Вы здесь

Настольная книга будущего адвоката: учебное пособие для лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката. Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката ( Коллектив авторов, 2014)

Гарантии независимости адвоката, ответственность адвоката

15. Дисциплинарная ответственность, виды взысканий, порядок их наложения и снятия. Меры поощрения за добросовестную работу

Зиновьева О. П. – к. ю. н., адвокат адвокатской конторы «Диалог», филиал РОКА

Под дисциплинарной ответственностью понимают вид юридической ответственности, основным содержанием которой выступают меры дисциплинарного взыскания, применяемые к лицу в связи с совершением им дисциплинарного проступка.

Выделяют несколько условий привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности. Первым условием является вина, в качестве форм которой Кодекс профессиональной этики адвоката называет умысел и грубую неосторожность.

Вторым условием является соблюдение давностных сроков привлечения к ответственности. Меры дисциплинарной ответственности могут быть применены к адвокату не позднее шести месяцев со дня обнаружения проступка адвоката, не считая времени болезни адвоката, нахождения его в отпуске. Если с момента совершения адвокатом нарушения (при длящемся – с момента его прекращения) прошло более одного года, меры дисциплинарного взыскания не применяются.

И, наконец, не может повлечь дисциплинарной ответственности действие (бездействие) адвоката, формально содержащее признаки нарушения требований законодательства об адвокатской деятельности и Кодекса профессиональной этики адвоката, однако в силу малозначительности не порочащее честь и достоинство адвоката, не умаляющее авторитет адвокатуры и не причинившее существенного вреда доверителю или адвокатской палате. Кроме того, если адвокат действовал в соответствии с разъяснениями Совета Адвокатской палаты (п. 3 ст. 18 Кодекса), он также освобождается от дисциплинарной ответственности.

Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает исчерпывающий перечень мер, которые могут быть применены к адвокату в рамках дисциплинарного производства. Мерами дисциплинарной ответственности являются:

1) замечание;

2) предупреждение;

3) прекращение статуса адвоката.

В соответствии с абз. 2 п. 4 ст. 18 Кодекса профессиональной этики адвоката при определении меры дисциплинарной ответственности должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, форма вины, а также иные обстоятельства, которые Советом признаны существенными и приняты во внимание при вынесении решения.

Дисциплинарное производство осуществляется квалификационной комиссией и Советом адвокатской палаты, членом которой состоит адвокат на момент возбуждения такого производства (п. 5 ст. 19 КПЭА). Дисциплинарное производство включает в себя следующие стадии:

1) возбуждение дисциплинарного производства;

2) разбирательство в квалификационной комиссии адвокатской палаты субъекта Российской Федерации;

3) разбирательство в Совете адвокатской палаты субъекта Российской Федерации.

Дисциплинарное дело, поступившее в Совет палаты с заключением квалификационной комиссии, должно быть рассмотрено не позднее двух месяцев с момента вынесения заключения, не считая времени отложения дисциплинарного дела по причинам, признанным Советом уважительными. Решение по жалобе, представлению, обращению принимается Советом путем голосования. Резолютивная часть решения оглашается участникам дисциплинарного производства непосредственно по окончании разбирательства в том же заседании.

Решение Совета адвокатской палаты по дисциплинарному производству может быть обжаловано адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в месячный срок со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о состоявшемся решении.

Совет вправе отменить либо изменить свое решение о применении мер дисциплинарной ответственности к адвокату при наличии новых и (или) вновь открывшихся обстоятельств (п. 3 ст. 25 КПЭА).

Если в течение года со дня наложения дисциплинарного взыскания адвокат не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания. Совет вправе до истечения года снять дисциплинарное взыскание по собственной инициативе, по заявлению самого адвоката, по ходатайству адвокатского образования, в котором состоит адвокат (п. 1 ст. 26 КПЭА).

В соответствии со ст. 18.1 Кодекса профессиональной этики адвоката добросовестное исполнение адвокатом профессиональных обязанностей при безусловном соблюдении норм настоящего Кодекса является основанием для его поощрения.

Порядок (процедура) представления к поощрению, виды, формы и способы поощрения определяются соответствующими положениями (уставами) адвокатского образования, адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, Федеральной палаты адвокатов.

Так, Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 10.12.2003 г. (протокол № 4) (с изм. от 01.12.2004 г., от 08.10.2008 г., от 07.07.2009 г., от 22.03.2011 г.) было утверждено Положение о мерах, основаниях и порядке поощрения Федеральной палатой адвокатов Российской Федерации (далее – Положение). В соответствии с Положением меры поощрения являются профессиональными знаками отличия труда адвокатов по оказанию квалифицированной юридической помощи. К ним относятся:

– награды – орден «За верность адвокатскому долгу», медаль «За заслуги в защите прав и свобод граждан» 1 и 2 степени;

– поощрения – почетная грамота и благодарность;

– иные меры – памятная медаль, диплом, благодарственное письмо.

При поощрении адвоката соблюдаются принципы законности, открытости и гласности (ст. 18.1 КПЭА).

16. Гражданско-правовая ответственность адвоката перед доверителем

Согласно ст. 25 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (далее – Закон об адвокатуре) адвокатская деятельность осуществляется по соглашению об оказании правовой помощи, которое представляет собой гражданско-правовой договор, заключенный в простой письменной форме между доверителем и адвокатом.

Существенными условиями такого соглашения являются:

1) указание на адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения в качестве поверенного (поверенных), а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате;

2) предмет поручения;

3) условия и размер выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

4) порядок и размер компенсации расходов адвоката (адвокатов), связанных с исполнением поручения, за исключением случаев, когда юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»;

5) размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения.

Право адвоката на вознаграждение и компенсацию расходов, связанных с исполнением поручения, не может быть переуступлено третьим лицам без специального согласия на то доверителя (п. 5 ст. 25 Закона об адвокатуре).

Соглашение между адвокатом и клиентом об оказании юридической помощи является консенсуальным, двусторонним, возмездным или безвозмездным. Кроме того, указанное соглашение является фидуциарной сделкой, в рамках которой отношения адвоката и доверителя являются лично-доверительными[25]. Это заключается в том, что доверитель сообщает адвокату сведения о своей личной жизни или иные конфиденциальные сведения и предполагает, что другая сторона никогда не использует их во вред.

Предметом договора на оказание юридической помощи является совершение адвокатом действий, направленных на достижение правового результата. Именно поэтому объем обязательств, за неисполнение которых адвокат несет гражданско-правовую ответственность, определяется в каждом случае отдельно. Должно быть доказано, является ли совершение определенных действий обязанностью адвоката по заключенному с доверителем соглашению об оказании юридической помощи.

Согласно пп. 5 п. 4 ст. 25 Закона существенным условием соглашения об оказании юридической помощи являются размер и характер ответственности адвоката (адвокатов), принявшего (принявших) исполнение поручения. При этом стороны должны сами определить ответственность адвоката за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению[26]. Нарушение договорных гражданско-правовых обязательств может повлечь для нарушителя обязанность возместить причиненные потерпевшему убытки (реальный ущерб и упущенную выгоду). Возмещение убытков, как универсальная форма ответственности, применяется независимо от того, предусмотрено ли она договором или нет.

В теории гражданского права общими условиями возмещения убытков, причиненных нарушением обязательств по гражданско-правовым договорам, являются факт нарушения обязательства, наличие убытков, причинная связь между убытками и нарушением обязательств, а также вина нарушителя обязательств, если законом или договором не предусмотрены иные основания ответственности (ст. 401 ГК РФ). Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Требуя возмещения убытков, доверитель должен доказать наличие каждого из перечисленных условий, включая прямую причинно-следственную связь убытков и нарушения обязательства. Поскольку результат исполнения поручения всегда зависит от множества факторов, прямая причинно-следственная связь является наиболее трудно доказываемой составляющей. Адвокат, в свою очередь, должен доказать отсутствие своей вины в нарушении обязательства.

Адвокат отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ). Он также несет ответственность за своих работников, в том числе стажеров и помощников, когда действия таких работников повлекли неисполнение или ненадлежащее исполнение адвокатом принятого на себя обязательства.

С одной стороны, адвокат может нести ответственность за убытки, понесенные доверителем за ошибочные действия (например, за нарушение сроков совершения процессуальных действий). С другой стороны, адвокат, надлежащим образом исполнивший свои обязанности, не может отвечать за необоснованные и незаконные решения, принимаемые должностными лицами правоохранительных и иных органов и организаций.

В настоящее время закон не ограничивает размер гражданско-правовой ответственности адвокатов за нарушение своих обязательств. Сделать это можно в договоре об оказании юридической помощи, но только за неосторожное нарушение обязательства, поскольку, в силу ч. 4 ст. 401 ГК РФ заключенное заранее соглашение об устранении или ограничении ответственности за умышленное нарушение обязательства ничтожно.

Пункт 4 ст. 25 Закона об адвокатуре обязывает в договоре об оказании юридической помощи предусматривать характер ответственности адвоката. Например, когда соглашение заключают несколько адвокатов, целесообразно указывать, какую ответственность они несут (солидарная, субсидиарная или долевая).

Стороны имеют право установить в соглашении ответственность доверителя перед адвокатом, закон не содержит запрета сделать это. В рамках заключенного соглашения адвокат имеет право на получение вознаграждения за выполненную часть работы, а также на возмещение понесенных издержек. Условия об удержании всей суммы вознаграждения в случае отмены поручения доверителя о выплате неустойки, о возмещении суммы неполученной прибыли не рекомендуется включать в соглашение адвоката с доверителем как не соответствующие законодательству и нормам адвокатской этики. Представляется, что доверитель несет ответственность перед адвокатом по аналогии с ч. 2 ст. 978 ГК РФ, закрепляющей, что поверенный не вправе требовать возмещения убытков при отмене поручения доверителем, если только он не является коммерческим представителем.

Литература

1. Гражданский Кодекс РФ 1994 г. Ч. 1.

2. Гражданский Кодекс РФ 1995 г. Ч. 2.

3. Кодекс профессиональной этики адвоката с изменениями и дополнениями, утвержденными II Всероссийским съездом адвокатов 08.04.2005; III Всероссийским съездом адвокатов 05.04.2007; VI Всероссийским съездом адвокатов 22.04.2013) (принят Всероссийским съездом адвокатов 31.01.2003) // Российская газета. – № 222. 05.10.2005.

4. Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 10.06.2002. № 23. Ст. 2102.

5. Адвокат: навыки профессионального мастерства / под ред. Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. – М.: ВолтерсКлувер, 2006.

6. Бусурина Е. О. Дисциплинарная ответственность судей и адвокатов: сравнительный анализ // Адвокатская практика. – 2012. – № 4.

7. Бусурина Е. О. Меры дисциплинарной ответственности адвоката // Адвокатская практика. – 2012. – № 3.

8. Вайпан В. А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». – М.: Изд-во ЗАО «Юстицинформ», 2006.

9. Ем В. С., Козлова Н. М. Правовые формы организации адвокатской деятельности (Комментарий к ст. 20–25 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») // Законодательство. – 2003. – № 9.