Вы здесь

Научные труды ХГФ МПГУ. Тезисы докладов. И. А. Башкатов. Реалистическая школа рисунка и скульптуры как сложившийся основополагающий компонент в подготовке художника-педагога ( Сборник статей, 2012)

И. А. Башкатов

Реалистическая школа рисунка и скульптуры как сложившийся основополагающий компонент в подготовке художника-педагога

Опыт системного обучения рисунку и скульптуре в педагогических вузах на современном этапе сложился на основе исторического анализа и обобщения опыта преподавания этих дисциплин от раннего Возрождения и включает в себя опыт современных европейских и русских академических школ. В основу этой системы были заложены базисные разработки в области философии искусства, психологии восприятия, передовой педагогической мысли. Обобщая опыт исследований по психологии восприятия, преподавание скульптуры и рисунка основывается на новейших исследованиях художественного восприятия.

Психологи указывают на неразрывность зрительного и осязательного восприятия, подчёркивают, что в процессе восприятия главная роль отводится мышлению. Система обучения на современном этапе основана на реалистическом изображении, которое строится на основе геометрального и натурального методов обучения.

В основу системы художественно-педагогического образования были положены принципы и позиции реалистического искусства, благодаря стараниям и влиянию Д. Н. Кардовского, который имел большое количество учеников и последователей, развивших и укрепивших тот опыт и традиции, которые были заимствованы из прошлого.

В системе художественно-педагогического образования рисунок является основной учебной дисциплиной. Данная дисциплина имеет неограниченные возможности для развития творческих способностей студентов на приобретение умений и навыков реалистического изображения. На художественно-графических факультетах при обучении академическому рисунку положен принцип единства теории и практики. Это является обязательным и необходимым условием подготовки квалифицированных специалистов.

Основой системного подхода в изучении рисунка Кардовского была обрубовка, то есть принцип упрощения сложной формы предметов до наипростейшей. Такой системный подход к обучению рисунка является основным и принципиальным на художественно-графических факультетах педагогических вузов.

Процесс заключается в следующем: ученику необходимо облегчить задачу, упростить форму. Когда он поймёт её основу, ему можно разрешить переходить к уточнению. Сложную форму ученик должен в начале что называется обрубить. Для примера, чтобы нарисовать нос, надо руководствоваться тем, что он есть призма, ограниченная в пространстве четырьмя плоскостями, но рисовать нужно живой нос, а не призму. Этот же метод изображения – от простого к более сложному – является основным и при изучении скульптуры.

В 50‑е и 60‑е годы прошлого века проблемы преподавания и обучения рисунку на основе рисования с натуры обогатились целым рядом научно-исследовательских работ Е. М. Белютина, Г. Б. Смирнова, А. Барщ. Особо следует сказать об исследовательских работах В. И. Киреенко (Исследования основных способностей к рисованию. Изв. АПН РСФСР. Вып. 13. 1948), Н. Н. Волкова (Восприятие предмета и рисунка. М., 1950), С. В. Кравкова (Цветовое зрение., М. 1951), В. И. Кириленко (Психология рисунка и живописи. М., 1954), Б. Ф. Ломова (К вопросу о физиологическом механизме восприятия рисунка. Материалы совещания по психологии. 1957). Н. Н. Волков в своей работе говорит, что восприятие предмета в процессе рисования не должно сводиться к пассивному созерцанию. Оно состоит из ряда целенаправленных зрительных суждений. «Надо учить логике восприятия объёмных форм для того, чтобы на глаз решать всё более и более сложные вопросы перспективного изображения» [Н.Н. Волков Восприятие предмета и рисунка. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. С. 106.].

Сложную объёмную форму можно разбить на ряд отдельных «планов». Это куски поверхности, более или менее ясно ограниченные от смежных кусков. Границы таких кусков составляют, по-видимому, часть того самого каркаса формы, перспективу которого надо увидеть, каркаса, который, в частности, так ясно выделял, по рассказу Репина, рисунки чистяковцев. Но каждый «план» формы повёрнут под своим углом к источнику света и, следовательно, обладает своей степенью освещённости. Границы или переходы между «планами» непосредственно видны, ибо прямо определяются различиями видимой светлоты. Благодаря освещению форма обнаруживает для глаза свою логику, распадаясь на ряд ясных планов, поэтому и кажется, что именно передача переходов света, полутонов, теней лучше всего определяет форму и гарантирует объёмную убедительность рисунка. Удачное освещение выявляет форму, неудачное, напротив, затрудняет её восприятие. Правильно поставленные и освещенные постановки при работе с натуры в наибольшей степени способствовали более чёткому и обоснованному выполнению учебного задания.

Следующая исследовательская работа, которую мы отметим, это работа Е. И. Игнатьева «Теоретические вопросы исследования процесса рисования по представлению». В своей работе Игнатьев указывает, что всякий реалистический рисунок, рисунок с натуры, рисунок по памяти, по представлению, есть отображение действительности. Отражением реальной действительности является не только рисунок, который выполнил профессиональный рисовальщик, но и любитель и человек всякого возраста даже самого младшего.

Качество в изображении предметов на всех возрастных этапах может быть радикально улучшено, если мы поможем рисовальщику увидеть и глубже понять изображаемый предмет при помощи подготовительных набросков, зарисовок с разных сторон, увидеть, проанализировать и понять ошибки в своём рисунке.

Обычный зрительный образ совершенно не достаточен для полноценного реалистического изображения. Для рисования требуется ещё и специфическое представление хода изображения, нужен сложный образ. Сложный образ – это последовательное представление цельной цепи образов, которые являются оживлением следов в коре головного мозга от восприятия своего рисунка в процессе рисования и лепки с натуры. Сложный образ -это динамическая система временных связей. Чем больше временных связей, тем отчётливее и чётче образ. Любое изображение с натуры, по памяти, по представлению нуждается в систематическом совершенствовании умения углубленно видеть предметы и обязательно должно опираться на возможно большую практику в рисовании с натуры, изучение натуры с различных сторон.

С 1959 года в СССР создаётся сеть художественно-графических факультетов при педагогических институтах.

Разработана система обучения специальным дисциплинам, которая тесно связана с психологическими исследованиями в области восприятия и познания окружающей действительности. Любое изображение с натуры, по памяти, по представлению нуждается в систематическом совершенствовании умения углубленно видеть предметы и обязательно должно опираться на возможно большую практику в рисовании и изучении натуры с различных точек зрения. В настоящее время при обучении реалистическому рисунку на художественно-графических факультетах, опираясь на старые академические традиции русской художественной школы, кроме натурного метода обучения рисованию и скульптуре, широко применяется метод копирования с гипса.

Из воспоминаний К. Брюллова идеальным для художника является такое глубокое знание предмета, которое давало бы ему возможность овладеть умением изобразить его с натуры и по представлению совершенно свободно. Для этого художнику опять же необходимо чётко и конкретно изучить данный предмет при помощи рассматривания его со всех сторон, понять и прочувствовать его конструкцию и форму.

Так же в области обучения реалистическому рисунку приобретает актуальность проблема способам приобретения знаний. Приобретение знаний обусловливает характер использования этих знаний в жизненной практике. Способ приобретения знаний в процессе обучения реалистическому рисунку, в котором имеет место только изображение предметов в случайных единственных положениях, изображение предметов только с одной фиксированной точки зрения, не может ответить потребностям жизненной практики. Наиболее эффективен в этом плане способ глубокого изучения предметов для последующего изображения их с различных точек зрения. В первом случае мы будем иметь поверхностные, неглубокие знания, а во втором более глубокие и обстоятельные.

Основой обучения рисунку является рисование с натуры. Только в процессе непосредственного изображения студенты формируют профессиональные умения и навыки, развивают зрительную память и воображение, что активизирует процесс эстетического восприятия.

Скульптура и пластическая анатомия на художественно-графических факультетах педагогических институтов и университетов имеет немаловажное значение в деле профессиональной подготовки. Решение основных учебных задач предмета скульптуры на художественно-графических факультетах направленно на то, чтобы изучить законы реалистического искусства, сформировать пластическое мышление, оптимально организовать процесс приобретения студентами знаний, умений и навыков для творческой и педагогической работы.

Художники-педагоги должны уметь не только грамотно лепить, но и ясно представлять методику лепки. В связи с этим преподавание скульптуры строится так, чтобы студенты обдуманно, в строго методической последовательности выполняли каждое задание.

Преподавание скульптуры так же, как и рисунка, способствует активизации образного мышления учащихся. Ещё Леонардо да Винчи указывал на тот факт, что зрение и рисование активно дополняют друг друга, способствуют лучшему представлению формы. Нужно пойти дальше в изучении объектов изображения, необходимо его изучать при помощи зарисовок и лепки. Важно, чтобы студенты много рисовали, выполняли быстрые наброски, которые активно развивают чувство большой формы, формируют целостность восприятия объекта и изображения.

По Чистякову, рисующий никогда не должен рисовать молча. Рисование – это как бы разговор с самим собой. Так же и в скульптуре. Студенты за время обучения должны пройти путь развития рассуждения, содействующего правильности и точности изображения, путь развития ответственности за правильность каждой линии, каждого штриха, каждого прикосновения к глине.

Очень понятна и близка позиция современных педагогов В. С. Кузина, Н. Н. Ростовцева, Е. В. Шорохова, В. К. Лебёдко, А. А. Унковского, С. А. Гавриляченко и других, которые, говоря и рассуждая о процессах обучения, считают проблему изобразительной грамотности основополагающей.

Первостепенной задачей обучения учителей изобразительного искусства является их профессиональная подготовка в специальных дисциплинах. Подтверждение тому можно найти в теоретических и практических разработках мастеров искусства нашего времени. Так, например, М. И. Курилко, опираясь на опыт предыдущих поколений, в том числе на учение П. П. Чистякова, говорит о том, что реалистический учебный рисунок может получиться лишь тогда, когда студент, рисуя, не просто следует зрительному чувству и впечатлению, а включает сознание, где происходит отбор главного и отбрасывание второстепенного.

Развитие осмысленного зрения – цель учёбы, основа реалистического рисунка.

Следует вспомнить в этой связи об объёмно-пространственном мышлении, без которого невозможно фантазировать, сочинять, творить, писать и рисовать на двухмерной плоскости трёхмерные объёмы. Недаром в XVI веке в Италии учили объёмному рисунку с помощью скульптуры. В этом подходе прослеживается прямая взаимосвязь обучения рисунку и скульптуре как к примеру, взаимообусловленность процессов развития объёмно-пространственных представлений и изучения натуры. На современном этапе обучения этот метод практически забыт.

С. А. Гавриляченко подчеркивает, что одной из проблем сегодняшнего обучения является забвение смысла ряда фундаментальных заданий. Он обращает внимание на «…нарастание имитационных форм рисования, непонимания значения первичных аналитических заданий (объёмно-пространственное, конструктивное рисование геометрических тел), упадок культуры рисования «гипсов», некачественную проработку, исчезновение такого задания, как «контрапост», непонимание сложно проработанного тонального рисунка».

Академическая школа должна оставаться основой системы художественной подготовки художника-педагога, тогда и возрастёт её роль как эталона, относительно чего можно оценивать любые новшества. Для этого необходимо сохранить существующие взаимосвязи специальных предметов, которые взаимодополняют друг друга и повышают эффективность обучения.

Литература

1. Н. Н. Волков. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 507 с.

2. Искусство рисунка: Сборник статей и публикаций / Сост. Г. В. Елыиевская. – М.: Советский художник, 1990. – 368 с, ил.

3. В. К. Лебёдко. Представление о пространстве и искусство. М.: Прометей, 1993. 108 с.

4. Сессии Академии художеств СССР [Текст] / 8 сессия. Вопросы художественного образования. Доклады, премия и постановления. 26 31 марта 1957. М.: Государственное издательство «Искусство», 1957. 442 с.

5. Художественно-педагогическое образование: Содержание, проблемы, перспективы: Материалы всерос. науч. – практ. конф. Ростов н / Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 2001. 382 с.