История российской адвокатуры
1. Российская адвокатура по судебным уставам 1864 г.
Первые упоминания о российской адвокатуре связаны с реформами 1864 г. (далее – Судебные уставы), когда с целью «водворить в России суд скорый, правый, милостивый и равный для всех…» император Александр II заложил основы адвокатской профессии[1].
В упомянутом Указе Правительствующему Сенату четко обозначена цель Судебных уставов:
• возвысить судебную власть, предоставив ей максимальную самостоятельность;
• утвердить в народе уважение к закону;
• создать иерархичную систему судебных инстанций;
• установить единообразное правосудие.
Несомненной заслугой авторов Уставов[2] было отделение судебной власти от административной. Но самой важной их составляющей было преобразование судопроизводства, которое перестало быть тайным, превратившись в письменное, состязательное и устное, способствовав тем самым возникновению института судебной защиты в лице присяжных поверенных.
Это был абсолютно новый для России институт как по форме, так и по содержанию. Порядок вступления в присяжную адвокатуру состоял из двух этапов: принятия и приписки. Принятие зависело от совета, на котором решался вопрос о зачислении. Приписка осуществлялась судебной палатой на основании решения совета о принятии того или иного лица в адвокатуру.
Обязательным условием вступления в адвокатуру было наличие высшего образования и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет. Судебные уставы содержали также перечень ограничений. Они сводились к возрасту (не моложе 25 лет), запрету допущения в адвокатуру иностранных граждан, граждан, объявленных несостоятельными должниками, лиц, подвергавшихся судебному преследованию и др.
Присяжные поверенные образовывали свое профессиональное сообщество по территориальному признаку с учетом расположения судебных палат (судов).
Большое внимание уделяют Судебные уставы правам, обязанностям и ответственности присяжных поверенных. Так, присяжный поверенный не имел права: отказаться от исполнения данного ему поручения без достаточных на то оснований; выступать в качестве присяжного поверенного против своих близких родственников. Основные обязанности сводились к запрету на разглашение сведений о своем доверителе.
Присяжные поверенные несли как дисциплинарную, уголовную, так и гражданскую ответственность.
Дисциплинарная ответственность наступала в случае нарушения профессиональных обязанностей и при несоблюдении норм адвокатской этики.
Уголовному преследованию присяжный поверенный подвергался в случае злонамеренного нарушения своих полномочий (например, сговор с противниками своего доверителя, сообщение им сведений или передача документов о своем доверителе, составляющие адвокатскую тайну), также за оскорбление суда и участвующих в деле лиц.
Гражданская ответственность для присяжных поверенных наступала в случае нанесения материального ущерба своими действиями доверителю либо выполнения ненадлежащим образом своих обязанностей (например, пропуск процессуальных сроков).
Такой была русская адвокатура после проведенных реформ 1864 г., результатом которых стало появление Судебных Уставов, достаточно подробно регулирующих организацию и функционирование адвокатуры. Ее характерными чертами были:
1) совмещение правозаступничества с судебным представительством;
2) относительная свобода профессии;
3) отсутствие связи с магистратурой;
4) наличие сословной организации с одной стороны и параллельная подчиненность судам;
5) определение гонорара по соглашению.
В большей степени организация русской постреформенной адвокатуры напоминает организацию германской и австрийской адвокатуры. Поэтому можно сделать вывод: русская адвокатура примыкает к австро-германской системе. При этом в литературе часто можно встретить мнение о том, что русская адвокатура была построена по французскому образцу. Безусловно, нельзя не признать, что объединяет их не только относительная свобода профессии и сословность учреждений, но и система дисциплинарных взысканий и принципы дисциплинарного производства. Анализ остальных составляющих позволяет считать, что русская адвокатура прямо противоположна организации французской адвокатуры и представляет собой смешанный образец германской, австрийской и французской адвокатуры.
2. Формирование российской адвокатской школы в 60–70-е гг. ХIX в. Выдающиеся представители адвокатуры
В XIX в. под адвокатурой принято было понимать правозаступничество в узком смысле и совмещение правозаступничества и судебное представительство – в широком.
Судебная реформа 1864 г., восприняв опыт западно-европейских держав и аккумулировав существующий российский, создала своеобразный тип адвокатуры, напоминающей отчасти немецко-австрийскую, поскольку имело место такое же соединение функций правозаступничества и судебного представительства, отчасти французскую, подарившую русской адвокатуре характер внутреннего самоуправления и дисциплинарное производство.
Адвокатура рассматриваемого периода существовала в двух формах: присяжных поверенных и частных поверенных. Право на ведение дел частными поверенными выдавалось судами, где частный поверенный осуществлял ходатайство по делам. Эти же суды накладывали дисциплинарные взыскания. В отличие от присяжных поверенных, которые имели право выступать в любом суде, частные поверенные выступали только в тех судах, которые давали такое разрешение (при этом в каждом отдельном суде существовала своя обязательная процедура, предшествующая выдаче разрешения).
Таким образом, после реформы 1864 г. значение адвокатской профессиональной деятельности стало более высоким. По мнению Е. В. Васьковского, именно присяжная адвокатура играла важную роль в качестве истолковательницы закона и пособницы суда. Вся судебная и кассационная практика представляла собой результат не только судейской работы, но и работы адвокатов. Адвокат формулирует вопросы, адвокат толкует законы, высказывает соображения, опровергает мнения и доводы противника, из этого состязания рождается истина. Деятельность адвокатов – это тот материал, который в обработке судей обращается в правовой институт[3].
Однако деятельность адвоката не исчерпывается только его служебной деятельностью. Помимо того, что он представляет интересы тяжущихся в суде, он еще и занимается консультативной деятельностью, дает указания и разъяснения в части применения закона.
Авторы Судебных уставов формулировали в качестве основного принципа адвокатской деятельности «чувство правды, чести и сознания нравственной ответственности перед правительством и обществом»[4]. Так, например, благодаря добросовестному отношению к интересам обвиняемых, присяжные поверенные в народе получили имя «защитников». По мнению Слиозберга, этим именем адвокаты поистине могут гордиться, особенно если принять во внимание то беззащитное положение, в котором находился народ в рассматриваемый период[5]. Не менее значимым является тот факт, что изречение Александра II, вдохновителя Судебных уставов, «правда и милость да царствуют в судах» проникло в народ и стало его достоянием благодаря адвокатам. Старая народная пословица «с сильным не борись, с богатым не судись», возникшая как результат наблюдения над дореформенным судом, ушла в прошлое как только народ стал обращаться к присяжным поверенным. Именно в новом суде, при участии присяжных поверенных право сделалось той силой, перед которой уступали богатые и сильные.
Наконец, за непродолжительный период своего существования присяжная адвокатура выдвинула на арену юриспруденции знаменитых до сегодняшнего дня представителей судебной защиты, оставивших свой след в истории не только адвокатуры, но и науки, государственной службы и общественной деятельности. Это В. Д. Спасович, которого справедливо называли королем русской адвокатуры, присяжный поверенный, оставивший свой след в истории юриспруденции как профессор, ученый, писатель и оратор.
Нельзя не упомянуть о знаменитых присяжных поверенных второй половины XIX в., которые пользовались уважением в народе, ораторах Андриевском, Карабчевском, Плевако, Урусове и др. Комментированное издание кодексов гражданского права и процесса принадлежит известному присяжному поверенному Боровиковскому. И это не единичный случай.
Многие присяжные поверенные, как действующие, так и бывшие, находили себя как ученые, публицисты и критики. Это Стронин, Муромцев, Арсеньев, Слонимский, Джаншиев (чей труд об адвокатской этике изучается и по сей день). Большое количество присяжных поверенных активно сотрудничало с научными юридическими журналами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что адвокатуру и адвокатскую школу периода второй половины XIX в. представляли лучшие юридические умы, умнейшие и талантливые, разносторонне образованные юристы-правоведы.
3. История становления адвокатуры с 1864 г. до 1917 г. Контрреформы. Попытки уничтожения независимости российской адвокатуры
Значение и эффективность профессиональной адвокатской деятельности стала носить иной характер, благодаря изменениям, сформулированным в Судебных уставах 1864 г. Те принципы, которые содержали Уставы, придавали особое значение судебной защите. Впервые в русской истории адвокаты могли выступать перед судом присяжных в открытых заседаниях и иметь свидания с обвиняемым, находящимся под арестом.
Но, несмотря на то, что российская судебная система восприняла состязательные элементы судебного процесса, предварительное следствие осуществлялось без участия защитника.
Политика реакции и ухудшение отношения государства к присяжным поверенным отразилась на развитии советов присяжных поверенных. Судебная реформа предусматривала создание профессиональной организации присяжных поверенных в округе каждой судебной палаты, но правительство не предпринимало каких-либо мер, направленных на развитие данного принципа. Серьезным недостатком судебной реформы было введение, наряду с институтом присяжных поверенных, института частных поверенных. Его организация была несовершенна. Она не гарантировала ни юридической квалификации, ни нравственных качеств, ни независимости частных поверенных. А. Ф. Кони писал, что учреждение присяжной адвокатуры, которая существовала в дореформенный период лишь в зачаточном состоянии, было горячо встречено обществом. Однако она не была поставлена в благоприятные условия для ее развития и наряду с присяжными поверенными появились частные ходатаи и совершенно посторонние адвокатуре лица, имеющие право быть представителями обвиняемого без всякого образовательного или нравственного ценза[6].
Контрреформы 1874 г. существенно ослабили адвокатуру. Профессионализм и активность присяжных были сведены на нет как контрреформами, так и последующей реакцией в России. Активность участия присяжных поверенных в судебных процессах была снижена, что отразило отказ от стремления правосудия к установлению социальной справедливости[7].
В 1890 г. правительством назначается комиссия, которая приступила к разработке проекта нового законодательства об адвокатуре. Предполагалось, что будет усилен надзор за адвокатурой со стороны государства, в частности, со стороны прокуратуры. Последней предоставлялась возможность опротестования любых решений органов самоуправления присяжных поверенных. Органам самоуправления запрещалось принимать в адвокатуру лиц, подозревавшихся в политической деятельности или находившихся под надзором полиции. Этот проект, как и более поздний (1896 г.), был направлен в Государственный Совет для утверждения, но ни один из них принят не был[8].
Это были не единственные попытки внесения изменений в организацию и функционирование адвокатуры. Признав наличие существующих недостатков в организации адвокатуры, берущей свое начало с реформ 1864 г., понимая необходимость пересмотра положений Уставов, была создана Комиссия по пересмотру положений Судебных уставов под председательством министра юстиции Н. В. Муравьева. Но и эта работа не была доведена до конца. Предложения, выработанные Комиссией, реализованы не были.
Но потенциал, выработанный Судебными уставами, уже не поддавался уничтожению, избрав свой путь. В 90-е годы XIX столетия адвокатура продолжает развиваться как организация, оказывающая помощь населению, в первую очередь беднейшему. Активно развивается коллективная форма адвокатуры, которая предполагает, прежде всего, дачу юридических консультаций. В тот же период адвокаты начинают объединяться в группы, организуя центры правовой помощи населению (в основном рабочим и крестьянам), при этом существуют присяжные поверенные, которые посвящают себя защите исключительно беднейших слоев населения. Так, в середине 90-х годов, в пик реакции, новое поколение присяжных поверенных расширило функции адвокатов, ознаменовав новую волну активности, которая усилилась в связи с политическими волнениями, в частности с восстанием 1905 г. С этого периода берет свое начало процесс политизации адвокатуры. Кризис разделил адвокатов на реформистов и традиционалистов. Теперь адвокаты-центристы должны были присоединиться либо к тем, либо к другим. Все больше присяжных поверенных вступают в различные партии, что, в свою очередь, приводит к образованию группировок внутри адвокатских сообществ.
И без того непростые отношения государства и адвокатуры ухудшаются в период с 1905 по 1917 гг., что было связано с активным участием адвокатов в политических процессах. Государство препятствует функционированию адвокатских объединений, используя различные способы разобщения присяжных[9].
4. Упразднение традиционной российской адвокатуры декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г. Создание советской адвокатуры. Положение об адвокатуре от 26 мая 1922 г.
Декретом о суде № 1 от 22 ноября 1917 г., первым законодательным актом о суде, была провозглашена ликвидация адвокатуры, которую адвокаты на местах отказались принимать, объявив, что упомянутый Декрет исходит «от организации, не имеющей силу закона». Но на местах адвокаты предпринимают попытки продолжать работать на условиях, которые были установлены для присяжных поверенных. Советская власть, фактически уничтожив институт адвокатуры, тем не менее, пытается обеспечить каждому гражданину возможность иметь своего представителя в суде с целью защиты его интересов. При этом принимать на себя функции защитников могут «все неопороченные граждане обоего пола, пользующиеся гражданскими правами».
19 декабря 1917 г. появляется Инструкция Народного комиссариата, которая разрешает организовывать универсальные коллегии правозаступников, члены которых могут выступать как в качестве обвинителей, так и в качестве правозаступников. Декрет о суде № 2 от 7 марта 1918 г. допускал участие в судебном заседании одного защитника из коллегии правозащитников.
30 ноября 1918 г. Положением о народном суде при исполнительных, уездных и губернских комитетах Советом рабочих и крестьянских депутатов были учреждены коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон по гражданскому процессу. Надзор за коллегиями осуществляли отделы юстиции. Создание коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе сыграли в известном смысле положительную роль, усилив правовые гарантии граждан в условиях существования советского правосудия. Однако факт нахождения в рядах защитников опытных правозаступников из числа представителей буржуазной адвокатуры вынудил III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции в июне 1920 г. подвергнуть острой критике коллегии, что и привело к их ликвидации, в соответствии с Положением 1918 г.
Теперь, в соответствии с новым Положением о народном суде, принятым ВЦИК 21 октября 1920 г., организация судебной защиты осуществлялась в порядке трудовой повинности. К такого рода защите привлекались все граждане, которые по своей профессии, образованию, партийному или служебному опыту были подготовлены к исполнению обязанностей защитников в суде. Однако помимо защиты гражданских прав в суде, население нуждалось и в иных видах юридической помощи. Эта проблема была разрешена посредством возложения такого рода функций на отделы юстиции. Но для разрешения такой задачи таких мероприятий было недостаточно. Ситуация требовала создания особой, специальной организации, способной осуществлять такие функции на профессиональной основе. Окончание гражданской войны, переход к мирному строительству, расширение сферы хозяйственных отношений, диктовали необходимость изменений в организации судебной защиты и судебного представительства. Кодификационные работы, начавшиеся в 20-х гг. XX столетия попытались восстановить основные институты – адвокатуру и прокуратуру. Так, 5 июля 1922 г. было принято Положение о коллегии защитников, которое регламентировало адвокатскую деятельность. Органом управления коллегии являлся президиум, избиравшийся общим собранием ее членов. Президиум:
• осуществлял прием в коллегию;
• налагал дисциплинарные взыскания на защитников;
• наблюдал за исполнением адвокатов своих обязанностей;
• назначал бесплатную защиту;
• распоряжался денежными средствами;
• организовывал юридические консультации для населения.
Это была общественная организация, в состав которой не могли входить служащие государственных учреждений. Исключение составляли те, кто занимал выборные должности и осуществлял преподавательскую деятельность в высших учебных заведениях.
Новый Закон об адвокатуре от 26 мая 1922 г. предусматривал возрождение института защитников в каждой губернии. Но Закон ничего не говорил об организации общероссийской коллегии адвокатов. Надзор возлагался на суды и прокуратуру, куда при необходимости должны были высылаться стенограммы всех заседаний коллегий. Делами губернских коллегий должен был руководить президиум, избираемый общим собранием. Закон не регулировал частную адвокатскую практику. За государственными органами закреплялось право исключать адвокатов из корпорации.
Предвзятое отношение советского государства к институту адвокатуры усилилось в обстановке НЭПа в связи с тем, что правозащитники оказывали юридическую помощь классовым врагам. Это вызвало к жизни дискуссии о том, могут ли коммунисты состоять в коллегии защитников. Несмотря на то, что в коллегии членов партии насчитывалось небольшое количество, было принято положение об условиях нахождения членов партии в коллегии адвокатов: адвокаты не могли осуществлять деятельность без соответствующей санкции местной партийной организации при условии отчетности перед губернским комитетом партии.
При обсуждении проекта Закона о судоустройстве вокруг адвокатуры вновь разгорелись споры. Несмотря на существующие разногласия, ЦИК СССР 29 октября 1924 г. принял Основы судоустройства СССР и союзных республик, в которых было определено, что коллегии защитников организуются на началах самопополнения под контролем губернских исполнительных комитетов.
1. Адвокатура в СССР. – М., 1971.
2. Васьковский Е. В. Организация адвокатуры. Ч. 1. Очерк всеобщей истории адвокатуры. – СПб., 1893.
3. Джаншиев Г. А. Вопросы адвокатской дисциплины. – СПб., 1887.
4. Казачанская Е. А. История русской адвокатуры (дореформенный период) // Южнороссийский адвокат. – 2011. – № 1.
5. Казачанская Е. А. История русской адвокатуры (постреформенный период) // Южнороссийский адвокат. – 2012. – № 6.
6. Кони А. Ф. Избранные речи. – М., 1983.
7. Модернизация законодательства об адвокатуре в начале XXI в. (после принятия Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
8. Российское законодательство X–XX вв.: в 9 т. – М., 1991.
9. Слиозберг Г. Б. Адвокатура за двадцать пять лет // Журнал гражданского и уголовного права. – 1889. – № 9.
10. Смоленский М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура Российской Федерации. – Ростов н/Д, 2004.
11. Становление современной российской адвокатуры (1989–2002 гг.).
12. Статус адвокатуры по советскому законодательству (1939–1980 гг.).
13. Судебные уставы 1864 г. – СПб., 1864.