Вы здесь

Научная книга: от замысла до читателя. Введение (Г. С. Фомин, 2015)

Введение

Подготовка и издание монографий и справочников в течение ближайших десятков лет является той рыночной нишей для отечественных специалистов, где они могут реализовать свое честолюбие и заработать деньги.

Область подготовки и издания монографий сегодня открыта независимо от возраста, и российские ученые, которые пока остались в своих НИИ и КБ почти без молодежи, могут помочь новым поколениям через свои книги освоить любимую область науки. Скажу больше – это их профессиональный долг перед будущими поколениями возрождающейся державы.

В 80—90-е годы ХХ века в книгоиздании благодаря компьютеру произошла технологическая революция, сравнимая по масштабу с революционным переходом от рукописной книги к книгопечатанию. Любой гражданин нашей страны, решивший выпустить свою книгу, может выполнить на компьютере всю работу по подготовке текста и изготовлению оригинал-макета и издать её без долгих проволочек благодаря отмене цензуры российским Законом о печати 1990 года.

С июля 2014 года в сети Интернет функционирует Ridero – электронная издательская платформа для независимых авторов. Разработанная в России, платформа Ridero позволяет авторам любых жанров за несколько минут бесплатно превратить книгу из рукописи (например, файла Word) в полноценно сверстанную электронную и/или бумажную книгу с последующим размещением ее в ведущих онлайн-магазинах (Озон, Litres и других). Цель Ridero – позволить авторам не зависеть от издательских вкусов, рыночного цикла и закрытой системы книжного распространения.

Решив самостоятельно написать и издать свою книгу, необходимо включиться в книгоиздательский бизнес с его правилами и законами. И я хочу ознакомить читателей со своим многолетним опытом работы в данной области.

Подробнее о книгах

Я всегда любил книги. И любил не только читать их, но и интересовался также процессом их создания и издания.

Почти сорок лет назад я увлекся переплетом книг своей библиотеки. Вскоре десятки книг в мягкой обложке оделись в красивые твердые переплеты. Попутно пришлось изучить технологию переплетного и книжного дела.

В это же время в западных журналах, издававшихся на русском языке и распространявшихся в СССР, мне попадались интересные статьи о книгоиздании в Европе и Америке. Еще студентом в 1966 году прочитал статью о книгоиздании в Великобритании, которая была опубликована в журнале «Англия» №17.

Конечно, в те годы для нас было несколько удивительно читать, что «в Англии любой гражданин может стать книгоиздателем…», законом не ограничено «индивидуальное право книгоиздателей печатать все, что они сочтут нужным, а также устанавливать цену на книги» или что «значительное количество книг издают небольшие фирмы и новые книгоиздательства, в которых весь штат иногда состоит из одного человека». Хорошая статья про писателей в Великобритании была опубликована в 1973 году в журнале «Англия» №45.

Интересным был факт, что «книжное издательское дело в Англии в значительной мере сфера деятельности относительно небольших предприятий», и «что никто не вправе давать книгоиздателю указания относительно того, какие книги он может, а какие не должен издавать», а также то, что «именно читатель решает, какая из изданных в текущем году книг принесет автору широкую известность и, может быть, богатство, а какие канут в безвестность», то есть «всякий, взявшийся печатать книги, имеет полную свободу выбирать свою дорогу к банкротству».1

Навсегда запомнился следующий абзац этой статьи – «Нужно сказать, что книгоиздатели в Англии живут в атмосфере неопределенности. Их задача в первую очередь состоит в том, чтобы определить потребности читающей публики и организовать процесс издания книги. Несмотря на то, что их собственная роль не имеет творческого характера, книгоиздатели утешаются сознанием того, что те, кто творит, и среди них писатели всех жанров, находят своих читателей, а читатели самых различных вкусов имеют возможность при помощи книг расширить круг своих знаний и обогатить свой досуг». В общем, статьи этого журнала и других, упомянутых в этой главе, актуальны и сейчас, прочитайте их на сайте.2

Интересную статью в 1971 году я прочитал в журнале «Америка», на титульном листе которого было написано «Книгоиздательство: захватывающее и интересное дело». В статье журнала о малой прессе говорилось «Одна из главных причин существования малых издательств – это их узкая специализация… Они печатают – и весьма успешно – книги, которые из-за чересчур узкой тематики или своеобразия не рискнет издавать ни одна крупная фирма».

Не менее актуальны статьи о книгоиздании, опубликованные в немецком журнале «Гутен Таг», который выходил на русском языке в конце прошлого века. В журнале «Гутен Таг» №9 за 1982 год подробно освещены проблемы малых издательств, в №10 за 1985 год рассмотрены вопросы реализации тиража, №12 за 1988 год был посвящен новым компьютерным технологиям создания книги.

Указанные источники помогли мне как в создании своих книг, так и в их издании и распространении. С отменой цензуры в России в 1990 году, введением рыночных цен в 1992 году все, что было описано в этих статьях, можно было реализовать в своей стране.