Вы здесь

Научные труды ХГФ МПГУ. Тезисы докладов. Ю. А. Овчарова. Проблема традиций в современном декоративно-прикладном искусстве ( Сборник статей, 2012)

Ю. А. Овчарова

Проблема традиций в современном декоративно-прикладном искусстве

Необходимость взаимосвязи современного авторского искусства в области ДПИ с традициями народного творчества неоспорима. Из года в год становится всё более актуальной проблема творческой идентичности в условиях массовой культуры, в ситуации быстро меняющегося культурного контекста. Эта проблема привлекает всё большее внимание среди творческих людей.

В наше время наиболее актуальна задача обеспечения преемственности традиций народного творчества, способствование их возрождению и сохранению. Поиск нового образа и новых форм в современном искусстве неразрывно связан с изучением и умелым преобразованием накопленного веками художественного опыта. Творческое воображение российских художников должно питаться и вдохновляться непосредственно от первоисточников, т. е. от русского народного искусства как части российской культуры и истории. Ещё Дягилев подчёркивал важность начинания, имеющего своей целью синтетически обобщить, аккумулировать наследие мировой культуры для поисков новых средств воплощения в современном искусстве быта. Сравнивая прикладное искусство Европы с искусством России, он утверждал, что если образцом синтетического стиля в Западной Европе является готика, то для России такой сокровищницей может явиться русское народное искусство.

В современном искусстве необходимы преемственность и сохранение народных традиций, преломление их на новом витке культурного развития. Ведь, как известно, художественный образ – это всегда новое сочетание того, что художник видел и слышал в разное время в разных местах. Подлинное произведение искусства делается как бы посредником между людьми и эпохами, т. к. в нем выражаются мироощущение, мировоззрение, нравственные и общественные идеалы автора, живущего в определённом обществе, и являющиеся, соответственно, выражением мироощущения и идеалов общества, в котором живёт художник. Искусство невозможно без непосредственного чувственного восприятия, без эстетического, эмоционального восприятия и переживания действительности.

Одна из задач современных художников ДПИ – привлекать самую широкую аудиторию к активному восприятию искусства и формированию у неё высокого эстетического вкуса. Произведения декоративно-прикладного искусства являются существенной частью окружающей человека предметной среды. ДПИ – это, прежде всего, созидание и преобразование мира по законам гармонии и красоты, оно требует целесообразности и целенаправленности творчества. Оно призвано вызывать у зрителя чувство и ощущение прекрасного.

Издревле человек стремился выразить необъяснимое. Он идеализировал и символизировал явления, сотворял собственные аллегории. Люди, создавая предметы быта, раскраски, татуировки тел, пещерные и наскальные росписи, старались придать форме и поверхности изделий особую привлекательность, наделяя их магическим смыслом.

Эпоха Возрождения раскрыла возможности декоративно-прикладного искусства. В этот период происходило постоянное совершенствование мастерства ремесленников и повышение художественных качеств изделий. Благодаря этому декоративно-прикладное искусство вышло на новую ступень развития и, постепенно выделяясь из ремесла, перешло в особую, высшую форму художественного творчества мастеров-ремесленников.

Создавая произведения ДПИ и оформляя предметно-пространственную среду, художники привнесли в этот процесс содержание.

В декоративно-прикладном искусстве вещь имеет двойную ценность, двойное содержание. Она ценна как полезный предмет и как произведение искусства, причём вторая ценность нередко превышает первую. В вещи выражаются качества самого творившего. В таком случае она является материальным воплощением физических и духовных сил её творца. В сферу декоративно-прикладного искусства входит громадное количество окружающих нас предметов быта и труда. И во всех них запечатлена попытка создать художественный образ.

В декоративно-прикладном искусстве ценными остаются не его декоративность, не материал, не узор или орнамент, а проявление разумного предметного творчества, предметная сущность, способность придавать целесообразной вещи новые формы и пропорции, пространственность, эмоциональную насыщенность.

Возникнув в глубокой древности, ДПИ всегда было одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала ХХ века и с художественным конструированием, дизайном и архитектурой.

Декоративно-прикладное творчество всегда было, есть и должно быть главным проводником искусства в повседневной жизни человека.

В современном искусстве необходимы преемственность и сохранение народных традиций, преломление их на новом витке культурного развития. И кому, как ни молодому поколению художников продолжать и развивать веками накопленный опыт в области искусства. А декоративно-прикладное искусство, которое нас окружает повсюду, с детства воспитывает у нас художественный вкус и трепетное отношение к своей культуре -это проявляется особенно ярко.