Вы здесь

Направляющая сила ума. Воспитание родителей (В. Л. Леви, 2008)

Воспитание родителей

О родителях, подрезающих крылья детям

Почему и с какой целью многие родители так часто внушают своим детям: «Ты никому не нужен»?

Разные могут быть мотивы… Перенос на ребенка своего горького, реального, но узкого опыта, своего собственного переживания одиночества и ненужности: мне так – и тебе так, мне было, а тебе будет… Стремление подчеркнуть зависимость ребенка, подвязать его на себя… И то и другое, конечно, далеко от добра.

Немало есть и родителей, которые из лучших побуждений: оградить ребенка от опасных наивных иллюзий, от ловушек чрезмерной доверчивости, от несбыточных надежд, чреватых болезненными разочарованиями, – сызмальства внушают своим чадам эдакий ползучий замшелый реализм. Под видом трезвости, здравого смысла и знания жизни по-тихому вдалбливают пессимизм, пригибающий к плинтусу, а то и душеразрушительный цинизм. Тут и «кому ты нужен», и «каждый за себя», и «не верь никому», и «все мужики козлы», и «все бабы б…..»

Чтобы не разбился в полете – отрежем-ка крылышки!

И невдомек, что для отращиванья сильных надежных крыл полет начинать надо как можно раньше, длить дольше, а крылышками побуждать махать как можно сильней и разнообразней. Щебечет о том и ласточка птенцу своему:

Бытность птицей

требует репетиций:

каждый день начинай усильями –

не ленись махать крыльями

аккуратно,

а не то есть риск превратиться в кающееся

пресмыкающееся –

неприятно!..

Безопасность детей: педофил в школе?

Как распознать педофила?

Художник оформитель, поэт, за 50, хочет заниматься (?) поэзией (?) с нашей 15-летней дочкой, предлагает прогулки в парке наедине! общение ежедневно! звонит! настойчиво хочет «войти» в нашу семью, свой человек в школе, обещает помощь. Однокласснице действительно помог, девочка издала свою первую книгу стихов (и дарил ей дорогие подарки: сумку! туфли! золотые украшения!). Насторожило еще и то, что некоторым девочкам 12–14 лет предлагал нарисовать их портреты (в обнаженном виде).

В кабинете его эротические коллажи.

Его собственные стихи слабые.

Не хочется обижать человека, и все-таки…


Судя по вашему описанию, картина достаточно ясна. Правда, это скорее не педофил, а эротоман, любитель «свежатинки», или какой-то переходный вариант, не столь важно. А важно, что не только

вашу девочку не следует к нему подпускать и на пушечный выстрел, но и его самого как из пушки – из школы вон, и немедленно.

К великому сожалению, в детские учреждения нередко пробираются люди, влекомые к детям отнюдь не духовными побуждениями. И поступать с ними следует решительно, не боясь «обидеть». Тут, как говорится, лучше перебдеть, чем недобдеть.

Как полюбить общение с детьми?

Как полюбить детей? Материнский инстинкт у меня работает, кормить-поить-защищать – все более-менее в норме, а вот интереса нет. Скучно мне с ними, тоскливо, тягостно. Неосмысленная их активность раздражает (раньше были вспышки агрессии по отношению к ним, теперь «пики» стали существенно ниже, но скатываюсь в дурной автоматизм, не могу остановиться), а заставить себя заниматься вместе с ними каким-то делом не получается. Недавно словился хороший инсайт – «другой возможности получить удовольствие от материнства у меня не будет» – но инсайт кончился, а маразм остался. Расскажите – ЧТО вам нравится в общении с детьми, может, и у меня так получится…

Пока еще надеюсь.


Ваш вопрос: «Как полюбить детей?» – не имеет ответа для того, кто действительно не любит детей. Но такой человек вряд ли и задаст этот вопрос.

Вы детей любите, по вопросу ясно.

Вы просто не умеете с ними БЫТЬ – быть собой, настоящей Собой.

Вот перевод вашего вопроса на язык жизни:

– как развязать своей любви к детям руки, ноги, язык?

– как открыть ей глаза и уши?

– как облегчить любви дыхание и сердцебиение?

– как освободить душу?..


Что мне нравится в общении с детьми? Да именно вот возможность быть собою самим в полном смысле этого слова – жить во всех своих временах, во всех возрастах, всех ролях….Возможность самому снова и снова пережить (со-пережить) с детьми свое детство, доузнать недоузнанное, доиграть недоигранное, довоображать недовоображенное… Дает это невероятно много и для моей нынешней взрослой бытности. Потому что единственно чистый незамутненный источник для всякого творчества – детская наивность, детская спонтанность, детская игра воображения и фантазии, детское восприятие мира, других, себя… Освежение взгляда на мир. Освежение бытия. Разве этого мало?

А еще мне нравится быть не собой, а ДРУГИМ существом и другим ребенком. Когда вживаешься в мир ребенка и становишься хоть на чуточку этим, вот именно этим конкретным ребенком – дышишь как он, думаешь хотя бы чуть-чуть как он, чувствуешь как он (или она), в тебя входят новые измерения бытия. Меняется твой голос, походка и выражение лица, мысли и чувства… Стоит только возыметь смелость – отпустить себя в это!.. Чудесно обогащает душу. Словно живой водой омываешься…

Мешает только одно – боязнь расстаться хоть на минутку со своей ролью взрослого, с защитным ее панцирем, с преимуществами взрослой бытности, сомнительными преимуществами… Возможно,

детство ваше не было счастливым, вы мечтали поскорей вырасти… Обычно в таких случаях человек, повзрослев, отсекает свою внутреннюю связь с детством, закрывает в себе ребенка, замуровывает, заживо хоронит… Особенно часто это бывает, когда общение с другими детьми оставило в памяти детства больше негатива, чем позитива. Когда другие дети тебя мучают, обижают или не признают, хочется скорее стать взрослым, чтобы избавиться от общения с ними. Это и остается неосмысленным негативом в общении с собственными детьми.

Некоторые простейшие приемы могут помочь восстановить легкость и интересность общения с детьми. Один вот такой: сесть рядом с ребенком на пол, да, просто плюхнуться – так, чтобы не осталось пространственной разницы между вами и ребенком. Пускай ребенок окажется даже повыше вас… Поползать вместе на коленках, на четвереньках. Поиграть в ролевые игры, побыть собакой, кошкой, поросенком, поиздавать звуки соответствующие, повозиться, пощекотаться… Ну не может быть, чтобы хоть что-нибудь не расшевелило вас, не пробудило что-то детское. Позволить себе побыть ребенком с собственными детьми! – Полчаса в день! – уже много! Даже какие-нибудь десять минут…

Детские картинки – это правды,

это много-много-много ах,

кашалоты, звезды, леопарды

и Господь с соломинкой в устах.

Ну а взрослые решают,

ну а взрослые внушают,

чья картинка хороша.

Ну а взрослые мешают,

на ушах у них лапша,

и не могут ни шиша.

Что такое время? Дохлый ящер.

Он не пьет, не ест, не плачет и не спит.

Притворяется живым и настоящим,

а на самом деле пакостью набит.

И пока ученый муж сплетает

паутину из словесных бяк,

истина как бабочка летает,

гаснет на ладони как светляк.

А душа – левша,

а душа живет шурша

кончиком карандаша…

Что есть взрослый? Ребенок, раздутый возрастом.

Симона де Бовуар

Тот, кто не помнит совершенно ясно собственного детства, плохой воспитатель.

Мария Эбнер-Эшенбах

Как учить уроки при ругающихся родителях?

Что делать, если не могу сосредоточиться и нормально учить уроки? А причина этому – мои родители, которые постоянно ругаются. Хочется сбежать из дома или начать курить, но пока не делаю этого – с друзьями повезло, поддерживают… Мне 16 лет.


Хорошо представляю себе твое состояние… Даже если родители ругаются не все 24 часа в сутки, что вероятно, и даже если они ругаются не в то время, когда тебе приходится делать уроки, все равно такая домашняя обстановочка сосредоточенности, мягко говоря, не способствует.

Вопрос звучит так, как будто ты сама по себе, родители сами по себе, словно соседи по коммуналке. Это так, да?.. Встречный вопрос: ты пыталась родителей своих как-нибудь примирить, вразумить? Словами или хотя бы молчанием, обняв обоих и стукнув друг о дружку носами?

Сколько времени они уже так ругаются? Всю жизнь? Или только последнее время?

Может быть, у них какой-то тяжелый кризис сейчас в отношениях? Ты не пыталась вникнуть, понять, догадаться?..

Знаю случаи, когда дети даже младшего возраста умудрялись таких вот сбрендивших предков замирить, успокоить, помочь им начать жизнь сначала. А вдруг у тебя получится?..

Это поважней дело, чем каждый день уроки учить. Уроки никуда не убегут. Если потратишь два-три дня или неделю на психотерапию своих родителей, небеса тебя возблагодарят даже за самый малый успех, даже за одно лишь старание…

Как, не обижая родителей, отстаивать свое «я»?

Как можно взрослому человеку сочетать угождение родителям с отстаиванием собственного Я? Как сделать при этом, чтобы они не обижались, что мы не такие, какими они хотели бы нас видеть? Должна же быть какая-то середина – и нашим и вашим, или это невозможно?


Начать ответ вам хочется с цитирования известного высказывания Гете:

«Говорят, истина лежит между двумя противоположными мнениями. Неверно! Между ними лежит проблема».

Похоже, вы догадываетесь, что проблема, которую вы озвучили, – проблема если не всеобщая, то большинства. Разные переливы ее я наблюдал в несчитанном числе, в том числе и на собственном примере. Итог: решение гармоническое, «и нашим, и вашим», находится лишь в единичных случаях. В массе остальных: перекос либо туда, либо сюда. Либо угождение сминает, а то и просто съедает личность угождающего, либо несчастные родители страдают от своих непокорных и непочтительных чад. Случается и маятник у одного и того же человека: шараханье то в одну сторону, то в другую. Чем сильней в одну, тем сильнее потом в другую…

Общего ответа нет, и во многих случаях уже заранее ясно, что какого-то срединного или «по золотому сечению» решения быть не может.

Приходится идти на конфликт, или конфликт уже есть, и неустранимый.

Когда ко мне обращаются с подобными вопросами, одним я желаю как можно быстрее и дальше удалиться от родителей – пространственно и/или внутренне; другим – наоборот, как можно смелей приближаться к ним душой и умом, вникать, относиться с психологизмом и состраданием…

И одно самое общее напоминание, которое обращаю не только к вам.

Вот оно: родители наши обычно уходят из жизни раньше, чем мы…

Родители ушли.

А мы свободны

жить, как хотим, и можем умирать.

Но вот беда: мы ни на что не годны,

и некому за нами убирать:

родители ушли.

Остались раны

и в них, и в нас…

Родители ушли

в далекие лекарственные страны,

а мы на жизнь накладываем швы.

Родители ушли.

Прочь сантименты,

зачем рыдать,

о чем жалеть, когда

галактики, планеты, континенты

друг с другом расстаются

навсегда…

Вы снитесь мне. О, если бы вернуться и вас из сна с собою унести и все начать с последнего «прости», о, если б ненароком не проснуться…

От слепой преданности недалеко до неверности.

Японская пословица

Лжизнь и шизнь, или почему дети лгут?

Что заставляет детей врать? Безобидного – даже пусть и детского – вранья не бывает, маленькая ложь может обернуться большой катастрофой.


Интересно было бы посмотреть на того, кто задал этот вопрос. Важный вопрос, не спорю. И утверждение, следующее после вопроса и несколько смахивающее на приговор, тоже правильное. Подумать можно по интонации, что вопрошающий сам никогда, ни за что на свете не врет. Нет, я не утверждаю этого, но похоже. Вот я и хотел бы посмотреть на взрослого человека, который не врет. Я бы посвятил ему оду. Я бы дал ему Нобелевскую и все остальные премии. Я открыл бы его музей. Я поставил бы ему памятник.

Сколько уж лет живу на свете и не перестаю удивляться, почему взрослые так изумляются детской лжи, почему ею так возмущаются, так потрясаются и негодуют, так проклинают и преследуют, так за нее наказывают. Не себя, заметьте, наказывают, а детей. Почему дают право на ложь себе и не дают его детям? Почему даже и задаться этим «почему» с возмущением отказываются? Какая трагедия: ребенок в первый раз съел конфетку, а сказал, что не ел! Начал драться первым, а сказал, что не он, а Вовка! Какое грехопадение!

Сдается мне, что уж которое тысячелетие взрослая часть человечества с упорством, достойным лучшего применения, занята сизифовым трудом: каждое родительское поколение, а именно – каждое врущее, лукавящее, клевещущее, лицемерящее, лживое поколение пытается вырастить из своих детишек генетически абсолютно новое племя, в корне отличающееся от предков патологическим отсутствием гена вранья.

Вот сижу и думаю: я человек взрослый, более или менее нормальный, и я вру. Всю жизнь вру. Что заставляет меня врать? Если начинать перечислять все причинные факторы моего вранья, то пришлось бы написать некую помесь научной энциклопедии и автобиографического романа страничек на тысячу, и этого бы не хватило и на тысячную долю объяснения всех причин. Ограничусь для описания их лишь одним обобщающим словом: жизнь.

Жизнь заставляет врать.

Когда и как жизнь начала заставлять меня врать? Теперь уж и не упомнить. Может быть, тогда, когда я в первый раз испугался папиного наказания? Или когда в первый раз не захотелось огорчать маму? Или когда впервые понадобилось похвастаться перед приятелями или девчонкой, а иначе никак утвердить себя в их глазах не представлялось возможным? Когда впервые сообразил, что маленьким враньем или притворством можно добиться того большого, чего иначе никак не добиться – например, не ходить в школу, потому что у тебя сегодня, видите ли, поднялась температура, а на самом деле ты ее настучал пальцем по градуснику? Или соседский мальчик постарше скрывать правду и врать научил заодно с онанизмом?

Или когда разыгралась фантазия, когда вообразилось что-то такое прекрасное, великое, чудесное, чего нет, но что обязательно должно быть, и вот – если расскажешь об этом, как о том, что будто бы есть, то как будто оно и вправду уже есть, ну хоть вот на столечко…

Нет, никак уж не вспомнить, с чего оно начиналось, вранье мое. Спасительное, губительное, комическое, трагическое, любимое, дорогое, ужасное, кошмарное, катастрофическое вранье. И ни о ком из врунов, взрослых то бишь, нельзя с уверенностью сказать, когда же и отчего они начали мутировать из невинных младенцев, устами коих, как сказано, глаголет сама истина, сначала в негодных маленьких врунишек, а потом в злостных больших врунов, из которых и состоит в основном взрослый мир. (Ну конечно же, с некоторыми исключениями, о них разговор особый).

Совсем недавно я слышал о большом исследовании детской лжи, проведенном, кажется, в США. Исследователи пришли к выводу, что уже в два-три года обычный ребенок владеет не слабым арсеналом приемов лжи и манипулирования взрослыми, о которых большинство взрослых и представления не имеет. Более того, по мнению авторов этого исследования, уже грудные младенцы умеют орать не тогда, когда им плохо, а когда надо – затем и только затем, чтобы привлечь внимание, чтобы к ним подошли, взяли на руки, ласково пообщались…

Итак, детей заставляет врать ровно то же самое, что заставляет врать взрослых. Жизнь заставляет. Вспомнил тут, кстати, великий неологизм, придуманный моим другом – философом, культурологом и писателем Георгием Гачевым: ЛЖИЗНЬ – вот-вот, лжизнь прежде и более всего в лице окружающих взрослых и прежде всего, конечно, собственных родителей. Ребенок слушает, как папа отбрехивается по телефону от начальника: «Да я щас, Федор Палыч, с гриппом лежу», а сам только что с дружеской попойки… Положив трубку, папа начинает допрос с целью выяснить, почему сын вырвал из дневника страницу с двойкой по русскому языку. И тут получается не только лжизнь, но уже шизнь.

Конец ознакомительного фрагмента.