Вы здесь

Настольная книга менеджера по рекламе. Глава 2. Витязь на распутье (Я. В. Яненко, 2010)

Глава 2

Витязь на распутье

Какое оно – ваше первое боевое задание? Вылазка с вполне конкретной целью – заказать необходимую для фирмы рекламную продукцию? А может, вас, толком необстрелянного, отправили проводить комплексную рекламную кампанию?

В любом случае придется общаться с партнерами (они же противники) разных мастей – и предприятиями, производящими ту или иную рекламную продукцию, и агентствами, и редакциями, и студиями… Как не заплутать во всем этом многообразии, как выбрать подрядчика на тот или иной заказ, как не переплатить лишнего?

Терпение, друзья мои, терпение. Во данной главе речь пойдет как раз об этом.

Не секрет, что первый опыт общения с партнерами (будь то подрядчики или заказчики) накладывает отпечаток на дальнейшую деятельность. Нарветесь вы, скажем, на дилетантов – не исключено, что будете потом предвзято относиться и к вполне профессиональным рекламистам. Попадете к хапугам (война, не забыли?) – станете объявлять тендер даже на изготовление сотни визиток. Удачно выберете партнеров – обретете уверенность в том, что вас не подведут и в дальнейшем.

Первый раз – штука символичная. Писал эти строки, и вспомнил своего первого заказчика из страшно далекого, по меркам отечественной рекламы, 1994 года. Тогда одна новообразованная компьютерная фирма отдала заказ нашему агентству аж на три рекламных щита.

Исполнялись те шедевры красками и кистью, на холсте, туго натянутом на деревянном подрамнике. Сейчас, в эпоху пластиков, виниловых самоклеющихся пленок и полноцветной широкоформатной печати, такое даже трудно себе представить – но ведь было, было! Изготовленные щиты благополучно простояли оговоренный срок, я получил первый одобрительный хлопок по плечу от шефа, а компьютерная фирма здравствует до сих пор. Может, именно стабильности своего первого заказчика я обязан тем, что так долго проработал в рекламе?

Но довольно лирики. У вас есть четкое (или не очень четкое) задание шефа Ивана Иваныча «насчет рекламы», а у меня – практические рекомендации: как сделать ваши контакты с представителями армии рекламистов выгодными и эффективными. Для начала пройдемся по основным типам заданий, которые мог вам дать ваш любимый шеф.

Вооружитесь телефонным справочником, где приведено максимальное количество телефонов рекламных фирм, которые могут стать вашими потенциальными партнерами, и – вперед!

1. Вам поручили заказать представительскую продукцию (визитки, бланки, фирменные папки, сувениры с логотипом и т. п.)

Обращаться стоит к непосредственным производителям – дешевле обойдется. А вот как определить, звоните ли вы посреднику или производителю – разговор особый. Действительно, как тут выбрать, когда в открытом вами разделе справочника (реклама, полиграфия и т. д.) наличествует десяток-полтора фирм? У кого больше – мои искренние соболезнования: выбирать сложнее. Ситуация непростая и сложно со стопроцентной точностью выбрать оптимального подрядчика. Все же приведу некоторые рекомендации.

Пропускайте в списке «универсальные» предприятия с широким спектром деятельности, занимающиеся всем подряд – слишком высок процент вероятности того, что, взяв у вас заказ, они преспокойненько перебросят его на коллег – не исключено, что из того же списка в справочнике. В итоге вы переплатите некоторое количество денег попросту за посреднические услуги.

Обратите внимание на рекламные блоки, окружающие раздел: некоторые из фирм не поленились выкупить кусочек страницы, дабы показать себя заказчику, то есть вам, в лучшем свете. Оцените этот шаг, хотя не факт, что условия работы с рекламной фирмой, разместившей блок на половину полосы, будут для вас выгоднее, чем с предприятием, скромно ограничившимся минимальной информацией. Равно как и наоборот.

Напрягите память: возможно, кто-то из ваших друзей или знакомых упоминал о рекламном агентстве, работать с которым легко и приятно. Хотя, опять же, раз на раз не приходится.

Конечно, можно все эти фирмы посетить лично, но в итоге вы потратите на дорогу уйму времени, зверски устанете, а в итоге – получите нагоняй от шефа, совершенно справедливый, между прочим.

Поэтому – звоните! Ваша задача – отобрать две, максимум три фирмы для личной встречи и размещения заказа у тех, кто предложит более выгодные условия.

Кстати, не нужно звонить с наивно-дилетантским вопросом:

– А можно ваш прайс получить по факсу (электронной почте)?

Уточняйте конкретные цены по конкретным позициям, причем технология исполнения вашего заказа при всех запросах должна быть одинаковой. Иначе – как сравнивать?

С чем вы можете столкнуться:

– понятие «минимальный тираж»

Стоимость нанесения логотипа на ручки, к примеру, включает в себя не только сам процесс печати, но и изготовление формы, причем цена последней ложится на весь тираж – большой или малый. В итоге нанесение лого на 20 ручек будет стоить почти столько же, сколько на 50 (без учета стоимости самих ручек). И если Иван Иванович поручил вам изготовить заказ тиражом, как выяснилось по ходу переговоров, меньше минимального – не паникуйте, записывайте цены, сравнивайте (расчет нужно делать на одну единицу продукции), а потом языком цифр убеждайте шефа в целесообразности увеличить количество изделий.

– понятие «количество цветов»

Я искренне надеюсь, что у вашего предприятия уже есть собственный фирменный стиль, или хотя бы основные его элементы. Для нас сейчас важно, во сколько цветов можно исполнить ваш логотип – в один, в два, в три…

Нет ни знака, ни логотипа, ни фирменных цветов? Имеется лишь название – аббревиатура из первых букв фамилий отцов-основателей вашего славного предприятия? Не беда, все у вас будет. Если постараетесь, конечно. Нужно попросту ориентироваться на любимые цвета Ивана Ивановича и делать расчет на один-два цвета. Как это – не знаете любимые цвета директора? Ну, так спросите! Красный, синий, зеленый? Золото на черном фоне? Пусть, в конце концов, шеф ткнет пальцем в своей визитнице: вот, это сочетание цветов вроде бы ничего!

Но я все-таки надеюсь, что фирменный стиль определен уже до вас, узнаваем, привычен и любим всем коллективом. Остается определиться, сколько цветов нужно использовать при печати – не надо ли добавлять к цветам лого, скажем, черный или темно-синий – для текста (если в логотипе, к примеру, сочетаются белый и желтый – точно надо). Если же один из фирменных цветов – темный, то им на той же визитке можно без проблем отпечатать текст (т. к. при некоторых видах печати действует принцип: меньше цветов – дешевле стоимость).

– о технологиях

Некоторые термины, которыми с легкостью оперируют ваши телефонные собеседники, могут поставить неискушенного человека в тупик. Шелкотрафарет и офсет, конгрев и тиснение… Не спешите в ужасе бросать трубку, все значительно проще, чем вы думаете!

Для изготовления представительской продукции могут применяться различные виды печати, в том числе и специальные («тампопечать», например, – это когда специальным резиновым тампоном с протравленной формой наносят логотипы на ручки, зажигалки и прочие сувениры). Основных же видов печати – три: офсетная, трафаретная (она же шелкотрафаретная) и цифровая. К последней относится и популярная в последние годы печать на цветных лазерных принтерах, которые незаменимы, если вам нужно заказать 20–30 визиток (например, больше просто не надо, т. к. помощник главного бухгалтера и эти года два раздавать-то будет!).

Цифровая печать хороша и в тех случаях, когда нужно быстро, мало и относительно недорого. А также – если горе-дизайнеры начертали эмблему вашей фирмы в четыре или более цветов, и менять ее ну никак нельзя. Тогда смело шагайте к владельцам цветных лазерных принтеров, где вам спокойно отпечатают любой многоцветный шедевр, не хватаясь за голову с криком:

– Ого! Тут же пять краскопрогонов!!!

Потому что при офсетной и трафаретной печати цена как раз и зависит от количества цветов. Соответственно, при данных видах печати, скажем, визитка, отпечатанная в одну краску, дешевле, чем в две (при одинаковой бумаге, конечно).

Трафаретную печать еще называют шелкотрафаретной – из-за того, что ткань, на которой протравливается печатная форма, по внешнему виду напоминает шелк. Но запутывать вас глубинами технологий я не стану, достаточно запомнить простую вещь: трафаретная печать – ручная, поэтому каждая из красок наносится отдельно. Ее несомненный плюс – возможность печатать на толстых и фактурных (шероховатых) картонах.

Офсетная же печать – машинная, где толщина бумаги ограничена параметрами типографского оборудования (толще нормы – нельзя, к тому же не на всякой фактурной бумаге краска хорошо ляжет и т. д.). Офсет дает возможность получить полноцветное изображение (любые оттенки и фотографии) в случае печати четырьмя красками – их смесь в итоге и дает нужный колер. Чаще всего минимальный тираж для офсетной печати составляет 300 листов формата А3.

Если вам нужно отпечатать с полтыщи фирменных папок или уйму корпоративных визиток для раздачи на выставке – заказывайте офсет, а если, к примеру, сотню визиток на дорогом картоне – выбирайте шелкотрафарет.

При выборе технологии для изготовления представительской продукции следует учитывать не только ценовой фактор, но и требуемый уровень престижности. Иными словами, насколько дорого и «круто» ваш заказ должен выглядеть в итоге. Самое время поговорить об «украшательских» технологиях, о тиснении фольгой (золотой или любой другой) и объемном, выпуклом тиснении (конгрев).

По большому счету, можно обойтись и без них, но есть большая вероятность того, что в предыдущих образцах продукции вашего предприятия (торжественно врученных вам любимым шефом, или доставшихся по наследству от предшественника в должности) – визитках, папках, пригласительных и т. п., имеется тиснение золотом, серебром или голографическими пленками.

Красиво блестит, верно? И если фольгу применяли в меру, да еще и на темном фоне – ничего страшного, можно смело брать за основу будущего заказа.

Вы где-то читали, что визитка обязательно должна быть скромной и неброской? Быть выдержана в так называемом бизнес-стиле – фон белый, печать в один, максимум в два цвета?

Вот что я вам скажу: не обращайте внимание на эти рекомендации зарубежных специалистов! Им не понять нас, а нам их – тем более. Иной у нашего народа менталитет, и у нас что ни визитка – то произведение искусства: дорогущий картон, блеск фольги, объемное тиснение…

А все потому, что наш человек визитки кому попало не раздает! Прикинет мысленно – достоин или недостоин, – и дарит, словно презент ко дню рождения. А у западных бизнесменов визитки раздают пачками: вот он я, работайте со мной, заказывайте у меня! Где на такую прорву народа солидных визиток-то напасешься?! Вот и делают поскромнее, да подешевле.

Но и у наших заказчиков перебор бывает. Возьмут, да и отпечатают от всех широт славянской души золотой фольгой и эмблему, и текст (если на белом фоне – это вообще ужас), да еще шрифт поставят тонкий, «элегантный». Как читабельность? В зависимости от того, как свет упадет? То-то. Тиснение фольгой – штука хорошая, только применять ее надо умеючи.

Еще один термин, который следует знать, это «конгрев» – объемное выпуклое тиснение, прочно вошедшее в моду за последнее десятилетие. Однозначно хорош на визитках, папках и элитных пригласительных, хотя и увеличивает стоимость продукции. Очень стильно смотрится так называемое «слепое» тиснение, когда на выдавливаемом сегменте печатной продукции отсутствует изображение (логотип, текст) – получается неброский, незаметный с первого взгляда рельеф.

– кое-что о бумагах и картонах

Для вас главной диковинкой в разговоре может стать единица измерения плотности этих материалов – г/м2 (количество граммов на метр квадратный). Особо дотошные могут попытаться вычислить, к примеру, вес одной визитки, но главное для вас – проследить, чтобы плотность бумаги соответствовала статусу продукции. Проще говоря – чтобы не было «тонковато». Лучше всего, конечно, определяться на ощупь, а по телефону можно (пока что!) положиться на рекомендации изготовителей. Кстати, бумага и картон имеют разные структуры и, к примеру, картон 230 г/м2 плотнее и жестче, чем мелованная бумага 250 г/м2.

Из «фактурных» картонов наиболее часто применяем «лен», поверхность которого действительно напоминает ткань. У кого в домашней библиотеке есть старая, еще советских времен серия «Классики и современники», вытащите одну книгу из шкафа и, стряхнув пыль, ощупайте обложку: это и есть «лен».

Существует еще «яичная скорлупа», «гранит» и другие белые картоны с фактурной поверхностью. В типографиях и рекламных агентствах часто употребляют не слишком благозвучный термин «дизкартон», но не волнуйтесь, он не имеет никакого отношения к дизтопливу и дизентерии. Это всего лишь сокращенное «дизайнерский картон», под которым обычно подразумеваются цветные двухсторонние картоны с разнообразной фактурой – их нынче развелось видимо-невидимо, от разных производителей со всех уголков земного шара. В любом приличном издательстве вам продемонстрируют толстую пачку образцов на любой вкус, цвет и фактуру.

Главная рекомендация по выбору цвета картона: ориентируйтесь на ваши фирменные цвета. Логотип должен хорошо просматриваться и гармонировать с фоном, а остальное – дело дизайнера (об этих творческих личностях и об их роли в вашей рекламной кампании мы еще поговорим).

– о сувенирной продукции

Лучше всего запрашивать цену нанесения фирменного лого без учета стоимости самих ручек (зажигалок, брелков и т. п.). Во-первых, проще сравнивать – одна фирма может заложить в общую сумму заказа ручки подешевле, а вторая – ручки подороже. Как оценить, не видя? А стоимость услуг по нанесению сразу все расставит на свои места.

Во-вторых, помните, что вы имеете полное право принести самостоятельно купленные сувениры (те же самые ручки, к примеру). Менеджер, несомненно, расскажет вам о том, что в таком случае нет гарантии, что «краска хорошо ляжет» (подразумевается: изображение не сотрется в первый же день). Как решить данную проблему?

Можно купить в магазине несколько понравившихся ручек и отнести в агентство – пусть попробуют тиснуть что-нибудь, к примеру – чей-то логотип, который у них в данный момент в работе. Получится – хорошо, нет – попробуйте купить еще, предварительно выслушав рекомендации.

Проще всего, конечно, включить всю сувенирную продукцию в общий счет, но тогда не обижайтесь, если позже узнаете, что, скажем, за обычные ручки или зажигалки вы переплатили раза в полтора. Поэтому пользоваться услугами рекламных фирм, поставляющих сувенирную продукцию, рекомендую лишь после изучения порядка цен в магазинах.

2. Вам поручили заказать элементы визуальных коммуникаций (таблички, указатели, штендеры, вывески и т. п.)

Дело нужное и отнестись к нему надо со всей серьезностью: если театр, как говорят, начинается с вешалки, то предприятие – с вывески.

В смутное время, где-то до середины девяностых годов прошлого века, сплошь и рядом встречались частные фирмы и фирмочки, упорно не желающие заказывать не то что кабинетные таблички, а и вывеску на входе (пусть даже самую простенькую). Зато была бронированная дверь с непременным глазком, бдительные церберы на входе, а допуск разрешался исключительно «своим». Причем о деньгах вопрос у этих товарищей не стоял вообще: главное обоснование отказа от идентификационных элементов – нежелание «светиться» и твердая уверенность в том, что «тот, кому надо, нас найдет». Конечно, такие уникумы встречаются и сейчас, но скорее как исключение, как признак нестабильности бизнеса.

Прежде, чем хвататься за телефонную трубку и звонить изготовителям, рассмотрим подробнее сущность каждой из возможных составляющих вашего заказа.

– таблички

Делать их необходимо, даже если ваша фирма занимает две-три комнатки, включая директорский кабинет. Облегчайте жизнь посетителям, пусть не гадают, за какой же именно дверью обретается нужный человек.

Текст на таблички готовьте максимально понятный и будущим изготовителям, и тем, кто станет потом этот самый текст читать – то есть без сокращений и аббревиатур, понятных вам, но не вашим клиентам и партнерам.

На табличках, украшающих кабинеты топ-менеджеров, обычно пишутся имена-отчества, что совершенно правильно – человеку, впервые увидевшему вашего шефа, будет значительно комфортнее называть его по имени-отчеству, чем приветствовать безличным «здравствуйте», или выспрашивать ФИО руководителя у сотрудников фирмы.

Нынешние технологии позволяют без особых проблем сделать «табличку в табличке»: должность начертана на основном фоне, а ниже имеется съемная полоска с ФИО сотрудника. Директор себе такую штуковину вряд ли закажет, а вот остальным сотрудникам – не исключено.

Решать в данном случае, конечно, вашему шефу, но постарайтесь его отговорить от таких «вставочек». Во-первых, такие таблички стоят дороже обычных, а во-вторых, и это главный аргумент, съемные вставки с ФИО создают ощущение временности пребывания на данной должности как у самих сотрудников, так и у посетителей вашего офиса (в том числе и у клиентов с партнерами). Вашему Иван Иванычу нужен такой эффект? Если по глазам видите, что да, умолкайте и заказывайте таблички в том виде, который устроит вашего шефа.

– указатели

Вы уверены, что клиент легко отыщет здание, где расположен офис вашей компании? Что, поднявшись на нужный этаж, пойдет по длиннющему коридору именно в ту сторону? Указатели упростят клиентам путь, сберегут их нервы и время.

Самые простые указатели – распечатанные на принтере листочки бумаги, где название вашего предприятия соседствует со стрелочкой. Дешево и непритязательно, встречается сплошь и рядом.

Но ведь аналогичные штуковины можно сделать и из современных материалов (пластики, пленки, композитные панели)? Подобные указатели выглядит стильно, функционально, к тому же добавляют к имиджу вашей фирме лишний плюсик в глазах клиентов.

Помимо «указателей пути», существуют и указатели расположения кабинетов (в крупных предприятиях и организациях) – что, кто, где и на каком этаже находится.

Тротуарные рекламные указатели – штендеры, – чрезвычайно популярны ввиду своей эффективности и относительной дешевизны. Под штендером понимается небольшая двусторонняя конструкция, каждое утро выставляемая возле входа в магазин (бар, кафе, офис и т. д.), несущая на себе рекламу в течение всего рабочего дня, а по окончанию оного заботливо убираемая вовнутрь – дабы некоторые несознательные граждане не умыкнули не слишком-то тяжелую штуковину.

Конструкции штендеров различны – достаточно прогуляться по центральным улицам, обращая внимание именно на них. Рабочее поле для рекламы – в зависимости от пожеланий заказчика, но чаще всего встречается размеры 0,6 х 0,9 м или 1,0 х 0,7 м. Если информация часто будет меняться – делают конструкции со специальными креплениями, под бумажный плакат формата А1 или А0. Варианты, как говорится, возможны, главное, чтобы каждый раз штендер не приходилось тащить, пыхтя от напряжения, двум здоровенным мужикам и чтобы конструкция свободно проходила в двери.

Поэтому планировать и размеры, и технологию нужно, исходя из будущих условий эксплуатации. Если предполагается, что выставлять штендер будет хрупкая девушка, лучше заказать конструкцию из пластика, если двери нешироки – еще и складывающийся. Благо, изготовители сейчас предлагают и стандартные конструкции, и под заказ – индивидуально для вас, по выверенным размерам.

Делая штендер легким, нужно обязательно позаботиться о его креплении – хоть к специально вбитому в землю или асфальт куску металлической арматуры, хоть к растущему рядом дереву (например, прочной и нетяжелой цепочкой с замком). Иначе первый же ветер унесет легонькую конструкцию куда подальше, и не факт, что после этого не придется делать ее незапланированный ремонт.

Важное отличие штендера от небольшого настенного указателя состоит в том, что размер рекламного поля позволяет не только указать направление движения, но и кратко охарактеризовать предприятие: кто вы, чем занимаетесь, чем хотите заинтересовать потенциальных клиентов.

– вывески

О них разговор особый. Слишком уж велико различие между вывеской в респектабельный офис и респектабельный магазин (или в офис средней руки и захудалый магазинчик – кому как повезло). Вывеска прежде всего функциональна, и должна соответствовать тому, что за ней находится.

Фасадные вывески – прямоугольные, чаще всего стандартных размеров 0,4 х 0,6 м или 0,5 х 0,7 м. Их размещают на входе в офисы организаций, предприятий и фирм. Никакого рекламного характера такая вывеска не несет, разве что эмблема или логотип фирмы присутствует. Смотрятся такие вещи солидно, если сделаны по хорошей технологии и в сдержанной цветовой гамме. Их главная задача – дать полную информацию для посетителей: кто и что располагается за дверью.

Рекламные вывески, наоборот, призваны «цеплять» внимание, выделяясь из городской среды – будь то строгие корпоративные цвета банка или ярмарочная веселость кафе. Каждый такой проект индивидуален (если, конечно, горе-разработчики не слямзили идею у коллег-конкурентов), заказывается на долгие годы и подразумевает у изготовителей наличие опыта и профессионализма.

Теперь о технологиях. Не забивая ваши головы марками пластиков, пленок и красок, скажу проще: все элементы визуальных коммуникаций можно условно разделить на плоские и объемные, световые и несветовые.

К несветовым относятся фасадные вывески и таблички, штендеры и указатели, а также рекламные элементы различной формы и размера. В качестве основы чаще всего используются такие материалы, как пластик, композитные панели, банерная ткань, оцинкованный металл. У каждого из данных материалов есть свои достоинства и недостатки, но критерием выбора для вас должны стать два фактора: цена изделия (при одинаковом размере, и включая монтаж) и целесообразность выбора того или иного материала.

Сами определять, какой именно материал брать за основу, вы сможете со временем, поработав в рекламе и набравшись опыта. Например, у всех материалов, которые поставляются в листах, есть свой максимальный размер – зная его, вы избежите большого числа стыков, которые и выглядят некрасиво, и технологически неоправданны. Некоторые материалы поставляются в широкой цветовой палитре (например, композитные панели), и если цвет вашего изделия совпадает с фабричной покраской материала – возможно, есть смысл выбрать именно его.

Подобных нюансов существует великое множество, но сейчас вам стоит призвать на помощь логику, здравый смысл и положиться на технологические рекомендации изготовителей. Опять-таки делаете несколько телефонных звонков, сравниваете информацию (цены в особенности!) и делаете выводы. Верным признаком оптимальной технологии является рекомендация ее большинством конкурирующих агентств.

В провинции еще остались народные умельцы, которые могут вам предложить изготовить, например, вывеску красками на ДВП, причем ну очень дешево. Соглашаться на подобные авантюры не рекомендую – во-первых, внешний вид такого «шедевра» навеет клиентам мысли о неблагоприятном финансовом состоянии вашего предприятия, а, во-вторых, со временем ДВП покоробится, краска местами слезет… Стоит ли гнаться за дешевизной?

При изготовлении элементов визуальных коммуникаций краска применяется как в качестве вспомогательного материала (покрасить металлоконструкцию, к примеру), так и непосредственно в производстве рекламных вывесок (окраска букв и элементов, тисненных из оргстекла, полистирола и т. д.) – причем в специальных технологических условиях.

Но за последнее десятилетие рынок наружной рекламы завоевали самоклеющиеся виниловые пленки с широкой цветовой гаммой и различными сериями – для внутреннего и наружного применения, для световой рекламы (со структурой, хорошо работающей на просвет), для нанесения на транспорт и т. д. (марки пленок могут быть разными, широко распространен немецкий «Oracal», но применяется и продукция других зарубежных производителей).

Традиционная технология нанесения изображения пленкой следующая: на жесткую основу (например, белый пластик) выклеивают фон, а затем – вырезанные на специальном плоттере (режущий станок, подключающийся к компьютеру) из той же пленки буквы, логотипы, элементы изображений. Каждый цвет пленки клеится отдельно, проще говоря – это тот же принцип аппликации, который, возможно, многим из вас доводилось применять в школе, на уроках труда в младших классах. Полученное таким способом изображение долговечно, пленки под солнцем долго не выцветают (за исключением металликов и «кислотных» оттенков). При желании, правда, можно ногтем подковырнуть буковку…ну так сломать-то что угодно можно! В конце концов, если такая опасность существует, закройте табличку оргстеклом – пусть царапают.

Главное достоинство традиционной технологии для заказчика – возможность выбрать цвет пленки, максимально соответствующий фирменному стилю (пожеланиям директора). Просматривая специальные раскладки цветов пленки, вы можете быть уверены: понравившийся колер в точности будет соответствовать цвету фона, логотипа или букв на готовом изделии.

А вот для того, чтобы получить нужный цвет при печати на специальном широкоформатном принтере, рекламистам придется попотеть – в особенности это касается сложных цветов и оттенков. Кроме того, большинство принтеров, предназначенных для наружной рекламы (печать производится специальными водостойкими красками), дают на выходе изображение с заметным растром, который на расстоянии, конечно, не видно, а вот если смотреть вблизи – мелкие буквы и элементы могут «расплываться».

Вот, пожалуй, и все недостатки современной широкоформатной печати. Достоинств же у нее куда больше: высокая производительность, дешевизна, возможность печатать на различных материалах (не только на самоклеющейся пленке, но и на виниловой банерной ткани, и на жестких поверхностях). Все это обеспечило популярность печатных технологий в наружной рекламе. К примеру, если изображение печатают на самоклеющейся пленке, то его затем просто наклеивают на выбранную основу (металл, пластик и т. д.). Это значительно быстрее, чем выклеивать разноцветными пленками многослойное изображение.

В итоге вы получите плоские варианты табличек, вывесок, указателей. При грамотном подборе цветов, в тон интерьеру или фасаду здания, продукция смотрится стильно и современно.

Но буквы могут быть и объемными, вырезанными из цветного пластика, или из белого пластика, оклеенного виниловой пленкой нужного цвета, тисненными из полистирола и покрытыми специальной краской. Буковки монтируются на кусок пластика нужного размера (фон – поклеили пленкой, либо выкрасили) – и получите вывеску (табличку, указатель) с объемными буквами. Есть и специальные двухслойные пластики для гравировки. Машина «выбирает» буквы в верхнем слое, и в итоге мы имеем двухцветную табличку.

Вариантов и технологий – великое множество. Каждый элемент – буква, логотип, персонаж – может быть объемным: хоть склеен целиком из пластика, хоть с помощью специальных профилей и опять же пластика. Ту же самую букву можно подсветить изнутри, в проект вывески можно ввести неон…

Если у вас голова идет кругом от всего этого разнообразия, стоит довериться профессионалам. Рекомендую запросить несколько вариантов технологий (плоский, объемный, световой), а в идеале – еще и у нескольких производителей.

Процесс значительно упростится, если у вас имеется готовый проект оформления фасада, к примеру, магазина – с размерами, проекциями и обязательно утвержденный в местном управлении городской архитектуры (во избежание проблем). Разнеся копии нужных страниц в пару-тройку фирм-производителей, запрашивайте цену изготовления, и делайте выводы, не забывая для страховки поглядеть на фотографии вывесок, уже изготовленных данной фирмой.

Как выбирать?

Вот имеется у вас, к примеру, список из полдюжины рекламных предприятий, делающих и вывески, и таблички, и еще много чего. Если Иван Иванович поручил вам заказать вполне конкретные вещи: десяток табличек на кабинеты, указатель на дальнем углу здания, да вывеску размером 0,4 х0,6 м – все просто. Поочередно звоните в каждую из фирм, даете конкретный запрос и потом сравниваете цены. А выбрав, смотрите образцы, согласовывайте макет, цвета и прочее.

Касательно серьезных, сложных вывесок рекомендую поступить иначе. Тут судить надо не столько по декларируемым ценам, сколько по реальным делам – в данном случае, по уже изготовленным вывескам.

Идете к любимому шефу и ненавязчиво интересуетесь, какие вывески в городе ему нравятся. Назовет он несколько объектов – хорошо, пожмет плечами – выбирайте на свой вкус. Добиваетесь аудиенции у директоров этих магазинов (кафе, ресторанов и т. п.) и, делая честные глаза, спрашиваете нечто вроде: кто ж это вам такую красивую вывеску-то сделал? Если вы навестили не ваших злостных конкурентов, нужную информацию, скорее всего, дадут. И еще: зачастую на рекламных вывесках где-нибудь сбоку имеется клеймо изготовителя – маленькая такая наклеечка с телефонами, – но вам и этого будет вполне достаточно.

Собрав агентурные данные, наносите визиты, общайтесь, смотрите фотоальбомы с работами агентств. Сравнивайте цены, в конце концов!

3. Вам поручили разместить рекламу в средствах массовой информации (СМИ)

Начинать здесь нужно не с изучения телефонного справочника, не с тех газет, журналов, ТВ– и радиоканалов, которые нравятся лично вам, а с понятия «целевая группа» (чуть раньше, в подразделе о рекламных агентах, я касался его определения). Главное – четко уяснить, до кого же вы хотите «достучаться» своей рекламой и, соответственно, какие СМИ могут вам в этом помочь.

Идеальный вариант – наличие результатов маркетингового исследования, проведенного специально для вашей фирмы, где черным по белому написано – кто ваш клиент, какого пола, образования, достатка и т. п. В противном (увы, самом распространенном) случае вам придется самостоятельно определяться с целевой группой, назадавав кучу умных вопросов руководству. Надеюсь, что итоговые результаты окажутся верными.

Если вы еще не имели удовольствия общаться с рекламными агентами, нынче самое время приглашать господ робингудов в гости. Берете телефонный справочник и смело звоните в редакции интересующих вас масс-медиа. Тверже голос, чтобы уверенность аж сквозила из трубки на другом конце провода! Вы рекламодатель, или кто?

Представившись, заявляете о своих возможных планах разместить рекламу в данном конкретном СМИ. Затем требуете прислать агента – для подробной консультации.

Пришлют, возможно, не все 100 %. Некоторые СМИ корректно предложат вам приехать в свой рекламный отдел, но от подавляющего большинства агенты приедут к вам быстрее, чем вы думаете. Рекламодателей на всех никогда не хватает, а тут реальный шанс!

Как правило, вольные стрелки прибывают во всеоружии: прайсы, экземпляры газет и журналов, разнообразная рекламная продукция, призванная убедить клиента в том, что именно данное СМИ – наилучший и потрясающе эффективный рекламоноситель.

Другое дело, что большинство газет вы видели в лучшем случае лишь на раскладках в киосках, а о радиоканалах слышали, но переключиться на данную волну все как-то недосуг было. Крепитесь: ближайшие несколько дней (а то и недель, если позволяют сроки) вам придется посвятить изучению и анализу СМИ, чтобы в итоге не ошибиться с выбором.

Конечно, если Иван Иванович торопит – мол, сегодня же надо разместить рекламу, – именно так и придется сделать. Только вот за результат никто не поручится, включая масс-медиа, получившие деньги за размещение. В итоге догадайтесь с одного раза, кто окажется виноватым, если реклама не принесет ожидаемого результата?

Поэтому скрупулезно примериваем рассматриваемое СМИ к вашей целевой группе. В нее, предположим, входят мужчины от 30 до 45 лет, с уровнем дохода выше среднего, имеющие собственное авто. Станут ли эти товарищи слушать по дороге на работу ваше любимое молодежное радио, крутящее какой-нибудь хип-хоп? Да ни в жизнь, их же три раза стошнит на протяжении одной песни! А вот, к примеру, шансон – вполне могут включить. И пусть вас в пять раз больше тошнит от шансона, чем их – от хип-хопа, где все-таки в итоге придется разместить рекламный ролик?

О собственных вкусах придется забыть. Работаем на целевую группу!

С газетами проводим ту же процедуру анализа и удивляемся: тиражи разные, расценки на рекламу – тоже, к тому же одни издания распространяются бесплатно, а другие – за деньги. Как не заплутать в этом газетном лесу?

Все опять-таки зависит от вашей целевой группы. Если вам нужна массовая аудитория – обращайте внимание преимущественно на тираж, если четко очерченный сегмент аудитории (те же автолюбители, к примеру) – на специализированные издания (или хотя бы с соответствующей рубрикой типа «автобизнес»).

Однако есть такая коварная штука, как «пустые контакты». К примеру, вашу рекламу автомобильных масел на первой странице популярной газеты увидят все читатели, а прочтут – только автолюбители. Те же граждане, у которых в данный момент автомобиля не имеется (и в ближайшем будущем не предвидится), лишь вяло взглянут на рекламу и перевернут страницу. Они и представляют собой эти «пустые контакты», и чем ниже процент таковых, тем лучше. Зачастую эффективнее задействовать специализированное издание с небольшим тиражом, чем популярную многотиражку с «размытой» аудиторией.

Важен и способ распространения газеты. Бесплатное распространение – штука хорошая, но если агент клятвенно утверждает, что газету вкладывают «в каждый почтовый ящик», а вы в своем ее не наблюдаете уже с полгода, то стоит призадуматься.

Бесплатные издания, разносимые по офисам, имеют порою не очень большой тираж, но несомненный плюс в том, что курьеры отдают их под расписку, что означает высокую вероятность попадания газеты с вашей рекламой в нужные руки. Кроме того, у печатных изданий, доставляемых в офисы, количество читателей автоматически увеличивается в несколько раз.

Большой тираж газет, распространяющихся через розничную торговлю, не должен вас сразу же обольщать: не всегда и не у всех газет и журналов тиражи распродаются полностью. Прогуляйтесь к ближайшему киоску за день до выхода оцениваемой газеты, и спросите – остался ли прошлый номер? Если нет, это хороший признак.

При необходимости сравнения стоимости рекламы в разных изданиях, можно просчитать цену за один контакт: стоимость размещения вашего макета в каждом из сравниваемых изданий делим на тираж. Размер макета во всех случаях должен быть один и тот же, вне зависимости от формата газеты. Цифры по каждому СМИ будут разные, и чем один контакт дешевле, тем лучше для вас (при условии, что по всем остальным параметрам издание также подходит для вашей целевой группы).

Какое из всех СМИ для нас является важнейшим? Ответить на этот вопрос несложно, если взглянуть на соотношение рекламных бюджетов телевидения и других видов рекламы – печатных СМИ, наружной рекламы, транспортной и т. д.

Телевидение – явный лидер! Именно сюжеты рекламных роликов являются определяющими для проводимых рекламных кампаний – идеи, слоганы, персонажи, используемые в ТВ-роликах, перекочевывают на щиты, календари, рекламные макеты в газетах и журналах, а звуковой ряд зачастую становится основой радиоролика. И очень редко происходит обратный процесс.

Почему? ТВ обеспечивает высокую узнаваемость рекламы (я имею в виду рейтинговые, популярные каналы – неважно, вещающие на всю страну или на конкретный регион, а отнюдь не хиленькое местечковое ТВ, которое смотрят в лучшем случае из-за местных новостей). Соответственно, велик шанс, что потребитель, узрев, к примеру, постер с рекламой вашего товара, почешет затылок и подумает:

– Э-э, да что-то подобное я неоднократно видел по телевизору. Так, и что эти парни хотят мне предложить?

Телевидение – рекламоноситель мощный, его аудитория велика, но и количество пустых контактов немало. К примеру, ненавистная мужской аудитории реклама прокладок и тампонов. Реагируют на нее по-разному – от «Как много на свете вещей, которые мне не нужны!» до «Зачем рекламировать по телевизору то, что я никогда не куплю?» – но бесспорно одно: все мужики, сидящие в момент показа ролика перед экраном телевизора – пустые контакты.

Но ведь рекламировали, рекламируют и будут рекламировать! Мало у какого производителя этих специфических гигиенических изделий доля рекламного бюджета на ТВ уступит доле рекламы, к примеру, в женских журналах (а уж там количество пустых контактов сведено до минимума).

Потому что аудитория телевидения стоит затраченных денег, окупая рекламные бюджеты. Я, помнится, когда впервые узрел расценки на рекламу ведущих российских телеканалов… нет со стула не упал, но дыхание на миг перехватило! А потом пригляделся к количеству телезрителей, разделил на него стоимость тридцатисекундного ролика – оказалось, что стоимость одного контакта значительно ниже, чем в газетах.

Замечу, что вся мощь ТВ-рекламы сработает (и имеет смысл), если ваш товар или услуга массового спроса и его без проблем можно купить в зоне вещания задействованного под рекламу телеканала. Или, если ваша цель (когда ролик носит имиджевый характер), чтобы о вас узнало максимальное количество народу.

Итак, первый плюс ТВ – массовость аудитории. Что еще?

Да то, что из всех масс-медиа только оно дает возможность показать товар в действии, разыграть перед потребителями маленький спектакль, придать неодушевленному товару черты, более характерные для человека, – доброту, веселость, удачливость и т. д. (аналогичными свойствами может похвастаться разве что реклама в Интернет, да и то не всегда)

В этом привлекательность рекламы на ТВ, и в этом же – сложность. Слабый, неинтересный ролик моментально отторгается потребителем и, что хуже, низкое качество рекламы подсознательно переносится на рекламируемый товар.

Соответственно, на изготовлении экономить не следует. Хотя, как ни прискорбно, директора фирм-рекламодателей воспринимают относительно спокойно лишь счета за трансляцию – прайс на размещение есть, скидки дали, надо платить, никуда не денешься. А вот сколько-нибудь серьезная сумма за изготовление рекламного телеролика повергает господ руководителей в тихий ступор – мол, подешевле надо, подешевле!

Если в вашем городе один-единственный местный телеканал – подружитесь с телевизионщиками, пусть они воспринимают вас как коллегу, как приятного в общении человека. А там, глядишь, и посоветуют чего полезного, идейку подбросят…

При наличии нескольких телеканалов стоит подыскать независимое агентство (студию), производящее качественные рекламные ролики. Вдобавок к изготовлению такие специалисты смогут обеспечить вам независимый подход к размещению – только проследите, чтобы работа шла по расценкам телеканалов (агентские скидки у них точно есть). Размещать вашу рекламу независимое агентство станет в оптимальное время, и в самых подходящих программах, а вот рекламные отделы телеканалов будут стремиться максимальную часть вашего бюджета разместить исключительно на «родном» ТВ (выводы делайте сами).

Подведем краткий итог: занимаясь размещением рекламы в СМИ, нужно придерживаться двух главных принципов:

– СМИ должно максимально воздействовать на целевую группу, на потребителей ваших товаров или услуг;

– цена размещения рекламы в СМИ должна быть адекватна охватываемой аудитории и прогнозируемому эффекту от размещения.

Качественный, запоминающийся ролик или макет, обоснованный график выхода рекламы и, что немаловажно, ваш неустанный контроль над процессом – вот слагаемые успеха вашей рекламной кампании!

4. Вам поручили заняться организацией участия вашего предприятия в выставке или ярмарке

Если подыскивать аналогии среди милитаристских терминов, выставки больше всего напоминают военные парады: стройные ряды блестят надраенными пуговицами, гремят фанфары, бьют барабаны, народ радостно машет платочками…

– И покупает, покупает, покупает! – добавит кто-то.

Если на ярмарке – то несомненно. Иначе зачем вы здесь?

Начнем с целей участия.

Для чего тратятся немалые деньги – на аренду сегмента выставочной площади, оборудование, раздаточные рекламные материалы, прочие выставочные атрибуты?

Организаторы выставок продают не квадратные метры, и не стендовые конструкции. Их товар – посетители выставки.

Именно здесь, на нейтральной территории, вы встречаетесь лицом к лицу с представителями той самой целевой группы, о которой так много говорилось раньше, именно на выставке у вас есть шанс познакомиться с новыми клиентами, наладить отношения и, возможно, подписать самый крупный контракт за свою карьеру.

Если ваш товар массового спроса, целью участия может быть непосредственная его продажа на ярмарке, как универсальной, так и специализированной (посвященной преимущественно конкретной товарной группе – продуктам питания, товарам легкой промышленности и т. п.).

Основной критерий выбора ярмарки – ее посещаемость. Если, к примеру, в вашем городе на сезонной ярмарке одежды-обуви народу – не протолкнешься, а на вещевом рынке в эти дни наблюдается некоторая вялость, то берите на заметку и название ярмарки, и ее организаторов (если, конечно, сфера вашей деятельности соответствует этому направлению). Не исключено, что участие в такой ярмарке поможет вашей фирме распродать месячный объем товара!

Выбирая ярмарку (выставку, впрочем, тоже, но там это проявляется не столь ярко), необходимо заблаговременно осведомиться у организаторов о наличии в списке участников ваших прямых конкурентов с аналогичным товаром или услугами.

Ежели таковых нет – распейте на радостях с оргкомитетом бутылку шампанского – когда еще так повезет? Но, вероятнее всего, конкуренты сыщутся. Хотя бы один.

Возможно, эти граждане совсем из другого города, и ваше присутствие тоже будет для них неприятным сюрпризом, но вам-то от этого не легче! На участие в ярмарке затрачивается некоторое количество денег, и ваш мудрый шеф считает, что они непременно окупятся. И на прибыль тоже рассчитывает – для чего же еще в ярмарке-то участвуют?

Если ассортимент и цены конкурентов вам примерно известны, прикиньте – насколько они смогут испортить вам торги (то ли более низкой стоимостью товара, то ли широким ассортиментом, то ли более высоким качеством продукции, то ли еще чем), а исходя из этого, принимайте контрмеры. Если же о конкурентах известно только то, что они таковыми являются – поступайте на свой страх и риск. И не спешите заранее пугаться – почти на всякий товар находится покупатель.

Субъективный пример.

На предновогоднюю ярмарку в нашем городе съехалось пятеро производителей-продавцов дубленок из разных регионов. Четверо уже были на наших ярмарках, и к присутствию конкурентов относились стоически, так как в итоге оказывалось, что выручкой довольны все.

Новички же подали заявку чуть ли не в последние дни, причем наш менеджер честно обрисовал им ситуацию с изобилием дубленок на ярмарке. Те подумали-подумали, и решили рискнуть.

После открытия экспозиции выяснилось, что у новоприбывших основная масса дубленок по 500–600 условных денег, при том, что у «старожилов» – по 200–300. В итоге первые два дня ребята ходили хмурые, ибо продажи шли вяло – народ в основном щупал, примерял, но отдавать кровно заработанные деньги не торопился. У «дубленщиков-старожилов» торг шел как обычно. Нормально шел.

Лед тронулся на третий, предпоследний день ярмарки – у фирмы, впервые приехавшей к нам, народ разобрал практически весь ассортимент. Оказалось, что зажиточная публика, сравнив качество дубленок за 300 и за 500, пораскинула мозгами, созрела и сделала выбор…

Ярмарка ярмарке рознь, и трудно прогнозировать результат, участвуя впервые. Однако качество товара, удачно подобранный ассортимент, конкурентоспособные цены и (важно!) бойкий, умеющий располагать к себе людей, стендист-продавец – все это фундамент успешного участия.

Как выбирать ярмарку, если несколько аналогичных мероприятий проводятся, скажем, в течение месяца?

Не пытайтесь искать в подобном совпадении глубокий скрытый смысл – скорее всего, у ярмарок разные организаторы, жестко конкурирующие между собой. Сравнивайте условия: количество дней ярмарки, место проведения, уровень посещаемости (если не были сами, то хотя бы опросите друзей и знакомых, посещавших предыдущие ярмарки), наконец, цены. Насчет последних – попробуйте поторговаться – ярмарка, как никак!

Вполне возможно, что скидку дадут. Скорее всего, небольшую – 5-10 %, но если оргкомитет готов с ходу сбросить от трети суммы и выше – еще раз взвесьте все за и против: у товарищей явно «горит» проект и они любыми путями пытаются набрать хоть мало-мальски пристойное количество участников. На участие в добротной, рейтинговой ярмарке скидок либо не дают вообще, либо дают с большой неохотой, после ваших длительных просьб и уговоров.

У каждого из организаторов нужно запросить список участников последней ярмарки аналогичного направления (или каталог, что лучше). Вы сразу увидите и количество участников, и направления их деятельности. Могут быть небольшие отклонения – кто-то подал заявку в последний момент и в каталог не попал, кто-то, наоборот, информацию разместил, но на ярмарку не прибыл.

На заключительном этапе, заполняя заявку-контракт, обратите внимание на дополнительное оборудование. Кроме стандартного комплекта, входящего в стоимость (чаще всего это стол и пара стульев), могут понадобиться стеллажи, прилавки, витрины и т. п.

В каталогах ярмарок информация обычно подается краткая (в длинные тексты никто вчитываться не станет, поверьте) – название предприятия, адрес, телефоны-факсы, веб-сайт, e-mail, направления деятельности, преимущества вашего товара. Все! Писать историю создания вашей фирмы и биографию директора не нужно, равно как и занудно расписывать весь ассортимент товаров.

На этом ваши обязанности, как рекламного менеджера, в большинстве случаев заканчиваются – если фирма участвует в ярмарке. А вот если в выставке…

В чем же отличие? На первый взгляд, все схоже – те же ряды экспомест, те же снующие посетители.

На ярмарке продают? Да, но если на специализированной выставке директору вашей фирмы, скажем, вдруг захочется приобрести некий выставленный товар, неужели вам его не продадут?

Разница – в поставленной задаче. Продать товар на выставке – дело хорошее, но задачи, стоящие перед фирмой, принимающей участия в выставке, куда серьезнее.

Если у участников ярмарки цель – продавать, продавать и еще раз продавать, то на выставках для экспонентов главное – продвижение своих товаров или услуг. Не сиюминутная прибыль (хотя, конечно, если дорогостоящий экспонат купят – это хорошо, чего уж там), а долговременное воздействие на целевую группу.

Еще вопрос: для кого проводятся выставки различных направлений? Отчего из года в год фирмы платят немаленькие суммы за участие и, в большинстве своем, не жалуются?

Ну что, примем участие в выставке?!

Вначале нужно сделать общий обзор, путем анализа специализированных сайтов, где размещены планы организаторов выставок и ярмарок на ближайшие полгода-год, отсортированные по времени и месту проведения, по городам и странам.

Выставки также сгруппированы по направлениям, так что отобрать нужные труда не составит. В вашем списке окажутся и узкоспециализированные проекты, четко подходящие к деятельности вашей фирмы, и выставки с расширенной тематикой, но включающие необходимые направления.

К примеру, берем выставки «Компьютер» и «Компьютер. Банк. Офис». Название первой подразумевает, что будут представлены преимущественно компьютерная техника, программное обеспечение и т. д. Во втором проекте, кроме этого, наверняка будут присутствовать экспозиции разнообразных банковских технологий и предложений для обустройства современного офиса. Кстати, пропорция экспозиций обычно определяется организаторами достаточно вольно – в зависимости от выставочной активности фирм того или иного направления. Таким образом, определить лишь по названию, в какой из выставок лучше принять участие, практически невозможно.

При выборе выставки нужно исходить из поставленных задач.

Перво-наперво отбираем выставки по региональному признаку, определившись со следующими вопросами. Ваша фирма работает только в своем регионе? Если нет, какие из регионов внутри страны наиболее перспективны для продвижения товаров и услуг? Интересуют ли зарубежные выставки?

Естественно, что за подробными консультациями вам придется обратиться ко всезнающему руководству. После того, как шеф растолкует вам, выставки в каких регионах представляют для фирмы интерес на ближайшие полгода-год, самое время заняться сбором информации.

Не имеет значения, сколько выставок вам придется прорабатывать – одну, две, или десять. Алгоритм неизменен: запрашиваете у оргкомитета нужную информацию, обрабатываете и сравниваете данные, затем делаете первичные выводы и несете шефу на утверждение – участвовать в десяти выставках, в двух, или вообще ни в одной.

Если речь идет о выставках, проводимых в вашем городе, нанесите личный визит в оргкомитет. У организаторов из других городов проще запрашивать информацию по e-mail, но, в конце концов, сгодится и факс, и обычная почта.

Запрашивайте следующее:

1. Информационное письмо по интересующей вас выставке, содержащее полное название, статус выставки (международная, межрегиональная и т. д.), время и место проведения мероприятия, возможные формы участия, цены на них и условия оплаты;

2. Заявку-контракт (ее запрос вас ни к чему пока ни обязывает – до тех пор, пока она не заверена подписью вашего директора и печатью фирмы);

3. Список участников последней выставки (обычно – прошлогодней), желательно – с краткими направлениями деятельности; идеальный вариант – каталог, в бумажном или электронном варианте;

4. Список участников нынешней выставки (те, кто на момент вашего запроса подписал заявку-контракт).

Здесь следует уточнить, что если вы обратились в оргкомитет, скажем, за полгода до начала мероприятия, полноценного списка экспонентов вполне может и не быть. Это никоим образом не характеризует выставку с худшей стороны, просто сказывается наш менталитет – решать все вопросы в последний момент.

5. Общий план здания, где проводится выставка и схему расположения экспомест (с указанием их площади в квадратных метрах), где отмечены места, забронированные другими участниками;

Если вы опять-таки обратились заблаговременно (например, для составления перспективного плана на год), запросите схему прошлой выставки – если, конечно, она проводилась в том же помещении, что и нынешняя.

6. Пресс-релиз по прошлой выставке, в котором приведены ее основные характеристики: количество предприятий, в том числе приехавших из других регионов и стран, общая площадь экспомест, отзывы участников, количество посетителей и их статус (занимаемая должность, самостоятельность в принятии деловых решений) и т. д.

К данному документу нужно подходить критично – составляли-то его лица заинтересованные. Если есть возможность, сделайте пару-тройку звонков участникам прошлой выставки и задайте вопросы об уровне выставки непосредственно им. Только не вздумайте звонить конкурентам, а если уж звоните, то хоть не представляйтесь настоящим названием фирмы, а то вам могут та-а-кого наговорить!

При обработке полученной информации перед вами наверняка возникнет вопрос: какую площадь экспозиции брать за основу для расчета стоимости участия?

Все зависит от того, что именно вы хотите расположить в экспоместе. Если парочку небольших стендов и информационные материалы (прайсы, буклеты, листовки и т. п.) – вполне достаточно 4 м2 (кабинка 2 х 2 м) или такой формы участия, как «рабочее место» (включает в себя порядка 2 м2 необорудованной площади, стол и 1–2 стула).

Если же в экспоместе планируется ставить образцы продукции, офисную и компьютерную технику, оборудовать кабинку для переговоров – тут нужно считать, чертить, еще раз считать, проверять и перепроверять. Ведь в случае «недобора» выставочной площади представителям вашей фирмы придется работать в тесноте, толкаясь между стеллажами, чтобы пройти к нужному образцу. «Перебор» менее страшен, просторная экспозиция вряд ли кому помешает, но ведь каждый квадратный метр стоит денег, и немалых! Поощрит ли ваш шеф такие вольности? Сомневаюсь.

При указании цены за 1 м2 организаторы обычно разделяют стоимость оборудованной и необорудованной площади.

Под оборудованной подразумевается «кабинка», состоящая из трех стеновых панелей (если экспоместо угловое – то из двух), а с открытых «лицевых» сторон имеющая только фризовые панели, на которые наносится название вашей фирмы (самоклеющейся пленкой; стандартным шрифтом и цветом, определенными оргкомитетом). Конструкция состоит из металлических профилей, как вертикальных (обычно 2,5 м), так и горизонтальных (ширина 1 м). Внутри этих профилей крепятся стендовые панели из пластика (в провинции панели могут быть из крашенного в белый цвет ДВП). В стандартную комплектацию также входит ковровое покрытие (стандартного цвета) имеется электророзетка (если надо больше одной штуки – лучше сразу оговаривать с оргкомитетом) и пара точечных светильников.

В стоимость оборудованной площади также входит комплект мебели, причем у разных организаторов он может отличаться. Стол и пару стульев вам предоставят точно, кое-где в стоимость входят прилавки и стеллажи. В этом плане стоит внимательно изучить информационные письма организаторов – там все должно быть написано. Если возникают вопросы – не стесняйтесь звонить и спрашивать.

Необорудованная выставочная площадь полностью отвечает своему наименованию – скорее всего, вас обеспечат только ковровым покрытием, и то потому, что оргкомитет опасается, как бы вы не повредили пол (а если в помещении, где проводится выставка, положен паркет – то тем более).

Фирмы, заказывающие необорудованную площадь, обычно имеют собственные сборно-разборные конструкции, легко монтируемые и превращаемые в законченного вида экспоместо. Может быть, вам поступить таким образом? Кажется, простая арифметика: экономим на аренде выставочного оборудования и за эти средства покупаем собственные конструкции… Но не все так просто!

Вглядываясь в расценки на участие, вы с удивлением замечаете, что необорудованная площадь стоит не намного дешевле оборудованной – примерно на 15–20 % (возможны варианты).

И происходит это совсем не потому, что организаторы страстно желают содрать с вас денежки за аренду собственного оборудования. Выставка (равно как и ярмарка) – комплексный проект, в затраты по которому входят аренда помещения, охрана, освещение и многое другое. А главный продукт – посетители (попробуйте, соберите в одиночку такую уйму народа за цену, оплаченную за участие!), которых организаторы зазывают на выставку всеми мыслимыми и немыслимыми способами, ведь рекламная атака в масс-медиа стоит очень дорого! А еще среди затрат – рассылка приглашений, размещение рекламных щитов по городу, личные рекомендации прийти для VIP-персон, организация открытия выставки (обычно это происходит с участием представителей местной власти) и многое другое.

В этом списке стоимость аренды выставочного оборудования занимает далеко не первое место. Отсюда и соотношение цен на оборудованную и необорудованную площади.

Какие еще пункты из условий участия могут вас озадачить?

К примеру, организационный взнос.

Оргвзнос – фиксированная сумма, оплачиваемая каждым из участников выставки, вне зависимости от площади экспоместа – заказывай хоть 6, хоть 60 м2, оргвзнос будет одинаковым. Он условно включает в себя частичку общих затрат оргкомитета – на рекламу всей выставки, на издание и распространение каталога, на уборку проходов и другие затраты, необходимые для функционирования выставки. Так что оргвзнос платить придется, да и сумма, если честно, не такая уж большая по сравнению с общими затратами фирмы на участие в выставке.

О каталоге. При уплате вами оргвзноса стандартная информация о вас (название, логотип, реквизиты, текст объемом примерно в 150 слов) размещается бесплатно. Редактирование смысловой части текста – целиком ваша забота, оргкомитет лишь в точности воспроизведет в каталоге предоставленную информацию, разве что грамматические ошибки корректор исправит.

Нужно ли брать дополнительные рекламные полосы в каталоге (за дополнительные деньги, разумеется)? Если вам есть на чем сделать акцент – берите, и лучше цветные – больше возможностей для дизайнера при подготовке макета и сильнее эффект. Поэтому при подготовке общей сметы затрат по участию в выставке смело вписывайте цветной рекламный блок в каталоге. Вычеркнет этот пункт ваш шеф – не унывайте, в следующий раз, может, и не сэкономит.

За что с вас, судя по информационному письму, должны брать деньги, но вряд ли возьмут?

Все то, о чем я вам сейчас расскажу, базируется как на субъективном опыте (моем и коллег), так и на твердой и незыблемой аксиоме насчет того, что, как ни крути, а участников на все выставки все равно не хватит. Вот организаторы и борются за ваши симпатии, уступая порой в мелочах, но достигая главной цели – участия вашей фирмы именно в их выставке и, соответственно, поступления ваших денежек именно на их расчетный счет.

В провинции, как водится, с нужным количеством участников всегда больший напряг, чем в столице. Соответственно, на крупных, давно зарекомендовавших себя выставках, с вас возьмут по полной программе, и не почешутся. А в неизбалованной провинции магическая фраза – «у меня, кроме вашей выставки, есть аналогичные предложения из таких-то городов», – производит, как правило, требуемый эффект: уж если скидку не получите, то от «лишних» затрат по целому ряду пунктов точно избавитесь.

Итак, относительно чего стоит поторговаться с организаторами выставки:

– наценка за угловое расположение вашего экспоместа (порядка 20 %)

Если ваша экспозиция лучше просматривается при двух открытых сторонах, чем при одной – лучше в общем ряду застолбить место на углу. Самое интересное здесь то, что господа организаторы, монтируя угловое экспоместо, расходуют стендовых панелей и профилей меньше, а денег хотят получить больше. Но это, если не принимать в расчет, что главным «товаром» организаторов являются не стендовые панели, а посетители.

– наценка за право выбора вами конкретного экспоместа

Иначе говоря, стой там, где тебя поставили, что ли? Не-е-т, именно вот здесь должно располагаться экспоместо нашей фирмы, а иначе – не видать вам наших денег, как своих ушей!

Расположение экспоместа имеет принципиальное значение на крупных выставках (там ведется жесткая борьба за лучшие места, отсюда и берет свое начало данная наценка), а также в помещениях с одним входом-выходом. Действительно, станешь в дальней стороне – некоторые особо ленивые граждане и вовсе не дойдут до твоего медвежьего угла!

На небольших выставках (до 1000 м2), и при наличии двух потоков движения посетителей расположение экспомест практически не играет роли. Разве что в помещении есть различного рода закутки – туда, конечно, становиться не рекомендуется.

– доплата за размещение рекламного банера (на территории выставки, но вне вашего экспоместа)

Ну, на закупленной-то квадратуре вы можете развешивать что угодно – вплоть до портретов любимого шефа размером 2 х 2 м. А как быть, если приглянулось местечко на пустой стене возле входа или еще где-нибудь? Смотрите по ситуации: чем больше организаторы заинтересованы в вашем участии, тем скорее они дадут бесплатное разрешение (если, конечно, на это место еще не выстроилась очередь). Вам разве что монтажникам дополнительно заплатить придется, да и то не всегда.

Существуют еще мелкие дополнительно-неожиданные затраты, как-то: лишняя пара бейджиков, подробная надпись на фризе экспоместа (стандарт – до 15 знаков, все остальное – за дополнительную плату), добавочный экземпляр каталога и т. п. Тут не мелочитесь – платите, это не тот порядок затрат, чтобы выпрашивать скидку или дармовую услугу. Если уж экономить, то по-крупному…

Конец ознакомительного фрагмента.