Глава 2. Кузнец – молодец
Проектная команда была подобрана на славу. Во главе ее стоял директор по персоналу – молоденький паренек со светлой головой в прямом и переносном смысле по имени Виталий Александров. Его правой рукой был Петр Кузнецов – единственный в компании успешный наставник, воспитавший не одно поколение продавцов, умевших работать с торговой программой быстро и без ошибок, а что еще важнее, с Клиентами, предоставляя им необходимый уровень сервиса и убеждая сделать выгодную покупку. Остальные – директора по продажам разных территорий, включая директора московского региона – Вячеслава Москвина.
Проект системы наставничества был фактически готов. Ведь это было уже третье возвращение наставничества в компанию. Но будет ли это феникс, восставший из пепла, или снова мертворожденное дитя зависело от решения принципиальной задачи. В прошлые разы она была решена ошибочно. Во многом поэтому наставничество не оправдало тогда возлагаемых на него надежд. Нужно было решить – кто должны быть наставниками, кто справится с этой важной функцией?
– По-моему здесь и думать-то не над чем! Ясное дело, что наставником должен быть непосредственный руководитель. Работа с персоналом – это часть его должностных обязанностей. Именно от того, как он обучит новичка и зависит успешность работы его подразделения. Поэтому он кровно заинтересован в том, чтобы наставничество работало, – заявил свою позицию директор по персоналу.
Надо заметить, что позиция эта была давно всем известна и не находила поддержки в рознице. Поэтому Вячеслав Москвин тут же отреагировал.
– Опять двадцать пять! Снова руководители. Да вы знаете сколько у них работы?! Они бы и рады заниматься обучением, но им не когда делать это на постоянной основе.
– Что вы предлагаете? – поинтересовался Виталий Александров.
– Я считаю, что надо передать функцию наставничества линейным сотрудникам. А чтобы их замотивировать необходимо дополнительно доплачивать им или сделать обязательным условием дальнейшего карьерного роста.
– Этот вариант мы тоже проходили, – ответил Виталий. – Продавцам не интересно тратить свое время, в которое они могли бы продавать, на обучение. И даже оплата этой работы не гарантирует, что они будут проводить обучение качественно, а не пустят все на самотек и будут получать дополнительные выплаты ни за что. Многие из них вообще рассматривают новичков как конкурентов и им не выгодно делиться своими наработками и растить себе конкурентов.
– Вот мы снова оказываемся в тупике. И что же делать? Петр, а ты что скажешь?
Петр Кузнецов работал руководителем одного из магазинов и был наставником. Но в его случае это был не просто статус, закрепленный за ним в регламентах компании. Он успевал обучать новичков за короткий срок таким образом, что они становились полноценными участниками его команды.
– Я скажу, что, безусловно, руководителю очень удобно, когда в компании есть подразделение, которое занимается обучением новых сотрудников. Или есть грамотный продавец, которому можно делегировать наставничество. Но, мое мнение заключается в том, что гораздо правильнее и результативнее чтобы наставником был именно руководитель. Только тогда можно подготовить успешного сотрудника. Я больше скажу. Фактически наставничество – это стиль руководства, используемый с новыми сотрудниками. А кому, как не руководителю руководить новичками. А то, что у него много задач не означает, что он не должен выделить время на главную часть своей работы – руководство персоналом.
– Так значит, лучше все-таки, чтобы это были управляющие или их заместители. Я правильно понял? – поинтересовался директор по персоналу.
– Не совсем. Руководитель – бесспорно, но не обязательно управляющий магазином или его заместитель. Можно выделить отдельного руководителя, у которого в подчинении будут только новые сотрудники. Но тогда важно чтобы у новичков не было никакого двойного подчинения. Наставник должен быть для них тем единственным человеком, который обучает их, ставит обучающие задачи и контролирует их выполнение. В итоге к концу испытательного срока должен быть получен сотрудник, действующий на требуемом уровне и выходящий на плановые показатели. Но, что еще важнее, нужно в любом случае правильно отобрать этого руководителя и подготовить к выполнению наставничества.
На роль наставника действительно не подходит любой опытный сотрудник или руководитель. Все потому что в процессе передачи своего опыта наставник выступает в нескольких амплуа.
Петр Кузнецов продолжил.
– Я предлагаю закрепить функцию наставничества за заместителями управляющего. Во-первых, они – руководители и поэтому будут выполнять свою прямую функцию – руководство новичками. Но есть несколько обязательных условий, которые необходимо соблюсти для того чтобы они действительно занимались обучением.
– Чувствую запахло большими дополнительными выплатами, – скептически заметил Вячеслав Москвин.
– Дело не в деньгах. Хотя достойный и конкурентный уровень оплаты сотрудникам никто не отменял. Важно включить в систему выбора и назначения заместителей оценку их способностей к наставничеству.
– И как мы это сделаем, экстрасенса наймем?
Так по традиции сначала неконструктивно обсуждение внутри проектной команды перешло в плоскость решения задачи по выбору наставников и подходящих для этого методов.
Наставник = Руководитель.
При обсуждении наставничества часто фокус держится на обучении. Во многих компаниях в качестве наставника выступает один из наиболее профессиональных сотрудников. Но Кузнецов был сторонником того, что наставником должен быть руководитель. По его мнению, руководитель и есть наставник, а наставничество – это фактически стиль руководства новичками. Ведь главная цель любого руководителя заключается в том, чтобы добиваться от работы своего подразделения результатов, за которые он отвечает. И если у него в подчинении есть сотрудники, не обладающие достаточными навыками для выполнения поставленных задач, то перед руководителем встает задача по обучению новичков.
Функция наставничества может быть делегирована высоко потенциальному сотруднику. При этом она должна быть делегирована ему полностью. Это значит, что руководитель обязан передать такому сотруднику все необходимые полномочия для работы с новичками и ответственность за достижение цели. К таким полномочиям, например, относятся право принимать решение о найме на работу, о завершении испытательного срока, об утверждении квалификации, от которой зависит уровень заработной платы.
Именно так и начинал свою карьеру в качестве руководителя Петр Кузнецов. Когда его непосредственный руководитель подошел к нему с предложением заняться обучением новых сотрудников, то он сразу сказал, что готов, но только при одном условии.
– Что за условие?
– Все новенькие, которых я буду обучать, переходят в мое непосредственное подчинение.
– И зачем тебе это?
– У меня должна быть не просто возможность делиться с ними своим опытом. Мне необходимо чтобы они делали то, что я им говорю. А для этого я должен не просто контролировать их, но еще и оценивать, и принимать решения о их дальнейшей судьбе в компании. Тогда я смогу взять на себя не только обязательства, что они научатся успешно работать, но и будут применять новые знания в работе и добиваться требуемых результатов.
Наставнический стиль управления используется тогда, когда руководитель знает, что сотрудник не обладает достаточной квалификацией для самостоятельного выполнения работы. Поэтому этот подход особенно полезен с вновь принятыми на работу и с теми сотрудниками, кто приступает к новым заданиям, которые ранее ими не выполнялись. Им необходимы четкие инструкции о том, ЧТО нужно сделать, ЗАЧЕМ это делать, КАКОЙ результат должен быть получен, КОГДА работа должна быть завершена, КАК именно ее выполнить. Главный акцент здесь делается на тщательный инструктаж подчиненного на уровне алгоритма. От сотрудника требуется выполнять все, как сказано. При этом наставник продолжает быть включенным в работу сотрудника. Он постоянно контролирует его и дает обратную связь.
При этом как любой руководитель-наставник ограничивает своего подопечного в сроках обучения и при необходимости применяет меры воздействия на него. Он держит фокус не просто на процессе обучения, а на том, что сотрудник должен к определенному сроку выйти на желаемые показатели в работе. Тогда обучение становится тем инструментом, с помощью которого достигаются цели.
Именно в этом и заключается ключевое преимущество наставничества. Руководитель обеспечивает применение новых умений в работе, чего часто не происходит при использовании других методов обучения. Новые сотрудники всегда умеют и делают только то, что требует от них непосредственный руководитель.
Наставник = Специалист.
Чтобы требовать, надо самому уметь, поэтому руководитель должен быть специалистом с достаточным багажом опыта, которым ему предстоит поделиться.
Условно знания можно классифицировать на несколько групп:
Уровень 1: «Что делать?» – общие знания о том, что необходимо делать в рамках рабочих обязанностей.
Уровень 2: «Как делать?» – знания о конкретных инструментах, которые используются для выполнения рабочих задач.
Уровень 3: «Чем делать?» – знания о специфике применения инструментов в различных рабочих ситуациях.
Уровень 4: «Почему?» – знания о логических связях всех уровней знаний.
Любой наставник должен быть экспертом в той области, которой он обучает. Ему необходимо уметь делать все то, чему учит, а также достаточно глубоко разбираться в профессиональных инструментах, чтобы суметь доступно объяснить, почему нужно делать именно так, а никак иначе.
Петр Кузнецов многое быстро забывал из своего славного прошлого, но он хорошо запомнил, как был буквально поражен в первые дни обучения посредственными знаниями продавцов той продукции, которую они продавали. Его новые коллеги знали о ней не многим больше, чем покупатели, что называется на «бытовом» уровне. И как оказалось эпидемия лени и отсутствия тяги к профессиональным знаниям поразила на магазине не только продавцов, но и наставника, за которым был закреплен Петр.
Конец ознакомительного фрагмента.