Вы здесь

Настольная книга для мальчиков 21 века. Глава 2. Учеба – залог успеха (А. Дронов, 2013)

Глава 2

Учеба – залог успеха

Эту фразу ты слышал столько раз в своей жизни, что она, скорее всего, давно уже тебе надоела. Тебе кажется, что взрослым просто хочется заставить тебя сесть за учебники. Конечно, тут ты прав, им и правда этого хочется! Но не потому, что они такие вредные. Дело в том, что с высоты своих лет твои родители и учителя понимают, что если сейчас ты не будешь хорошо учиться, то в будущем не получишь хорошего образования и, следовательно, не добьешься успеха в жизни, не построишь карьеры и т. д. Одно из другого вытекает, но в основе всего – твой настоящий день, который ты наполняешь поступками и делами. И в твоих силах сделать так, чтобы эти поступки были правильными и в будущем принесли хорошие результаты. И на первый план тут, конечно, выходит учеба.

Тренировка мозгов

Нельзя достичь цели, не потратив своего времени и сил. Прежде чем победить на Олимпиаде, спортсмены долго и упорно тренируются. А ведь мозг точно так же нуждается в тренировке, как и мускулы! Академиками не рождаются, ими становятся, а это значит, что у каждого из вас – у тебя и твоих товарищей! – есть шансы многого добиться, научиться всему тому, что вам интересно, что может стать главным делом вашей жизни. Но именно поэтому и надо хорошо учиться в школе: чтобы получить базовые знания по всем основным предметам и выбрать те из них, которые наиболее тебя привлекают. Их ты будешь изучать более углубленно в вузе.

Разумеется, я прекрасно понимаю, что далеко не все школьные предметы интересны тебе. Да что там, некоторые – откровенно скучны. Ты думаешь, что незачем изучать то, что никогда тебе не пригодится в жизни. Но во-первых, ты не можешь точно знать, что тебе понадобится в будущем, а что нет. Сам знаешь, в какое время и в какой стране мы живем – экономическая ситуация нестабильна, все меняется так быстро, что людям постоянно приходится приспосабливаться к новым условиям. Возможно, ты еще не раз поблагодаришь школу за те знания, которые сегодня не желаешь получать. Ну и, кроме того, учеба – это тренировка для твоих «серых клеточек», как говорил незабвенный Эркюль Пуаро. Надо постоянно заставлять мозг работать, развивать свои творческие и аналитические способности, тренировать память. Это очень полезно – результат, конечно, будет не мгновенным, но зато постоянным.

Ты можешь возразить: незачем тратить время и энергию на то, что не нравится, ведь можно вместо этого заняться по-настоящему интересными предметами. У каждого из нас есть свои предпочтения, и ты, скорее всего, уже понял, что тебе ближе – это может быть литература, математика, рисование или ботаника. Все это прекрасно, и здорово, что ты можешь развивать свои таланты самостоятельно: читать книги русских и зарубежных классиков, рисовать пейзажи, решать на досуге трудные задачки или собирать гербарий. Но все-таки это не повод забрасывать все остальные школьные предметы. Да, они тебе не нравятся, ну и что? Зато они развивают твой кругозор, повышают эрудицию и вырабатывают многочисленные полезные навыки: учат анализировать факты, запоминать большой объем информации, считать в уме и т. д. Опять же, возвращаясь к сравнению с тренажерным залом: когда ты «качаешь тело», ты же не только приятные упражнения выполняешь? Нет, ты делаешь все, что потребует от тебя инструктор, в том числе неприятные тебе приседания или прыжки. А все потому, что ты и сам понимаешь, как это действует: только совокупность всех упражнений даст хороший результат. В учебе – то же самое. Нельзя отвергать что-то только потому, что это тебе не по душе. Учиться – нелегкий труд, но ты справишься. Во-первых, школьная программа дает лишь то, что человеческий мозг способен усвоить. А во-вторых, ты ведь не спасуешь перед трудностями?

Помни, что учеба – это не огромная глыба знаний, к которой никак не подступишься, скорее, это долгая дорога, ведущая в гору. Если думать о том, как много знаний предстоит получить, то становится страшно и руки сами собой опускаются. Поэтому относись к учебе как к каждодневному обязательному труду. Если огромное дело разделить на несколько маленьких, то уже не страшно, правда? Выполненное домашнее задание, изученный параграф – это звучит нормально, а ведь параграф за параграфом, и глядишь, ты уже освоил большую и серьезную тему, а там – и весь учебник! Знаешь известную русскую пословицу «Глаза страшатся, а руки делают?» – это как раз твой случай!

«Железный характер – или податливый пластилин?»

ТЕСТ

Чтобы хорошо учиться, нужны не только способности, но и сила воли. Ведь так хочется все бросить, когда не получается решить задачку или выучить пример! И только сила воли помогает держаться, доводить дело до конца, добиваться положительного результата. Человек, лишенный силы воли, не способен ни хорошо учиться, ни выйти в лидеры, ни стать спортсменом. Ведь он любое дело бросает на полпути, проигрывает, даже не начав сражения.

Этот тест покажет, обладаешь ли ты силой воли. Честно ответь на все вопросы, за каждый утвердительный ответ ставь себе один балл.

1 Ты пообещал родителям помочь им по дому, но ребята зовут тебя на улицу играть. Ты останешься дома и выполнишь обещание?

2 У тебя нет денег, но очень хочется мороженого. Ты будешь просить денег у родителей или друзей по школе до тех пор, пока не получишь лакомство?

3 Ты решил бегать по утрам, но наступило утро, тебе так хочется спать. Ты все равно встанешь и начнешь пробежку?

4 Ты оставил для сестренки (друга, мамы) конфетку, но она такая вкусная и тебе так хочется ее съесть самому. Ты устоишь перед соблазном и подаришь конфетку тому, для кого ее берег?

5 Тебе надо сделать домашнее задание, но по телевизору идет интересный фильм. Ты все равно сядешь за уроки?

6 Ты решил рано вставать. В выходные можно поспать подольше, но ты все равно встанешь так же рано, как в будни?


Проверь свой результат.

6 баллов — ты обладаешь такой силой воли, словно ты не живой человек, а робот. Это помогает тебе в учебе, но ведь есть еще и простые радости, и не стоит превращать свою жизнь в испытание. Нужно уметь и расслабляться.

4–5 баллов — у тебя очень хорошая сила воли, ты умеешь противостоять соблазнам, но в то же время не забываешь и о веселье. Молодец, продолжай в том же духе!

1–3 балла — у тебя довольно слабая сила воли. Конечно, если родители проконтролируют тебя, то ты все сделаешь, но у самого не хватит решительности и силы характера. Тренируй силу воли, пригодится!

0 баллов — все просто, силы воли у тебя нет совсем. Как ты думаешь, можно уважать человека, который никогда не держит слова, даже данного самому себе?

Правильная организация времени

Еще одно составляющее твоего успеха – грамотно спланированный день. Ты считаешь, что это ерунда? Нет, это очень важный момент. Сам подумай, ведь каждый день тебе приходится справляться с массой дел: учиться (а ведь это несколько разных уроков!), готовить домашнее задание, помогать родителям, посещать спортивную секцию или творческий кружок, общаться с друзьями, играть в компьютерные игрушки или «гулять» по Интернету, смотреть телевизор, выгуливать любимую собаку… Думаю, к этому списку можно добавить еще немало пунктов. И все это как-то надо уложить в один световой день! Непростая задача для школьника.

Разумеется, из-за обилия разнообразных дел не всем из них ты уделяешь равное внимание, что-то выходит на первый план, другие же дела отходят в тень, выполняются очень плохо, а то и вовсе «забываются». И скажи честно, всегда ли для тебя самым важным оказывается то, что нужно сделать, например, помочь бабушке (потому что обещал), убрать комнату, дополнительно позаниматься математикой? Скорее всего, если у тебя есть выбор, ты предпочтешь погонять на роликах с друзьями или поболтать с подружкой в Интернете, а вовсе не потратить это время на скучное домашнее задание. Что ж, так ведут себя все дети, ведь им незачем думать о своем будущем, за них это делают родители. Первый признак взросления человека – проявление сознательности. Как только ты поймешь смысл слов «надо», «необходимо», «нужно» и научишься отделять по-настоящему важные вещи от сиюминутных пустяков, когда на первое место у тебя выдвинется не «я хочу», а «я должен», – все, можно будет с уверенностью сказать, что ты вырос, ты уже не ребенок, а сознательная личность.

Но пока ты растешь, родители все время будут напоминать тебе о том, что ты должен сделать, приучая тебя к порядку и дисциплине. Однако это вовсе не значит, что ты сам можешь расслабиться и плыть по течению – в твоих силах организовать свой день таким образом, чтобы в нем сочетались важные дела с приятными. Для этого воспользуйся нашими советами.

Итак, составляя расписание на день, учти следующие моменты.

1) Определись с количеством уроков: если задали очень много, отведи на выполнение задания побольше времени.

2) Старайся выполнять задание в тот же день, когда тебе его задали в школе: в этом случае в твоей голове еще будут свежи воспоминания об уроке, и ты точно ничего не забудешь и не перепутаешь.

3) Лучше всего делать сначала самые сложные и трудоемкие задания, оставив легкие и приятные упражнения «на десерт».

4) Никогда не откладывай домашнее задание на «после гулянья с ребятами» или «после фильма». Как правило, после приятной прогулки или вечера у телевизора твоя голова будет заполнена другими мыслями, и тебе будет очень трудно заставить себя работать.

5) По этой же причине не стоит оставлять уроки на очень позднее время: усталость помешает тебе как следует сосредоточиться, и ты все сделаешь «тяп-ляп».

6) Не отвлекайся на другие дела во время выполнения домашнего задания, однако и не сиди над учебниками без перерыва несколько часов подряд. Идеальный вариант – каждые два часа давать себе небольшой отдых, выполняя какое-то другое, более приятное дело (можно сделать зарядку, поиграть с котенком, полить цветы в доме, позвонить другу, проверить почту в Интернете и т. д.).

7) Не позволяй себе растягивать выполнение домашнего задания на весь день. Будь собранным, делай все в темпе, ведь помимо уроков тебе еще много чего надо успеть!

8) Не начинай сразу два или несколько дел одновременно – так ты ничего толком не сделаешь. Сначала доведи до конца одно дело и потом только берись за другое. Для этого тебе и нужен план действий на день.

9) Если ты чувствуешь, что ничего не успеваешь, начни наблюдать за собой и фиксируй все, что ты обычно делаешь за день. Так ты сможешь понять, куда и на что уходит твое время. С этим уже можно работать.

10) Разумно оценивай свои силы и возможности: если на день уже запланированы серьезные дела (контрольная по математике, тренировка в спортивной секции, визит к врачу и т. д.), то не добавляй к этому списку новые трудные и энергоемкие занятия – например, чистку ковров во всем доме или свидание с девочкой. Перенеси эти дела на другой день.

11) Экономь свое время и силы: чтобы тебе не пришлось тратить на уборку своей комнаты по три часа каждую неделю, просто содержи свои вещи в порядке, регулярно вытирай пыль и подметай пол. И тогда генеральная уборка не займет у тебя более получаса. То же самое относится к утренним сборам: чтобы сэкономить время, подготовь все свои вещи и собери портфель с вечера. Тогда тебе останется только позавтракать, и можно идти в школу.

12) Вноси в свой распорядок и те дела, которые пообещал сделать: если дал слово родителям выкинуть мусор, то будь добр сделать это, сказал бабушке, что придешь в гости, обязательно приди. Обещания нужно выполнять.

13) На выполнение уроков и на путь до места назначения (школы, секции) оставляй чуть больше времени, чем нужно, потому что могут возникнуть разные непредвиденные события. Например, задание по математике окажется сложнее, чем ты думал. Или по какой-то причине прямая дорога до школы будет перекрыта и придется идти обходным путем. Имея время в запасе, ты всегда и все будешь успевать к сроку.

14) Если составил себе план на день, соблюдай его, не ленись. Это нужно не твоим родителям и учителям, а тебе. Так что относись к этому вопросу ответственно.

Что должен включать в себя распорядок дня школьника? Вот тебе примерный образец, естественно, только ты сам можешь «подогнать» его под себя, скорректировав время и добавив свои интересы и увлечения.

● 7.15 – подъем.

● 7.20 – умывание, зарядка.

● 7.45 – завтрак.

Одежда готова, портфель собран, нужно только одеться и можно идти в школу.

● 8.30 – начало занятий в школе.

● 13.30 – окончание занятий.

Разумеется, в твоей школе может быть другое расписание, поэтому наш образец и является примерным, а не точным.

● 14.00 – обед дома.

● 15.30 – тренировка или занятия в творческом кружке.

● 17.30 – время для выполнения домашнего задания.

● 19.00 – отдых (прогулка с друзьями, Интернет, компьютерные игры).

● 20.00 – ужин.

● 20.40 – чтение или, при необходимости, повторение домашнего задания.

● 22.00 – отбой.


Ложиться позже не рекомендуется, ведь твоему растущему организму требуется 8–10 часов полноценного сна для восстановления здоровья и «подзарядки» жизненных сил.

Учитель – друг, а не враг

Ученикам часто кажется, что учителя относятся к ним несправедливо, придираются, не любят их, хотят обидеть. А как иначе объяснить тот факт, что одним ребятам они ставят все время пятерки и четверки, а другим – сплошные тройки? Конечно же, их пристрастностью и необъективностью!.. Но так ли это на самом деле? Когда учителя выставляют оценки ученикам, они руководствуются реальными фактами: если мальчик знает урок «назубок», если девочка отлично справилась с контрольной, то и баллы им поставят самые высокие. А лоботрясу и лентяю, ни разу не открывшему учебник, разве можно поставить пятерку? За что, за какие такие знания? Если ученик не желает учиться, пропускает занятия, не делает домашнее задание и ведет себя на уроках, как Петрушка, то и оценки у него будут самые низкие. И никакой обиды тут и быть не может: что заслужил, то и получил. Так что в следующий раз, прежде чем обвинить учителя в том, что он несправедлив к тебе, задумайся – не ты ли сам виноват? И если дело все-таки в тебе, то попробуй решить проблему своими силами.

Хорошие отношения с учителями очень важны. Тебе еще долго учиться в школе, и от оценок в немалой степени зависит твое будущее: во-первых, они являются реальным отражением твоих знаний, ведь чем лучше ты усваиваешь материал, тем успешнее отвечаешь и пишешь контрольные, и следовательно, тем выше твои баллы. А во-вторых, чем больше хороших отметок в твоем аттестате, чем лучше твои оценки на ЕГЭ, тем проще тебе будет поступить в вуз. Это если говорить о твоем будущем.

Но также важно и твое настоящее: если ты ладишь с учителями, то и учиться тебе легче и приятнее. К трудному и «ершистому» ученику относятся настороженно, ему не делают поблажек, не верят на слово и т. д. А если учитель хорошо к тебе относится, считает тебя способным и талантливым, то тебе будет проще проявить себя, раскрыть свой творческий и интеллектуальный потенциал, самореализоваться. Так что, с какой стороны ни посмотри, получается, что с учителями нужно быть в контакте. Как этого добиться? Прислушайся к нашим советам.

1) Уважай учителей. Веди себя корректно, не допускай хамства ни в словах, ни в поведении. Помни, что учителя – не твои друзья, они не поймут приколов и не развеселятся от твоих шуток, к тому же чувство юмора у вас может быть разным, и то, что смешно тебе, вполне вероятно, покажется оскорбительным твоим преподавателям. Не занимайся на уроках посторонними вещами, ведь уважение – это внимание к учителю и к предмету, который он объясняет. Конечно, тяжело все время слушать и ни на что не отвлекаться, но постарайся не выключаться из процесса, не надо демонстрировать учителю пренебрежение и отсутствие интереса к тому, что он говорит.

2) Ответственно относись к поручениям учителей, выполняй данные обещания и не обманывай. Так, если ты пообещал к завтрашнему дню подготовить небольшой доклад, обязательно это сделай, ведь на тебя рассчитывают. Если ты по какой-то объективной причине не сможешь выступить завтра (тебе надо к врачу, поэтому времени на подготовку доклада не остается, или тебе уже задали реферат по другому предмету), то объясни учителю ситуацию, он поймет и не будет тебя нагружать. Он просто попросит выступить другого ученика. Главное, будь честным. По возможности, помогай учителям, если они об этом просят.

3) Не испытывай учителей «на прочность», не досаждай им и не вреди. Помни, что учителя – такие же люди, как ты и твои друзья, они во многом похожи на твоих родителей, и у них тоже есть семья, увлечения, они так же страдают и радуются. В общем, они не железные роботы, а люди с эмоциями, чувствами и желаниями. Тебе только кажется, что они спокойно относятся к выходкам учеников. На самом деле, они очень переживают, просто не показывают этого. Постарайся вести себя более сдержанно, не стоит лишний раз заставлять учителей нервничать, ведь это не идет на пользу их здоровью.

«Под лежачий камень вода не течет»

ТЕСТ

Этот тест поможет тебе понять, насколько ты активен в жизни и способен ли ты побороть свою лень. Отвечай на все вопросы без раздумья, за ответ «Да» ставь себе 2 балла, за ответ «Иногда, если нет другого выхода» – 1 балл, за «Нет» – 0 баллов.

1 Ты голоден, но вся посуда грязная. Ты не сядешь есть, пока не перемоешь всю посуду?

2 Ты обещал маме в выходные сделать генеральную уборку в своей комнате. Ты сделаешь все в субботу, чтобы полностью освободить от неприятного дела воскресенье?

3 Ты хочешь надеть на праздник любимую рубашку, но на ней грязное пятно. Ты тут же постираешь любимую вещь, чтобы надеть именно ее?

4 Вам задали большое домашнее задание, и хотя ты точно знаешь, что тебя завтра не спросят, ты все равно его сделаешь?

5 Ты ждешь в гости друга, но в комнате у тебя беспорядок, на столе горы бумаг, дисков, книжек. Ты обязательно все разберешь к приходу гостя?

6 Дома ты обнаружил, что забыл записать домашнее задание. Ты сразу же позвонишь приятелю, чтобы узнать, что вам задали?

7 Ты очень устал после школы и тренировки, а мама просит тебя помочь ей вымыть стол и полы в кухне, потому что она хочет напечь тебе пирожков. Ты с радостью помогаешь ей?

Проверь результат.

Если ты набрал 10–14 баллов, то ты активный, полный сил и энергии, решительный человек. Иногда, конечно, тебя, как всякого нормального человека, охватывают приступы лени, но ты знаешь, как с этим бороться. Молодец, ты сам себе хозяин!

У тебя 6–9 баллов – ты предпочитаешь плыть по течению, как бревно, и только изредка проявляешь интерес к происходящему. Так, если тебе очень сильно чего-то хочется, ты будешь этого добиваться. Так бы и во всем остальном! Помни, что ты сам делаешь свою жизнь. Не будь таким пассивным, иначе все пропустишь!

Твои 0–5 баллов говорят о том, что ты и есть тот самый «лежачий камень», под который «вода не течет». Жизнь идет мимо тебя, потому что ты настолько ленив, что не берешь даже то, что само в руки плывет. Включайся, начинай действовать, пока не поздно!