Вы здесь

Настольная книга будущего адвоката: учебное пособие для лиц, претендующих на приобретение статуса адвоката. Отношения адвоката с доверителем ( Коллектив авторов, 2014)

Отношения адвоката с доверителем

8. Правовая природа соглашения об оказании юридической помощи. Понятие, существенные условия, форма соглашения. отказ от оказания юридической помощи. Расторжение соглашения об оказании юридической помощи

Джиоева Е. Г. – к. ю. н., доцент кафедры гражданского права юридического факультета ЮФУ

Согласно ст. 25 закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»[10] адвокатская деятельность осуществляется на основании соглашения между адвокатом и доверителем, являющегося по своей правовой природе гражданско-правовым договором. Первоначальная редакция этой статьи устанавливала, что, выступая в качестве представителя доверителя в судах, органах государственной власти и местного самоуправления, в уголовном и административном процессе, а также в отношениях с физическими лицами, адвокат действует только на основании договора поручения. Последняя редакция закона такого положения не содержит, что усиливает дискуссию вокруг вопроса о правовой природе договора об оказании юридической помощи.

Признанию указанного договора договором поручения во многом препятствует то, что его предмет значительно шире охватываемого поручением представительства: адвокат дает консультации и справки по правовым вопросам, составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, совершает иные действия юридического и фактического характера.

На сегодняшний день наиболее распространенной является правовая квалификация договора об оказании юридической помощи как договора возмездного оказания услуг. Противниками такой квалификации указывается на публично-правовой характер деятельности адвокатов[11]. Тем не менее правовую природу услуги признает за договором об оказании юридической помощи и правоприменительная практика[12].

Некоторые авторы отмечают явную схожесть юридических услуг с договорами подрядного типа: особую ценность и тех и других представляет собой конечный результат[13].

Соглашение об оказании юридических услуг должно быть совершено в простой письменной форме. К его оформлению применяются требования, установленные ст. 160 ГК.

Существенными условиями соглашения об оказании юридической помощи являются: указание на адвоката, принявшего исполнение поручения в качестве поверенного, а также на его (их) принадлежность к адвокатскому образованию и адвокатской палате; предмет поручения; условия выплаты доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь; порядок и размер компенсации расходов адвоката, связанных с исполнением поручения; размер и характер ответственности адвоката, принявшего исполнение поручения (п. 4 ст. 25 Закона «Об адвокатской деятельности»).

Предмет обязательства об оказании юридической помощи должен быть четко определен путем указание на вид работы, которую должен выполнить адвокат: консультирование, подготовка конкретных документов, представительство в суде определенной инстанции и т. д. Дисциплинарная практика показывает, что указание в качестве предмета договора на представительство в суде и количество судебных заседаний противоречит закону[14].

Закрепляя в договоре условие о размере вознаграждения за оказываемую юридическую помощь, следует руководствоваться также ст. 16 Кодекса профессиональной этики адвокатов[15]: гонорар может учитывать объем и сложность работы, продолжительность времени, необходимого для ее выполнения, опыт и квалификацию адвоката, сроки, степень срочности выполнения работы и иные обстоятельства. Кроме того, адвокат вправе включать в соглашение об оказании юридической помощи условия, в соответствии с которыми выплата вознаграждения ставится в зависимость от благоприятного для доверителя результата рассмотрения спора имущественного характера.

Некоторую сложность представляет собой формулирование такого существенного условия, как размер и характер ответственности адвоката. Дело в том, что понятие «характер» ответственности законодательством не определено. Вероятно, в данном случае следует указывать основание ответственности и ее форму. Что касается размера ответственности, то он определяется общими нормами ст. 393 ГК РФ – при наличии убытков они должны быть возмещены в полном объеме. Однако традиционно для адвокатской практики ограничение размера ответственности адвоката размерами установленного по договору гонорара.

Адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты пп. 6 п. 4 ст. 6 Закона «Об адвокатской деятельности». Следует учитывать, что данное правило распространяется на ситуацию, когда адвокат уже принял на себя защиту интересов клиента. Моментом принятия защиты следует считать момент заключения договора об оказании юридической помощи либо момент, определенный таким соглашением. Кроме того, адвокат вправе отказаться от принятой защиты в случаях невозможности ее осуществления вследствие болезни.

В то же время Закон предусматривает ряд случаев, когда отказ адвоката от принятия на себя защиты является не правом, а обязанностью адвоката: в случае, если поручение клиента имеет заведомо незаконный характер; если адвокат имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; если адвокат участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица и в некоторых других случаях.

Соглашение об оказании юридической помощи может быть расторгнуто в случае и в порядке, предусмотренным ГК. То есть соглашение может быть расторгнуто по соглашению сторон, а также в одностороннем порядке при наличии оснований, предусмотренных п. 2 ст. 450 ГК.

9. Конфликт интересов. Коллизии взаимоотношений адвоката и подзащитного. Позиция адвоката в случае конфликта интересов и коллизии взаимоотношений адвоката и подзащитного

Осуществляя свою профессиональную деятельность, адвокат может столкнуться с ситуацией, когда его собственные интересы или интересы одного из его доверителей войдут в противоречие с интересами другого доверителя этого же адвоката. Такая ситуация получила в литературе название «конфликт интересов».

Анализ законодательства об адвокатской деятельности позволяет сделать вывод о том, что конфликт интересов возникает в случаях, когда адвокат: имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица; участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица; состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица; оказывает юридическую помощь доверителю, интересы которого противоречат интересам данного лица.

Кодекс профессиональной этики адвоката, говоря о конфликте интересов, употребляет термин «сторона спора», что дает основание полагать, что адвокат не вправе оказывать услуги обратившемуся лицу, если интересы этого лица противоречат интересам не только доверителя, но и его аффилированных лиц[16].

Конфликт интересов далеко не всегда бывает очевиден. Его выявление и принятие соответствующих мер является одной из важнейших проблем осуществления адвокатами юридической помощи.

Если конфликт интересов адвоката и потенциального доверителя выявлен до принятия адвокатом защиты, в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 6 закона «Об адвокатской деятельности», он не вправе принимать на себя защиту лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи. Кроме того, ст. 11 Кодекса установлено, что адвокат не вправе быть советником, защитником или представителем нескольких сторон в одном деле, чьи интересы противоречат друг другу, а может лишь способствовать примирению сторон. При этом посредничество в примирении сторон должно быть корректным[17].

Если в результате конкретных обстоятельств возникнет необходимость оказания юридической помощи лицам с различными интересами, а равно при потенциальной возможности конфликта интересов, адвокаты, оказывающие юридическую помощь совместно на основании партнерского договора, обязаны получить согласие всех сторон конфликтного отношения на продолжение исполнения поручения и обеспечить равные возможности для правовой защиты этих интересов.

Значительные сложности возникают при решении вопроса о том, как поступать адвокату, выявившему конфликт интересов в процессе оказания помощи доверителю.

Возможным вариантом разрешения этой проблемы является расторжение адвокатом соглашения об оказании юридической помощи с доверителем или одним из доверителей, когда конфликт интересов имеет место в отношении одного из них. Однако, по мнению многих ученых и практиков, наличие конфликта интересов безусловным основанием к расторжению соглашения не является[18]. Во всяком случае, до заявления о расторжении соглашения адвокат вправе принять меры к примирению сторон. Если такие меры не принесут ожидаемого результата – адвокат должен заявить о расторжении договора в связи с конфликтом интересов.

10. Оказание юридической помощи гражданам Российской Федерации бесплатно. Гарантии предоставления юридической помощи малоимущим. Эксперимент по созданию государственных юридических бюро. Юридическая консультация

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Оказание бесплатной юридической помощи в Российской Федерации осуществляется на основании Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»[19], а также законов субъектов РФ. В настоящее время такой закон действует и в Ростовской области[20].

В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан:

1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума[21];

2) инвалиды I и II группы;

3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;

4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;

4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;

4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;

5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);

7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;

8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;

9) граждане, которым предоставлено право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В дополнение к указанному перечню ст. 8 Областного закона установлено, что в экстренных случаях гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, также оказывается бесплатная юридическая помощь. При этом под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, смерть близких родственников, утрата единственного жилого помещения), которую он не может преодолеть самостоятельно. Под экстренным случаем понимается случай, возникший в результате происшествий и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью граждан и требующих немедленного оказания юридической помощи (авария, пожар, опасное природное явление, катастрофа, вооруженный конфликт, война, стихийное или иное бедствие, которые повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в РФ» в Российской Федерации создаются системы государственной и негосударственной юридической помощи. К числу субъектов государственной системы оказания бесплатной юридической помощи относятся:

1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и подведомственные им учреждения;

3) органы управления государственных внебюджетных фондов;

4) государственные юридические бюро.

Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи в порядке, установленном Федеральным законом, другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Областного закона адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

Пунктом 2 ст. 20 Федерального закона закреплен перечень случаев, когда государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера. К ним относятся, в том числе, следующие: заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи); признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения; признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи); защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг); отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя; признание гражданина безработным и установление пособия по безработице; возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью; предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение; установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов и в других случаях, указанных в законе.

Правительство РФ, принимая во внимание важность оказания юридической помощи социально незащищенным слоям населения, в 2005 г. приняло решение о проведении в ряде регионов РФ эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам[22]. В рамках эксперимента на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей были созданы государственные юридические бюро, которые оказывали такие виды юридической помощи гражданам, как: устные и письменные консультации по правовым вопросам; устные консультации для инвалидов I и II групп, ветеранов Великой Отечественной войны, неработающих пенсионеров, получающих пенсию по старости, независимо от уровня их дохода; составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера; участие работников государственных юридических бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Итоги эксперимента признаны положительными. Так, в течение 2006 г. 123 работника государственных юридических бюро оказали бесплатную юридическую помощь почти 22 тыс. малоимущих граждан – в основном пенсионерам, инвалидам, безработным, работникам бюджетной сферы. Благодаря помощи бюро устранены, в том числе в судебном порядке, проблемы малоимущих граждан, которые в течение многих лет оставались неразрешенными[23]. В настоящий момент деятельность государственных адвокатских бюро регулируется Федеральным законом «О бесплатной юридической помощи в РФ».

Литература

1. Адвокат: навыки профессионального мастерства / Е. Ю. Булакова [и др.]; под ред. Л. А. Воскобитовой, И. Н. Лукьяновой, Л. П. Михайловой. – М.: Волтерс-Клувер, 2006.

2. Анисимов В. Ф., Акинина Н. Ю. Роль адвокатского сообщества в реализации прав граждан на бесплатную юридическую помощь // Адвокатская практика. – 2013. – № 3. – С. 2–5.

3. Вайпан В. А. Конфликт интересов в адвокатской деятельности: комментарий к статье 11 Кодекса профессиональной этики адвоката // Право и экономика. – 2007. – № 6.

4. Грудцына Л. Ю. Адвокатское право: учеб. – практич. пособие. – М.: Деловой двор, 2009.

5. Кудрявцев В. Л. Юридическая ответственность адвоката (защитника) за неисполнение либо ненадлежащее исполнение конституционной обязанности по оказанию квалифицированной юридической помощи // Адвокат. – 2008. – № 2.

6. Кучерена А. Г. Адвокатура в условиях судебно-правовой реформы в России: монография. – М.: ЮРКОМПАНИ, 2009.

7. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» / под ред. А. Г. Кучерены. – М.: Деловой двор, 2009.

8. Плетень А. С. Опыт субъектов Российской Федерации в области оказания бесплатной юридической помощи гражданам // Государственная власть и местное самоуправление. – 2008. – № 12.

9. Скопцова А. Е. Соглашение об оказании юридической помощи // Адвокатская практика. – 2010. – № 1. – С. 9–12.

10. Яшина О. Н. Сравнительно-правовой анализ законодательных актов, принятых субъектами Российской Федерации и регулирующих оказание бесплатной юридической помощи на их территориях // Адвокат. – 2013. – № 4. – С. 35–40.