ВЛ
практика
О недовольстве пациентов
Владимир Львович, бывало ли так, что люди, обратившиеся к вам за помощью, оставались недовольными вашей работой? Если да – как часто это случается?
Да, конечно, бывало и такое, не может не быть в приемном потоке случаев и недовольства, и хуже того… Насчет частоты не знаю – что считать частым, что редким?
За врачебную свою жизнь могу насчитать, пожалуй, около десятка-полутора таких историй. Примерно в половине из них я делал какие-то ошибки, был недостаточно осведомлен, плохо подготовлен к данному случаю или просто не в форме. В другой половине не нахожу, в чем себя упрекнуть, но люди оказывались, говоря мягко, неблагодарными. Повторяю, если ведешь прием большого множества людей, такого не избежать даже ангелу.
И кроме всего прочего: далеко не во всех случаях удовлетворение пациента работой врача или психолога равнозначно положительному результату, и наоборот, недовольство еще не означает, что результат отрицательный.
Самый недавний случай: пытался распутать сложный супружеский конфликт, примирить супругов, людей уже не молодых. Очень старался. Слишком старался. Перестарался – настал миг, когда каждый из этих уважаемых людей свой негатив, направленный на другого, оборотил на меня – с обеих сторон, что называется, покатились бочки, да еще какие тяжелые и чем наполненные… Конфликт не распутался, но примирение супругов на почве нахождения общего врага реально произошло. Не знаю, надолго ли. Они мне об этом не сообщили.
Я не могу дать вам формулу успеха, но готов предложить формулу неудачи: попробуйте всем понравиться.
Об ученичестве
У вас есть ученики?
Сложный вопрос. Сам я никогда никого ничему не учил (если не считать эпизодов в студенчестве, когда для приработка преподавал в медучилище английский язык).
Во всяком случае, никого не учил преднамеренно. Старание прямо противоположное: учиться у всех и каждого, чему только возможно. Не люблю, правда, когда меня берутся учить без спроса.
При всем том с некоторой поры стали появляться люди, считающие или называющие себя моими учениками. Так ли это и в какой степени и с каким результатом – судить не берусь.
Становятся ли пациенты друзьями?
Часто ли люди, обратившиеся к Вам за помощью, становятся Вашими друзьями?
Такое случается, да, а что считать частым, не знаю. Процент не подсчитывал.
творчество
О переводах моих книг на английский язык
Вопрос у меня простой, но жизненно необходимый для моего друга: он не говорит по-русски. Существуют ли английские переводы Ваших книг, в частности «Искусства быть другим»?
На английский язык переведена книга «Искусство быть собой» с добавлением ряда фрагментов (о ролевой психологии и ролевом тренинге) из «Искусства быть другим». Этот перевод сделан давно, но готовится к изданию только сейчас.
В переводе на английский вышли 39 моих стихотворений в книге Инны Коган «On this Path».
Информация об этой книге есть на сайте www.amazon.com и на моем сайте в интернете www.levi.ru.
биография
Об интересных встречах
Самая интересная для Вас встреча за последнее время, знакомство?
Каждый, кого я встречаю, мне по-своему интересен и важен.
Но если уж говорить об избирательности интереса, то признаюсь: за три с небольшим последних года самое интересное для меня знакомство – мой маленький сын Даня.
Как вашей маме удалось родиться в Бельгии?
Владимир Львович, а как так получилось, что ваша мама родилась в Бельгии? Город Антверпен находится, если не ошибаюсь, в Бельгии?
Да, Антверпен – один из главных городов Бельгии. Старинный красивый морской порт, через него и река протекает… Мама и ее старший брат дядя Юра родились там и провели дошкольное детство. А получилось так потому, что бабушка Мария и дед Аркадий жили там в эмиграции с 1910 года.
Родом-то они оба были с Украины, входившей тогда в состав Российской Империи. Вернулись
в Россию в 1917 году, поселились сначала в Одессе, потом перебрались в Москву.
Я помню то время, когда место рождения «Антверпен», указанное в мамином паспорте, служило источником напряга. Нужно было доказывать, что она не иностранка и не иностранная шпионка. А в семье нашей эти годы европейского житья бабушки, дедушки, мамы и дяди оставили немалый культурный и вещевой след. Маленьким я часто слышал французскую речь бабушки и дедушки. До сих пор держу поблизости от себя несколько милых мелочей бельгийского происхождения: фарфоровую шкатулочку, набор старых Антверпенских открыток, еще кое-что…
И вот что еще интересно – я это описал в своей книге «Приручение страха», но кстати уж повторю. Слепая ясновидица Ванга при краткой встрече со мной, не имея обо мне никаких предварительных сведений, каким-то образом просекла, что мама родилась во франкоговорящей стране, да и мамино имя сразу назвала. «Здесь Елена… это мама твоя? Она не в России родилась… Слышу французскую речь…» Произнесла «здесь» так, словно увидела давно ушедшую маму прямо перед собой – до сих пор при воспоминании об этом ощущаю мурашки в загривке…
Личность
Хватает ли одной жизни для жизни?
Мне реально не хватает одной жизни, чтобы все понять, почувствовать, пережить – чтобы найти свою жизнь. Уже 26 лет – а только начинаю потихоньку соображать… Так, глядишь, к 40 только пойму что к чему. Смотрю на других: есть и те, кто уже в 18 вполне уверены и самостоятельны.
А вам хватает одной жизни?
Мне не хватит и тысячи.
Хорошо, что вы чувствуете именно так – значит, у вас открытое сознание. И не стоит завидовать тем, кто в 18 лет уверен и самостоятелен. Молодые собаки уже в два года – существа уверенные и самостоятельные. Но они остаются собаками до конца дней своих.
Как тесно под этой кожей,
как много я жизней прожил
за всех, кто не смог,
за всех, кого нет,
за тысячи солнц и мильоны планет…
За что же, шепчу я, Боже,
ты счастье мое умножил,
со мною бы надо строже,
ведь я нарушал обет…
И слышу ответ: не может
никто свою жизнь итожить,
а счастье на луч похоже,
прорвавшийся сквозь портрет.
Уходя не гасите свет
О любимых запахах
Какой ваш любимый запах? Правда ли, что некоторые запахи помогают при депрессии?
Два лучших запаха на белом свете: сирень и ландыш. Третий – земляника. Еще жасмин, конечно – если только ужас бывает на земле с обратным знаком, то это он – великий властелин воздушных поцелуев, король кустов…
Без королевы-розы прожить, наверное, на свете можно – хотя, когда она себя вполне распустит, и ад, и смерть находят оправданье…
Но мне достаточно одной сирени… или хоть ландыша – о, ландышем дыша, летит в обнимку с ангелом душа… Нет, земляники, только земляники! – одной лишь ягодки, лесной, прелестной, пускай еще и не совсем созревшей… всего одной – не съесть, а подышать – вдыхать, вдыхать, вдыхать ее как детство, побыть чуть-чуть на самом острие луча блаженства… на миг, всего на миг… …вот сказочная бабочка летает, я Земляничницей ее назвал… вот появился Земляничный Моцарт… Послушайте, сейчас я выдам тайну: я говорю вам – это совесть Бога, да, запах земляники – совесть Бога, и разве в этом можно сомневаться?..
Ну а сирень, скажу вам по секрету – сирень меня удерживает в жизни. Был перерыв: сменял на сигарету – ошибка, дурь душевной дешевизны…
Из года в год я жду прихода сна, когда опять появится она – ее вторжения, ее набега, ее пришествия с седьмого неба… Как зомби от сирены до сирены, как мафиози в череде убийств, живу я от сирени до сирени, бегу за ней, как бешеный регбист, – и возглашаю – всем, кто ищет смысла, а до основ докапываться лень, кому на свете жить темно и кисло – ребята, в этом мире есть сирень!..
О любимых животных
Какое ваше самое любимое животное?
Я люблю животных всех видов, люблю с раннего детства (пяти лет отроду прочел «Жизнь животных» Брема), и решительно не могу отдать кому-нибудь из них предпочтение в смысле количественном, потому что каждого люблю в своем качестве и с каждым как-то и чем-то отождествляюсь. Частично эта моя любовь нашла выражение в стиховной главе книги «Зачеркнутый Профиль». Глава называется «Зоосад», в ней много портретных монологов самых разных зверей, в том числе этот:
От верблюда повествование
О, я не знал, не знал… О, Элогим,
о!.. Я не хотел, не хотел – мне приказали…
Бог меня сделал верблюдом
с лицом иудейским моим,
с медленными барханными
выжженными глазами…
Есть дорога. Есть стезя,
тайный смысл пути…
Победить судьбу нельзя.
Можно превзойти.
В звездный мороз и в тифозный зной
я между солнцем и сном связной.
Плачет зурна: пусть Аллах услышит:
ваша поклажа меня не колышет.
Шаг равномерен. Не ем. Не пью.
Сплю на коленях. Колючку жую.
Библии крепче, сильнее Талмуда
вера Верблюда.
Годы сыплются, скользя
пылью из горсти…
Обмануть судьбу нельзя,
можно – обрести.
Мой выбор – долг, а не покорность:
не будет милости рабу.
Меня спасает только гордость.
Она в горбу моем, в горбу.
О горб! Моя святая сила!
Какое счастье! Как красиво!
Открытый солнцу и ветрам
мой храм.
Погонщик мой, имей в виду:
я брат Самуму и Тайфуну
и свой предел не перейду:
терплютерплютерплю и плюну,
и попаду!
О люди! Жалкие ублюдки,
признайтесь, от какой верблюдки
вы род ведете?..
Вы умрете,
служа рублю,
вы мне в подметки не годитесь,
но раз уж вы на свет родитесь,
садитесь на меня,
садитесь,
я вас люблю…
А еще много стихов о животных входит в новую книгу стихов и загадок «Кважды Ква». Это книжка и для детей, и для взрослых. Но и в эти книги входят еще не все мои объяснения в любви, адресованные зверям. Вот одно из таких не вошедших:
О мой любимый Черепах!
Ты – пресмыкающийся Бах.
Мое морщинистое сердце
нашло в тебе единоверца.
Стишок этот лишь на какую-то двадцатую долю передает то магнетическое притяжение и необъяснимый восторг, которые я с детства испытываю при виде любой черепахи. Но и среди других зверей, среди рыб, птиц, насекомых и прочих созданий таких вот производителей завораживающего восторга у меня хоть отбавляй. Как они все прекрасны! Жалко, не стал зоологом…
Кто шьет сапоги сапожнику?
Обращались ли вы когда-нибудь за помощью или консультацией к другим психологам или психотерапевтам?
По поводу себя – пока еще не обращался, если не считать дружеских разговоров с ближайшими друзьями-коллегами, в которых мы иногда откровенны и вольно или невольно, случается, помогаем друг другу в каких-то личных трудностях. Для помощи же моим пациентам – для совместной консультации, для консилиума, для решения вопросов, в которых я недостаточно компетентен, – много раз обращался, конечно же, буду обращаться и впредь.
Чем ценно широкое общение?
Круг Вашего общения широк (читатели, письмописатели, пациенты, зрители, слушатели, спрашиватели..:), а процесс общения как минимум двухсторонний, и если он длится, то, надо думать, обоюдополезен?.. За что Вы цените такое общение? Боже упаси, речь идет не о меркантильности!
Мне бесконечно интересны человеческие миры.
Бесконечно интересно человечество в лице своих отдельно взятых представителей…
Бесконечно интересно рисовать, дорисовывать и менять свою картину мира, обновляющуюся через каждого человека. Интересно и самого себя познавать через бесконечные отражения, преломления в людях, в юности это было сверхважно для самооценки, теперь – не главное, но для души и работы все же кое-что значит…
Еще что? Бесконечные нюансы симпатии. Упражнения в антипатии и ее посильном одолении. Наслаждения восхищения, любви иногда…
См. Армия, Внешность, Дружба, Жалость, Зависимости, Зависть, Письмолечение, Потоковость, Этика и др.
Я вас слушаю!