Вы здесь

Наследие Бахуса. Друг или Враг (Б. П. Смирнов, 2017)

Друг или Враг

ИВАН ПЕТРОВИЧ

Как-то глубокой осенью я застрял в длительной служебной командировке на одном из машиностроительных заводов одного из древнейших городов Центра России. Инженеры – народ небогатый, на командировочные деньги жить трудно. Утром я обходился чаем с булочкой, обедать ходил в заводскую столовую, там обеды не дорогие, а ужинал в очень дешевой и какой-то захудалой закусочной.

При первом же знакомстве с закусочной я обратил внимание на одного несколько странного ее посетителя. Это пожилой человек интеллигентного вида, опрятно одетый, не склонный к обычным для закусочных разговорам, не склонный к общению с другими посетителями этого питейного заведения.

Пожилой интеллигент молча зашел в закусочную, купил 150 грамм водки, залпом выпил ее прямо у стойки и, ничем не закусив, молча ушел. На следующий день и во все те дни, когда я ужинал в этой закусочной, пожилой интеллигент регулярно, в одно и то же время и по одному и тому же сценарию, выпивал свои заветные 150 грамм. На него никто не обращал внимания, и даже завсегдатаи закусочной не знали как его зовут. Я про себя называл его Иваном Петровичем.

Однажды я встретил Ивана Петровича на улице, на троллейбусной остановке. Мы обменялись взглядами и, молча, пошли навстречу друг другу. Иван Петрович поспешил заверить меня, что он не какой-нибудь алкаш или псих, он совершенно нормальный человек, а его необычные водочные процедуры – это курс лечения, прописанный им самим для себя самого. Люди такие процедуры как курс лечения не воспринимают. Во всем, что связано с употреблением алкоголя, они привыкли подозревать что-то плохое. Объяснять им, что водка это лекарство, совершенно бессмысленно.

К словам Ивана Петровича я отнесся с большим вниманием. Мы разговорились. Он увидел, что его понимают, и поведал мне свою очень непростую историю.

Лет 15 назад Иван Петрович перенес какую-то серьезную болезнь. Какую – он не знает. У него тогда начались сильные боли в животе, приступы тошноты, иногда он впадал в полуобморочное состояние. Полностью пропал аппетит. Он, в сущности, перестал есть. Началось катастрофическое похудение. В течение нескольких месяцев Иван Петрович превратился в живой скелет, обтянутый синей кожей. Вся его родня, и в первую очередь, конечно, жена сочувствовали ему и настойчиво советовали обратиться за помощью к врачу. Но обращаться к врачу он не хотел и имел на это причины. Доверие к врачам у него когда-то подорвала безвременная и совершенно неожиданная смерть его отца.

Отец Ивана Петровича был крепким деревенским мужиком, летом работал от зари до зари, а зимой – от темна до темна. Но почувствовал он однажды какие-то боли под мышкой. Не было ни опухоли, ни повреждений, а боль была. Болеть, как обычно, было некогда. Он дождался, когда закончился сенокос, и перед началом уборочной страды выпало несколько дней передышки. Пошел мужик в районный центр в больницу. Это не близко, восемь километров пешком. Рейсового транспорта из его деревни в районный центр тогда не было.

В больнице отцу Ивана Петровича прописали лекарства, процедуры и положили его в стационар, «чтобы не бегать такие километры на процедуры и приемы врачей». Родственники, несмотря на тяжелую летнюю страду, такое решение одобрили: «Пусть полечится». Но лечение не задалось. Дни шли, а улучшения не было. Наоборот, наметилось ухудшение. Лекарственные дозы были жутко большими, и их продолжали увеличивать. Медперсонал зорко следил, чтобы больной неукоснительно принимал все лекарства, которые ему прописывали.

Через две недели лечения отец Ивана Петровича слег, его парализовало, а еще через две недели он умер. А было ему всего 54 года. Шел пятьдесят пятый. Родственникам объяснили, что у больного был застарелый рак, что он слишком поздно обратился к врачу. Все недоумевали. Когда же обращаться к врачу не поздно? Когда ничего не болит? Так ведь медицина лечит больных, а здоровых зачем лечить, они и так здоровые.

Смерть отца потрясла Ивана Петровича. Потряс цинизм врачей, которые безвременно загубили человека и совершенно не чувствовали себя хоть сколько-нибудь виноватыми. С тех пор Иван Петрович лекарствами, которые прописывают врачи, не пользуется. Но на приемы к врачам иногда ходит. Без этого нельзя получить больничный лист, который в периоды серьезных недомоганий бывает совершенно необходим. Простудные болезни он лечит своими домашними методами, а от других – его бог пока миловал.

Боли в животе и приступы тошноты Иван Петрович почувствовал на пятьдесят пятом году жизни. Это тот роковой возраст, который оборвал жизнь его отца, а теперь, видимо в силу наследственности, заносит меч над головой сына. Иван Петрович решил бороться с судьбой. На помощь врачей он не рассчитывал, он им не верил. Он купил справочник по лекарственным травам и приступил к его тщательному изучению.

После длительного изучения целебных свойств лекарственных растений Иван Петрович прописал себе курс лечения с использованием высокоэффективных при желудочных заболеваниях и легко доступных целебных средств:


-квашеная капуста – ежедневно;

–соленые огурцы – ежедневно;

–виноград – ежедневно;

–бросить курить – сразу и навсегда.

При реализация курса лечения особых трудностей не возникало. Конечно, бросить курить было нелегко, но когда на карту поставлена жизнь, человек все может.

Приятными лекарствами стали квашеная капуста, соленые огурцы и виноград. К ним Иван Петрович всегда испытывал особое влечение, и сейчас просто сделал их потребление ежедневным. Вскоре после этого

в бумагах домашнего архива Иван Петрович обнаружил какую-то давнюю газетную статью крымского врача, который давал рецепт лечения всех болезней сухим виноградным вином. Врач разъяснял, что вино изготавливается из винограда методом естественно брожения, не подвергаясь термообработке. В вине сохраняются все целебные свойства винограда. Но цена на него не зависит от времени года, торговля им не является сезонной.

Дозы вина и длительность курса лечения, рекомендованные крымским врачом, были очень большими. Зарплата Ивана Петровича таких расходов не могла выдержать. Это лекарство он принимал меньшими дозами, чем предписывала газетная статья. Уменьшение лечебной дозы вина было компенсировано введением в рацион пива.

В жизни Ивана Петровича было несколько случаев, когда в периоды обострения простудных заболеваний он принимал пиво и наутро ощущал значительное улучшение самочувствия. Из этого опыта выходило, что пиво тоже имеет чудодейственные целебные свойства. Вино и пиво для Ивана Петровича тоже стали приятными лекарствами.

Через неделю после начала курса лечения болезнь начала отступать. Уменьшились боли в животе, реже стали беспокоить приступы тошноты. Через 2-3 месяца и боли, и тошнота исчезли, а через полгода Иван Петрович стал замечать, что ему становится тесной вся его одежда. Пришлось обновлять весь гардероб. За два года костюмы Ивана Петровича «выросли» с 46 до 56 размера.

Окрыленный успехами пиво и вино лечения, Иван Петрович продолжал изучение этой проблемы, коллекционировал статьи из газет и журналов по этой проблеме. Такие статьи в нашей печати очень редки и весьма противоречивы. Начинаются они, как правило, с сообщений о том, что какая-то группа врачей на протяжении 10 (или более) лет наблюдала 20 (или более) тысяч пациентов и пришла к выводам… А выводы у всех разные. Одни уверяют, что целебным является только виноградное вино, а водка и пиво целебных свойств не имеют. Другие говорят, что неважно, какие алкогольные напитки принимает человек, лишь бы он принимал их регулярно, что в принципе умеренно пьющий человек более защищен от болезней, чем непьющий.

Покопавшись в рекомендациях специалистов по вино лечению, Иван Петрович счел возможным отказаться от регулярного потребления сухого вина и пива, заменить их обычной водкой. Здесь он ничем не рисковал. Курс лечения его странной болезни уже давно закончился, прием целебных средств он продолжает в чисто профилактических целях, чтобы не допустить рецидива.

Несколько лет подряд ежедневно, возвращаясь с работы, Иван Петрович заходит в попутную закусочную, выпивает 150 грамм водки и идет домой ужинать. К ужину у него обязательно бывают соленые огурцы или квашеная капуста.

Разговаривая с Иваном Петровичем, я вглядывался в его лицо, и мне не верилось, что этот упитанный, пышущий здоровьем, человек когда-то доходил до крайнего истощения, но сумел победить болезнь, прожил после этого 15 лет и сейчас, в свои 70, имеет такой цветущий вид.

Возвращаясь в гостиницу, я зашел в первый попавшийся книжный магазин, купил справочник по лекарственным растениям в народной медицине и вечер посвятил изучению целебных свойств этих растений.

Я открыл для себя целый мир лекарственных средств, которыми щедро одарила нас природа, и действительно поверил Ивану Петровичу в его чудесное самоисцеление.

Я мало что знаю о вино лечении, но примеры использования алкоголя, как целебного средства, известны и мне. В годы Великой Отечественной Войны в суточный паек каждого военнослужащего входило 100 грамм спирта. В пересчете на водку – это около 250 грамм. Солидная доза! И это ежедневно! И, наверное, это делалась не для того, чтобы ослабить солдата, а для того, чтобы его укрепить, защитить от простудных и инфекционных болезней, которые в окопных условиях неизбежны. А на военно-морском флоте подводникам выдают вино и в мирное время, и этим их тоже защищают от каких-то опасностей.

Размышляя о целебных свойствах вина, я вспомнил об одной необычной книге, которая в свое время удивила меня своим чрезвычайно уважительным отношением к винам. Эту книгу я подобрал на свалке. Она имела совершенно растрепанный вид, но не имела ни обложек, ни начала, ни конца. Но и того, что она имела, мне было более, чем достаточно. Книга оказалась кулинарным справочником конца девятнадцатого или начала двадцатого века. Я унес книгу в переплетную, ее там подрезали, подклеили и переплели. Сейчас она находится во вполне приличном состоянии и занимает почетное место в моей домашней библиотеке.

Читая кулинарный справочник, я удивлялся, как сытно и разнообразно питался российский народ при царе-батюшке. В справочнике помещено 800 обедов, которые разделены на 5 реестров, в каждом из них сгруппированы разные обеды одинаковой стоимости. Каждая хозяйка может придерживаться того или иного разряда, сообразуясь со своим желанием и материальным положением. Цены на обеды приведены в серебряных рублях и выглядят смехотворно низкими, хотя рассчитаны на семью в 6-8 человек. Обеды состоят:

–по первому разряду – это большие обеды из девяти роскошных блюд;

–по второму разряду – из 5-6 роскошных блюд;

–по третьему разряду – те же самые обеды второго разряда, только на одно кушанье меньше;

–по четвертому разряду – обеды из 3-4 блюд;

–по пятому разряду – обеды простые из трех кушаний с соблюдением всевозможной экономии.

В справочнике приведены меню обедов по второму, третьему, четвертому и пятому разрядам практически на каждый день года. По всем рекомендуемым справочником блюдам приведены рецепты их приготовления. Простейший анализ обеденных меню утешил меня тем, что я питаюсь больше не по пятому, а хотя бы по четвертому разряду.

Особое место в справочнике занимают обеды по первому разряду. На них приведены не ежедневные, а помесячные меню. Трудно сказать, чем это объясняется, может быть чрезмерной громоздкостью самого меню. Давайте ознакомимся с меню хотя бы на один обед первого разряда, ну например, январский:

Первое блюдо: Суп королевский с фаршированными оливками. Суп Виндзор из телячьих ножек. К ним пирожки (всего понемногу):

–слоеные с мозгами;

–с раковым фаршем;

–пончики с грибным фаршем;

–фарш грибной.

Вино: херес и другие испанские вина.

Второе блюдо: Ростбиф. Вино красное.

Третье блюдо: Майонез из рыбы с зеленым соусом. Портер или эль.

Четвертое блюдо: Зеленый горошек и цветная капуста с сухарями, поджаренными в масле. Вино рейнское, шато-дикем или го-сотерн.

Пятое блюдо: Пудинг шоколадный с соусом из красного вина. Вино вейнштейн, малага.

Шестое блюдо: Пунш glace из фруктового сока.

Седьмое блюдо: Жаркое дичь и рябчики с салатом. Вино шампанское.

Восьмое блюдо: Крем, огарнированный пирожным, или пломбир сливочный. Ликер.

Девятое блюдо: Фрукты, варенье, чай, кофе.

Меню перворазрядных обедов на другие месяцы так же изобильны, но составлены из других блюд. Порядок смены этих блюд в течение года можно проследить хотя бы на одном примере, на примере смены первых блюд:

–январь – суп королевский с фаршированными оливками, суп Виндзор из телячьих ножек;

–февраль – суп белый валахский и бульон красный с фрикадельками;

–март – суп пюре из тетерева и суп из шпината;

–апрель – суп из бычьих хвостов и суп пюре из спаржи;

–май – уха из стерляди на шампанском и окрошка мясная;

–июнь – суп пюре из дичи и хлодник польский с раками;

–июль – бульон красный валахский с кореньями и ботвинья;

–август – суп французский и окрошка из рыбы;

–сентябрь – суп a la tortue и бульон крепкий с вином;

–октябрь – суп пюре из рябчиков или фазанов с шампанским и суп французский;

–ноябрь – суп из дичи прозрачный и суп рыбный на мясном бульоне;

–декабрь – суп прозрачный из телячьей головки по-английски и суп пюре из курицы.

В течение года меняются ежемесячно, не повторяясь, вторые, третьи и последующие блюда перворазрядных обедов. Неизменным в их меню остается только факт наличия вина к восьми первым блюдам. Последнее, девятое блюдо, употребляют с чаем или кофе. В обедах по другим разрядам вина значительно, несоизмеримо, меньше. Создается впечатление, что в России тех времен на вино смотрели не как на алкогольный напиток, а как на деликатесный продукт питания, который употребляли с дорогими обедами богатые люди. А по-другому такие изобильные обеды и съесть было невозможно. Желудок человека может их переварить только при активной помощи вина.

А если у человека нет денег, чтобы заплатить за вино, то пожалуйста, пользуйтесь обедами более низких разрядов с меньшим количеством вина или вообще без него. Вот такая простая логика отношения людей к вину просматривается в моем кулинарном справочнике. Но это справочник столетней давности. После его издания в нашей стране произошло много перемен. Гремели революции и войны, не раз страна погружалась в голодную разруху, целенаправленно истреблялись «эксплуататорские» классы нашего общества, а «неэксплуататорские» подвергались массированной идеологической обработке под флагом «коммунистического воспитания».

В этих передрягах Россия потеряла многое из тысячелетней русской культуры. Конечно, в них она что-то и приобрела, но кто сейчас сможет определить, чего было больше – потерь или приобретений.

У НАС, БЫВАЕТ, ДВОИТСЯ

Человек в сильном опьянении замечает иногда раздвоение предметов, на которые он смотрит. Явление это не такое уж частое, и далеко не каждый человек лично с ним сталкивался, но, тем не менее, оно всем известно, прочно вошло в русский юмор, является предметом многочисленных и очень разных анекдотов на эту тему. Ну вот, к примеру, один из них:

Сильно подвыпивший мужчина задумчиво смотрит на луну и спрашивает прохожего: «А какая из них настоящая, слева или справа?». Прохожий вежливо отвечает: «Не могу сказать, я не здешний, в моем городе только одна луна».

Прохожий, надо полагать тоже был пьян, но алкоголь вызвал у него не зрительное раздвоение луны, а раздвоение представления о ней в его сознании, он воспринял как должное то, что в разных городах может быть разное количество лун.

Нередко двоится и у трезвых, только у них, как у приезжего пьяницы, двоятся не предметы, а представления о них. Причем, сам факт раздвоения в нашей жизни является настолько частым и обыденным, что для выражения разных, порой весьма противоречивых, представлений об одном и том же предмете или явлении в русском языке существуют целый набор образных речевых оборотов: «Оборотная сторона медали», «Показать товар лицом», «В чужом глазу соринку видишь, а в своем бревна не замечаешь».

С раздвоением представления о тех или иных явлениях или предметах мы сталкиваемся на каждом шагу. Особенно противоречивым у нас является отношение к вину. Этот товар на Руси является самым проблемным. Наше отношение к нему даже двойственным не назовешь, оно более сложно и многогранно. Подавляющее большинство россиян является регулярными потребителями вина. Без него не обходится никакая застолица, будь то праздник или чей-то юбилей, свадьба или похороны, встреча друзей или прощание с ними. Прием вина сопровождается тостами, насыщенными самыми добрыми словами, самыми добрыми напутствиями, поздравлениями, пожеланиями. Именно тосты во многом являются главным «гвоздем» застолицы. А без вина тосты говорить не принято. Следовательно, вино в наших застольных традициях является ритуальным напитком. Без него застолицы станут скучными и неинтересными. Для русских людей такое поскучнение жизни совсем не желательно.

Но у застольных традиций, как и у любого другого понятия или предмета, есть оборотная сторона. На Руси всегда находились люди, которые в застолицах (или даже без них) неумеренно пили, устраивали пьяные разборки, дебоши, спьяна совершали тягчайшие преступления. Таких людей немного, они составляют мизерный процент от общей численности русского населения страны, но они очень заметны, они мешают обществу, и общество (то есть власти) с этим злом много раз пыталось бороться. Борьба сводилась к штрафным санкциям и принудительному лечению от алкоголизма. Эти меры понятны и заслуживают одобрения. Но они неоднократно дополнялись более крутыми мерами, сводящимися к ограничению или полному запрещению производства и продажи вина. Вот это уже понять трудно. Ради того, чтобы лишить выпивки горстку алкоголиков, власти отбирали вино у всего населения страны. Самое смешное здесь то, что алкоголики-то при любых запретах найдут что выпить, пострадавшими здесь оказались ни в чем не повинные люди. Подавляющее большинство населения страны.

Подобное решение можно сравнить с ситуацией, когда неосторожный скрипач смычком выколол себе глаз, а правители, в борьбе за здоровье нации, всем запретили играть на скрипке. Или мальчик по неосторожности порезался перочинным ножом, и перочинные ножи тут же были запрещены. Может быть, такие сравнения покажутся глупыми, но согласитесь, что запрет на алкогольные напитки – это борьба не с алкоголизмом, а с алкоголем, который здоровому человеку вреда не приносит, наоборот, при умеренном потреблении оказывает положительное действие на человеческий организм.

Пили на Руси с незапамятных времен. Пили медовые вина, пиво и очень слабый, наш национальный, алкогольный напиток – хлебный квас. С древнейших времен алкоголь вошел в обычаи, традиции и обряды русских людей. Мы не можем представить себе праздники, юбилеи, свадьбы, похороны и даже просто дружеские встречи без алкоголя.

Древние традиции русского винопития впоследствии были дополнены пришедшими на Русь традициями православного христианства. Ведь церковный обряд причащения производится с помощью вина и хлеба. Хлеб здесь символизирует тело Иисуса Христа, а вино – его кровь. Этот обряд, в сущности, сделал на Руси обязательным употребление виноградного вина. Использование вместо него медовых вин церковники не могли допустить.

А потом на Русь пришла водка. Ее нам подарили средневековые алхимики, которые веками упорно искали «душу» вина, ту самую душу, которая опьяняет человека. После многократных опытов с выпариванием виноградного вина они наконец-то нашли эту душу и назвали ее спиртом (слово «спирт» по латыни и означает душу).

Водка (разбавленный спирт) быстро прижилась на Руси. Она оказалась самым дешевым и самым сильнодействующим алкогольным напитком, напитком массового спроса. Настолько массового, что уже царь Иван Грозный ввел государственную монополию на производство и продажу водки, в городах были открыты царские кабаки, при этом государева казна приобрела новый, богатый и стабильный источник пополнения. А деньги государю были нужны. Он вел непрерывные войны с кем-нибудь из соседей то на западе, то на востоке, а война, как известно, требует больших расходов.

Для приличия церковь объявила борьбу с пьянством. Дума много лет рассматривала проект закона о закрытии кабаков. Но на этом все и кончилось. Правда, кое какие успехи у борцов с пьянством все-таки были. Они добились закрытия кабаков в центральных районах Москвы. А потом их открыли снова.

Столетиями на Руси мирно сосуществовали медовые и виноградные вина, спиртовые водки. Верой и правдой они служили великому народу великой Руси. У каждого из этих напитков были свои производители и свои потребители. Так было, пока в историю не ворвался стремительный двадцатый век. Он был веком мировых войн и бурного технического прогресса. Он был веком, когда правители Руси перестали считаться с национальными особенностями русского народа, с его психологией, традициями, обычаями, обрядами. Правители сочли, что это «неправильный» народ, и его нужно переделывать. Каких только запретов на этот народ не накладывали. Он все перенес, даже запреты на потребление алкогольных напитков.

Советская власть за 70 лет своего существования провела не одну антиалкогольную кампанию, каждая из них растягивалась на несколько лет. При этом, надо отдать должное, что борьбу с алкоголизмом придумала не советская власть, она Советам досталась по наследству от царя-батюшки Николая Второго, который летом 1914 года, в самом начале Первой мировой войны, объявил в России «сухой закон». А в 1917 году Советы, захватив власть, действие «сухого закона» подтвердили.

Русские антиалкогольные кампании как советского, так и досоветского периода велись в условиях массированной обработки общественного мнения. Я, конечно, не могу помнить, как боролись с алкоголизмом при царе-батюшке, а вот антиалкогольные кампании советского (послевоенного) периода помню хорошо.

Советские люди тогда были самыми читающими людьми планеты. Нам не нужно было покупать газеты и журналы, нас ими обеспечивали по месту работы или учебы через подписку в кредит. Коммунисты в обязательном порядке выписывали «Правду», комсомольцы – «Комсомольскую правду», пионеры – «Пионерскую правду». А кроме этого мы в порядке личной инициативы подписывались еще на 2-3 газеты и 2-3 журнала. Ведь подписка была очень упрощенной. Наличных денег платить не требовалось. Поставил в какой-то бумажке подпись, и все! А там, в течение года по частям вычтут.

В периоды антиалкогольных кампаний все газеты с одинаковой уверенностью объявляли «пьянству– бой!», призывали нас к здоровому образу жизни, пропагандировали безалкогольные свадьбы и юбилеи. Из журналов наиболее активным борцом с алкоголизмом был «Крокодил». Он своими карикатурами буквально «втаптывал в грязь» любителей выпить.

Трезвые голоса о целебных свойствах алкоголя в советские годы в нашей печати были чрезвычайной редкостью. Но они все-таки были. Имеющиеся в моем домашнем архиве вырезки из таких отчаянно смелых газет приводятся ниже (названия газет и даты их выпуска в вырезках отсутствуют).

Правда ли, что водка полезна?

«Сто грамм с утра еще никому не вредили» – известная фраза недавно была опровергнута американскими учеными-медиками из Гарвардского университета в Бостоне. Врачи одиннадцать лет изучали воздействие алкоголя на здоровье пациентов и пришли к выводу, что малопьющие люди страдают сердечно-сосудистыми заболеваниями на 40% реже, чем трезвые.

«Рюмочку-другую это не разговор. Исследование поставлено на строгую научную основу. Более 22 тысяч клиентов были разделены в Бостоне на условные группы риска: пьющие регулярно, малопьющие и абсолютно непьющие. Возраст, пристрастие к табаку и женщинам учитывались.

Выводы и предложения, к которым пришли бостонские ученые: безвременно умереть менее всего рискует мужчина, который пьет две -четыре порции спиртного в неделю, его непьющие сверстники умирают на 22% чаще. Удивительно, но пьющие даже шесть порций умирают опять же реже непьющих. Но если каждый день по рюмке водки, бокалу пива, легкого сухого вина, под хорошую закуску, то регулярно употребляющие спиртные напитки умирают наравне с вовсе не пьющими – сделали вывод в Бостоне. Так что по две-четыре порции в неделю, не более! Что собой представляет порция с научной точки зрения, рассказывать нет смысла, поскольку данное условное измерение не носит универсального характера и не отражено в понятной всем метрической системе мер и весов. Проведи, например, российские врачи аналогичные исследования, единица измерения потребляемых напитков получила бы, наверное, название «доза» или «норма».

С кем, по какому поводу – в Бостоне не учли, и поэтому авторы научного трактата вряд ли смогут рассчитывать на полную объективность и универсальность полученных данных.

Сергей Иванов (наш спец. корр.) Бостон – Нью-Йорк

Вырезка без заголовка.

12 лет наблюдений за здоровьем 13 тысяч мужчин и женщин позволили установить, что лица, пьющие от трех до пяти бокалов вина в день, живут дольше тех, кто совсем воздерживается от алкоголя или пьющих крепкие алкогольные напитки. Пиво не оказывает влияния на продолжительность жизни. Особенно полезно вино для предотвращения сердечно сосудистых заболеваний.


Не проявляли особой активности в борьбе с алкоголизмом такие серьезные журналы, как «Вокруг света», «Наука и жизнь». Напротив, в них нередко можно было встретить нейтральную, чисто познавательную информацию о технологии или истории виноделия. Вот некоторые выдержки из журнала «Вокруг света».

Молочные леса, масляные рощи,

Винные урожаи

Каждому известно: булки растут на деревьях. Ну, если быть точным, не булки, а плоды хлебного дерева, которые – за неимением лучшего – могут пойти в дело вместо каравая. Однако многие удивятся, если узнают, что есть такие деревья, которые вполне способны заменить не только хлебопекарню, но и молокозавод.

«Молочное дерево» (это точный перевод второй части его латинского бинарного названия «galactodendron») растет в Южной Америке: в Парагвае, Венесуэле, Бразилии. Если надрезать кору его, то потечет сок, по вкусу напоминающий сливки с сахаром, а по составу – близкий к коровьему молоку. Местные жители с давних времен употребляют этот сок в пищу в больших количествах, а к дереву относятся с благоговением, ибо расти оно может на самой скудной почве, но «молоко» всегда дает вкусное и питательное.

Есть в природе и «масляное дерево». Его родина – Западная Африка. Под «маслом» тоже имеется в виду млечный сок, только невероятно густой. Некоторые гурманы утверждают, что он практически неотличим по вкусу от животного масла, правда, животное все же…немного хуже.

Так в рубрике «Пестрый мир» рассказывал нам журнал «Вокруг света» № 5 за 1976 год. В одном из других номеров журнала того же периода в той же рубрике «Пестрый мир» рассказывалось о «винном дереве», которое тоже растет в Африке. Но у этого дерева «ценным продуктом» является не тот сок, который течет под его корой, а тот, который скапливается в его плодах – орехах (типа кокосовых). Есть у дерева необычная странность: его плоды созревают один раз в пять лет.

Вкусовые качества и пьянящее действие винного сока настолько приятны, что созревания плодов «винного дерева» с нетерпением ждут все его потребители. Самым привередливым потребителем, конечно, является человек. Ему непременно хочется пить вино только из спелых орехов. Об этом хорошо знают обезьяны. Их вполне устраивает недозрелое вино, и они всегда опережают человека с началом сбора урожая. Самыми неприхотливыми потребителями являются слоны. Они пьют ореховое вино задолго до того, как это начинают делать обезьяны. Но и в этот период вино уже становится настолько крепким, что серьезно дурманит головы напившимся слонам. Пьяные слоны становятся агрессивными, устраивают драки между собой, нападают на людей, приходят в их селения и разрушают жилища.

Мадера

Когда два капитана – Жуан Зарко и Тристан Теншейра – в 1418 году привезли португальскому принцу Генриху весть о Лесном острове, их покровитель не был удивлен. Значит, все правильно: земля в Атлантическом океане, помеченная в генуэзском «портулане» (карте-лоции) почти столетней давности, существует в действительности и находится примерно на равном расстоянии от берегов Европы и Африки.

Обживать Мадейру начали весьма активно (до этого остров был необитаем). За дело взялись радикально. Капитан Зарко приказал поджечь лес. Хроника повествует, будто бы пожар длился семь лет. Деревьев оказалось так много, что Зарко приплывал несколько раз: огонь не унимался.

Когда пламя наконец угасло, оказалось, что остров почти сплошь покрыт базальтовыми скалами, и обрывистые кручи вплотную подходят к океану. Пригодной для обработки земли всего ничего. Точности ради можно указать: две десятых площади острова. Пропорция не изменилась и по сей день, но зато земля эта необыкновенно плодородна. К тому же климат на Мадейре поистине райский, и это дало повод называть южный берег «новым Эдемом». Студеной зимой, когда порты в Европе затягиваются льдом и даже в Северной Африке термометр показывает 5-7 градусов тепла, на Мадейре +16С. А летом океанский бриз приносит прохладу.

Райское место. Но только для туристов. Тем, кто живет здесь, из поколения в поколение приходилось выбивать в каменных склонах террасы, носить туда землю и за километры везти воду. Центральная часть острова поныне являет собой хаотическое нагромождение застывшей вулканической лавы. Лишь совсем недавно там удалось построить аэродром. Прежде сообщение с Мадейрой было только морское.

И, тем не менее, переселенцы из Португалии охотно осваивали неподатливый остров. Причиной была всемирная слава, которую получило с начала шестнадцатого века производимое на Мадейре вино. Конечно, речь идет о мадере.

Привезенная с Кипра и Крита лоза хорошо прижилась на Мадейре. Лучше даже, чем дома. Мальвазия, услаждавшая древних греков, на Мадейре превосходила, по мнению знатоков, оригинал. Мальвазию с Мадейры подавали на монаршьи столы всей Европы. В Англии за две бочки мальвазии можно было купить дом: мадера особенно пришлась по вкусу на сырых Британских островах. Шекспировский Фальстаф «готов был душу заложить» за кубок солнечного напитка. А герцог Кларенс, уже не литературный персонаж, а историческая личность, приговоренный к смерти за измену и пожалованный высшей милостью – избрать себе способ казни – попросил, чтобы его утопили в бочке с мальвазией…

Мадера обладала ценнейшим качеством – с возрастом она становилась все вкуснее. Вино 80-летней выдержки сохраняло весь свой букет. Но и это не предел. В 1933 году один англичанин купил за сумасшедшие деньги мадеру, подаренную островитянами Наполеону, когда тот сделал короткую остановку на Мадейре по пути к месту своего последнего изгнания на Святой Елене. «Наполеоновская» была дивного вкуса.

Смело можно сказать, что мадера сделала Мадейру. Правда, на короткое время виноградники уступили место плантациям сахарного тростника – когда сахар поднялся в цене в Европе. Но с начала семнадцатого века остров вновь вернулся к своей «узкой специализации».

Английские купцы, непременно останавливающиеся на Мадейре по пути в Америку, Африку и Индию, грузили молодое вино на борт и после кругосветного путешествия возвращались в Англию с выдержанной мадерой. За этот срок оно утраивалось в цене. Виноделам Лесного острова, конечно, не снились такие доходы: всю оптовую торговлю англичане держали в своих руках. Но производство мадеры давало островитянам средства к существованию.

Беда пришла неожиданно. В 1852 году виноградники поразила завезенная негоциантами болезнь милдью; то была прелюдия к разорению. На Мадейру доставили из Америки более стойкую лозу; она оказалась зараженной филлоксерой.

Почти десять лет островитяне жили под страхом голодной смерти. Затем стараниями местных селекционеров виноградники возродились, но далеко не в том объеме, как прежде. А главное – исчез знаменитый сорт, дававший мальвазию. Прерванная традиция так и не восстановилась.


В Советском Союзе после отмены в 1925 г. сухого закона началось бурное развитие виноделия, бурное развитие науки о виноградарстве и виноделии. Десятки лет виноградари и виноделы писали научные труды по виноделию, защищали кандидатские и докторские диссертации. Находились энтузиасты, которые в популярных изданиях о вине пытались рассказать людям о проблемах культуры потребления алкогольных напитках. Читали ли эти труды идеологи сухих законов? Всего скорее читали и вводили эти законы со знанием дела. Они наверняка знали, что такие крупные антиалкогольные кампании обязательно сопровождаются не менее крупными государственными катаклизмами. В период действия в России «сухого закона», введенного в начале Первой мировой войны, рухнула Российская империя, рухнула трехсотлетняя царская династия, страна погрузилась в пучину гражданской войны.

В период действия «сухого закона» в США (был введен в 1919 году) эта великая держава пережила самый тяжелый в ее истории экономический кризис, известный миру под названием «Великая депрессия». Кризис длился почти 10 лет, выйти из него страна смогла после отмены «сухого закона». Не могли этих фактов не знать правители, объявившие в 1985 году «сухой закон» в СССР.

Пяти лет оказалось достаточно, чтобы рухнула такая великая держава, как СССР. Конечно, наивно думать, что СССР разрушил только «сухой закон». У этой трагедии было много самых разных причин. Но «сухой закон» был тем ураганом, который начал «раскачивать» страну, который сделал в ней такие крупные надрывы, что правители не нашли, чем их заштопать. А дальше – затрещало по всем швам, и рухнула великая держава, считавшая себя несокрушимым оплотом мира и социализма на земле.

Не прошло и двух десятилетий после того трагического разлома, а в нашем обществе снова раздаются призывы к объявлению очередного «сухого закона». Не нравится кому-то, что Россия залечила раны от предыдущего разрушения, что Россия встала на ноги и вернулась в элитную семью великих держав. Нас призывают к новым потрясениям. Сколько же можно «наступать на одни и те же грабли?». Сколько же можно разрушать свою собственную страну? Давайте вспомним, что есть нормальные, цивилизованные способы борьбы с алкоголизмом. Это формирование культуры потребления алкоголя.

Больших успехов в развитии культуры потребления алкоголя достигли традиционные страны крупного виноделия: Испания, Франция, Италия, Греция. Потребление алкоголя на душу населения в этих странах значительно больше, чем в России, но они никогда не боролись с алкоголизмом методами «сухих законов». Они всегда находили более разумные методы.

Попробуем поразмышлять, кому в России нужны «сухие законы», кто на протяжении последних ста лет усиленно атакует нас антиалкогольными кампаниями. Нас просто сбивают с пути. Мы должны твердо помнить, что вино – это не враг человека, а его хороший друг. Оно повышает аппетит, стимулирует пищеварение, стимулирует сон, повышает настроение человека. Но чтобы получить от вина все эти блага, мы должны научиться правильно обращаться с ним, т.е. усвоить известную всему миру культуру потребления вина. А на Руси эту науку напрочь забыли!

Не идейные сторонники являются истинными родителями «сухих законов». За их спинами стоят могущественные финансовые воротилы.

Виноделие является крупной промышленной отраслью. Там есть свои лидеры, свои гиганты, там есть борьба за рынки сбыта, есть жесточайшая конкуренция. Традиционными лидерами виноделия являются страны Западной Европы. Россия вступила в семью активных виноградарей и виноделов только в конце восемнадцатого века, после завоевания Молдавии, Крыма и Кавказа, и длительное время не могла составлять серьезной конкуренции западным виноделам.

Шли годы. Разрастались виноградники, росло производство вина, росло его качество. Уже в начале двадцатого века Россия вышла на самые передовые рубежи по продажам (в том числе на экспорт) и по качеству российских вин. И вдруг– «сухой закон». Производство вина остановлено. Конкуренты торжествуют. Случайно ли это? Может быть именно они, традиционные западные виноделы, и были истинными родителями «сухого закона» образца 1914 года. Ведь закон принимала Дума, а создать в выборном органе власти группу лоббирования чьих-то интересов особого труда не составляет, были бы деньги.

Любопытно то, что эта история полностью повторилась в 1985 году. К тому времени наши виноградари и виноделы залечили раны, нанесенные прошлым «сухим законом», и снова вышли на самые передовые рубежи в производстве и продаже вин высших сортов. На этот раз «сухой закон» не просто остановил производство вин, на этот раз он вырубил виноградники. А затем Россия снова восстанавливала и виноградники, и заводы по производству вин, которые наши ретивые головотяпы уже успели перепрофилировать на производство фруктовых вод, не задумываясь, а кто же все эти фруктовые воды сможет выпить.

«Сухой закон» в США имел свои особенности. Там сцепились в смертельной схватке алкогольные и кокаиновые дельцы. Победили кокаиновые. Конгресс США с их подачи принял «сухой закон». Президент этот закон не одобрил и наложил на него вето. Конгресс сумел вето преодолеть. На полтора десятилетия страна погрузилась в контрабандный беспредел.

Не только крупные международные промышленно-финансовые дельцы, но и дельцы значительно меньшего уровня имеют интерес к «сухим законам». Ведь «сухой закон» создает дефицит алкогольной продукции, а любой дефицит – это золотое дно для спекулянтов и контрабандистов. Мы на это насмотрелись в восьмидесятых годах, в период тотального дефицита. Тогда магазины стояли пустыми, а нужные нам товары мы покупали у уличных торговцев. Для примера, пачку сигарет «Прима» я мог купить у них за 3 рубля, а они получали эти сигареты на базе по государственной цене, которая в то время составляла 14 копеек. Нетрудно посчитать, что при такой торговле эти уличные продавцы имели прибыль более двух тысяч процентов. Разве в условиях свободной торговли такую прибыль можно получить? А с алкогольными напитками ситуация тогда была еще хуже.

Зеленый Змий

Изображение врага в виде змея – давняя традиция человечества. Началась она в библейские времена с библейского Адама. Злейшим врагом древних русичей тоже был змей – коварный и могущественный Змей Горыныч. Горынычем его прозвали от того, что он прилетал из какой-то горной страны. Да, я не оговорился, именно прилетал, а не приползал. Змей Горыныч никогда не ползал, как все другие змеи, он летал. У него было три огнедышащие головы, каждая из которых, если ее срубит витязь, отрастала вновь. О борьбе русичей со Змеем Горынычем сложено множество сказок. Героем каждой из этих сказок был храбрый витязь-одиночка, вступивший в борьбу со Змеем Горынычем ради спасения своей любимой девушки. Витязю активно помогали те или иные представители животного мира, но государственная власть, ни цари, ни царские генералы, в борьбу со Змеем Горынычем не вступали.

Был и другой могущественный Змей на Руси. Его рождение связано с рождением такого уникального напитка, как русская водка.

Когда средневековые алхимики нашли «душу вина», ту самую душу, которая действует на человека опьяняюще, они назвали ее спиртом (от лат. spiritus – душа). Эта латинская «душа», надо прямо сказать, пришлась по душе русскому человеку. Спирт, разбавленный пополам с водой, стал национальным русским напитком – русской водкой. Много столетий водка верой и правдой служила русичам, а потом русичи ее предали. Дважды в течение одного (двадцатого) столетия водка, а вместе с ней и вино, и пиво, объявлялись на Руси вне закона, из них создавался образ врага. А если враг – то конечно Змей. Вот только Горынычем его не назовешь, ибо не прилетал он ни с каких гор, он родился и вырос в нашем родном Отечестве. Его назвали Зеленым Змием по цвету зеленоватых бутылок, в которые в эпоху рождения этого Змия разливалась водка.

Не только имя Зеленого Змия, но и методы борьбы с ним существенно отличаются от имени и методов борьбы, известных по Змею Горынычу. С Зеленым борются не витязи-одиночки, а государственная власть, главы государств и их чиновники. Это больше напоминает не борьбу, а охоту, большую охоту, облаву на свой собственный народ. Многие из нас были свидетелями такой большой охоты, проведенной нашими правителями в конце двадцатого века. Давайте попробуем разобраться, на кого (или на что) они охотились, и что из этой охоты получилось.

Известно, что в основе всех алкогольно-пьянящих напитков лежит этиловый спирт, который является продуктом брожения водного раствора сахара и дрожжей. В природе планеты Земля любого из этих трех веществ (вода, сахар, дрожжи) более чем достаточно. Ситуации, когда эти три вещества могут встретиться и начать процесс брожения, природа вполне может создавать без участия человека. Вот в таких самопроизвольных природных ситуациях, надо полагать, и родились пьянящие напитки.

Человек азам виноделия учился у природы. Для изготовления пьянящих напитков древние люди использовали сахар из тех продуктов, которые легко доступны в их родном регионе. Для Средиземноморья таким продуктом был виноград, для северных лесных регионов – пчелиный мед, а для степей верблюжье и кобылье молоко. Испокон веков южане пили виноградное вино, северяне – медовые вина, а степняки – кумыс.

С открытием спирта номенклатура исходных материалов для производства спиртных напитков существенно расширилась. Теперь для этих целей применяют и фрукты, и картофель, и корнеплоды, и зерновые сельхозпродукты.

В настоящее время человечество имеет широкий и довольно устойчивый ассортимент видов алкогольной продукции. Каждый вид включает в себя сотни (а иногда и тысячи) самых разнообразных марок и сортов, перечислить их все просто невозможно. Здесь мы ограничимся перечислением только видов алкогольной продукции и только по одной стране (России) и укажем типовое содержание в них алкоголя в процентах по объему.


Квас хлебный 0,5%

Кумыс из кобыльего или верблюжьего молока 1 – 2,5%

Пиво 2,8 – 6%

Буза (пиво из проса) 4 – 6%

Сидр (яблочный) 5 – 7%

Вино столовое полусладкое 8 – 14%

Вино столовое сухое 9 – 14%

Вино медовое 8,5 – 14,5%

Вино плодоягодное столовое 9 – 10%

Вино десертное белое (включая мускаты) 11 – 12%

Советское (Российское) шампанское 12 – 16%

Мускат игристый 10,5 – 12,5%

Цимлянское игристое (красное) 11,5 – 13,5%

Вино ароматизированное десертное 16%

Вино плодоягодное сладкое 16%

Вино ароматизированное крепкое 16 – 18%

Вино крепкое (портвейн, мадера, херес) 20%

Вино плодоягодное крепкое 17 – 18%

Водка 40 – 56%

Настойки горькие (перцовая, тминная, бальзам) 30 – 45%

Наливки 18 – 30%

Ликеры десертные 25 – 30%

Ликеры крепкие 35 – 40%

Ром 45%

Коньяк 40 – 57%


В странах традиционного виноградарства и виноделия и видов, и типов, и марок вин, надо полагать, несоизмеримо больше. Тысячи лет народы стран Средиземноморья и Западной Европы производят и пьют виноградное вино. Вино стало для них повседневным напитком, который они при приеме пищи употребляют для повышения аппетита, улучшения пищеварения, поднятия тонуса жизни. И все эти тысячи лет никому из народов стран традиционного виноградарства и виноделия не приходило в голову запретить производство и потребление вина.

Хотя, конечно, есть на знойном юге и такие страны, где потребление алкоголя запрещено. Это исламские страны. Мусульманам Коран запрещает пить алкогольные напитки. И пусть эти запреты Корана государственным законодательством подкреплены далеко не во всех исламских странах, мусульмане спиртных напитков не пьют, никаких проблем, связанных с запретами на алкоголь у них не бывает.

Определенные сложности складываются в странах, где алкоголь запрещен не только Кораном, но и государственным законодательством. Конечно, интересы местного мусульманского населения эти государственные запреты не затрагивают, наоборот, берут под государственную защиту незыблемость их тысячелетних обычаев и традиций. Но страдает немусульманское местное население, страдают приезжие люди (гости, туристы, транзитные пассажиры и др.). Я думаю, многим из нас доводилось читать в газетах, что кто-то из наших граждан в далеких Арабских Эмиратах подвергся суровым штрафным санкциям за то, что позволил себе выпить рюмку водки. Тяжелый осадок остается от прочтения таких сообщений.

Но, надо прямо сказать, де-юре только очень немногие традиционно исламские страны (например, ОАЭ и Саудовская Аравия) ввели на своей территории законодательные ограничения оборота алкоголя. При этом де-факто в странах преимущественно исламского вероисповедания потребление алкоголя, даже без введения сухого закона, невелико. Так в Турции в 1983 году (за два года до введения в СССР «сухого закона») оно составило, в пересчете на чистый спирт, 1,2 литра, тогда как в СССР в этом же году оно равнялось 6,1 литра, в США – 8,1 литра, во Франции – 13,1 литра.

Известны случаи введения запретов на производство и продажу

алкоголя и в христианских странах. Это страны Северной Европы и Америки. Так, с 1901 по 1948 год вводились «сухие законы в отдельных регионах Канады, с 1915 по 1922 «сухой закон» действовал в Исландии (при этом пиво было под запретом до 1989 года), с 1916 по 1927 – в Норвегии, с 1919 по 1932 – в Финляндии.

В этих странах борьба с алкоголизмом, надо полагать, диктовалась экономическими соображениями. Суровые климатические условия Севера не позволяют им организовать собственное виноградарство и виноделие. Их потребность в винно-коньячной продукции полностью удовлетворяется за счет импорта. В какой-то момент северным народам показалось, что, отказавшись от импорта алкоголя, они смогут сэкономить другие, более ценные для них ресурсы, трудно создаваемые в северных условиях. Но когда убедились, что запреты на алкоголь не дали желаемых результатов, проявили благоразумие и эти запреты отменили.

В целом мировое сообщество хорошо знакомо с «сухим законом».

В разное время его вводили в 42 странах мира, а попытку ограничить потребление алкоголя предпринимали 85 стран.

Сухой закон (англ. dry law) – общий термин, обозначает законы, запрещающие производство, импортирование, экспортирование, транспортировку и продажу алкогольных напитков (за исключением медицинских и научных целей). Подобные указы издавались с древних времен (например, запрет на винокурение в китайском государстве Северная Вэй в середине V в). Причинами введения сухого закона были: абстрактные соображения «общественной нравственности», рост алкоголизма, ухудшение здоровья населения, снижение производительности труда, необходимость экономии сырья, растрачиваемого на производство спиртных напитков (в частности, зерновых культур).

Поиграли в сухой закон и такие величайшие сверхдержавы, как США и Россия. Они не просто поиграли. Они устроили большую охоту на Зеленого Змия, вступили с ним в смертельную схватку. Эти две огромные страны похожи друг на друга своим пристрастием к крепким спиртным напиткам. Национальным напитком США является виски, а России – водка. Игры этих держав в сухой закон стали весьма заметными событиями мирового масштаба.

Идея тотального запрета на алкоголь в США обладала мощным политическим потенциалом. Ее воплощение в жизнь могло сильно повлиять на различные потребительские рынки, что привлекало некоторых коммерсантов. Самую значительную финансовую помощь антиалкогольной (Антисалунной) лиге оказывали объединения аптекарей и фармацевтов. Их интерес заключался в следующем: владельцы аптек активно продвигали на рынке «безопасную для здоровья и этически чистую» альтернативу спиртному – тонизирующие эликсиры и микстуры, в состав которых входила колумбийская кока. Свойства кокаина в то время были еще мало исследованы, и среди религиозных радикалов, желавших взбодриться и заодно поправить здоровье, эти препараты пользовались большим спросом. Но на массовый сбыт тонизирующих изделий аптекари могли рассчитывать лишь в том случае, если их главный конкурент – виски – окажется вне закона.

Впервые запреты, связанные с обращением алкоголя, были приняты в США в середине XIX века. В период с 1846 по 1855 гг. сухой закон вводился в 13 штатах, но впоследствии его отменяли и объявляли неконституционным.

Летом 1886, когда муниципальный совет Атланты объявил город зоной, свободной от алкоголя, местный фармацевт Джон Стив Пимбертон, известный как изобретатель первого рецепта Кока-колы, повысил объем продаж своего препарата с 25 галлонов до 1050. Это уже

потом прохладительные напитки стали делать на основе «обезвреженных» листьев коки, а в то время бутылка «Кока-колы», стоившая 25 центов, содержала в себе солидную дозу наркотика. Из-за мощного психотропного эффекта потребители прозвали ее «пружиной».

Благодаря местным сухим законам аптекари получили возможность расширить свои предприятия. За счет прибыли от торговли кокаином американская аптека со временем превратилась в многопрофильный торговый центр, объединявший в себе закусочную, магазин, заправочную станцию и т. д., а хозяевам местных баров и пивных заводов оставалось либо перебираться в другой штат, либо переквалифицироваться в подпольных самогонщиков – муншайнеров.

К концу Х1Х века противники употребления спиртного стали набирать политическую силу и добиваться соответствующих ограничений. В 1905 г. сухой закон действовал в Канзасе, Мэне, Небраске и Северной Дакоте, к 1912 году он охватил уже девять штатов, к 1916 г. – 26 штатов.

Алкогольная промышленность к тому времени потребляла так много зернового сырья, что с началом Первой мировой войны в стране возникли перебои с поставками хлеба. Правительство было готово поиграть в эксперимент с духовным возрождением нации, если бы не одно «но»: самыми надежными источниками пополнения казны оставались алкогольные и табачные акцизы.

В 1917 году, сразу после вступления США в Первую мировую войну, Антисалунная лига предложила конгрессу запретить продажу спиртного военнослужащим: перебравшие солдаты не раз устраивали стрельбу на улицах, да и печальный опыт гражданской войны в США еще не был забыт. Проблема пополнения бюджета к тому времени была решена за счет подоходного налога и налога на прибыль, которые были введены в 1914 году.

Конгресс запретил военным пить, но ни для кого не было секретом, что этот парламентский акт– лишь первый шаг на пути к полному запрету алкоголя. Действительно, всего несколько месяцев спустя, республиканцы начали процесс проведения через Конгресс всеобщего запрета на алкоголь в качестве Восемнадцатой поправки к конституции США.

В 1917 г. Конгресс США принял и направил на утверждение штатов проект Восемнадцатой поправки к Конституции о введении сухого закона. В сентябре того же 1917 г. в стране было прекращено производство виски, а в мае 1919 г. та же участь постигла производство пива. С 1 июля 1919 г. на территории США была полностью запрещена продажа спиртных напитков.

В октябре 1919 г. был принят закон Волстеда, регламентировавший принудительную реализацию Восемнадцатой поправки (вопреки вето президента Вудро Вильсона), а 16 января 1920 г. Восемнадцатая поправка к Конституции США вступила в силу. Антиалкогольные меры были крайне непопулярны, к тому же они существенно повредили национальной экономике и вызвали резкое повышение уровня организованной преступности. Гангстерские группировки наживались на контрабанде и подпольной торговле спиртным, не облагавшейся налогами. Под давлением общественности в декабре 1933 г. была принята Двадцать первая поправка к Конституции, отменявшая общенациональный сухой закон.

На уровне отдельных штатов ограничения оставались: Оклахома, Канзас и Миссисипи оставались «сухими» еще в 1948 г. Штат Миссисипи последним из всех снял ограничения в 1966 г.

О жизни американцев в период сухого закона очень красочно и интересно рассказал британский романист Ричард Хьюз в своей книге «Деревянная пастушка». Он был уверен, что все американцы того периода были немного помешаны на выпивке: из-за сухого закона это превратилось у них в манию, и они говорят о выпивке непрестанно, как англичане – о погоде. В Нью-Йорке стало куда больше баров, где торгуют (исподтишка) спиртным, чем было прежде, да и вообще немало приятных местечек; словом, ресторан, где не подают крепких напитков (в чайниках или в чем-либо подобном) очень скоро вылетает в трубу. По всему городу булькают маленькие самогонные аппараты, и «Английский джин», производство которого обходится в десять центов за кварту (кстати, они сами печатают здесь английские этикетки), продают по 25 центов за стопку. Даже среди фермеров едва ли можно найти такого, который не гнал бы самогона из своего риса или пшеницы…».

Сухой закон расколол Америку – расколол так сильно, как когда-то борьба за ликвидацию рабства! Нация жила в атмосфере кошмаров: она сама тиранила себя, якобы выполняя Волю Народа, хоть это вовсе не означало его желания. Неудивительно поэтому, что в отношении спиртного никто не считал нужным применять формулу «закон есть закон», и вся машина претворения сухого закона в жизнь была подкуплена снизу до верху – вплоть до Белого дома.

Резко оживилась деятельность контрабандистов как на морских, так и на сухопутных границах США. На севере граница с Канадой представляла собой лишь пунктирную линию на карте, и спиртное непрерывным потоком поступало оттуда на грузовиках. Патрули, следящие за соблюдением сухого закона, вели себя самым непредсказуемым образом: порой они легко шли на сделку, а порой были беспощадны, поэтому иной раз деньги переходили из рук в руки, и колонна машин проезжала, а иной раз завязывалась перестрелка до полного изничтожения противника, но так или иначе не мало спиртного поступало в Штаты.

Машины, возившие спиртное, были снабжены оружием, причем не каким-нибудь, а пулеметами, особенно те, что ехали с расположенных за тысячу миль песчаных пляжей, куда быстроходные «связные катера» доставляли в обход налоговой инспекции привезенный «Ромовыми пиратами» товар.

«Ромовые пираты» имели суда, привозящие спиртное со всего света; они останавливались и бросали якорь близ американских территориальных вод – там их никто не мог тронуть. Это целая армада, не только самый длинный бар в мире, но и крупнейший флот в истории человечества.

Пираты не подвластны американским законам. Надо только стать на якорь вне территориальных вод и продать груз перекупщикам, а там уж их забота, как его переправить на берег. Контрабанда – это золотое дно.

Владения «Ромовых пиратов» – это пояс почти неподвижных судов, покачивавшихся от одного края горизонта до другого в двенадцати милях от берега; они стояли так круглый год, слепые и притихшие, в кромешной тьме, упираясь носом в корму соседа, протянувшись цепочкой от Флориды до штата Мэн, одни на якоре, другие – дрейфуя на волнах. Паруса убраны, команда словно поражена параличом, даже трудно понять, какое судно стоит на якоре, а какое дрейфует. Здесь можно было встретить суда под всеми флагами, кроме американского, суда всех возрастов и классов, парусные, паровые и дизельные, одни – перезревшие, как груши, и совсем негодные для плавания, другие – новенькие, как мечта, и все нагружены спиртным до самых шпигатов.

Такое же оживленное движение алкогольных напитков наблюдалось и на шоссейных дорогах. По ним шло сквозное движение и всю ночь с грохотом неслись в Нью-Йорк грузовики с потушенными фарами, перевозившие спиртное. В городах размещались лавки, где продавалось все, и фитили для ламп, и самогонные аппараты (по крайней мере, части к ним, причем каждая часть именовалась как «приспособление», пригодное для разных нужд).

Причастность к перевозкам алкоголя считалась делом славы и доблести. Ричард Хьюз рассказывает, какой пышный ореол окружал знакомую ему молоденькую девушку, которая сама заплатила за обучение в юридическом институте, водя время от времени грузовики со спиртным, и как раз перед выпускными экзаменами получила пулеметную очередь в плечо. А вообще, молодежь США активно играла в «сухой закон». Юноши и девушки порой напивались до бесчувствия, гоняли на машинах, оглашая воздух треском выхлопных газов.

Страна проголосовала за сухой закон потому, что на нее надавили, но ни один изобретенный Конгрессом закон, подкрепляющий сухой закон, не действовал и не мог действовать. Эти законы с самого начала были задуманы не для того, чтобы действовать.

Вся система реализации сухого закона специально так задумана, чтобы ее легко было нарушать. Положения сухого закона – намеренно или ненамеренно – были составлены весьма странно: продавать спиртное считалось преступлением, а за покупку его вас притянуть не могли – только за ввоз в страну, потому как это – нарушение конституции. Если ты со спиртным добрался до дома, можешь считать себя в безопасности. И если ты напился, никто не может предъявить тебе никакого обвинения. Эти аномалии, пожалуй, не имели бы большого значения, если бы все стремились к соблюдению закона, но когда большинство стремится к совершенно противоположному…

Годы шли, а Восемнадцатая поправка к конституции все не отменялась. Даже самые «мокрые» из «мокрых» (сторонники свободной торговли алкогольными напитками) не слишком этого жаждали, ибо поправка позволяла молодым (и не столь уж молодым) растрачивать свой чисто мужской заряд анархизма и плевать на сухой закон с одобрения большинства жителей страны. Для таких людей само спиртное имело лишь символическое значение. Когда девушка знакомилась с парнем, то сначала окидывала внимательным взглядом его костюм, проверяя, оттопырен ли у него карман, где положено лежать фляжке. Объяснялось это далеко не всегда пристрастием молодежи к спиртному, скорее, тут было иное: фляжка с контрабандным виски (все равно как скальп у индейца) служила как бы свидетельством того, что перед тобой – настоящий мужчина.

Перевозка спиртного рассматривалась как нарушение конституции и влекла за собой изъятие не только спиртного, но и автомобиля, в котором оно перевозилось. Честь требовала: если за тобой гонятся, и ты понимаешь, что можешь попасться, жми изо всех сил на газ и устраивай аварию. Федеральная полиция в таких случаях получала вместо автомобиля «лепешку».

Таким увидел английский писатель Ричард Хьюз сухой закон в США в 1924 году, на пятый год после его введения. А впереди было еще почти 10 лет этого безумия. Много натерпелись американцы, прежде чем сумели избавиться от этого несуразного закона.

Досталось от сухого закона и России. В 1914 году уже в преддверии и даже в начале Первой мировой войны, под давлением общественных патриотических сил, был издан царский указ о запрещении производства и продажи всех видов алкогольной продукции на всей территории России. Торговля алкогольными изделиями была прекращена с 19 июля 1914 г. в соответствии с заранее обусловленной (в мае того же года) нормой – на время мобилизации, а в конце августа продлена на всё время войны.

Крепкие алкогольные напитки продавали только в ресторанах. И, хотя в ответ на указ появились многочисленные способы обхода закона, душевое потребление алкоголя снизилось более чем на порядок. И только в 1960-х годах достигло уровня 1913 года. «Сухой закон», введенный в 1914 г., был отменен в 1925 году, но «по инерции» влиял на жизнь страны еще почти 40 лет.

По данным Большой Советской Энциклопедии и Госкомстата СССР годовое потребление алкогольных напитков на душу населения в нашей стране составляло:

1906-1910 гг. – 3,4 литра;

1913 г. – 4,7 литра;

1915 г. – 0,2 литра;

1925 г. – 0,88 литра;

1940 г. – 1,9 литра.

Исследования, проведенные фабрикантами и заводчиками, показали, что уже на следующий (1915) год производительность труда повысилась на 9-13%, а прогулы на 27-43% снизились. Начиная с 1915 г. резко снизилось количество психических больных на почве алкоголизма, сократилось число хулиганских поступков и т. д.

Число психических больных на почве алкоголизма:

1913 г. – 10267 человек;

1916 – 1920 гг. – единичные наблюдения.

Процент психически больных алкоголиков к общему числу поступивших в психиатрические больницы:

1913 г. – 19,7%;

1915-1920 гг. – менее одного процента;

1923 г. – 2,4%.

Число арестованных в пьяном виде в Петербурге во втором полугодии 1914 г. сократилось на 70%. Число вытрезвляющихся сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50%. Подобные результаты получены по 9 губерниям России.

Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось: прирост составил 2,14 млрд. руб., против 0,8 млрд. руб. в прежние годы до запрета.

Наряду с положительными итогами, были и отрицательные – тайное самогоноварение, потребление суррогатов, отравления ими, нарушение закона отельными заводчиками.

Несмотря на это, народ, в своей основной массе, горячо поддержал идею всеобщей трезвости. И в 1916 году, по инициативе членов Государственной Думы крестьян И. Евсеева и П. Макогона, в Государственную Думу внесено законодательное предложение «Об утверждении на вечные времена в Российском государстве трезвости». В объяснительной записке к законодательному предложению авторы его писали:

«Высочайше Утвержденным Положением Совета Министров 27

сентября 1914 года городским думам и сельским общинам, а Положением от 13 октября того же года – и земским собраниям на время войны предоставлено было право запрещать торговлю спиртными напитками в местностях, находящихся в их ведении. Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны, было предоставлено мудрости и совести самого народа. Сказка о трезвости – этом преддверии земного рая – стала на Руси правдой. Понизилась преступность, затихло хулиганство, сократилось нищенство, опустели тюрьмы, освободились больницы, настал мир в семьях, поднялась производительность труда, явился достаток.

Несмотря на пережитые потрясения, деревня сохранила и хозяйственную устойчивость, и бодрое настроение, облегченный от тяжкой ноши – пьянства, сразу поднялся и вырос русский народ.

Да будет стыдно всем тем, которые говорили, что трезвость в народе немыслима, что она не достигается запрещением.

Не полумеры нужны для этого, а одна решительная бесповоротная мера: изъять алкоголь из свободного обращения в человеческом обществе на вечные времена».

Эти полные оптимизма слова написаны в 1916 году, через два года после введения сухого закона. Может быть, авторы этих слов и не кривили душой, может быть, ситуация в России тогда именно такой и была. Ведь положительные стороны запретов проявляются сразу, а отрицательные проявляются постепенно, и, накапливаясь со временем, начинают свою разрушительную работу.

Период сухого закона в России по времени совпал с периодами Первой мировой войны, революционных потрясений 1917 года, гражданской войны и послевоенной разрухи. Все эти события сами по себе были настолько масштабны и драматичны, что затмили собой нелепости сухого закона, хотя и сухой закон, надо полагать, имел определенное значение в драматизме развития этих событий.

Информацию о жизни россиян в период сухого закона до нас донесли наши романисты. В романах и кинофильмах, показывающих жизнь того времени, непременным атрибутом всех застолиц являются огромные стеклянные бутылки (четверти) с мутным самогоном. Красочно описал тот период В. Пикуль в своем романе «Нечистая сила». Показанные им пьяные оргии правящей элиты того времени красноречиво говорят, что для сильных мира сего сухого закона тогда не существовало. Но для кого-то он действовал. И В. Пикуль уточняет для кого: «Империя вступала в войну под истошные вопли любителей выпить, с ужасом узнавших из газет о введении «сухого закона».

Эта антиалкогольная компания была получена большевиками в «наследство» от царского правительства. Сразу по приходу к власти Петроградский реввоенсовет издал приказ от 8 ноября 1917 года, который гласил, «впредь до особо распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких «алкогольных напитков».

С установлением Советской власти борьба с алкоголизмом была продолжена. В декабре 1917 года Советское правительство продлило запрет на торговлю водкой. А 19 декабря 1919 года СНК РСФСР принял постановление за подписью В. Ленина – «О воспрещении на территории страны изготовления и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртосодержащих веществ», предусматривающее строгие меры: не менее 5 лет тюремного заключения с конфискацией имущества.

Восемь лет потребовалось Советской власти, чтобы понять пагубность сухого закона, оценить вред, который он приносит государству. 26 августа 1925 года ЦИК СССР и СНК СССР издали постановление о возобновлении производства и торговли спиртными напитками в СССР.

Советская власть отменила сухой закон в России тогда, когда закончились революции и войны, когда потребовалось организовать страну на восстановление разрушенного хозяйства. Глава страны И. Сталин настолько твердо уяснил пагубные уроки сухого закона, что после его отмены до конца своей жизни (около 30 лет) не делал никаких попыток ограничить потребление спиртных напитков. Более того, когда началась Великая Отечественная Война, в суточный паек каждого солдата было введено 100 грамм спирта. Спирт выдавался неукоснительно, ежедневно. И он тоже сыграл свою роль в нашей трудной победе.

Преемники И. Сталина на сухой закон тоже не замахивались, но ограничить потребление спиртного в России пробовали не один раз. Эти антиалкогольные кампании я хорошо помню. Помню 1958 год, когда запретили продажу водки в сфере общественного питания, на вокзалах, аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях, в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха. Эти ограничения легко было реализовать в городах. Но как быть с деревнями?

В большинстве деревень объектов, около которых запрещалось распивать спиртные напитки, тогда не было. Но оставлять деревни не охваченными антиалкогольной кампанией было нельзя. Придумали ограничения по расфасовке. Водку стали продавать в литровых, а потом – только в трехлитровых бутылках. Покупка такой бутылки для одного конкретного крестьянина была невозможна, любители выпить долго и трудно «сколачивали» компанию в 15-20 человек. Но после употребления первой бутылки у всех сразу же находились деньги на вторую, а иногда даже на третью. Начиналась массовая пьянка, которая длилась несколько дней. И это в летнюю страду, когда для крестьянина каждая минута дорога.

Конец ознакомительного фрагмента.