План диалектики (логики) Гегеля
1915 Г. БЕРН ОГЛАВЛЕНИЕ МАЛОЙ ЛОГИКИ (ЭНЦИКЛОПЕДИИ)
I. Учение о бытии.
А) Качество:
а) бытие;
b) наличное бытие;
c) для-себя-бытие.
B) Количество:
а) чистое количество;
b) величина (Quantum);
c) степень.
C) Мера.
II. Учение о сущности.
А) Сущность, как основа существования:
a) тождество – различие – основа;
b) существование;
c) вещь.
В) Явление:
a) мир явления;
b) содержание и форма;
c) отношение.
С) Действительность:
a) отношение субстанциальности;
b) каузальности;
c) взаимодействие %.
III. Учение о понятии.
А) Субъективное понятие:
a) понятие;
b) суждение;
c) заключение.
B) Объект:
a) механизм;
b) химизм;
c) телеология.
C) Идея:
a) жизнь;
b) познание;
c) абсолютная идея.
Понятие (познание) в бытии (в непосредственных явлениях) открывает сущность (закон причины, тождество, различие etc.) – таков действительно о б щи и ход всего человеческого познания (всей пауки) вообще. Таков ход и естествознания и политической экономии и истории.
Диалектика Гегеля есть, постольку, обобщение истории мысли. Чрезвычайно благодарной кажется задача проследить сие конкретнее, подробнее, на истории отдельных наук. В логике история мысли должна, в общем и целом, совпадать с законами мышления.
Бросается в глаза, что иногда Гегель идет от абстрактного к конкретному (бытие (абстрактное) – определенное бытие (конкретное) – для себя бытие), – иногда наоборот (субъективное понятие – объект – истина (абсолютная идея)). Не есть ли это непоследовательность идеалиста (то, что Маркс называл мистикой идей у Гегеля). Или есть более глубокие резоны (например, бытие ничто – идея становления, развития). Сначала мелькают, впечатления, затем выделяется нечто, – потом развиваются понятия качества (определения вещи или явления) и количества. Затем изучение и размышление направляют мысль – все течет к познанию тождества – различия – основы— сущности versus явления, – причинности etc.
Все эти моменты (шаги, ступени, процессы, познания направляются от субъекта к объекту) проверяясь практикой и приходя через эту проверку к истине (= абсолютной идее).
Качество и ощущение одно и то же, говорит Фейербах. Самым первым и самым известным нам является ощущение, а в нем неизбежно и качество…
Если Маркс не оставил «Логики» (с большой буквы), то он оставил логику «Капитала», и это следовало бы сугубо использовать по данному вопросу. В «Капитале» применена к одной науке логика, диалектика и теория познания материализма (не надо 3-х слов: это одно и то же), взявшего все ценное у Гегеля и двинувшего сие ценное вперед.
Товар – деньги – капитал производство абсолютной прибавочной стоимости производство относительной прибавочной стоимости.[3]
Анализ его, как отношения социального.
Анализ двоякий, дедуктивный и индуктивный, – логический и исторический (формы стоимости).
Проверка фактами respective практикой есть здесь в каждом шаге анализа. Ср. к вопросу о сущности versus явление – цена и стоимость – спрос и предложение versus стоимость (кристаллизированный труд) – заработная плата и цена рабочей силы.