Вы здесь

Настольная книга российского карьериста. Глава 2. Общие принципы карьериста (В. В. Ивлева)

Глава 2. Общие принципы карьериста

Главная цель и план

То, с чем следует определиться прежде всего – это постараться честно ответить самому себе на вопрос, чего же Вы хотите на самом деле? Люди, мечтающие изменить свое положение к лучшему, обычно хотят ДЕНЕГ, СЛАВЫ или ВЛИЯНИЯ.

Это очень поможет Вам в главном – выборе направления. Если для Вас благосостояние – это солидные доходы, то Вам нужно найти место с высоким окладом или заниматься собственным бизнесом, лучше всего торговлей или открыть дело в сфере оказания услуг. Наиболее высокие заработки в сфере банковских услуг и информационных технологий, правда, найти хорошее место в этой сфере достаточно трудно.

Если Вы видите себя окруженным представителями прессы, поклонниками, почитателями, любите быть в центре внимания – то лучшая карьера для Вас – это карьера в шоу-бизнесе, если у Вас имеются к этому склонности, или карьера общественного деятеля.

Если же Вам нравится управлять людьми и влиять на события – выбирайте административную карьеру и карьеру политика – именно для получения власти и управления людьми идут туда. Тем более что карьера политика неразрывно связана с административной системой.

Следует также правильно оценить свою способность кем-то пожертвовать, через кого-то переступить, уметь играть и подстраиваться. И помнить, что деньги – не последнее средство для продвижения. Готовы ли Вы к тому, что придется играть по чужим правилам?

Такие вещи в контексте русского менталитета звучат не очень, помните, как в «Обломове», при всем уважении и признании заслуг, какой бестактной и бесцеремонной выглядит немецкая целесообразность и аккуратность? Наша культура предполагает приличным стыдливо замалчивать некоторые принципы, которыми пользуются повседневно те, кто выше условностей и понимают, что для достижения цели неприемлема расхлябанность и ставка на «авось». Кстати, это очень интересный момент с точки зрения психологии и изучения русского менталитета в бизнесе. На самом деле все знают, что для осуществления движения наверх необходимо представлять себе туда дорогу. Это не значит, что нужно сразу вставлять себе зубы и съедать всех на своем пути. Но все же, если не кривить душой, что-то есть в этом такое, о чем у нас говорить считается дурным тоном, но оно – есть!

На Западе оно прикрыто корректными фразами о здоровой конкуренции, естественном отборе, прогрессе, и так далее. У нас об этом предпочитают молчать, но молча подсиживают, съедают, обходят – с не меньшим профессионализмом, но не говорят об этом. Может, есть альтернатива? Разумеется, есть. Как обычно, это нечто среднее. Можно ведь не подсиживать пенсионера-начальника, а, добившись его протекции и покровительства, и, воспользоваться его опытом и поддержкой, перескочить через ступеньку! Ну, хотя бы попробовать это как вариант. При этом оставаясь благодарным за учебу и покровительство. Если приглядеться внимательней, то самые успешные люди поступали именно так, при этом сохраняя самоуважение и приобретая репутацию надежных партнеров и благодарных последователей. Главное – правильно выбрать протектора. Но, как мы говорили, в этом поможет только интуиция и удачливость, а также умение пользоваться моментом.

В самом начале карьеры Вам как специалисту сложно будет не растеряться в беспощадном мире конкурентной борьбы за «место под солнцем». Вы должны быть морально готовы к тому, что не все на Вашем пути будет гладко. Путь к вершине усыпан отнюдь не розовыми лепестками. Покрытие этой дороги можно сравнить с «лежачим полицейским», а не гладким асфальтом немецких автобанов. Поэтому позвольте дать вам несколько практических рекомендаций:

Итак, совет первый. Разберитесь в ситуации на рынке труда, постарайтесь позиционировать себя с самой выигрышной стороны;

Во-вторых, сориентируйте себя на успех. Умение позитивно мыслить и всегда быть настроенным на удачу – половина дела;

В-третьих, старайтесь оценивать себя объективно, не обманывайтесь насчет своих истинных и мнимых достоинств, но не впадайте и в другую крайность – недооценивать себя так же опасно, как и переоценить.

Основным моментом для карьериста является составление плана собственной карьеры. Он может изменяться и корректироваться в соответствии с обстановкой, но будет лучше, если он будет присутствовать. План карьериста – это выстраивание цепочки, которая ведет его от стартовой позиции к намеченной цели. Согласитесь, что если Вы не представляете себе, чего именно хотели бы достигнуть, то в Ваших действиях будет меньше определенности и, следовательно, Вам будет гораздо труднее реагировать на возможности, шансы, и обходить острые углы. План-цепочка может быть таким: секретарь – инспектор по кадрам – топ – менеджер – владелец собственной конторы. Или: слесарь – инженер – начальник цеха – директор предприятия. Или: рядовой врач – председатель профкома – заведующий отделом здравоохранения, или даже глава администрации или политический деятель. Или: рядовой врач – заведующий отделением – владелец частного кабинета или клиники.

Конечно, приведенные цепочки весьма схематичны, но вполне отражают смысл того, что мы хотели сказать. В них не хватает промежуточных звеньев, это ключевые моменты, которые определяют направление и путь движения наверх. Но составление такого плана – очень важный момент, даже основной. Спросите у тех своих знакомых, кто сделал карьеру, причем сам (а наша книга именно об этом) – и почти все они, может и нехотя, но признаются, что такой план у них был если не на бумаге, то в голове. Он тем более важен, что в значительной степени зависит, насколько успешно и быстро будут достигнуты его промежуточные цели. Думая о главном, не забывайте о близком и насущном, поскольку большой успех, повторимся, складывается из промежуточных достижений. И каждое из них сделает Вас более уверенным в себе, и опытным в построении собственной жизни.

Построенный Вами план ни в коем случае не следует рассматривать как догму, он должен быть гибким и легко изменяемым. У Вас всегда должны быть запасные варианты. В случае если на Вашем пути встретится нечто непреодолимое, важно, чтобы была возможность маневра. В этом случае Вам не придется ни с кем без крайней необходимости ввязываться в борьбу, которая занимает много сил, энергии, времени.

Например, вы – молодой специалист, пришли на службу вместе с родственником работодателя, который также начинает карьеру. Ваш план совпадает с его планом, но не совпадает с планами начальства. Если Вы хотите ввязаться в длительную и опасную борьбу за место под солнцем, подумайте о перспективах такой борьбы, своих шансах, а лучше об альтернативном варианте. Станьте союзником потенциальному конкуренту, переберитесь в соседнее подразделение. В этом случае возможность карьерного роста явно больше, чем противопоставление себя с тем, кто обладает большими шансами, которые не зависят от способностей. Помните, что ворон ворону глаз не выклюет. Это все достаточно просто, но не все об этом задумываются вовремя.

Самое неприятное, что ко всему прочему, каждый конфликт, даже если Вы победили в нем, создает Вам репутацию скандалиста и агрессора. Это уже само по себе уменьшит число Ваших сторонников среди коллег, а у начальства станет вызывать смутную тревогу. Никому не нужны лишние проблемы в коллективе. С уверенностью можно сказать, что агрессивных и напористых продвигают неохотно, если только это не единственный способ от них избавиться. Можно пойти и таким путем, но тогда изначально придется осознать, что Ваше продвижение по служебной лестнице будет подобно одинокому восхождению по скалистой тропе, где нет ни одной точки опоры. Вы всегда будете окружены врагами и недоброжелателями, и половину рабочего времени будете тратить на интриги и конфликты. Немногим это нравится, тем более что карьера и так сопряжена с конкуренцией, и без интриг и кулуарных игр обойтись все равно не удастся. Но будет лучше, если их количество не станет критическим. Подумайте и о нервных клетках. Часто есть шанс приобрести сторонника даже в споре, вместо того, чтобы наживать себе врага.

Гораздо разумнее постоянно повышать квалификацию и оптимизировать свою работу, осваивать новые технологии, оргтехнику, вносить больше мелких, не требующих глобальных перемен инноваций, и Вас обязательно заметят.

Наблюдайте за людьми – это даст обширную информацию о том, как следует и как не следует поступать.

Таким образом, мы приходим к осознанию на новом уровне прописных истин. Для карьериста важно не наживать себе лишних врагов, но и не идти на поводу эмоций, которые могут помешать Вам в продвижении. Успех карьеры во многом зависит от того, насколько человек может одновременно устраивать начальство и своих подчиненных. И здесь мы хотим открыть секрет – не только непосредственное начальство. Для Вашей карьеры необходимо, чтобы Вас заметило начальство вышестоящее. Без этого Вы рискуете при всех Ваших положительных качествах остаться рабочей лошадкой для Вашего непосредственного начальника. Все идеи он припишет себе, а на Вас повесит ярлык «хороший исполнитель». Прекрасно, если Вам этого достаточно, но очень плохо в смысле дальнейшего развития карьеры.

Так что можно определить подготовку к старту так:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОНЕЧНОЙ ЦЕЛИ.

ВЫСТРАИВАНИЕ ВОЗМОЖНЫХ ЦЕПОЧЕК ПУТИ К НЕЙ.

ПОИСК НАИМЕНЕЕ КОНФЛИКТНЫХ ВАРИАНТОВ.

РЕАЛЬНЫЙ ПОДХОД И САМООБРАЗОВАНИЕ.

Средства карьериста

Допустим, что Вы определились с тем, зачем нужно делать карьеру и в какой области, и даже смогли выбрать работу и устроиться на нее. Какими средствами, или силами, делают карьеру, из чего складывается успех?

Многие на первый план ставят начальный капитал. Да, если он есть, это хорошо. Но мы все знаем массу примеров, когда люди начинали без всякого капитала. И, напротив, хорошо известно, сколько денег можно потерять, неправильно ими распорядившись. Интеллект, чувство ситуации, целеустремленность, знание людей, информированность – вот те средства, которыми достигаются высоты карьеры. Ну и везучесть, разумеется, о которой мы говорили ранее.

Интеллект и наблюдательность

Интеллект – это не только сумма знаний, которыми обладает человек. Это умение пользоваться ими в жизни. Иначе наш ум или работает не в том направлении, или представляет собой склад забытых вещей, знания не используются нами, и так и остаются невостребованными. То же касается информации и умения ее использовать. Вот и начните с того, что упорядочьте сами для себя знание о своих возможностях.

Вряд ли человек без всякого образования может рассчитывать на серьезную карьеру. Времена неграмотных нуворишей закончились. Современный тип российского успешного бизнесмена, менеджера, администратора или политика неумолимо смещается к лучшим западным образцам. Это человек образованный, обладающий знаниями в самых разных областях, может, не очень глубокими, но обширными. Приветствуются хорошие манеры и умение ладить с людьми. Стрельба с броневика и лозунги для люмпмен-пролетариата, слава Богу, пока вышли из моды. Будем надеяться, что надолго. Оцените свое образование. Самое универсальное – это юридическое. Может статься, что Ваши знания требуют обновления. Для желающих и интересующихся сегодня это не составляет проблемы. Кроме того, существует масса курсов, школ, учебных пособий и других способов обновления юридических знаний. Но знание экономики и финансирования – также являются насущно необходимыми для карьериста, который не собирается ограничиваться одной должностью и мечтает о продвижении к управленческим структурам. Для этого у разумного человека вполне хватит запаса знаний, или можно присмотреть какие-либо курсы, и даже может быть, на начальном этапе вполне хватит какого-либо периодического издания, вроде «Главного бухгалтера».

То, что отличает человека, практически мыслящего, от человека, который витает в облаках, так это то, что он постоянно думает о реальном приложении своих знаний.

То есть, получая информацию, он знает, как ее можно использовать. Стоит общаться с людьми, которые работают в областях, интересующих Вас. Вы при этом узнаете множество вещей, которые не преподают ни в одном учебном заведении. Как известно, теория суха, а древо жизни, особенно нашей, российской, зеленеет пышно и причудливо.

Это соображение напрямую связано с одним из главных средств карьериста – умением собирать информацию и пользоваться ей. Информация, особенно точная – это огромная сила. Например, истинный карьерист никогда не придет устраиваться в компанию или учреждение, если не знает о владельце, начальнике, топ-менеджере столько, что получит примерное представление о перспективах карьеры для себя лично. Также, устраиваясь на работу, он сначала выяснит всеми доступными методами, как работает компания, насколько она успешна, кем стали люди, которые пришли в нее три года назад. Это очень важно, потому что помогает определить собственные перспективы. Ответы менеджеров и работников кадровой службы часто уклончивы и не всегда правдивы. Их не за что винить – они исполняют свою работу и не могут плохо отзываться о компании, в которой работают. Но если поинтересоваться продвижением тех, кто пришел туда какое-то время назад, можно составить себе представление о том, насколько руководство продвигает свои кадры, заботится о повышении квалификации, о самом отношении к работникам в целом.

Неплохо было бы узнать и другие моменты – о финансовой стабильности, росте зарплаты, количестве уволенных сотрудников за последнее время. Не советуем делать выводы, исходя только из того, как выглядит кабинет директора. Каким бы не был шикарным офис, это не говорит о том, что он не может быть уже описан, а фирма не находится на грани банкротства. Конечно, самое страстное желание карьериста, которое вполне естественно и заслуживает уважения – это найти начинающую компанию, с тем, чтобы активно участвовать в ее развитии, и добиться собственного успеха вместе с владельцем, стать его правой рукой, быть, так сказать, у истоков. Но здесь есть опасность быть просто использованным в числе таких же честолюбивых и энергичных, которых берут на работу «в молодую развивающуюся компанию» лишь для того, чтобы воспользоваться почти бесплатным трудом энтузиаста. В то время как такая ротация запланирована именно с этой целью – паразитировать на надеждах и честолюбии. И здесь предварительный сбор информации поможет не совершить ошибки. Но все-таки интуиция и осторожность не должна стоять стеной на пути человека, который решился выбиться в люди.

Чем лучше мы информированы, тем меньше делаем ошибок. Не будьте ленивыми – узнавайте, ищите источники информации, и учитесь понимать людей. Как известно, даже короткий разговор или просто полчаса, проведенные в ожидании собеседования, а также несколько минут в кабинете начальника могут предоставить гораздо больше, чем изучение подробных сводок, бюллетеней, и фильтрование сплетен и слухов.

Знание людей для карьериста не менее важно, чем сбор информации. Наблюдая за окружающими, мы приобретаем, кроме информации, понятие о том, как вести себя в разных ситуациях. Искусство извлекать информацию – это то, что стоит изучить не только карьеристу.

В бизнесе люди редко откровенны полностью друг перед другом – таковы условия игры.

Но человек – это не механизм, и его поступки редко объясняются одной логикой. Простое наблюдение позволяет сказать, что, как правило,

продвигают тех людей, которые выглядят достойными продвижения, которые «смотрятся» в роли начальника.

О том, какие именно это люди, мы расскажем в соответствующей главе. А для того, кто только планирует свое продвижение к креслу начальника, можно сказать точно три вещи – продвигают людей полезных, приятных и подходящих.

Чтобы узнать, как стать нужным, полезным и приятным, нужно узнать начальство и фирму (предполагается, что работу мы знаем).

Как собирать информацию о фирме, мы уже говорили. Оптимальный вариант – узнать, кем стали люди, которые ранее пришли в нее, а также о том, как изменилась зарплата и штат сотрудников за последний, например, год. Можно кое-что почерпнуть из вида документов и бланков. Как правило, чем солиднее фирма, тем проще бланки, тем больше места на них для подписи и резюме или резолюции. Точно так же, если на совещании или конференции, или в кабинете, Вы не сразу можете определить самого влиятельного человека, не сомневайтесь – им окажется тот, перед кем меньше всего бумаг.

Поведение и внешний вид

Чтобы узнать о начальстве и людях, иногда достаточно просто быть наблюдательным. Уже входя в кабинет первый раз, можно многое сказать о его хозяине.

Человек, который держит на стенах фотографии себя на отдыхе, рядом со знаменитыми людьми – хочет показать, насколько он влиятелен. Возможно, он немного сноб и добирает солидности.

Если видно, что кабинет оформлен дорогим дизайнером, то его владелец следит за своим имиджем. В такой ситуации наилучшим образом Вас зарекомендует умение держаться и говорить, особенно, если в вашем голосе будут нотки преклонения.

Уютный кабинет «как дома» может совсем не означать добродушие босса. Возможно, он считается злым и придирчивым, но на самом деле он нуждается в том, чтобы его считали «отцом родным», а ему самому просто хочется более человеческого общения. Можете это использовать, но не ошибитесь, возможно, у него просто теплые отношения с одной из сотрудниц.

Если у начальника большой высокий стол, то, скорее всего, он хорошо организован сам, и требует того же от подчиненных.

В процессе общения есть общие правила, по которым можно определить отношение к себе. Когда Вы разберетесь в этих принципах, Вам станет проще моделировать отношение к себе. Есть сигналы, которые называются невербальными. Это то, что мы воспринимаем помимо слов – мимика, жесты, позы, тон разговора. Часто негативное отношение можно объяснить тем, что человек неправильно адресует сигналы, или не умеет их улавливать. Немаловажную роль здесь играют привычки и манеры.

Иногда в процессе неправильного воспитания наша привычка работает как негативный сигнал. Человек неприятен, и сам не понимает, почему. Или наоборот, общеизвестно, что, изучив и освоив технику невербального общения, человек приобретает то, что считается врожденным – обаяние.

Мимика человека может сказать многое. Напряженное выражение лица часто выдает неискреннего человека. Взгляд, один лишь человеческий взгляд может содержать массу оттенков отношения. Мы часто не отдаем себе отчета, в том, почему взгляд человека эмоционально окрашен. Оказывается, зрачок глаза реагирует не только на свет. Широта зрачка отражает негативные или позитивные эмоции. Широкий зрачок – позитивные, суженный – негативные. Именно поэтому недобрый взгляд кажется «колючим» – из-за суженных зрачков. Взгляд в упор воспринимается как вызов или неодобрение. Взгляд искоса – проявление интереса. Брови нахмурены – интерес негативный, брови приподняты – интерес доброжелательный. Когда собеседник смотрит в сторону, это говорит о неискренности, но не всегда. Понаблюдайте, как этот человек смотрит на других. Если собеседник отводит взгляд, то Вы ему неприятны, либо он считает, что Вы на него давите. Глаза, прикрытые веками – собеседник противится контакту, не согласен и не расположен говорить.

Прорепетируйте перед зеркалом – «примерьте» на себя чью-нибудь позу и выражение лица – и Вы почувствуете то, как мыслит и что испытывает такой человек. И наоборот, тренируйтесь быть таким, каким хотели бы показаться.

Собеседник кивает – это приглашение к продолжению разговора.

Поза – это выражение того, что человек думает. Следует уметь разбираться в жестах, не менее важно уметь управлять своими.

Открытая поза, руки, раскрытые навстречу собеседнику – располагающая поза. Это замечено очень давно, говорят даже, что с открытыми ладонями трудно обманывать. На подсознание этот жест действует как приглашение к коммуникации и откровенности. Открытость ладоней располагает к доверию собеседника. Когда человек неискренен, он подсознательно прячет ладони. Характерный жест – руки под мышки или за лацкан пиджака говорят чаще всего о том, что с Вами лукавят.

Жест ладонью вверх – скорее указующий или покровительственный. Если рука расположена ладонью вниз – это, скоре, жест просящего. Использование указательного пальца – потребность в защите. Указующий жест вызывает резко негативную реакцию у всех.

Рукопожатие – это своего рода закрепление стереотипа отношений. Ладонь снизу – доминирующее рукопожатие, несогнутая ладонь – то же самое, ладонь снизу – рукопожатие подчиненного. Чтобы изменить предложенный стереотип, рекомендуется слегка повернуть ладонь при рукопожатии, или накрыть сверху второй рукой – перевести в доминирующее со своей стороны. В процессе общения для лучшего контакта можно слегка дотронуться до плеча собеседника, но только в том случае, если уверены, что он не посчитает это вторжением в свое личное пространство.

Сцепленные в замок пальцы выдают разочарование, а потирание ладоней может показаться невежливым.

Складывание пальцев друг к другу в «башенку» выдает человека, уверенного в себе. То же можно сказать о манере закладывать руки за спину, особенно, когда большие пальцы отставлены. По степени, в которой это происходит, можно определить, насколько независимым от Вас чувствует себя Ваш собеседник. Если при этом руки скрещены на груди – то это говорит о резком неприятии всего того, что Вы говорите, и такого же отношения к Вашей персоне.

Прикрывание рта рукой считается жестом, когда человек говорит неправду. Но это не всегда так. Возможно, он просто нуждается в услугах дантиста, и его смущает запах изо рта или вид собственных зубов. Но если ваш собеседник прикрывает рот рукой в то время, когда говорите Вы, то он, однозначно, вам не верит.

Потрагивание носа или мест вокруг глаз говорит о том же. Собеседник дотрагивается до уха – он устал Вас слушать. Поглаживает шею – он с Вами не согласен. Руки у рта – это говорит о неуверенности, комплексах, желании поддержки.

Если беседа наскучила – человек, чаще всего, будет подпирать подбородок руками. Если он делает это указательным пальцем – значит, он настроен критически.

Скрещенные руки или ноги обозначают оборонную позицию, неприятие того, о чем говорится.

Все жесты, которые говорят о негативной позиции собеседника, или о жестах, которые обозначают несогласие или защиту, можно сгладить, самому приняв позу открытости – без скрещенных конечностей, с открытыми ладонями и взглядом, направленным в переносицу. Можно также переместить положение относительно собеседника, расположившись таким образом, чтобы между вами не было преград, например, стола.

Видя, что человек, с которым Вы общаетесь, подпирает голову рукой, можете сделать вывод, что он устал (от Вас или вообще) и мало воспринимает информацию.

Вообще очень многие испытывают неуверенность при общении, особенно с незнакомыми людьми. Как правило, для того, чтобы это скрыть, люди используют движения руками. Воспитанные люди что-то теребят – носовой платок, манжеты, какой-то предмет. Женщины часто вертят в руках сумочку. Те, кто носит очки – используют их, протирая дужки, переносицу, поправляя их чаще, чем необходимо. Некоторые скрещивают стопы.

Те, кто взволнован, хочет успокоиться и взять себя в руки, часто в буквальном смысле «берут себя в руки», то есть держат себя одной или двумя руками.

Люди, которые находятся в состоянии крайней растерянности, или просто неуверенны в себе, часто подносят ко рту, а особо невоспитанные или закомплексованные и вообще тащат в рот пальцы, карандаши, уголок платка. Эти привычки и жесты совершенно недопустимы для человека, который желает произвести хорошее впечатление.

Наоборот, об уверенности в себе могут сказать руки на поясе или на бедрах. Такой человек уверен в себе, и, возможно, не согласен с Вами. Ваше мнение он выслушивает только для того, чтобы выяснить Вашу позицию. На самом деле он с Вами не согласен. А ели Ваш собеседник сидит, заложив руки за голову, то он очень уверен в себе и уже давно принял решение. Если Вам необходимо переубедить его, можно попробовать подойти к нему и стать рядом и чуть сбоку, чтобы он посмотрел на Вас снизу, но не в упор, а искоса. Это подсознательно вызовет интерес и поможет снять блок в общении.

Если собеседник начинает смахивать с одежды несуществующую пыль, то он, таким образом, неосознанно пытается избавиться и от Вас, и от Вашей информации. В этой ситуации можно посоветовать сменить тему и вернуться к ней позже. Ни в коем случае не повторяйте этот жест со своей стороны – подсознанию собеседника будет отправлен сигнал о том, что вы даже не станете слушать те возражения, которые человек готовит для Вас.

Поведение человека с сигаретой выдает много секретов. Само закуривание во время разговора – признак нервозности и попытка взять время на обдумывание. Иногда предложение покурить сродни предложению трубки мира, попытка наладить разговор. Это предложение можно заменить предложением совместно что-то записать, начертить схему, посмотреть вместе какие-то документы. Это синхронизирует действия и способствует взаимопониманию.

Направление дыма во время курения – тоже знак. Дым вверх – человек задумался и не слушает, он осознает сказанное ранее. Скорее всего, отношение его нейтральное или близкое к положительному. Кроме того, дым вверх пускают уверенные в себе, независимые люди. Если струя дыма направлена из угла рта и вниз – скорее, отношение критическое или негативное. Дым поверх Вашей головы, через ноздри, или в лицо – признак крайне отрицательного отношения, неуважения и невоспитанности. Если при этом глаза опущены – лучше не продолжайте разговор. Если взгляд в упор – можете попробовать переломить ситуацию, собеседник, скорее всего, блефует.

Одной из самых типичных ошибок при оценке собеседника является слишком большое внимание к физиогномическим особенностям человека, вернее, неправильное понимание сути физиогномики. Эта наука изучает взаимосвязь черт лица с характером. Однако врожденные черты лица не всегда их отражают, и тем более нельзя физиогномические наблюдения относить однозначно к конкретной ситуации. Как мы уже говорили, нет таких людей, с которыми в принципе нельзя договориться.

Человек с тяжелой челюстью и властным подбородком, конечно, вряд ли окажется легкомысленным болтуном, но это не значит, что ко всем на свете, и особенно сегодня при разговоре с Вами он не будет способен на продуктивное общение. При оценке особенностей внешности следует больше обращать внимание комплекс признаков – позу, тон, жесты. Что же касается лица – на его выражение, которое показывают, какие эмоции человек испытывал наиболее часто, и на те мышцы лица, которые напряжены в данный момент, что имеет наибольшее значение для Вас в контексте данного разговора. Следует также обратить внимание на гармонию между этими показателями. Это позволит Вам определить степень откровенности, а также отношение к Вам лично, или к предмету разговора, который происходит.

Многим людям дано интуитивное понимание и улавливание этих моментов. Именно оно дает то ощущение доверия, опасности, подозрения или уверенности в человеке. Как пример, можно привести маску замаскированного добродушия, когда широкая улыбка и обнимающий жест сочетаются с напряженными мышцами вокруг глаз, отсутствием «гусиных лапок» в их углах и суженными зрачками. Неестественное выражение, не правда ли. Как только мы научимся понимать механизм этих мелочей, наши смутные догадки станут оформленными наблюдениями. Кроме того, мы, таким образом, получаем обширный материал и примеры, сообразуясь с которыми сами станем лучше управлять своим поведением, и сможем более успешно моделировать отношение к себе.

Мимические мышцы лица человека многочисленны. Они отражают огромное число оттенков настроения и по ним, как по книге, специалисты могут читать человека – его характер, привычки, настроение и даже судьбу.

Во всех актерских школах (и хороших модельных) учат «держать лицо».

То есть – не гримасничать спонтанно, а уметь управлять своей мимикой.

Прежде всего, следует знать, что напряжение лицевых мышц, впрочем, как и всех остальных, выдает внутреннюю скованность, сужение сознания. В то же время, само по себе напряжение лицевых мышц вызывает подобное состояние. То есть связь между настроением и выражением лица является двухсторонней. Тренировка мимических лиц дисциплинирует человека. Понаблюдайте за своим лицом перед зеркалом, придавая ему то одно, то другое выражение. Понаблюдайте, какие мышцы приходят в движение, когда вы думаете о приятном, веселом, грустном. Наморщив лоб, Вы через доли секунды почувствуете озабоченность, а когда растянете губы в улыбку – к Вам придет хорошее настроение и веселые мысли.

Как написано в книге замечательного психолога Игоря Вагина, если хотите узнать, что у человека на душе – примерьте на себя его выражение лица. Это наблюдение используют актеры и особенно пародисты. Вживание в личность другого человека дает удивительное внешнее сходство.

Морщины на лице зрелого человека показывают те эмоции, которые этот человек испытывает чаще всего. Это напрямую откроет Вам многие свойства его характера.

Так называемые «гусиные лапки» – мелкие морщинки вокруг глаз – свидетельствуют о веселом нраве в том случае, если такие же мелкие морщинки имеются в уголках губ. Но могут быть и следствием проблем со зрением, или врожденной дотошности, вниманию к мелким деталям, подозрительности.

Вертикальные морщины между бровей бывают у людей стеснительных или тех, кто занимается умственным трудом. При низком лбе могут обозначать некоторую ограниченность.

Если на лице человека выделяются морщины, которые как бы идут вдоль щеки от бровей вниз, то такой человек страдает от хронической усталости и перенапряжения.

Наиболее типичная складка – от угла носа к краям рта – ярко выраженная, она означает частые разочарования и склонность к унынию.

Горизонтальные морщины на лбу у людей великодушных и опытных обычно идут через весь лоб двумя или тремя линиями. Если они не сплошные, а состоят из мелких черточек, то их обладатель может оказаться человеком суетным, нервозным и болтливым, склонным к интригам.

Если морщины на лбу расположены под углом друг другу, то, как правило, чем острее угол, тем агрессивнее и нервознее их обладатель. С такими людьми нужно быть особенно осторожными в выборе слов и выражений.

Прическа тоже характеризует человека, но часто выбор ее зависит от визажиста и от качества волос. Тем более что среди людей, которые занимают руководящие посты, мало тех, кто не посещает парикмахерскую, и не прислушиваются к советам дизайнеров. Так что строить свои умозаключения на этой шаткой основе вряд ли имеет смысл. Но само отношение к своему имиджу в отношении к выбору прически можно проследить. Обычно люди, посещающие салоны, пользуются советами специалистов для того, чтобы создать определенное впечатление. То есть то впечатление, которое производит прическа – это то, каким хочет показаться ее обладатель.

То же самое можно сказать и об одежде. Но в отношении одежды и прически можно сказать, что если человек умен, занимает определенное положение, имеет средства, и при этом позволяет себе не обращать внимание на свой внешний вид, то он или очень уверен в себе, или хочет эпатировать окружение. Может быть, его возможности действительно таковы, что ему нет нужды заботиться о своем внешнем впечатлении. Это особый шик, который могут себе позволить немногие.

Начинающие карьеристы должны отказаться от такого имиджа, даже если они считают себя сверхлюдьми в общении с компьютерами или гениальными представителями богемы. Чтобы позволять себе выглядеть как угодно, нужно очень многого достичь.

Следующий важный момент – это искусство разговора.

Разговор – это обмен звуками и словами, у которых есть смысл. В процессе разговора мы описываем с помощью слов свои мысли, которые адресуем собеседнику. Эти сигналы, то есть мысли, многократно искажаются в процессе обмена. Сначала мы выбираем или синтезируем то, что хотим передать. Уже само по себе это искажение. При облечении мыслей и понятий в слова искажение увеличивается (слово изреченное есть ложь!). Затем искажение происходит при восприятии и обратной трансформации, усваивании разумом собеседника. И, наконец, его ответная реакция может быть отличной от нашей. В результате иногда получается, что мы слышим совсем не то, что нам хотели сказать, и уж совершено не то, что думает собеседник. Поэтому разговор, в котором собеседники слышат друг друга – это искусство, которому следует учиться.

Продуктивное общение

Разговор – это тот процесс, который конкретизирует наши отношения. Допустим, что Вы правильно выбрали позу, уловили настроение собеседника, так сказать, заложили благоприятный фундамент для начала разговора. Теперь главной задачей является правильное построение самой беседы.

У каждого разговора, особенно делового, есть цель непосредственная, конкретная, а также цели, ей сопутствующие. Это – получение информации общего характера о собеседнике, предоставление сведений о себе и создание впечатления. То есть, разговор – это сложный двухсторонний процесс. Не получится продуктивного диалога, если сам процесс представляет сложности или доставляет неприятные ощущения обеим сторонам. Охотнее слушают людей, которые умеют четко, ясно, логично и в меру образно выражать свою мысль. Скудость словарного запаса оставляет плохое впечатление, так же, как и слова, которые приходится «вытягивать» из собеседника. Однако быстрая, неорганизованная, перескакивающая с темы на тему и слишком быстрая речь также не будет услышана должным образом. Кроме того, быстрая речь иногда заставляет собеседника усомниться в Вашей искренности и честности Ваших намерений. Медленная речь, а особенно речь с повторениями, заиканием и запинанием вообще очень трудно воспринимается и действует, как зубная боль. Тон разговора и тембр голоса также следует контролировать. Резкие звуки, повелительные, или, наоборот, подобострастные нотки неприятны.

Если Вы бываете недовольны тем, как Вам удаются переговоры, то попробуйте тезисно набрасывать план разговора, делайте пометки. Репетируйте, в конце концов.

Умение вести разговор складывается из умения слушать, умения говорить, а также умения уловить настроение собеседника, контролировать направление беседы. Сам разговор состоит из приветствия, которое может включать знакомство, самого содержания, в процессе которого происходит основной обмен между собеседниками, завершение его, которое подытожит результат переговоров, и прощания.

Начинается разговор с приветствия. Приветствие может сопровождаться рукопожатием. Иногда сложно определить, когда оно уместно, а когда – нет. Если речь идет о знакомстве, то первым представляется тот, кто пришел.

Если Вы идете с запланированным визитом к незнакомому человеку, например, на собеседование, то постарайтесь заранее узнать его имя. Лучшее обращение, если Вы рассчитываете на дальнейшее общение – это обращение по имени-отчеству. Если Вы хотите подчеркнуть официальность посещения, то можно ограничиться фамилией с обращением, или должностью. Но эта форма, например, «господин инспектор», не прижилась еще в нашем обществе настолько, чтобы можно было считать ее общеупотребительной. Правда, отдельным господам она очень нравится. Если Вы собрали и использовали такие сведения – большой плюс Вам, как карьеристу.

Но вообще, обращение по имени или имени-отчеству открывает большие перспективы. Не забывайте о том, что имя – это сакральная метка человека и часть его сущности. Безличное обращение гораздо менее эффективно. Людям нравится, когда их имя звучит уважительно и значимо. Эта симпатия к своему имени переходит на того, кто его произносит, и активизирует внимание собеседника. Если вы не знаете имени человека, можно сказать что-то вроде: «очень приятно», представиться, и сделать паузу.

Никогда не начинайте говорить, пока на Вас не обратят внимание, если Вы вошли в кабинет. Подождите.

О паузе. В начале разговора она необходима. Пауза может быть после приветствия или после названия собственного имени. Пауза помогает оценить друг друга, не комкать начало разговора, скорректировать намерения. Но она не должна длиться более полутора минут. После этого уже трудно разговаривать. Сумейте прочувствовать момент, когда молчать уже нельзя. Обычно тот, кто выдержал паузу длиннее, перехватывает инициативу разговора. Исключение составляют случаи, когда нужно срочно исправить негативное впечатление или настрой собеседника. В этом случае уместно вставить неожиданную нейтральную фразу, которая снимет негатив. Ни в коем случае нельзя начинать с местоимений «я» и других обозначений себя. Это должно быть нечто вроде «Рад, что застал Вас», «Очень хотел Вас видеть». В особо тяжелых случаях можно ляпнуть о погоде или восхититься недавно произведенным ремонтом, или порядком и дисциплиной в учреждении. Главное, чтобы фраза была недлинной, не требовала обязательного ответа, и не содержала просьб. И после этого уже можно делать паузу. Однако если Вам не удалось вынудить собеседника первым пригласить Вас к разговору, не стоит слишком ее затягивать. Можно сказать: «Очень ценю Ваше время….» и приступить к разговору, не приступая сразу к сути. Не стоит упускать последнюю возможность выяснить намерения и настроение того, к кому Вы пришли, особенно если то, что Вы хотите сказать – просьба, проблема или трудный разговор. Для приобретения уверенности неодобрительным взглядом, считайте, что шанс у Вас есть.

Имя собеседника следует употреблять почаще, это поможет установлению контакта.

Существуют правила для слушающих и правила для говорящих.

Говорящий должен начинать с легкой, нейтральной темы, чтобы логически подвести разговор к главному. При этом для стимуляции интереса собеседника рекомендуется вставлять в речь обороты, которые положительно характеризуют того, кто слушает. Естественно, это должно делаться с достоинством и без подобострастия, так как оно раздражает и создает впечатление неискренности. Уместны будут выражения вроде «зная Вашу компетентность» – эта фраза поможет выяснить отношение к вопросу и получить информацию, «если я Вас правильно понял»– этот оборот тактично напомнит о данном обещании, и тому подобные вставки.

Говорящий правильно поступит, если без крайней необходимости не станет высказываться категорично, а вместо этого пригласит собеседника к выработке общего мнения. «Мне кажется» с успехом можно заменить «не кажется ли Вам». Смысл один и тот же, а впечатление и результат могут быть противоположными. Делайте паузы, чтобы дать осознать то, что говорите. И наоборот, ускорьте темп речи, если хотите избежать возражений, делайте паузы в тех местах, где собеседник, скорее всего, согласится с Вами.

В то время, когда слушателем являетесь Вы, также не следует забывать о правилах. Во-первых, слушать нужно внимательно, потому что иногда информация находится между строк. Прерывать без надобности не стоит. Тем более использовать паузы в разговоре, чтобы сказать о чем-то, не относящемся к разговору. Это в высшей степени некорректно. Некоторые используют этот прием для того, чтобы контролировать спор и выбить собеседника из колеи. Это иногда удается, но при этом потери в виде негативного отношения к себе могут отразиться на дальнейшем общении. Не стоит пренебрегать с такой легкостью людьми, иначе можно, преследуя минутные цели, остаться без поддержки когда-нибудь в дальнейшем. Кроме того, если Вы чувствуете внутренний протест или хотите указать на слабое место в аргументах противной стороны, достаточно бывает просьбы более подробно изложить момент, который показался Вам спорным или вызвал сомнения. Возвращение к вопросу может прояснить ситуацию или выявить неправоту собеседника. Но делайте все для того, чтобы он сам это признал. Уточняющие вопросы, переспрашивание, и, наконец, предложение обсудить это позднее, точно так же позволит уйти от нежелательного конфликта и избежать давления. Чем спокойней Вы это научитесь делать, тем больше вероятность, что, в конце концов, договоренность будет достигнута.

Окончание разговора и само прощание также важно, как и начало разговора. Как правило, заключительная фраза помнится дольше всего и кажется отражением всего разговора. Если Вам свойственно упрямство, достойное настоящего карьериста, то Вы обязательно используете эту последнюю возможность даже в конце разговора, который не оправдал ваших надежд. «И все-таки подумайте, возможно, Вы измените свое мнение». Это фраза ничего Вам не будет стоить, и в то же время – а вдруг действительно этот шанс оправдается? Во всяком случае, вы сможете вернуться к разговору при более благоприятных обстоятельствах. И как бы ни закончился разговор, научитесь вести себя достойно. Даже если Вы удручены и раздосадованы, помните о том, что служебный разговор – это разговор с человеком на службе. Иногда ситуация выглядит таким образом, что в силу служебных обстоятельств человек не может пойти Вам навстречу. Но если Вы вызвали симпатию к себе, в следующий раз он с удовольствием поможет вам, если будет иметь возможность. Прощайтесь доброжелательно и с уважением, но сохраняйте достоинство. Прощайтесь так, чтобы потом можно было встретиться.

Отдельный вид разговора – телефонный. Люди независимые и уверенные в себе любят этот вид коммуникации. Обычно он нравится тем, кто легко облекает свои мысли в слова. Но некоторым этот вид общения труден. Почему, и как это изменить?

Не видя собеседника, иногда трудно просчитать его реакцию. Но ведь он тоже не видит Вас, так что не думайте об этом. То, что ценится в телефонном разговоре – вежливый, энергичный тон, внятная лаконичная речь, отсутствие длинных отступлений. Если Вам не удаются телефонные разговоры, то нужно поработать над голосом. Он должен звучать приятно и естественно, без режущих или тянущих интонаций. Дикция должна быть хорошей.

Тот, кто звонит, должен обязательно представиться. Даже если Вам ответит хорошо подготовленный офис-менеджер или секретарь, или сам руководитель или тот сотрудник, который Вам нужен, представьтесь обязательно. Напомните о себе, повторите тему разговора, даже если вы договаривались заранее. Говорите свободно, старайтесь грамотно и понятно выражать свои мысли. Старайтесь произвести хорошее впечатление. Если разговор не клеится, перейдите на нейтральную тему, можете разыграть непонимание, найти причину для назначения встречи. Обязательно вежливо попрощайтесь перед тем, как закончить разговор. Если вам предлагают перезвонить позже, перехватите инициативу и возьмите телефон, по которому перезвоните сами. Самому звонить удобнее, чем ждать звонка. К тому же, его может и не последовать, и вы только потеряете время.

Для чего все это нужно? Общение – это одно из главных средств карьериста. Но, повторяю, это не цель, а средство. Цель – завязывание полезных знакомств, где только можно, и расширение кругозора, а также сбор информации, приобретение возможных союзников, покровителей и последователей. Ищите возможности для приобретения союзников везде. В процессе общения Вы обязательно получите массу полезной информации, которая Вам обязательно пригодится. Уже не говоря о том, как необходимо умение общаться на службе для того, чтобы обеспечить себе карьерный рост.

НАУЧИТЕСЬ ВЫГЛЯДЕТЬ, КАК ЧЕЛОВЕК, ДЕЛАЮЩИЙ КАРЬЕРУ – И ВЫ ЕЕ СДЕЛАЕТЕ.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ СЕБЯ ВЕСТИ, КАК ТОТ, КОМУ КАРЬЕРА ПОД СИЛУ

Как стать замеченным, рассмотрим позже, а сейчас поговорим о самом главном – как наилучшим образом войти в новый коллектив.

Новичка, пришедшего в любую компанию, в первую очередь волнуют проблемы взаимоотношений с начальством, а также с коллегами по работе.

Тем более что эти проблемы часто неразделимы. Неудачно сложившийся первый день, глупый конфликт или просто неосторожное высказывание могут заметно подпортить вашу репутацию в глазах начальства. И наоборот, даже поддержка руководства может не спасти человека, у которого хронически не складываются отношения с остальными членами дружного коллектива. В большинстве же случаев люди увольняются именно потому, что не «приживаются» в компании.

Слово «прижиться» нередко вызывает в сознании образ только что посаженного в почву растения. И чаще всего именно оно отражают суть вхождения человека в новый коллектив. К счастью, адаптация сотрудника на новом месте работы зависит все-таки в большей степени от самого человека, нежели от его начальника. А иначе статистика ухода новобранцев из фирм была бы еще более печальной.

Хороший совет – представьте себя на месте старожила компании, и подумайте, какой бы новый работник понравился Вам. Достаточно просто ответить на этот вопрос. Вот описание человека, который не вызывает ни у кого в старом коллективе неприязни:

Аккуратный, немногословный, вежливый сотрудник, который ведет себя с достоинством, демонстрирует желание узнать, как остальным работникам было бы удобнее с ним сотрудничать. Он готов к тому, чтобы принять правила, которые сложились до его прихода, но не позволит собой помыкать.

Такой человек спросит, в чем заключается его работа и к кому следует обращаться за указаниями. Он не должен приставать с расспросами. Но произведет хорошее впечатление, если новый работник не станет сразу же рассказывать свою биографию, начиная с ясельного возраста. Неприятно также слышать, какие глупые и непорядочные люди окружали его на прошлом месте работы. Рассказ, как человека «съели», но как он потом всем отомстил, вызывает опасения и осторожность и никак не способствует установлению контакта. Прямые расспросы о личных качествах сотрудников и начальства – также дурной тон.

Еще хуже, если, только переступив порог учреждения, человек начинает расписывать планы, согласно которым он все изменит и перестроит. Такие высказывания обеспечат новобранцу множество врагов.

К сожалению, некоторые новоиспеченные работники склонны уповать на поддержку руководства. Человек считает, что если он прошел конкурс, и его сочли пригодным для данной должности, то он может рассчитывать а то, что руководство ему поможет в установлении контакта с коллективом, поддерживать все начинания. Действительно, логика в таких рассуждениях есть. Любой нормальный руководитель заинтересован в плодотворной работе своего подразделения, а значит, и каждого его сотрудника. Но в жизни не всегда есть место стройным логическим рассуждениям.

Бывает и так: в погоне за новыми нестандартными решениями, некоторые руководители высшего и среднего звена иногда просто не знают, чего хотят. А, как известно, угодить такому человеку чрезвычайно сложно. Поэтому Вы сами в первую очередь должны определиться, чего же хотите Вы. От этой компании, от этой должности, а также от сослуживцев. И тогда можно выстроить свою линию поведения таким образом, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями. Поверьте, через полгода вопрос выживания уже не будет для вас таким острым и болезненным. Если, конечно, Вы снова не решите сменить место работы.

Часто люди вынуждены увольняться по истечении испытательного срока. Причин для увольнения обычно всего две. Либо специалисты не оправдали надежд руководства, либо не сумели за это время правильно построить отношения с коллективом. И предпосылки для таких неудач часто кроются в первых днях пребывания в компании.

Во многих организациях и фирмах существует корпоративный кодекс.

Лучше всего ознакомиться с ним сразу после того, как Вас приняли в фирму, или в первый же рабочий день. Главное – в подробностях ознакомиться с тем, что можно делать в компании, а что нет. Ни в коем случае не критикуйте его вслух. Правила игры, которые, как известно, определяет работодатель, нужно уважать. И к тому же, о Вашем негативном отношении сразу станет известно начальству. Вы сделаете сразу три ошибки: дадите повод для доноса, продемонстрируете свою недалекость и невежливо поступите по отношению к новым коллегам, которые этот кодекс соблюдают. В любом случае, вам придется им подчиниться или же отказаться от идеи работать на этом месте.

Не всегда в корпоративном кодексе правила изложены исчерпывающе ясно. Если у вас появятся вопросы, касающиеся корпоративных правил, не задавайте их сразу. Подумайте, в какой форме это лучше сделать и к кому из сотрудников следует обратиться. Желательно сразу же определить, кто в компании наиболее опытный и уважаемый человек. Именно он лучше всех знает, что нужно и можно делать в компании, а возникающие у вас вопросы – прекрасный повод пойти на контакт.

Бывает, что нового сотрудника провоцируют. Следует тактично уклоняться от высказывания каких-то суждений, пока не сориентируетесь в обстановке.

В действительно хороших фирмах за вновь пришедшим сотрудником вне зависимости от его квалификации обязательно закрепляют консультанта из числа опытных сотрудников. Так что если вы уже топ-менеджер, а вам вдруг приставляют какого-то наставника, не торопитесь обижаться. Это свидетельство реальной заботы руководства о вашем будущем. По крайней мере, вам уже не придется ломать голову над тем, кого побеспокоить по интересующему вас вопросу. Кроме того «опекун» может в будущем оказать вам добрую услугу. Быть может, он и окажется тем самым человеком, который будет способствовать сокращению вашего испытательного срока. И потом, вы же ищете союзников, разве не так?

Завяжите теплые отношения с более старшим сотрудником компании, попросите его стать Вашим наставником. Это вовсе не означает, что Вы будете выполнять его поручения и служить ему «мальчиком на побегушках», просто в случае каких-либо неудач Вам будет к кому обратиться и спросить совета. К тому же в ситуации, когда необходимо будет решить какие-то карьерные вопросы, Ваш «наставник», возможно, сможет Вам помочь одной только силой своего авторитета.

Займите выжидательную позицию, осмотритесь. В предыдущих главах Вы узнали достаточно о способах коммуникации, получили представление о том, как моделировать отношение к себе, надеемся, что немного научились читать информацию между строк разговора.

Присмотреться нужно и к коллегам, и к начальству, и к отношениям между ними.

Многое можно почерпнуть, побывав в приемной. Если секретарь постоянно занята и говорит ледяным голосом, скорее всего, у шефа трудный характер. Если в приемной всегда толпятся люди, то по выражению тех, кто выходит из кабинета, можно примерно составить себе представление о том, каков начальник в общении. Но к такого рода выводам следует подходить статистически. Ведь день на день не приходится, да и посетители бывают разные. Но особенно нужно быть осторожным, если еще в приемной Вас встречает атмосфера «супер» – длинноногая секретарша, которая смотрит на Вас как на моль, но бодро носит подносы с кофе. Если везде ковры, цветы, шикарная дверь, и никогда нет шефа. Если приемная выглядит таким образом в то время, когда остальные отделы все в мыле и постоянно не хватает бумаги для принтера, возможно, Вы выбрали не ту фирму.

Убранство кабинета босса может рассказать о некоторых его чертах, но для полноты картины следует пообщаться с его хозяином. Возможно, что это вообще кабинет от прошлого владельца, а нынешнему просто все равно, он слишком занят работой. И вообще, не торопитесь делать выводы.

Итак, тем, кто только пришел в коллектив, можно посоветовать:


НЕ ТОРОПИТЕСЬ ЗАВОДИТЬ БЛИЗКИЕ ЗНАКОМСТВА.

БУДЬТЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ И СКРОМНЫ

ЗАНИМАЙТЕСЬ РАБОТОЙ И НАБЛЮДАЙТЕ.

Как стать фигурой, которую продвигают

Этот вопрос много лет изучался западными, а в последнее время, и российскими психологами и специалистами в области менеджмента. Как показала практика, как ни странно, первое место среди факторов, которые влияют на успех продвижения по службе, занимают личные качества – внешний вид, коммуникабельность, социальное и семейное положение, умение себя подать. На втором плане стоят профессиональные навыки и умение управлять, а политические взгляды какой-то определенной направленности скорее мешают карьере, чем помогают в продвижении.

Статистически считается, что продвигают сотрудников среднего возраста, имеющих устойчивое семейное положение, не слишком рискованных и креативных. Человек, демонстрирующий излишнюю самостоятельность, кажется опасным руководству. А вот постоянные предложения по усовершенствованию работы, которые не ломают, а улучшают уже сложившуюся систему, как правило, производят благоприятное впечатление.

Продвигают тех, кто говорит последним, но его высказывание является решающим. Так что имейте терпение.

Будьте аккуратны и экономны. Не пускайте пыль в глаза. Не ставьте на стол дорогой письменный прибор, не щеголяйте «паркером», не раздражайте начальство!

В продвижении помогают тем, кто не жалуется. Боже упаси Вас выпрашивать надбавку, постоянно напоминать о тяжелом семейном и материальном положении. Но настаивать на том, чтобы Ваш кабинет, стол, служебная машина соответствовали Вашей должности, необходимо. Следует показать, что вы не просите поблажек, но считаете, что достойны заработанного.

Карьерист должен быть сильным! Слабым нет места в этой игре

К числу необходимых качеств относится аккуратность и бережливость, а также организованность. Следует все успевать в рабочее время. Над этим нужно серьезно работать, выработать систему записей, чтобы ничего не забывать, не давать пустых обещаний и не жить в вечных авралах. Маленькая хитрость: имейте резерв времени, на случай, если начальник неожиданно вспомнит о чем-то срочном. Учитесь предвидеть поручения или самим участвовать в их планировании.

У тех нанимателей, которые видят в повышении квалификации каждого из своих сотрудников фактор успеха всей компании в целом, разработана система механизмов для роста специалистов. Некоторые формируют так называемый «управленческий резерв». Сотрудники, попавшие в этот список, заранее знают о своем скором выдвижении, что налагает на них определенную ответственность за свою работу, и не позволяет расслабляться.

Шансом для продвижения может стать успешно выполненное сложное задание руководства, победа во внутрикорпоративном конкурсе, и много чего другого.

Не стоит забывать и о том, что темпы карьерного роста во многом зависят и от вашего непосредственного начальника. Ваш начальник доволен вашей работой? Прекрасно! Ваш начальник, невзирая на случающиеся время от времени разногласия, реально и объективно оценивает результаты каждого существенного проекта с вашим участием? Еще лучше! В таком случае Ваш начальник – умный человек, который понимает, что компетентные сотрудники поднимают и его престиж как руководителя, и способствует их карьерному росту.

Но и Вы не должны останавливаться на достигнутом. Расширяйте границы своей профессиональной деятельности, осваивайте новые, смежные направления работы. Не увиливайте, когда Вам предлагают выполнить новые, более сложные задания, чем те, которые Вы выполняете на данном этапе своей карьеры. Грустно видеть, когда вполне компетентные, грамотные сотрудники, которые по всем параметрам могли бы делать больше и лучше, живут по принципу «инициатива наказуема» и предпочитают не высовываться со своими предложениями. Помните, Ваш начальник отнюдь не глупец, иначе он не занимал бы свое кресло. И ему, как умному человеку очень хорошо видно, кто на самом деле работает, а кто уклоняется от работы. Только тот специалист, который постоянно находится в творческом поиске, все время ищет новые и новые направления для применения своей созидательной энергии, может двигаться вверх без досадных срывов и неудач.

Работайте больше своих коллег, старайтесь сделать свою работу так, чтобы не к чему было придраться, работайте так, чтобы вас заметили, отметили и оценили. Не слишком гордитесь своими карьерными успехами, помните – чем выше полет, тем ниже падение.

Обычно перед тем, как выдвинуть на повышение сотрудника, за ним наблюдают. Особенно во время всевозможных заседаний, собраний, конференций. Кроме умения грамотно и со знанием дела подготовить выступление или отчет, нужно уметь с ним выступить. Помните, что за Вами наблюдают. Плохие манеры перечеркнут возможность продвижения.

Умение вести себя в разных ситуациях, ориентироваться в людях, управлять своими эмоциями так же важно, а иногда даже важнее, чем профессиональная подготовка.

Часто на собрании, куда вы попадаете впервые, Вам трудно определить, кто является наиболее влиятельным лицом. Можете не сомневаться, что им окажется человек, перед которым меньше всего бумаг на столе. Обычно его речь завершает собрание. Во время выступления периодически посматривайте в его сторону, стараясь уловить реакцию.

Самое главное в случае, если перед Вами стоит задача использовать свой шанс – не поддаваться смущению и панике. В ответственные моменты волнуются все. Старайтесь не думать о своем волнении. Постарайтесь расслабить лицевые мышцы. Посчитайте пульс, если волнуетесь, и скажите себе, что это просто физиология. Проверено – пульс становится реже.

Часто, стараясь выглядеть как можно лучше, мы придаем значение мелочам, которые к нам не относятся. Не нужно сразу реагировать на ухмылку шефа. Это может быть сдержанная улыбка по совершенно другому поводу. Просто мелкие мимические движения выглядят как гримасы. Возьмите это на заметку для себя. Или улыбайтесь открыто, или оставайтесь серьезным.

Хорошо поставленный голос, немонотонное чтение, паузы, правильная осанка сделают Ваше выступление заметным.

Перерывы в заседаниях следует использовать для завязывания полезных контактов. Неплохо заранее узнать склонности и увлечения человека, который Вас интересует. Это помоет завязать непринужденную беседу. Главное – чтобы контакт не выглядел навязыванием и не был слишком грубо сработан.

Есть еще несколько советов, которые помогут стать фигурой, которую продвигают:

Каким бы компетентным и сведущим ни был специалист, все его заслуги перед родной компанией гроша ломаного не стоят, если он не способен ужиться в коллективе. Профессиональные и деловые качества сотрудника, его опыт никогда не будут оценены подобающим образом, если он является аутсайдером в гонке за благосклонностью шефа. Начинающим карьеристам стоит усвоить те негласные правила, которые позволят им беспрепятственно обойти на повороте конкурентов.

Умейте признавать свои ошибки и исправлять их, не зацикливайтесь на неудачах;

Разработайте стратегию и тактику «наступления» на карьерную вершину, ставьте перед собой кратковременные и быстровыполнимые задачи, держите перед собой план ближайших достижений – на неделю, месяц, полгода;

Создайте свою команду, соберите вокруг себя кружок единомышленников, однако не теряйте бдительности – не все люди достойны доверия, устраивайте время от времени своим коллегам «проверки»;

Создайте себе имидж патриота своей фирмы, работайте не за страх, а за совесть, так, будто это Ваш личный бизнес, а Вы не наемный работник, а самый что ни на есть хозяин;

Шефу нравится, когда его подчиненные берутся за сложные дела, и доводят их до конца. Стремитесь оправдывать ожидания начальника. Трудитесь над собой, чтобы сложное поручение не застало вас врасплох.

Шеф все равно умнее Вас, и сумеет свою оплошность представить так, будто так и было задумано с самого начала, а Вы останетесь на бобах. Не спорьте с ним.

Выражение Вашего лица должно быть созвучно настроению босса. Неуместная веселость может испортить ваши отношения надолго, если не навсегда.

Моделируйте ситуации, в которых у Вашего начальника создастся впечатление полного единства мыслей и идей – с Вами, конечно! Станьте его адептом, поддерживайте все его начинания. Он будет ценить Вас за это.

Умейте принимать критику начальника, в случае проколов делайте покаянный вид и клянитесь, что все осознали и больше никогда не допустите ничего подобного.

Научитесь внимательно относиться к личным делам своего начальника – узнайте состав его семьи, его привычки и увлечения. К месту брошенное упоминание, что Вы тоже (как и босс) обожаете кошек, может стать тем отправным пунктом, за которым вы перестанете быть лишь одним из безликого ряда его подчиненных, и превратитесь в интересную личность. Подарок на день рождения внука поможет вам растопить ледяное сердце вашей начальницы, которая в кругу семьи может оказаться нежной и любящей бабушкой. Однако следите за тем, чтобы не перейти тонкую грань между обычным человеческим вниманием и панибратством.

Легкому в общении человеку, который не стесняется иронизировать по поводу своих промахов, прощается многое из того, за что угрюмые буки получают нагоняй. Однако избегайте подтрунивать над теми из своих коллег, которые тяжело относятся к шуткам в свой адрес – Вы можете жестоко их обидеть, и они не замедлят подложить Вам «свинью».

Если подытожить все сказанное, можно заключить, что

продвижение зависит от того, насколько оно удобно всем – прежде всего, конечно, начальству, затем – начальству вышестоящему, затем – коллегам и подчиненным. Насколько продвижение зависит от Вашей полезности делу, решает Ваш непосредственный начальник.

Интриги и закулисная борьба, или осторожность на поворотах

В коллективе не обходится без конфликтов. Иногда участие в склоках может стоить карьеры, а иногда открываются заманчивые перспективы. Но участие в склоках – особенно активное – опасное занятие. Не забывайте о том, что добрая слава лежит, а дурная – бежит.

Конец ознакомительного фрагмента.