Глава III. Как учиться в школе и при этом не очень скучать
Ты начала учиться, и теперь школа стала очень важной частью твоей жизни. Ведь ты не только занимаешься уроками, но и общаешься с разными людьми – учителями, одноклассниками, с ребятами, которые старше тебя. Сейчас мы поговорим о том, что же это такое – школьная жизнь.
А начнем мы с тобой с самого главного – с учителей. Когда ты пришла в первый класс, ты еще ничего о них не знала. Но теперь ты уже немного освоилась, хотя наверняка хотела бы узнать подробней все тонкости общения с учителями. Об этом и расскажет тебе первый раздел нашей главы.
Ты и твоя учительница
Учителя – это люди, помогающие тебе найти путь к знаниям. Пока еще у тебя только одна учительница, и она первая, что очень важно для тебя. Ее ты запомнишь надолго. Какие это будут воспоминания – хорошие или не очень? Во многом это, как ни удивительно, зависит от тебя.
За школьную жизнь ты встретишь немало учителей. Они будут очень разные. Одних ты будешь уважать и любить за их знания, справедливую строгость. Некоторые будут казаться тебе занудами и злюками.
Ты начала учиться в школе, стала общаться с учителями, родителями твоих одноклассников – ты знакомишься с миром взрослых, причем посторонних взрослых людей. Воспитатели из детского сада относились к тебе, как добрые тетушки. А школьная учительница – это уже совсем другое дело!
Да, опыт общения с учителями давался нелегко Свете. Первый год в школе пролетел быстро и незаметно. Свете открылся новый увлекательный мир. Ей очень нравилось учиться – каждый день что-то новенькое, много школьных друзей, куча тетрадей, красочные учебники.
Учительница только еще знакомилась с ребятами, она дала время первоклашкам освоиться. Марина Владимировна – так ее звали – особенно не беспокоила Свету. Поэтому девочка иногда просто забывала про учительницу и погружалась в мир грез на уроках.
«Но уж во втором-то классе самое время взяться Свете за учебу!»– решила Марина Владимировна. Девочка не могла теперь отвлечься от занятий, учительница строго контролировала ее. «Вот они – проблемы!»– вздохнула Света. Ни тебе поговорить с подружкой, ни полистать интересный журнальчик. Школа девочке уже разонравилась, причиной этого она считала «вредную» учительницу.
Как же все наладить? Марина Владимировна перестала нравиться Свете, как только та стала к ней строго относиться. Девочка, похоже, считает школу продолжением детского сада. Поэтому она не готова к тому, что иногда ее могут отругать, поставить плохую оценку.
В таких случаях следует в первую очередь изменить свое отношение к школе. Помни, что ты ходишь туда не развлекаться, а получать знания. А учительница нужна для того, чтобы ты стала умнее и воспитаннее.
Твое отношение к учительнице связано с впечатлением, которое она на тебя производит. Если тебе нравится, что она всегда красивая, веселая, то ты охотно ходишь на уроки. Хорошо встретить в самом начале школьного пут и учительницу, которая понимает тебя, не унижает, не нагоняет на тебя страх чересчур громком голосом.
Так повезло Насте – она с радостью бегает в школу, потому что каждый раз с удовольствием думает о встрече с учительницей и знает, что у нее впереди интересный день.
Настину преподавательницу зовут Наталия Павловна. Она совсем недавно работает в школе, а ее уроки всегда очень живые, веселые. Настя очень хочет быть похожей на любимую учительницу. Она всегда готовится к урокам, потому что не хочет разочаровать милую Наталию Павловну. А еще у Насти есть мечта: стать учительницей, когда вырастет.
Но ответную симпатию и доверие ты должна заработать. Твое серьезное отношение к учебе убедит учительницу, что ты не легкомысленный ребенок, а ответственная ученица, которая стремится к знаниям.
Доверие, которое тебе оказывает учительница, нужно оправдать. Никогда не берись за то, чего ты не сможешь сделать. Лучше сразу отказаться от такого поручения, назвав уважительную причину.
Ирина Алексеевна давала ребятам задание на следующий урок природоведения. Подготовить доклад про синиц учительница поручила Лене. Девочка записала тему в тетрадь, а сама думала, что скорее всего у нее не получится выполнить задание. Причиной этого была болезнь бабушки, которая жила вместе с Леной и ее родителями.
Теперь все большая часть домашних дел в отсутствие мамы ложилась на плечи Лены, а ведь это очень тяжело. После школы Лена по дороге домой заходила в булочную, покупала хлеб. Дома ее ждали больная бабушка и младший братик – девочка разогревала обед, подавала его бабушке в постель, кормила брата и ела сама.
Потом она выгуливала собаку, поливала цветы. В общем, после всех этих домашних забот у Лены не оставалось ни сил, ни времени. Она успела только решить задачки по математике и сделать упражнения по русскому. А доклад Лена не приготовила.
Девочка не ответила на вопрос учительницы на следующий день, чем очень огорчила весь класс и Ирину Алексеевну. Лена вспомнила все, что она сделала за вчерашний день. И ей стало обидно, что учительница при всем классе назвала ее лентяйкой. «Если бы вы знали!»– с горечью думала девочка.
Да, если бы учительница знала причину, которая помешала Лене подготовить доклад, то проблем бы не было. Вот только девочка почему-то постеснялась предупредить Ирину Алексеевну о том, что у нее болеет бабушка и она не сможет выполнить порученное ей задание. Если бы Лена все объяснила, то и сама бы избежала проблем, и ее одноклассники узнали бы о том, как живут желтогрудые синички.
В таких ситуациях знай: лучше сразу предупредить учительницу, когда ты не можешь выполнить какое-либо задание по уважительной причине. Учительница – обычный человек, она все поймет. Совсем не обязательно сообщать все подробности, будет достаточно одной вежливой фразы: «Извините, пожалуйста, я не смогу этого сделать по уважительной причине. Я выполню задание в другой раз».
Только не пользуйся таким объяснением для обмана, иначе может получиться так, что у тебя будет очень сложная проблема, а тебе просто никто не поверит.
Иногда тебе следует вспомнить, что учительница – тоже чья-то мама или бабушка и в ее жизни тоже может быть много трудностей и проблем. И хоть она терпеливая и сильная, не стоит ей доставлять лишние неприятности. От этого в ее лучистых глазах прибавится грусти. Не веди себя на уроках так, как будто ты добиваешься головной боли учительницы. Отнесись с пониманием к ее трудной работе.
Представь, что у нее тоже может болеть голова, как, например, у твоей мамы. Но урок продолжается, и тебе почему-то именно в этот день ужасно весело. Своим неподходящим поведением ты рискуешь вызвать гнев и недовольство учительницы, которая в данный момент и без твоего вмешательства чувствует себя не очень. В некоторых ситуациях очень важно не нарываться на грубость самой и понимать учительницу, как близкого человека.
Конец ознакомительного фрагмента.