Вы здесь

Настольная книга для мальчиков 21 века. Глава 1. Школьная жизнь (А. Дронов, 2013)

Эта книга адресована всем мальчишкам, которые только входят во взрослую жизнь и потому многого еще не знают. Им хочется получить ответы на свои очень важные вопросы, разобраться в окружающем мире и самих себе, научиться улаживать конфликты и понимать девчонок. Это период взросления, изучения вселенной и собственной индивидуальности, и мы надеемся, что наша книга сыграет роль советчика и подскажет им, как нужно себя вести и что делать в разных жизненных ситуациях.

Глава 1

Школьная жизнь

Казалось бы, еще вчера ты ходил в детский сад и бегал с приятелями во дворе, не задумываясь ни о чем серьезном, а сегодня уже идешь в школу, и на уме у тебя не игрушки и мультики, а уроки и новые школьные знакомые. Ничего в тебе самом не изменилось – ты все тот же, и родители те же, но ты сделал первый шаг из детства во взрослую жизнь, ты стал старше, и жизнь твоя уже никогда не станет прежней. Но ведь это хорошо! Тебе предстоит узнать столько нового, многому научиться, завести немало интересных знакомств, и в том числе с ребятами в твоем классе.

В этой главе мы поговорим о том, как строить отношения с одноклассниками.

Каждый коллектив складывается из отдельных личностей, поэтому поначалу вам всем придется привыкать друг к другу, учиться ладить, да и потом, когда вы получше узнаете друг друга, нужно будет соблюдать определенные правила взаимодействия, то есть, если говорить компьютерным языком, «по умолчанию» вести себя, как принято у вас в классе. Это не значит, что ты должен будешь строить из себя человека, которым не являешься на самом деле, вовсе нет; но какую-то роль играть все же придется. Это не страшно: на самом деле все люди время от времени «примеряют маски», ведь быть одинаковым всегда и везде попросту невозможно. Сам подумай – ведь с мамой и папой ты общаешься совсем не так, как с приятелем, друзья видят в тебе «своего парня», для бабушки ты – маленький внучок, для младшей сестрички – умный старший брат. Ты всегда разный, и меняешься ты в зависимости от ситуации и людей, тебя окружающих. И не ты один – все мы в той или иной степени «хамелеоны» (знаешь этих забавных ящерок, которые меняют цвет, приспосабливаясь под окружающую среду?). Так что и в классе ты будешь вести себя в соответствии с собственными жизненными установками и ожиданиями одноклассников. Это что-то типа игры – сценарий уже написан, и в нем для каждого ученика есть своя роль, и каждому найдется место в коллективе. И каким оно будет – во многом зависит от тебя. Ты можешь стать лидером или предпочесть роль ведомого… но в любом случае в стороне ты не останешься.

Из гусениц – в бабочки

В классе – впрочем, как и в любом другом коллективе – всегда можно выделить несколько условных групп. Во-первых, это лидеры, вожаки. Как правило, их не очень много – один или два человека, и узнать их очень просто: они ведут себя уверенно, и окружающие так или иначе к ним прислушиваются. Я не случайно сказал «так или иначе». Дело в том, что лидеры могут быть формальными, то есть выбранными учителями, и неформальными, то есть теми, кого выделяют сами ребята. В первом случае это могут быть: староста класса, командир отряда, отличник, общественный активист, – то есть мальчик или девочка, которые хорошо учатся, примерно себя ведут, занимаются общественной работой в классе, ходят на общешкольные сборы и являются любимцами учителей. Не всегда таких лидеров любят в классе, сам знаешь, как могут задаваться «учительские любимчики». Неформальные же лидеры пользуются авторитетом у одноклассников, и нередко ими становятся ребята, не проявляющие особых талантов в учебе и не рвущиеся к власти. Однако, не являясь ни старостами, ни командирами, они тем не менее активно влияют на жизнь класса, и даже руководят ею. Так, авторитетный троечник может повести за собой класс, тогда как у отличника это не получится. Узнать неформального лидера так же легко, как формального, нужно только обратить внимание на поведение ребят в классе – тот парень (или девочка, почему нет?), к мнению которого все прислушиваются, и будет «искомым объектом».

Куда более многочисленную группу составляют так называемые «хорошисты». Здесь речь идет не об оценках, а о той роли, которую эти ребята играют в классе. Как ты можешь догадаться по названию, это – основная масса учеников, которая не старается выбиться в лидеры, но в то же время и не отсиживается «на обочине». «Хорошисты» в меру активны, неплохо учатся, но не слишком усердствуют, учителя на них не жалуются, но не особо выделяют. В общем, это та самая золотая середина, о которой ничего толком и не скажешь, кроме того, что у этих ребят проблем нет.

Есть еще одна группа – «серые мышки» или «ботаны». К ней относятся ребята, которых не слишком любят одноклассники, но терпят в силу их безобидности и (если уж на то пошло) очевидной пользы. Так, во время контрольных к «ботанам» обращаются за помощью, и те, как правило, никому не отказывают и дают списать, подсказывают правильные ответы, и тем самым как бы «оправдывают» себя. А «серые мышки» обычно очень послушные и всегда охотно помогают учителям прибрать в классе: моют доски, полы, сажают цветочки, дежурят. Одноклассникам это только на руку: всегда можно попросить «мышку» подежурить за них. Так что эта роль, может быть, не слишком почетна, но и ужасного в ней ничего нет.

А вот к последней, слава богу, обычно не слишком многочисленной, группе относятся «отщепенцы», или «изгои». Это те несчастные ребята и девчонки, которых коллектив класса активно не принимает и подчеркнуто отвергает. «Изгоев» оскорбляют, над ними смеются, публично унижают и даже бьют, и с этой ситуацией непременно нужно бороться! К сожалению, без помощи взрослых проблему решить очень трудно, и выйти из конфликта своими силами – задача не из легких… Чтобы избавиться от клейма «изгой», недостаточно просто начать вести себя по-другому, иной раз приходится даже менять школу, чтобы вписаться в новый коллектив. И тут, конечно, придется просить помощи у родителей. Но и самому при всем при том не следует сидеть сложа руки. Так что, если, по несчастливой случайности, ты стал «изгоем» в своем классе, то тебе обязательно следует поискать причину случившегося: вполне вероятно, в чем-то виноват и ты сам. Хотя все это, конечно, не дает людям право так к тебе относиться… но подростки жестоки, когда-нибудь потом твои одноклассники будут стыдиться своего нынешнего поведения (правда, «изгоя» это мало утешает). Но это будет еще не скоро, когда все вы вырастете, а пока тебе нужно самому себе помочь: задумайся, почему вдруг класс отвергает тебя?

Тут может быть несколько вполне конкретных причин, давай разберемся в них по порядку.

1) Ты постоянно ябедничаешь на своих одноклассников учителям, «доносишь» на ребят, подставляешь их. Тебе хочется нравиться взрослым, и ты делаешь все возможное, чтобы они похвалили тебя. При этом интересы одноклассников тебя не волнуют.

2) Ты совершенно не умеешь нормально разговаривать с ровесниками, и все разговоры у тебя сводятся к драке. Ты ведешь себя агрессивно и неадекватно.

3) Ты неряшлив, неопрятен, от тебя постоянно воняет несвежей одеждой, немытым телом и нечищеными зубами. С тобой просто невозможно рядом находиться, не то что общаться.

4) Ты несдержан на язык, и нередко позволяешь себе резкие высказывания в адрес одноклассников. Разве кому-то может это понравиться? Если ты оскорбляешь окружающих, пусть это даже происходит во время горячего спора, то не стоит ожидать от ребят хорошего отношения к тебе!

5) Ты выглядишь не так, как все остальные твои одноклассники. Речь идет не о твоих физиологических особенностях, так как здесь ты вряд ли что-то можешь изменить, да и не так это важно, по сути. Я имею в виду другое – твою манеру одеваться, вести себя, твой стиль жизни. Скажем, если ты позиционируешь себя как гот или панк, тогда как все твои одноклассники далеки от этих субкультур, то наверное их неприязненное отношение не должно тебя удивлять. Впрочем, может быть и обратная ситуация: в классе все панки, а ты один эмо или просто прилежный, послушный мальчик, который хочет не играть в разные игры, а хорошо учиться, чтобы с отличием закончить школу и поступить в престижный вуз.

6) Ты не желаешь жить жизнью класса, не разделяешь увлечений своих одноклассников, презираешь их интересы. Скажем, все вокруг тебя играют в одну видеоигру, а ты – нет. Или у вас в классе принято болеть за местную футбольную команду, а ты открыто заявляешь, что футбол – вообще отстой, а ваша команда – особенно. Ты никогда не ходишь с ребятами в кино, не ездишь с классом в Питер или Москву на каникулах, не участвуешь в праздниках и т. д. Таким образом, ты сам себя отделяешь от класса, противопоставляешь себя большинству.

7) Ты чувствуешь себя умнее всех в твоем классе и не стесняешься это показывать. Возможно, так оно и есть на самом деле, но твой интеллектуальный снобизм ни в коей мере не добавит тебе популярности среди одноклассников. Да и как ты себе представляешь ваше общение? Никто добровольно не признает себя человеком «второго сорта», а твоя позиция не предусматривает для одноклассников более приятной роли.

Если ты будешь честным с самим собой, то обязательно найдешь причину, по которой одноклассники тебя не любят. Можешь считать это важным началом «работы над ошибками»: зная, откуда у проблемы ножки растут, можно попытаться исправить ситуацию, найти наилучший для тебя выход. Правда, как уже было сказано выше, непременно нужно заручиться помощью взрослых – родителей, может быть, учителей тоже. Не бойся, взрослые отлично понимают, что происходит в твоей жизни – во-первых, у них за плечами немалый жизненный опыт, а во-вторых, они и сами, вполне возможно, когда-то прошли через это нелегкое испытание. Уж поверь, очень много хороших людей были «изгоями» в классе, ты не один такой!

Что можно сделать, чтобы выйти из ситуации победителем? Варианты разные:

– Если ты понял, что ты не хочешь быть похожим на своих одноклассников, тебе не нравятся их интересы, увлечения, стиль жизни, то тебе будет проще поменять класс, а не ломать себя. В этом случае взрослые обязательно пойдут тебе навстречу и помогут перейти в другую школу. Только подойди к выбору нового коллектива разумно и ответственно. Подумай хорошо, чего ты от него ждешь. Скажем, если ты настроен на серьезную учебу, и именно по этой причине тебя не принимали в классе, то новая школа должна быть лицеем или гимназией с углубленным изучением математики, литературы или иностранного языка. Также можно найти школы со спортивным уклоном.

– Если ты понимаешь, что никогда не станешь своим в классе, однако отдаешь себе отчет в том, что переход в новую школу или в другой класс ничего не изменит, проблема вполне может возникнуть и там, то просто попробуй найти себе коллектив единомышленников вне школьных стен. Это может быть спортивная секция, творческий кружок, театральная студия, языковые курсы и т. д. В этом случае ты хоть и не вольешься в класс, но будешь чувствовать себя гораздо увереннее. Возможно, одноклассники никогда не примут тебя в свои ряды, но это уже не будет тебя ранить. И со временем от тебя просто все отстанут.

– Если ты осознаешь, что проблема в тебе (твоем внешнем виде, привычках, поведении), то попытайся изменить себя. Это не значит, что нужно слепо подстраиваться под одноклассников – копировать их стиль одежды, прически и т. д., это лишнее. Просто надо постараться вписаться в коллектив, устранив то, что этому мешает: начать следить за собой, ухаживать за своей одеждой, следить за речью, в общем, стать лучше. Это трудно, но возможно. Процесс, вероятно, займет немало времени, и одноклассники не сразу изменят свое отношение к тебе, но это обязательно произойдет, надо только потерпеть. Результат того стоит.

О том, каким образом можно изменить себя, чтобы наладить отношения с одноклассниками, мы поговорим ниже. Возможно, кое-какие из советов тебе пригодятся.

«Мы с тобой одной крови, ты и я!»

В книге Редьярда Киплинга «Маугли» мальчик, воспитанный волками, обращался ко всем животным с одной и той же фразой, которая вынесена в подзаголовок. И это не просто слова: Маугли подчеркивал, что все они – и удав, и слон, и волки, и буйволы, и он, «человеческий детеныш», – созданы из плоти, и в них во всех течет одинаковая кровь. А это значит, что у них нет причин для ссор и непонимания. И животные с неизменной благосклонностью откликались на призыв мальчика и позволяли ему охотиться на своей территории. А раз уж Маугли в джунглях удавалось найти со всеми общий язык, то и ты, цивилизованный мальчик XXI века, справишься с этой задачей! Тем более что твои одноклассники – не дикие звери, а вполне нормальные ребята и девчонки! Нужно просто понять, что вам мешает общаться на одной волне, и по возможности устранить причины недопонимания.

– Ты чувствуешь себя неудачником. Чаще всего это неприятное самоощущение возникает у ребят из-за их несоответствия образу, наиболее популярному в классе. Разумеется, краеугольным камнем тут становится финансовое благополучие: одни мальчишки ходят в самой дорогой одежде, с модными прибамбасами и навороченными гаджетами, а другие только мечтают об этом, но у них нет денег, чтобы купить все это. Что тут скажешь, это проблема всего нашего общества – расслоение очень велико, и нет ничего удивительного в том, что в одном классе учатся дети из богатых и не очень обеспеченных семей. Однако знаешь, что хуже всего? Тот комплекс неполноценности, который вызревает у некоторых ребят из-за их острого желания иметь все те вещи, которые есть у их «успешных» одноклассников. Не то страшно, что у них этих вещей нет, а то, что они готовы отдать все на свете ради обладания ими! Эта страсть меняет их характер, заполняет всю их душу и буквально разъедает ее. Ты думаешь, это просто слова? Нет, к сожалению, зависть действительно меняет людей в худшую сторону. Может быть, ты и сам знаешь таких ребят, которые вечно ходят мрачнее тучи, в компании сидят в стороне и смотрят исподлобья, а когда с ними не хотят общаться или не приглашают на праздник, винят во всем свою несчастную судьбу – дескать, только потому, что у них нет денег, они никому не нравятся… Но это не так. Просто людям неприятно в их обществе, с ними же даже разговаривать нормально не получается – они так сильно завидуют «везунчикам», что это прорывается в каждом слове! Так что, каким бы ни было материальное положение твоей семьи, помни, что не оно обеспечивает тебе успех в классе (или лишает его). Главное – какой ты сам. А деньги – дело наживное, на самом деле.

– Твоя внешность далека от идеала. Ты считаешь причиной своей непопулярности в классе свою излишнюю худобу или полноту, оттопыренные уши, маленький рост, неразвитые мускулы, неправильной формы нос, сутолость и т. д. Но, во-первых, ты слишком пристрастен: уверяю тебя, никто из окружающих не уделяет твоей внешности столько внимания, как ты об этом думаешь. А во-вторых, если уж тебя так беспокоят проблемы твоей фигуры или лица, ты всегда можешь поработать над собой. Например, заняться осанкой, подкачать мышцы, начать бегать по утрам, укрепляя организм. Да мало ли способов улучшить внешность! Можно сделать хорошую стрижку, ведь аккуратная голова добавляет привлекательности. Но все это не главное. Зачастую люди просто не хотят искать настоящую проблему и приписывают свой неуспех реальным и мнимым недостаткам внешности. Но представь себе, что завтра ты проснешься писаным красавцем. И что, твои одноклассники сразу же поменяют к тебе отношение? Вряд ли, ведь характер у тебя останется прежним! Чтобы измениться в лучшую сторону, нужно поменять свое отношение к окружающим и к самому себе. И знаешь, что тебе поможет? Чувство юмора! Смейся, весели других, с улыбкой воспринимай жизнь и увидишь, ребята очень скоро заметят, какой ты классный парень. Если им будет легко общаться с тобой, то они будут делать это с удовольствием! И они вряд ли станут обращать внимание на твой маленький рост или торчащие уши, а если в шутку и скажут что-то, то вы вместе посмеетесь над этим пустячком. Вообще-то все люди не идеальны, и у твоих одноклассников тоже есть недостатки, которые вовсе не так страшны, правда? К тому же из худенького пацана завтра вырастет здоровенный качок, а из полного домашнего мальчика получится сильный и уверенный в себе лидер. Жизнь тем и удивительна, что в ней все возможно. Просто не надо зацикливаться на пустяках.

Ты сам противопоставляешь себя классу. Мы уже говорили выше, что подобное поведение никому не может понравиться, ведь если один человек показывает всем, что он самый умный, красивый, талантливый или сильный, то это означает, что все остальные не дотягивают до его уровня, то есть хуже него, глупее, уродливее, слабее. Ни одному нормальному человеку не хочется играть роль второй скрипки или «создавать свиту королю», то есть тебе. Может быть, ты этого в полной мере заслуживаешь, но… почему ты должен блистать и царить за счет других? Да, ты яркий и нестандартный человек, это большой плюс тебе. Но включи мозг и подумай, как тебя воспринимают одноклассники. Скорее всего, для них на первый план выступает не твоя необыкновенная индивидуальность, а твоя заносчивость. Вот над этим тебе и стоит поработать. Вполне можно оставаться личностью и вместе с тем не давить на других. На практике это значит, что в любом разговоре ты должен слушать других, а не только говорить, интересоваться мнением одноклассников, их желаниями. Если в классе у ребят есть какой-то общий интерес, то хотя бы попробуй разделить его. Вдруг тебе понравится? Быть частью команды не так уж плохо! Твоя индивидуальность не пострадает от того, что ты поиграешь с мальчишками в волейбол на перемене или сходишь с ними на каток. Тебе не нравятся их увлечения? Что ж, это твое право, но ты хотя бы должен знать, от чего отказываешься, а для этого надо попробовать. К тому же отказаться от участия в игре можно по-разному, можно сделать это корректно: «Ребята, у меня не слишком хорошо получается играть в вашу стратегию. Зато я мастер в том-то и том-то, могу показать». Уверен, твои одноклассники с удовольствием попробуют что-то новенькое, что ты им предложишь. Ну и вот еще что: поменьше раздавай бесплатные советы. Если кому-то потребуется твоя помощь, к тебе обратятся.

– Ты прирожденная жертва. Ты ведешь себя так, словно весь мир ополчился против тебя. Когда с тобой заговаривают, ты втягиваешь голову в плечи. Боишься резких звуков, постоянно оправдываешься, в общем, делаешь все возможное, чтобы тебя сочли слабым и беззащитным. Ты такой и есть – беспомощный, как новорожденный щенок. Именно это и притягивает к тебе обидчиков, некоторым ребятам ужасно нравится обижать слабых, таким образом они кажутся самим себе раз в сто сильнее. Чтобы в корне переломить ситуацию, прямо сейчас начинай выбаратывать уверенность в себе! Для начала спроси себя – ты и правда хочешь провести всю свою жизнь в страхе? Думаю, что тебе этого не надо. Значит, берись за дело. Для начала найди в вашем городе секцию по вольной борьбе, самбо, дзюдо или другому подобному виду спорта и запишись в нее. Ищи сам или попроси родителей помочь тебе в поиске. Занимайся с полной самоотдачей, но не жди мгновенных результатов. Скорее всего, чтобы появились реальные успехи, тебе понадобится около полугода. Однако твоя самооценка вырастет, ты почувствуешь себя сильным и уже не будешь выглядеть жертвой. Да и у твоих прежних обидчиков поубавится желания трогать тебя. Но помни: ты занимаешься для того, чтобы стать независимым и уверенным в себе человеком, а не для того, чтобы отомстить одноклассникам… Будь добр к тем, кто когда-то обижал тебя, прости этих ребят и не уподобляйся им. Твоя задача – задавить в себе жертву, а не вырастить в себе палача. Сила должна быть разумной.

– Ты слишком застенчив. Тебе кажется, что все ребята вокруг тебя лучше, чем ты, веселее, у них все получается, тогда как ты не уверен, что сможешь так же далеко кинуть мячик или прыгнуть. Вот почему на перемене все веселятся, болтают, играют и смеются, а ты стоишь в сторонке один и скучаешь, изо всех сил делая вид, что тебе все равно. Но тебе далеко не все равно, правда? И ты многое бы отдал, чтобы оказаться среди одноклассников, но ты не можешь сделать первый шаг. Не знаешь как. И тебе страшно, что тебя не примут. Но знаешь, в этом-то вся беда и есть – боясь отказа, ты не даешь себе шанса попробовать. Ты заранее смиряешься с поражением (одиночество и скука – это ведь и есть поражение!) и проигрываешь войну без боя. А ты просто скажи себе: я очень интересный собеседник, я веселый, я хороший друг. Все это правда, поэтому не сомневайся, иди к ребятам. Да, это требует мужества. В сторонке стоять куда как проще. Но не сделав этот шаг, ты никогда не выйдешь из своего кокона, не найдешь друзей, не будешь принят в компанию. Ты, конечно, думаешь, что это одноклассники должны с тобой заговорить первыми? Но ведь они видят, что ты сам от них отдаляешься, и им кажется, что тебе их общество не интересно! Покажи им, что готов к общению, улыбайся, спроси у них что-то, хотя бы во что они играют. Активно иди на контакт – это единственный совет тебе! Возьми себе за правило каждый день с кем-нибудь заговаривать и постепенно проявляй все больше активности. Вот увидишь, очень скоро твое одиночество закончится.

Будь тактичным и внимательным

Некоторые ребята считают, что в дружбе допустимо абсолютно все. Я неоднократно слышал такие высказывания: «Друг должен знать все, что я о нем думаю», «Другу надо говорить всю правду в лицо», «От друга ничего нельзя скрывать».

Да, доля истины в этих словах есть: если ты не скажешь другу то, что он должен знать, то он может остаться в неведении, а ведь нет ничего дороже правды! Но с другой стороны, правда правде рознь, как бы странно это ни звучало. А именно – не всякую правду нужно говорить людям. Некоторые вещи ни к чему не приведут, кроме обид и разочарований. Поясню на примере.

Коля и Саша дружили с первого класса. Они все делали вместе – гуляли, ходили в школу, готовили уроки. Их называли «друзья-неразлейвода». И вот к ним в класс пришла новенькая девочка, Наташа, и Коля с Сашей оба захотели с ней дружить. Они были очарованы Наташей и поначалу решили гулять все втроем. Так бы все и продолжалось, если бы не Саша. Он решил, что Наташа должна быть только его подругой, и поэтому серьезно поговорил с Колей: сказал, что очень ценит Колю как друга, но ведь на самом деле Саша куда лучше, и сильнее, и красивей, и вещи у него лучше, и Наташе нужен именно Саша, а не Коля. Саша думал, что друг должен признать его правоту, ведь он сказал правду. Но Коля обиделся. Дружбе, которая длилась четыре года, пришел конец. Саша всем потом говорил, что Коля обиделся на него из-за Наташи, потому что тоже хотел с ней дружить. Но дело ведь вовсе не в девочке, как ты понимаешь. Просто то, что Саша считал правдой, ею вовсе не являлось.

Иной раз мы говорим людям те вещи, которые не могут принести им никакой пользы, зато боль причинят наверняка. Зачем, например, говорить одной девочке о том, что она не такая красивая, как ее подружка? Или, обидевшись на бабушку, говорить ей, что Катина мама гораздо вкуснее печет пирожки (даже если это чистая правда)!

Правда не должна быть оружием мести. Она должна не обижать людей, а разжигать в них желание что-то делать, меняться к лучшему, идти вперед. Так что, говоря правду, будь тактичным! Той же бабушке можно сказать, что тебе страшно понравились пирожки, которыми тебя угощали у Кати в гостях: уверяю тебя, бабушка в тот же день возьмет рецепт и вскоре угостит тебя такими же! А девочке можно сказать, что у ее подруги очень красивая коса, и кто знает, может, новая прическа украсит и ее тоже?

Говори другу только то, что ему действительно нужно знать. Если он что-то делает неправильно, подскажи ему, как надо. Не идет новая рубашка – скажи, что в другой одежде он смотрится лучше. В общем, будь правдив, но тактичен.

Держи язык за зубами

Нет ничего хуже, чем болтливый друг! Человек, который не умеет держать язык за зубами, может очень сильно ранить, сам того не желая. К сожалению, очень многие ребята путают два понятия – общительность и болтливость. Первое – это свойство характера, врожденное или приобретенное, и ничего плохого в нем нет: если ты умеешь веселить людей, знаешь, о чем и как с ними разговаривать, то почему бы и не поговорить о том о сем? Общительность помогает находить со всеми общий язык, сближает людей. Однако болтливость – это совсем другое дело. Это неумение молчать даже тогда, когда это нужно делать. Ведь недаром говорят, что «молчание – золото»! Так и есть. И лучше промолчать тогда, когда надо говорить, чем лишний раз сказать слово, когда надо смолчать!

Приведу простой пример.

Сережа пригласил на день рождения одноклассников. Каждый принес подарок имениннику. Сережа развернул каждый пакет, все посмотрел, но не просто всех поблагодарил, а подробно описал свои ощущения от подаренных вещей. Вите он сказал, что его рамка для фото очень красивая, но у него уже есть такая. Инну поблагодарил за связанный ею шарфик, но добавил, что вряд ли будет такое носить. Больше всего Сереже понравился подарок Вани – дорогие говорящие часы. На Сенин диск он даже не взглянул – в эту игру он играл три года назад, старье. Да и Ритина чашка с картинкой – ерунда…

День рождения прошел нормально: все вкусно поели, поиграли в разные игры на компьютере, покидались друг в друга мячом. Однако почему-то никто из ребят больше не рвался в гости к Сереже. А тот никак не мог понять – что случилось? Он же был таким гостеприимным хозяином, ничего для своих гостей не жалел!

Но видишь ли, ребятам не понравилось отношение Сережи к их подаркам. Критикуя то, что они приготовили для него, он обидел их самих.

Вообще, давай разберемся, в каких ситуациях надо держать язык за зубами.

1) Нельзя критиковать то, что тебя дарят или предлагают в виде помощи. Это не просто дурной тон, это еще и показатель твоего отношения к самому человеку. Гости, не угодившие Сереже подарком, обиделись на его замечания. И правильно сделали: он не сумел оценить их желание сделать ему приятное, доставить радость. В следующий раз уже никому не захочется что-то там для него искать, придумывать, делать своми руками. Так что прежде, чем высказаться, сто раз подумай – может, лучше просто сказать «спасибо»?

2) Ни в коем случае не распространяйся о личных проблемах твоих друзей, не раскрывай их секретов, не смейся над их переживаниями, не обсуждай их поступки. Если друзья доверяют тебе, значит, ты должен оправдывать их доверие! И только в этом случае ты можешь ожидать от них того же.

3) Не обсуждай людей за их спинами, не сплетничай и не делись подробностями чужой личной жизни просто ради желания поболтать. Это ужасно неприятно! Сам подумай, а как бы ты отнесся к тому, что твои одноклассники по косточкам тебя разбирают, а ты даже не можешь оправдаться, защитить себя, ведь ты далеко? Конечно, «на чужой роток не накинешь платок», права пословица, и не стоит придавать сплетням особого значения, но… сам будь выше этого и не мели языком, чтобы потешить чужие уши!

4) Не устраивай глупых розыгрышей и шуток, которые смешны только тем, кто их затевает, и зачастую больно ранят тех, над кем шутят! Речь идет о таких несмешных «шутках», как закидывание портфеля девочки на дерево, подначивание одноклассника («А слабо тебе пробежать по крыше с флажком в руке?», «Спорим, что ты не сможешь встать на уроке и заорать во все горло!»), обсуждение личной жизни друга со всем классом («А мы тебя вчера видели с Ингой из пятого «В», колись, что там у вас с ней?», «А я слышал, что твои родители разводятся, с кем будешь жить?»). Даже если тебе самому все это кажется веселым, то это не значит, что все вокруг разделяют твою точку зрения. И уж тем более объекту твоего внимания не смешно. Поставь себя на его место – тебе не кажется, что это слишком?.. Так что в следующий раз, когда тебе захочется позубоскалить на чей-нибудь счет, сдержись. Язык за зубами – залог успеха.

Японское правило

Знаешь ли ты, что для японцев одно из самых страшных несчастий – самим «потерять лицо», то есть попасть в стыдную, неловкую ситуацию, а также оказаться свидетелем «потери лица» другого человека, пусть даже их врага? Ясное дело, что терять лицо, то есть терпеть унижение, никому не хочется. Но почему так страшно увидеть унижение другого человека, и разве не приятно видеть, что враг терпит бедствие? Но в этом заключена глубокая восточная мудрость: нет никакой победы в том, чтобы видеть, как человек рядом с тобой теряет гордость, позволяет унижать себя, ломает себя! «Потеря лица» – это конец человеческого достоинства. И если ты позволяешь кому-то в своем присутствии унижать человека, то тебе самому – грош цена.

Разберем на примере из повседневной жизни.

Андрей услышал разговор двух своих одноклассников: Антон признался Ренату, что сочинение ему написал старший брат, студент филологического факультета. И когда на уроке учитель литературы похвалил Антона за лучшее сочинение, Андрей встал и при всех сказал, что это мошенничество. Ведь все писали сами, а Антону помог брат, который учится на филолога. Антону пришлось сознаться, и учитель поставил ему двойку. Но хуже всего было то, что в классе все смеялись. Разумеется, Антону было очень стыдно, но Андрей почему-то тоже не испытал никакого удовольствия. Он чувствовал себя так, словно совершил что-то постыдное. Хотя, казалось бы, он только восстановил справедливость!

Почему Андрею было не по себе? Да потому, что он публично унизил Антона. Конечно, Антон был не прав, нельзя выдавать чужой труд за свой, это нечестно. Но Андрею следовало поговорить с одноклассником, а не позорить его перед учителем и всем классом. Теперь же он потерял друга, ведь Антон никогда не захочет больше с ним общаться, и показал себя не с лучшей стороны. Зато это будет ему уроком на будущее.

Один оригинал лучше ста копий

Очень часто ребята твоего возраста стремятся быть похожими на своего кумира – известного певца, артиста, знаменитого путешественника или популярного в школе мальчика, как правило, старшеклассника, или лидера класса. Это естественно, ведь для того, чтобы стремиться к какой-то цели, надо иметь ее перед глазами, и желая стать лучше, человек выбирает себе образец для подражания. Однако, искренне восхищаясь кем-то, всегда помни о той грани, которая отделяет уважение от слепого подражания. Иными словами, стремясь быть похожим на своего кумира, не впадай в крайность и не копируй его бездумно. Ведь ты все равно не станешь тем, кому подражаешь… И это хорошо! Ты – это ты, не теряй своей индивидуальности.

Поясню тебе эту мысль.

Допустим, тебе нравится твой учитель математики – он такой элегантный, у него необычная прическа, он очень умный, эрудированный, с ним интересно, и все девчонки класса влюблены в него. А парни стремятся быть на него похожими, как и ты. И это очень хорошо, потому что такой «образец для подражания» заставляет тебя работать над собой – больше читать, чтобы быть таким же интересным собеседником, следить за собой, чтобы выглядеть столь же элегантно, вести себя, как джентльмен. Так что плюсы очевидны. И если ты ограничишься подобным разумным подражанием, то это пойдет тебе только на пользу!

Но если ты пойдешь дальше, то сведешь все плюсы на нет. Как это? А очень просто. Некоторые ребята не просто подражают кумирам, а начинают бездумно их копировать, буквально вживаются в образ! Можно сказать, что они стремятся затмить кумира и победить его его же оружием. Но ведь это глупо – вряд ли ты сможешь стать интереснее и умнее твоего учителя математики, хотя бы потому, что вы находитесь в разных весовых категориях. Он – старше тебя, твой учитель, а ты – его ученик. Девочки все равно не влюбятся в тебя, даже если ты наденешь такой же костюм и будешь говорить только о математике. Ты будешь выглядеть не привлекательно, а глупо. Впрочем, так же глупо выглядит любой мальчишка, копирующий кумира: распишешь ли ты все тело, как Тимати, сделаешь ли дреды и пирсинг, как твой сосед – рок-музыкант, все это сыграет против тебя… Ведь ты – другой. Примерив маску кумира, ты не станешь им самим! Ты останешься собой. И хорошо бы, чтобы ты помнил об этом.

Нет ничего плохого в подражании, когда оно дает тебе стимул к приобретению новых знаний и умений. Но если оно является самоцелью… впору кричать караул!

Лучший в стаде баранов

Много ли радости быть лучшим в стаде баранов? Однако многие из твоих ровесников гордятся тем, что не отличаются от большинства, что они «такие же, как все». С одной стороны, желание не выделяться из толпы вполне понятно, ведь это дает ощущение единства, общности интересов, сплоченности. Но с другой стороны, это же и лишает человека свободы выбора: трудно сказать «я не буду» или «я этого не хочу», если все остальные «в стаде» решительно с тобой не согласны. Сам знаешь, если стадо двинулось в одну сторону, придется идти туда же, ведь идти против всех очень трудно!

Как же быть, чтобы не противопоставлять себя классу, но в то же время не идти на поводу у большинства? Возможно ли соединить «чувство локтя», ощущение «командной работы» с личной свободой? Вопрос сложный. Скажу прямо – это удается не всем. Ведь нужно всегда помнить о том, что ты имеешь право на свое собственное мнение. Уважая мнение большинства, вовсе не обязательно ему подчиняться. И когда тебя берут на «слабо», можно и нужно отказаться заглатывать крючок и поддаваться на провокацию. Но даже взрослым бывает сложно противостоять натиску общества. Окружающие могут воздействовать на тебя не только напрямую, но и исподволь, то есть ненавязчиво, очень мягко и незаметно убеждая тебя в том, что ты хочешь того же, что и все… И так просто дать себя убедить, уговорить! Так что я просто еще раз напомню тебе: ты – личность, у тебя есть свои желания и интересы, и если они не совпадают с желаниями и интересами большинства (твоего класса, школы, двора и т. д.), то это не значит, что ты думаешь и чувствуешь неправильно. Просто ты другой.

«Уверен ли ты в себе?»

Тест

Каждый человек должен уметь отстаивать свою точку зрения, если считает ее правильной. Однако не стоит забывать, что можно оказаться и неправым, и в этом случае настаивать на своем не только глупо, но и опасно: можно попасть впросак и в результате проиграть. В споре важно не просто слушать, но и действительно слышать оппонентов, принимая во внимание их доводы. Возможно, они сообщат тебе новые факты, которые на самом деле изменят твое мнение об объекте спора. Но с другой стороны, нужно быть достаточно решительным и уверенным в себе человеком, чтобы не соглашаться с «противниками» только потому, что они говорят очень убедительно… И тест как раз предлагает тебе проверить себя – насколько ты внушаем, умеешь ли отстаивать свою позицию и аргументировать свое мнение.

Отвечай на вопросы не задумываясь, выбирая один из трех предложенных вариантов.

1 Учитель спрашивает у класса, есть ли желающие подготовить реферат, и твой приятель называет твое имя. Учитель спрашивает, согласен ли ты. Твоя реакция:

А) Соглашаешься выступить перед классом, потому что учитель на тебя рассчитывает.

Б) Не отказываешься приготовить реферат, но с приятелем ссоришься, ведь он предложил твою кандидатуру, не узнав твоего мнения на этот счет.

В) Решительно отказываешься: если твой приятель такой умный, сам пусть и выступает с рефератом.

2 Ты постригся, новая стрижка тебе очень нравится. Но твой друг сказал, что ты стал похож на клоуна. Твоя реакция:

А) Ужасно расстроишься и постараешься изменить прическу.

Б) Огорчишься, но не будешь спешить с выводами: пусть еще хотя бы несколько человек выскажут свое мнение о твоей новой стрижке.

В) Не обратишь внимание на слова друга – он тебе просто завидует!

3 Вам задали на дом сочинение на серьезную тему, и ты:

А) Попросишь кого-нибудь из близких написать текст за тебя, потому что у тебя все равно ничего не получится.

Б) Обдумаешь тему, придумаешь план и постараешься написать сам. Только в крайнем случае обратишься за помощью.

В) Будешь писать долго и упорно, и все равно не признаешь, что ничего хорошего не выходит.

4 Ребята предлагают тебе прогулять школу. Ты знаешь, что сегодня у тебя очень важный урок, ты долго к нему готовился, и тебе обязательно нужно выступить у доски и получить хорошую оценку. В этом случае ты:

А) Прогуляешь школу, потому что не хочешь противопоставлять себя коллективу, все прогуливают, и ты тоже.

Б) Откажешься, но обязательно объяснишь причину, ребята должны тебя понять. Или предложишь прогулять школу в следующий раз.

В) Откажешься, потому что в твои планы не входит вредить самому себе. И вообще, ты сам лучше знаешь, что тебе делать.

5 Твои одноклассники играют в одну видеоигру, которая тебе совсем не нравится. И ты:

А) Тоже играешь в нее, чтобы быть как все.

Б) Иногда играешь в эту игру, чтобы быть в курсе и иметь общую тему разговора с одноклассниками, но предпочитаешь другие игры.

В) Открыто заявляешь, что игра тебе не интересна.

6 Родители подарили тебе замечательный гаджет, о котором ты давно мечтал. Твой лучший друг, узнав об этом, тут же попросил у тебя эту вещь. Твои действия:

А) Ты дашь ему эту вещь, хотя тебе и не хочется, но разве можно отказать лучшему другу в просьбе?

Б) Пообещаешь другу дать гаджет чуть позже, когда сам от души наиграешься. Почему бы и не разделить с другом радость?

В) Откажешь под любым благовидным предлогом – слишком ценная вещь, чтобы давать ее кому бы то ни было.

7 Ты часто делаешь то, что не хочешь, только потому, что тебя об этом просят?

А) Да, это правда.

Б) Только в школе, и если надо что-то сделать по дому. В остальных случаях все обсуждается.

В) Я делаю только то, что считаю нужным.


Подведем итоги. В зависимости от того, каких букв у тебя больше, выбери свой результат.


Превалирует буква «А». Тебя не назовешь уверенным человеком. Напротив, тебя очень легко убедить, ты все время с кем-то соглашаешься, и твоя точка зрения – вовсе не твоя, а чья-то чужая, хотя ты этого и не замечаешь. Ты мягкий и податливый, как пластилин. С этим надо что-то делать. Подумай, что тебе нравится, что привлекает в жизни? Учись отстаивать свою точку зрения.

Больше всего ответов «Б». Ты умеешь настоять на своем, точно знаешь, чего хочешь, однако не скатываешься в упрямство, и это хорошо. Если ты не прав, то можешь это признать. Ты можешь быть и твердым, и гибким. Твое мнение, как правило, складывается из реальных фактов и может корректироваться. Молодец, продолжай в том же духе.

Преимущество у «В». Ты считаешь себя независимым и решительным человеком, но, на самом деле, зачастую ты ведешь себя чересчур самоуверенно. Чтобы отстоять свою точку зрения в споре, ты будешь давить оппонентов своим авторитетом и даже оскорблять их. Это недопустимо. Уверенность в себе – это вера в свои силы и способности, а не избыточное самомнение. Будь сдержаннее, прислушивайся к мнению окружающих.

Ты не марионетка

Не все люди ведут себя честно в разговоре, есть такие, кто с помощью обычной, казалось бы, беседы заставляет собеседника что-то делать, диктует свои желания, настраивает против кого-то. Тебе может показаться, что вы просто разговариваете, но на деле выходит, что тебе мягко что-то внушают, вкладывают в голову «неродные» мысли. Этих ловкачей, которые используют разговор как средство воздействия на окружающих, называют манипуляторами, потому что они манипулируют людьми – точно так же, как кукловод управляет своими марионетками, дергая их за ниточки и заставляя выделывать разные коленца. Но ты-то не кукла! Ты должен уметь защитить себя от этих вредных людей! Учись выявлять манипуляторов сразу же, с первых фраз, и на корню пресекать их попытки управлять тобой.

Для того чтобы облегчить тебе задачу, расскажу о наиболее популярных у манипуляторов фразах-крючках. «Крючками» они названы потому, что с их помощью можно «зацепить» человека, поймать его как рыбу на удочку. Будь внимателен, не ловись на приманку, не попади в капкан!

– «А слабо тебе сделать это?». Ну, скажем, сорвать урок, нахамить девочке, которая тебе нравится, отказаться писать контрольную, нарисовать в дневнике карикатурный портрет учительницы и т. д. Вариантов может быть сколько угодно, но факт в том, что на «слабо» ловится подавляющее большинство твоих сверстников. Еще бы, как кто-то посмел усомниться в том, что вам, таким смелым ребятам, что-то может быть «слабо»! И в результате вы делаете то, о чем даже не помышляли раньше, а именно – исполняете волю манипулятора. Подумай-ка сам, ведь это же именно он предложил тебе сделать что-то, а ты так по-глупому повелся на его манипуляцию!.. Кстати, хочу заметить, что не всегда во фразе открыто звучит пресловутое «слабо», бывают и другие варианты: «Пойдем покурим, ты же не маменькин сынок, не откажешься?», «Да брось ты этого хлюпика, какой он тебе друг, пойдем с нами, ты же нормальный пацан!», «Так и будешь все выходные с предками дома сидеть? Поехали к Ваське на дачу, будет весело, не приедешь – обижусь!». Но как бы ни выглядели эти фразы, суть все та же – манипулятор пытается заставить тебя плясать под свою дудку. Очень трудно не попасть в ловушку, даже взрослые иной раз совершают эту ошибку. Просто в следующий раз, прежде чем сразу же реагировать на провокацию, подумай – а тебе-то зачем нужно радовать манипулятора, делая то, чего он от тебя добивается? Всегда можно пожать плечами и ответить: «Слабо или не слабо, какая разница? Я этого делать не буду, потому что не хочу (это глупо, мне это не нравится, у меня другие планы)», «А мне нравится (дружить с этим мальчиком, проводить выходные с близкими)». Вот, собственно, и все.

«У тебя так хорошо получается решать задачи, а я с домашним заданием никогда не справлюсь, завтра обязательно получу двойку». Наверняка ты слышал что-то подобное от своих одноклассников или от младших братьев-сестренок? Казалось бы, невинная фраза, но в ней содержится мощный крючок – ведь согласись, что, услышав такое, ты сразу же чувствуешь себя обязанным помочь менее удачливому ученику, решив за него эту трудную задачку. Но ведь именно этого манипулятор и добивается! Все эти фразы бьют по твоему чувству товарищества: «Ой, ты такой умный, тебе все легко дается, а я в жизни не одолею это изложение, тут надо столько писать, а я не умею…», «Только ты можешь написать этот текст, нам всем далеко до тебя!», «Это же всем понятно, что лучше тебя никто не выступит на школьном собрании!». Видишь, какой мощный крючок? Сначала манипулятор тебе льстит, говоря, что ты умнее и лучше всех, затем подчеркивает, что у него самого все ужасно плохо, и вот уже ты чувствуешь себя Чипом или Дейлом, спешащим на помощь… А ведь у тебя наверняка были другие планы, да и не хочется тебе делать то, чего от тебя добиваются! А раз так, будь решительным и отвечай твердо: «Ты обязательно справишься, я не буду решать за тебя задачу, потому что так ты никогда ничему не научишься, ты должен сделать это сам», «Тебе только кажется, что у тебя не получится, потренируйся», «Спасибо за доверие, но мне некогда заниматься докладом» и т. д. Люди не должны решать свои проблемы за чужой счет.

– «Ты же не дурак, прекрасно понимаешь, что с Катькой дружить не надо». Фраза легко расшифровывается: «Если ты будешь дружить с Катькой, то ты дурак». По тому же принципу строятся и другие такие же «пристрастные советы»: «Только ненормальные могут ходить на факультатив по математике», «Каким надо быть занудой, чтобы учить уроки вместо того, чтобы пойти с другом на футбол». Во всех этих случаях от тебя добиваются конкретных вещей – чтобы ты с кем-то не дружил, не учился. Не ведись на поводу у манипулятора, спокойно ответь: «Да, я не дурак, но с Катькой дружить буду», «Значит, ты меня считаешь занудой, жаль», «Я так не думаю, для меня эти занятия очень важны». Не давай никому принуждать себя, ты сам решаешь, что тебе нужно.

«Свет мой, зеркальце, скажи»

Конечно, все мы считаем себя достойными самого лучшего отношения со стороны окружающих, и уж точно не хотим подвергаться насмешкам и получать смешные или даже обидные прозвища. Но очень часто наши желания совершенно не волнуют одноклассников, которым нравится доводить нас до бешенства придуманными кличками, и что с этим делать, совершенно не понятно.

А нужно ли вообще что-то с этим делать? Сам посуди: дразнить интересно только того, кто остро реагирует на подначку. Так, если ты злишься всякий раз, как слышишь свое прозвище, скорее всего, оно приклеится к тебе намертво. А вот если ты не обращаешь на это внимание, то одноклассники быстро потеряют к тебе всякий интерес. Таков закон психологии, который ты должен взять на вооружение.

Откуда вообще берутся все эти прозвища, которые отравили жизнь не одному поколению школьников? Причин их возникновения несколько.

– Во-первых, они могут быть просто сокращением от имени или фамилии или их трансформацией: таким образом, Карасев становится Карасем, Иванова – Ванькой, Сачков – Сачком и т. д. Ничего особо страшного в таких прозвищах нет, потому что они очевидны, и тебе не придется объяснять всем и каждому, почему тебя так зовут. Люди сразу же поймут, в чем дело. А это значит, что обижаться на ребят не стоит, это глупо.

– Также с помощью прозвищ ребята стремятся подчеркнуть индивидуальные особенности друг друга, обозначить характерные черты, свойственные конкретному человеку. Как правило, это вполне «нейтральные», то есть необидные определения: Спринтер (мальчик занимается в спортивной секции и быстрее всех бегает на короткие дистанции), Кулак (самый сильный парень класса), Коса (у девочки красивая густая коса). Некоторые прозвища обыгрывают привычки ребят: Пирожок (мальчик все время приносит из дома бабушкины пирожки и ест их на перемене), Соня (очень любит спать и поэтому все время опаздывает), Зеленый (охраняет природу), Адидас (любит одежду и обувь только этой марки), Свисток (лучше всех свистит) и т. д. Список таких прозвищ можно пополнять до бесконечности. Как правило, они не обидны для того, кому их дают, и призваны характеризовать его как человека. Со временем они могут сами собой сойти на нет, особенно если на смену устаревшему прозвищу придет новое, более актуальное и меткое. Поэтому, если тебе не по душе твоя «кличка» (скажем, тебе не хочется всю жизнь проходить в Хомяках или Кнопках), то тебе надо просто найти какой-то яркий интерес и показать себя классу в новом качестве. Ты можешь заняться спортом или моделированием самолетов, главное, чтобы все увидели перемену в тебе. Тогда, очень вероятно, в скором времени за тобой утвердится новое прозвище, более приятное для тебя.

– Дети зачастую бывают жестокими и не только подмечают недостатки друг друга, но и высмеивают их. Отсюда такие «клички», как Рыжий, Толстяк, Скелет, Дылда, Рябой, Сопливый и т. д. Как ты сам понимаешь, эти прозвища могут больно ранить, ведь они бьют по слабым местам, обижают и даже унижают! Но одноклассникам как будто нет дела до твоих переживаний… Впрочем, как раз наоборот, им даже нравится, когда «жертва» огрызается, злится, в общем, нервничает и всем своим видом показывает, что стрелы насмешек ее достали. И что это значит? Конечно же, только то, что если тебя, к несчастью, дразнят таким вот образом, то лучшее, что ты можешь сделать в этой ситуации, – просто не замечать насмешников и вести себя так, словно тебе нет дела до их колкостей! Тогда обидное прозвище очень быстро забудется, ведь в нем просто не будет никакого смысла! Зачем дразнить того, кому на это наплевать?

– А некоторые прозвища дают в знак уважения к человеку, и такую награду еще надо заслужить! Речь идет о «кличках», которые можно в буквальном смысле считать положительными характеристиками: Лидер (за этим мальчиком идет весь класс), Граф (гордый и уверенный в себе, прекрасно воспитанный), Стрела (целеустремленный и решительный), Викинг (сильный и справедливый). Иногда прозвища создают из имен, перекраивая их на иностранный лад, и в этом тоже просматривается позитивное отношение к человеку: так, Сергей трансформируется в Сержа, Филипп – в Фила, Лена – в Хелен, Антон – в Антуана. Как правило, обмен западными именами происходит в компании близких друзей, но постепенно расходится по всему классу. Кстати, неплохой способ «застолбить» именно то прозвище, которое тебе нравится: попросить друзей тебя так звать, а когда кто-то другой так к тебе обратится, рассердиться и заявить, что это имя только для близких друзей, а не для всех. Вот увидишь – через некоторое время одноклассники начнут тебя звать именно этим прозвищем, и не иначе!

Не могу не спросить тебя об одной вещи. Скажи, а сам-то ты всегда корректен по отношению к другим? Не ты ли вчера дразнил в школе слабого мальчишку в очках, называя его «ботаном», и довел до слез девочку, которая прихрамывает и ходит с палочкой? Надеюсь, что ты так себя никогда не ведешь. Дразнить тех, кто заведомо слабее тебя, имеет недостатки во внешности, жестоко. Это недостойно нормального человека. Кроме того, таков «эффект бумеранга»: если ты с другими обращаешься плохо, то и сам не вправе ожидать от окружающих хорошего к себе отношения.

Волк и овцы: как избежать острых зубов

Бывает, что в школе появляются ученики, которые быстро превращаются в настоящих монстров и начинают терроризировать других, причем не только малышей, но даже одноклассников. Эти «волки» могут причинить немало неприятностей, поэтому надо знать, как защитить себя и избежать встречи с ними или, по крайней мере, свести ее последствия к минимуму.

– Во-первых, постарайся не ходить там, где чаще всего собираются эти компании. Как правило, места их тусовок знает вся школа, поэтому по возможности избери другой маршрут. Может быть, ты затратишь на дорогу немного больше времени, но зато благополучно доберешься до места.

– Случайно столкнувшись с «волками», не дрожи и ни в коем случае не показывай виду, что ты их боишься. Они сразу же почувствуют твой страх и с удовольствием постараются еще больше тебя запугать. Однако не стоит и напускать на себя бесстрашный вид – этим ты никого не обманешь. Не надо смотреть хулиганам в глаза – они могут счесть это вызовом. Просто иди себе, как шел, не глядя по сторонам.

– Хулиганы любят задирать тех, кто слабее их. Они не станут связываться с сильными ребятами или с большими компаниями, поэтому делай вывод: либо сам накачивай мускулы и занимайся силовым спортом, либо ходи преимущественно с друзьями, потому что вместе вы – сила.

– Веди себя скромнее и не привлекай к себе ненужного внимания. Речь идет, в первую очередь, о материальных ценностях: не стоит надевать в школу слишком дорогую обувь, куртку, носить навороченные гаджеты и особенно хвастаться всем этим. Тем самым ты просто дергаешь тигра за усы: ты сам как будто приглашаешь хулиганов разобраться с тобой. Для них дорогие вещи, о которых ты кричишь на каждом углу, – соблазнительная приманка. Они с радостью отберут их у тебя, да еще надают тебе как следует. Будь сдержанней, держи язык за зубами и не кичись богатством.

– Если, по ужасному стечению обстоятельств, ты все-таки стал жертвой «волков», не молчи, расскажи о случившемся кому-нибудь из врослых – родителям, учителю, директору школы, тому, кому ты доверяешь. Видишь ли, как правило, однажды избрав себе жертву для издевательств, хулиганы больше ее не отпускают. И если тебя побили один раз, нет никаких гарантий, что этого больше не повторится. И лучше попросить помощи у взрослых, чем бояться и прятаться от хулиганов. Страх может отравить тебе всю жизнь, нельзя позволять восторжествовать чувству ложного стыда («Меня побили, унизили, значит, я сам виноват, не смог себя защитить!»). Помни – ты ни в чем не виноват, и ты имеешь право на защиту от людей, которые тебя обидели. В этом случае обращение к взрослым – вынужденная мера, ты не жалуешься, а имеешь выход из сложной ситуации. И ты его обязательно найдешь, тебе помогут.

– А когда тебе, сильному и умному, предложат «пошутить» над более слабыми ребятами, попугать их и посмотреть, как они «подожмут хвостики», вспомни, что ты-то сам никакой не «волк», ты – человек. Не обижай слабых.