Вы здесь

Наследие предков. Обретение силы Рода. Уроки рода (В. В. Синельников, 2013)

Уроки рода

Урок 1

Давайте познакомимся

Понедельник. Школьный звонок на второй урок. Открываются двери 10 «А». Входит директор. Следом за директором входит стройный, среднего роста мужчина, коротко стриженный, с седыми усиками. Одет мужчина в чёрную водолазку, вязаный пуловер, брюки спортивного покроя, ниспадающие на чёрные лакированные ботинки.

Директор:

– Здравствуйте, ребята!

Ученики дружно встали из-за столов и ответили слаженно:

– Здравствуйте, Владимир Сергеевич!

Директор:

– Пожалуйста, садитесь. Ребята, рад сообщить вам, что с этого года в нашей учебной программе появился новый предмет под названием «Родология». Знакомить вас с этим предметом будет Николай Васильевич – профессор Академии Родологии. Успешного взаимодействия.

Директор пожал руку Николаю Васильевичу и направился к двери класса. Ученики снова встали.

Дверь за директором аккуратно плотно закрылась. Между учительским столом и выходом из класса остались стоять стройный невысокого роста мужчина, а напротив него – стена из двадцати рослых десятиклассников.

Учитель:

– Здравствуйте, коллеги! Слава Роду, я не буду вас учить. Ибо процесс обучения я понимаю как наполнение сосуда любопытства интересом общения. А поскольку меня неожиданно ввели в вашу жизнь, то я допускаю, что сосуды ваши переполнены собственными интригами. Но я верю: вы любите играть. Ибо доверяю древним, которые говорили, что человек молод до тех пор, пока сохраняет интерес к игре. Пожалуйста, у кого есть желание, можете сесть.

Ученики сели, только два мальчика и девочка остались стоять на своих местах, с любопытством ожидая реакции разговорчивого профессора. Тот воспринял происходящее как само собой разумеющееся, продолжая говорить.

Учитель:

– Я допускаю, что буду общаться с вами на нескольких языках. Если иногда унесусь в другое подпространство, прошу заземлить меня. Другими словами, вернуть в среду нашего совместного обитания. Способы при этом могут быть самыми разнообразными, например выражение неподдельного восхищения, презрения, непонимания, недовольства в доступной для вас форме: словесно ли, выражением лица ли, движением тела ли, движением мыслей ли. Может и такое статься, что кто-то составит мне компанию в полёте, тогда наше возвращение будет обусловлено звонком.

Профессор сделал паузу. В классе царила абсолютная тишина. Взгляд учеников был прикован к новому необычному учителю, который говорил столь непривычно. Николай Васильевич понял, что он завладел вниманием учеников, тем не менее продолжал в том же духе.

Учитель:

– Матричный способ заселения людьми свободного пространства класса характерен для человеческого интеллекта, который пытается систематизировать таким образом индивидуальные особенности каждого из учеников. Предлагаю видоизменить стереотипный способ заселения на более сообразную Природе геометрическую фигуру – круг, в котором каждый из учеников обладает всей полнотой знания. Если принято, то делаем из столов круг и усаживаемся в том месте, которое более подходит вашему состоянию сейчас.

Ребята молча встали со своих мест и быстро расставили столы, стулья в форме круга.

Учитель:

– Прекрасно. Ваши скоростные характеристики приятно порадовали меня.

С этими словами Николай Васильевич подвинул учительский стол, замыкая круг, и сел.

Учитель:

– Теперь, если кто-то переполнен желанием сформулировать, что он ждёт от общения со мной, может изобразить свой вопрос любым доступным для него средством. Я весь внимание.

Произнеся эту фразу, профессор снял свои ботинки и встал на свой стол. В полуприседе он одну ногу положил на колено другой и с улыбкой ожидания распахнул руки навстречу школьникам.

Одна из учениц подняла руку.

Учитель:

– Назовите, пожалуйста, своё имя и спрашивайте.

Ученица:

– Меня зовут Оля. Мне кажется, что вы очень академично и быстро изложили предыдущие свои умозаключения. И я с большим трудом восприняла смысл многих слов и выражений, особенно: «Матричный способ заселения людьми свободного пространства».

Учитель:

– Спасибо, Оля. Ваша реакция замечательна. Кто ещё думает так, как Оля?

Часть учеников изобразила отрешённость. Некоторые встали и изобразили восклицательный знак. Остальные наперебой озвучили взаимоисключающие мысли: от всё понятно и клёво до Оля права.

Учитель:

– Вот и славненько. Я поговорю с Николаем Васильевичем, чтобы он попроще излагал свои мысли. Итак. Что ждёте вы от меня и от нашей встречи?

Ребята молча смотрели на учителя, не зная, что ответить.

Учитель:

– Ого, блестящее разнообразие форм изложения одной мысли. Я вас поздравляю, коллеги. Думаю, наше сотрудничество будет плодотворным. Всем – большое спасибо.

Учитель вернулся на своё место.

Учитель:

– Когда я учился в школе, нам много раз повторяли имя великого итальянского учёного, первооткрывателя гор на Луне, Галилео Галилея. Я думаю, вам имя Галилео тоже известно? Прекрасно. Так вот Галилео говорил: «Вы ничему не можете научить человека. Вы можете только помочь ему открыть это в себе». Я полностью солидарен с основной мыслью, содержащейся в этом пророческом высказывании. Потому и предложил вам союз равных. Вот почему, как и наши древние предки, мы с вами сели в ритуальный круг.

Меня забавляла с детства мысль: «Как с помощью минимального набора слов соединить древние цивилизации, чтобы использовать во благо их великие достижения?» Словесный поиск привёл к рождению нового слова РОДОЛОГИЯ. Теперь родология – название нового направления в науке, и составлено это название из двух слов: Род + логос.

Давайте пофантазируем на тему: каким смыслом наполнено для нас с вами слово «Род»? Но сначала предлагаю каждому соорудить себе из подручных материалов табличку с именем и укрепить её на груди. Такую информативную табличку обычно называют бедж. Даю пять минут для соединения фантазии с реальным предметом.

Ученики начали вырывать чистые листочки из своих тетрадей, разрывать их на более мелкие, писать на них свои имена и стараться прикрепить их к одежде. Девочки использовали булавки и заколки, а мальчики – скрепки.

Учитель:

– Очень хорошо. Теперь предлагаю следующие условия. Каждый желающий сказать прикладывает правую руку к своей табличке с именем. Это будет означать, что он у нас с вами просит предоставить ему возможность высказаться. Кто в вашем коллективе пользуется самым большим уважением?

Оля первой прикладывает правую руку к груди.

Учитель:

– Пожалуйста, Оля.

Оля:

– Думаю, выражу наше общее мнение, если скажу, что все мы уважаем Егора.

При этом все посмотрели на симпатичного темноволосого юношу с уже обозначившимися усиками, сидящего прямо напротив Николая Васильевича.

Учитель:

– Кто за, прошу поднять руки. Егор, я вас поздравляю. Пожалуйста, вы лично принимаете решение, кто наделяется правом высказаться. При этом приоритет получает тот, кто первым прикоснулся к своей табличке. Если прикоснутся несколько человек одновременно, тогда вы определяете очередность высказывающихся.

Ритуал назначения человека на выступление вы выбираете по собственному усмотрению от величественного мановения руки до представления голосом. Ну а я на правах старейшины буду брать на себя иногда ведение нашего с вами круга. Итак! Начинаем.

Какую группу людей мы с вами называем термином «Род»? Напоминаю, слово термин из латинского языка. Я буду его использовать в смысле: Слово, точно обозначающее определенное понятие. Для расширения вашего кругозора дополнительно сообщаю, что в древнеримской мифологии этим словом был поименован бог – охранитель межей и пограничных межевых знаков, столбов, камней, которые считались священными. Итак, какую группу людей мы с вами называем словом «Род»?

Одновременно к табличкам со своими именами прикоснулись три человека. Егор, внимательно следивший за кругом, привстал. При этом он приложил правую руку к сердцу и низким грудным голосом важно произнёс: «Оля, молви слово».

Оля:

– Я думаю, что Род – это сообщество людей, которые живут вместе и делают всё сообща от рождения детей и до ухода за стариками.

Егор почувствовал себя уверенно. Обстановка становилась непринуждённой. И держатели слова пошли высказываться один за другим.

Александр:

– Такое сообщество долго не протянет. Биологичка же нам говорила, что нужен постоянно приток новых людей, чтобы делать детей.

Иван:

– Значит, такое сообщество будет постоянно расти. Можно даже прикинуть, какая математическая функция будет ближе всего описывать рост такого сообщества.

Ира:

– Ребята, всё и так понятно? Это же сообщество – одни сплошные родственники. Значит, Род – это сообщество родственников.

Ксюша:

– Я думаю, что раньше этим словом называли общину. Можно предположить, что община и есть Род.

Егор величественно сделал жест рукой в сторону учителя и произнес:

– Уважаемый Николай Васильевич, молвите слово.

Учитель:

– Предлагаю остановить обмен мнениями и взять тайм-аут до следующей встречи. У вас есть возможность воспользоваться поддержкой родителей, компьютера, знакомых, словарей и при нашей следующей встрече снова высказать свои суждения уже с учётом привлечённых знаний.

А теперь давайте составим общее мнение по поводу слова «логос». Коллеги, Егор, начали.

Василий:

– Думаю, что есть какая-то связь между словом «логос» и словом «лотос». То и другое вечные слова. Так что, наверное, какой-то смысл вечности.

Лена:

– Нам рассказывали по литературе, что логос – это слово на каком-то древнем языке.

Оля:

– А я думаю, что в переводе это слово означает закон.

Пётр:

– Что-то мне помнится, что это слово то ли древнегреческое, то ли древнееврейское и у него много смыслов от понятия «закон» до понятия «слово».

Учитель:

– Вы правы, уважаемые коллеги, когда говорите о большом смысле, заложенном древними предками нашими в термин «логос». Обобщая услышанное, можно сказать так: Логос – термин древнегреческой философии, коим обозначаются Смысл, Слово, Закон, Речь, основа мира, его порядок и гармония.

Таким образом, создавая новый термин РОДОЛОГИЯ, мы с вами соединяем две древних цивилизации Востока и Запада через ярких словесных носителей этих культур, через слова «Род» и «Логос».

Вот у нас и сформировалось домашнее задание. Уточните, пожалуйста, смысл слова «Род». И попробуйте сформулировать общий смысл, который возник от соединения слов «Род» и «Логос» в один термин РОДОЛОГИЯ.

Есть ли у кого-то вопросы, желание что-то уточнить, поделиться мыслями о сегодняшней нашей с вами встрече? Пожелания к следующей нашей встрече? У нас есть десять минут. Пожалуйста, Егор.

Егор:

– Я хочу сначала сам сказать. Мне понравилась атмосфера непринуждённости, в которой состоялся обмен мнениями между коллегами. Но при этом меня не отпускают практичные мысли. Будут ли ставиться оценки, будет ли экзамен? Будем ли мы всегда учиться по данному предмету в такой атмосфере, что хотелось бы, конечно?

Василий:

– Поддерживаю Егора. Родители спросят, что за предмет такой, что говорить?

Оля:

– А я считаю, что мы здорово поучились. И мне всё равно как и что. Важно, что мне было интересно. Для меня важно, что у меня возникло желание немедленно узнать всё и про Род и про Логос.

Учитель:

– Спасибо, что все оживлённо и непринуждённо включились в исследовательскую творческую атмосферу поиска ответов на вопросы.

Отвечаю на практические вопросы, которые чётко обозначил Егор. Оценки только словесные, типа: умница, молодец, супер. Экзамен будет по желанию. Называется не экзамен, а публичная презентация моего Рода. Публичная презентация состоится через месяц.

Наши с вами встречи будут проходить целый месяц по четыре раза в неделю в лимите времени сорок пять минут так же в кругу. Кроме того, мы с вами проведём две творческие мастерские. Первая творческая встреча состоится в школьном пресс-центре в четверг с 18.00 до 20.00 после того, как у нас с вами пройдёт четвертый урок по родологии.

На вопросы родителей о том, чем мы с вами занимаемся, отвечать искренне с тем уровнем понимания, которое у вас есть на тот момент, когда вам задали вопрос. Да, кстати, а кто первым начинает задавать вопросы: вы или родители?

Несколько ребят дружно ответили: «Мы!»

Учитель:

– Конечно вы! Сегодня родители отвечают на ваши вопросы.

Ура! Звонок!

Всем счастливого общения с родителями. Всего доброго! До свидания!

Урок 2

Здравствуй, Род

Учитель:

– Доброго здоровья, славные наследники Родов! Вы меня очень порадовали тем, что круг нашего общения уже подготовлен. Можем сразу же приступить к обмену мнениями. У кого есть желание рассказать о том, как проходили поиски смысла слова «Род»?

Передаю наше с вами общение в чуткие руки Егора. Пожалуйста, Егор, вручаю вам дирижёрскую палочку.

Егор:

– Уважаемый Мурат, слово молви.

Мурат:

– Я вчера не говорил на уроке о Роде. У нас, у казахов, Род – это союз кровных родственников. И я помню имена всех своих дедушек и прапрадедушек по восьмое поколение. И вчера, когда мы говорили с мамой о значении слова «Род», то для меня вдруг возник вопрос, на который мама не смогла ответить. Почему нас с детства учат помнить всех наших родственников – мужчин аж до восьмого поколения, а женщин мы помним только до бабушки, иногда прабабушки? Мама просто сказала: «Так принято».

Папа в командировке, поэтому с ним я говорил по телефону. Он тоже ответил мне, что так принято. И в генеалогическом древе, которое у нас называется ше-жере, родственники указываются только по мужской линии. И сейчас я ищу ответ на вопрос: «Почему так принято?»

А смысл термина «родология» можно передать так: слово о Роде.

Юрий:

– Думаю, родология – это наука о законах Рода. В отношении Рода папа сказал, что до Октябрьской революции был такой термин, а теперь он устарел и его не используют. Но он тоже говорит, что Род – это кровные родственники. Только непонятно, входят ли в него троюродные, двоюродные дяди, тёти.

Лена:

– А мне папа сказал, что ничего хорошего в Роде нет и нечего лезть туда. И вообще, нет такой науки Родологии. Мне стало почему-то обидно, и я заплакала. Мама стала меня успокаивать и шепнула, что у нас в доме не принято говорить о родственниках.

Оля:

– А мой дедушка сказал, что Род – это страна людей без конца и края и что в своё время каждый найдет своё место в этой стране. И что именно родология поможет человеку научиться хорошо жить в этой стране.

Учитель:

– Какие вы молодцы! Действительно, термин «родология» может иметь несколько смыслов, например слово о Роде. А если брать этот термин, как определяющий направление в науке, то следует обратиться к первоисточнику. Авторы Родологии – супруги, единомышленники Валерий Васильевич и Лариса Николаевна Докучаевы, когда вводили этот термин, вложили в него следующий смысл: «Родология – область науки, предметом исследования которой являются законы развития Рода».

За сутки, которые прошли с нашей предыдущей встречи, каждый из вас прикоснулся к своему Роду. Теперь я дам вам определения Рода, которые люди использовали в разные времена. Можете записать. Я повторю несколько раз.

1. Очень давно, несколько тысяч лет назад, в книгах, объединённых названием Веды, определению Рода отводилось почётное место. Ибо в понимании людей Род был Творцом и Главным зачинателем всего живого на Земле. Определение в Ведах звучало так: «Род – то, что было, и то, чему быть предстоит. Что родилось и то, что родится».

В представлении наших предков Род – Начало, Прародитель и Создатель всего Сущего, Явного и Неявного, Живого и Неживого, Вышний Вседержитель, Всеединый Бог. Он рождает и присутствует во всём, есть Основа всего. Род – это творческая, производящая, призывающая к Жизни Сила.


Имя его живёт в таких словах, как родитель, рождать, родной, Родина, народ, Природа, урожай, родник. Даже слово борода несёт в себе эту корневую основу и означает – богатство Рода. Основная хлебная культура также таит в себе это имя – рожь. Как видим, Душа народа сокрыта в его языке.

Из глубокого прошлого дошёл до нас образ Родового Древа, олицетворяющего единство и связь трёх времён: прошлого, настоящего и будущего. Или словами древних предков наших, отражающими понимание единства всего живого: «В Отце зри корень, в Сыне – ветвь, а в Духе – плод…»




Рис. 1. Древо Рода


Каждый Род, каждое Родовое Древо имеет огромное значение в саду человеческом! Надо осознать роль Рода, своё предназначение в этом воплощении, огромную ответственность в цепи родовых связей.

Наши предки своей жизнью подготовили наш приход сюда, мы должны обеспечить приход своим потомкам. Для чего важна связь со своими родственниками? Мы – как веточки одного дерева – засыхание одних приводит к гибели всего Древа Рода.

Род – животворящее начало природы, Род – душа жизни – является вечным неразделимым целым, произрастающим из одного священного корня. Наши славянские предки ведали о духовно-телесном единстве человека и Вселенной. Род Небесный – духовная часть Вселенной и Род Земной, Человеческий – его материальное воплощение.

Символ Древа Жизни и символ Древа Рода идентичны друг другу и раскрывают один из законов Вселенной: «Что наверху, то и внизу, что в малом, то и в большом», в соответствии с которым из первичной божественной энергии создана Вселенная.


2. Не столь давно, но всё-таки больше ста лет назад в толковом словаре В.И. Даля Род определен так: «Родъ – связь членовъ семьи обоего пола, отъ общаго родоначальника».


3. Совсем недавно, в XXI веке, основатели науки Родологии дали своё научное определение этого термина. Именно это определение позволяет приоткрыть возможности, заложенные в термине Род.


Родмногопоколенная группа людей, комплементарная составляющая Рода Человеческого, связанная между собой кровными узами, наследственной памятью и устойчивыми стереотипами поведения. Род—открытая подсистема – элемент открытой биосоциальной системы Род Человеческий.


Я понимаю, что не все термины в последнем определении вам понятны, но мы их проясним в ближайшее время.


А теперь, пожалуйста, встаньте из-за своих столов. Ноги поставьте на ширину плеч. Руки поднимите и вытяните вверх, ладонями друг к другу. Начинайте хлопать в ладоши, не сгибая рук. Сильнее, ещё сильнее, изо всех сил. Стоп. Почувствуйте, как горят ваши ладони. Приблизьте ладони к лицу, не прикасаясь. Умойте энергией рук своих лица свои.


А теперь давайте поиграем.

Выйдите, пожалуйста, из-за столов на свободное пространство, встаньте в пары юноша – девушка. Пусть юноши левой рукой возьмут девушек за правую руку. Сейчас нам с вами нужно семь пар.

Первая пара встаете лицом к окну.

Вторая пара встает лицом к окну за юношей первой пары на расстоянии вытянутой руки.

Третья пара встает лицом к окну за девушкой первой пары на расстоянии вытянутой руки.


Вторая пара:

– юноша, правую руку положите на правое плечо стоящего перед вами юноши первой пары;

– девушка, левую руку положите на левое плечо стоящего перед вами юноши первой пары.


Третья пара:

– юноша, правую руку положите на правое плечо стоящей перед вами девушки первой пары;

– девушка, левую руку положите на левое плечо стоящей перед вами девушки первой пары.


Посмотрите, пожалуйста, все внимательно.

В каждой паре юноша левой рукой держит правую руку девушки.

Вторая и третья пары связаны с первой парой руками, положенными на плечи.


Геометрия построения всем понятна? Прекрасно. А теперь

– четвертая, пятая, шестая и седьмая пары встаньте лицом к окну за второй и третьей парами и

– положите свободные руки на плечи стоящих перед вами юношей и девушек второй и третьей пар.

Молодцы. Посмотрите, какую сплочённую фигуру мы построили.

Какую фигуру она напоминает? Да. Юра.

Юра:

– Напоминает треугольник – клин, но без вершины.

Учитель:

– Хорошо. Встань, пожалуйста, Юра, перед первой парой лицом к окну. Спасибо.

Первая пара, положите свои свободные руки на плечи Юры. Юра, оглянись, пожалуйста. Что стало с фигурой?

Юра:

– Теперь это треугольник. И я – его вершина.

Учитель:

– Очень хорошо. Вот мы с вами построили четыре поколения родственников.

В нашей игре:

Юра – сын первой пары. Следовательно, для него первая пара кто?

Пожалуйста, Альберт.

АльбертАлик:

– В первой паре – папа и мама Юрия.

Учитель:

– Спасибо, Алик. А кто назовёт роли во второй, третьей парах? Можно всем наперебой.

Все:

– Это дедушки и бабушки Юры. А в четвёртой, пятой, шестой и седьмой парах прадедушки, прабабушки Юры.

Учитель:

– Ура! Вот мы с вами и построили Род Юры. Теперь все внимательно посмотрите, что будет после моего предложения. Предлагаю каждому стоящему в треугольнике попробовать немного пошевелиться так, как он хочет, но не разрушая при этом фигуру. Легко ли сделать что-то без согласия тех, с кем вы связаны руками? Пожалуйста, суждения с мест.

Все:

– Невозможно ничего сделать без согласия. Я двигаюсь, а меня ещё крепче держат. Надо силу, чтобы вырваться…

Учитель:

– Спасибо, молодцы! Не расцепляйтесь.

Давайте продолжим построение. У нас пять человек, не задействованных в треугольнике. Пожалуйста, юноша и девушка, сядьте на пол около ног Юры и крепко обнимите его ноги. Остальные свободные ребята, сядьте по одному у каждого из юношей и девушек второй, третьей пары и тоже обнимите их за ноги. Молодцы.

Юра, юноши, девушки второй, третьей пары, попробуйте подвигаться, не разрушая связей, пытаясь что-то сделать своё. Труднее ли стало двигаться без согласия стоящих и сидящих? Пожалуйста, суждения с мест.


Рис. 2. Построение учащихся. Схема 1


Рис. 3. Построение учащихся. Схема 2


Все:

– Стало ещё труднее.

Учитель:

– Вот и прекрасно! Один из прадедушек, дайте своему правнуку Юре какой-нибудь совет.

Пожалуйста, Олег.

Олег, стоящий в четвёртой паре, произнёс протяжно, как будто издалека:

– Не забывай меня, Юрочка!

Все ребята засмеялись.

Учитель:

– Скажи, пожалуйста, Юра, кто из родственников дал тебе совет помнить его?

Юра:

– Какой-то прадед. А какой прадед? Вон их четыре человека.

Учитель:

– Мурат, помоги нам.

Мурат:

– Совет дал прадедушка по отцовской линии.

Учитель:

– Спасибо, Мурат. Все закройте глаза. Пожалуйста, почувствуйте себя в треугольнике. Комфортно, тепло, свободно, надежно ли вам? Суждения с мест.

Все:

– Классно! Мы все родня.

– Только свободы не хватает – стоишь как замороженный.

– А мы договорились и можем двигаться. Как-то после договора делаешься ещё сильнее.

Учитель:

– Всем большое спасибо. Поблагодарите друг друга и садитесь за столы. Мы с вами многое приобрели в этой игре. Давайте теперь обсудим наши приобретения. Каждый по желанию попробуйте сказать, что он открыл для себя в нашей игре. Егор, пожалуйста, веди круг.

Егор:

– Молви слово, Анастасия.

Анастасия:

– Когда я закрыла глаза, мне стало так хорошо, что я не одна, что мы все вместе. Захотелось, чтобы я также чувствовала себя с моими папой и мамой.

Евгений:

– Я понял, что чем больше родственников знаешь, тем крепче связи. Уверенность появляется.

Юля:

– А мне хотелось вырваться из этого треугольника. Со всех сторон держат, да ещё за ноги уцепились – не пошевелиться. В построениях пар стало понятно – мы изобразили наших близких родственников. Но совсем непонятно, кто за ноги цепляется. Они больше всего мешают.

Оля:

– Я поняла. За ноги мысли цепляются свои и мысли родственников. Это мы их так изобразили. Так ведь, Николай Васильевич?

Егор:

– А я думаю, что теперь мы можем нарисовать наше родовое дерево. Мы так классно его построили.

Светлана:

– Тут надо разобраться. Мне, кажется, мы все по-разному себя чувствовали в этом построении. Мне вот, например, не хотелось стоять за руку с Вовкой. И не потому, что это Вовка, а потому, что меня держали за руку. Но было приятно, что мне на плечи положили руки. Такая теплая забота.

Егор:

– Николай Васильевич, все хотят сказать, а уже звонок. Что будем делать?

Учитель:

– А ты, Егор, как думаешь?

Егор:

– Думаю, слово надо дать всем. Согласны?

Все:

– Согласны. давайте в переменку говорить.

Учитель:

– Итак, задержимся в классе на перемену и дадим возможность всем желающим сказать. Егор, продолжай вести круг.

Ещё несколько минут ребята продолжали делиться своими впечатлениями и ощущениями от упражнения.

Учитель:

– Вот мы с вами совместными усилиями поговорили о своём Роде. Поразмышляйте, пожалуйста, над определениями Рода, которые я дал вам в начале урока. Посоветуйтесь с родителями, с друзьями. Может быть, кто-то откроет Интернет, словари. Подумайте, которое из определений будет для вас ближе. Пусть вас не пугает третье – современное – определение. Попробуйте и в нём найти понятные для вас слова и логику его построения. Я предлагаю слово «Род» писать с большой буквы, как это делали наши предки.

Всего вам доброго! До встречи завтра на уроке!

Урок 3

Определение Рода

Учитель:

– Доброго здоровья, славные наследники Родов! У кого есть желание рассказать о том, как он сам определил для себя термин «Род»? Есть желающие. Пожалуйста, Егор, ведите круг.

Егор:

– Молви слово, прекрасная Люба.

Люба:

– Я ничего не поняла из вчерашнего научного определения термина «Род». Какие-то слова: комплементарные, кровники, стереотипы. Родители, прочитав, сказали: что-то больно мудрено. Вот раньше как определяли – понятно: вся родня от одного предка, и живёт она вечно.

Юля:

– Я согласна с Любой. Поясните, пожалуйста, попонятнее. Ведь вы же не зря, наверное, забабахали такое определение.

Владимир:

– А я выучил ваше определение наизусть. И родителям его как сыпанул, так они ко мне сразу с уважением. Хотя если по правде, то я согласен с Юлей.

Оля:

– Но вы же, наверное, для науки давали это определение. Видимо, такой набор слов зачем-то нужен. Мне бы хотелось понять зачем, если есть действительно, как выразила Люба, простое, понятное определение: Род – это все люди, которые родились от одного пра. пра. родителя.

Учитель:

– Мне нравится, что вы сразу подразделили смысл термина «Род» на:

– очень простой. Что соответствует принципу Оккама: Чем ближе к истине, тем проще. В этом смысле ближе всего к истине определение, данное в словаре Даля: Родъ – связь членовъ семьи обоего пола отъ общаго родоначальника;

– и на очень сложный. В словах Оли прозвучало, что такое определение может быть чем-то удобнее для анализа группы родственников.

Вот давайте и оттолкнёмся от слов Оли и Любы. Проясним для нас с вами определение, в котором запрятано такое, что оно при первом прочтении пугает нас, отталкивает, напрягает, делает непонятным.

Научное определение термина «Род» состоит из двух определений одного смысла:

– первое – это группа людей;

– второе – это биосистема.

О втором определении мы с вами поговорим на последующих уроках. А первое разберём сейчас до полного понимания каждым из вас. Согласны?

Вот и славненько. Начнём.

Многопоколенная группа людей. Мы с вами на прошлом уроке построили фигуру, которую Юра назвал треугольником. Вы стояли в этом построении рядами: первый ряд – Юра, второй ряд – первая пара, третий ряд – вторая, третья пары и т. д. Эти ряды и есть поколения. Наверное, вы слышали такое выражение: «Помнить родню до седьмого колена». Значит, в Роду много поколений. Можно сказать: многопоколенная группа людей.

С этим всё понятно? Прекрасно! Идём дальше.

Комплементарная составляющая Рода Человеческого. Интересно, как вы думаете, коллеги: можно назвать всех людей на Земле красиво так – Род Человеческий?! Нет возражений? Прекрасно. А скажите мне, пожалуйста, первопредки человеческие для нас это кто?

Егор, пожалуйста, веди круг.

Егор:

– Молви слово, наша задумчивая Вера.

Валя:

– В Ветхом Завете сказано, что от Адама и Евы произошло всё человечество, значит, они для нас пра…пра…пра…папа с мамой.

Егор:

– Ну, это как-то всё просто. Я думаю, прилетело много инопланетян. Посмотрели, – жить можно, и остались. Значит, мы все потомки инопланетян.

Юля:

– А на уроках нас учили, что Дарвин всех людей отправил в обезьянник. Значит, наши предки обезьяны.

Александр:

– А я недавно смотрел фильм интересный, в котором шла речь об арктической теории происхождения человека на Земле. Там говорилось о том, что десятки тысяч лет назад на Северном полюсе был материк Да-ария, или Гиперборея, на котором жили наши предки – арии. Они пришли на Землю с другой планетной системы.

Валя:

– Как же они могли там жить, если там вечная мерзлота?

Александр:

– Так это же ещё до похолодания было и до Всемирного потопа. Тогда угол наклона земной оси был другим. Соответственно, климат на Северном полюсе был очень мягким. Но потом случилась всемирная катастрофа. Наши предки по узкому перешейку, который соединял Даарию с главным материком, вышли к Рифейским горам (мы теперь называем их Уральским хребтом) и оттуда уже расселились по всему Евразийскому континенту. Одни роды ушли на Восток и в Индию, другие – на Юг и в Азию, третьи – на Запад Европы. В доказательство этой теории сохранились древние карты, на которых изображён этот материк, мифы разных народов, а также данные археологических раскопок, по которым можно точно проследить пути миграции наших предков.

Учитель:

– Очень любопытно. Но хочу сказать, что вы все отображаете состояние сегодняшнего научного знания о происхождении людей на планете Земля. Я в копилку ваших знаний добавлю любопытное осторожное заявление ученых-генетиков. Напомню, что в начале нового тысячелетия учеными был расшифрован геном человека, то есть главный секрет нашего с вами генетического кода. Так вот выяснилось, что все люди на Земле произошли от небольшой группы мужчин и от небольшой группы женщин.

Валя:

– Ура! Значит, мы все – родственники!

Учитель:

– Да. Для реальности событий, выраженных эмоциональным криком Вали, появились сегодня у ученых обоснованные предположения.

А теперь я вас всех так осторожненько спрашиваю: а если всех моих родственников на минуточку изъять из Рода Человеческого, то что будет?

Все:

– А тогда на Земле не будет людей. Мы же все родственники. Значит, мы все – Род Человеческий!

Учитель:

– Какие вы молодцы! Вот мы с вами разобрались с двумя терминами: Род Человеческий и комплементарная составляющая.

Комплементарная – это значит необходимая составляющая. И в определении она показывает, что Род каждого из нас с вами – необходимая составляющая Рода Человеческого. То есть если Род хотя бы одного из нас изъять из Рода Человеческого, то людей на Земле не будет.

Теперь первая часть определения понятна?

Все:

– Так это совсем просто. Наш многопоколенный Род – необходимая составляющая всего человечества. Ура! Мы не потомки обезьян. Мы все родственники, и у нас у всех есть пра…пра…родители, которые наши пра…пра…папы, мамы. Тогда получается, что если кто-то поднимает руку на другого человека, то это равносильно тому, что он поднимает руку на своего родственника.

Учитель:

– Хорошо мы с вами поучились? Мне тоже понравилось.

А теперь немного разомнёмся. Пожалуйста, встаньте. Руки выпрямили в стороны. Прижали ладони к ладоням своих соседей. Правая ладошка прижалась к левой ладошке соседа справа. Левая ладошка прижалась к правой ладошке соседа слева. Получился замкнутый круг. Хорошо. Теперь, не размыкая ладошек, потолкайте друг друга. Хорошо. Теперь давайте сделаем волну. Одни поднимают сомкнутые ладошками руки вверх, другие опускают. Волна побежала. Быстрее. Ещё быстрее. Остановились. Погладьте нежно ладошками ладошки соседа.

Спасибо. Все сели.

Учитель:

– А дальше мы с вами уже всё легко раскрутим. Многие поколения наших с вами предков, наверное, как-то друг с другом связаны. Вспомните-ка наше с вами построение на предыдущем уроке. Как мы с вами связаны с нашими предками. Пожалуйста, Егор, веди круг.

Егор:

– Леночка, тебе слово.

Лена:

– Я генетически связана с папой и мамой, так как они меня создали. Они тоже генетически связаны со своими папой, мамой. Значит, я генетически связана с бабушками и дедушками моими. Получается, что группа людей, которые составляют мой Род, связаны между собой генетически.

Иван:

– А я вырос у дедушки с бабушкой. И они меня приучали делать то или это. Как я понимаю, они так заботились обо мне, чтобы я делал так, как делали мальчики в моём Роду. Даже папа потом мне говорил: «И откуда ты знаешь, как косить литовкой?» А я отвечал: «Дед научил». А дедушку я потом спросил: «Откуда, дедуля, ты знаешь, как косить?» А он ответил мне: «Да у нас в семье все летом косили – заготавливали сено на зиму». И кто кого научил, уже трудно сказать. Получается, что мы всегда умели косить – это память предков.

Люба:

– Вот и получается, что в Роду все одинаковой памятью связаны.

Учитель:

– Молодцы. Вот и расшифровали.

Вспомните ещё раз наше построение. Некоторые из вас сидели на полу и держали за ноги своих товарищей. Это мы с вами изображали генетическую связь, которую в народе издревле называли кровные узы. И каково было, когда вас держали за ноги? Помните, Юля сказала, что те, кто держит за ноги, совсем не дают двигаться. То есть мы с вами начинаем понимать, что генетическую связь не видно, но как-то она нас сильно держит – делает такими, как наши предки.

А растём мы с вами в каком коллективе? Правильно, в семье. Значит, семья передаёт нам с вами память наших предков. Она нас учит некоторым правилам жизни, которые постепенно, из поколения в поколение, создавали наши с вами предки.

Ну что, дорогие коллеги, понятнее стало определение термина «Род»?

Саша:

– Так теперь, конечно, понятно. Вы конкретизируете. Получается, что теперь мы знаем, что Род состоит из нескольких поколений людей, которые ближе друг к другу генетически, то есть они связаны кровными узами, и у всех у них одна память.

Василий:

– Не одна память. А они как бы передают друг другу какие-то общие сведения.

Люба:

– Стало понятнее и не так абракадабристо. Но вот стереотип поведения – ещё один ёжик в клетке.

Учитель:

– А что, кто готов расшифровать термин Стереотип поведения?

Пожалуйста, веди Егор.

Егор:

– Аксакал Мурат, тебе слово.

Мурат:

– А я так думаю, стереотип – это когда всегда одно и то же делаешь.

Пётр:

– Ага, и спать ложишься одинаково, и зубы чистишь одинаково, и телик смотришь одинаково.

Оля:

– Да, Пётр, хотел слегка посмеяться. Но мне кажется, в высказываниях Мурата и Петра есть общее. Я думаю, стереотип – это когда всё время одинаково делаешь какую-то процедуру. Ну, например, зубы чистишь всегда утром. Тебя учили, учили и научили. Утром бежишь умываться и чистить зубы одной и той же щёткой и вытираешься одним и тем же полотенцем. Вот это всё – стереотипы поведения.

Учитель:

– Очень хорошо.

Итак, подводим итог. Стереотип поведения – это когда одно и то же действие на протяжении определённого времени выполняется одинаково. Определение у стереотипа может быть сложным. Но нам с вами достаточно и такого уровня понимания. Хотя в конце нашего урока я вам дам определения в таком виде, как они даны Докучаевыми – авторами учебника «Основы Родологии», и для вас они уже будут понятны.

А теперь скажите мне, пожалуйста: обладать стереотипами поведения хорошо или иногда можно попасть впросак? Приведите, примеры. Егор, пожалуйста, веди круг.

Егор:

– Иван, молви слово.

Иван:

– Дома у нас переставили выключатель на кухне с одного места на другой. А у меня до сих пор, когда вечером забегаю на кухню, рука тянется вверх, чтобы включить свет, а выключатель уже два месяца внизу. Получается, что стереотип мешает быстро настроиться на правильное действие.

Пётр:

– А вот мой папа говорит, что если привыкнешь ездить на машине с задним ведущим мостом, а потом пересядешь на машину с передним ведущим мостом, то легко можно залететь в аварию. Я сейчас понял, что нарабатываешь на машине один стереотип действий в критической ситуации, а если машина сменилась, например как с ведущим мостом, то стереотип ещё долго будет прежним. Как и у Ивана с выключателем.

Светлана:

– А мне дедушка рассказывал, что когда воюешь, то вырабатывается стереотип защищать себя. А когда солдат влюбится на войне или съездит домой, то он чаще погибает, так как, как я понимаю, он немного отвлёкся от своего стереотипа защиты себя.

Учитель:

– Получается, что стереотип может помочь человеку быстрее и правильнее что-то сделать, а может сыграть и злую шутку, если его не учитывать при изменении ситуации. А теперь запишите, пожалуйста, значения основных терминов, входящих в определение Рода.

Кровные узы – генетическая связь родственников одной крови, имеющих единого родоначальника.

Наследственная память – особенность людей, заключающаяся в способности сохранять, воспроизводить, передавать потомкам комплекс своих свойств и функций, возникающих в результате опыта предков и своего собственного.

Устойчивый стереотип поведения – форма целостной деятельности больших полушарий головного мозга человека, выражающаяся в фиксированном порядке осуществляемых им условно-рефлекторных действий, соответствующих операции (навыку) как одной из составляющих поведения человека и наследующихся в нескольких поколениях.

Теперь, я думаю, мы с вами понимаем, что определение Рода, которое мы разбирали:

– во-первых, позволяет более чётко определить понятие группы людей, о которой мы ведём речь, когда называем её термином «Род»;

– во-вторых, мы понимаем, что люди в этой группе связаны между собой. А следовательно, чтобы понять законы, по которым живёт такая группа, необходимо разобраться во всех связях, которые эту группу связывают воедино.

А может быть, в этой группе есть секреты, которые не принято сообщать другим людям? Тогда что нам скажут родители, которых мы спросим о своём Роде? Вспомните, что нам сказала Лена на втором уроке: «Не принято говорить о родственниках – ничего хорошего там нет. И вообще, нет такой науки Родологии». Какие это секреты, если есть наука, которая может расшифровать их? Тогда от этой науки лучше сразу же отгородиться – дистанцироваться.

Кстати, Мурат, размышляя над вопросом, почему в шежере не рассматривается родство по женской линии, попробуй подойти с позиции, что это секрет.

Николай Васильевич встал.

– Наше время общения исчерпало себя. Уже звенит звонок. Что-то время быстро пролетает. Не находите, коллеги? Я предлагаю к завтрашнему дню провести каждому личное исследование по сегодняшнему определению Рода. Постарайтесь так его прочитать, чтобы учесть все наши рассуждения на уроке. И попробуйте понаблюдать за родителями, за собой и обнаружить устойчивые стереотипы поведения.

Всего вам доброго! И до скорой встречи!

Оля:

– А когда будем говорить о биосистеме? Мне интересно.

Учитель:

– Давайте нашу первую вечернюю встречу, посвящённую Силе Рода, начнём с понимания биосистемы. Кстати, она у нас вечером в четверг. И там времени у нас с вами будет несколько больше. И помните мою позицию по нашему с вами общению. Приходить тогда, когда интересно, то есть когда сосуд не полон.

До свидания!

Урок 4

Генограмма Рода

Учитель:

– Доброго здоровья, наследники Великих Родов! Вот и снова мы встретились с вами через сутки. Вижу по глазам, что если я не предоставлю слово для ваших высказываний, то день пройдёт зря. Потому сразу же передаю слово Егору.

Егор:

– Столько желающих, что давайте первое слово я дам девочкам. Говори, прекрасная Ирина.

Ира:

– Я вдруг поняла, что Род надо уважать. Ночью мне приснился сон, в котором ко мне подошла моя прабабушка по моей маме и сказала: «Спасибо, тебе внученька». Прабабушка была такая светлая, я почувствовала себя на седьмом небе от любви к ней.

Утром я спросила маму: «Как звали мою прабабушку, которая вся такая светлая и лёгкая?» Мама ответила вопросом: «Ты же не видела бабу Пелагею? Она действительно похожа на тот портрет, который ты нарисовала. Она даже последние годы своей жизни ходила в такой яркой накидке. Ещё соседи говорили: «Что ты вырядилась на старость?» А бабушка отшучивалась.

Тут я совсем «поплыла» и говорю маме: «А накидку она застегивала брошкой с синим сверкающим камушком?» Тут уж мама совсем потерялась. Смотрит на меня и говорит: «Да откуда же ты всё это, доченька, знаешь?» И я сказала маме, что моя прабабушка Пелагея приходила сегодня ко мне во сне. А сама я подумала при этом, что, наверное, все наши предки где-то живые. Что их уважать надо и любить, тогда они будут спокойны и ласковы.

Лена:

– Страшно-то как. А правда, что теперь к нам неживые по ночам будут приходить?

Василий:

– Да что ты, Ленка, напряглась-то? Всех неживых давно сожгли или закопали. Уж если бояться, так злых живых.

Евгений:

– А я думаю, не надо сейчас говорить плохо о тех, кто ушёл из жизни. Мне кажется, что если думать о них так, как Ира, то мы получим только помощь от них и добро.

Анастасия:

– А я домашнее задание сделала. Посмотрела, поизучала папу с мамой и увидела у них такой стереотип. Если папа первым уходит на работу, то мама всегда его поцелует. А когда папа возвращается с работы, то он маму целует.

Пётр:

– А я у себя нашёл стереотип поведения. Когда я начинаю сердиться, то у меня никакое дело не получается. И я понял, что если что-то меня сердит, то лучше ничего не делать, пока сердитость не пройдёт.

Оля:

– Я поняла, что моя бабушка правильно говорит: «Утром нисходить с постели на землю нужно с той ноги, которая счастье приносит». Потому я перед экзаменом всегда стараюсь спрыгивать с постели на правую ногу. Она мне всегда счастье и успех приносит.

Учитель:

– Думаю, ваши наблюдения по мере нашего с вами общения будут приносить вам пользу. Ибо вы уже научитесь создавать и использовать в своём поведении те стереотипы, которые будут радовать вас.

А теперь давайте-ка вернёмся ко второму уроку. Все, конечно, ещё помнят построение, которое мы с вами делали. У нас даже Егор говорил, что теперь можно Род нарисовать. Пожалуйста, Егор, вот доска, мел. Попробуй изобразить схематично наше построение. Давайте мальчиков обозначим квадратиками. Девочек обозначим кружочками. А те пары, которые стояли, взявшись за руки, соединим прямыми линиями.

Егор выходит к доске, берёт мел и рисует схему.

Учитель:

– Прекрасно, Егор! Красиво у тебя получилось, и ты даже запомнил: кто, где и с кем стоял.

Егор:

– Я вот думаю, что линий чересчур много. Не так красиво получилось, но зато похоже на дерево.

Учитель:

– Кто что думает об этом рисунке? Пожалуйста, все.

Все:

– Схема дерева получилась, только корешки какие-то коротенькие, да и мало их…

– А в начальной школе мы рисовали всех родственников на генеалогическом древе. Оно было гораздо красивее и живее.

– Это дерево какое-то инопланетное.

– Это дерево нашего класса. Надо его на стенке нарисовать.

Учитель:

– Спасибо всем! Пожалуйста, Егор, садись.

Давайте теперь немного поразмышляем. Как вы думаете, что мы с вами пытались показать через ребят, которые сидели и держали за ноги? Этих ребят Егор изобразил короткими линиями. Пожалуйста, ваши суждения.


Рис. 4. Схема Древа Рода


Все:

– Это корни.

– Вовсе нет, это связи, которые держат.

– Может быть, это и есть кровные связи, которых не видно, а держат они крепко.

– Тогда и руки, которые положены на плечи, тоже связи.

– Может быть, это память наследственная так изображена. А тогда пары, которые взялись за руки, какие связи?..

– Да это же родители. У них вся связь – штамп в паспорте.

– И вовсе нет – не штамп, а любовь или венчание.

Учитель:

– Молодцы! Вы всё правильно разобрали. Теперь давайте я разложу по полочкам ту информацию, которую мы с вами вместе придумали и собрали сначала в построении, а потом Егор нам отобразил её схемой.

Тот рисунок, который нарисовал Егор, изображает схему родства. Построение родственных схем началось в Средние века в Европе. И вызвано было необходимостью в передаче наследства. Естественно, что наследство передавалось в основном детям, внукам. Для этого надо было понимать, знать, кто чей потомок. Родилась наука генеалогия – наука о родстве. Генеалог профессионально строил схему родственных связей, которая получила романтическое название «генеалогическое древо». Действительно, схему изображали в виде дерева, которое стоит и корни у которого – ушедшие в мир иной родственники. Помните я вам приводил народную поговорку: «В отце зри корень, в сыне – ветвь, а в духе – плод».

По мере нарастания желания схематично обозначить всех родственников древо трансформировалось в родословные росписи, которые уже были лишены романтизма в изображении, но обладали большой информацией. В Казахстане, например, местные жители назвали такую схему шежере. Детей начали воспитывать там в уважении к предкам, и одним из показателей культуры было знание своих пра…пра…родителей до седьмого – двенадцатого поколений.

В середине XX столетия люди придумали упрощённую схему генеалогического древа, так как стали вдруг замечать, что образ жизни и здоровье потомка во многом зависят от образа жизни и здоровья его предков. Эту схему назвали генограмма. Егор нам с вами и нарисовал на доске генограмму. Схему можно ещё упростить. Для этого мы с вами договариваемся. Постулируем, то есть считаем, то, о чём договорились, само собой разумеющимся.

Вот скажите, пожалуйста, на нашей с вами придуманной схеме, как Юра связан со своими родителями? Пожалуйста, ваши суждения.

Все:

– Кровными узами, генетически, наследственной памятью, внешностью, кровным родством.

Учитель:

– Ура! Смотрите, как вы уже легко произносите термины. И при этом вы понимаете, что значат кровные узы, что значит наследственная память. Следовательно, мы можем с вами договориться и не изображать тех, кто держит нас за ноги. Кстати, в реальности родственники не держат друг друга за плечи или за ноги. А как присутствуют эти связи в реальности? Где они? Пожалуйста, все.

Все:

– Это связи. Они в родителях.

– Да они и в нас, и в родителях, и в наших пра…пра…родителях. И вообще, эти связи не видны.

– А если ты живёшь один на острове?.. Тогда эти связи внутри тебя. Гены родственников – они же внутри каждого из нас. Да вообще всё внутри нас. И кровные узы, и культура, и гены.

Учитель:

– Приятно с вами работать. Вы так быстро ориентируетесь в информации. Конечно, всё внутри каждого из нас. Папа с мамой передали нам каждый по двадцать три хромосомы, то есть они передали нам всю генетическую библиотеку, собранную их предками. И каждый из нас с вами теперь самый богатый человек своего Рода. Так как его библиотека генетическая состоит из полной библиотеки Рода папы и Рода мамы.

В таком случае, если мы с вами теперь знаем, что всё внутри каждого из нас, нам на схеме остаётся только показать, кто наши родители.

Егор:

– Можно я нарисую? Я уже понял.

Учитель:

– Даём слово Егору?

Все:

– Конечно, даём, у него же по геометрии и по рисованию одни пятёрки. Даём, даём.

Учитель:

– Пожалуйста, Егор, не стирай первую схему и рядом нарисуй вторую.

Молодчина! Супер! Прекрасно! Вот мы и получили с вами настоящую генограмму Рода Юрия. Посмотрите, Егор даже проставил римскими цифрами поколения, начиная в нумерации с Юры. Скажите мне сразу все, кем приходятся Юре по родству люди, обозначенные римской цифрой IV?

Все:

– Они прародители Юры. Они его прадедушки и прабабушки. Олег и Алик – прадедушки по отцовской линии. Саша и Иван – прадедушки по материнской линии.

– Здорово, Мурат! А почему же ты прабабушек не назвал?.. У них же в шежере нет прабабушек. А на этой схеме видно, что Анастасия и Люба – прабабушки по отцовской линии, а Вера и Ира – прабабушки по материнской линии.


Рис. 5. Генограмма


Мурат:

– Вот я тоже теперь хочу сделать в шежере и всех моих предков по женской линии.

Учитель:

– Между прочим, уважаемые коллеги, уже пять минут, как прозвенел звонок.

Все:

– Давайте вечером соберёмся и ещё поучимся. Я хочу генограмму своего Рода нарисовать.

– А можно мы все начнём рисовать генограммы дома?

Учитель:

– Конечно можно! Только я вас попрошу: не наседайте сильно на родителей. Постарайтесь сделать так, чтобы они с удовольствием помогли вам вспомнить родственников и помочь в составлении схемы.

Егор:

– Эту схему можно и на компьютере запросто сделать.

Учитель:

– Кто сможет сделать программу рисования такой схемы на компьютере, поделитесь с другими. Тогда у вас, ребята, дома сбор информации и схемы от руки с переводом впоследствии на компьютерный язык. Кто у нас главный компьютерщик?

Все:

– Конечно, Ваня.

Учитель:

– Не возражаете, если создадим группу быстрого компьютерного реагирования из Ивана, Егора и Мурата? И руководителем группы назначим Ивана? Они подготовят нам программу, которая поможет строить генограммы на компьютере.

Все:

– Ура! Согласны!

Учитель:

– Группа быстрого компьютерного реагирования, согласны? И если согласны, то сколько нужно вам времени?

Иван, Егор, Мурат:

– Очень даже согласны. Если в таком варианте как на доске, то к вечеру сделаем.

Учитель:

– Предлагаю остальным. Вспомните, пожалуйста, как вы себя чувствовали в живом построении Рода, которое мы делали с вами на втором уроке. Попробуйте вспомнить и попробуйте объяснить, от каких связей возникли ваши чувства.

И ещё. Я увидел в вас сильное желание построить генограмму своего Рода. Я знал, что такое желание обязательно возникнет, и поэтому заранее подготовил для вас интересную анкету. Егор, раздай, пожалуйста, всем листочки с вопросами.


Анкета

1. Форма семейного союза ваших родителей:

Официально оформленный______________

Венчанный________________________

Гражданский_______________________

2. Это единственный семейный союз ваших родителей?

_____________________________

Если нет, то который по счёту?___________

3. Есть ли повторные семейные союзы у мужчин вашего Рода?

________________________

У женщин?________________________

Какую форму семейного союза предпочитают в вашем Роду?

_________________________

Есть ли единая тенденция? Какая?_________

4. Каковы причины образования неполных семей?

У ваших родителей____________________

В Роду ___________________________

5. Сколько ныне живущих семей среди родственников вы можете насчитать?

Из них:

полных___________________________

неполных__________________________

6. Сколько лет насчитывают семейные союзы?

У ваших родителей___________________

В вашем Роду_______________________

«Рекордсмены» Рода по семейному стажу:___лет.

7. В каком возрасте создали семейные союзы в вашем Роду?

Ваши родители_____________________

Женщины Рода_____________________

Мужчины Рода______________________

8. В каком возрасте родился первый ребёнок у ваших

родителей?________________________

Возраст мамы_______________________

Возраст папы_______________________

Второй ребёнок_____________________

Третий ребёнок_____________________

И далее___________________________

Есть ли тенденция в Роду_______________

9. Количество детей в вашей семье___________

У ваших родителей___________________

У родителей вашего папы / вашей мамы_______

В семьях Рода______________________

Максимальное количество детей в семье Рода?__

10. Соотношение сыновей и дочерей в вашей семье__

В семьях Рода______________________

11. Наличие близнецов___________________

Двойняшек и далее___________________

12. Национальности: (ваша)________________

Папы/мамы________________________

Перечислить в вашем Роду_______________

13. Были ли в вашей семье, в вашем Роду: репрессии со стороны государства, если были, то в какой форме и по отношению к кому_______

Погибшие:

на войне__________________________

в техногенных катастрофах______________

в природных катастрофах_______________

14. Наследственные заболевания:

Какие____________________________

У мужчин__________________________

Женщин__________________________

Во сколько лет проявились______________

Были ли в предыдущих поколениях люди с тяжёлыми заболеваниями?

____________________

15. Есть ли (были) дети сироты в семье ваших родителей, в Роду?

________________________

Если да, то:

в результате чего ребенок стал сиротой______

кто из Рода стал сиротой (мальчик, девочка)___

каков статус сироты в Роду по мере взросления (папа, мама, дедушка, бабушка.)

__________

16. Воспитанием детей в основном занимаются:

родители __________________________

бабушки__________________________

дедушки__________________________

17. Кто в семье пользуется авторитетом_________

в Роду_____________(мужчины, женщины)?

18. Средняя продолжительность жизни в Роду_____

минимальная__________(мужчина, женщина)?

максимальная_________(мужчина, женщина)?

19. Наличие вредных привычек в семье_________

в Роду____________________________

алкоголизм (муж./жен.)________________

курение (муж./жен.)__________________

трудоголизм (муж./жен.)________________

игромания (муж./жен.)_________________

другие____________________________

20. Смена места жительства семьи____________

Если есть, то:

причины__________________________ как часто__________________________

в каком возрасте для членов семьи (папа, мамам, дети_____________________________

21. Постарайтесь посчитать ныне живущих представителей Рода:

всего____________________________

из них:

70 и более лет______________________

50—70 лет_________________________

40—50 лет_________________________

30—40 лет_________________________

20—30 лет_________________________

10—20 лет_________________________

0—10 лет__________________________

Среди них представители

мужского пола______________________

женского__________________________

22. Со сколькими из них вы видитесь регулярно___

Не виделись 1 год____________________

от 1 год до 3 лет_____________________

3—5 лет__________________________

5—10 лет__________________________

более 10 лет________________________

Далее____________________________

23. Сколько их них вы можете назвать счастливыми?

24. Род занятий, увлечения в семье___________

в Роду____________________________

Таланты (какие?)____________________

Творческие или профессиональные династии___

Успехи и достижения семьи_____________

Рода____________________________

25. Были ли в предыдущих поколениях люди, оказавшие положительное влияние на судьбы других людей?_____________________________

26. Семейные праздники и традиции__________


Ответы на вопросы этой анкеты помогут вам собрать наиболее полную информацию о вашем Роде, а также понять суть некоторых проблем в Роду и пути их преодоления. Но об этом подробнее вы узнаете на следующих уроках. А пока собирайте необходимую информацию. Воспользуйтесь помощью ваших родителей. Будет очень хорошо, если вы увлечёте их составлением генограммы. Ведь многие вопросы в ней именно для них. Вам также может понадобиться помощь ваших бабушек и дедушек, более далёких родственников. Встречайтесь с ними, созванивайтесь, пишите письма. Собирайте фотографии. В общем, вовлекайте в это прекрасное дело весь свой Род. Создавайте Родовые книги, вычерчивайте генограммы. Пишите историю своего Рода, обязательно пишите! Ведь история вашего рода является составной частью истории нашей Родины. В своё время великий русский поэт А.С. Пушкин писал: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».

Ну вот теперь всем до свидания. Желающие могут прийти сегодня в 18.00 в школьный пресс-центр. С разрешения директора нам выделено время до 20.00. Мы начинаем с вами игру под названием «Сила Рода». Поставьте, пожалуйста, в известность своих родителей и постарайтесь получить от них добро на ваш вечерний выход.

Родительские университеты

«РОДИТЕЛИ И ДЕТИ»


Мама – сын

– Мишенька, как у тебя в школе?

– Классно, мам! У нас теперь новый учитель – Николай Васильевич. Он рассказывает о Родологии.

– А что, есть такой предмет?

– Николай Васильевич сказал, что это целая наука, что через неё всё можно узнать про каждую семью.

– И ты теперь всё знаешь про нашу семью?

– Да, мы наш Род нарисовали. И теперь я даже знаю, почему мы живём без папы.

– Ого, я не знаю, а ты знаешь.

– Потому что ты не слушала такую науку. Вот скажи, почему у твоей бабушки Кати нет дедушки?

– Ну, ещё до того, как меня родили, дедушка – твой прадедушка – ушёл на войну и погиб, защищая нашу Родину, всех нас. И что?

– А то, что, если бы твой дедушка вернулся живым с войны, у меня был бы папа.

– Постой-постой, ты меня совсем запутал. При чём здесь дедушка?

– При том, что после его ухода все женщины в нашем Роду будут жить без мужчин! Он заложил такую программу.

– Да, а у тети Тани есть муж и, как ты знаешь, два сына – твои братья.

– Здорово, я им сейчас звякну, и мы поболтаем.

– Не торопись, расскажи сначала мне.

– Да как ты не понимаешь, мам? Тетя Таня же младше тебя, потому она и живёт с мужем. И на рисунке Рода это всё видно. Ладно, я побежал. Мам, не расстраивайся. Николай Васильевич сказал, что все родители немного тормозят, но он для Вас отдельно проведёт занятие в пятницу, на родительском собрании. Напиши в дневнике, что я тебе сказал.

– Миша, подожди, что значит нарисовал Род?

– Мама, вот в тетрадке посмотри. А я прибегу и тебе расскажу, хорошо?

– Мишенька, похоже, тебе новый учитель понравился?

– Не просто понравился. Он, мама, супер.

– Твоя бабушка и я сказали бы о таком человеке: «У нас прекрасный новый учитель, нам повезло – к нам пришёл удивительный учитель, мы в восторге от нового учителя».

– Мамочка, ну теперь же другие дети – никто не будет так долго выговаривать, какой учитель. А скажут просто: учитель – супер. И все уже поняли, что лучше учителя не бывает.

– Мишенька, и откуда взялся ваш Николай Васильевич?

Конец ознакомительного фрагмента.