Рынок узкоспециальных изданий
Перед тем, как приступать к подготовке научной книги, необходимо иметь представление о книжном рынке.
Существует два главных сегмента книжного рынка: книги для массового читателя и книги для специалистов. Книги для специалистов делятся на различные типы: справочники, монографии, учебники, инструкции к приборам и т. п. Например, в пору первых компьютеров в нашей стране появилось много так называемых технических писателей – это специалисты, превращавшие «хелп» компьютерных программ в собственные монографии.
В свою очередь, все эти книги можно разделить на две категории: издания, у которых имеется конкретный платежеспособный заказчик, и издания, у которых заказчиком (покупателем) является неопределенное число физических и/или юридических лиц. И из этого неопределенного числа физических и/или юридических лиц каждый готов приобрести предлагаемую книгу, но оплачивать все затраты на её подготовку и изготовление не намерен.
Конечно, перед тем как начать издание своей книги самостоятельно, следуя моему опыту, стоит обратиться в российские издательства и предложить им рискнуть деньгами на издание потенциально окупаемой книги или поискать издателя на Западе с помощью сети Интернет.
Однако мы основное внимание уделим наиболее сложному случаю, а именно: подготовке и изданию научной монографии без внешней финансовой поддержки, а затем её реализации с целью получения средств для оплаты труда автора и средств для издания новой книги.
Научная книга в книжном бизнесе
В области книгоиздания меня интересовали все проблемы, но особенно меня привлекали научные книги. Многие из любимых учебников по химии были переводными монографиями, изданными на русском языке. И когда я увидел в Библиотеке иностранной литературы оригиналы этих монографий, меня потрясло качество и солидность издания специальных книг в западных странах, а также их цена.
Когда я после окончания института пришел работать в Институт металлургии Академии наук СССР, в его библиотеке была постоянно действующая выставка монографий специалистов Института, изданных западными издательствами. Мне было ясно, что дорогостоящий перевод и издание этих книг были предприняты не из-за высоких должностей и званий авторов – академиков, профессоров, как часто бывало у нас, а по другой причине.
Я попытался выявить эту причину. И после долгих раздумий и анализа я понял, что для дальнейшего развития мировой науки особую ценность представляет квалифицированное обобщение работ в какой-либо области. Ведь названия переведенных монографий говорят сами за себя: «Титан», «Селен и селениды», «Металлургия благородных металлов», «Рений и его сплавы».
Наши специалисты, в отличие от западных, получали в отечественных вузах универсальное образование, и поэтому они способны шире взглянуть на какую-либо проблему. Западный ученый или инженер просто боится перейти границы своей области деятельности из-за узкоспециального образования.
Здесь также сказывается и боязнь потери грантов от фирмы, которую интересует решение своей частной проблемы. Очень хорошо эту ситуацию описал Михаил Задорнов в своих заметках в журнале «Вояж»: «Мы-то думали – на Западе образование! Нет! У них узкая специализация. Он получил бакалавра, и теперь он врач по правой ноздре. В правой он все знает. Проблемы с левой – обращайтесь к другому специалисту. Они как винтики в механизме – каждый на своем месте. Им не нужен кругозор».
Следует сказать, что специалисты в отечественной науке бывают разные. Много раз я слушал на собрании Отделения АН СССР по рассмотрению кандидатур в члены Академии отчеты о достижениях кандидатов – они докладывали о сотнях опубликованных работ (некоторые о тысячах), но при этом не имели ни одной опубликованной монографии. Любая монография поднимает научный вес соискателя, изложенные мысли автора открывают новые горизонты, позволяют молодым специалистам быстрее войти в курс определенной области знаний, так как, опираясь на обобщенный материал, легче найти себя в науке.
Научная книга в условиях рыночной экономики представляет собой особый товар, который должен удовлетворить потребности потенциального покупателя. В США и Западной Европе издаются тысячи узкоспециальных монографий и почти все окупают себя – благодаря спросу со стороны научных библиотек, помощи спонсоров и др. В Германии социально значимые книги получают поддержку общества благодаря Закону о минимальной цене книги.
По указанному закону все магазины должны по всей стране продавать любые книги по фиксированной цене, получая скидку от издательства. Даже если спрос на книгу велик, и цену можно было бы снизить, Закон запрещает это делать. Рыночный закон спроса и предложения нарушается, но благодаря этому появляются средства для поддержки других изданий, и книгоиздание в Германии процветает.
В США решающую роль в поддержке научной или учебной книги играют библиотеки университетов и колледжей, которые скупают до половины тиража книги. Совет нашим бизнесменам: если желаете помочь своему вузу, дайте деньги его библиотеке.
Необходимо сказать, что уже в девяностые годы крупные государственные издательства почти перестали издавать техническую литературу, многие вообще исчезли, вследствие этого на рынке царит книжный голод на такую книгу. Для промышленности совсем не издаются книги по экологии, современным методам управления, почти нет литературы для экспортных сырьевых отраслей – по анализу цветных металлов и сплавов, сортаментам стали, требованиям к нефтепродуктам.
Сегодня на книжном рынке России основную массу литературы издают частные издательства. Они практически удовлетворили первоначальный спрос на приключенческую литературу, женский роман, литературу о здоровье, словари, литературу по садоводству, для автолюбителей, на компьютерную и бухгалтерскую литературу, юридические справочники и на различные энциклопедии. В этих областях конкуренция все возрастает, цена книг падает, к тому же пираты в интернете своими действиями блокируют получение хотя бы минимального дохода.
Но многие современные российские издатели такой литературы просто не знают, что научное и специальное книгоиздание на Западе при правильной организации дела и соблюдении законов об охране авторских прав, в том числе законов об охране авторских прав в цифровую эпоху, относится к одной из самых высокоприбыльных сфер книжного бизнеса с большими объемами продаж.
Во-первых, выпуск научной литературы оказывает огромное влияние на развитие общества.
Во-вторых, это экспортная отрасль. Любая монография, в которой сделано широкое обобщение актуальных работ, почти наверняка будет приобретена для издания на английском языке.
В-третьих, цены на научные книги значительно выше, чем на другую литературу и не изменяются в зависимости от спроса.
В-четвертых, отечественная промышленность требует массу современной технической литературы на русском языке, которую предприятия готовы покупать по мировым ценам.
И в-пятых, в нашей стране начинается новая индустриализация, народному хозяйству требуется литература для новых промышленных и сельскохозяйственных производств, в том числе для импортозамещения.