Вы здесь

Народная педагогика в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для специалистов дошкольного воспитания. Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками ( Коллектив авторов, 2010)

Фольклор в эколого-педагогическом процессе с младшими дошкольниками

Если педагогика не хочет быть бессильной, она должна быть народной.

К. Д. Ушинский

Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления.

В. Г. Белинский

Важной проблемой современности, является этническая – подъем национального самосознания, обращение к истокам народной культуры. Ориентация на культурные традиции, как общечеловеческие, так и российские, заявлена в государственных стандартах дошкольного образования. Концепция базисной программы «Истоки» одним из направлений в формировании личности ребенка определяет усвоение им общечеловеческих и национальных духовных ценностей. Программа «Столичное образование» (все ее варианты) также нацелена на пробуждение и формирование у детей интереса и уважения к истории, обычаям, творчеству своего народа.

В настоящее время недостаточно изучены возможности использования педагогического наследия русского народа в экологическом воспитании дошкольников. Однако установлено, что особенно эффективно экологическое воспитание осуществляется с опорой на эмоционально-чувственную сферу личности ребенка, а также в процессе организации его деятельности в природе.

В нашем дошкольном учреждении осуществляется система экологического воспитания, охватывающая все возрастные группы – от ясельной до подготовительной. Во всех группах проводятся циклы наблюдений за обитателями уголка природы, растениями и птицами участка, специальные экологические занятия. Все дети включаются в создание и поддержание необходимых условий для животных – обитателей уголков природы и комнаты природы. Старшие дошкольники участвуют в экологических акциях, слушают чтение литературных произведений экологического содержания и самостоятельно создают книжки.

Разрабатывая эколого-фольлорную технологию в группах ясельного возраста, мы использовали малые жанры русского фольклора (колыбельные песни, потешки, пестушки). Погружение в фольклорную среду – необходимый фактор работы с детьми; особенно важно использование фольклора в ранний период детства.

Народ – мудрый и добрый учитель – создал множество песен, попевок, потешек, дающих возможность взрослому без назидательных, сухих нравоучений в приятной для ребенка форме обучить его чему-то новому. Жизнь маленьких детей – это, в первую очередь, питание, сон, прогулки, гигиенические процедуры. Поэтому, начиная работу с малышами, мы отобрали потешки, пестушки, колыбельные песни, которые, с одной стороны, несут в себе элементы экологического содержания, а с другой – могут быть использованы в разных режимных моментах жизни детей в детском саду.

Умывая малышей, воспитатель напевает:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

А щечки алели,

Чтоб смеялся роток

И кусался зубок.

Причесывая детей, воспитатель приговаривает:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Во время завтрака (обеда, ужина), показывая детям игрушечную козу, воспитатель произносит:

Идет коза рогатая

За малыми ребятами.

Кто соску сосет,

Молочка кто не пьет,

Того – бу! – забоду,

На рога посажу.

Или:

Как на нашем на лугу

Стоит чашка творогу.

Прилетели две тетери,

Поклевали, улетели.

На прогулке воспитатель разыгрывает с детьми потешки:

Большие ноги

Шли по дороге:

Топ, топ, топ.

Маленькие ножки

Бежали по дорожке:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ.

Или:

– Ножки, ножки,

Куда вы бежите?

– Во лесок, во борок —

Грибы, ягоды сбирать,

Наших деток угощать.

Сначала детям было непривычно слышать проговаривание потешек, иногда они протестовали: «Не говори, не надо!» И лишь спустя некоторое время привыкли к потешкам и начали повторять их за воспитателем.

Специально следует остановиться на колыбельных песнях. Многие исследователи придают им большое значение. Г. Н. Волков отмечает: в колыбельных песнях любят ребенка, которого укачивают, и детей вообще. «Содержание песен и манера их исполнения свидетельствуют о том, что народ во многих отношениях смысл своей жизни видел в детях, в их правильном воспитании и развитии, в улучшении их жизни, счастье свое в будущем связывал со счастливым будущим детей»[19]. И далее: «Если до конца прочувствовать старинную колыбельную песню, уловить тонкие нюансы ее ритма, мелодии, слов, выражающие сложнейшую гамму человеческих чувств и переживаний, взаимодействие нежнейших сторон психики матери, то невольно можно задуматься о возрождении наиболее сильных сторон колыбельной песни в практике современного дошкольного воспитания в семье. Да и в яслях отсутствие колыбелей не исключает возможность применения какой-то степени колыбельных песен».

Колыбельные песни пронизаны любовью к ребенку, в них выражается забота, высказываются добрые пожелания, предостережения, в них много нежных и ласковых слов.

Воспитатели начали петь малышам колыбельные песни. Дети, не понимая всех слов, слушали, успокаивались и засыпали. Ритм колыбельной песни играет важную роль в проникновении образов песни, слов в душу ребенка. Под песни стали засыпать ребята, которых очень трудно было уложить в кровать.

Чтобы воспитателям было легче работать, были сделаны подборки колыбельных песен:

Баю-баю, баю-бай,

Ты собачка не лай.

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Светел день – не спится,

Моя деточка боится.

Ты, собачка, не лай,

Наших деток не пугай!

Баюшки-баи, деточки мои!

Сон да дрема вдоль по улице прошли,

К нашим деточкам зашли,

Под головку спать легли.

Баюшки-баю-баи,

Деточки мои!

Прилетели гул юшки,

Сели к деткам в люлюшки.

Они стали гурковать,

Детки стали засыпать!

Вот и люди спят,

Вот и звери спят,

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайки спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

Современные воспитатели не привыкли использовать народный фольклор в повседневной жизни, поэтому им были даны консультации на темы «Как нужно петь колыбельные песни», «Использование малых фольклорных жанров в работе с детьми младшего дошкольного возраста».

Потешки, пестушки, колыбельные песни – это явления семейной народной педагогики, поэтому, как правило, они содержат обращение к одному ребенку. В детском саду воспитатель работает с группой детей, поэтому некоторые потешки были переложены на общегрупповую форму:

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Деткам улыбаемся.

Умницы, детки,

Ешьте кашку сладеньку —

Вкусную, душистую,

Мягкую, пушистую.

Прилетели пташечки,

Принесли деткам рубашечки,

Рубашечки цапли сшили

Лягушки пуговки пришили.

Баю, баю, баю,

Живет мужик на краю,

Он не беден, не богат —

У него много ребят.

Все по лавочкам сидят,

Кашку масляну едят.

Сердце бьется,

Душа радуется.

Березоньки скрипят, скрипят —

Наши деточки спят, спят!

Их сон унесет,

Унесет их в садок

Под малиновый кусток.

А малинка упадет,

Деткам в ротик попадет.

Малиночка сладенька,

Спят детки маленькие.

Одновременно шла работа с родителями. На первом собрании провели анкетирование родителей, в котором выяснялось их в целом положительное отношение к народной педагогике, фольклору. Было выявлено, что около половины родителей знают, что такое фольклор. Колыбельные песни знают многие, но поют не все – некогда. Много песен знают бабушки. Некоторые родители говорили о трудностях, которые он испытывают, укладывая ребенка спать. В связи с этим была проведена консультация «Пойте ребенку колыбельные песни». На видеокассету записали момент укладывания детей в детском саду и показали родителям. Они с удивлением увидели, что дети засыпают под колыбельную песню. Воспитатели распечатали тексты песен, потешек и раздали родителям, чтобы они могли использовать их дома.

Фольклорно-игровые занятия с малышами требуют от педагогов профессиональных знаний, умений, владения художественными средствами (умение петь, танцевать, изображать какого-либо персонажа и т. д.).

Перед каждым занятием воспитатели обращались к музыкальному руководителю, старшему воспитателю, заведующей за помощью. Мы помогали им «войти» в фольклорный образ, и занятие, как правило, проходящее в нетрадиционной форме, было удачным, находило эмоциональный отклик у детей.

Большинство потешек, пестушек создавалось народом в процессе труда и быта на природе, поэтому в их содержании отражены разнообразные природные явления. В незатейливой, образно представленной словесной форме, положительно воздействующей на эмоции, ребенок узнавал животных, их крики, особенности поведения, познавал окружающую его природу. Именно эта содержательная первооснова фольклорного материала ценна для экологического воспитания младших дошкольников.

Собирая детей на прогулку, замечая то или другое природное явление, воспитатель приговаривает потешку:

Солнышко – ведрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей —

Телят, да ягнят,

Еще маленьких ребят!

Дождик-дождик,

Полно лить,

Малых детушек Мочить!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка,

Колоколнышка!

А как Петя-петушок

Ранним-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

Травка-муравка со сна поднялась,

Птица-синица за зерно взялась,

Зайка – за капустку,

Мышка – за корку,

Детки – за молоко.

Важная особенность фольклорного материала – ритмичность, насыщенность движением, игрой слов – позволяет широко использовать его на экологических занятиях с младшими дошкольниками при ознакомлении с домашними животными, рассматривании картин с их изображением. Дети охотно подражают крикам и движениям животных, изображают их, играя вместе с воспитателем.

В работе с малышами воспитатели ориентировались на уровень их развития, стараясь преподнести фольклорные произведения доступно. При этом в комплексе использовались словесные, наглядные, игровые приемы. Так, в первой младшей группе удачно прошло занятие «Корова с теленком». Воспитатель умело справилась с ролью пастушка, дети играли под ее руководством, изображая коров, много говорили, были эмоциональны. Воспитатель смогла донести до детей смысловое содержание благодаря эмоциональной окраске речи, изменению тембра голоса, костюму. На занятии было установлено речевое взаимодействие с каждым ребенком, на основе которого идет развитие коммуникативной речи, восприятия и наглядно-образного мышления.

В другой группе к малышам приходила в гости «бабушка» – воспитатель. Надев на себя русский народный костюм бабушки, она знакомила их с кошкой, петушком. Дети сначала не узнали в «бабушке» воспитателя – уж очень необычен был ее наряд (сарафан, кокошник). Но потом малыши оживились, включились в игру. Мы сделали вывод: к самым маленьким детям следует надевать лишь элементы костюма, либо приходить к ним в фольклорной одежде накануне занятия, чтобы они привыкли.

В младшей группе аналогичным образом было проведено занятие «Знакомство с козой и козлятами». Воспитатель взяла на себя роль козы: оделась в сарафан, на голове – шапочка козы. Дети с радостью общались с «козой», были активны, отвечали на вопросы, с удовольствием играли, а в конце занятия пили молоко, которое им принесла козочка. Потешка про козу вызвала у ребят желание двигаться.

Другое занятие было построено на основе русской народной песни «Буренушка», содержание которой пронизано теплым добрым отношением к животному, благодарностью за то, что оно кормит и поит людей. Воспитатель протяжно пела песню и одновременно разыгрывала действия с коровой, изображенной на картине: давала ей траву, гладила, поила из ведерка:

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Уж как я ль то ей крапивушки нарву!

Кушай вволюшку, коровушка моя;

Ешь ты досыта, буренушка моя!

Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью;

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек буренушка дала.

Второй раз воспитатель пела песню по частям: спев первые четыре фразы, предложила детям самим покормить корову, ласково погладить ее. После пения второй половины песни попросила ребят напоить корову из ведерка. В конце занятия дети пили молоко – воспитатель, наливая его в чашки из кринки, поясняла: «Молочко дала нам коровка-буренка! Хозяйка любит ее, заботится о ней, коровка дает много молока. Вот и нам досталось!»

Конец ознакомительного фрагмента.