Вы здесь

Научись татуировке. Полноценное пособие для обучения. Часть 1. История возникновения и развитие татуировки (Федот Федотов, 2011)

Часть 1

История возникновения и развитие татуировки

История татуировки

(Самая неконкретная глава)

Сейчас уже невозможно установить все цели, для которых человек использовал татуировку в древности, а точная дата зарождения этой традиции теряется в глубине веков, прожитых человечеством.

Исследователи обнаружили, что практически все первобытные племена применяли татуировку, скарификацию (нанесение шрамов) или клеймение. Как только первобытные люди научились изготавливать скребки, ножи и иглы, тут же следом пришли знания об этих способах маркировки тела.

Но поскольку моё произведение именно о татуировке, о ней, родимой, здесь и пойдёт речь.

Первым делом я хочу сослаться на авторитет, мнение которого вряд ли может быть незамеченным.

Знаменитый английский учёный Чарльз Роберт Дарвин (1809 – 1882) совершил кругосветное путешествие в качестве натуралиста на корабле военно-морского флота Великобритании Beagle («Бигль») с 1831 по 1836 год. Изучая культуру различных этносов, он в своём дневнике сделал интересную запись примерно такого содержания (точную цитату отыскать, к сожалению, не удалось): «Все без исключения народы мира знали и использовали татуировку для украшения, идентификации соплеменников или в других, непонятных современному человеку целях».

На самом деле самые ранние археологические находки – фрагменты приспособлений, которые могли быть использованы для нанесения колотых или резаных рисунков на коже, достигают возраста 40 000 лет. Это острые кремниевые резцы, заострённые раковины морских моллюсков, глиняные и деревянные плошки, глиняные диски с маленькими отверстиями, в которые вставлялись иглы, сделанные из рыбьих костей и костей животных.

Раскопки захоронений периода палеолита показывают, что на костяных останках многих первобытных людей, мягкие ткани которых давно истлели, наблюдаются следы мела, извести, древесной золы, каменного угля, охры. Учёные предполагают, что это следы нанесённых на тело татуировок или рисунков на коже. Кроме того, повсеместно в непосредственной близости от «орудий» татуировщиков каменного века были найдены всевозможные фигурки, изготовленные в тот же временной период из камня или глины, на которых были нанесены некие графические знаки и узоры. По мнению специалистов, эти узоры также могут символизировать татуировки.

Читая произведения, освещающие историю этой маркировки тела, можно заметить, что способы нанесения рисунка часто привязываются к определённым областям проживания отдельных народов. Однако континенты и огромные расстояния между ними вовсе не могли быть преградой как для контакта различных наций и культур, так и для распространения татуировки. Конечно, татуировка во множестве случаев была открыта и развивалась у каждого этноса самостоятельно. Но она вполне могла являться и одной из форм культурного обмена между народами.

А сейчас хочу посвятить несколько строк моему кумиру, знаменитому этнографу, путешественнику и реконструктору-испытателю судов древности Туру Хейердалу (1914 – 2002).

Норвежский учёный выдвинул гипотезу, опубликованную в 1952 году, в которой настаивал на американском происхождении полинезийцев – жителей островов, расположенных в Тихом океане. На основе собственных исследований он доказывал, что большинство островов Океании были заселены выходцами из Южной Америки, а не азиатами и австралийцами, как считают большинство учёных. Объясняя эти теоретические предпосылки, он руководствовался схожестью обычаев, традиций островитян Полинезии. И особенно одинаковых до мельчайших подробностей легенд об их предках, пришедших с востока на больших плоскодонных судах из страны Пур (Перу?).

Дополнительно свои доводы он подкрепил успешным плаванием от берегов Перу до островов Туамоту (Французской Полинезии) на реконструированном древнем индейском бальсовом1 плоту, осуществлённым на пять лет ранее, в 1947 году. Покрыв расстояние в 4300 морских миль, ещё с пятью товарищами Тур Хейердал заодно доказал удивительные мореходные качества этого парусного плота, который с приходом испанцев был даже запрещён властями южноамериканских стран. Считалось, что плавание на этом судне, не имеющем киля и рулевого весла, опасно для жизни…

Кстати, согласно полинезийским преданиям, предки полинезийцев, пришедшие на острова Океании около 500 года н.э., принесли с собой и традицию нанесения на тело татуировок. А парусный плот экспедиции Хейердала был назван «Кон-Тики» в честь первого полинезийского вождя Тики, которого считают родоначальником этой традиции. Легенды Перу тоже упоминают некий мудрый народ, возглавляемый вождём, или, как его еще называли, «Солнце-королём» по имени Тики, который полностью исчез с материка в неизвестном направлении, не выдержав противостояния с воинственными инками. И лишь оставив индейцам в наследство грандиозные архитектурные сооружения – в основном, как считают учёные, религиозного значения.

Позже, анализируя археологические раскопки на разных континентах, норвежский этнограф пришёл к потрясающему предположению о контактах человеческих цивилизаций Ирака, Индии, Аравийского полуострова, Северной Африки, Европы, Южной и Северной Америки, а также островов Тихого океана. Первый контакт между Африканским континентом и Центральной Америкой, как считает не только Хейердал, но и некоторые учёные, называемые диффузионистами, состоялся более 3000 лет до н.э.

Примечательно, что календарь майя – древнего, необычайно высокоразвитого народа Центральной Америки – начинал своё летосчисление нулевым годом, в пересчёте на европейский календарь это был 3113 год до н.э.

А свои догадки, как и первый раз, Хейердал проверил, построив и успешно испытав три древних корабля, связанных из стеблей тростника, которые когда-то использовались практически всеми народами побережья указанных регионов задолго до появления деревянных кораблей с полым корпусом.

Отважный потомок викингов, учёный два раза совершил дрейф через Атлантику из Африки к Карибским островам. Это были экспедиции на лодках «Ра» в 1969 году и «Ра-2» в 1970-м. А в третьей экспедиции Хейердал избороздил северную часть Индийского океана, посетив Пакистан, Аравийский полуостров, Африку и побывав на некоторых островах Персидского залива. Все места, которые посетила третья экспедиция на папирусной лодке «Тигрис» в 1977 году, связаны между собой археологическими находками, историческими и письменными источниками и легендами, доказывающими существование контактов между народами, населявшими эти территории примерно 2500 лет до н.э.

И даже противники гипотез норвежского этнографа признают изумительную смелость мореплавателей древности, которые совершали на своих древних судах переходы на гигантские расстояния – по длине гораздо более значительные, чем путь, пройденный первой экспедицией Колумба в поисках Индии.

Кстати, путешествие Тура Хейердала на бальсовом плоту в два раза превышало путь, пройденный Колумбом от Европы до Карибских островов.

Я тоже позволю себе предположение, что вместе с обычаями, орудиями труда, методами выращивания культурных растений и способами строительства жилищ и храмов мода на татуировку была перенята при контактах человеческих цивилизаций. Мореходы древности, по моему мнению, и распространили татуировку на пять континентов земного шара.

А вот самую древнюю местность, откуда по миру стали распространяться «вечные» нательные рисунки, я лично назвать не решаюсь.

Если подробно описывать все находки археологов, имеющие отношение к татуировке, начиная с приспособлений и заканчивая мумифицированными останками человеческой кожи, то наберётся материала как минимум на толстенную книгу. Они обнаружены на многих обитаемых островах и на всех континентах, кроме Антарктиды.

Думаю, что найти место рождения татуировки возможно только после изобретения машины времени, не раньше.

Происхождение слова «Татуировка»

( Глава, в которой, несмотря на большое количество дат, тоже довольно мало конкретики)

Я не историк и не лингвист, поэтому заранее предупреждаю читателей о том, что сведения, приведённые в этой главе, полностью построены на всеобщепринятой или всеобщедоступной информации, которую приходится черпать иногда из сомнительных источников.

До начала XIX века в Европе не было единого термина, обозначавшего процесс татуировки, в каждой стране существовало своё название.

К примеру, в Испании «рисование накалыванием» – pintados, в Англии – punctures или punctation, в Голландии – prikschildern или stechmalen, во Франции «вырезанный рисунок» – piquage и т.д.

Происхождение слова tattoo подавляющее большинство авторов связывают с Полинезией и английским путешественником, исследователем, картографом, капитаном королевских ВМС Джеймсом Куком (1728 – 1779).

В Оксфордском словаре английского языка указывается на происхождение слова tattoo от полинезийского tatau, что означает «след, рисунок, знак». Слово tatau в одном и том же значении использовалось на островах Самоа, Тонга и Таити, на Маркизских островах оно видоизменилось в ta-tu, а на гавайском родственном наречии, неблагозвучно для русского перевода, в kakau.

Англия в XVIII веке вела ожесточённую борьбу с другими мировыми державами за сферы влияния, и поиск новых колоний был важнейшим направлением государственной политики. Согласно секретному приказу Адмиралтейства, капитан Джеймс Франкс Кук пытался найти некий южный материк, получивший название Terra Australis Incognita («Неведомая Южная Земля»), о существовании которой говорилось ещё в древнегреческих и древнеарабских письменных источниках. (Современные учёные утверждают, что древние так называли Антарктиду.) Прикрывая истинную цель плавания научными исследованиями, на корабле Endeavour «Индевор» было совершено кругосветное путешествие (1768 – 1771) якобы с целью астрономических наблюдений прохождения Венеры между Землёй и Солнцем.

Южной Земли английский капитан так и не нашёл, а 10 апреля 1769 года экспедиция Кука достигла берегов острова Таити. Остров уже посетили до этого в 1606 году испанский капитан Педро Фернандес де Кирос, в 1767 году британский капитан Семюель Уоллис, который дал Таити официальное имя – Остров короля Георга Третьего, и в 1768 году французский капитан Луи Антуан де Бугенвиль.

Выполняя предписания Адмиралтейства, категорически запрещавшие вступать в конфликты с местными жителями, капитану Куку удалось наладить с островитянами дружеские отношения. Это значительно облегчило экспедиции астрономические наблюдения за Венерой, починку корабля и обмен продуктами и товарами. Проникнувшись доверием к пришельцам, аборигены разрешили тем присутствовать при совершении некоторых религиозных обрядов…

В своём дневнике в июле 1769 года Джеймс Кук описал обряд tattow, во время которого мужчины и женщины острова украшали своё тело причудливыми изображениями, вкалывая чёрный краситель под кожу. Сама болезненная процедура нанесения «вечных» рисунков была названа им tattowing. Этот же обряд в августе 1769 года описал натуралист и ботаник Джозеф Бенкс (1743 – 1820), участник экспедиции. Впервые в Европе слово tattow («таттоу») было опубликовано в 1773 году в отчёте о кругосветном плавании капитана Джеймса Кука. Tattow, по основной версии, – это искажённый перевод таитянского слова taatouas, составленного из слов ta («рисунок») и atoua («дух»). Ещё по одной версии, taatoua – одно из имён полинезийского бога Тики, приведшего предков полинезийцев на острова Океании. По третьей версии, слово «тату» – просто подражание звуку «та-та-тау» при ударах специальным молоточком по палке с укреплёнными на ней иглами, используемыми для нанесения татуировки.

Другая, не менее правдоподобная версия такова: многие лингвисты утверждают, что слово tattoo европейского происхождения. С 1580 года голландское слово taptoe, звучащее как «тату», означавшее «нажать на…», «закрыть кран», использовалось как сигнал для закрытия кранов пивных бочек в тавернах по окончании рабочего дня.

Будучи заимствовано английским языком примерно с 1644 года, это слово первоначально означало «стучать, сильно пульсировать», «барабанить пальцами». После оно стало использоваться как военные термины «Бить в барабан», «Играть зарю» или «Сигнал барабана, горна, трубы о возвращении солдат и матросов на квартиры в ночное время». А с XVIII века появилось ещё одно значение: «Сбор на военный смотр».

Но далее начинается непонятный разброд в исторических датах и событиях.

В некоторых книгах и многочисленных интернет-публикациях на русском языке говорится о том, что появлением слова «татуировка» мы обязаны французу бельгийского происхождения П. Нистену2. Нистен включил его как термин в девятое издание «Словаря медицины, хирургии, фармацевтики, науки и искусства ветеринарии» (Nouveau dictionnaire de médecine, de chirurgie, de pharmacie, accessoires et de l'art vétérinaire) в 1856 году.

Но ни один из авторов не удосужился написать, звучало ли слово как «тату» (от английского tattoo или голландского taptoe), как «татвэй» (от французского tatouer), как «татуаж» (от французского tatouage) или как-то иначе. Судя по всему, никому не интересен этот вопрос. Никто толком не исследовал, когда именно и какое слово стало первым общеупотребляемым в печатных изданиях Европы термином, обозначавшим процесс нанесения на кожу рисунков накалыванием.

У меня нет возможности просмотреть все французские словари с 1845 по 1863 год и найти те из них, в которых впервые появилось это пресловутое слово. Вот и приходится довольствоваться скудными интернет-публикациями, из которых ничего конкретного выяснить невозможно. Почему я привожу именно такой временной промежуток?

Вообще-то девятое издание «Словаря медицины…» было выпущено в 1845 году (что записано в интернет-биографии Нистена). Хотя во многих – не только русскоязычных – публикациях указываются 1856 год и именно девятое издание.

Другие авторы ссылаются на «Новый словарь медицины, хирургии, физики, химии и естественной истории» (Nouveau dictionnaire de médecine, de chirurgie, de physique, de chimie et d’histoire naturelle). Есть ещё ссылки на некий «Бельгийский словарь медицины».

Так что вообще непонятно, когда это слово стало термином и какого именно словаря.

Десятое же издание «Словаря медицины, хирургии…» (согласно обнаруженным интернет-источникам), в обновлении которого участвовали П. Нистен и некто М. Литре, вышло в 1855 году.

Как пишут многие авторы, Эмиль Литтре3 ввёл слово «татуировка» в «Большой словарь французского языка» (Dictionnaire de la langue française, или Le Littre – «Литтре», как его называли). Словарь Le Littre был выпущен в 30 частях с 1863 по 1872 год.

На большинстве франкоязычных сайтов авторы пишут, что слова с одинаковым значением «тату, татуировка»: tatouer («татвэй») и tatouage («татуаж») – в 1858 году были официально внесены в лексику des sciences французского языка. Мол, примите это как факт. Это произошло, и всё тут. Но в каком издании они появились впервые или в какой именно словарь они были внесены, непонятно, так как до выхода Le Littre оставалось ещё пять лет.

Далее из интернет-источников следует: «Только после этого слово «татуировка» стало употребляться другими авторами, подстраивающими его под фонетику европейских и иных языков».

На данный момент производные от слова «татуировка» на европейских языках выглядят так:

ирландский – tattoo, голландский – taptoe, французский – tatouage, испанский – tatuaje, баскский – tatuaje, португальский – tatuagem, итальянский – tatuaggio, греческий – tατουάζ, албанский – tatuazh, румынский – tatuaj, венгерский – tetoválás, польский – tatuaz, немецкий – tätowierung, датский и норвежский – tatovering, шведский – tatuering, эстонский – tatoveering, финский – tatuointi, литовский – tatuiruote, белорусский – татуіроўка, сербский – «тетовирање», украинский – «татуювання» и т.д.

А когда была впервые официально использована в печати русская интерпретация слова, звучащая как «татуировка»?

В статье «Законы преступного мира молодёжи (криминальная субкультура)» автора В.Ф. Пирожкова говорится: «Исторический аспект татуировок достаточно изучен. По этому вопросу есть специальная литература». Литературы на эту тему и вправду масса, но исследований о том, когда слово «татуировка» впервые появилось в печатных изданиях и словарях России, там нет. Предполагается осознать, что это свершилось, но без указания точных дат и источников. И пока что ни один автор нигде не опубликовал никаких достоверных сведений, когда, где и как это произошло. Для того чтобы выяснить данный незначительный, никому не интересный факт, необходимо рыться в русских словарях и печатных изданиях начиная с середины XVIII века, а именно – с 1856 года (как я думаю).

Ну а самому мне кажется, что это загадочное слово взято из французского языка. Не зря Министерством здравоохранения РФ термин «татуаж» нормативно закреплён за татуировкой, выполняемой в косметических целях. Tatouage, tatouer – «татуировка», tatoueur – «татуировщик».

Хотя, возможно, оно произошло и от английского tattooer, до конца XIX века означавшего «татуировщик». (Как всегда, прошу у критиков снисхождения, это моё личное мнение, а изыскания, приведённые в этой главе, отнюдь не претендуют на звание научного труда.)

P.S. Если честно, хочется, чтобы исследованием появления этого слова в русском языке занялись профессиональные историки и лингвисты.

О стилях тату

(Мнение автора)

Большинство стилей татуировки, как об этом говорят многие известные татуировщики, ещё находятся в стадии формирования. Поэтому описывать их я не буду, так как не вижу в этом практического смысла. Сейчас уже выпущено достаточно литературы, в которой подробнейшим образом классифицированы, описаны и показаны на примерах все так называемые стили.

(Правда, при прочтении иных произведений на эту тему я недоумеваю, как можно причислять к одному стилю и высокохудожественную работу мастера, и «криворукий портак4», набитый неуверенной рукой новичка?)

Татуировка в связи с её спецификой преподносится как отдельный вид изобразительного искусства, но названия иных стилей заимствованы чаще всего из стилей живописи.

Знаменитый татуировщик конца XIX века Сазерленд МакДональд, главный конкурент Тома Райли (изобретателя первой тату-машины в Европе), целенаправленно обучался в художественной школе, уже хорошо умея татуировать. Оба мастера были самыми именитыми татуировщиками Лондона.

Благодаря своим знаниям художественной теории Сазерленд достиг профессионализма небывалой высоты. И мог якобы изобразить на теле клиента чуть ли не копии картин эпохи Возрождения. Представители знати и богатейшие люди Англии и Европы татуировались у него, записываясь в очередь. Журналисты наградили МакДональда почётными званиями «Микеланджело татуировки» и «Рафаэль татуировки».

Том Райли, как и его оппонент, тоже брал уроки живописи и рисунка у известных художников.

Думаю, что начинающим татуировщикам стоит следовать примеру подобных прогрессивных личностей. Людям, получившим художественное образование, не надо объяснять все преимущества обладания оным.

Мне нравятся слова А.В. Петроченкова – писателя, журналиста, имеющего два высших образования: «Нет лишних знаний, как и нет лишних денег».

Разумеется, каждый здравомыслящий человек согласится с тем, что образования, как и денег, много не бывает. Появляется и преимущество в овладении новыми профессиями, легче постигаются, усваиваются новые знания.

Я жалею, что в своё время не получил художественного образования, оно наверняка повысило бы уровень моего изобразительного мастерства, в том числе и в татуировке.

Стараясь восполнить этот пробел, я периодически читаю и просматриваю литературу, посвящённую рисунку, живописи и художественной терминологии. Что настоятельно хочется порекомендовать и читателю.

Мои вдохновители, на творчество которых я советую обратить ваше внимание, – это великие художники:

Фернанд Кнопф (Фернан-Эдмон-Жан-Мари Кнопф) (1858 – 1921);

Морис Корнелиус Эшер (1898 – 1972);

Константин Алексеевич Васильев (1942 – 1976);

Ганс Рудольф Гигер (1940) – считающийся прародителем стиля «Биомеханика».

Все эти мастера не имеют отношения к татуировке (сами ей никогда не занимались), но фрагменты их произведений часто используются в качестве дизайнов многими татуировщиками.

Изобретение и эволюция тату-машины

После окончания Гражданской войны в 1865 году Соединённые Штаты Америки, номинально покончив с внутренними распрями, начали восстанавливать пошатнувшуюся экономику. Да так успешно, что восстановление перешло в стремительное прогрессивное развитие, благодаря которому США оставили далеко позади ведущие страны Европы. Встав на путь индустриализации, американцы внедряли новейшие научные и технические разработки для укрепления своей экономики. В большинстве государств Европы, например в Британии, основной энергетической силой производства ещё оставалась паровая энергия. А промышленность США к началу XX века почти полностью перешла на использование более эффективной электроэнергии. Это в наибольшей степени способствовало внедрению изобретений, использующих электричество. В то время было запатентовано около десятка электродвигателей, патентов же, применявших электродвигатель в качестве тяговой силы, было ещё больше. Не остались в стороне от научно-технического прогресса и скромные ремесленники, зарабатывающие на жизнь украшением кожи накалыванием.

Случилось так, что в конце XIX века гений Томаса Альва Эдисона (1847 – 1931) подвиг татуировщиков к изобретению тату-машины с электрическим приводом. Американец ирландского происхождения Сэмюэль О’Рэйли взял за основу принцип работы прибора Эдисона под названием «электрическое перо» (Autographic Engraving Pen). Этот аппарат входил в комплект машины для трафаретной печати – мимеографа5, запатентованного 8 августа 1876 года.

Эта машина была первым прообразом офисной множительной и копировальной техники, на которой можно было быстро изготовить небольшие партии брошюр, фирменных бланков или объявлений.

Последовательность работы мимеографа была такой.

Электрическим пером создавался оригинал матрицы, с которого после снимались копии. Тупая игла пробивала трафаретный рисунок на листе толстой вощёной бумаги, которая не рвалась, сохраняя чёткий контур букв, и не намокала от типографских чернил.

На ровную полированную металлическую поверхность клали лист чистой бумаги, на него сверху накладывалась и закреплялась готовая матрица. На резиновый широкий валик наносилась типографская краска, после чего валик с нажимом прокатывали по матрице. Через пробитые отверстия краска отпечатывалась на чистом листе, и получалась очередная копия документа.


Рис 1. «Электрическое перо» Эдисона, модель № I


Хочу заметить, что первый татуаппарат, как и его прототип, изобретённый Эдисоном, приводился в движение ротационным6 (роторным) электрическим двигателем. Индукционный привод тату-машин, называемый сейчас классическим, появился позднее.

В следующей главе я подробно опишу, чем они отличаются.

В некоторых изданиях говорится, что, стоило О’Рейли увидеть «перо» Эдисона, его тут же пробило на создание тату-машины. Но между появлением «электрического пера» и обнародованием машины ирландца прошло 15 лет. Трудно сказать, когда О’Рейли обратил внимание на «электрическое перо». Неизвестно также, сколько времени Сэмюэль работал над своим аппаратом, усовершенствуя его и подгоняя, как говорится, под руку.

(Обратите внимание на рис. 1 и 2, это две совершенно разные конструкции.) Датой рождения тату-машины принято считать 8 декабря 1891 года – момент получения ирландцем патента на своё детище.

Как раз к тому моменту закончился срок патента на Autographic Engravin Pen Томаса Эдисона, что и позволило О’Рейли без проблем запатентовать свою Tattooing Machine.

Для удобства пользователя двигатель был смещён на полтора дюйма назад, при этом вес тату-машины почти полностью ложился на кисть руки, её оставалось только придерживать пальцами, что было менее утомительно, чем при пользовании «электрическим пером». Вместо одной толстой «иглы» в иглодержатель можно было крепить их сразу три штуки, что в несколько раз ускоряло закрашивание больших поверхностей (рис. 2).


Рис. 2. Тату-машина О’Рейли


Рис. 3. «Электрическое перо» Эдисона, модель № 2


Многие авторы пишут, что машина ирландца была снабжена неким резервуаром, куда заливалась краска…

Но, на мой скромный взгляд, это утолщение внизу держателя было сделано просто для удобства. Удерживать толстый «маркер» менее утомительно, чем тонкое «перо» Эдисона.

А прототип индукционного татуировочного аппарата был создан тем же Эдисоном. Это была одна из моделей его «электрического пера» с приводом от двух электромагнитных катушек (рис. 3).

Двоюродный брат Сэмюэля О’Рейли – Том Райли, один из самых известных татуировщиков Европы, запатентовал собственную тату-машину на 20 дней позже, 28 декабря 1891 года. Его модель татуаппарата имела металлический корпус, напоминающий шкатулку. Но в отличие от «пера» Эдисона машина О’Райли приводилась в действие всего одной электромагнитной катушкой. Так появилась татуировочная машина с индукционным приводом. (К великому сожалению, ни одного изображения этого аппарата мне нигде раскопать не удалось.)

Сазерленд МакДональд, заклятый конкурент ирландца, не уступал Райли во всём. И в 1894 году запатентовал собственную тату-машину, которая выглядела как толстенный металлический маркер. Она, кстати, была очень похожа на машины для перманентного макияжа. Только размером этот артефакт крупнее современных машин.


Рис. 4. Тату-машина Сазерленда МакДональда


Рис. 5. Тату-машина Альфреда Чарльза Соуза


Внутри сердечника одной большой индукционной катушки вверх-вниз перемещалась штанга с иглами, возвращаемая в верхнее положение витой пружиной (рис. 4).

Английский татуировщик Альфред Чарльз Соуз в 1899 году запатентовал тату-машину с индукционным приводом, которая ещё больше приблизилась к классике по дизайну. Внутри закрытого металлического ящичка располагались одна за другой две одинаковые индукционные катушки. Но закрытый корпус не позволял регулировать машину для различных целей – нанесения контура или затушёвки7.

Во многих изданиях говорится, что ученик Сэмюэля О’Рейли Карл (Чарльз) Вагнер усовершенствовал тату-машину учителя… У меня этот факт вызывает сомнение.

Его аппарат, который был запатентован только 23 августа 1904 года, был с индукционным приводом, а не с роторным. Он скорее был ближе к машине Альфреда Соуза, а ещё больше напоминал «электрическое перо» Эдисона с индукционным приводом (рис. 6).


Рис. 6. Тату-машина Карла (Чарльза) Вагнера


Рис. 7. Тату-аппарат Перси Вотерса


В своей модели Вагнер отказался от закрытого корпуса, облегчив возможность регулировки и настройки тату-машины. А вместо пружинящей пластины, которую современные конструкторы тату-машин заимствовали у Эдисона, использовал витую возвратную пружину, возвращающую стержень с иглой в исходное положение.

Но кто же всё-таки создал индукционную модель классического дизайна? Тату-аппарат, запатентованный 13 августа 1929 года, изобретателем которого стал американец Перси Вотерс, по словам большинства авторов, явил собой форму современного индуктора.

Вотерс на тот момент был владельцем самой крупной в 1920-х – 1930-х годах компании по производству и продаже тату-машин. Что интересно, он не был татуировщиком, но им были разработаны почти два десятка дизайнов рам для татуировочных аппаратов, одна из которых и стала классической как самая удобная по функциональности. Основное отличие машины Вотерса от современных машин – расположение выключателя электротока на корпусе и крепление насадки для игл не винтом, а клином враспор, который вставлялся между насадкой и держателем (рис. 7).

Такая конструкция индукторов с незначительными изменениями существует и по сей день (рис. 8).

Однако прогресс не стоит на месте, он просто неизбежен. Например, в 2000 году татуировщик Карсон Хилл разработал тату-машину с пневматическим приводом, который работал мягче индукционных и ротационных и легче регулировался. Однако идея пневматики стара, как и все остальные, потому что в своё время у Томаса Эдисона уже был вариант пневматического «электрического пера».


Рис. 8. Современная тату-машина «классического» дизайна


Но в будущем, я уверен, появятся новые модели татуировочных машин, ещё более удобных, лёгких и компактных.

История показывает, что в начале XVIII века, когда татуировка только начала завоёвывать популярность в христианском мире, татуировщиками чаще становились люди случайные. Редко кто из них владел азами художественного образования, даже более того – художественного вкуса. Изображения в основной своей массе были примитивны и грубы.

Но, когда за работу взялись профессиональные художники, дело, как говорится, пошло. И ещё как!

Сейчас, глядя на работы современных мастеров тату, мы видим, что по качеству и художественной ценности их можно приравнять к отдельному виду изобразительного искусства. Чем, собственно, профессионально исполненная татуировка и является.

Однако, несмотря на то, что машинка облегчила труд татуировщика, его всё-таки не стоит считать лёгким. Мне нравится высказывание американского потомственного татуировщика Марвина Московица: «Делать татуировки очень тяжело, изнурительно, всё равно что копать траншеи». Труд татуировщика ничем не легче труда землекопа! Очень правдиво сказано. Словно в назидание легкомысленным обывателям, рассуждающим на досуге о работе тату-мастера как о некоем приятном времяпровождении.

Предлагаю людям, решившим, что татуировка – источник лёгкого дохода, ещё раз задуматься: ОНО вам надо?