Вы здесь

Настройки для ума. Как избавиться от страданий и обрести душевное спокойствие. Глава 3. Структура работы с характером (П. А. Федоренко, 2018)

Глава 3. Структура работы с характером

Когда мысль побеждает логику, она побеждает здравый смысл.

Д. Ковпак

Вопрос ответственности

Всегда важно понимать, откуда ты двигаешься и куда. Если вы зададитесь вопросом, ЧТО является результатом для меня, то ответ на него очень прост – это все, что вы имеете на данный момент в жизни. Ваше здоровье, отношения с людьми, финансовое положение – три основных показателя, по которым четко можно оценить результат. Отношения с мужем или любимым человеком, с детьми, близкими и родными, работа, карьера, увлечения и хобби – все это можно описать с помощью данной схемы.

Порой нам кажется, что ответственность за то, что мы имеем сейчас, не лежит на нас. Действительно, иногда стечение обстоятельств ведет к определенным изменениям в нашей жизни. С людьми могут случаться несчастья или, наоборот, счастливые случайности. Но все же необходимо понимать: самая главная ответственность за результаты в нашей жизни лежит на нас. Никто, кроме вас, не примет решение, выходить замуж или нет, выбирать одно место работы или другое, общаться с этим человеком или прекратить встречи. Даже если девушка внезапно узнает о том, что против своего желания ждет ребенка от нелюбимого мужчины, в любом случае, это было ее решение – вступать с ним в интимные отношения.

Или же мужчина с горечью понимает, что все друзья, которым он оказывал помощь, пользовались его отзывчивостью и добротой. Но если подумать, кто принимает решение: согласиться или отказать? Не сам ли человек? И если вам в подобных случаях отказать было тяжело, вы испытывали сильную вину из-за отказа, не кроется ли за этим пласт мыслей из разряда: «Я не должен подводить друзей…»?

По большей части именно мы несем ответственность за то, что происходит в нашей жизни, и никто кроме нас. Даже если вами манипулируют, значит, вы позволяете это.

Однако стоит еще раз обратить внимание на некую погрешность. Существует ряд факторов, которые мы не выбираем сами. Например, мы не выбирали страну, в которой родиться, своих родителей, условия, в которых росли, школу или детский сад. Так или иначе, эти факторы повлияли на формирование вас как личности, которой вы стали во взрослой жизни, повлияли на ваши убеждения и взгляды. Именно по этой причине не стоит винить себя за то, что сейчас у вас не совсем все гладко. На основании тех установок, которые были сформированы и вложены в человека еще в детстве, он поступает так, как поступает. По большей части люди автоматически принимают решения, словно роботы, основываясь на тех догмах и правилах, что были сформированы в них раньше.

Именно знание того, что можно работать с мыслями и менять свои искаженные установки, дает нам шанс делать выбор более осознанно и перестать жить в автоматическом режиме. Не важно, какие установки вам прививались ранее, и, даже если они были искаженными и привели вас не к самому приятному результату в жизни на данный момент, можно многое изменить.

У вас может возникнуть мысль: «Значит, во всех моих неудачах сейчас виноваты родители, ведь это они вложили в меня данные установки?» На самом деле винить родителей совершенно нет смысла потому, что на тот момент времени они действовали из своих соображений, считая, что поступают правильно. Да и что это вам даст? Как это поможет измениться сейчас? Ведь во взрослой жизни именно вы несете ответственность за свои решения и поступки, ни государство, ни родители, ни муж (жена). За вами же и решение – брать ответственность или искать виноватых. Если задаться целью, то можно найти оправдание и отговорку на все случаи жизни. Сколько еще времени вы готовы потратить на это бесполезное занятие?

Например, мы часто слышим от женщин, желающих привести себя в порядок, отговорку, что у них нет сил и времени по причине того, что они все свое время уделяют детям и дому. Однако есть много примеров целеустремленных и организованных многодетных матерей, которые успевают делать что-то и для себя. И не всегда все упирается в большие деньги. Мы знаем массу примеров, когда, не имея больших денег, люди достигали многое в профессиональном спорте, другие же, заручившись связями и материальной поддержкой, не добивались ничего.

Не стоит винить себя сейчас за то, что, возможно, раньше вы искали оправдания неудачам или жили не так, как хотелось бы. Ведь по большому счету это не имеет смысла и ничего не изменит.

В каждый момент времени мы поступаем наилучшим образом из всех возможных.

Даже если вы могли бы отмотать время назад и попробовали что-то изменить, то эти попытки были бы напрасными, ведь на тот момент вы не обладали теми знаниями и опытом, которые имеете сейчас, и из всех возможных вариантов на основе своего опыта в тот момент времени вы выбирали наилучший способ совершения какого-то действия.

Только ваше желание работать над собой сейчас и делать постепенные шаги навстречу изменениям принесут свои плоды, а не пустое самобичевание. Да, в вас были заложены определенные программы поведения и установки, но именно вы сейчас способны выбирать, каким программам следовать. У вас есть возможность начать жить иначе и стать самому себе опорой, меняя «жизнь в режиме робота» на осознанное принятие решений.

Самое лучшее, что можно сделать сейчас, – это принять свою жизнь такой, какая она есть, и, не ища виноватых, не тратя на это время, начать действовать.

У всех свой багаж за спиной, приятный и не очень. Каждый допускал ошибки. И конечно, никто не говорит, что будет сразу легко и просто изменить то, что есть. Но если начать разгребать завал из проблем и неурядиц постепенно, то вы обязательно почувствуете результат от работы через определенное время.

Должны предупредить вас, уважаемый читатель, что мы, авторы книги, даем вам лишь инструменты, помощь и поддержку, но основная работа будет заключаться в вашем участии и выполнении заданий. Если вы возьмете ответственность за выполнение работы на себя, то получите хороший результат.

Структура работы

Для того чтобы разобраться, как же будет происходить работа с характером, давайте обратимся к схеме.




На рисунке в одну линию расположились событие, автоматические мысли и эмоция. Это именно та цепочка, про которую мы говорили ранее. В вашей жизни возникает какое-то событие, мы что-то думаем о нем и испытываем на основании этого определенные эмоции. Ниже в кружочке отмечено наше поведение, которое является следствием связи «ситуация – мысль – эмоция». Соответственно, поведение человека приводит к определенным результатам, что закономерно (многоугольник слева).

Теперь давайте более подробно разберемся с пластом мыслей. У многих на данном этапе может появиться вопрос: «Почему у меня возникают одни автоматические мысли о ситуации, а у другого человека совершенно другие?»

Если обратить внимание на цепочку СМЭР, можно заметить, что она горизонтальна

С → М → Э → Р

На схеме она также расположена горизонтально относительно остальных элементов. Но есть и вертикальная прямая. Из вертикальной части схемы «Структура работы с характером» видно, что наши автоматические мысли являются следствием промежуточных и глубинных убеждений. У каждого из нас существует определенное представление о себе. По большей части оно положительное, но в определенные моменты жизни может активироваться негативное восприятие себя («Я слабый», «Я плохой», «Я никчемный») или представление о мире, о людях («Другие люди плохие», «Все они бесчувственные»). Для одного мир – безопасное, светлое место. Для другого – он неприветлив и полон предательства.




Другими словами, у каждого из нас есть некое общее представление о реальности: о себе, о людях, о мире. И уже на основе этих глубинных представлений я могу формировать определенные правила, догмы, которые помогают не чувствовать себя беспомощным, плохим и одиноким, не оказаться в опасности, быть любимым. Все это – определенные правила жизни, в соответствии с которыми существует человек.

У нас есть две базовые потребности – потребность в безопасности и потребность в любви. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности и быть любимым, мы начинаем вырабатывать некие правила (промежуточные убеждения). Вот несколько таких правил.

✓ Я должен быть лучшим.

✓ Я должен быть хорошим родителем.

✓ Я должен быть хорошим партнером.

✓ Я должен быть хорошим сотрудником.

✓ Я должен добиваться успеха.

✓ Я должен! Должен! Должен! Должен!


Все наши правила созданы для того, чтобы обеспечить защиту. И у каждого человека может существовать множество таких механизмов защиты.

В следующих главах книги мы более подробно коснемся темы глубинных и промежуточных убеждений. Пока вам важно понять саму структуру, как функционирует та часть мыслей, которую мы не замечаем, не осознаем. И почему нам важно научиться прорабатывать свое мышление не только на поверхности.

Представьте, что вы решили полоть сорняки и пытаетесь срезать только видимую часть, верхушку. Сорняки будут отрастать снова и снова. Если пытаться работать только с автоматическими мыслями, не затрагивая промежуточных и глубинных «корней», то вы будете просто «стричь сорняки».

Мы можем воздействовать на горизонтальную часть формулы СМЭР, но наши мысли работают по вертикали. Они являются следствием наших установок и правил. А правила – следствие глубинных убеждений.

И конечно, не у всех у нас эти убеждения положительные.

Пример

Максим старается угодить всем своим знакомым, он не может отказывать и каждый раз в случае отказа испытывает сильную вину. Часто он бросается на помощь другу в ущерб себе. Выручает даже в тех ситуациях, когда сам устал, и отдает последние деньги в долг, хотя до зарплаты остались копейки. Максим не хочет сталкиваться со своей глубинной установкой «Я плохой». Он не хочет чувствовать себя одиноким и нелюбимым. Поэтому каждый раз говорит себе, что должен быть хорошим другом и всем помогать.

Анна избегает самостоятельных путешествий, хотя ей очень хочется посмотреть мир, она вынуждена ехать туда, куда едут ее друзья. Даже если в этой стране она уже была. Конечно, Анна могла бы поехать одна, если бы не ее уверенное представление о себе «Я беспомощна, я не справлюсь одна в чужой стране». По этой причине она делает все, чтобы заручиться поддержкой со стороны.

Мы прячем от себя свои тайные страхи. Мы не хотим чувствовать себя беспомощными и нелюбимыми, для того и создаем правила.

Постепенно, работая с книгой, с помощью практических упражнений вы будете двигаться от поверхности вглубь. На своем примере увидите, что за каждым изображением на схеме «Структура работы с характером» скрывается элемент вашего мировосприятия.

В свое время знаменитый психолог Альберт Эллис, основатель рационально-эмоциональной поведенческой терапии, сделал три важных вывода.

Именно мысли меня расстраивают, я сам себя расстраиваю.

Мысли, а не события вызывают эмоции.

Чтобы изменить настоящее, не нужно копаться в прошлом и пробовать изменить его. Несмотря на то что мысли сформированы в прошлом, я работаю с ними в настоящем.

Только практика приведет к тому, что изменение мышления произойдет.

От теории к практике. «Журнал мыслей»

Не пытайтесь выполнять задание устно, именно письменная форма поможет оценить мысли более критично, уловить их и не упустить суть. В тексте вы сможете быстрее и проще замечать свои искажения.

У нас, авторов, также возникали мысли «Зачем что-то записывать, и так все понятно». Но все же раз за разом мы сталкивались с тем, что что-то упускаем, и прибегали к письменной форме.

Мысли молниеносны, и вы можете какую-то не заметить, если не выпишете. Даже при нехватке времени, в плотном графике, засеките, сколько минут вы потратите на следующее задание. И сколько вы тратите на другие праздные дела: Интернет, телевизор, разговоры по телефону. Неужели эти 15–30 минут в день не стоят того, чтобы посвятить их заботе о себе? Ведь это – инвестиция в свое будущее благополучие на долгие годы. Знания, на практику которых у вас сейчас может уходить определенное количество времени и усилий, потом будут работать на вас, через вас. По сути, вы начинаете вырабатывать новые привычки, для укрепления которых важно повторение.

Вам необходимо начать вести Журнал мыслей. Туда вы будете вносить данные в течение какого-то времени, наблюдая за собой. В этой таблице будут четыре основные колонки, как это показано ниже.




Для начала занесите данные в первый столбец «Ситуация». Напишите, что и когда произошло. Далее пропустите колонку и перейдите к заполнению третьего столбца «Эмоции». Заполнять нужно именно в таком порядке: ситуация, эмоция, мысли. Так же происходит и в жизни. Мы раньше осознаем эмоцию, чем мысль. Третий шаг – заполнить колонку «Мысли». Это спонтанные честные мысли относительно ситуации. В случае если вас кто-то разозлил, в колонку «Мысли» может быть вписана даже нецензурная брань. «Как же достал меня этот начальник, редиска!» Пишите искренне и от души, так, как чувствуете.

В журнал лучше всего выписывать негативные ситуации, которые вызывали у вас неприятные эмоции, происходили с вами в течение дня.

Например, во вторник автор столкнулся с трудностями при рассмотрении «Журнала мыслей». У нее не только возникли мысли, но и образы из детства. Неприятное воспоминание о том, как девочка показывала дневник родителям, вызвало в ней негативную эмоцию.

Лучше оценивать эмоции в процентном эквиваленте. Это позволит сравнить динамику изменений эмоционального состояния по мере того, как меняются ваши мысли.

Постарайтесь вести этот дневник минимум неделю, прежде чем приступать к следующему этапу работы. Задача – научиться отличать эмоции, мысли и ситуации. Не освоив этот этап, невозможно приступить к следующему.

Домашнее задание 3 Ведение «Журнала мыслей»

Вам необходимо начать вести «Журнал мыслей». Заполняйте табличку из четырех столбцов: вносите данные в течение какого-то времени, наблюдая за собой изо дня в день.