Вы здесь

Настоящих буйных мало… Технология прорыва в бизнесе и жизни. *** (В. Г. Шубин)

Человека определяют не заложенные в нем качества, а только его выбор.

Джоан Роулинг. Гарри Поттер

Действительно, какой ты? Что ты за человек? Сильный, смелый, решительный? Открытый или закрытый? Веселый или зануда?

Вот остановись и подумай, только не забудь – это не характеристика в профком, или как там это называется. Речь идет о тебе. Вот если мы тебя спросим о ком-то из твоих коллег, какой он, ты же скажешь о нем обычные человеческие слова, например: «Разгильдяй он!» или «Она упрямая, амбициозная».

Вот и себя охарактеризуй обычными словами.

Так какой же ты?

И другой, самый главный вопрос – а зачем тебе это знать?

Может, тебе хочется сказать:

Я такой, какой есть. Что зря об этом думать?

А какой ты есть? И зачем тебе об этом думать?

Если у тебя нет никаких целей – можешь не думать. А если есть, тут начинается самое интересное! «Такой, какой ты есть» – неизвестно, кстати, пока, какой именно, – ты справишься? Ты сможешь сделать то, что задумал? Если твой ответ – да, значит, мало задумал! Потому что если ты, ничего в себе не меняя, мог бы осуществить свою большую цель, то уже, скорее всего, осуществил бы ее.

Может, ты думаешь, что это зависит от ситуации. Например, на работе, в которой компетентен, ты уверен в себе. А когда попадаешь в незнакомую компанию – чувствуешь себя неуверенно. Или когда приходится иметь дело с подчиненными, ты решительный, а с акционерами – теряешься.

Если ты думаешь, что ты разный в зависимости от ситуации, напиши тогда, каким ты бываешь чаще всего.

Напиши о том, какой ты, несколько прилагательных.

Написал?

А откуда ты знаешь, что ты такой?

Вот здесь у нас есть для тебя один неожиданный ответ. Знаешь, какой ты? Ты такой, каким тебя видят другие люди. Только не говори, что они видят тебя по-разному и плохо тебя знают. Да и вообще – почему ты должен полагаться на мнение каких-то других людей, откуда им знать, какой ты на самом деле.

По крайней мере ты можешь так решить на время. На то время, пока достижение твоих целей связано с другими людьми. Обычно, кстати, оно так и бывает, особенно если ты не собираешься стать отшельником и жить в хижине на берегу океана в полном одиночестве.

А если ты живешь среди людей, не имеет уж слишком большого значения, какой ты НА САМОМ ДЕЛЕ. То есть для тебя, может, и имеет, чтобы ты тешил себя этими мыслями. А для достижения твоей цели – не имеет. И чтобы у тебя мозги не закипали от таких идей, расскажем тебе пример из нашей практики.

Работали мы однажды с компанией, занимающейся грузоперевозками.

Руководитель, назовем его Михаил Петрович, пригласил нас, потому что его категорически не устраивала сложившаяся ситуация.

– Знаете, – рассказывал он, – когда мы начинали, все было хорошо. Все горели энтузиазмом, бегали как ошпаренные, идеи так и сыпались, работа кипела. А теперь вроде и бизнес выстроили устойчивый, жить бы, радоваться и двигаться дальше – так ведь нет! Застряли! Сотрудники все – будто их подменили. Сидят тише воды, ниже травы. Никакой инициативы не проявляют. За любым решением – ко мне! Ни малейшей ответственности на себя взять не хотят, – горячился он. – Вот мой финансовый. Светлая голова, умнейший человек! Вызываю его – ни на один вопрос ответить толком не может, мнется, норовит все мне по почте отписать. Неужели трудно ответить на вопрос? Цифры у него в голове, что ли, не держатся? А коммерческий? За год – ни одного предложения! Все, говорит, как вы скажете, Михаил Петрович. Тьфу!

– Ну а как вы считаете, что они думают о вас? Вот если мы спросим у них, что за человек такой их руководитель Михаил Петрович? – поинтересовались мы.

– Как что? – Он слегка оторопел. – Да я им отец родной! Вот только что сопли им не вытираю! Забочусь о них день и ночь, ни на что времени не хватает! Детский сад, прости Господи!

– Но зачем тогда вы их держите? – удивились мы. – Пригласите новых.

– Вы не поверите! – в отчаянии воскликнул Михаил Петрович. – Приглашал! Лучших приглашал! Первые два месяца все нормально. А потом – мистика какая-то! Они становятся такими же! Вянут, гаснут, затихают.

Ну ладно, надо же разобраться, что это за мистика здесь такая. Пошли мы пообщаться с сотрудниками. Не сразу, но когда до них каким-то образом дошло, что от нас можно не ждать подвоха и что мы пришли им помочь, они стали говорить.

– Начальник у нас – деспот, – сказал тот самый финансовый директор. – Форменный сатрап. Я когда его вижу, не то что цифры – как меня зовут, и то не могу вспомнить. Я перед тем, как к нему в кабинет идти, ведро валерьянки выпиваю. Вот и прихожу, как сомнамбула. Он, наверное, хороший мужик и за дело болеет. Но орет так, что стены дрожат.

– Какие инициативы? – удивился коммерческий. – Тут если что-нибудь предложишь и это сработает, то воспримут как должное и никакой благодарности. А если, не дай бог, ошибешься, так он с землей сровняет! И еще хорошо, если с землей.

– Да он же нас за детский сад держит, – проницательно заметил директор по развитию. – Говорит, будто ждет от нас решений, а на самом деле не доверяет нам даже тысячу рублей потратить самостоятельно! Ну мы и сидим тихо. Делаем вид, что работаем. Молимся каждый день, чтобы пронесло.

К чему эта история? Как видишь, для результата не важно, что думает о себе сам Михаил Петрович. Он считает себя заботливым человеком, отцом родным. Только его сотрудники воспринимают его как деспотичного, неблагодарного, подавляющего руководителя. Ясное дело, им все равно, что он там сам о себе думает. Воспринимая его как сатрапа, они боятся сделать ошибку, проявить инициативу, вообще попасться ему на глаза. И какие у него шансы получить инициативных, ответственных сотрудников? Какие шансы продвинуть бизнес? Откуда ему взять время на развитие, если ему приходится каждый день решать сотни мелких вопросов?

Так какой же он на самом деле? Заботливый отец родной? Или деспот, сатрап, унижающий своих подчиненных?

Нет на свете такого приборчика, чтобы заглянуть в человека и найти точный ответ на этот вопрос. А даже если бы и был. Какая разница? Если ты живешь среди людей и твои цели с ними как-то связаны, имеет значение лишь то, каким ты им представляешься.

Когда это касается других, мы очень хорошо понимаем, о чем идет речь. Ну вот представь себе, приходит к тебе твой подчиненный, скажем, Вася. И Вася уверен, что он звезда и лучше него нет никого и ему давно пора платить в два раза больше, потому что он-то знает, что он такой. А ты смотришь на него и думаешь: Вася, конечно, замечательный, только ни одно дело он до конца не доведет, потому что вот такой он, Вася, гениальный, но безответственный. И ты не повышаешь ему зарплату, потому что не важно, что он о себе думает, а важно, что о нем думаешь ты. Если он хочет побольше денег, а это зависит от тебя, наверное, ты понимаешь, что у него было бы больше шансов получить желанную зарплату, если бы он оценивал себя так же, как его оцениваешь ты. И если бы он решил, что ему придется измениться, чтобы ты его увидел ответственным, доводящим дело до результата, ты был бы доволен, правда? И у него появился бы шанс.

Конец ознакомительного фрагмента.