Вы здесь

Настройки для ума. Как избавиться от страданий и обрести душевное спокойствие. Глава 2. Связь ситуации, мыслей, эмоций и поведения (П. А. Федоренко, 2018)

Глава 2. Связь ситуации, мыслей, эмоций и поведения

Наша жизнь состоит не из событий, а из нашего отношения к событиям.

Скилеф

Формула жизни

Давайте подумаем, какие выводы мы часто делаем о причинах наших проблем и неудач: «Меня расстраивает то, что девушка рассталась со мной», «Я злюсь из-за того, что на работе получил штраф», «Меня тревожит то, что сын уезжает в другую страну надолго», «Мне стыдно оттого, что я так ужасно выгляжу»…

Люди склонны считать, что их расстраивают сами по себе события, но на самом деле это не так. Все дело в наших мыслях, а не ситуациях.

Следующий этап работы над собой очень важен, он будет направлен на непосредственное решение проблем, на работу с мышлением. Очень важно помнить о том, что именно наши мысли, а не сама ситуация и создают все переживания. В самом начале книги мы рассматривали пример конкретной ситуации. Помните, как по-разному реагировали люди на задержку рейса? Одни ругались, другие тревожились, третьи спокойно ждали. Все пассажиры находились примерно в одинаковых условиях, но реагировали по-разному на неприятную новость. Вы можете возразить, и сказать, что для кого-то улететь было важнее, кто-то опаздывал, а кто-то нет. Но даже если мы возьмем за пример сестер Анну и Светлану, которые торопятся на день рождения к бабушке, каждая из них может отреагировать на задержку рейса по-своему. Предположим, Анна начнет ругаться с представителем авиакомпании, будет доказывать что-то и кричать на сотрудников аэропорта, а Светлана при этом пойдет искать кафе, смирившись с участью надолго застрять в аэропорту. Все дело в том, что у Анны и Светланы в этой ситуации сложился совершенно разный ход мыслей. Анна думала о том, что непременно должна улететь, что сотрудники аэропорта что-то напутали, «сломали» самолет и делают все возможное, чтобы обмануть пассажиров и испортить им жизнь. Также она могла подумать о том, что самолеты непременно должны вылетать по расписанию, и никак не иначе, тем более сегодня такой значимый для Анны день!

Светлана тоже огорчилась, но не испытывала гнева и не пошла ругаться, ведь она поразмыслила, что все равно ничего изменить не сможет. Она примерно представляет, что подобное случается время от времени, и, прикинув, чем бы заняться во время ожидания, отправляется в кафе пить кофе.

Подобно этим людям, мы все по-разному реагируем на наши сложности и трудности, по-разному их решаем и разные эмоции испытываем. Все дело в том, что в одной и той же ситуации у каждого из нас возникают неодинаковые мысли, и часто они оказываются негативными и искаженными. Именно эти мысли и создают нашу основную «головную боль». Просто подумайте, как сильно можно улучшить качество жизни, поработав со своим мышлением и сделав его более здоровым, убирая искажения. Как положительно это скажется на остальных «этажах» дома – например, на эмоциональном уровне и на телесном. Вряд ли Анна, имея негативные мысли, связанные с требованиями ко всем вокруг, испытывает при этом приятные эмоции, и вряд ли это поможет ей улететь быстрее. Однако когда нереально изменить ситуацию, всегда можно поработать над правильным отношением к ней.

На самом деле есть очень большой плюс в том, что основная проблема сосредоточена на уровне мыслей. Ведь если бы сами события вызывали эмоции и определяли нашу жизнь, психология и работа над собой была бы бессильна в данном контексте. Попадая в разные ситуации, мы рассчитывали бы только на то, что сможем изменить ситуацию или ситуация изменится сама. Но это происходит не так часто, как нам хотелось бы.

Недаром мудрые люди хорошо понимают смысл фразы Станислава Ежи Леца: «Если не можешь изменить ситуацию – измени свое отношение к ней».

По факту у вас могут быть два варианта. Либо вы выходите из неприятной ситуации, покидаете событие и успокаиваетесь. Например, расставаясь с нелюбимым мужем. Либо смотрите на событие под другим углом. А не является ли проблемой то, что у меня слишком много требований к мужу? Может быть, я сама как-то «не так» себя веду? Или, если проблема не в этом и я реально не люблю мужа, мы не находим общего языка, тогда, может, в этих отношениях меня держат страхи? Всегда важно помнить, что именно наши мысли создают эмоциональное состояние. Это и есть основа когнитивно-поведенческой терапии. Мы можем воздействовать на мысли и менять эмоциональное состояние. Меняя свое эмоциональное состояние, мы реагируем телесно и поведенчески иначе, получаем другие результаты в жизни.

Например, вы абсолютно убеждены, что недостойны хорошей работы. Соответственно, предпочитаете такое место и должность, на которые, по вашему мнению, вас могут взять, пусть даже эта работа вам совсем не нравится. Вы не выбираете ту работу, которую хотите, лишь потому, что «недостойны ее». Если же вы уверены в том, что пробовать и ошибаться не страшно и всегда есть шанс испытать удачу, стоит только постараться, и рано или поздно вы обязательно найдете подходящую работу. Обратите внимание на очень важный момент: часто человек, по факту обладающий всеми нужными качествами для достижения цели, не идет к ней только потому, что считает, будто недостоин ее, не справится с задачей. Это представление о себе никак не отражает реальные возможности человека.

Чтобы не допускать подобных ошибок мышления, вам необходимо познакомиться с очень интересной и полезной схемой. Постарайтесь внимательно прочитать эту главу, ведь именно в ней вы найдете основной инструмент для самопомощи – схему СМЭР. Здесь мы назовем ее «Формула жизни».




Эта простая формула определяет все наше бытие. Самое интересное, что, понимая эту формулу, мы можем менять свою жизнь, не прибегая к самовнушению или зачитыванию мантр. А осознанно меняя иррациональные мысли на рациональные.

«С» – это ситуация, в которую вы попадаете. Давайте возьмем за пример первый день на новой работе. Каждый из нас будет испытывать определенные эмоции, на схеме обозначенные «Э». Допустим, перед выходом на новую работу вы ощущаете тревогу и одновременно стеснение. Очень важно обратить внимание, что между «С» и «Э» и находятся наши мысли «М». Сама по себе ситуация «выхожу на новую работу» не вызывает одну и ту же эмоцию у ста человек из ста. В данном случае в точке «М», испытывая тревогу, вы обнаружите следующие мысли: «А вдруг меня не примут в коллективе? Может, я не справлюсь с поставленной задачей или допущу ошибку». Именно они и создают вашу тревогу. Дальше за эмоциями следует реакция – «Р»: телесная «Т» и поведенческая «П». Испытывая тревогу, возможно, вы будете чувствовать неприятное напряжение в теле. На поведенческом уровне, имея подобные тревожные мысли, вы, придя на работу, не начнете активно общаться с коллективом и постараетесь избегать повышенного внимания к себе.

На данном этапе работы важно научиться замечать связь С – М–Э. Может показаться, что в какой-то конкретной ситуации вы даже не успели подумать о чем-то, как уже почувствовали эмоцию. Но это не так, на самом деле существуют мимолетные автоматические мысли, которые проносятся в голове за долю секунды. Альберт Эллис, основоположник РЭПТ (Рационально-Эмоционально-Поведенческая Терапия), часто упоминает их в своих работах, приводя наглядные примеры.

Мы не всегда способны осознавать свои мысли и то, какие эмоции они вызывают, именно поэтому важно учиться их замечать, если вы хотите изменить свою реакцию. Например, не нервничать и не стесняться на работе.

Попробуйте самостоятельно найти связь между мыслями и эмоциями с помощью следующего примера.

Практическое задание «Установление связи мыслей и эмоций»

Перед вами краткая зарисовка ситуации и задание. Ответы вы найдете в конце главы. Попробуйте выполнить упражнение и записать, что получилось. Потом проверьте варианты ответов.

Допустим, вы находитесь на вечеринке и вас знакомят с неким Олегом. Во время беседы Олег не смотрит на вас, а блуждает взглядом по комнате. Далее сформулированы три мысли, которые могут возникнуть в этой ситуации, и перечислены чувства, связанные с ними. Обведите одно чувство, которое, по вашему мнению, возникнет вслед за каждой из перечисленных интерпретаций рассеянного взгляда Олега.

Мысль: Олег – невоспитанный человек. Он оскорбляет меня своим невниманием.

Возможные чувства: раздражение, грусть, нервозность, сочувствие, (выберете одно).

Мысль: я неинтересен Олегу. Я на всех нагоняю скуку.

Возможные чувства: раздражение, грусть, нервозность, сочувствие, (выберете одно).

Мысль: Олег, похоже, застенчив. Ему, наверное, неловко смотреть на меня.

Возможные чувства: раздражение, грусть, нервозность, сочувствие, (выберете одно).

Теперь, когда задание выполнено, можно двигаться дальше. Сверяясь с ответами, вы наверняка заметили, что разные мысли на счет сложившейся ситуации вызывали у вас разные эмоции. На этом простом примере вы сами себе доказали, что есть связь между мыслями и эмоциями.

Человек, живущий в автоматическом режиме

Большую часть жизни мы проводим в автоматическом режиме, думаем о чем-то, размышляем. У каждого из нас огромный поток мыслей. Мы выходим на улицу и думаем, как бы нам не опоздать, что о нас думают другие люди, сами думаем о других людях что-то, размышляем о погоде и политике. В такие моменты мы находимся во внутреннем состоянии, в зоне своих мыслей. Но при этом существует и внешний мир, с которым мы контактируем. Ощущаем, как дождь касается наших рук, как ветер раздувает волосы, слышим звуки, чувствуем запахи. В этом и заключается разница контакта с внешним миром и пребывания во внутреннем.

Находясь в потоке своих мыслей, мы часто делаем многое на автомате: чистим зубы, включаем свет, совершаем автоматические рутинные дела – и порой даже не помним, делали мы что-то или нет. Так же на автомате мы можем кому-то отказывать, на кого-то злиться. Жизнь на автомате можно назвать неосознанным состоянием. Именно по этой причине мы часто не осознаем своих мимолетных автоматических мыслей. Мы думаем, что, например, чье-то поведение вызывает у нас определенную эмоцию. Но это не так.

В каждом из нас формируются привычки думать и реагировать определенным образом. Привычка работает через нас неосознанно. Мы не замечаем пласт мыслей, но на самом деле эти мысли существуют. И мы можем влиять на них.

Изменяя мысли, мы меняем свои эмоции.

В одной и той же ситуации человек может быть грустным или расстроенным, злым или сочувствующим. Мы сами выбираем, какие эмоции испытывать и как реагировать. Часто говоря «Ты меня обидел», люди не задумываются над тем, что на самом деле это не так: вы обижаетесь потому, что мысленно говорите себе что-то, что вызывает у вас обиду. Например, заведомо имеете убеждение, что человек не должен был к вам так относиться, что он не должен говорить вам определенные вещи, что он должен быть таким, как хотелось бы вам. Но так получается далеко не всегда. Верно? И тут выбор за нами. Мы либо принимаем решение верить своим искажениям и продолжаем испытывать сильные негативные эмоции, либо начинаем работать со своими автоматическими мыслями, исходя из научно обоснованных данных.

Большинство людей постоянно находятся в своем мышлении и думают о чем-то. Утром, просыпаясь, они размышляют, что будут есть. За завтраком думают, как не опоздать на автобус. В автобусе думают, как не опоздать на работу… Мы непрерывно размышляем: что думают о нас окружающие, как оценивают наш внешний вид; какое прошлое у нас было и какое будущее ожидает. При этом мы напрочь забываем о настоящем. Этот разрыв в мышлении между реальностью и мыслью создает очень много проблем в виде тревожности. Поэтому необходимо создавать опору на «здесь и сейчас».

Чтобы выходить из режима «человек-автомат», очень полезно осваивать активно применяющиеся в когнитивно-поведенческой терапии навыки осознанности (Mindfulness), которые люди по всему миру все больше стремятся изучить и внедрить в свою жизнь.

Осознанность помогает перестать находиться где угодно, только не в настоящем моменте, обратить внимание на мир вокруг, на вкус пищи, а также освободиться от бесконечной «мысленной жвачки», которая заставляет вас жить на автомате в негативных переживаниях.

Именно поэтому мы рекомендуем вам постепенно внедрять в свою жизнь технику под названием «Тишина», подробное описание которой и варианты ее выполнения вы найдете в домашнем задании.

Связь мыслей и поведения

Ежедневно мы совершаем разные действия, большинство из которых повторяются изо дня в день. Многое мы делаем автоматически, например всегда уступаем в споре, определенным образом реагируем на конфликт или сложности. В подобных ситуациях люди склонны не замечать свои автоматические мысли, но именно они управляют действиями, которые, в свою очередь, тоже становятся автоматическими.

Если вы решили измениться или освоить новую форму поведения, на уровне мыслей можно определить, как происходит это изменение и происходит ли вообще.

Пример

Евгений приходит в магазин за капустой. Он выбирает наиболее привлекательный кочан и следует к кассе. Там его встречает хмурого вида кассирша, небрежно обслуживает, обращается к покупателю, как это показалось Евгению, неподобающим тоном.

«Она не имеет права так разговаривать с покупателем! – думает Евгений и начинает закипать: – Да она меня за человека не считает!» В результате он испытывает сильный гнев. На поведенческом уровне Евгений предъявляет претензии, требует книгу жалоб, пытается спорить и выяснять отношения.

Однако на месте Евгения может оказаться другой человек, с другим отношением к ситуации.

Леонид отправился в этот же магазин за морковкой и также столкнулся с пренебрежительным отношением кассирши. Но он, в отличие от Евгения, испытал тревогу и подавленный гнев. Этот покупатель претензий не предъявил, а, стиснув зубы, молча проследовал к выходу.

Почему реакция Леонида так отличается от реакции Евгения? Все дело в том, что мысли Леонида оказались следующими: «Какая бессовестная кассирша! Вот сейчас возьму и поставлю ее на место. Но что подумают люди? Если я начну ругаться и кричать, люди сочтут меня ненормальным. Точно!»

Или же в подобной ситуации окажется третий человек, например Николай, решивший купить огурцы. Возможно, он подумает: «Да, кассир некачественно меня обслуживает, стоит ей об этом сказать, но это не конец света и ничего страшного не происходит», – и хотя в данной ситуации Николай будет немного расстроен или раздражен, но он в более спокойном тоне сможет высказать претензию руководству магазина, написать жалобу. В отличие от реакции Евгения, действия Николая не будут сопровождаться криками и «рукоплесканием». Отношения вряд ли перейдут на личности. При этом Николай не испытает тревоги и подавленности, как это было у Леонида.

С одной стороны, вы можете раскричаться и испытать гнев, с другой – промолчать, избежать столкновения с неприятной ситуацией. В третьем варианте можно спокойно вызвать управляющего магазином и изложить свои претензии последовательно и обоснованно.


Необходимо наблюдать за избыточностью эмоций. Все мы время от времени тревожимся, но когда тревога становится избыточной, человек испытывает сильный дискомфорт.

То же самое с гневом. Мы можем испытывать раздражение и недовольство, но порой оно вырастает до размеров бешеного гнева.

Последствия такого приступа ярости каждый примерно себе представляет. Негативные эмоции в стопроцентном эквиваленте могут доставить массу дискомфорта. Однако если их степень снижается до двадцати-тридцати процентов, жить становится намного комфортнее. В том числе и на поведенческом уровне. Ведь именно наши мысли сначала определяют наши эмоции, а затем и наше поведение.

Связь мыслей и телесной симптоматики

Многие люди, страдающие паническими атаками или испытывающие неприятную симптоматику в теле, обращаются к психотерапевтам или психологам, желая избавиться от симптома, который «внезапно» появился.

Для большинства подобных клиентов становится большим удивлением тот факт, что именно наши мысли вызывают симптомы.

Пример

Когда у Оли учащалось сердцебиение, она думала, что начинается сердечный приступ. Эта ужасающая мысль приводила к ряду изменений в функционировании организма, включая быстрое поверхностное дыхание и обильное потоотделение.

Несложно догадаться, что Ольга очень сильно пугалась. И если учесть тот факт, что наши эмоции всегда сопровождаются телесными проявлениями, можно легко сопоставить сильный страх и симптоматику Ольги.

Когда Ольга думала о том, что с ней происходит что-то ужасное, страх усиливался. В итоге в какой-то момент произошло следующее: сбилось дыхание, сердце заколотилось еще чаще. В мыслях Ольги тут же развернулась более страшная картина: больница, «скорая помощь», смерть. Конечно, такой мысленный накал страстей усилил симптоматику в разы. Чем более поверхностным становилось дыхание, тем меньше кислорода поступало к ее сердцу, что заставляло его биться еще чаще. Мозгу также не хватало кислорода, что привело к ощущению головокружения. Дальше сильно растущее напряжение вылилось в паническую атаку.

Когда сердечный приступ так и не случился, Ольга начала осознавать отсутствие реальной угрозы, ее сердце и дыхание постепенно пришли в норму.

В тот момент, когда пульс Ольги повысился от 70 до 100 ударов в минуту, именно мысли о том, что вот-вот произойдет сердечный приступ, довели состояние девушки до паники.

Мы все определенным образом реагируем на конкретные эмоции. Реакция отзывается в теле. Кто-то краснеет от стыда, кто-то бледнеет от страха, у кого-то потеют руки. От радости может сильно забиться сердце. Это нормально для человека – реагировать телесно на эмоции. А эмоция, как мы выше уже установили, является следствием мыслей.

Помимо прочной связи эмоций, мыслей, событий и реакции, есть еще один немаловажный фактор, на который стоит обратить внимание при работе над собой, – это та среда, в которой мы находимся. Все мы попадаем в разные ситуации и по-разному на них реагируем, также у каждого из нас свой опыт, воспитание. Среда, в которой мы выросли, и культура программировали нас на определенные мысли. На протяжении жизни, попадая в разные ситуации, мы впитываем информацию, примеряем на себя определенные образы и перенимаем установки. Наши привычки мыслить определенным образом также формируются годами в зависимости от среды, в которой мы находимся. Об этом вы более подробно сможете узнать из последующих глав, сейчас самым главным является следующий вывод:

Для того чтобы изменить свою реакцию на определенную ситуацию, важно начать работать с мыслями. Можно работать также и с поведением, получая новый опыт, но самая глубокая работа проводится именно на уровне мыслей. Меняя мысли, мы меняем все остальное.

Ответы к заданию «Установление связи мыслей и эмоций»

Наиболее вероятные реакции:

1) раздражение;

2) грусть, нервозность:

3) сочувствие.

Домашнее задание 2

1. Учимся замечать автоматические мысли

Попробуйте понаблюдать за тем, как вы выражаете отношение к той или иной ситуации. Например: «Ты меня разозлил. Ты меня обидел. Из-за работы я тревожусь…» Как часто вы говорите себе эти фразы? Каждый раз фиксируйте этот момент.

2. Выполняйте технику «Тишина» ежедневно

Первая практика – сидеть и сосредотачиваться на ощущениях в теле. Выполнять такую практику нужно в течение недели каждый день.

Например, поднимите свою ладонь и направьте на нее сознание. Сразу чувствуется тяжесть, хочется опустить руку. Начиная направлять внимание на руки, на тело, на ноги, вы возвращаете опору в свое тело, в «здесь и сейчас».

После того как вы неделю тренировались сканировать свое тело мысленно, начинайте обращать внимание на звуки. Просто садитесь, закрывайте глаза и концентрируйтесь на звуках, которые вас окружают. Это упражнение тоже нужно выполнять неделю.

Далее учитесь концентрироваться на том, что видите вокруг. Смотрите на объекты, не оценивая их, просто наблюдая. Таким образом, вы начнете приучать мозг находиться «здесь и сейчас».

Также можно выходить на улицу и говорить себе: «Здесь и сейчас я вижу зеленое дерево с большими ветвями. Здесь и сейчас я вижу девушку с большой сумкой». В это время вы делаете опору на настоящий момент. Начинаете глубже понимать, что пропадает разрыв между мыслями и будущим, а вы концентрируетесь на настоящем.

При подобной тренировке вы создаете у себя динамический стереотип, рефлекс. Естественно, когда вы месяц этим занимаетесь, у вас формируется привычка. Вы все больше и больше времени находитесь в настоящем моменте, начинаете жить, а не думать.

Вы перестаете оценивать предметы.

Отдельно стоит заметить, что в те моменты, когда вы станете пробовать концентрироваться на звуках, на ощущениях в теле или просто на своем дыхании, вам будет очень сложно переключиться со своих мыслей и прекратить оценивать происходящее. Этот навык приходит не сразу. Не ругайте себя, а просто пробуйте снова вернуться в настоящий момент.