Вы здесь

Натальная астрология. Глава 2. История астрологии (В. О. Володченко, 2015)

Глава 2. История астрологии

Обратимся к истории астрологии, это позволит обрисовать ее истоки, формирование и эволюцию. Как уже говорилось, предмет астрологии – это критический район, где религиозный и научный подход оказываются некомпетентными сами по себе. История астрологии довольно туманна, и ее истоки теряются в глубокой древности, о ее младенческих годах до нас дошли лишь случайные сведения. Это и неудивительно, поскольку на протяжении последних нескольких тысяч лет много раз наступали периоды, когда число ее противников значительно превышало число сторонников. Потребуются большие усилия, чтобы проследить развитие астрологии в свете изменяющихся условий.

При анализе истории астрологии необходимо также учитывать, что подобно тому, как на протяжении человеческой истории существовали различные философские системы, которые соответствовали достигнутым тогда уровням мысли и интуитивного восприятия, так и во все исторические времена были разные астрологии. Своеобразие условий жизни и восприятия мира каждого времени создавали уникальные астрологические учения и системы. Первые астрологические идеи восходят к младенческому возрасту человечества, и их истоки ускользают от нас за давностью времен. А попытки восстановить целостную картину носят спекулятивный характер. И все же попытаемся выделить несколько стадий становления астрологии [66].

Анимистическая стадия

У современных людей физический и психический планы бывают зачастую сильно зависимы: хорошее настроение прибавляет нам сил, а боль и недомогания приводят нас к раздражительности, неврозам и депрессии. Согласно данным антропологических исследований, у древнейших людей эта зависимость была гораздо глубже и сильнее, чем ныне. Свою жизнь, все происходящее вокруг них они воспринимали как опыт, одновременно физический и психологический. Они едва ли были в состоянии различать мир внешний и мир внутренний, объективное и субъективное, а если кто и различал, то с большим трудом. Единство человека с природой было столь велико и глубоко, что он постоянно был как бы погружен в природные условия, проецируя на них свою детскую самость и внося их в свою душу как состояния сознания. Для него все было одухотворено, будь то дерево, гора, река, Солнце, звезды – они сопутствовали своим физическим присутствием каждому его шагу, каждой мысли, каждому чувству.

В этот период у человека впервые рождается мистическое сопереживание неба. С небесными светилами, Солнцем и Луной и наиболее яркими звездами он чувствует какую-то неясную связь и даже тождественность.

Наиболее сильную связь он ощущает с Солнцем и Луной, ведь они являются носителями света, а свет и жизнь неразделимы. Но эти светила имеют различные качества. Солнечный свет разгоняет страх, несет тепло, делает все вокруг ясным и видимым, дает возможность видеть вещи, ощущать безопасность и силу.

Таким образом, Солнце – великий источник жизни. Луна же имеет совсем иные качества. Она то растет, то уменьшается, быстро двигаясь по небесному кругу. Свет ее тусклый, изменчивый и мистериозный, особенно в джунглях, она как бы скрывает какую-то тайну. Ощущение этой тайны при виде лунного света возбуждает у человека воображение, и вскоре Луна наделяется в его сознании самыми невероятными образами и существами, она становится символом магической силы. Вместе с тем благодаря ее хорошо заметным циклам возникает чувство периодичности и цикличности времени.

Таким образом, для человека в то время любой объект был одухотворен: люди, животные, деревья, водоемы, горы, камни, сама Земля, планеты, Солнце и звезды. Для древнего человека Солнце, Луна и звезды – это великие духи и боги. Их сущность извлекается из качества их света. Некоторые звезды, например, дают странный переменчивый блеск – они кажутся враждебными, злыми, как глаза тигра или пантеры. Здесь особые характеристики звезды извлекаются, по существу, из качества ее света.

Виталистическая стадия

Характеристики некоторых небесных светил, например Солнца, можно определить гораздо проще, нагляднее, замечая соответствия между их движениями и переменами, происходящими на Земле в растительном и животном мире. Эта идея соответствия земных процессов небесным, биологических явлений движению небес приводит нас к новой фазе, или стадии развития астрологии, – виталистической.

Согласно этому новому взгляду на природу астрологических явлений, жизнь пронизывает собой все – любое существо, любой предмет, любую субстанцию, жизненную ситуацию. Существует обширный всемирный океан энергии, первичный океан жизненной энергии, Праны, в котором все движется и живет. Это основание нового подхода к астрологии. Человек не может противостоять этой силе, поскольку она всемогуща. Но, зная законы ее циклических приливов и отливов, действуя в гармонии с ними, человек может достичь больших успехов. Этот принцип становится основой нового астрологического понимания природы. Теперь астрология имеет дело с периодичностью жизненных процессов в росте и распаде растительности и других живых существ и согласовывает, сопоставляет эти явления со строгим закономерным движением небесных тел. На этой стадии периодические процессы соотносятся с законами движения небесных тел. Именно в это время астрология приобретает исключительное значение, она становится наукой всемирной мистерии периодической трансформации.

Основой астрологических систем были, естественно, движения наиболее крупных и ярких небесных тел – Солнца и Луны. Скотоводческие племена отдавали предпочтение лунным периодам, в большей степени соответствующим циклам жизни животных, например циклам созревания яйцеклеток, половому поведению и размножению. Для земледельческих племен большее значение имели солнечные циклы, так как они непосредственно связаны с периодами вегетации растений. На основе знания этих циклов составлялись календари, разрабатывались правила ухода за животными и растениями. Все это имело огромное значение для ведения хозяйства целых государств.

Надо отметить, что в то время астрология не занималась отдельными людьми. Она имела дело с государством или обществом в целом. Так, в Древнем Китае император являлся главным хранителем великого астрологического знания, верховным жрецом этой небесной религии. Ему помогали четыре астролога, которые вместе с ним составляли земледельческий календарь, разрабатывали государственные и моральные законы, а также музыкальные системы. Все здесь подчинено ритму небесной гармонии. Даже дворец императора построен с учетом астрологических принципов. Он был ориентирован на четыре основные точки солнечного цикла – точки равноденствий и солнцестояний. Император жил каждый сезон в одной из четырех частей.

Важность астрологии тогда подтверждается тем, что падение Первой Империи, как считалось, произошло из-за неудачи императорских астрологов Хо и Хи в предсказании солнечного затмения, за что они, кстати, оба поплатились жизнью.

Другой пример – Древняя Халдея. Колыбелью халдейской (или вавилонской, ассирийской или ассиро-вавилонской, а также шумерской) астрологии считается г. Вавилон, находившийся примерно на месте современного Багдада, разрушенный в 539 году персидским царем Ксерксом. Там была знаменитая Вавилонская башня для наблюдения за звездами, для передачи воли Бога через звезды. Халдеи – это первоначально семитское племя. Астрологией занимались вавилонские маги. Халдеи считали, что мир вечен, без начала и конца, он управляется Божественным Провидением, а Солнце и звезды передают людям волю Бога. В период между 2100 и 1900 годами до н.э. создается великая работа халдеев «Глиняные таблички Бэла». Из сохранившихся фрагментов табличек можно судить о совершенстве халдейского календаря и удивительной точности предсказания затмений. Развитие халдейской астрологии сопровождалось волной фатализма, который позже уступил место доктрине самоопределения. Халдейский оракул возглашал: «Хотя судьба может быть записана на небе, миссия божественной души – возвысить человеческую душу над миром необходимости». Примечательно, что халдейские учения о карме и реинкарнации (перевоплощении) дошли почти без изменений до наших дней.

Астрология достигла высокого уровня также и в Древней Индии. Расчет с помощью компьютера времени между двумя одинаковыми расположениями всех планет, включая и высшие планеты, всего на 30 лет отличается от расчета периода Маха-Юги в 4320 миллионов лет [27]!

Следует сказать, что с течением веков на этой виталистической основе возникла более сложная структура. К циклам Солнца и Луны добавились циклы планет. Жрецы, записывающие, систематизирующие, сравнивающие и изучающие движения небесных тел, постигали в этих циклических обращениях абстрактный смысл. Идея «точных, неизменных числовых отношений» стала символом порядка в обществе, еще охваченном страхом перед стихиями. Идея Небесного Порядка становилась опорой в борьбе против хаоса стихийной природы, проявлявшейся в бурях, наводнениях, землетрясениях и иных катаклизмах. Божественный мир Архетипов, порядка виделся существующим на небесах, где все движется по своим извечным законам. Тогда очевидно, что задача человека – водворить порядок на Земле (как в почве и стадах, так и в своей земной инстинктивной природе), сделать ее совершенным отображением небесного порядка. Все это можно отнести к стадии виталистической астрологии. Итак, витализм изучает периодические процессы, происходящие в природе на основе законов движения небесных тел

Итогом развития астрологии в древности является то, что в этот период Божественный мир Архетипов, Мир Порядка, существующий на небе, становится опорой в борьбе против хаоса и природных стихийных сил как на физическом уровне, так и на биологическом и социальном уровнях, и астрология в то время была единственным знанием, вселявшим в человека уверенность в космическом законе, без которого невозможна никакая цивилизация.

Интеллектуальная стадия

Настало время, когда человек достиг понимания себя как индивидуума. Это время возникновения новых основ жизни и самопознания человека как свободного существа. Начался новый цикл человеческого развития, и потребовалась новая астрология, новое понимание порядка, Космоса, Бога.

Стремительный скачок в этом направлении произошел в течение VI столетия до н.э. В это время возник перелом в истории всей человеческой культуры. Начались упадок и разложение древних учений, связанных с ростом интеллектуализации, возросло значение отдельных лиц, индивидуумов. Это изменение не могло не сказаться на развитии астрологии. Она начала все больше и больше внимания уделять явлениям психического мира. Это произошло вследствие изменения отношения к действительности.

Астрология потеряла свое значение как наука управления государством и приспособилась к нуждам отдельного человека.

Это время связано с именами Гаутамы Будды, Конфуция, Пифагора, а позже Платона, если называть самые выдающиеся фигуры духовной жизни этого критического времени, когда был намечен пересмотр всех человеческих ценностей.

Суть основных сдвигов этого периода в том, что если до этого времени астрология касалась преимущественно физического уровня, то теперь она начинает уделять внимание уровню интеллектуальному.

С этого момента началось падение астрологии. Внешне астрология превратилась в гадательство, она попала в руки торговцев, которые вскоре стали шарлатанами. В те времена, впрочем, как и сейчас, с астрологической практикой было связано столько глупостей и обмана, что в конце концов она была запрещена специальным указом римского императора Августа. Конечно, несмотря на сказанное выше, астрология (имеется в виду ее прогрессивная часть) развивалась и совершенствовалась.

В греко-римский период в развитии интеллектуальной астрологии наиболее яркой фигурой являлся греческий астролог Клавдий Птолемей. Его знаменитый труд «Тетрабиблос», что означает «Четверокнижие», и по сей день считается одним из основных систематических изложений астрологического знания. Эта книга содержит три важных раздела, касающихся астрологии:


1. Философия астрологии.

2. Собрание всех известных Птолемею астрологических знаний.

3. Попытка дать объяснение астрологическим принципам на основе тогдашнего опыта и данных естественных наук.


Если третий раздел представляет сейчас только библиографическую и историческую ценность, то первые два практически не потеряли своей актуальности, и в последнее время появляется все больше комментариев и толкований этой книги. Именно эта книга стала предтечей, вдохновителем и основой всей последующей европейской астрологической традиции.

Классической греческой философией завершился период физиологической (виталистической) астрологии. Астрологи изменили способ рассмотрения астрологических событий.

Предсказания стали строиться на основе значения некоторых логических закономерностей или формальных схем. Обнаружив порядок, присущий самой природе, внутренней и внешней, люди установили возможность предсказания на основе закона.

Теперь они уже имели дело с абстрактным порядком, а не с живым космосом природы, с идеологическими закономерностями, с логикой. Греческая логика завершила, как было сказано, последний этап физиологической астрологии.

Каббалистическая астрология, или психологичекий анимизм

Дальнейшая судьба астрологии была довольно тяжелой. После пика ее развития в Римской империи наступило длительное затишье. Этот период не совсем точно принято называть периодом «темных веков». Преследуемая со стороны церкви в Европе астрология была практически истреблена. С V века она перешла на Арабский Восток и лишь в XI – XII веках возвратилась в Европу. В этот период там началось развитие идей астрологии, и она подверглась значительному обновлению, несмотря на продолжавшиеся гонения. Дисциплина вобрала в себя новые идеи благодаря арабам и жителям Испании. Арабы привнесли очень тщательные расчеты небесной механики, и от них пошла каббалистическая астрология (слияние иудейской (древнееврейской) и египетской традиций). Она связывалась с различными способами церемониальной магии. Отчасти ее основой стала и герметическая литература, обобщавшая египетский гностицизм и множество устных традиций, вышедших, вероятно, из древних мистерий Вавилона, Греции и Рима.

Астрология делала свои первые шаги в области психики. Как и раньше, все началось с анимистической стадии, но уже на другом уровне. На более высоком, психологическом уровне возникли новые джунгли.

По каббалистическим представлениям, вселенная состоит из десяти концентрических сфер, каждая из них находится под влиянием одной из десяти Сефирот или эманаций Абсолюта. Сферы эти суть таковы: подвижная сфера, сфера Зодиака, сферы Сатурна, Юпитера, Марса, Солнца, Венеры, Меркурия, Луны и Земли. Планетарные сферы управляют определенным сектором человеческих дел.

Человек, желающий преуспеть в данной области, должен знать мистические символы управляющей планеты, а также имена и качества ее гениев.

Гермес Трисмегист пишет: «Солнце руководит хором гениев, или лучше сказать – хорами, поскольку их много и они различны, и число их соответствует числу звезд. Любая звезда имеет своего гения, доброго или злого по природе или по своей деятельности, ибо деятельность есть сущность гениев. Эти гении управляют нашими делами в мире, переворачивают порядок государств и индивидуумов. Но разумная часть души не подчинена гениям. Она предназначена для воплощения Бога, который дает ей свет. Мало тех, кто посвящен в это, на них гении не действуют» [26].

Несмотря на каббалистичность высказывания, здесь, однако, выражено не совсем каббалистическое, но скорее, брахманическое по своему происхождению, отношение к миру как к чему-то злому, изменчивому, неустойчивому, антиморальному, – чего человек должен избегать. При этом в человеческой душе есть нечто неизменное, безграничное, с чем каждый может войти в связь – и тогда он спасен, он – Посвященный.

Классический каббалист принимает другую тактику – он пытается овладеть этими, как он говорит, астральными силами. Он маг психологических джунглей. Используя знание имен и сигнатур, он подчиняет природу своей воле. Таким образом, мы видим, что каббалистическая астрология представляет собой, по сути, психологический анимизм, только вместо реальных вещей одухотворяются психические феномены, то есть происходит одухотворение психических феноменов и отождествление с ними.

Алхимическая астрология, или психологический витализм

Если каббалистическая и магическая астрологии представляют психологический анимизм, то истинную Алхимию можно назвать психологическим витализмом. Алхимия не пытается отбросить природу и сосредоточить сознание как бы вне ее, на высоких вершинах души, не пытается овладеть ею, возвыситься над ней и насильно управлять ею при помощи интеллектуализированной воли, как классический каббалист. Она признает только одну универсальную, пронизывающую всю вселенную жизненную субстанцию, физическую и духовную одновременно. Человек и вселенная представляются ею как два воплощения одной и той же гармонии принципов, действующих в этой жизненной субстанции. Благодаря гармонии человек на своем уровне воплощает совершенный космос, а вселенная есть совершенный космос на своем уровне. Зло возникает из-за того, что соответствующие сферы человека и вселенной смешиваются таким образом, что человек перестает быть частью универсальной природы и пытается быть космическим целым.

Этим объясняется, почему в древние времена виталистическая философия представляла Землю как микрокосм, а в новые времена Алхимия – ее двойник – называет микрокосмом человека. До VI века человек действительно не был микрокосмом, он был в определенном смысле лишь творением Земли. Ведь и ныне столь немногие из людей действительно являют собой микрокосм (вернее, они являются им, но не осознают этого и не проявляют)!

Но так как человек находит в самом себе, независимо от природы, свой собственный принцип порядка, свою меру и пропорцию, идею «Бога внутри», то можно сказать, что человек – микрокосм, по крайней мере в зародыше.

Алхимик познает мир; познавая его, он познает себя.

Суть алхимической астрологии неплохо изложена в работах Парацельса, который был не столько химиком, сколько алхимиком. Вот несколько цитат [60].

«Чтобы правильно понять значение слов «алхимия» и «астрология», необходимо понять внутреннее отношение и тождественность микрокосма и макрокосма, их взаимосвязь. Все силы вселенной потенциально заложены в человеке, и его физическое тело со всеми его органами есть продукт и воплощение сил природы. Имея в виду «манну», можно привлечь «манну» с неба. «Сатурн» находится не только на небе, но также и глубоко в Земле, в океане, в горах. Можно сказать, что Венера и цветок – это порождения одной и той же сущности; Марс и железо – проявления одной и той же причины. Что такое человеческое тело, как не сочетание тех самых сил, которые создали звезды и небо? Тот, кто знает, каково железо, знает Марс, и наоборот, тот, кто знает Марс, знает железо. Что стало бы с вашим сердцем, если бы во вселенной не существовало Солнца? Какая польза от ваших семенных желез, если не будет Венеры? Постичь невидимые элементы, привлечь их через материальные соответствия, управлять ими, очистить и трансформировать живой силой духа – вот истинная алхимия».

«Планетные влияния пронизывают собой природу, и человек привлекает вредоносные качества от Луны, звезд и других тел и предметов: но Луна, звезды и другие природные тела также притягивают дурные влияния от человека и заново их перераспределяют своими лучами, потому что Природа – это одно нераздельное целое, части которого внутренне связаны. Солнце и звезды получают что-то от нас, и мы получаем что-то от них, потому что наши астральные тела сонастроены звездам, а звезды сонастроены нашим астральным телам. Но то же относится и к астральным телам всех других предметов».

Мысли Парацельса актуальны и в наши дни. В этих отрывках ясно выражена идея точного соответствия между макрокосмом, принцип порядка для которого есть «Бог», и человеком, чей принцип порядка есть «разум» или «Бог внутри».

Жизненная субстанция, циркулирующая и перераспределяющаяся в микро– и макрокосмах, одна и та же. Свет везде один и тот же, поступает ли он от Солнца и звезд или от излучающего центра внутри психического организма человека, после того как он создан в длительном процессе психологической интеграции.

Таково «Великое Делание» истинной алхимии, процесс «индивидуации», являющейся целью психологической работы Юнга, – это рождение «Живого Бога», о чем говорит оккультист и мистик Бо Ин Ра, следуя традиции Экхарта и Беме. В принципе, те же идеи, правда, в совершенно другой форме, выражали и Иисус Христос, и Будда, и другие Великие Посвященные.

Остается дать еще одно определение алхимии: «Алхимия изучает периодические психические процессы на основе законов движения небесных тел». Это определение очень схоже с определением витализма (см. выше).

История астрологии в хронологической последовательности

История астрологии была рассмотрена с точки зрения фаз, этапов или стадий становления науки, абстрагируясь от конкретно-исторического процесса. Теперь же познакомимся с историей астрологии, как она трактуется в традиционном виде, в хронологической последовательности [22, 72].

Как уже было отмечено, астрология возникла очень давно, поскольку во всех древних цивилизациях она была известна в достаточно оформленном виде. Можно проследить формирование любой науки, как она начиналась, становилась, развивалась. Об астрологии нельзя этого сказать, потому что создается впечатление, что она была уже в готовом виде в любой древней цивилизации, хотя в разных частях света в совершенно различных формах. Первые известные на сегодня астрологические тексты появились 4000 лет, а по некоторым данным 6000 лет до новой эры. Цицерон в своем трактате об оракулах пишет, что астрология возникла около 15000 лет назад. Некоторые относят ее возникновение, как уже говорилось, к погибшей Атлантиде. Также необходимо четко представлять себе различие между астрономией и астрологией. Астрономия изучает реальные свойства и параметры небесных тел в космосе. Астрология тоже изучает все это, но в разрезе их влияния (действительного или кажущегося) на человека, общество или любой объект, имеющий свой генезис. Очень образное сравнение: астрономия подобна книге, как носителю содержания – это сама книга определенного формата, изготовленная из бумаги, на которой помещены конкретные символы (буквы и знаки), а астрология – это содержание книги, выраженное посредством этих символов.

В астрологии можно выделить несколько традиций, известных нам, фундаментально отличающихся друг от друга. Основных из них три. Первой считают ассиро-вавилонскую (шумеро-халдейская) и египетскую школы (они были сходны, но ассиро-вавилонская более древняя, чем египетская). В целом их называют западной школой астрологии. Второй считается индусская школа. И наконец, третья – это китайская, или восточная, школа. Та астрология, которой мы занимаемся, берет свое начало от первой ветви. Это ассиро-вавилонская, древнеегипетская, греко-римская, арабская – европейская астрология.

Методы, которыми они пользовались, были совершенно разные, потому что у них была различная национальная, культурная и религиозная основа. Везде эта наука считалась сакральной – священной. Астрологами во всех древнейших традициях становились жрецы. Что еще объединяет эти древние школы? Кроме того, что везде астрология вышла из храмов, она была наукой эмпирической, наблюдательной. Но, кроме сходства, были и отличия, причем весьма существенные. Рассмотрим их.

Вавилоно-египетская астрология

Начнем с Вавилона и Египта. О египетской астрологии мы знаем очень мало. Лишь то, что она была и что она была очень развита. Вавилонскую традицию мы знаем гораздо лучше, поскольку сохранилось много клинописных текстов на глиняных табличках. В частности, огромный текст, написанный для царя Сарбона во втором тысячелетии до н.э. Из него можно понять все основы древней астрологии, и надо сказать, что и вавилонская, и египетская традиции пользуются одним и тем же методом. В чем же он заключается? В том, что происходит действительное влияние планет на события; между конфигурациями планет и событиями на Земле существует связь. Признавалось учение о предопределенности, о том, что влияние планет реально, и оно накладывает печать неизбежности на судьбу, которую изменить невозможно. Эти фатальные события можно фиксировать, наблюдая движения светил, которые и в Египте, и в Вавилоне были зашифрованы под имена богов. В Вавилоне были знаменитые вавилонские башни, так называемые зиккураты, на которых было 7 ступеней, по числу известных в то время планет, каждая из которых обладала своего рода движением.

Отличие вавилоно-египетской астрологии от других школ заключается в том, что влияние планет осуществляется только в глобальном масштабе, они могут влиять лишь на жизнь государств, царей и т.д., но не на жизнь отдельного человека.

В действительности астрологи знали, что планеты влияют и на отдельного человека, но считали, что это влияние в ту эпоху было несущественным, потому что сознание людей было неразвито для восприятия этих фактов. Индивидуальность в те времена была стертой, бесцветной, безликой. Подчинение, интеграция были абсолютными.

Вавилонские астрологи признавали (эзотерически) 7 планет, которые соответствовали семи богам. Главный из них Мардук, покровитель Вавилона и всей Халдеи, соответствовал планете Юпитер. Отсюда пошла семидневная неделя, распространенная сейчас повсеместно. Каждому богу посвящался свой день. В Вавилоне неделя начиналась с четверга. Юпитер – покровитель царей и священников, а также царь богов. В действительности они знали не только семь планет, но и все планеты Солнечной системы, которые были зашифрованы под именами богов, в том числе те, которые в настоящее время еще не открыты.

Неизвестны ни автор этого астрологического свода, ни его источник, создается впечатление, что это просто плод наблюдений различных жрецов за многие века.

Этот текст – сборник правил, по которым можно предсказывать, что будет означать та или иная конфигурация планет, их локализация с точки зрения происходящих событий.

Индусская астрология

Утверждение вавилоно-египетской астрологии, что для отдельного индивидуума эти предсказания были несущественны, противоречило основной идее, заключенной в индусской астрологии. Еще в глубокой древности индусские астрологи занимались изучением влияния планет на личность, которая в их системах была более значима, чем государство.

Индусская астрология с самой древности была наполнена мифологическими образами, она неразрывно связана с мифологией, ритуалом и духовной практикой, то есть с реализацией человеком своих изначальных, врожденных качеств, на которые влияли планеты.

Есть еще одно существенное отличие. В индусской астрологии не было понятия рока, фатума, неизбежности, предопределенности, считалось, что действительно основную нить судьбы человек получает при рождении в результате конфигурации планет, но это является следствием его прошлых воплощений, плодов его прошлой кармы, зеркальным выразителем которой является гороскоп человека. Но это не является неизбежностью, потому что существуют методы, согласно которым человек может преодолеть предопределенность судьбы. Существовали методы, которые позволяли человеку избежать того, что ему было предназначено. Мало того, можно было пройти вперед по пути эволюции. Это существенное отличие. Так что же, действующей кармы нет? Карма есть, и это индусские астрологи всегда подчеркивали. Но нельзя это принимать как абсолютную необходимость. Правда, возможность изменения своей судьбы у древних индусов неразрывно связана с духовной практикой; считалось, что на духовно продвинутого человека не влияют планеты, и поэтому единственным способом избавиться от рока, от фатума являлись различные методы духовной практики. Человек, в результате своей жизни продвинувшийся в этом направлении, избегал тяжелой предопределенности. В этом главное отличие индусской астрологии от западной.

В I веке н.э. известный индийский астролог и математик Арьябхава написал трактат Сурья-Сиддханту (Сурья – Солнце, Сиддханта – книга законов) – Солнечную книгу законов. Здесь говорится не только о Солнце. Это самый настоящий астрологический трактат. Кроме астрологических данных, в нем есть и философская подоплека. В этом труде изложено учение о карме, влиянии непосредственно гороскопа человека на возможность преодоления неизбежностей, детерминанты в его собственной судьбе. Также здесь очень много мифологии. Поэтому индусские тексты надо читать с большой оглядкой, точнее, понимать глубину зашифровки смысла в мифологии, и всегда отделять реальное от мифического. Сознание у индусов было мифологемное, поэтому все объекты у них органично вплетены в мифы.

Интересно было положение в Индии. Здесь каждый населенный пункт имел своих астрологов. Одной из их функций было составлять гороскопы для детей высшей касты: следили за их ростом, выбирали невесту и т.д. Такая практика имела как социальное, так и биологическое значение, поскольку возможность вступления в брак часто определялась сопоставлением гороскопов. Таким образом, индивидуальный подход был подчинен социальной и биологической цели. Все астрологические действия были предназначены для сохранения чистоты арийской крови, которая сохраняется до сих пор.

Китайская астрология

Китайская, или восточная, астрология – это тоже одна из древних астрологических школ. Ее главное отличие от первых двух заключается в том, что она была мантической, то есть гадательной, поэтому здесь не существовало жестких правил в отличие от западной школы, методы не были жесткими, как в первых двух случаях.

С индусской астрологией китайскую объединяла мифологемность, множество образов, хотя эти образы были более бедны, чем в Индии. Но, в отличие от Индии, здесь, как и в западной астрологии, признавалась жесткая предопределенность и запрограммированность, которая человеку при жизни неизвестна, и история может быть постигнута только через определенные мантрические упражнения или манипуляции, через гадания, основанные на колесе закона, которое известно астрологам.

Астрология в Китае в меньшей степени была эмпирической наукой. Она не признавала заданные правила и законы и часто была независима от реального расположения планет. Эта магическая система астрологии позднее была оформлена в так называемую «Книгу перемен» – по-китайски «И Цзинь». Эта книга насквозь астрологична, потому что шестьдесят четыре гексаграммы, лежащие в ее основе, соответствовали шестидесяти четырем частям неба, которые знали китайцы.

На момент рождения человека составлялась примерная карта под какой-либо из этих магических гексаграмм, и по ней только этому человеку давались определенные предсказания.

Они могли быть весьма различными, но в «Книге перемен» эти гексаграммы были как клише, грубые схемы, в которые вписывались правила реального положения планет, и только.

Однако можно дать эквивалентные обоснования в астрологическом ключе. Это истоки. Потому что гексаграмму можно было использовать как угодно, если уже известны шестьдесят четыре части неба. Человеку выдавалась гексаграмма в зависимости от дня рождения. Но эта система впоследствии стала схоластической, она ушла от звездного, реального практического источника.

В этом и состоит отличие китайской астрологии от первых двух. Она основана на гадании, но привлекает весьма реальное расположение планет, для которых не существует жесткой программы; то есть независимо от того, где они находились, одну и ту же конфигурацию можно было рассматривать тысячью способами.

Китайская астрология развивалась самостоятельно, независимо от индусской и вавилоно-египетской, и если на основе двух последних возникла античная традиция, то китайская до сих пор не претерпела существенных изменений. Другой особенностью китайской астрологии является традиционное присвоение каждому году названия одного из 12 животных, каждое из них может иметь пять оттенков в соответствии с пятью элементами, при этом полный цикл возвращения к тому же самому животному без учета элементов – 12 лет, а с учетом элементов – 60 лет. Если пойти дальше и присвоить каждому году еще и номер гексаграммы, то полный цикл с учетом элементов и гексаграмм составит 120 лет [80]. Существуют системы, в которых каждое животное присваивается каждому месяцу года, двум часам в сутках, а внутри каждых двух часов – каждым 10 минутам. Последний цикл очень напоминает цикл в 120 лет, только в первом случае цикл можно представить как 12 × 10 лет, а во втором – как 12 × 10 мин. Об этой астрологии мы имеем скудные сведения, хотя есть серьезные труды, например Дианы Ффарингтон Хук «И Цзинь и вы» [80], а также Катрин Обье «Астрологический Оракул» [59]. В них описывается связь между животными, гексаграммами, планетами, знаками Зодиака и элементами, то есть показана связь западной астрологии с китайской. Но мы пока не будем заниматься ни китайской, ни индийской астрологиями, но остановимся на изучении современной западной астрологии.

Античная (греко-римская) астрология

В отличие от китайской изменения, которые претерпели вавилоно-египетская и индусская школы, были очень существенными. Эти системы подверглись большой синкретизации, объединению и далеко ушли от своего первоисточника, от своих корней, также произошло взаимовлияние одной школы на другую.

Почему это произошло и когда? В Античную эпоху, когда Александр Македонский дошел до Индии и завоевал Вавилон и Египет, долгое время греки владели этими странами – Вавилоном, Египтом и частью Индии. При этом происходило взаимовлияние традиций во всех областях, в том числе и в астрологии. На этой основе возникла самостоятельная античная (или греко-римская) школа астрологии, которая отличалась от первых двух главным образом тем, что утверждала фатальное влияние планет в основном на личность. Здесь все предусмотрено для человека, для его блага, поэтому именно в Античности были заложены известные нам правила астрологии личности. Таким образом, главным аспектом астрологии стал личностный.

Правда, признавалось и влияние планет на общество, но больше всего занимало греков в античный период, а также и в римскую эпоху составление личного гороскопа.

Именно в это время происходит отход астрологических принципов от той основы, на которой они возникли, то есть храмовой, сакральной, священной. В античный период астрологией могли заниматься практически все. Астрология проникает в философские школы, а философами теперь могут быть люди, не получившие жреческого посвящения.

Поэтому античные полисы заполнились астрологами, которые жаждали клиентуры. С этого времени начинается всплеск астрологии, потому что очень многие хотели знать свою судьбу. Астрологи в то время не имели намерения скрывать знание, они давали его любому, даже тому, кто этого не заслуживал. Это, естественно, сразу привело к ажиотажу. Астрология в то время пользовалась успехом, ведь астрологи руководствовались правилами, за которыми стояли века, они предсказывали все, однако было много несовпадений из-за их низкой квалификации.

В римскую эпоху, которая пришла на смену Античности, влияние астрологии усилилось. Появилось понятие «придворный астролог», который не является жрецом, что было бы беспрецедентным для восточных школ. Некоторые астрологи, правда, были одновременно и жрецами. Некоторые императоры и сами занимались астрологией, в частности, Гелио-Габал во II веке н.э. был жрецом Солнца. Его провозгласили императором после убийства его двоюродного брата – императора Каракаллы – во время похода. Многие императоры активно пользовались услугами придворных астрологов, в частности император Тиберий.

Античная астрология выделяется еще и тем, что является самой наукообразной из всех, именно в это время предпринимались попытки поставить астрологию на научную основу. В то же время самые лучшие астрологи, на трудах которых позднее, уже в эпоху Средних веков и далее, основаны все принципы научной астрологии, были античными. Это была стадия интеллектуальной астрологии.

Клавдий Птолемей написал книгу «Альмагест» – сочинение о принципах астрологии, а также большую книгу-руководство по астрологии под названием «Тетрабиблос». В них были изложены все принципы и правила практической астрологии, а основу этих книг составила вавилоно-египетская астрология, предсказания оформлены в виде справочника, но с попыткой дать объектам и явлениям теоретическое обоснование. Давались, естественно, только принципы оформления метода, потому что все конфигурации планет предсказать невозможно.

Итак, во II веке н.э. как руководство оформилась античная астрология, отцом которой был Птолемей. Ряд других астрологов дальше развивали это учение. Пифагор также внес свой вклад в астрологию, его дело продолжили ученики, неопифагорейские основы астрологии были предложены в IV веке Порфирием, который включил астрологию в философский свод, и в V веке Проклом. На развитие античной астрологии, безусловно, повлияли труды Аристотеля, например о первоэлементах и стихиях.

Здесь необходимо отметить еще одну традицию, которая оказала влияние на позднюю античную астрологию, на основе которой позднее она воскреснет уже в Средние века. Это каббалистическая традиция, выросшая на сокровенном учении еврейских раввинов, основанная на тайном смысле Библии.

Следует также упомянуть о герметизме, синкретическом учении, возникшем в раннем Средневековье, когда существовали пифагорейские и каббалистические традиции. Это, по сути, сплав разных учений. Сама по себе каббалистическая традиция была связана с мистикой чисел. О каббалистической астрологии уже говорилось выше.

Итак, в античное время астрология перешла к философии, стала общедоступной. В Античности был разработан гороскоп индивида. Однако такая общедоступность имела и большие минусы. Появилось огромное количество неквалифицированных астрологов, шарлатанов, дискредитирующих дисциплину, профанирующих ее. Со временем у большинства философских школ, за исключением пифагорейской и неопифагорейской, сложилось самое пренебрежительное отношение к астрологии. Последний всплеск античной астрологии произошел в IV и в V веках н.э. благодаря деятельности Порфирия и, соответственно, Прокла. Прокл был последним античным астрологом.

С гибелью античной цивилизации на время прекратила свою деятельность в Европе и античная астрология. Этому в значительной мере способствовала церковь, утверждавшая, что астрология – это дьявольская наука. Она беспощадно преследовала астрологов и жестоко расправлялась с ними, особенно католическая церковь во время инквизиции.

Арабская астрология

Античная астрология не погибла, она продолжила свое развитие в странах Арабского Халифата. Первые арабские астрологические школы появляются уже в V–VI веках. В VII веке, после смерти пророка Магомета, начинается арабское Возрождение, а в IX–X веках арабская астрология достигает своего расцвета.

Арабская астрология синкретична, эмпирична и немного эклектична. Она впитала в себя античную астрологию, но не последнюю роль у арабов играло каббалистическое учение еврейских мистиков. Это учение оформилось в V–VI веках.

Арабы в те времена завоевали полмира, в том числе часть Европы: Испанию и Португалию, у которых и переняли античную астрологию, и наибольшее развитие в арабском мире астрология получила именно в Кордовском халифате, расположенном на территории современной Испании.

Астрология не противоречит религиозным предписаниям арабов. Коран покровительственно относится к ней. Магомет говорит, что зодиакальные созвездия были сделаны Аллахом: «Мы установили созвездия Зодиака, и сделали их, чтобы через них выразить свою Божью Волю, свои законы. Посылаем планеты как провозвестники этой воли», поэтому астрология так бурно распространялась и развивалась. Астрологи стали пользоваться большим почетом и уважением.

Тех, кого мы знаем под именами известных арабских астрономов, были одновременно и великими астрологами. Это Бируни, Авиценна (его настоящее имя Абу-Ибн-Сина), Омар Хайям, Улугбек и многие другие, большинство из которых были одновременно еще и математиками, врачами, поэтами.

Это были универсальные люди. Все они, за редким исключением, были суфиями, так называют последователей эзотерического учения мусульман. Кроме этих известных личностей, в числе знаменитых арабских астрологов можно назвать таких, как Альбумазар и Машаллах в VIII–IX веках, Абу-Саид-Уббайдалах в Х веке.

Так как своей традиции у арабов не было, они изучали и синтезировали уничтоженные до них традиции: вавилоно-египетскую, античную, и в то же время объединили ее с индусской. Поэтому у них возникла своя синтетическая школа, оформившаяся окончательно в IX – Х веках, и распространилась по всем странам, где исповедовали ислам. Арабские астрологи были очень наблюдательны и точны – арабская астрология была самой эмпиричной из всех. Надо сказать, что арабы усиленно занимались переводом античных сочинений с греческого и латыни, а также индусских с санскрита на арабский, в том числе были переведены «Альмагест» и «Тетрабиблос» Птолемея, а также много трудов Бируни и др.

Средневековая астрология

Краткий анализ истории древней астрологии позволяет сделать вывод, что ее создатели стремились в своей области к глубине и широте охвата жизненных проблем. Иногда эти попытки терпели фиаско, но порой успех был налицо.

В XI–XII веках астрология возрождается в Европе благодаря арабам. Многие книги были переведены с арабского на латынь, в том числе те, которые уже однажды были переведены с латыни и греческого на арабский. Так, миру были возвращены сочинения античных философов, уничтоженные в предыдущие столетия в Средневековой Европе. Начинают развиваться средневековые астрологические школы.

Первые известные нам школы возникли в XI веке в Италии: в Милане и Венеции. Появляются астрологи и в Испании, не оккупированной еще до конца арабами. Наиболее известным итальянским астрологом в XII веке был Сигор Брабандский. В XIII веке король Испании Альфонс Х не только покровительствовал астрологии, но и сам был астрологом, писал книги, составлял карты, на основании которых Колумб открыл Америку. Это так называемые Альфонсинские таблицы. Он пытался упростить запутанную в то время астрологию, сделать ее более понятной. Он сам предсказал себе потерю своего королевства. Значительный вклад в предсказательную астрологию внес Альберт Великий.

Астрологи Средневековья в своих изысканиях пользовались в основном достижениями арабских и античных астрологов, это помогало им не блуждать в поисках своего направления в дальнейшем развитии науки. Но если арабские астрологи могли свободно высказываться, то средневековые работали, не забывая о «недремлющем оке» церкви, которая не давала прохода никакой большой мысли. Любое отклонение от церковных догматов рассматривалось как «ересь». Еретиков, как известно, сжигали на кострах «святой» инквизиции. Ее жертвами стали многие астрологи, например Д′Асколи и Джордано Бруно.

Расцвет астрологии в Европе приходится на XIV–XVI века. Среди известных в то время астрологов, внесших свой вклад в развитие астрологии, можно назвать Раймонда Луллия (XIII–XIV век), Д′Асколи, Арнольда Виланову, Ранье Неро (XIV век), Кампануса, Плацида (Плацидуса де-Титуса) (XV век) и многих других. Как это ни странно, но астрология расцветает после крестовых походов, при оформлении различных ересей во время разгула инквизиции, особенно в XV веке. Церковники хоть официально и преследовали астрологов, но неофициально пользовались их прогнозами, может быть, это одна из причин расцвета астрологии в средневековой Европе.

Но были обстоятельства, сыгравшие для средневековой астрологии фатальную роль. Пришедшая с арабского Востока астрология стразу же попала в Европе в тлетворную атмосферу королевских дворов. Несколько веков она процветала также среди жаждущих обогатиться торговцев, и всюду, где властвовало неутомимое любопытство по отношению к будущему, – как бегство от настоящего. Когда какой-нибудь астролог правильно предсказывал удивительную смерть, рождение или бедствие, он становился фаворитом и знаменитостью, но он же мог легко кончить свои дни бесчестием или плахой, если какое-то его предсказание не сбывалось.

Астрология эпохи Возрождения

В XVI веке оформляется раскол между астрономией и астрологией по причине прогресса в точных науках, хотя до этого времени астрономы и астрологи были неразделимы. Это были одни и те же лица. Мы знаем, что в начале XVI века Коперник открывает давно известную истину, ставит Солнце в центр системы. Но все-таки великие астрономы того времени – Коперник, Галилей и особенно Кеплер были в первую очередь астрологами, а потом уже астрономами. Тем не менее своего зенита европейская астрология достигает в XVI и части XVII века. Здесь можно отметить большое количество имен. Кроме упомянутых уже Джордано Бруно, Коперника, Галилея и Кеплера, это Томазо Кампанелла, Иероним Карданус, Агриппа, Парацельс, и самый, пожалуй, знаменитый Мишель Нострадамус, врач короля Генриха II и фаворит Екатерины Медичи, сделавший предсказания, начиная с XVI века по 3797 год. Большинство из его предсказаний сбылись с поразительной точностью, в частности по поводу Первой и Второй мировых войн и многих революций, например во Франции, Германии, России. Еще можно упомянуть имя Уильяма Лилли и его ученика Джона Гадбери, Морен Де Вилленфранша, Тихо де Браге.

В XVI – XVII веках было положено начало научной астрологии. Это время ознаменовалось свободой, и астрологи тоже себя почувствовали лучше. Однако уже во второй половине XVII века начался упадок астрологии. Астрономия окончательно отделяется от астрологии, верх берут точные науки, а астрология делается орудием в руках неквалифицированных людей, что еще больше усугубляет дело.

При этом надо помнить, что господствующие тогда астрологические представления получили свою окончательную разработку полутора тысячелетиями ранее. Нострадамус, Уильям Лилли, Джон Гадбери и многие другие астрологи, чьи имена можно найти в книгах, фактически продолжали традиции Птолемея, добавляя понемногу то тут, то там, но практически не внося ничего принципиально нового и существенного. Таким образом, европейская «классическая астрология» превратилась в духовно безжизненное возрождение греко-римского интеллектуализма, как и весь европейский классицизм полтора тысячелетия спустя. Всякий прогресс тогда концентрировался вокруг интеллектуального анализа и физического «научного» эксперимента. Все жизненное, что было в астрологии, собрала астрономия. Человеческий разум искал признания во внешнем мире, который он создавал по собственному образу, как раньше примитивная психическая чувствительность проецировала свои качества в мир, рожденный по ее образу и населенный «духами» и «божествами» по ее подобию.

Угасание интереса к астрологии наблюдается в течение второй половины XVII – первой половины XIX века, и лишь во второй половине XIX столетия, особенно к его концу, она снова начала возрождаться.

Одной из причин возрождения астрологии было открытие новых планет, а также развитие более точных способов расчета эфемерид планет и других астрологических объектов, или, другими словами, успехи в развитии астрономии.

В XVIII веке в Европе практически не появилось ни одного яркого астролога, за исключением Сент-Жермена.

Астрология XIX века

В таком виде астрология дошла до XIX века. Это столетие как период формирования европейской научной парадигмы не могло не наложить отпечатка революционного своеобразия и на почти полузабытую к тому времени астрологию. Европейская цивилизация достигает высокого уровня технократизма и предельной индивидуализации человеческой массы.

В XIX веке астрология начинает потихоньку возрождаться сначала в Англии. Если вы увидите книги под авторством Рафаэля, то знайте, что под этим псевдонимом работали шесть разных людей. Роберт Смит, первый «Рафаэль», написал много книг, и начал с учебника «Руководство по астрологии». Он каждый год выпускал астрологические альманахи с приложением эфемерид планет, которые сам рассчитывал. Смит много занимался техникой астрологии, в частности техникой расчета гороскопа. Рафаэлевские эфемериды издаются до сих пор. Шестой из тех, кто носил имя Рафаэль, Роберт Кросс, стал пионером-популяризатором астрологии в сегодняшнем мире. Его-то книги чаще всего попадаются в настоящее время. Можно отметить также таких астрологов, как Ричард Джеймс Мориссон (под псевдонимом Цадкиэль), Эри Стар, Джеймс Уилсон, Альфред Дж. Пирс, принявший псевдоним второго Цадкиэля после смерти первого. В конце XIX и в начале ХХ столетия выдающийся вклад в литературу был сделан Вальтером Горном Старшим, писавшим под псевдонимом Сефариал, Аланом Лео (это тоже псевдоним) с его журналами, семью обширными учебниками и четырнадцатью руководствами (он полностью революционизировал астрологическую литературу), Ллевелин Джорджем, Л.Д. Браутоном, У.Х. Чейни, Катариной Томпсон, Евангелиной Адамс, Додд-Мидд и многими другими астрологами.

Современные астрологические школы

Выше кратко описано развитие трех основных школ астрологии: западной, индусской и восточной (китайской), а также более подробно развитие западной или вавилоно-ассирийско-египетской школы и ее преемниц – античной (греко-римской), арабской, средневековой астрологии, астрологии эпохи Возрождения и европейской астрологии XIX века. Здесь мы также кратко коснемся современных европейских школ астрологии, наследниц западной традиции, начиная с 30-х годов ХХ века.

Современная европейская астрология насчитывает несколько школ, отличающихся друг от друга по стилю и некоторым особенностям, в частности используемым системам домов, принципам построения карты, истолкованиям и др. Есть и другие специфические особенности.

Английская школа представлена Чарльзом Картером, Рональдом Дэвисоном, Николасом Кэмпионом, Джоном Фроули, Бернадетт Бреди и др. Это авторы основательных астрологических книг. В настоящее время данная традиция активно развивается. К этой школе ближе всего и мы. Она рассчитывает астрологические дома преимущественно по системе Плацидуса.

Французская традиция берет начало в Средних веках, почти от тамплиеров, арабов. Это наиболее богатая традиция. Самые яркие фигуры этой школы – Андре Барбо, Роман Барбо, Кехлин де Визм, Катрин Обье, Мишель Гоклен и др. Это направление много работало с исторической астрологией.

Главной особенностью немецкой школы является ее тесная связь с индийской астрологией. Это неудивительно, так как между немцами и индусами есть родство – те и другие арийцы. Основные астрологи этой школы – Крафт, Фанхаузен, Гримм, Б.А. Мерц, Герберт Лолайн, Бруно Хубер. Немецкая школа пользуется преимущественно системой домов Коха.

Итальянская школа включает ряд новых оригинальных методов, в частности работу с Черной Луной (Сементовский).

Большая группа астрологов работала и продолжает работать в Соединенных Штатах Америки. Америке мы обязаны появлением Дейна Редиера и Марка Эдмунда Джонса, являющихся основоположниками Гуманитарной астрологии. Роберт Хенд, Роберт Пелетьер, Френсис Сакоян, Марион Марч и Джоан Мак Эверс, Стефан Арройо, Ноэль Тиль, Альфи Лявуа, Джекоб Шварц – это классики современной американской астрологии.

Отличительной особенностью американской школы являются широко распространенные компьютерные центры, много способов расчетов, а также систематическая компоновка толкований для каждого гороскопа. По количеству разработанных астрологических программ эта школа стоит на первом месте в мире.

У большинства стран нет своей собственной школы астрологии. Например, японская астрология – это английская астрология с японским колоритом: разница в методике, типе построения и толкования карты, но не на событийном уровне, а на уровне качества. Астрология в различных странах мира развивается на основе упомянутых школ с некоторым национальным оттенком. В частности, следует отметить развитие астрологии в Швейцарии (Бруно и Луиза Хубер и др.), Болгарии (Влад Пашов и др.), Нидерландах (Карен Хаммакер Зондаг и др.), Дании (Кристиан Боруп и др.), Польше (Р. Принке и Л. Верес и др.) и Чехии (Ян Кефер и др.). Особо следует остановиться на развитии астрологии в России.

Развитие астрологии в России

В Россию астрология проникла из Византии вместе с христианством в IX веке. Самые ранние упоминания о ней приведены в «Изборнике» Святослава (1073).

Астрологическая литература известна в России с XIV века. Это были переводы и компиляции с греческого, латинского, немецкого, арабского и ряда других языков. Однако церковь относилась к астрологии резко отрицательно и отождествляла ее с ересью и бесовскими прельщениями. Преследовали астрологов и представители власти. Отчетливо просматривалась тенденция, имевшая место не только в России, но и практически везде: официально астрологию запрещали, людей, занимающихся ею, преследовали вплоть до физического уничтожения, в то время как стоящие у власти активно пользовались услугами придворных астрологов. Имеются сведения о придворных астрологах Ивана Грозного; домашний учитель и астролог при дворе царя Алексея Михайловича Романова Симеон Полоцкий предсказал рождение Петра I.

О русской литературе по астрологии известно немного: нам известны лишь разрозненные славяно-русские астрологические тексты XV–XVIII веков, собранные в рамках старообрядческих общин [73] и «Календарь Брюса», вышедший в 1709 году [33]. Яков Брюс был сподвижником Петра I. Календарь выдержал много изданий вплоть до 1895 года. В настоящее время повышенный интерес проявляется к дохристианской Руси. В частности, известный славянофил А.И. Асов на основе «Книги Велеса» [6] изложил принципы славянской ведической астрологии [7].

Однако в XVIII веке в России и в мире интерес образованных людей к астрологии стал угасать, сведения об астрологической жизни были очень скудны. И только в начале ХХ века началась популяризация астрологии в нашей стране благодаря стараниям В.Н. Запрягаева и А.В. Трояновского. Запрягаев издал несколько книг по астрологии Томаса Генри Бургоня, Рафаэля, Сефариала и других авторов, также ряд книг под своим именем, которые были хорошими компиляциями книг вышеуказанных авторов.

Важную роль в возрождении астрологии в нашей стране сыграл Сергей Вронский. Он прошел хорошую школу у Крафта, главного астролога Гитлера, получил в Берлине диплом профессора медицины и астрологии. В СССР он вернулся в 1943 году и начиная с конца 50-х годов возглавлял лабораторию в Институте космических исследований (ИКИ).

Похоже, что он не хотел широкой популяризации серьезной астрологии, хотя и выпустил несколько книг, а также вел в одно время курс астрологии в МГУ для астрономов, видимо, считая, что большинство людей еще не доросли до восприятия глубоких астрологических идей.

Однако после смерти Вронского его родные посчитали, что эти идеи должны быть известны всему миру, и в результате обработки и редакции гигантского рукописного материала, накопленного за долгие годы, ЦАИ с 2003 по 2007 год опубликовало 12-томное собрание сочинений, охватывающее большой диапазон астрологических идей. Вронский – это действительно значимая фигура, с ним у нас в России пока еще не сравнялся никто.

В начале 1980-х годов начала складываться советская астрологическая школа, которая, впрочем, не внесла ничего принципиально нового в английскую и немецкую школы, если не считать перспективу роста Владимира Богданова и Авессалома Подводного. Английскую школу развивают москвичи, немецкую преимущественно петербуржцы.

Одним из популяризаторов астрологии в Москве является Михаил Левин. Он одним из первых в СССР с 1978 года начал преподавать астрологию в небольших группах. В 1990 году Левин основал Московскую Академию Астрологии и до сих пор является ее ректором. Кроме него, ведущими лекторами в Академии были известные астрологи Феликс Величко и Виталий Вайсберг. Академия существует уже 24 года, и весьма прискорбно, что за последние 20 лет она разделилась на 3 части. Сначала из состава Академии вышел Центр Астрологических Исследований (ЦАИ) с финансовой, издательской и компьютерной базой во главе с Николаем Страчуком (ныне покойным). На базе ЦАИ была создана Высшая Школа Классической Астрологии (ВШКА), по сути, дублирующая Академию Астрологии. Затем уже от ВШКА отделилась компьютерная и исследовательская части, образовав Институт Практической Астрологии во главе с Сергеем Кураповым. От такого дробления сил ничего хорошего, конечно, не получилось, но верх взяли амбиции отдельных людей.

Также широко известен Александр Зараев, возглавляющий Русскую Астрологическую Школу. Как и Левин, он ведет лекционную работу с начала 1980-х годов. Он известен широкой публике как автор разнообразных популярных ежегодных, ежемесячных и ежедневных астрологических календарей.

Своеобразным астрологом является Авессалом Подводный, он же Александр Тихомиров (это два псевдонима Александра Каменского). Задачей своих исследований Авессалом Подводный ставит разработку астрологии как единой символической системы, в которой может быть отражено эволюционное развитие психологии. Возможно, он станет одним из родоначальников нового астрологического направления.

Подающим надежды астрологом совершенно новой формации является Владимир Богданов. Наверняка, лет через 10–15, он создаст совершенно новую школу, существенно отличную от существующих. Может быть, ее впоследствии будут называть русской или российской школой. Он уже давно начал исследовать ряд направлений и имеет кое-какие наметки, которые могут существенным образом преобразить некоторые астрологические принципы. В частности, речь идет о новом подходе к понятию и вычислению Асцендента, о построении системы домов не в эклиптической системе координат, а в экваториальной, и кое-что другое, о чем он докладывал на Международной Астрологической конференции в Москве (в Звенигороде) в 1990 году, директором-распорядителем которой он был [8]; за это он удостоился первого приза – двухнедельной поездки в США для знакомства с американскими астрологами. Затем его пригласили поработать в астрокомпьютерный центр фирмы Matrix Software, расположенный на живописном берегу озера Мичиган. Он разработал ряд программ, которые позволяют ему проводить специальные исследования и обработку больших массивов информации. За ним мы видим большие открытия в области астрологии в будущем.

О Павле Глобе, очень плодовитом на книги астрологе, мы скажем, что читать его надо осторожно, не все принимать на веру. Но книги его брать можно, даже некоторые из них нужно, если вы хотите серьезно освоить астрологию. Его астрология, собственно говоря, вовсе не авестийская, специальной авестийской астрологии как таковой не было. Иран пользуется ассиро-вавилонской астрологией, хотя и с местным колоритом. Астрология Глобы – это конгломерат немецкой и английской европейских школ, а также некоторых элементов авестийского и ассиро-вавилонского фольклора. Он наряду с Михаилом Левиным сыграл большую роль в популяризации астрологии в нашей стране, а также издал огромное количество книг самой разнообразной астрологической тематики. У него довольно много учеников, которые сами уже стали известными астрологами, среди них, например, Анатолий Рыжов (ныне покойный), Олег Коровяк, Николай Меньков и др.

Известны также такие организации, как Лига Независимых Астрологов (Каринэ Диланян и Борис Бойко), Омега-Центр (Фарида Асадулина) и ряд других. Следует упомянуть таких известных астрологов как Алексей Агафонов, Саул Айзин (ныне покойный), Аскольд Богданов, Владимир Горбацевич, Борис Израитель, Павел Карев, Владимир Копылов, Денис Куталев, Алексей Московский (Дорохов), Юрий Олешко, Джамиль Рзаев (ныне покойный), Федор Рожанский, Татьяна Антонян (ныне покойная), Ирина Антонян, Анна Галицкая, Елена Кашенина, Наталья Маркина, Татьяна Митяева, Лариса Назарова, Ирина Палагина, Татьяна Романова, Елена Сущинская, Валентина Шацкая.

Астрологические группы и индивидуальные астрологи теперь имеются практически в каждом областном и краевом центре. В частности, из петербургских астрологов следует назвать Сергея Шестопалова, Александра Ильмове (оба ученики С. Вронского) и Альберта Тимашева, из новосибирских – Владимира Пономаренко (ныне покойного), Михаила Шабалина, Владимира Уранова (Бендюрина), Леокадию Кулакову, Владимира Слободенюка, Бориса Штербулова, из томских – Сергея и Антонину Масликовых, Виталия Ковалева. Сергей Масликов в настоящее время является директором Новосибирского планетария. В Омске известны: Вера Беляева, Вадим Марков, Сергей Мимоход, Валерий Новиков. В Красноярске работают Анатолий Буралков, Вячеслав Володченко, Сергей Ирис, Александр Коротышев, Николай Сакевич, Наталья Сарамуд и Валерий Якубов.

Следует отметить, что в России за последние 20 лет был создан ряд разнообразных серьезных астрологических программ, которые непрерывно совершенствуются.

Первая из них была создана Владимиром и Аскольдом Богдановыми – программа «PRIMA», Институтом Практической Астрологии разработана серия программ «URANUS», кроме того, им выпущены две модификации программы «MEDAS» по медицинской астрологии, «Recrification» и «RectProg» по ректификации гороскопов и прогнозированию различных событий, «Uranedit» по редактированию астрологических текстов, а также две модификации программы по астрогеографии. Широкой популярностью пользуются различные модификации программ «Almagest», «Almafast», «Almatext» и «Almarect», разработанные С.Г. Тарасовым и фирмой «RICONA, Ltd». Петербургские астрологи создали программу «Skyworker». Томскими астрологами С.Ю. Масликовым и В.А. Вольфом выпущен ряд программ, в частности «АстроТомск» и несколько модификаций «AstroBase Professional». Последняя программа может создавать огромные универсальные базы данных и имеет широкие возможности работы с ними. Эфемеридные расчетные блоки, разработанные этими астрологами, применяются во многих программах. В Новосибирске М.А. Шабалиным и М. Корнетовым создана программа «Radix», В.Н. Бендюриным в содружестве с В.Н. Гончаровым и С.Г. Проценко – «Natmap», использующая «древесные знаки», Б.А. Штербуловым – программа «ПиАстр», в удобной форме выдающая сведения о прогнозах. Н.А. Сакевич из Красноярска разработал программу «Астра». Следует еще упомянуть о серии программ «Star», автором которых является Ф. Рожанский, «Zet», разработанных А. Зайцевым, программ «Stalker», созданных П. Каревым, а также «Vega», представленных П.В. Свиридовым. Данный список не претендует на полноту, здесь отражены лишь наилучшие, с точки зрения автора, отечественные астрологические программы, большинство из них продолжают развиваться.

В популяризации астрологии в России большую роль играют три московских издательства, выпускающих исключительно литературу этого профиля, – «Мир Урании», возглавляемое Ириной Антонян, «Конек-М», руководителем которого является Владимир Копылов, и ЦАИ (Центр астрологических исследований), в настоящее время находящийся под руководством Галины Страчук. Владимир Копылов с 1992 года издает бюллетень «Астролог», а с 1996 года – журнал «Астрология», пользующиеся большой популярностью. Они выдержали испытание временем и в настоящее время являются единственными центральными астрологическими изданиями в России.

Такова довольно неполная картина развития астрологии в России.

На этом обзор истории астрологии заканчивается. Мы попытались проследить все ее основные вехи и назвать основные имена, кратко осветили стадии развития астрологии, главные астрологические школы от древности до наших дней. Переходим к первой части основного курса «Основы небесной механики».