХГФ МПГУ. Тезисы докладов. К. А. Скворцов. Рисование как ведущий метод преподавания декоративно-прикладного искусства ( Сборник статей, 2012)

К. А. Скворцов

Рисование как ведущий метод преподавания декоративно-прикладного искусства

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) в одинаковой степени тяготеет к изобразительной деятельности и работе, связанной с ручным трудом. Методика преподавания ДПИ сравнительно молода и пока еще не сформировалась в стройную, завершенную дисциплину.

Выбор методов во многом зависит от субъективных особенностей преподавателя, но бесспорно в методику ДПИ должны войти методы преподавания трудового обучения, физики, изобразительного искусства, коррекционной педагогики и др.

Кроме указанных педагогических методов арсенал художественно-графических факультетов могут обогатить и методы, которыми люди пользуются в процессе изобретательства и рационализации с целью поиска и решения творческих задач.

К ним относятся:

– Метод проб и ошибок.

В отечественной бытовой и школьной практике имеет широкое распространение, но, к сожалению, мало эффективен.

– Метод мозгового штурма.

Заключается в коллективном выдвижении большого количества идей, в том числе фантастических и даже шутливых, из которых выбирается путь для решения поставленной задачи

– Синектика.

В некоторой степени является развитием «мозгового штурма». Для нее формируется группа из 5–7 человек, которые в процессе обсуждения направляются в нужное русло синектором.

– Морфологический анализ.

Заключается в выделении нескольких характерных признаков, перебирая сочетание которых можно выявить новые решения.

– Метод контрольных (наводящих) вопросов.

У большинства людей конструктивные идеи активно возникают при контакте с мыслями других людей. Но далеко не всегда находятся достойные собеседники. Поэтому вместо собеседника используется список специально подготовленных вопросов.

– Функционально-физический.

Сводится к переносу функции предмета из одной области в другую. После чего разрабатывается новое устройство.

– Ассоциативные методы поиска решений.

Фокальный метод – представляет собой перенос признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый. Метод гирлянд, случайностей и ассоциаций – дает большое число подсказок за счет дополнительного использования синонимов.

– Манипулятивный метод.

Это действие руками. Все замечали, что во время работы изготавливаемый объект, инструмент или выполняемое действие подсказывает пути новых решений.

Специфика нашей темы требует внимательно рассмотреть еще один метод, который в настоящее время почти забыт это – «Рисование». Он в значительной степени интегрирует с вышеуказанными, дополняет их и при этом имеет целый ряд собственных достоинств:

– Благодаря рисованию зародившаяся в голове человека идея превращается в конкретное материальное изображение.

– Рисунок для автора выступает как трансформируемое наглядное пособие по изучаемой проблеме.

– Продумывание на бумаге близко к лабораторно-исследовательскому методу – оно позволяет изучать объект и делать выводы.

– Этот вид деятельности включает так же элементы, характерные для ассоциативного и манипулятивного методов поиска решений.

– Помогает активному логическому созданию конструкции и художественного образа изделия как единого целого.

– Способствует выявлению «узких» мест и их усовершенствованию.

– Изображение подсказывает новые идеи и выступает в качестве «собеседника».

– Лежит в основе предстоящих обдумыванию этапов по изготовлению объекта.

– Формирует определенные умения и навыки, которые в дальнейшем потребуются при работе с материалом.

– Обладает наглядностью для быстрой передачи информации окружающим, позволяет задействовать метод коллективного обсуждения и переходу к совместной научной и художественно-конструкторской деятельности.

Рисование было излюбленным методом Леонардо да Винчи (1452–1519). Он на бумаге изображал и продумывал свои многочисленные изобретения, которые на сотни лет опередили время, в котором жил их автор.

Леонардо да Винчи постоянно носил привязанную на ремешке к поясу записную книжку, в которой помечал свои наблюдения: рисунки и мысли. При этом записи носили отрывочный и краткий характер. Дома он пересматривал свои беглые заметки, обдумывал их содержание и переносил в домашние тетради, рисунки и чертежи в которых часто отличались тщательностью и продуманностью.

Огромное значение рисованию придавал и известный швейцарский педагог Адольф Дистервег (1790–1866), он писал: «Научиться видеть можно только при помощи рисования…» и дальше добавлял: «Несомненно, что тот кто один час рисует, приобретает в силе наглядного восприятия больше, чем тот, кто 10 часов только смотрит».

В нашей стране утверждения известного педагога получили развитие в 1920‑х годах при формировании методов работы в трудовой школе. В частности А. Н. Челюсткин отмечал: «Занятия рисованием должны являться методом обучения и сливаться с другими предметами. Ни одна область преподавания не может обойтись без рисования, так как наш язык недостаточен для выражения зрительного чувства». Он считал, что уметь рисовать – значит увеличивать способность выражать свои мысли, оно способно добавлять и даже частично заменять письмо, в том числе и при проверке знаний.

Для нас интересны и другие выводы А. И. Челюсткина. Например, рисование чрезвычайно близко детям, так как оно заложено в человеке исторической памятью: «Рисование и рассказывание были задолго до появления письменности». Рисование обязательно должно носить утилитарный характер и иметь приложение к ручному труду и производству, а также выступать как средство, значительно повышающее интерес к предмету.

Труды А. И. Челюсткина, несмотря на то, что они были написаны почти сто лет назад, актуальны и в настоящее время. Если сказать современным языком, то он утверждал о необходимости интеграции образовательных областей: «Если ручному труду в плане занятий как методу отводится большое и видное место, то успех применения этого метода в значительной степени зависит от графической подготовки и художественного видения исполнителя той или другой работы».