Вы здесь

Настоящая принцесса и другие сюжеты. Чтоб помнили (Борис Акунин, 2013)

Чтоб помнили

21.09.2011


Когда-то давно, отдыхая на черноморском побережье, я каждое утро подходил к окну и видел на соседней горе надпись «КОЛЯ». Кто-то выложил ее из белых камней бог знает сколько лет назад, вероятно потратив на этот титанический труд не одну неделю.

Неведомым Колей двигал некий могучий инстинкт, по молодости лет казавшийся мне загадочным. Это явно был мессидж, причем важный, но я его не понимал. Хотелось ответить горе: «Ну и дурак ты, Коля», а это, согласитесь, неконструктивно.

Впоследствии мне часто встречались подобные мессиджи. Я встречал следы творчества Колиных собратьев повсюду – на родине и за ее пределами. Чаще всего эти бесхитростные граффити менее монументальны, но обязательно маркируют нечто выдающееся: если не гору, так историческую достопримечательность или памятник. Коля непременно высекает на этих скрижалях свое имя – и всё. Иногда прибавляет год или место, откуда он приехал.


Чтоб помнили


Со временем я понял, что это не хулиганство и не намеренный вандализм. Это низшая форма, в которой проявляется одна из самых высоких человеческих амбиций – желание увековечить собственное имя, то есть продлить свое существование за пределы физической жизни, остаться в памяти грядущих поколений. Есть и специальный термин для обозначения этой потребности: этернизация.

Просто увековечить себя можно по-разному. Один строит храм – другой его сжигает. Один оставляет после себя прекрасную статую, другой – надпись гвоздем на статуе.

Но что бы там, на статуе, ни было накорябано, мессидж кричит об одном и том же: «Скажите всем там вельможам разным: сенаторам и адмиралам, что вот, ваше сиятельство, живет в таком-то городе Петр Иванович Бобчинский. Так и скажите: живет Петр Иванович Бобчинский».

Всего однажды, да и то по удивительному стечению обстоятельств, мне повезло вытащить из небытия краешек давно канувшей жизни этакого Петра Ивановича (а впрочем, отчество осталось мне неизвестно).

Был я в Иерусалиме подле Храма Гроба Господня и, по своему обыкновению, вместо того чтоб благоговеть или любоваться архитектурой, с интересом всматривался в граффити на деревянных дверях собора.


Там есть что почитать

Ворота Храма Гроба Господня в Иерусалиме.


Увидел надпись кириллицей: «Петър. Копривштица. 1860». К своему стыду, что означает второе слово, я не знал, и, вероятно, оно выскочило бы у меня из головы, если б не странное совпадение. Сразу после Израиля мне предстояло ехать в Болгарию – смотреть локации перед написанием сценария «Турецкого гамбита». Вечером в гостинице сел я изучать пришедший по мейлу маршрут грядущей поездки. Гляжу – знакомое название. Оказывается, это такой болгарский городок, и скоро я через него проеду. Я, подивившись, покачал головой и, естественно, забыл про Петра из Копривштицы, исцарапавшего дверь святилища.

А через неделю вспомнил. Потому что, будучи в Копривштице и заглянув (опять-таки по обыкновению) на местное кладбище, я обнаружил там могилу некоего Хаджи Петра (хаджи – это человек, совершивший паломничество ко Гробу Господню), и годы жизни были подходящие. «Ну, здравствуйте, Петр Иванович, – сказал ему. – Когда-нибудь обязательно расскажу про вас всем вельможам с адмиралами». Что я, собственно, сейчас и делаю.

Предлагаю вашему вниманию несколько фотографий из своей Коллекции (в данном случае от слова «Коля»).

Это статуя 16 века из зала средневековой скульптуры в Лувре:


Надгробие Шарля де Майни, Пьер Бонтемс (ок.1556 г.), Лувр.


А это вид вблизи. Приятно знать, что во времена Д’Артаньяна грамотность уже была так распространена

Надгробие Шарля де Майни, фрагмент.


Вот пушка с 4 бастиона, доблестно защищавшая Севастополь:

Памятник Четвертому бастиону в Севастополе.


А это какой-то придурок Митя увековечил себя на героической пушке зубилом

Надпись на пушке из мемориала.


Близ французской деревни Сен-Реми-де-Прованс чудом сохранилась прекрасная римская арка:


Триумфальная арка в Глануме близ Сен-Реми-де-Прованса (10–25 гг до н. э.).


А на ней в год смерти Людовика XIII отметился некий Адриан Лонгве, помянем его недобрым словом


P.S. Что примечательно – ни разу не видел, чтобы подобным образом свое имя пытались обессмертить женщины. Не знаю, чем это объяснить. То ли у женщин руки менее неуемные, то ли похоть этернизации – сугубо мужской синдром.

Из комментариев к посту:

zagrebchanka

Вообще, страх, что тебя забудут, что жизнь уйдет бесследно, – это сильный жуткий страх. Думаю, что многие детей заводят ради этого (особенно сына – для сохранения фамилии), надгробные памятники с датами, портретами – ведь это то же самое.

Наверное, это большое удовлетворение, знать, что твои книги будут читать, картины смотреть, дворцами восхищаться еще долго после физической смерти. счастливые люди!!!:))

aenye

Женщина рожает ребенка – и ей больше не нужно зубило:)

tumbalele

Я люблю эти старые «автографы»… Где-то видел на фотографиях из Египта надписи египтян XIII в. до н. э., сделанные на памятниках XXVI–XX вв. до н. э. – все те же «Коля» и «Вася», но в древнеегипетском варианте… Или имя безвестного викинга «Хальфдан», рунами нацарапанное на мраморе Святой Софии в Константинополе… Теперь эти имена – тоже часть исторического наследия… Когда читаю эти имена и даты, ощущаю какое-то прикосновение к живому прошлому, ощущаю, что люди прошлого в чем-то были похожи на нас. И это как-то… сближает.

merienn

Каюсь, я свое имя в детстве выцарапала на бамбуке в нашей батумской роще. Но моя мотивация была такая, что там бамбуков было миллион, и шанс найти именно мой был минимален, а надежда на то, что его все-таки найдет милый сердцу молодой человек, – была велика.

Если подумать, женщины не считают себя заслуживающими вселенского внимания.

podolianka

по некоторым поверьям, человек на том свете должен отчитаться за каждый свой волосок. если не собирать, то душа вынуждена будет скитаться, в поисках несобранных волос. ногти тоже следует собирать

ужас, конечно. вместо того, чтоб лежать преспокойненько после смерти, придется всякую ерунду по помойкам разыскивать.

а с другой стороны, было бы неплохо всех, кто бумажки на тротуар бросал, не пускать в рай, пока все не подберут!

ivanlyubenko

В Изобильненском районном суде Ставропольского края в зале судебного заседания стоит кафедра, за которой дают показания свидетели. На ней чьей-то твёрдой рукой вырезана глубокая косая надпись: «Говори правду, сука!» интересное дело – сколько её ни закрашивают, а краска всё-равно обсыпается и надпись опять-таки проступает. Пару раз, когда в ходе процесса давали показания лжесвидетели со стороны следствия, меня так и подмывало спросить, что написано у них перед глазами. Но сдержался…